Научная статья на тему 'ФУДШЕРИНГ: НОВАЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА В РОССИИ'

ФУДШЕРИНГ: НОВАЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
569
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУДШЕРИНГ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА / ПРОДУКТОВАЯ ПОМОЩЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ЭКОЛОГИЯ / БЕДНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ / ПЛАТФОРМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ножкина А.В.

Осознанное потребление, в частности продуктов питания, находит все больший отклик у россиян. Выброшенные продукты питания негативно влияют на экологию планеты. Фудшеринг способен не только улучшить «здоровье Земли», также новая потребительская практика помогает снизить количество голодающих в России, а это важная социальная проблема. В статье проведен анализ публикаций зарубежный и отечественных авторов, посвященных развитию фудшеринга, а также представлено авторское видение данного явления. Рассмотрены интернет-платформы, которые сделали фудшеринг более доступным и привлекательным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOOD SHARING: NEW CONSUMER PRACTICE IN RUSSIA

The conscious consumption of food, particularly foodstuffs, is becoming more and more common among Russians. The waste of food has a negative impact on the planet’s ecology. Foodsharing cannot only improve the «health of the Earth», but also helps reduce the number of hungry people in Russia, which is an important social problem. The article reviews foreign and domestic literature concerning the development of foodsharing, and presents the author’s vision of this phenomenon. The article also considers the platforms that have made foodsharing more accessible and attractive.

Текст научной работы на тему «ФУДШЕРИНГ: НОВАЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА В РОССИИ»

ФУДШЕРИНГ: НОВАЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА В РОССИИ А.В. Ножкина, магистрант

Санкт-Петербургский государственный университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-10-1-92-98

Аннотация. Осознанное потребление, в частности продуктов питания, находит все больший отклик у россиян. Выброшенные продукты питания негативно влияют на экологию планеты. Фудшеринг способен не только улучшить «здоровье Земли», также новая потребительская практика помогает снизить количество голодающих в России, а это важная социальная проблема. В статье проведен анализ публикаций зарубежный и отечественных авторов, посвященных развитию фудшеринга, а также представлено авторское видение данного явления. Рассмотрены интернет-платформы, которые сделали фудшеринг более доступным и привлекательным.

Ключевые слова: фудшеринг, потребительская практика, продуктовая помощь, социальные проблемы, экология, бедность, интернет, платформы.

Проблема пищевых отходов с каждым годом становилась все острее. Ответом на данную ситуацию стало появление в 2012 году в Германии понятия «фудшеринг» (от англ. food - «еда», share - «делиться»). Под фудшерингом понимается «международное экологическое движение против растраты пищевых ресурсов, в рамках которого волонтеры вывозят из организаций нереализованную, но еще пригодную еду и распределяют ее бесплатно» [1, с. 140]. В этот же год в Берлине была запущена первая интернет-платформа «foodsharing.de». Этот шаг стал началом развития фудше-ринга во всем мире, вскоре этот способ продлевать жизнь продуктам питания распространился и по всей Европе.

Фудшеринг становится все более актуальным для социологов. Новая потребительская практика является частью шерин-говой экономики, которая распространилась по всему миру, вызвав тем самым большой исследовательский интерес.

Актуальность данной темы обусловлена несколькими причинами. Во-первых, фудшеринг недостаточно изучен социологами, во-вторых, эко-движение только начинает набирать обороты в России, и мало кто знает, с какими барьерами сталкиваются участники, а также какова мотивация тех, кто отдает продукты питания, и тех, кто их принимает. Соответственно, углубленное изучение практик фудшерин-

га способствует улучшению экологической ситуации, в частности в России, а также позволяет привлекать внимание к проблеме бедности, так как есть люди, для которых продуктовая помощь жизненно необходима.

Целями данной статьи являются описание фудшеринга как новой социальной практики на территории России и определение перспектив ее научного осмысления.

