Подсекция «Экономика и финансы медиабизнеса»
Фриланс как инструмент повышения эффективности медиабизнеса в условиях информационносетевой экономики
Д. Замешаев
студент группы ДЭэБ-3-1
В условиях информационно-сетевой экономики традиционные инструменты повышения эффективности медиабизнеса не дают желаемых результатов, поэтому руководству медиа холдингов приходится искать новые инструменты повышения эффективности бизнеса и достижения намеченных стратегических целей.
В научной статье автором рассматривается фриланс как инструмент повышения эффективности медиабизнеса, учитывающий особенности информационно-сетевой экономики. Под эффективностью бизнеса понимаем сокращение расходов, а значит себестоимости и увеличение чистой прибыли, что является одной из стратегических целей современного медиабизнеса. «Фриланс» используется для обозначения труда, не закрепленного за конкретным рабочим местом, а часто и за конкретным работодателем. Человек занимающийся «фрилансом» получил название «фрилансер».
В настоящее время понятия «фриланс» и «фрилансер» не закреплены на законодательном уровне в России. Существует множество определений данных понятий. Рассмотрим определения, наиболее полно отражающие суть данных понятий.
Фриланс - это удаленная работа в сети Интернет: заказчик и исполнитель находятся друг от друга на любом расстоянии, а все операции осуществляются и координируются посредством сети [4].
Данное определение имеет ряд недостатков, так как ограничивается только сетью Интернет, и не учитывает другие каналы коммуникаций, например, мобильная связь.
42
Фрилансер - это человек, который выполняет работу на заказ. При этом место работы и время он выбирает самостоятельно. У него нет фиксированной заработной платы, нет графика, а есть только заказы и сроки их выполнения [5].
Так как в современной законодательной базе не существует такого понятия как «фрилансер», то рассмотрим особенности договорных (правовых) вариантов оформления трудовых (правовых) отношений между работником и работодателем в сфере фрилансерства. Данные взаимоотношения представлены на рис. 1.
Рис. 1. Правовые варианты оформления трудовых отношений между работником и работодателем в сфере фриланса
Рассмотрим особенности оформления трудовых отношений между работником и работодателем в сфере фриланса.
Работа по договору гражданско-правового характера (ГПХ). Согласно п. 1 ст. 702 гражданского кодекса (ГК) РФ по договору ГПХ предметом договора является конечный результат работы или оказания услуги, который работодатель принимает в срок, установленный договором [1]. Процесс выполнения этой работы заказчика не интересует, хотя он может проверять ход выполнения подрядчиком работы.
Заключая договор ГПХ, работодатель не делает никаких записей в трудовой книжке работника. Тем не менее, период работы по договору ГПХ, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, включается в страховой стаж, дающий право на трудовую пенсию по старости (п. 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утв. Постановлением Правительства РФ от 2.07.2002 № 555).
Действие Трудового кодекса (ТК) РФ на отношение сторон в договорах ГПХ не распространяется. В частности, лицо, работающее по ГПХ, не имеет право на оплачиваемый больничный. Заключая договор ГПХ, работодатель будет ориентироваться только на положения Гражданского кодекса РФ. Кроме того, в договоре ГПХ указываются конкретные сроки выполнения работ.
43
Если говорить о налогах, то лица, работающие по ГПХ, являются плательщиками НДФЛ либо по стандартной ставке 13% (для резидентов) либо 30% (для нерезидентов).
Уплаты НДФЛ проводит работодатель, но существует практика, когда фрилансеры берут на себя обязанность уплачивать НДФЛ.
Так же на работу по ГПХ распространяются стандартные профессиональные вычеты. На выплаты по договору ГПХ работодатель должен начислять страховые взносы только в Пенсионный фонд России (ПФР) и в фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Следовательно, у работодателя есть возможность сэкономить на уплате страховых взносов в фонд социального страхования (ФСС).
Если анализировать эту форму оформления трудовых взаимоотношений между работником и работодателем в сфере фрилансер-ства, то фрилансер с точки зрения закона не закреплен за конкретным местом работы, второй важный момент, это то, что «фрилансер» не ограничен в способе выполнения своей работы, ограничен лишь в сроках выполнения работы.
