Научная статья на тему 'Фридрих Хайек и его политическая философия: между либерализмом и консерватизмом'

Фридрих Хайек и его политическая философия: между либерализмом и консерватизмом Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3598
393
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Заусаева Наталья Александровна

Настоящая статья посвящена идеологической оценке политических воззрений известного мыслителя XX в. Фридриха Августа фон Хайека, место которого в сложившейся системе политических традиций до сих пор остается весьма спорным. Вопрос о принадлежности Ф. Хайека к консерватизму и либерализму решается не только на основе анализа исследовательских позиций, но и с учетом его собственной самооценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Friedrich Hayek and his political philosophy: between liberalism and conservatism

This article is devoted to the ideological appreciation of political views of the well-known thinker of the XXth century Fiedrich August von Hayek, whose place in the formed system of political traditions is still very disputable. The questions about the belonging of his political philosophy to conservatism and liberalism is being solved not only on the basis of the analyses of the present research positions, but also considering his own self-appraisal.

Текст научной работы на тему «Фридрих Хайек и его политическая философия: между либерализмом и консерватизмом»

Н.А. Заусаева

Фридрих фон Хайек и его политическая философия: между либерализмом и консерватизмом

В прошлом году мировая общественность отметила 100-летний юбилей со дня рождения одного из виднейших ученых XX в. - Фридриха Августа фон Хайека. Личность этого человека до сих пор поражает современников своей многогранностью, оригинальностью, масштабностью мысли. Зачастую в нашей жизни величие и значимость человека объективно оцениваются современниками лишь после его смерти. Это вполне можно отнести и к Фридриху фон Хайеку, особенно в нашей стране, где он и его творчество до настоящего времени трактуются весьма многозначно и противоречиво. Казалось бы, за время, прошедшее после его смерти, должны были утвердиться более определенные оценки его научного наследия, разрешиться споры вокруг поставленных им вопросов, однако это не так, и он продолжает оставаться «трудным автором», по меткому выражению Р. Капелюшни-кова, одного из немногих отечественных исследователей творчества этого мыслителя [1, с. 16].

Сегодня Ф. Хайек известен у нас не только как выдающийся экономист, лауреат Нобелевской премии, но и как политический мыслитель, а точнее, политический философ. Об этом, например, свидетельствует тот факт, что фрагменты его основополагающей работы «Дорога к рабству» помещены во втором томе «Антологии мировой политической мысли» [2]. Недавнюю публикацию в нашей стране самых известных философско-политических работ Хайека, посвященных критике тоталитаризма и социализма, также можно расценить как результат отхода от жесткой критики этого мыслителя, характерной для советского периода. Примечательно, что сфера его интересов помимо экономической теории и политической философии также включала право, антропологию, психологию, историю идей, а по образованию он был юристом и политологом, получив после окончания Венского университета с разницей в два года ученые степени доктора наук права и доктора политических наук. Возможно, такая многогранность деятельности этого человека, а также выпавшие на его долю «повороты жизни» обусловили многозначную и весьма неопределенную трактовку его основных идеологических воззрений не только в отечественной литературе, но и за рубежом. В связи с этим представляется вполне уместным попытаться внести ясность в оценку идеологической направленности его политической философии.

Справедливости ради следует отметить, что неопределенность существует не только в отношении политических позиций Хайека, но и его гражданского статуса, т.е. принадлежности к определенной стране. В одних источниках он предстает как австро-американский ученый [3, 4], в других -его взгляды анализируются в разделе, посвященном Англии [4]. В уже упомянутой «Антологии мировой политической мысли» он назван более универсально - одним из крупнейших западноевропейских политологов, экономистов и социологов [2, с. 416]. Конечно, эта путаница вполне объяснима тем, что Хайек жил и творил в разные периоды своей жизни в Австрии, Англии, США, Германии. Причем эта гражданская неопределенность традиционна в отношении многих мыслителей ХХ в., особенно выходцев из Европы, пожелавших или вынужденных по разным причинам покинуть свою Родину. В то же время этим обстоятельством никак нельзя объяснить подобную путаницу с датой смерти ученого. Составители «Антологии мировой политической мысли» [2, с. 416] и «Политической энциклопедии» [5, с. 576] называют концом его жизни 1992 г. Такого же мнения придерживаются итальянские ученые Дарио Антисери и Массимо Балдини в подготовленной ими антологии работ Людвига фон Мизеса, учителя Хайека [6, с. 7]. В то же время на обложке книги его последней работы стоит 1988 г. [3]. Подобная неточность присутствует и в учебном пособии В.А. Мельника «Политология» [7, с. 369]. Возможно, это всего лишь досадные опечатки. Что же касается политических воззрений, то здесь такие простые объяснения вряд ли правомерны.