Фудшеринговые практики в России

В России есть несколько организаций, которые занимаются фудшерингом. Существует фонд продовольствия «Русь», его также называют первым банком еды в России. Такие «продовольственные банки считаются ключевым ответом на растущую проблему продовольственной бедности в странах мира посредством перераспределения продовольствия» [2]. «Русь» была зарегистрирована в 2012 году как благотворительная организация (НКО). Организация получает продукты питания из разных источников: магазины, производители, население. После их получения и сортировки еда доставляется людям, которые в ней нуждаются, то есть «социально незащищенным категориям граждан через другие благотворительные организации и государственные социальные службы» [3]. Фонд самостоятельно контролирует качество продуктов, которые передаются «из рук в руки», они проходят несколько эта-

пов проверки пригодности - это сортировка и отбор. Ранее фонд «Русь» функционировал как «традиционная благотворительная организация» [4], сейчас же имеет собственное приложение «Food Drive», которое было создано совместно с «Х5 Group» в 2019 году. С его помощью все желающие и нуждающиеся могут авторизироваться на данной платформе, что позволяет не только принимать продукты питания, но и участвовать «в благотворительных продовольственных акциях в магазинах Х5, а также оказывать адресную помощь, покупая продовольственные наборы для нуждающихся» [3]. «Русь» на данный период времени имеет большое количество доноров. Это организации, предприятия и т.д., которые передают часть продукции фонду. К их числу относятся «Mars International», «Cargill», «Billa», «Danone»,

«Procter&Gamble», «Дикси» и др. Фонд «Русь» активен в 54 регионах России. В 2018 г. «объем распределенной еды составил 4,6 тыс. тонн продуктов стоимостью порядка 700 млн рублей» [3].

Также существует волонтерское движение - «Фудшеринг. Москва» [1, с.141]. Коммуникация между принимающей и отдающей стороной происходит через социальные сети. Передача продуктов питания осуществляется в несколько этапов: сначала волонтер движения (фудсейвер или спасатель еды) принимает еду у организаций, с которыми заключен договор, после этого волонтеры передают забранную еду тем, кто об этом попросил в интернете. Для того чтобы стать волонтером, необходимо зарегистрироваться, изучить правила сообщества и пройти тестирование. После успешного прохождения теста волонтер попадает в общую базу, там ему приходят сообщения о предстоящих выездах в компании-доноры. Волонтер самостоятельно распоряжается едой, он может ее передать нуждающимся или же оставить себе.

В Санкт-Петербурге была основана группа в ВКонтакте «Фудшеринг. Отдам даром еду». В ней люди обмениваются едой бесплатно, также безвозмездно происходит раздача излишков продовольствия из разных организаций (например, Софийская база). Чаще всего публикуется фото-

графия продуктов питания и описание, которое конкретизирует содержимое кадра, и уточняется место и время встречи для передачи продуктовой помощи. Пользователи данной группы пишут комментарий под постом, если заинтересованы в получении еды, и там же договариваются о встрече. Забрать продукты может как волонтер, чтобы передать кому-то другому, так и человек, который хочет оставить продовольствие себе, то есть нуждающийся. При этом в сообществе есть правила, которым необходимо следовать, они заключаются в том, что отдавать некоторые продукты запрещено, а именно продукты из мяса, птицы, рыбы, морепродуктов. Кроме того, описываются условия, которые необходимо соблюдать для передачи продуктовой помощи. К ним относятся следующие: передается та еда, которая не понравилась по вкусу; у которой заканчивается срок годности или он закончился, но это не сказывается на её качестве (нет плесени, запаха); которой слишком много или много сладостей, варенья [5].

Важным правилом группы является безвозмездная передача продуктов людям: «НЕ меняемся. Фудшеринг не предполагает обмен, <.. .> группа свободна от обмена, зашоколадничества и убийства животных» [5]. При этом группа снимает с себя ответственность: «отдавая еду, вы действуете по своей совести. Забирая еду, вы действуете на своё усмотрение, и ответственность за ваше здоровье лежит на вас. Группа является площадкой для размещения объявлений» [5]. Данное правило введено потому, что в России фудшеринг не закреплен на государственном уровне, люди действуют самостоятельно. Несмотря на это, фудшеринговые сообщества совершают первые шаги на пути улучшения экологической ситуации, а также оказывает помощь нуждающимся, тем, у кого нет средств на регулярное и качественное питание.