Работа по трудовому договору о выполнении работы на дому
Согласно ст.310 Глава 49 «Особенности регулирования труда надомников» ТК РФ надомник - человек, заключивший трудовой договор о выполнении работы на дому. Данный вид оформления трудовых отношений подходит под «фриланс» так как он тоже осуществляется вне стен офиса организации, на которую работает надомник, он сам выстраивает свой рабочий день и совершенно не ограничен в способах выполнения работы, ограничения так же только по срокам выполнения работы. Однако согласно ТК РФ, работы, поручаемые надомникам, не могут быть противопоказаны им по состоянию здоровья и должны выполняться в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Отсюда непонятно, является ли рабочее место надомника стационарным рабочим местом или нет.
Автором, выделены признаки, определяющие стационарное рабочее место:
• наличие трудовых отношений между работником и работодателем;
• нахождение работника в этом месте (либо необходимость прибытия) в соответствии со служебными обязанностями;
• нахождение указанного места под косвенным или прямым контролем работодателя;
• указанное место создается на срок более одного месяца.
Рабочее место надомника не является стационарным рабочим местом, так как указанное место создается не работодателем, ему не принадлежит (нет договора аренды) и не подконтрольно организации.
44
Из этого можно сделать вывод, что надомников можно отождествлять с «фрилансерами». Однако, «фрилансеры» в своей работе используют современные каналы коммуникации, а надомная работа чаще всего направлена на работу на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет - то есть создание материальной продукции.
Работа по трудовому договору о дистанционной работе
Понятия «дистанционна работа» и «дистанционный работник» были введены 2013 году федеральным законом № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Конкретно были внесены изменения в ТК РФ: добавлена глава 49.1 «Особенности регулирования труда дистанционных работников».
Дистанционными работниками считаются лица, заключившие трудовой договор о дистанционной работе [2].
Дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет» [2].
С дистанционным работником заключается договор о дистанционной работе - это совершенно новый вид договора. Стоит проанализировать новую категорию «дистанционный работник» на предмет соотношения с «фрилансом».
Первый и самый значимый нюанс дистанционной работы -электронный документооборот. Весь документооборот может быть в электронном виде, что освобождает работника и работодателя от необходимости личной встречи. Остановимся на этом более подробно.
Первый вопрос возникающий у людей, которые слышат об электронном документообороте - это визирование документов, то есть осуществление подписи документов с помощью усиленных квалифицированных электронных подписей (ЭЦП).
Электронная подпись - параметр электронного документа, отвечающий за его достоверность. Электронный документ, подписанный ЭЦП, имеет юридически значимую силу, такую же, как и бумажный документ, подписанный собственноручной подписью.
ЭЦП представляет собой уникальную последовательность символов, которая генерируется с помощью криптографического пре-
45
образования информации. Электронная подпись идентифицирует владельца сертификата ЭЦП, а также устанавливает отсутствие несанкционированных изменений информации в электронном документе.
Электронный документооборот и ЭЦП расширяют географию заказов для фрилансера - то есть теперь ничто не мешает уехать на время на отдых, в другой город, может быть страну и продолжать успешно и главное законно работать. Однако договор, заключенный в электронном виде, должен быть выслан письмом на бумажном носителе.
Вторым нюансом является вот какие особенности «трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя».
Так же, если обратиться к прошлому положению об электронном документообороте, между дистанционным работником и работодателем, то в случае с надомными рабочими согласно пункту 7 «Положение об условиях труда надомников» договор составляется в письменной форме, в двух экземплярах и даже более того соблюдая ст. 68 ТК РФ об оформлении приема на работу, где в последнем абзаце прописано о необходимости ознакомления работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, что тоже говорит о том, что работник и работодатель должны встречаться непосредственно для подписания договора.
Между дистанционным работником и надомником есть множество различий и нельзя смешивать эти понятия. Но все же, наверное, будет оправданно видеть в дистанционном работнике - категорию, которая идя в ногу со временем, призвана для того что бы вытеснить надомных рабочих как категорию, так как у надомников очень старая правовая база, которая не отвечает требованиям времени.
