ХРОНОТОП
Фронтовые операторы: неразрывная связь времен и поколений
Джанджугазова Е.А.
В статье раскрывается неразрывная связь между подвигом фронтовых кинооператоров времен Великой Отечественной войны и современным поколением российских военных корреспондентов, ставших достойной сменой представителям славной плеяды советских мастеров военной кинодокументалистики.
The article reveals the inseparable connection between the feat of the front-tline operators of the Great Patriotic War and the current generation of Russian war correspondents who have been worthy successors to representatives of the glorious galaxy of the Soviet masters of military documentaries.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, фронтовые
кинооператоры, российские военные корреспонденты, Донбасс, Крым, Севастополь.
Key words: the Great Patriotic War, the front-line operators, Russian military correspondents, Donbass, Crimea, Sevastopol.
Назвав рубрику журнала «Хронотоп», мы как бы попытались соединить одной сюжетной линией очень похожие события, происходящие в разные временные отрезки. Вместе с тем связь между ними явственно ощутима, и она позволяет выработать устойчивую культурно обозначенную позицию, через которую человек способен осваивать пространство окружающего мира в ритме определенного времени.
Повторяющиеся факты истории, привязанные к одним и тем же пространственным координатам, дают нам возможность заново
1
переосмысливать трагические и героические события Великой Отечественной войны и нынешнего вооруженного противостояния на Украине в контексте современности. Еще совсем недавно такие аналогии в жанре альтернативных историй казались бы очень жесткой фантастикой, но год назад началась война на Донбассе, и исторические аналогии как хорошо срежиссированные киноэтюды постоянно проносятся перед нашими глазами, растиражированные многократно современными масс-медиа и социальными сетями. Мир за прошедшие 70 лет сильно изменился. Научно-технический прогресс и технологическая революция создали глобальное информационное поле, конструирующее бесконечное число новостных сюжетов, снабженных великолепным визуальным рядом, способным, казалось бы, раскрыть всю анатомию картинки до мельчайших ее деталей. Вместе с тем по-настоящему трогают и заставляют сопереживать только подлинные человеческие чувства: простые слова, идущие от сердца, или скромная фронтовая фотография, передающая силу случайно схваченного кадра, отражающего всю глубину трагизма, либо, напротив, необычайную радость. Эту бесценную ткань памяти о Великой Отечественной войне донесли до нас фронтовые корреспонденты, которые по крупицам воссоздали монументальное эпическое полотно нашей Победы.
Двигаясь с частями Красной Армии по бесчисленным фронтовым дорогам, кинооператоры-документалисты на многих километрах пленки запечатлели всю правду этой жестокой войны. Благодаря им в исторической памяти народа сохранены кадры суровой военной Москвы, в небе которой застыли аэростаты заграждения, кадры исторического парада 7 ноября 1941г. на Красной площади, огни замерзшей Ладоги, по льду которой прошла легендарная «Дорога жизни». Всем памятны кинокадры, снятые в сражающемся Севастополе, Одессе, Керчи, Новороссийске. Документальная хроника военных лет сохранила кадры горящего Донбасса - они своей агитационной прямотой и мобилизующей силой очень емко и точно обличают фашизм во всех его проявлениях и обличьях. Кадры, снятые
2
военными корреспондентами 1941-45г.г. и 2014-2015г.г. - неопровержимы и безукоризненно точны, а главное они передают одни и те же чувства и настроения людей, живущих в разное время, но на одной земле, подтверждая тем самым неразрывную связь поколений, одинаково ненавидящих фашизм.
Сегодняшний наш рассказ о том, как видели войну военные корреспонденты разных поколений Роман Кармен и Владислав Микоша во время Великой Отечественной войны и современные журналисты - Андрей Стенин, Игорь Корнелюк, Антон Волошин, погибшие в 2014 г. на Донбассе.
Анализируя воспоминания фронтовых операторов и сопоставляя кадры военной хроники, мы попробуем сопоставить события, показав силу исторической памяти народа, победившего фашизм в далеком 1945 и сражающегося с новым фашизмом в близком 2014г.
