Научная статья на тему 'Фразеологические единицы с семантикой «внешность человека» в русском и китайском языках'

Фразеологические единицы с семантикой «внешность человека» в русском и китайском языках Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC
2
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Litera
ВАК
Ключевые слова
идиоматические выражения / семантика внешности / русский язык / китайский язык / культурные различия / перевод / общие выражения / исторические контексты / фразеология / сравнение языков / common expressions / translation / cultural differences / Chinese language / Russian / semantics of appearance / idiomatic expressions / historical contexts / phraseology / language comparison

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ван Цзин

Язык является одним из основных инструментов общения и передачи информации между людьми, позволяя нам выражать свои мысли и чувства, а также описывать окружающий мир. Фразеология, как неотъемлемая часть любого языка, играет важную роль в передаче культурных ценностей и традиций народа. Одной из ключевых групп фразеологических единиц являются фразеологизмы с семантическим полем «внешность человека», которые отражают представления о красоте, уродстве, возрасте и других характеристиках внешнего вида. В данной статье мы рассмотрим фразеологические единицы с семантикой «внешность человека» на примере русского и китайского языков. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью изучения и анализа фразеологии как средства выражения культуры, менталитета и национальных особенностей народов. Кроме того, изучение фразеологических единиц в разных языках позволяет выявить сходства и различия в восприятии определенных понятий, а также особенности перевода этих единиц на другие языки. Предмет исследования: фразеологические единицы с семантикой «внешность человека» в русском и китайском языках. Методы: 1. анализ научной литературы по фразеологии русского и китайского языков; 2. сравнительный анализ фразеологических единиц с семантикой «внешность человека» в русском и китайском языках; 3. изучение примеров фразеологических единиц и их перевод на другой язык; 4. выявление сходств и различий между фразеологическими единицами в русском и китайском языках. Научная новизна: впервые проводится сравнительный анализ фразеологических единиц с семантикой «внешность человека» в русском и китайском языках. В статье выявляются сходства и различия между этими единицами, а также исследуются особенности их перевода с одного языка на другой. Выводы: 1. В русском и китайском языках существуют фразеологические единицы со значением «внешность человека», которые выполняют важную роль в общении и описании людей. 2. Несмотря на некоторые сходства, фразеологические единицы в двух языках имеют свои особенности в плане структуры, семантики и прагматики. 3. Перевод фразеологических единиц требует учета их коннотаций, культурных особенностей и исторического контекста. 4. Фразеологические единицы могут служить источником для изучения культурных различий и взаимодействия между народами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Phraseological units with the semantics of "human appearance" in Russian and Chinese

Language is one of the main tools for communication between people, allowing to express our thoughts and feelings, as well as describe the world around us. Phraseology, as an integral part of any language, plays an important role in the transmission of cultural values and traditions of the people. One of the key groups of phraseological units are phraseological units with the semantic field "human appearance", which reflect ideas about beauty, ugliness, age and other characteristics of appearance. In this article, we will consider phraseological units with the semantics of "human appearance" using the example of Russian and Chinese languages. The relevance of this topic is due to the need to study and analyze phraseology as a means of expressing culture, mentality and national characteristics of peoples. In addition, the study of phraseological units in different languages allows to identify similarities and differences in the perception of certain concepts, as well as the peculiarities of translating these units into other languages. The subject of the study: phraseological units with the semantics of "human appearance" in Russian and Chinese. Methods: 1. analysis of scientific literature on the phraseology of the Russian and Chinese languages; 2. comparative analysis of phraseological units with the semantics of "human appearance" in Russian and Chinese; 3. study of examples of phraseological units and their translation into another language; 4. identification of similarities and differences between phraseological units in Russian and Chinese. Scientific novelty: for the first time, a comparative analysis of phraseological units with the semantics of "human appearance" in Russian and Chinese is carried out. The article identifies similarities and differences between these units, as well as examines the features of their translation from one language to another. Conclusions: 1. In Russian and Chinese, there are phraseological units with the meaning "human appearance", which play an important role in communicating and describing people. 2. Despite some similarities, phraseological units in the two languages have their own peculiarities in terms of structure, semantics and pragmatics. 3. The translation of phraseological units requires taking into account their connotations, cultural characteristics and historical context. 4. Phraseological units can serve as a source for studying cultural differences and interaction between peoples.

Текст научной работы на тему «Фразеологические единицы с семантикой «внешность человека» в русском и китайском языках»

Litera

Правильная ссылка на статью:

Ван Ц. Фразеологические единицы с семантикой «внешность человека» в русском и китайском языках // Litera. 2024. № 4. DOI: 10.25136/2409-8698.2024.4.70109 EDN: BWJWJB URL: https://nbpublish.com'library_read_article.php?id=70109

Фразеологические единицы с семантикой «внешность человека» в русском и китайском языках

Ван Цзин

СКСЮ: 0009-0009-8848-0400

старший преподаватель, факультет русского языка, институт иностранных языков, Хулунбуирский университет (КНР); аспирант, кафедра русского языка и методики его преподавания, филологический факультет, Российский университет дружбы народов

117198, Россия, Московская область, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 10, 2, каб. Кафедра РЯМИ

И jing-wang@mail.ru

Статья из рубрики "Языкознание"

DOI:

10.25136/2409-8698.2024.4.70109

EDN:

BWJWJB

Дата направления статьи в редакцию:

12-03-2024

Дата публикации:

