Научная статья на тему 'Фундаменталистская и экстремистская пропаганда в постсоветском Дагестане'

Фундаменталистская и экстремистская пропаганда в постсоветском Дагестане Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
334
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ИСЛАМ / ПРОПАГАНДА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА / EXTREMISM / ISLAM / PROPAGANDA / INFORMATION WAR

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Курбанова Альбина Мурадовна

Статья посвящена анализу информационной и пропагандистской деятельности радикальной экстремистской группировки «Джамаат Шариат» в Дагестане и оценке результатов этой пропаганды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the analysis of information and propaganda activities of radical and extremist group «Jamaat Shariat» in Dagestan, and to the appraisal of the results and the reasons for the success of this propaganda.

Текст научной работы на тему «Фундаменталистская и экстремистская пропаганда в постсоветском Дагестане»

96

ВЛАСТЬ

2 01 0' 11

Альбина КУРБАНОВА

ФУНДАМЕНТАЛИСТСКАЯ И ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ПРОПАГАНДА В ПОСТСОВЕТСКОМ ДАГЕСТАНЕ

Статья посвящена анализу информационной и пропагандистской деятельности радикальной экстремистской группировки «Джамаат Шариат» в Дагестане и оценке результатов этой пропаганды.

The article is devoted to the analysis of information and propaganda activities of radical and extremist group «Jamaat Shariat» in Dagestan, and to the appraisal of the results and the reasons for the success of this propaganda.

Ключевые слова:

экстремизм, ислам, пропаганда, информационная война; extremism, Islam, propaganda, information war.

КУРБАНОВА

Альбша

Мурадовна —

соискатель

Региональнога

центра

этнополитических исследований ДНЦ РАН

amkurban ova@yan-dex.ru

С развалом Советского Союза в Дагестане начали набирать обороты процессы политизации ислама, стремительного увеличения количества печатной и электронной продукции с фундаменталистскими и откровенно экстремистскими проповедями.

Следует отметить, что до 1999 г. в Дагестане издавались газеты, отражающие взгляды лидеров различных фундаменталистских группировок. К таким изданиям относились газеты «Путь ислама» (редактор — известный аварский поэт Адалло Алиев), «Аль-Муджахид», «Ар-Райат уль-Исламийа» (редактор — Мухаммад Мурад Джихад), «Халифат» (редактор Багуддин Мухаммад) и др. В них содержались открытые призывы к свержению конституционного строя в Дагестане и насильственному построению единого исламского государства Дагестана и Чечни вне состава России.

Все эти газеты были закрыты или ликвидированы после вторжения боевиков Шамиля Басаева и Хаттаба в 1999 г. на территорию Дагестана. Однако позднее начали появляться новые СМИ, отражающие взгляды радикальных фундаменталистов и даже джихадис-тов. Информационные потребности интернационального кавказского джихада в тот момент покрывали два основных ресурса — сайт Мовлади Удугова, претендовавший на роль центрального информационного ресурса кавказского джихада, а также сайт карачаевских боевиков — первый информационный ресурс нечеченских боевиков. Кроме того, существовало огромное количество иных сайтов, созданных чеченскими сепаратистами, но не игравших такой роли в интернационализации джихада, как эти два ресурса.

За неимением собственного информационного ресурса, боевики джамаата «Шариат» для обнародования своих заявлений и отчетов об осуществленной диверсионно-подрывной деятельности пользовались услугами сайта «Кавказ-Центр». Именно на этот сайт они отправляли обращения и пресс-релизы от имени своего джамаата, которые представляют собой довольно интересный материал для экспертного анализа.

Очевидно, что на тот период джамаат «Шариат» явно задыхался от отсутствия собственного информационного ресурса. Интернет в республике еще не был доступен широкому кругу населения, а потребность в вербовке новых бойцов и доведении своих идей и позиций до дагестанского общества у джамаата постоянно возрастала. Поэтому боевиками, наряду с отправкой своих заявлений на сайт «Кавказ-Центр», широко применялась тактика распространения в

201 0' 11

ВЛАСТЬ

97

мечетях города пропагандистских листовок с заявлениями, обращениями и призывами от имени джамаата.

