Научная статья на тему 'Фундаментальные и прикладные аспекты философии образования как науки'

Фундаментальные и прикладные аспекты философии образования как науки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
570
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ДИСКУРС / ФЕНОМЕН ОБРАЗОВАНИЯ / ФИЛОСОФИЯ / ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черникова Наталья Алексеевна

В статье анализируются современные подходы, связанные с определением статуса философии образования. Выявляются основные тенденции развития философии образования в отечественной и зарубежной науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фундаментальные и прикладные аспекты философии образования как науки»

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

КАК НАУКИ

Н. А. Черникова

FUNDAMENTAL AND APPLIED ASPECTS OF EDUCATION PHILOSOPHY AS SCIENCE

Chernikova N. A.

The contemporary approaches to the determination of education philosophy status are analyzed in the article. The basic tendencies of education philosophy in the Russian and foreign science are revealed,.

В статье анализируются современные подходы, связанные с определением статуса философии образования. Выявляются основные тенденции развития философии образования в отечественной и зарубежной науке.

Ключевые слова: философия образования, образовательны1й дискурс, феномен образования, философия, педагогика.

УДК 141

Современная социокультурная ситуация характеризуется интенсивностью развития социальных наук, накоплением социально-гуманитарных знаний и стремительного развития социального образования. В контексте набирающих сил глобальных процессов социализация науки и образования является составной частью взаимосвязанных процессов, отражающих направленность, динамику, масштабы и противоречия социального прогресса. Устойчивое социальное развитие в глобальном мире обеспечивается социальным управлением, современными инженерными технологиями. Новому этапу общественного развития требуются иные способы измерения социального состояния социума, другая этика общественных отношений, иной характер междисциплинарного взаимодействия традиционных отраслей науки (4, с.297).

Переход от идеологических представлений о смыслах и задачах образования к принципиально новому видению целей образования и возможностей их реализации в современной социальной реальности требует основательной философской работы по осмыслению феномена образования. Обращение к проблеме образования настоятельно диктуется также условиями, связанными с измененем социокультурных реалий современного общества. В результате всеохватывающего анализа современной системы знания изменяется представление о различных аспектах и гранях феномена образования. Философия играет в процессе этого позна-

Ш Черникова Н. А.

Фундаментальные и прикладные аспекты философии образования как науки

ния особую роль, оказывает на его направление и характер существенное влияние. В связи с этим возникает необходимость изучения общетеоретической проблематики образования. Данные условия послужили базисом для формирования новой области знаний - философии образования, основывающейся преимущественно на основе критического анализа фундаментальных и практических оснований образовательной системы.

Философия образования - научное направление, предполагающее определенный способ мышления, изучающий наиболее общие и существенные закономерности и зависимости феномена образования. Она выступает, с одной стороны, как система научных представлений о сфере образования, а с другой - как представление о мире, формируемое в каждом человеке в процессе образования, развития, обучения и воспитания. В ней уживаются самые разные взгляды на человека и его развития, разные взгляды на жизнь и ее смысл (2).

Проблемы образования в философии, как правило, связаны с расширением вопросов о сущности человека и общества, о задачах их совершенствования. Гносеологический аспект рассмотрения данных проблем связан с расширением вопросов о познавательных способностях человека, их границах, формах, развитии в онто- и филогенезе, о соотношении чувственного и рационального в образовательном процессе. Аксиологический аспект затрагивает вопросы о том, чему и как обучать, о критериях отбора ретранслируемых знаний, об их доступности для разных слоев, об иерархии ценностей, культивируемых в процессе обучения, ведущих видах воспитательной деятельности (4, с. 19).

Ведущая тенденция современной педагогической науки - ее обращение к своим мировоззренческим основаниям. Переориентация педагогики на человека и его развитие, возрождение гуманистической традиции направлено, в первую очередь, на разработку гуманистической философии образования, выступающей в качестве методологии педагогики (5, с. 3). Деятельность российских педагогов и философов позволяет говорить о том, что отечественные школы и

направления педагогики и философии в условиях трансформации системы образования послужили фундаментом для возникновения нового вида знания - философии образования. Как область научного знания философия образования оформилась относительно недавно, но предпосылки к ее возникновению представлены исторической панорамой эпох.

В истории философии проблемы образования решались с позиции теоцентризма, антропоцентризма, натуроцентризма, со-циоцентризма и обосновывались, по большей части, исходя из идеалов и ценностей морального долженствования (4, с. 19).

Во многих философских трактатах образование отождествляется с воспитанием, с сотворением человеческой субъективности, поскольку в образовательном процессе человек получает принципы, стереотипы взаимодействия с природой, обществом, знанием, нормы отношения к другим людям и самому себе. Одновременно образование дает возможность на основе усвоенных стереотипов развить социальную и субъективную практику человека, изменить формы его объективации, способствуя таким образом историческому и общественному прогрессу. Социокультурный контекст, национальные традиции, характер мировоззрения в ту или иную эпоху непосредственно сказываются на концепциях образования в философской традиции данного времени.

Образование в примитивных культурах носит нормативный характер. Оно мифологизировано, синкретично. Накопление знаний становится возможным благодаря появлению письменности (4, с. 20).