Оценивая идеологическую ориентацию политической философии Хайека в координатах основных политических традиций ХХ в., можно с уверенностью сказать лишь о том, что он никогда не был приверженцем социалистической традиции, а, напротив, известен как неустанный критик социализма во всех его проявлениях. Две же другие мировые политические традиции ХХ в. - консерватизм и либерализм - до сих пор в лице различных авторов «оспаривают» право считать Хай-ека своим сторонником или противником. Это характерно как для отечественной литературы, так и для зарубежной. Естественно, в рамках данной статьи не представляется возможным проанализировать все имеющиеся точки зрения, так как

фигура Хайека привлекала и привлекает внимание довольно обширного круга исследователей, но выделить наиболее типичные из них все же необходимо.

С одной стороны, Хайек упоминается в ряду консерваторов как представитель, основатель или вдохновитель какой-либо из современных модификаций консерватизма, в частности, «грубого индивидуализма», неоконсерватизма и либертализма. Эта точка зрения зафиксирована во многих справочных и учебных изданиях. Так, в четырехтомной антологии «Мудрость консерватизма», вышедшей в США, Хайек оказался среди приверженцев консерватизма в ряду таких мыслителей как Платон, Аристотель, Цицерон, Макиавелли, Токвиль, Ницше и др. [8, с. 133-134]. Интересно отметить, что сам Хайек также подвергал критике Аристотеля за статичный взгляд на вещи и институты, называя его «противником эволюции в любом ее виде» [3, с. 81], в то время как А. Токвиля относил к либералам, но не американцам конструктивистского толка, именующим себя таковыми, а к «мыслителям совершенно другого направления, чаще встречающимся в Европе (их тоже именуют либералами, но лучше было бы назвать «старыми вигами») [3, с. 93]. В этом с Хайеком солидарны и составители вышедшей у нас «Антологии западноевропейской классической либеральной мысли», поставившие А. Токвиля в ряд известных либералов [9, с. 249]. С Хайеком как консерватором предлагают познакомиться авторы вышеупомянутого учебного пособия по истории политической мысли [4], причем здесь он по идеологическим основаниям объединен (в одном параграфе) с К. Поппером. Хочется думать, что авторы данного пособия учитывали в качестве объединяющего момента не мотивы личной дружбы между мыслителями, а другие, объективные основания. В ряду приверженцев «твердого индивидуализма» Хайек оказался как «респектабельный» консервативный экономист в монографии К.С. Гаджиева, причем вместе со своим учителем Л. Мизесом [10, с. 127]. Нелишне отметить, что вышеупомянутая антология работ Л. Мизеса вышла в свет в серии «выдающиеся либералы». В качестве неоконсервативного теоретика Хайек упоминается Т.А. Алексеевой в работе, посвященной эволюции немарксистских подходов к власти и легитимности в английской политической философии [11, с. 130]. В связи с этим уместно обратить внимание на оценку идеологической ориентации Хайека самими неоконсерваторами. Так, отец-основатель современного неоконсерватизма в США И. Кристол в своей программной работе «Признания подлинного, возможно, единственного неоконсерватора, считающего себя таковым» рассматривает Хайека как ключе-

вую фигуру либертализма: «хотя неоконсерваторы с уважением относятся к рынку как к экономическому механизму, они не являются либерта-листами типа Милтона Фридмена и Фридриха Хайека» [12, с. 90]. Таким образом, в глазах основоположников неоконсерватизма Хайек выглядит либерталистом. Этого же мнения придерживаются и составители отечественного энциклопедического словаря по политологии, правда, там он фигурирует как вдохновитель либертализма [13, с. 141].