Договор о дистанционной работе дает работникам и работодателям достаточно большую свободу и гибкость, которые позволяют заключать договоры о работе, которая раньше могла быть отнесена исключительно к надомной работе, при этом облегчая оформление трудового договора и прочих документов.
Для автора категория дистанционного рабочего представляется более современной и продуманной версией категории надомного рабочего.
Так же дистанционный работник может быть как штатным сотрудником, так и внештатным. При этом нельзя точно сказать, что чаще встречается на практике штатная или внештатная работа. Это легче всего объяснить на простом примере - например, труд вэб-дизайнера, -это очень распространенный вид дистанционной работы, но если вэб-
46
дизайнер работает на дизайн-студию, то он находится в штате, при этом являясь дистанционным работником, но если вэб-дизайнер работает один, напрямую на заказчика, то тогда он заключает договор о дистанционной работе с заказчиком, при этом находясь вне штата.
Проведя анализ оформления трудовых взаимоотношений работодателя и работника в сфере фрилансерства, стоит отметить, что наиболее выгодными формами для работника является работа по договору ГПХ, и договору о дистанционной работе. Стоит выявить отличительные черты между этими двумя формами оформления трудовых отношений.
Для работника договор ГПХ плох тем, что он не предусматривает ряд социальных гарантий, в частности, права на ежегодный оплачиваемый отпуск, на получение больничных и декретных пособий, пособий при увольнении.
Для работодателя договор ГПХ плох тем, что он ограничивает его в контроле за процессом выполнения работы. Работодатель по договору ГПХ производит контроль только по результату работы -приемки. При этом он не может обязать такого сотрудника, например, работать с 9 до 18 часов 5 дней в неделю или соблюдать иные правила внутреннего распорядка.
Таким образом, заключив трудовой договор, выигрывают обе стороны: работник получает возможность работать в удобном для него месте, не теряя социальных гарантий, а работодатель может осуществлять нужный ему контроль за ходом выполнения работы.
Таким образом, по мнению автора данной статьи, наиболее оптимальным вариантом оформления трудовых отношений между работником и работодателем в сфере фриланса является работа по трудовому договору о дистанционной работе.
Так как понятие «дистанционный работник» относительно новое, то достаточно сложно определить его место в современной классификации персонала организации. Автором статьи разработана оригинальная классификация персонала медиаорганизации с поправкой на выявленные особенности действующего трудового законодательства, которая представлена на рис. 2.
Таким образом, автором выявлены новые черты «фриланса» и подтверждены общепризнанные черты данной дефиниции, что позволяет дать оригинальное определение «фриланса» которое будет соответствовать реалиям современной практики ведения бизнеса, и не противоречить действующему трудовому законодательству РФ: фрилансер - человек, выполняющий работу как по трудовому договору, так и по договору ГПХ, находящийся как в штате организации, так и вне штата, самостоятельно выбирающий место и время работы, ограниченный лишь сроками сдачи работы.
47
Рис. 2. Классификация персонала медиаорганизации
Для того чтобы понять насколько в современном мире определение «фрилансер» неправильно и неоднозначно трактуется, стоит обратиться к самой популярной энциклопедии современности «Википедия» и посмотреть определение фриланса там: «Фрилансер (англ, freelancer - вольный копейщик, свободный копьеносец, наемник; в переносном значении — вольный художник) — человек, выполняющий работу без заключениядолговременного договора сработодателем, нанимаемый только для выполнения определенного перечня работ (внештатный работник)».
Из определения следует, что фрилансер — это обязательно внештатный работник — что является неверным, так же как и строка «работу без заключения долговременного договора с работодателем».
Рассмотрим на примере условной медиаорганизации (газета) повышение эффективности ее деятельности при привлечении на работу фрилансеров. Структура персонала газеты представлена на рис. 3.
Расходы на оплату труда сотрудников газеты в зависимости от занимаемой должности и количества штатных единиц представлены в табл. 1.