Также в России появляются стартапы, связанные с фудшерингом, но они являются коммерческими. Онлайн-платформы разрабатывают проекты помощи в рациональном распределении еды с истекающим сроком годности. В качестве примера

можно привести «Food Hide» - сервис заказа еды по интернету. Все «меню» кафе и ресторанов, представленные на сайте, приготовлены компаниями-партнерами. Информация о продуктах питания, опубликованная на данной платформе - это информация об излишках, которые продаются со скидкой от 50 %. «Food Hide» получает комиссию с заказов. При этом сам сервис для пользователей бесплатный. Миссия «Food Hide» - «это улучшение экологической обстановки путем сокращения избытков продуктов питания и напитков», а также «создание благоприятной, открытой для всех и безопасной среды» [6]. В 2019 году стартап привлек инвестиции на сумму 5-10 млн. руб. от «United Investors». Сервис функционирует на данный момент только в Москве.

Другой пример - это «Eaty Eat» - приложение, основанное в 2019 году. Оно повторяет похожий алгоритм действий, как и ранее описанная бизнес-модель. Заведения разного типа - от пекарен до ресторанов -реализуют непроданную продукцию. На платформе «Eaty Eat» покупатель может купить товар со скидкой 30-70%. После оплаты потребитель должен самостоятельно забрать покупку в обозначенное время. После запуска платформа «Eaty Eat» смогла спасти в первый месяц около 25 килограммов продовольствия. Задача «Eaty Eat» - «поменять отношение людей к потреблению и показать, что отходы являются не мусором, а продуктом. Особенно еда, треть которой по статистике выбрасывается на свалки при условии, что в мире миллиард голодающих - это ненормально. Необходим баланс, чтобы всем всего хватало» [7]. Приложение функционирует только на территории Санкт-Петербурга.

Третий пример - «Алисок» - платформа, которая находится на этапе разработки с 2018 г. У данного проекта есть одно отличие, а именно социальная направленность. Заработок планируется направлять в сеть социальных кухонь для нуждающихся. «Алисок» также направлен на реализацию продукции ресторанов и кафе, заработок создателей платформы будет составлять около 5%.

Несмотря на появление стартапов в России, фудшерингом на данный момент времени занимаются именно благотворительные организации, которые специализируются на спасении продуктов питания и помощи нуждающимся. Наличие данных проектов демонстрирует заинтересованность в фудшеринге. Поскольку глобальная продовольственная система не способна удовлетворить потребности всех жителей планеты, перспективы развития продовольственной помощи очевидны. Фуд-шеринг может помочь улучшить социальное и психологическое состояние людей, поскольку, передавая продукты питания, люди конструируют социальные связи, крайне важные в современном обществе.

Причины возникновения фудшерин-га в России

Возникновение фудшеринга в России связано с двумя группами факторов:

1) развитие экологических движений, ориентированных на сбережение природных ресурсов и экономное потребление;

2) высокий уровень бедности населения России. Существуют разные способы решения данной проблемы: «одной из действенных мер борьбы с бедностью в рамках задач продовольственной безопасности является промышленный фудшеринг» [8, с.177]. В Российской Федерации выброшенные в отходы продукты питания составляют 16 %, или 17 млн. тонн продуктов, которыми можно было бы воспользоваться, так как для многих россиян вопрос с питанием стоит очень остро. Если фудшеринг будет развит в нашей стране, то спасение данного объема продовольствия позволит прокормить 30 млн человек, то есть больше, чем количество живущих за чертой бедности в России» [1, с.139].

Как отмечалось ранее, фудшеринг является новой потребительской практикой. Его изучение в научной среде находится на начальном этапе. В то же время анализ зарубежной и отечественной литературы позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время постепенно оформляются основные научные подходы к исследованию данного феномена.

Подходы к исследованию феномена фудшеринга

В литературе фудшеринг чаще всего рассматривается как потребительская практика питания, которая имеет социальные, экономические и экологические особенности [9].

