Научная статья на тему 'Фундаментальные духовные ценности как основа этнорелигиозной самоидентификации чеченского этноса'

Фундаментальные духовные ценности как основа этнорелигиозной самоидентификации чеченского этноса Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
166
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Жемчураева Седа Шафитовна

Конец ХХ века ознаменовался тем, что породил чеченский кризис, продолжающийся и по сей день. Главным вопросом, который изучается историками, политологами, обществоведами, является причина кризиса. В основном, она рассматривается как политическая борьба, отстаивание экономических интересов и др. Однако остается нерассмотренной одна из важнейших проблем, породивших трагедию чеченского народа. Речь идет о грубочайшем духовном кризисе, поразившем чеченское общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фундаментальные духовные ценности как основа этнорелигиозной самоидентификации чеченского этноса»

УДК 316.752

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА ЭТНОРЕЛИГИОЗНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЧЕЧЕНСКОГО ЭТНОСА

С.Ш. Жемчураева

Саратовский государственный университет, кафедра прикладной социологии E-mail: sedazz@maii.ru

Конец XX века ознаменовался тем. что породил чеченский кризис. продолжающийся и по сей день. Главным вопросом, который изучается историками, политологами, обществоведами, является причина кризиса. В основном, она рассматривается как политическая борьба, отстаивание экономических интересов и др. Однако остаемся нерассмотренной одна из важнейших проблем. породивших трагедию чеченского народа. Речь идет о глубочайшем духовном кризисе, поразившем чеченское общество.

Fundamental Spiritual Values as the Basic of National and Religious Indent of the Chechen People

S.Sh, Zhemchuraeva

The end of XX century was marked by Chechen crisis proceeding and to this day. The main question which is studied by historians, poiiticai scientists, social scientists is the reason of crisis. Basically, it is considered as political struggle, upholding of economic interests, etc. However there is not considered one of tne major problems which have generated tragedy of Chechen people, it is a question of the deepest spiritual crisis which has struck, the Chechen society.

Реалии сегодняшнего дня доказывают, что не существует угрозы физического исчезновения чеченцев как этноса, в то время как действительной угрозой, стоящей перед чеченским народом, является частичная потеря s 1ационалыюй идентичности.

Ис ел едо ван и е м этн и ч ее ко й иденти ч н о -сги представителей чеченского этноса занимаются многие ученые. Гак. В.X. Акаев в работе «Чеченское общество в поисках геополитической и социокультурной идентичности» раскрывает наиболее значимые компоненты национальной идентификации чеченцев1. Этническая идентичность, по его мнению. не является раз и навсегда данным и неизменным социальным феноменом. В условиях социальных трансформаций она претерпевает заметное изменение, в силу чего актуализируются одни ее содержательные компоненты, а другие - остаются социально нейтральными. Для чеченского этноса проблемы идентичности приобрели в нынешних экстремальных условиях наибольшую остроту. Основополагающим компонентом этнической идентичности чеченцев является сакральное пространство - земля, рассматриваемая в национальной ментальности как источник жизни и благополучия. Свою родину чеченцы называют «Землей отцов» (Дай

мохк - чеч.) и отношение к ней глубоко традиционно. Тело умершего где-то в России чеченца его родственники непременно перевезут в свое родное село и похоронят рядом с могилами предков. Привязанность к земле, бережное отношение к ней. окультуривание и передача ее подрастающему поколению -святой долг чеченца.

В качестве следующего фундаментального компонента этнической идентичности чеченцев В.Х. Акаев выделяет национальный язык, отношение к котором) в не меньшей степени сакрально, чем к земле предков. «Пенан мотг» (язык матери) - так называют чеченцы свой язык. В нем имплицитно представлен дух. ментальность этноса. Чеченцы всегда оставались преданными своему родному языку, процент считавших русский язык своим родным среди них был значительно ниже, чем среди многих других народов России. Но и русский постепенно становился для них вторым родным языком.

Настойчивое стремление к свободе - базисный компонент бытия чеченцев. Чеченское общество за последние 300-400 лет не знало классового расслоения ни в его классическом, ни в его восточном вариантах. В отличие от дагестанцев, осетин, кабардинцев, калмыков и русских, чеченцы не имели ярко выраженного княжеского, феодального сословия. а стало быть, и зависимого сословия. Хотя можно привести отдельные случаи обратного характера, но они не составляли системы. Каждый чеченец считал себя свободным от сословной зависимости и действительно таковым являлся в течение нескольких последних веков.