С другой стороны, не менее распространенной является точка зрения о Хайеке-либерале, создателе политической философии современного либерализма. Эта точка зрения представлена более широко и обоснованно. Ее можно встретить в отечественных словарях, учебниках, исследованиях [7, с. 369; 14, с. 159; 15]. И в западной литературе существуют авторитетные мнения на этот счет. Так, известный французский ученый Р. Арон в своих рассуждениях о свободе пишет: «Либералы школы Ф.А. Хайека берут за образец свободы свободу предпринимателя, который выбирает свои цели и комбинирует средства...» [16, с. 134]. В рамках либеральной традиции Хайек, как и в случае с консерватизмом, рассматривается как сторонник различных вариантов либерализма. Дело в том, что либеральная традиция в ХХ в. представляет собой обширное семейство идеологий, члены которого различаются историческими, региональными, рациональными и другими характеристиками. Применительно к этому семейству можно отметить, что довольно редко встречается неолиберальная трактовка Хайека и его теорий. Интересно отметить, что подобную точку зрения высказала уже упомянутая нами исследовательница Т.А. Алексеева, ранее называвшая Хайека неоконсерватором [17, с. 26]. Справедливости ради укажем, что в совсем недавно вышедшей работе о либерализме Т.А. Алексеева цитирует Ф. Хайека, чтобы проиллюстрировать суть классического либерализма [18, с. 118-119]. Имеют место попытки приписать Хайеку ориентации либертализма, но уже как разновидности либерализма. Эта точка зрения обозначена в уже цитированном ранее фрагменте работы И. Кристола [12, с. 90]. В отечественной литературе либертализм также рассматривается двойственно: во-первых, как модификация современного консерватизма [13, с. 14], во-вторых, как вариант современного либерализма, в частности, как крайняя форма радикального либерализма [18, с. 120].

Каким же образом в определении идеологической направленности воззрений Ф. Хайека можно приблизиться к истине, преодолев это «многоголосье», и обнаружить некий «общий знаменатель»? На защиту принципов какой идеологии на-

целена его политическая философия? Не мог же Хайек в самом деле одновременно дать философское обоснование двум противоположным политическим традициям? Почему неадекватные толкования его политических воззрений так распространены в научной литературе? Где коренятся истоки ошибок? Прежде всего, следует внести ясность в понимание некоторых ключевых терминов. Так, А.С. Панарин считает, что в отношении либерализма «необходимо ввести ряд терминологических уточнений. Понятие «либерал» употребляется сейчас в разных значениях в США и во Франции» [19, с. 84]. Обосновывая свою точку зрения, он ссылается на мнение одного из лидеров «новых правых» И. Бло, который указывает: «В США слово «либерал» означает политический тип, близкий социал-демократу, стороннику социальных реформ и государственного вмешательства в экономику» (цит. по [18, с. 84]). Действительно, во Франции, да и в других европейских странах, пожалуй, за исключением Англии, современный либерализм ближе к своему традиционному образцу, характерному для прошлого века. Здесь его часто называют «классическим либерализмом», а Хайек метко назвал «философией свободы». В своей последней работе «Пагубная самонадеянность» Ф. Хайек также указывает на терминологическую двусмысленность многих слов, интенсивно используемых в политическом лексиконе. Это, по его мнению, приводит к подмене понятий, подлогам, чреватым серьезными последствиями социального и политического характера. Анализу этого явления он посвящает главу «Наш отравленный язык», в которой рассматривает искажения понятий «либерализм», «либерал», «свобода», «порядок», «социализм» и многих других [3, с. 184-205]. Кроме того, как выше было отмечено, Хайек различает либералов с конструктивистским способом мышления, почти что социалистической ориентации, большей частью американцев, и либералов, характерных для Европы, которых следует называть «старыми вигами» [3, с. 93]. Соответственно он отделяет традицию рационалистического либерализма от традиции политического либерализма [3, с. 114]. Более того, имея в виду первую традицию, он признается, что когда-то, в начале этого столетия строил свое мировоззрение на рационалистических взглядах. «В то время они представлялись самоочевидными, и следование им казалось путем, позволяющим избежать всякого рода разных предрассудков. Я сам потратил немало времени, чтобы освободиться от этих представлений, и по ходу дела обнаружил, что они сами являются предрассудками» [3, с. 94]. Настоящего либерала, представителя традиции политического либерализма, он сравнивает с садовником, «которому надо знать как можно боль-

ше о жизни растения, за которым он ухаживает» [20, №10, с. 133]. Таким образом, важным моментом в продвижении к истине является избавление от двусмысленности терминов.