В первобытном обществе образование, на первый взгляд строящееся на анархических безволевых принципах, в самом деле основывается на ином понимании общественной дисциплины, чем это принято в западноевропейской образовательной традиции, - на формировании чувства дисциплины и субординации (что обеспечивает стабильность и цельность общества) не по отношению к горизонтальным иерархическим связям (12, р. 213).

Образование Древней Греции носило демократический характер. Интеллект воспитывался благодаря приобщению к философии, математике, мусическим искусствам. Впервые слово стало пониматься как «ключ к миру и обществу» (6, с. 64). В античной философии особенности понимания сущности связываются с именами Пифагора, Платона, Аристотеля. Философия образования в эпоху Средневековья характеризуется культивированием воздержания, смирения, покорности. Для философии образования в эпоху Возрождения свойственно возвращение к античным ценностям. XVII в. принес возврат к абсолютизации рациональности, веру в безграничные возможности науки, идеал «разумного человека». Образование нового времени определяется утратой универсализма и общечеловеческого содержания, характерного для предшествующей эпохи. Каждый человек согласно своему статусу и предназначению получает строго соответствующее образование. Философы Просвещения полагали, что развитие человеческого разума, его полный расцвет приведет к преодолению всех форм несвободы, условием чего является длительное моральное совершенствование человека, человечества в целом. Руссо выдвигает педагогическую доктрину, почти полностью опровергающую устоявшиеся догматы данной эпохи (4, с.47). Руссо полагал, что образование должно формировать «человека вообще». Поэтому «историческая цель образования» -научить человека «искусству жить, как главному ремеслу» (7, с.26). В немецком Просвещении образование начинает приобретать не индивидуальное, личностное значение, а исторический глобальный масштаб. Согласно Канту, образование - это воспитание человеческого в человеке.

Основные тенденции развития отечественной философии образования были заложены общественными деятелями и педагогами в России. Так, например, в 1764 г. И. И. Бецкой представил Екатерине II доклад об общей реорганизации в России дела воспитания детей. Видное место в истории русского просвещения второй половины XVIII в. принадлежит Н. И. Новикову, кото-

рый принимал участие в создании народных училищ, мобилизовал общественную инициативу для организации школ. Огромна роль А. Н. Радищева в развитии общественной мысли и теории образования в России. В. Ф. Одоевский - видный деятель русской культуры, талантливый писатель и выдающийся педагог составил проект организации для народа основ общеобразовательных знаний. Он стремился к усовершенствованию русской педагогики как науки. Велика заслуга В. Г. Белинского в том, что он диалектически разрешил проблему единства общечеловеческого и национального, народного элемента в развитии образования России, в создании ее культуры, науки и просвещения. Также в разработке принципиальных теоретических вопросов русской педагогики особую роль играли великие революционные демократы Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. Н. И. Пирогов, обосновывая идеал нравственного человека, выступал в защиту всеобщего образования. Л. Н. Толстой внес значительный вклад как в развитие педагогики, так и в формирование теории образования. Деятельность Яснополянской школы - одна из ярких страниц истории русской педагогики и школы второй половины XIX века. Главная особенность XIX в. - создание университетов. В рамках развития теории воспитательно-образовательного процесса огромное значение имеют работы К. Д. Ушинского, В. В. Водовозова,

Н. Ф. Бунакова, В. П. Острогорского. Значительный вклад в развитие теории дошкольного воспитания внесли А. С. Симонович, Е. Н. Водовозовой, Е. И. Конради, Е. И. Ти-хеева, Л. К. Шлегер (13). Для философии российского образования большое значение имели идеи Л. Выгодского, С. Гессена, Дж. Дьюи, М. Монтессори, В. Шаталова.

Переход от классической к неклассической и постнеклассической фазам научной рациональности сопровождался появлением инновационных тенденций. Позитивный вклад в развитие философии образования внесла критическая педагогика постмодернизма, яркими представителями которой являются М. Кинчлоу и Т. Кун. Она предполагала увеличение насыщенности, много-

Ш Черникова Н. А.

Фундаментальные и прикладные аспекты философии образования как науки

образия и расширения образовательного пространства путем критики, переосмысления и представления возможно больших точек зрения на явления и процессы (3, с. 126).

В XX в. обозначились контуры борьбы между двумя тенденциями в образовании: авторитарной и демократической. Главной ценностью авторитарного образования является конформизм и догматизм. Демократическое образование распространяет такие ценности, как справедливость, свобода, взаимоуважение, творчество, толерантность, стремление к непрерывному образованию, к гуманизации общественных идеалов. Развитие отечественной философии образования в XX веке представлено следующими направлениями. По мнению Б. С. Гершунского, философия образования - это вполне самостоятельная область научных знаний, фундаментом которых являются не столько общефилософские учения, обращенные к образованию, сколько объективные закономерности развития собственно образовательной сферы во всех аспектах ее функционирования (1, с. 32).