Таким образом, джамаат напряженно искал и устанавливал коммуникационные каналы, по которым он мог бы представлять свои позиции более широкому мусульманскому сообществу республики. Однако это тем более трудно давалось боевикам, что в их среде практически не было специалистов, владеющих словом и могущих доводить его до широкой аудитории.

На сайте джамаата «Шариат» содержится информация о том, что у него была также идея создать собственную газету — «Джамаат Шариат». Однако, как сообщается, был сверстан всего лишь первый номер. Видимо, неудача с началом выпуска собственной газеты была связана как с отсутствием необходимого для ее печати сложного оборудования, так и с большей опасностью распространения газеты по сравнению с листовками, которые можно было незаметно занести и оставить в мечети.

В таких условиях боевики джамаа-та приступили к созданию собственного информационного ресурса. В итоге 15 марта 2007 г. в сети начал свою работу сайт «Джамаат Шариат». По сообщениям самого сайта, за несколько дней с момента его запуска в сеть ресурс посетили более 10 тыс. раз, через полгода — более 360 тыс. раз. Недельная аудитория сайта сравнялась с тиражами самых популярных еженедельных дагестанских газет. При этом продолжали выпускаться листовки с обращениями моджахедов, исламские книги и брошюры, создано телевидение «ШариатАТВидео».

В последующие годы в сети появилась целая россыпь сайтов джихадистской направленности, которые и по дизайну, и по интерфейсу, и по схеме расположения материалов практически полностью повторяли характеристики сайта «Джамаат Шариат»: двуязычный аваро-русский сайт дагестанских фундаменталистов, сайт независимого информационного издания имарата «Кавказ», «Поэзия джихада» и другие, менее известные ресурсы. Судя по всему, все эти сайты разрабатывались по единому шаблону одной и той же командой специалистов.

На видеосерверах, в первую очередь на www.youtube.com, уже выложено огромное количество видеоматериалов ради-

кального и экстремистского характера. Признаться, эти серверы стали полем, на котором радикалы переигрывают умеренных проповедников.

Кроме сайтов, активность радикалов разворачивается и через интернет-форумы, в том числе форум Дагестанского госуниверситета, чаты и массовые социальные сети, где перепечатываются проповеди и статьи салафитских проповедников, воззвания боевиков, идет активное обсуждение и пропаганда фундаменталистских и экстремистских идей и ценностей.

Таким образом, боевики информационного фронта в Дагестане в очень короткий период времени осознали преимущества, которые дают современные информационные технологии, стараются их осваивать и с их помощью противостоять всей информационной и политической системе современной России. Следует признать, что, несмотря на низкий уровень профессиональной подготовки, на некоторых направлениях информационной работы им удается успешно противостоять пропаганде, воспитательной и просветительской работе официальных властей. Данная асимметричная конструкция информационного противостояния подпольного джамаата и огромной государственной информационной и политической системы, к сожалению, оставляет все меньше преимуществ второму игроку и дает все больше преимуществ первому.

Основную причину успеха информационного противостояния «Джамаата Шариат» позициям официальных властей, как нам представляется, достаточно убедительно можно объяснить через идею, выдвинутую Е. Месснером относительно того, что в нынешнюю эпоху «воюющих движений психологические факторы стали доминирующими»1. А в асимметричной войне, которую ведут исламские джамааты против военно-политических систем современных государств, факторы психологической мобилизации, готовности умереть во имя собственной цели играют ключевую роль. Особенно если учесть, с каким кумулятивным эффектом все эти факторы срабатывают в среде бурно возрождающихся общин верующих.

1 Павлухин С. Война третьего тысячелетия // www.chitalnya.ru/work.php?work=58764

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.