Другой не менее важной проблемой является адекватное понимание сущности либерализма, его ценностей. Как представляется, идеологии и соответствующие им политические философии можно различать по главным или базовым ценностям, занимающим самое высокое положение в иерархии ценностей, присущих конкретной идеологии. Можно сказать, что в каждой идеологии есть ценность-цель и ценности-средства, именно последние зачастую и выступают объединяющим моментом тех или иных политических философий, порой весьма существенно различающихся по своим ценностям-целям. Поэтому даже невооруженным взглядом можно обнаружить одни и те же ценности в политической философии консерватизма и политической философии либерализма. В их числе сегодня могут быть названы свобода, собственность, порядок, право и многие другие. Однако для либерализма бесспорно главной ценностью всегда выступала и выступает в любых его вариантах свобода личности. Философия консерватизма акцентирует внимание на обосновании значимости порядка или стабильности как воплощении порядка, традиции, как непременного условия порядка. Свобода здесь также важна и требует обоснования, но не как главная ценность, а лишь как условие для утверждения порядка. Аналогичным образом в качестве необходимого условия для реализации свободы личности рассматривается порядок в современной философии либерализма. Именно с обоснования значимости традиции, порядка, морали начинает свои рассуждения Ф. Хайек в защиту свободы человека в «Пагубной самонадеянности». Возможно, это обстоятельство и побудило многих исследователей увидеть в нем консерватора. Таким же образом обстоит дело и с частной собственностью, значимость которой обосновывают консерваторы и либералы с той разницей, что для первых она является условием порядка и стабильности, а для вторых - условием свободного развития человека. Поэтому основательная защита частной собственности, выхваченная из контекста хайековской философии, также служит для многих аргументом в пользу Хайека-консерватора. Сближает мыслителя с консерватизмом, особенно с его неоконсервативным вариантом, также и достаточно жесткое неприятие различных форм государственного регулирования в экономической сфере. Он глубоко убежден, что роль государства в этой сфере должна ограничиваться созданием условий для развития рыночной системы. Кстати, эта же позиция по от-

ношению к государственному регулированию не позволяет либералам социальной ориентации (неолибералам) увидеть в Хайеке своего сторонника.

На другой чаше весов легко обнаруживаются аргументы в пользу Хайека-либерала. Они основательны, имманентны всей его политической философии, точнее, всей его жизни, ибо защита свободы человека, обоснование ее ценности, защита принципов «классического либерализма», о вытеснении которого социализмом он пишет с большим сожалением и болью, - все это было для него делом чести, делом его жизни. В своих работах, научных дискуссиях, преподавательской деятельности он постоянно стремился вскрывать несостоятельность всевозможных идеологических конструкций, реализация которых, по его глубокому убеждению, в конечном итоге может привести к утрате свободы. В этом же ключе была написана его последняя книга «Пагубная самонадеянность» как эквивалент несостоявшейся дискуссии ученых-рыночников с учеными-социалистами, инициатором которой он долгое время выступал [3, с. 7]. Можно привести множество цитат из его работ, подтверждающих его приверженность свободе человека и другим ценностям либерализма, в ряду которых независимость и добровольное сотрудничество, индивидуальная собственность и рынок, правовое государство и ограниченное правительство. Этот перечень имеет продолжение, но важно подчеркнуть, что он состоит из тех самых ценностей, которые во все времена оспаривались, а порой слишком ожесточенно, как, например, в ХХ в., но тем не менее продолжали активно себя утверждать с различной степенью основательности. Глубокий анализ необходимости свободы и других либеральных ценностей на страницах его работ соседствует с прогнозами-предупреждениями о бесчеловечном обществе будущего, в котором свобода под тем или иным предлогом оказалась вытесненной. В то же время Хайек не создает впечатления фанатика свободы. Более того, будучи приверженцем свободного общества и критиком всех форм тоталитаризма, он допускал возможность существования в нем островков жизни, организованных по армейскому образцу, полагая, что всегда в обществе есть люди, предпочитающие в силу разных причин этот способ существо-