П. Г. Щедровицкий выстраивает свои рассуждения в двух плоскостях - в плоскости действительного и в плоскости должного - по линиям целей, роли и содержании образования. Классическая модель образования, выстроенная усилиями многих философов и педагогов и приобретшая формы в теории и практике Я. А. Коменского, в общем и целом исчерпала себя (8, с. 173).

В работе «Философия образования и образовательные политики» В. Д. Шадриков отмечает, что цели образования должны быть конкретизированы и персонифицированы:

- во-первых, надо уйти от множественности целеобразовательной деятельности;

- во-вторых, надо понять, что запросы к образованию формулируются представителями конкретных социальных и профессиональных групп, отдельными личностями. А потому всех «заказчиков» надо привлекать к формулированию конкретных целей образования непосредственно;

- в-третьих, конкретизировать «симптомокомплекс развития личности», сформулировать критерии развития и соот-

нести их со способностями и задатками каждого конкретного учащегося;

- в-четвертых, учитывать возможности каждого конкретного образовательного учреждения и каждого конкретного педагога по достижению сформулированной цели (целей) образования (10, с. 68).

В XXI в. к числу наиболее позитивных представлений, расширяющих философское понимание образование, относятся:

- концепция развития личности;

- понимание влияние культуры на процесс воспроизводства знания;

- выявление значения социальных групп на процесс воспроизводства знания;

- развитие представлений о влиянии социально-организационных, экономических связей (4, с. 52).

Современное понимание системы образования во многом выходит за рамки «только профессионального образования». Образование является одним из инструментов общественного согласия, условием гармонизации общественных интересов, консолидации населения и придания социальному развитию устойчивого характера, поэтому философия образования ориентирована на научное познание и знание. Интерес исследователей к философской проблематике образовательной деятельности вызван, прежде всего, объективной и теперь уже осознаваемой обществом ролью образования в решении глобальных проблем. В сложившейся ситуации необходима новая парадигма образовательной политики, философии, теории и практики. Система образования должна ориентироваться не только на увеличение числа дисциплин гуманитарного профиля, но и на изменение внутренних ориентиров образования. Большинство ученых полагают, что новая гуманистическая концепция института образования должна учитывать следующие положения:

- человек - саморазвивающаяся система; образование должно помогать человеку развиваться;

- человек - открытая система; необходимо глубокое изучение его связей с

социальным миром, воздействие не него достижений мировой и национальных культур;

- человек - биопсихосоциальное существо; следует учитывать влияние на него генетического кода, природный характер психики и ее развития, воздействия окружающей среды, прежде всего социальной. Таким образом, образование должно ориентироваться на биопсихосоциальные качества личности и сочетать автономию, свободу организации учебного процесса и плюрализм моделей образования. Кроме того, подчеркивает В. И. Жуков, необходимо оптимизировать сочетание индивидуального и социального в образовательном процессе, стимулируя преподавателя к подготовке авторских курсов и адаптации их к личности учащегося, его индивидуальному учебному плану, к современным реалиям и перспективам развития общества (4, с. 57).

Образование призвано отвечать интересам личности, и предполагает решение следующих задач:

- гармонизировать отношения человека с природой;

- стимулировать интеллектуальное развитие, использовать современные методы научного познания для обогащения индивидуального мышления;

- добиться социализации человека через его погружение в культурную, в том числе техногенную и компьютеризированную, среду;

- реализовывать потребности в новом уровне научной грамотности, учитывающем интегративные тенденции развития науки, создавать условия для приобретения широкого базового образования, позволяющего достаточно быстро переключаться на смежные области профессиональной деятельности (9, с. 58).

Рассматривая современную образовательную модель, важно отметить, что новые способы изучения процессов общественного развития, формирование нравственных общественных отношений, новые формы междисциплинарного взаимодействия таких

отраслеи науки как педагогика, психология, философия, этика характеризуются преемственностью традиционной парадигмы научного знания. Традиции и инновации в области образования не противопоставлены друг другу, а находятся во взаимодействии.

Таким образом, философия образования представляет собой не только способ осмысления традиционных прикладных проблем педагогической науки, но и понимание, представление системы образования в целом, в единстве ее философских, антропологических, социальных реалий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гершунский Б. С. Философия образования. -М, 1998.

2. Гусинский Э. Н. Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. - М.: Логос, 2000.

3. Вульфсон Б. Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. - М., 1999.

4. Жуков В. И. Россия в глобальном мире. - М., 2006.

5. Котова И. Б. Шиянов Е. Н. Философские основания современной педагогики. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского государственного университета, 1999.

6. Лившиц М. Поэтическая справедливость. -М., 1993.

7. Руссо Ж. Ж. Педагог. Соч. Т. 1. - М., 2000.

8. Сидоров Н. Р. Философия образования. - М.: Изд-во Питер, 2007.

9. Философия образования. - М., 1996.

10. Шадриков В. Д. Философия образования и образовательные политики. - М., 1993.

11. Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования. - М., 1993.

12. Lips J.E. Les origins de la culture humaine. Paris, 2001.

13. http://www. gala-d. ru

Об авторе

Черникова Наталья Алексеевна, Ставропольский государственный университет, кандидат философских наук, доцент кафедры философии. Сфера научных интересов - философия образования.

cherNat82 @rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.