Роман Кармен — легендарный кинооператор Великой Отечественной. Он снимал военную хронику в Испании, битву под Москвой, несдающийся блокадный Ленинград, сдачу армии Паулюса в плен под Сталинградом, бои за Берлин, Нюрнбергский процесс и многие другие сюжеты. Сегодня ни один фильм о Великой Отечественной войне не может обойтись без снятых им кадров. Роман Кармен никогда не был просто кинооператором-профессионалом, он олицетворял собой целую эпоху в истории советского документального кино. По словам коллег и друзей, он, достигший вершин в своей профессии, был всегда честен, пройдя с кинокамерой тяжелыми дорогами войны, никогда не льстил власть имущим и не прислуживался, а всегда служил своему Отечеству, о чем живо свидетельствуют рассказы из его фронтового дневника. [4]
Рассказ 1.
Роман Кармен Донбасс год 1941. [1. c.32-35]
Идет сорок первый год. Шахтерский городок Лисичанск. Сюда я попал в составе киногруппы и именно здесь почувствовал, что война будет
3
жестокой и долгой. Фашистские полчища неудержимо продвигались в глубь страны. Каждое утро мы понуро стояли около репродукторов и молча вслушивались в последние известия: «... наши войска оставили населенный пункт и после тяжелых боев отступили на заранее приготовленные позиции». Теперь мы знали, что это значит. Через город проходили толпы беженцев из оккупированных районов, шли и части Красной Армии.
В разговорах слышались слова: «окружение», «прорыв», «шпион», «десантники». Просачивались страшные рассказы о жестокости и кровавом произволе гитлеровцев. И вот наступил день, когда наша киногруппа стала готовиться к эвакуации. Жители Лисичанска, оставшиеся в городе, молча нас провожали. Слов упрека мы не слышали, но читали их в глазах провожающих. В районе шахт слышались глухие взрывы: шахтеры взрывали шахты. Наша киногруппа на открытой полуторке продвигалась к Ворошиловграду (г. Луганск). На дороге - тысячи людей, машины, до отказа набитые людьми и скарбом, ревущие стада колхозных коров. И все это двигалось нескончаемым потоком. Пыль, жара, сгорбленные, с поникшими головами фигуры людей...
Стоя на подножке движущейся машины, я снимал происходящее вокруг. Иногда из толпы раздавалось: «Зачем ты это делаешь?!». Но, снимая, я, твердо уверенный, что истории это будет крайне необходимо. Верил, что наступит время, когда все переменится и мы вернемся сюда.
Поток людей вылился на широкую улицу села. Белые домики с окнами, закрытыми ставнями или забитыми досками, с покрытыми серой тяжелой пылью палисадниками; цветы в них, поникнув головками, как бы прощались с нами. В визире киноаппарата промелькнула фигура женщины. Она стояла на чем-то высоком, и ее видно было издалека. Мы приближались. Она поднимала руки, словно хотела остановить огромный людской поток. Что-то кричала. Ее седая голова была покрыта ветхим платком, концы его спадали на плечи и грудь. В глазах, в движениях - мольба. Она бессильно
4
опускала руки и тут же вновь поднимала их. Но люди шли и шли, не останавливаясь. Где-то потом я видел плакат грузинского художника Тоидзе «Родина - мать зовет!». На нем такая же седая женщина, так же покрытая платком, как бы приказывала: «Защитите Родину!». Здесь же на пыльной дороге женщина - мать просила, умоляла, и мне казалось, что она кричала: «Остановитесь! Куда же вы?!».
У нее было измученное лицо, огромные серые глаза, наполненные слезами. Я снял, как к ней приблизился красноармеец в гимнастерке, мокрой от пота и покрытой засохшей пылью. Через плечо винтовка с блестящим граненым штыком. Он снял винтовку с плеча, с головы - сырую пилотку, опустился на колени. Поцеловал край платья женщины, тяжело встав, поклонился и, втянув голову в плечи, побежал догонять свою роту. В кадре в последний раз промелькнуло застывшее женское лицо и бессильно опущенные руки. «Мы вас подождем... ».
