УДК 331.101.4
О.Ю. Красильников
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского,
г. Саратов, Россия
ФРИЛАНС НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТРУДА
Аннотация. В статье исследуются теоретические аспекты развития самозанятости (фриланса) на российском рынке труда. Рассмотрены его основные формы и статистические показатели. Особое внимание автор уделяет анализу трудовых отношений в условиях широкого развития Интернет-технологий и информационной экономики.
Ключевые слова: фриланс, самозанятость, трудовые отношения, рынок труда, информационная экономика, Интернет-технологии.
Abstract. The article examines the theoretical aspects of the development of self-employment (freelancing) in the Russian labor market. Its main forms and statistical indicators are considered. The author pays special attention to the analysis of labor relations in the conditions of wide development of Internet technologies and information economy.
Key words: freelance, self-employment, labor relations, labor market, information economy, Internet technologies.
Одной из основных тенденций мирового и российского рынков труда является развитие так называемого фриланса на основе самозанятости. Фриланс трактуется как самостоятельный поиск работы и ее исполнение для фирмы или частного лица, зачастую даже без юридической регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Соответственно фрилансер (от англ. «свободный копьеносец») - это работник, который на свой страх и риск выбирает работодателя и под свою ответственность выполняет порученное ему дело [1].
Согласно законопроекту, разработанному Министерством юстиции РФ, самозанятыми признаются физические лица, осуществляющие основанную исключительно на личном участии предпринимательскую деятельность по продаже произведенных такими лицами товаров, оказанию услуг, выполнению работ для физических лиц, в том числе в свободное время от исполнения обязанностей по трудовому договору, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, и представившие уведомления об осуществлении указанной деятельности в налоговый орган в соответствии с налоговым законодательством [2]. Однако мы считаем такое определение неполным, т.к. оно не включает оказание услуг (выполнению работ) для юридических лиц и государства.
«Профессиональная ориентация»
2018, №2
Электронный
научный журнал
Таким образом, можно выделить следующие виды фриланса:
- выполнение работ и оказание разнообразных услуг частным лицам, начиная от работы сиделкой, сапожником, репетитором, вплоть до написания курсовых и рефератов;
- работа на юридических лиц без зачисления в штат фирмы;
- оказание услуг (выполнения работ) для государственных органов;
- отдельно стоит выделить труд на основе удаленного доступа с использованием телефона, различных мобильных устройств и глобальной сети Интернет.
По данным Федеральной налоговой службы РФ количество уведомивших налоговые органы самозанятых граждан, осуществляющих деятельность по оказанию услуг физическим лицам на 1 августа 2018 г., составляет 1839 чел. При этом год назад аналогичный показатель насчитывал всего 295 чел. Однако, указанные цифры далеки от реальности. Например, по мнению Минтруда РФ, самозанятых около 12 млн. чел., а по оценке независимых экспертов, от 15 до 25 млн. чел. В РАНХиГС отмечают, что для 11,7% экономически активного населения (8,7 млн. чел.) неофициальные заработки - единственная форма дохода, а 30 млн. чел. (40,3% работающего населения) совмещают их с легальной занятостью [2].
В связи с этим необходимо отметить, что в октябре 2018 г. в Государственную думу РФ был внесен и принят в первом чтении проект закона о самозанятых. Законопроект в качестве эксперимента сроком на десять лет предусматривает введение в ряде регионов специального режима налогообложения от 4 до 6% на профессиональный доход граждан, не работающих по найму. По мнению специалистов, легализация теневой самозанятости поможет работникам в будущем сформировать достойную пенсию, особенно в свете предстоящей пенсионной реформы.
Нас интересует, прежде всего, самозанятость в информационной экономике или электронная занятость (е-занятость, телеработа) с использованием глобальной сети Интернет. Развитие Интернет-технологий способствовало широкому распространению разнообразных форм электронной самозанятости, основанных на принципе удаленного доступа. При этом с точки зрения трудовой автономии они варьируются от достаточно свободного профессионального труда электронных фрилансеров до зависимого положения операторов виртуальных центров обработки вызовов (колл-центров). Совокупная доля в сфере электронной самозанятости в первом десятилетии XXI века в странах ОЭСР составляла 16-17% всей гражданской занятости. В России количество электронных фрилансеров одно из самых низких в мире (около 6%) [3].
Таким образом, происходит видоизменение всей индустриальной системы наемного труда. Широкое распространение получают гибкие и изменчивые формы занятости: неполная, временная, удаленная, случайная,
неформальная и самостоятельная. Подобные процессы имеют ряд причин, не всегда связанных с внедрением Интернет-технологий. В условиях рыночной нестабильности и возрастания конкуренции фирмы все чаще используют аутсорсинг: часть работ выносится за пределы предприятия, а трудовые отношения с работниками заменяются подрядными. Кроме того рост благосостояния и повышение самооценки людей формируют новые мотивы и трудовые стратегии, ориентированные на внеиерархические формы занятости.