С л едую щ и м и де нти ф и кацио н н ы м ко м -попетом ментальности чеченцев является понятие «къонах» (рыцарь, гражданин страны). Этим именем чеченцы нарекали того, кто отстаивал общенародные интересы: защищал родину от иноземных захватчиков, отстаивал справедливость, боролся за свободу парода, защищал слабых. Чеченский «къонах» аккумулирует все лучшие стороны

О С.Ш. Жемчураева, 2007

национальной духовности, он - эталон подражания для подрастающих поколений, вершина физического, нравственного, гражданского развития личности. О таких личностях народ сложил героические песни, в которых фиксируются их героические деяния, пронизанные духом гуманизма. Или как эпический жанр - важнейший компонент, характеризующий национальную идентичность чеченцев. в них выражена их душа, патриотические и общечеловеческие представления.

Экстремальная ситуация, в которой оказались чеченцы в результате двух войн, деформ ирующе воздействует на их образ жизни, этнокультурные традиции, миропонимание. что отражается на их ментальных особенностях. Все эти обстоятельства затрудняют выбор чеченцами адекватной модели социально-политического развития, которая соответствовала бы основным параметрам их со ц и о ку л ь гу р н о й и денги ч ности.

Еще одним важным элементом этнической идентичности чеченцев является их конфессиональная принадлежность. Чеченцы исповедуют ислам суннитского толка. С’.А. Тату нц в работе «Уроки М.М. Ковалевского и Российский Кавказ» так характеризует морально--этические обязанности мусульман, установленные Кораном: уважение жизни человека; верность и порядочность: доброта и преданная благодарность родителям: помощь сородичам, соплеменникам и единоверцам в их нуждах; великодушие к зависимым от тебя*'.

Особое место в религиозных верованиях чеченцев принадлежит суфизму. Рассматривая суфизм, необходимо иметь в виду некоторые специфические атрибуты этого течения ислама: Мюрид - послушник, последователь: Гирикшп - (араб, - дорога, путь) путь к истине, а также период послушничества в роли упорида при авторитетном старце; Зикр - радение у суфиев с целью добиться слияния с богом, по ХОДУ' которого выкрикиваются и распеваются молитвы, верующие кружатся и пританцовывают в религиозном экстазе. Основоположником суфизма в Чечне является шейх Кунта-Хаджи Кишиев, живший в XIX веке.

Чеченский кризис, безусловно, явление многоплановое, но помимо всего прочего -это еще и кризис переходною состояния чеченского общест ва. Состояние этого общества разноориептированно. Не последнюю роль в нестабильности чеченского общества, по мнению многих ученых, играют различные региональные и геополитические силы, борющиеся за влияние на Кавказе. Однако пра-

вы и те, кто утверждает, что именно частичная утрата единых духовных ценностей спровоцировала возникновение кризисной ситуации.

Опираясь на трагический опыт истории, чеченскому обществу на современном этапе необходимо найти фундаментальные духовные ценности, вера в которые сплачивает нацию и позволяет ей сохранять национальную самобытность. История доказывает, что невозможно существование этноса без наличия единой национальной идеи. Разработка такой идеи особенно актуальна в связи с активным процессом глобализации. Как известно, застывшее и не способное к модернизации общест во не жизнеспособно1.

Думается, что в основе национальной идеи чеченцев должны лежать, прежде всего, духовно-нравственные ценности чеченского народа. Чеченцы нуждаются в культурном обновлении, просвещении. Знание, наука, и рофеес и о н ал и з м, н равстве нн ое воз в ы и I е-ние. политическая дальновидность и мудрость - вот то. что должен осваивать чеченский народ. Национальная идея - интеллектуальное, духовное самовыражение этноса, основной индикатор его самоидентификации .

Становясь частью глобального мира на территории России, следует развивать способность к взаимообогащающему культурному сосуществованию чеченского народа и полиэтничного сообщества, сложившегося на территории России. У многих возникают сомнения в способности такого сосуществования. Но если отречься от межэтнической на-11 р я ж е н н о с г и, с оз да вас м о й политиче с к и м 11 причинами, то убедимся, что духовная несовместимость русских и чеченцев -- не более чем миф.

I аки у! образом, вопрос состоит в том, чтобы верно определить круг фундаментальных ДУ ХОВНЫХ ценностей, которые П0У101 V ! чеченцам, с одной стороны, сохранить национальную самобытность, а с другой - без напряжения сосуществовать с окружающими этносами и культурными сообществами.

Примечания

1 Акасе В.Х. Чеченское общество в поисках геополитической и еоциокчдыурной идентичности // Южнороссийское ободрение. 2001. Вып.5. С. 16 18.

Татунц (\1. Уроки М.М. Конлдевскчи о и Российский Кавказ // Вести. Моск. ун-та. Сер. 18, Социология и пили ¡олошя. 2001..N»2. С.-17.

' \асмагома<и.>б ').. Крите национальной идентичное™ или чачем нам нужна национальная идея // Голос чеченской Республики. 2004. 17 септ. Л!117. С.5.

4 Акаев В.Х. Чеченская национальная идея - какая она'.' /. Вайнах. 2003. №10. (.'.41.

Соцпологпя

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.