Многие кинодокументы, снятые Романом Карменом, легли в основу документальной киноэпопеи «Великая Отечественная». Все 20 фильмов правдиво рассказывали о самых тяжелых днях войны, многие люди узнали на кадрах кинохроники своих близких - они стали как бы последним мгновенным свиданием и глубокой засекой в памяти поколений потомков. Эта кинолетопись стала хрестоматией, передающей мастерство военной кинодокументалистики нынешним поколениям военных корреспондентов, так же, как их деды и прадеды отдавшим свою жизнь, снимая бои на Донбассе в 2014г.
Владислав Микоша- знаменитый фронтовой кинооператор,
влюбленный в Крым и Черноморский флот. Бои за Севастополь стали его болью и вечной памятью. Он снимал горящую Одессу, Керченский десант, освобождение Крыма и Севастополя, освобождение Румынии, Болгарии, Польши, бои в Восточной Пруссии, под Кенигсбергом. Владислав Микоша, по воспоминаниям очевидцев, был очень обаятельным человеком с
5
постоянной улыбкой на умном лице. Его не раз видели в гуще боев в окопах Одессы, где он снимал на пленку героические действия морской пехоты. По снятым кадрам видно, что Микоша снимал все военные действия стоя! Его жизнь в тот момент для него была менее ценной, чем правдивые кадры военной хроники. Он скрупулезно и бесстрашно пытался запечатлеть все мельчайшие детали боев, «вырывая» на мгновения лица солдат и матросов, чтобы через многие десятилетия мы помнили их... [3]
Рассказ 2.
Владислав Микоша
Здравствуй, Севастополь! [1. c.205-208]
(или «Крымская весна 1»)
Враг, бросая технику, раненых, стремительно откатывался к Севастополю...
Вместе с передовыми частями Красной Армии мы (фронтовые операторы) мчались на своей полуторке по извилистому шоссе южного берега Крыма. С нами вместе на Крым наступала весна. По обе стороны дороги замерли, как часовые в белых маскировочных халатах, высокие черешни. Розовым пламенем горели костры персиковых деревьев. Мы ехали по знакомой ленте асфальта, и каждый крутой поворот дороги открывал родную землю в весеннем цвету. Справа и слева по обочине дороги шли пленные немцы и румыны. Пленные шли без конвоя, не поднимая глаз.
Судак, Алушта, Гурзуф, Ялта - всюду оставили свой след фашисты. Обгорелые остова домов, расстрелянные жители, сотни убитых лошадей преграждали путь. До Севастополя оставалось только 35 километров. Крымский пейзаж разнообразили многочисленные кладбища. Слева и справа от дороги следовали в строгом геометрическом порядке ряды стандартных
6
крестов, увенчанных стальными касками. Гитлер обещал войскам, штурмовавшим Севастополь, отдых в Крыму на берегу Черного моря. Долго продлится этот отдых. Справа от дороги поднялся высокий холм с разбитой часовней - Итальянское кладбище. ”Смотрите! Знакомые места!”
- взволнованно крикнул Костя Ряшенцев и высунулся из машины по пояс.
”Это не то слово - «знакомые»!” - с болью произнес Левинсон. Да, это, конечно, не то слово, - подумал я. На этом месте за короткое время боев - атак, штурмов и контратак - пережито было больше, чем мог человек пережить за долгую жизнь. С высоты отлично были видны рубежи нашей обороны: Сапун-гора, Федюхины высоты, Инкерманская долина, Сахарная голова... Вдруг засвистели пули, и начался бой. Я приготовился, и съемка началась. Осторожно продвигаюсь вперед позади разведчиков. Меня окликнул отставший Ряшенцев. - Смотрите! Что я нашел! Он держал в руках несколько ленточек, выгоревших на солнце, с потускневшими названиями кораблей: «...ская коммуна», «Червона ...., «...сный Кавказ» и почти целая ленточка с надписью «Свободный». Сомнений не было - это были ленты с бескозырок моряков, принявших свой последний бой за Легендарный Севастополь. Вы помните, под Ассами, когда мы с вами познакомились, название какого корабля было у меня на бескозырке?