вания. «И если до сих пор такие предложения отвергались, то только потому, что люди, готовые пожертвовать свободой ради защищенности, требовали лишить свободы также и тех, кто на это не согласен» [20, №11, с. 152].

Наконец, зададимся вопросом о правомерности пренебрежения самооценкой, мнением мыслителя о своей политической ориентации. Есть ли основания отказать одному из самых авторитетнейших исследователей политических традиций ХХ в. в том, чтобы самому обозначить свое место в этих традициях? Ведь свое творчество он зачастую именует «философией либерализма», «философией свободы», а его последняя работа «Пагубная самонадеянность» задумана как «манифест современного либерализма». Обоснованию своих позиций он посвятил эссе с символическим названием «Почему я не консерватор», в котором разъясняет позиции консерваторов, либералов, сопоставляя с ними свои собственные [1, с. 22]. К этому эссе он возвращается и в последней работе, еще раз подчеркивая те моменты, которые сближают и разделяют его с консерватизмом [3, с. 94]. Само название эссе, казалось бы, должно послужить самым веским возражением для тех, кто пытается так или иначе представить его сторонником консервативного лагеря.

Заключая сказанное, хочется выразить уверенность в том, что туман неопределенности вокруг имени Фридриха Хайека уже начинает рассеиваться. Со временем он непременно займет подобающее место среди мыслителей ХХ в., а убеждения, воплотившиеся в его политической философии, не будут причиной столь многочисленных разночтений и противоречивых оценок его творчества. Информация о Хайеке в недавно вышедшей «Политической энциклопедии» уже есть подтверждение тому: «Для Хайека как либерала свобода не просто ценность среди других ценностей, а источник всех других ценностей и условие их существования» [5, с. 576]. Автор надеется, что эта статья внесет уточнения в существующую разноголосицу мнений вокруг наследия Хайека и станет концептуальным инструментом в выяснении значимости и места мыслителя в политическом спектре традиций ХХ в. для нашей читающей публики.

Литература

1. Капелюшников Р. Философия рынка Ф. Хайека / / Мировая экономика и международные отношения. 1989. №12.

2. Антология мировой политической мысли: В 5-ти т. Т. II. М., 1997.

3. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М., 1992.

4. История политических и правовых учений. ХХ век. М., 1995.

5. Политическая энциклопедия: В 2-х т. Т. 2. М., 1999.

6. Мизес Л. Индивид, рынок и правовое государство. СПб., 1999.

7. Мельник В.А. Политология. Минск, 1996.

8. См.: Гаджиев К.С. Политическая философия. М., 1999.

9. О свободе: Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М., 1995.

10. Гаджиев К.С. Эволюция основных течений американской буржуазной идеологии. М., 1992.

11. Алексеева Т.А. Власть и легитимность / / Власть: философско-политические аспекты. М., 1989.

12. США: Консервативная волна. М., 1984.

13. Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993.

14. Современная западная социология: Словарь. М., 1990.

15. Капелюшников Р.И. «Дорога к рабству» и «дорога к свободе»: полемика Ф.А. Хайека с тоталитаризмом / / Вопросы философии. 1990. №10.

16. Арон Р. Эссе о свободах: «Универсальной и единственной формулы свободы не существует» / / Полис. 1996. №1.

17. Алексеева Т.А. Джон Роулс и его теория справедливости / / Вопросы философии. 1994. №10.

18. Алексеева Т.А. Либерализм как политическая идеология // Полития. 2000. №1.

19. Панарин А.С. Стиль «ретро» в идеологии и политике. М., 1989.

20. Хайек Ф. Дорога к рабству / / Вопросы философии. 1990. №10-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.