Информационная экономика ставит перед фирмами проблему получения доступа к профессиональным навыкам, которые отсутствуют внутри организации. Для фрилансеров характерны высокий уровень человеческого капитала, а значит и сравнительно высокая оплата труда. Сегодня все более широкие слои работников осваивают информационно-коммуникационные технологии и вовлекаются в удаленную работу, что объективно затрудняет выделение границ этого явления. В настоящее время не существует более или менее единых критериев определения телеработников. На наш взгляд, для отнесения работника к этой группе занятых необходимо, чтобы телеработа была для него основным видом деятельности и источником получения дохода. Так, среди наемных работников в странах Европейского Союза только 7% трудятся в удаленном режиме более четверти рабочего времени и лишь 1,7% постоянно [4]. Сферы трудовой деятельности самозанятых в информационной экономике представлены в таблице.
Таблица 1. Виды профессиональной деятельности электронных фрилансеров в % (по данным бирж удаленной работы) [3]
Вид деятельности Биржа удаленной работы
Elance.com Guru.com Free-lance.ru
^-сфера 44,1 45,1 34,5
Дизайн/мультимедиа 19,6 22,5 39,3
Тексты/переводы 24,2 16,4 16,4
Деловые услуги 10,3 8,7 6,6
Инжиниринг 2,1 7,3 3,2
Всего 100 100 100
Одним из наиболее распространенных видов трудовых отношений в информационной экономике является современное надомничество, т.е. выполнение работы у себя дома вместо ежедневных походов в офис. Кроме этого, подобное дистанцирование может иметь множество других видов и форм. Например, работа во время отпуска (в поезде, в самолете, в санатории, на пляже), работа на зарубежного работодателя без выезда за границу (оффшорное программирование) и т.п.
В итоге занятость в информационной экономике ведет к существенному сокращению транзакционных издержек (на аренду
«Профессиональная ориентация»
2018, №2
Электронный
научный журнал
офисных помещений, подбор кадров, транспортные расходы). Она способствует внедрению гибкой организации труда и гибкого штата, увеличению производительности труда, новой мотивации, улучшенному обслуживанию заказчиков (круглосуточно, без оплаты сверхурочных).
Наблюдается новый социальный раскол информационной эпохи, порожденный различиями в способностях продуцировать новое знание, так называемое информационное неравенство. В результате одни люди извлекают выгоды из своего положения на рынке труда, другие попадают в зависимость и довольствуются функцией рутинного обслуживания информационных потоков. Однако сравнительно низкие доходы являются оправданной платой за коммерческие риски, которые в системе наемного труда берут на себя фирмы и государство. Если для свободных фрилансеров возросшие риски компенсируются реальной автономией и высокими доходами, то зависимые надомники, поступившись ими, мало что получают взамен [5].
Таким образом, занятость в информационной экономике дает индивиду следующие преимущества:
- экономия времени на перемещениях и транспортных расходов;
- возможность работы в непринужденной домашней обстановке;
- оптимизация распределения времени между работой, досугом и общением с семьей;
- новые перспективы для участия в общественной жизни;
- возможность сохранения навыков и квалификации (например, когда нужно ухаживать за ребенком или близкими);
- гибкий график труда (свобода начинать и заканчивать работу в наилучшее время для продуктивной деятельности).
Феномен фриланса нуждается в дальнейшем изучении со стороны ученых-экономистов с целью более эффективного практического применения и легализации самозанятости в условиях информационной экономики.
Библиографический список
1. Красильников О.Ю. Развитие трудовых отношений в Интернет-экономике / Материалы научно-практической конференции Дыльновские чтения «Социология XXI века: традиции и инновации». Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2017. С. 183185.
2. Вопрос: сколько в России самозанятых и как легализовать свою деятельность. URL: https://vc.ru/legal/44614-vopros-ckolko-v-rossii-samozanyatyh-i-kak-legalizovat-svoyu-deyatelnost (дата обращения: 30.10.2018).
3. Шевчук А. Электронная самозанятость // Свободная мысль. 2010. № 6. С. 108.
4. Welz C., Wolf E. Telework in the European Union. Dublin, 2010. P. 5.
5. Красильников О.Ю. Изменение трудовых отношений в условиях становления информационной экономики // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Экономика. Управление. Право. 2009. Т. 9. Вып. 1. С. 3-6.