- Помню - «Беспощадный». Костя протянул мне обрывок ленточки, и я с трудом прочитал полустертую надпись: «. щадный». Это с нашего корабля. Костя не сдерживал слез. Он встал на колени и прижался лбом к влажной земле.
Неподалеку звонко разорвались одна за другой четыре мины, и совсем рядом просвистели осколки. Я взял у Кости обрывок ленточки и положил в записную книжку рядом с фотографией матери. С ней я больше никогда не расставался. Шаг за шагом наши войска подошли вплотную к последним рубежам немецкой обороны. 7 мая 1944 года начался штурм Сапун-горы.
7
Три полосы бетона вместе с хитрой системой противопехотных заграждений были преодолены матросами и солдатами в невиданном доселе порыве. Каждый сантиметр земли был взят с боем. каждый шаг был подвигом. Весь склон Сапун-горы был глубоко вспахан, густо засеян металлом и полит кровью.
Здравствуй Севастополь! Мы вернулись!
Читая эти строки, написанные военным корреспондентом Владиславом Микошей, снимавшим всю военную хронику стоящим в полный рост, невозможно не прочувствовать силу духа и героизм сражавшихся за Севастополь бойцов и снимавших боевые действия фронтовых кинооператоров. Всю войну, от Баренцева до Черного моря снимали всего 252 кинооператора, в боях погиб каждый пятый, а кому посчастливилось выжить, были ранены или контужены, и всю свою последующую жизнь они передавали новым поколениям память об этой Великой войне. Вообще память о войне у россиян заложена на генетическом уровне. Я отношусь к поколению, родившемуся через полтора десятка лет после того, как отгремели последние бои, но, читая о войне или смотря кадры военной хроники, я понимаю, что это не какая-то далекая и чужая война. Это моя война, моя боль и горечь потерь, моя радость и гордость Победы! Чувство сопричастности к нашей Великой Победе объединяет многие поколения россиян, и в этом огромная заслуга военных операторов и журналистов, которые передали последующим поколениям военных журналистов не только профессиональное мастерство, но и самое главное - умение почувствовать и передать правду о войне, всю ее боль, горечь потерь и радость Победы!
Давайте внимательно всмотримся в кадры наших героев - военных кинооператоров Великой Отечественной войны и нынешней гражданской войны на Донбассе.
8
Роман Кармен. Кадры Великой Отечественной, 1943г.
Андрей Стенин. Донбасс 2014г.
9
Владислав Микоша. Бой за Севастополь 1944г.
Андрей Стенин. Бой ополченцев за Снежное. Донбасс июнь 2014г.
Говорят, что времена не выбирают, и, к сожалению, почти на каждое поколение приходится своя война и свое оружие. У кинооператоров оно всегда одинаковое - зоркий и правдивый «глаз» объектива их кинокамеры,
10
передающий нам самые разные кадры войны - драматичные и жестокие, отзывающиеся острой болью или мягкие, лиричные, трогающие душу. Эти люди ценою своей жизни «пишут» летопись войны для того, что мы всегда помнили...
Литература
1. «Их оружие - кинокамера. Рассказы фронтовых кинооператоров». Москва. «Искусство», 1984. С. 276.
2. Макушин Р. «Женское лицо войны. История создания плаката «Родина-мать зовет!» \\АиФ - 17.03.2004.
3. http://www.kino-teatr.ru/kino/operator/sov/39195/bio/ (датаобращения:
17.04.2015)
4. http://www.kino-teatr.ru/kino/operator/sov/283320/bio (датаобращения:
17.04.2015)
11