В экологически ориентированной литературе отмечается, что каждый год производится около четырех миллиардов тонн продуктов питания, от 30 % до 50 % из них теряется по всей цепочке поставок продуктов питания, начиная от производства, заканчивая потреблением [10]. Значительное количество ресурсов, таких как вода, энергия, почва и органические вещества, теряется при производстве продуктов питания. Также весомое количество экономических ресурсов инвестируется в производство пищевой продукции. Потери продовольствия являются серьезной угрозой для окружающей среды. Зарывание мусора и выбросы парниковых газов негативно сказываются на «здоровье Земли» [11]. Экологическая исследовательская перспектива акцентирует внимание прежде всего на социальные механизмы обеспечения устойчивого развития и снижение уровня загрязнения планеты [2, 12, 13, 14]. Кроме того, сторонники данного подхода анализируют мотивацию участников фудшерин-га, барьеры с которыми они сталкиваются, способы их коммуникации и другое [15].

Экономическая перспектива фудшерин-га представлена в работах Джульет Шор, которая исследует экономику совместного потребления в современном обществе в контексте развития цифровых платформ. Ранее обмен был, скорее, редкой, чем частой практикой. Это происходило из-за высоких рисков, поэтому обмен начинался и заканчивался внутри семьи, близкого круга друзей и знакомых. В настоящий момент интернет позволяет осуществлять обмен между людьми на цифровых платформах; это происходит быстро и относительно безопасно.

Российский исследователь А. С. Жидков рассматривает фудшеринг в ряду практик экономики совместного потребления [16]. Анализируя проекты, которые функционируют в рамках экономики сов-

местного потребления («Uber», «Airbnb», «Дарудар», «Charity shop», «Спасибо!», «Rentmania», «Довезу!», «BlaBlaCar»), он приходит к выводу, новые потребительские практики направлены на борьбу с чрезмерным потреблением в разных сферах жизни, «sharing-сервисы помогают экономить, и общество все больше осознает важность снижения потребления» [16, с.53]. Жидков определяет фудшеринг как «международное движение людей, которые «спасают» хорошую еду от попадания на свалку и распределяют между собой» [16, с.53]. Именно поэтому фудшеринг как часть шеринговой экономики позволяет рационально использовать продукты питания.

В целом, экономическая перспектива рассматривает феномен фудшеринга как новую практику совместного потребления, которую можно рассматривать не только с точки зрения рационального использования продовольствия, но и с точки зрения производства общественных благ. Характеристика фудшеринга в контексте производства общественных благ опирается на его определение как некоммерческого способа перераспределения продуктов питания и снижения затрат на утилизацию неиспользованной еды [17, с.2]. Таким образом, экономисты акцентируют внимание на том, что фудшеринг - это практика экономики совместного потребления.

Социологический подход к фудшерингу в отличие от экономического предполагает анализ социальных отношений, в контексте которых он возникает, и которые составляют его ядро. Попытка социологического определения фудшеринга представлена в работе Анны Девис «Urban Food Sharing: Rules, Tools and Networks» [15], в которой она дает следующее определение фудшерингу: «это совместное приготовление и употребление еды, предоставление другим ее части, наличие совместных площадей для выращивания и приготовления пищи, использование общей посуды и садовых инструментов, общее увлечение едой, а также рассказы о своих кулинарных навыках и знаниях о еде» [15]. Значит, фудшеринг является не только инструментом рационального распределения продук-

тов питания, но и скрепляющим звеном в обществе. Это происходит посредством коммуникации между людьми, в том числе и с использованием информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), то есть социальных сетей, приложений и отдельных сайтов. Находясь в сообществах по фудшерингу, люди формируют новые социальные связи, они обмениваются знаниями, навыками и опытом. Такое объединение и такая коммуникация благоприятно сказываются на жизни современного общества.

По мнению исследователей, фудшеринг способен решить немало проблем человечества: «продовольственная бедность и пищевые отходы являются символами неравенства и неэффективности наших современных продовольственных систем» [18]. В этом смысле его можно отнести к формам благотворительности. Его суть выражается в материальной помощи, в пожертвовании продуктами питания [19, с. 28]. Мотивами безвозмездной передачи пищи могут быть и «моральная установка жертвователя» (общественный долг), и эмоциональные реакции, например, «сострадание, жалость, желание помочь нуждающимся» [19, с. 19]. В этом смысле фудшеринг можно рассматривать как альтруистическую практику потребления, основанную на нравственном принципе бескорыстной помощи, которая играет важную социальную роль в современном обществе.