Таблица 1
Расходы на оплату труда сотрудников газеты
Номер Должность Зарплата
1 Главный редактор 150 000
2 Оператор компьютерного набора 50 000
48
Рис. 3. Структура персонала газеты
Окончание табл. 1
Номер Должность Зарплата
3 Редакторы рубрик (3 рубрики) 75 000 * 3 = 225 000
4 Обозреватель (2 человека) 30 000 * 2 = 60 000
5 Дизайнер 50 000
6 Верстальщик 45 000
7 Журналист (5 человек) 35 000 * 5 = 175 000
8 Менеджер по рекламе 75 000
Итого 830 000
Для расчета аренды офиса найдем площадь необходимого офиса в расчете 10 кв.м на одного сотрудника - в нашей газете трудятся 15 человек, следовательно нам необходим офис 150 кв.м. Воспользуемся услугами сайта www.arendator.ru, по данным которого средняя цена офиса в 150 кв.м - 191 000 руб./месяц.
Посчитаем расходы на офисную технику и мебель в расчете, что у нас 15 сотрудников, каждому из которых как минимум нужен компьютер, телефон в кабинет, рабочий стол, так же не стоит забывать расходы на Интернет, телефонные звонки. Расчет приведен в табл. 2.
Таблица 2
Расходы на содержание сотрудников в офисе
Номер Статья расходов Сумма расходов
1 Компьютеры 30 000 * 15 = 450 000
2 Телефоны 800 * 8 = 6 400
49
Окончание табл. 2
Номер Статья расходов Сумма расходов
3 Офисная мебель (стул+стол) (1 200 + 5 000)15= 93 000
4 Затраты на интернет 2 000 руб/мес.
5 Затраты на телефонные звонки 5 000 руб/мес.
Итого 556 400
Посчитаем общую сумму затрат в месяц: 830 000 + 2 000 + 5 000 + 191 000 = 1 028 000 - которые включают затраты на оплату труда, затраты на Интернет, телефонную связь, аренду офиса. Посчитаем прочие затраты (на компьютеры, офисную мебель, телефоны) 450 000 + 6 400 + 93 000 = 549 400.
Переведя на дистанционную работу всех журналистов, дизайнера, верстальщика, обозревателей мы сможем сократить наши расходы. Мы можем перевести на дистанционную работу 9 человек - это значит минус 9 рабочих мест.
9(1 200 + 5 000) = 55 800 рублей можно сэкономить только на столах и стульях.
Так же в нашем офисе должно быть на 9 компьютеров меньше:
9 * 30 000 = 270 000 рублей.
И конечно же сам наш офис может быть меньше на 90 кв.м. то есть 60 кв.м. - 31 500 руб. в месяц.
830 000 + 2 000 + 5 000 + 31 500 = 868 500 - в месяц.
549 000 - 55 800 - 270 000 = 232 200 - другие затраты.
Пример сокращения расходов представлен в табл. 3.
Таблица 3
Сокращение расходов
Наименование критерия Ежемесячные затраты Прочие затраты Абсолютное отклонение Процент экономии расходов
Без применения дистанционной работы 1 028 000 868 500 159 500 15
После применения дистанционной работы 549 000 232 200 316 800 58
Таким образом, на условном примере доказано, что фриланс позволяет существенно снизить ежемесячные (на 15%) и прочие расходы (на 58%) медиаорганизации, а значит, повысить ее прибыльность и рентабельность в широком смысле и в более узком - оптимизирует документооборот, переводя его в электронную форму в условиях информационно-сетевой экономики XXI века. Таким образом, фриланс является инновационным инструментом повышения эффективности медиабизнеса.
50
В научной статье было установлено, что работа «фрилансера» имеет свои преимущества и недостатки. К преимуществам относятся:
• возможность создать оптимальный персонализированный рабочий процесс - график работы, удобное рабочее место, одежда, температура, наличие музыки т.п.;
• возможность самостоятельного эффективного распределения своего рабочего времени и минимизация его потерь. Недостатками являются:
• самостоятельная уплата налогов;
• нестабильный доход;
• отслеживание изменения нормативно-законодательной базы, регулирующей деятельность фрилансеров.
А трудиться в офисе или работать дистанционно - вопрос индивидуальный, главное, что теперь есть законная возможность такого выбора.
Библиографический список
Гражданский кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Федеральный закон № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 05.04.2013. http://voltvo.ru/publ/1-1-0-22 http://myblaze.ru/
51