В отечественной литературе формируется социально-культурный подход к исследованию фудшеринга. Так, в статье Н. Л. Антоновой и О. И. Пименовой «Гастрономические практики как предмет социологического анализа: направления исследования» авторы отмечают, что «выбор продуктов питания, приготовление блюд, пищевые предпочтения становятся базисом субкультурных движений» [20, с.75]. Если определять субкультуру, как «систему норм и ценностей, отличающих культуру определенной группы от культуры большинства общества» [21], то можно отнести фудшеринг к субкультуре. Участники движения фудшеринга имеют общие ценности и нормы поведения, связанные как с бережным отношениям к ресурсам планеты, улучшением ее экологического состояния, так и с решением остростоящих социальных проблем.

На наш взгляд, фудшеринг является многогранной потребительской практикой, которая включает в себя следующие ракурсы для его изучения (см. рис.):

- фудшеринг как благотворительность;

- фудшеринг как субкультурное движение;

- фудшеринг как экономика совместного использования (шеринговая экономика);

- фудшеринг как цифровая экономика (интернет-платформы);

- фудшеринг как экологическая безопасность.

Рис. Понимание фудшеринга в науке и обществе [17, с.4]

Тем не менее, основополагающей и наиболее интересной для социологического изучения является благотворительный ракурс данной практики. Так как именно через эту «особенность» (ее не имеет, например, каршеринг), можно исследовать, как формируются социальные связи у участников фудшеринга, на какой мотивации базируется желание безвозмездно помогать нуждающимся и т.д. Таким образом, фудшеринг - это благотворительная потребительская практика, которая предполагает рациональное распределение продуктов питания между членами сообщества с помощью интернет-платформ, что, несомненно, является скрепляющим звеном для общества.

Заключение

Фудшеринг является формирующейся потребительской практикой питания в России. Ключевыми акторами, стимулирующими ее развития, выступают благотворительные организации: фонд продовольствия «Русь», волонтерское движение «Фудшеринг. Москва» и группа в ВКон-такте «Фудшеринг. Отдам даром еду». Россияне демонстрируют нескрываемый интерес к новой потребительской практике. Это проявляется в том, что многие благотворительные организации функционируют именно по инициативе простых граждан, которые обеспокоены «здоровьем Земли» и количеством голодающих в России. Однако стали появляться и локальные стартапы по фудшерингу: «Food

Hide», «Eaty Eat» и «Алисок», которые демонстрируют развитие новых бизнес-моделей в экономике совместного потребления.

Массовая практика фудшеринга стала возможна благодаря интернету. Появление платформ упростило коммуникацию между участниками сообществ и ускорило возможности быстрого перераспределения продуктов питания. Появление сайтов, групп в социальных сетях, приложений по фудшерингу позволяет создавать благоприятные условия не только для объединения людей, но и для изменений в их жизни и в обществе в целом [15]. Это проявляется в новых знакомствах, совместном времяпрепровождении, получении новой информации и т.д. Для общества это глобальные изменения, которые направлены на улучшение экологической ситуации, а также на помощь нуждающимся, которые испытывают недостаток продуктов питания в рационе.

Анализ теоретических подходов к изучению феномена фудшеринга позволяет понять, что ни зарубежные, ни отечественные исследования не описывают фудшеринг в полной мере, со всех его ракурсов. Поэтому можно сделать вывод о том, что научное сообщество, в том числе социологи, находятся только на начальном пути в исследовании фудшеринга. И это открывает широкие перспективы комплексного исследования данного феномена.

Библиографический список

1. Смирнова Т. А. Фудшеринг как инструмент решения проблемы нехватки продовольствия // Эпоха науки. 2020. № 23. С. 139-141.

2. Corbo C., Fraticelli F. The use of web-based technology as an emerging option for food waste reduction // Conference Proceedings. Envisioning a future without food waste and food poverty. Societal challenges. 2015. P. 133-142.

3. ТИАР-Центр 2019. Фудшеринг в России. URL: https://foodsharing.ru/wp-content/uploads/2019/10/foodsharing_tiar.pdf (дата доступа: 25.11.2020).

4. Фонд продовольствия «Русь» 2012. Первый банк еды в России URL: https://foodbankrus.ru/ (дата доступа: 25.11.2020).

5. Фудшеринг. Отдам даром еду 2015. Сообщество в социальной сети «ВКонтакте». URL: https://vk.com/sharingfood (дата доступа: 24.09.2020).

6. Food Hide 2019. Сервис заказа еды. URL: https://foodhide.ru/wp-content/themes/storefront/help/pol1689318.html (дата доступа: 05.07. 2021).

7. Рамблер/женский 2019. Eaty Eat сервис покупки лишней еды. URL: https://woman.rambler.ru/other/42409858-kak-i-zachem-v-peterburge-zapustili-servis-pokupki-lishney-edy-iz-kafe-iz-restoranov-so-skidkoy-ot-30-do-70/ (дата доступа: 05.07. 2021).

8. Зубова Л. В., Смирнова И. В. Инструменты государственного управления в борьбе с бедностью в Российской Федерации // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 2020. № 4. С. 171-183.

9. Боталова А. И. Фудшеринг: экономические, экологические, социальные аспекты явления // Вектор экономики. 2020. №1. С. 1-21.

10. Institution of Mechanical Engineers 2013. Global Food: Waste not, Want not. URL: https://www.imeche.org/policy-and-press/reports/detail/global-food-waste-not-want-not (дата доступа: 21.05.2021).

11. Adhikari B.K., Barrington S., Martinez J. Predicted growth of world urban food waste and methane production // Waste Manag. Res. 2006. № 24 (5). P. 421-433.

12. Michelinia L., Principatob L., Iasevolia. G. Understanding Food Sharing Models to Tackle Sustainability Challenges // Ecological Economics. 2018. № 145. P. 205-217.

13. Harveya J., Smitha A., Gouldinga J., Branco-Illodo I. Food sharing, redistribution, and waste reduction via mobile applications: A social network analysis // Industrial Marketing Management. 2019. P. 1-13.

14. Беркетова Л. В., Володина С. С. Фудшеринг как экологичный способ использования продуктов питания // Бюллетень науки и практики. 2020. №1. С. 253-259.

15. Davies A. R. Urban Food Sharing: Rules, Tools and Networks. Bristol, UK: Policy Press, 2019.

16. Жидков А. С. Концепция общественного блага и развитие сферы услуг // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. 2017. № 4 (23). С. 46-54.

17. Alekseev A. A., Kruzhkova T. I., Kot E. M., Lavrov V. N., Ruschitskaya O. A., Ruschit-skaya O. E., Ruchkin A.V. 2020. Analysis of foodsharing in the interests of small agribusiness development // International Transaction Journal of Engineering, Management, & Applied Sciences & Technologies. 2020. № 10. P. 1-11.

18. Midgley J. L. The logics of surplus food redistribution // Journal of Environmental Planning and Management. 2014. № 57 (12). P. 1872-1892.

19. Ильин Е. П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. М.: Издательский дом «Питер», 2013.

20. Антонова Н. Л., Пименова О. И. Гастрономические практики как предмет социологического анализа: направления исследований // Дискуссия. 2016. № 2 (65). С. 72-76.

21. Национальная социологическая энциклопедия 2021. Субкультура. URL: https://voluntary.ru/termin/subkultura.html (дата доступа: 21.05. 2021).

FOOD SHARING: NEW CONSUMER PRACTICE IN RUSSIA

A.V. Nozhkina, Graduate Student Saint Petersburg State University (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The conscious consumption of food, particularly foodstuffs, is becoming more and more common among Russians. The waste offood has a negative impact on the planet's ecology. Foodsharing cannot only improve the «health of the Earth», but also helps reduce the number of hungry people in Russia, which is an important social problem. The article reviews foreign and domestic literature concerning the development of foodsharing, and presents the author's vision of this phenomenon. The article also considers the platforms that have made foodsharing more accessible and attractive.

Keywords: foodsharing, consumer practice, food aid, social problems, ecology, poverty, internet- platforms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.