22-03-2024

Аннотация: Язык является одним из основных инструментов общения и передачи информации между людьми, позволяя нам выражать свои мысли и чувства, а также описывать окружающий мир. Фразеология, как неотъемлемая часть любого языка, играет важную роль в передаче культурных ценностей и традиций народа. Одной из ключевых групп фразеологических единиц являются фразеологизмы с семантическим полем «внешность человека», которые отражают представления о красоте, уродстве, возрасте и других характеристиках внешнего вида. В данной статье мы рассмотрим фразеологические единицы с семантикой «внешность человека» на примере русского и китайского языков. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью изучения и анализа фразеологии как средства выражения культуры, менталитета и национальных

особенностей народов. Кроме того, изучение фразеологических единиц в разных языках позволяет выявить сходства и различия в восприятии определенных понятий, а также особенности перевода этих единиц на другие языки. Предмет исследования:фразеологические единицы с семантикой «внешность человека» в русском и китайском языках. Методы: 1. анализ научной литературы по фразеологии русского и китайского языков; 2. сравнительный анализ фразеологических единиц с семантикой «внешность человека» в русском и китайском языках; 3. изучение примеров фразеологических единиц и их перевод на другой язык; 4. выявление сходств и различий между фразеологическими единицами в русском и китайском языках. Научная новизна: впервые проводится сравнительный анализ фразеологических единиц с семантикой «внешность человека» в русском и китайском языках. В статье выявляются сходства и различия между этими единицами, а также исследуются особенности их перевода с одного языка на другой. Выводы: 1. В русском и китайском языках существуют фразеологические единицы со значением «внешность человека», которые выполняют важную роль в общении и описании людей. 2. Несмотря на некоторые сходства, фразеологические единицы в двух языках имеют свои особенности в плане структуры, семантики и прагматики. 3. Перевод фразеологических единиц требует учета их коннотаций, культурных особенностей и исторического контекста. 4. Фразеологические единицы могут служить источником для изучения культурных различий и взаимодействия между народами.

Ключевые слова:

идиоматические выражения, семантика внешности, русский язык, китайский язык, культурные различия, перевод, общие выражения, исторические контексты, фразеология, сравнение языков

Целью данной статьи является анализ фразеологических единиц с семантическим значением «внешность человека» и сравнение их использования в русском и китайском языках. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: изучить теоретические основы фразеологии, рассмотреть классификации фразеологических единиц, проанализировать примеры фразеологических единиц на русском и китайском языках, а также выявить сходства и различия между ними.

Объект исследования - сходства и различия между фразеологическими единицами с семантикой «внешность человека» в русском и китайском языках, а также особенности их перевода и интерпретации.

Автор подробно рассматривает такие темы, как:

1. Определение и классификация фразеологических единиц с семантикой «внешность человека» в русском и китайском языках.

2. Сходства и различия между фразеологизмами в двух языках, описывающими в не шно с ть че лов е ка .

3. Особенности перевода и интерпретации фразеологических единиц, связанных с внешностью, с русского на китайский и наоборот.

4. Примеры использования фразеологических единиц в литературе и повседневной речи.

5. Роль фразеологических единиц во взаимодействии культур и народов. Введение

Фразеологическая единица - это устойчивое словосочетание или выражение, обладающее определенным значением, структурой и особенностями употребления в языке. Фразеологизмы являются неотъемлемой частью любого языка и играют важную роль в выражении мыслей, описании эмоций и событий. Согласно Н.М. Шанскому, фразеология - это раздел языкознания, который изучает устойчивые выражения и

словосочетания в языке, их значение, происхождение и употребление -Ш. Фразеология включает в себя фразеологизмы, пословицы, поговорки и другие устойчивые выражения. Фразеологизмы в китайском языке также известны как идиомы. Идиома - это устойчивое выражение, значение которого не может быть выведено из значений отдельных слов. Фразеологизмы в китайском языке имеют свои особенности, связанные с культурой и традициями Китая

Изучением фразеологии занимались многие ученые, как русские, так и китайские. Среди русских исследователей можно выделить таких ученых, как Н. М. Шанский, В. В. Виноградов, А. И. Молотков и другие. Китайские ученые, занимающиеся изучением фразеологии, также внесли значительный вклад в развитие этой области науки. Среди них можно выделить Ли Чжэндао, Люй Шусян и других.

Что касается существующей классификации фразеологических единиц, то необходимо обратить внимание на следующие моменты, о которых писала в своей статье А. М.

Гришечкина Классификация В. В. Виноградова является наиболее полной и подробной. Она разделяет фразеологизмы на 4 группы: фразеологические сращения,

единства, сочетания и выражения [4]. Однако, например, классификации Ю. А. Гвоздарёвой, Н. Н. Амосовой, Д. Н. Шмелёва, А. В. Кунина, могут быть использованы как дополнительные источники информации о фразеологизмах.

Фразеологизмы, характеризующие внешность человека в русском языке. В русском языке существует множество фразеологизмов, использующихся для описания внешности человека. В качестве основы для анализа использовались данные Фразеологического словаря русского языка а также других справочных материалов.

В китайском языке существует множество фразеологизмов, описывающих внешность

человека. Основываясь на данных Китайско-русского фразеологического словаря а

также словарях ШпШп^Й ^ (Словарь китайских идиом) и ЭДТСШп^Й ^ (Словарь современного китайского языка), были отобраны различные фразеологизмы для описания внешности человека и проведен их семантический и грамматический анализы. В данной работе рассматриваются словарные и разговорные фразеологизмы, заимствованные из личной речевой практики автора, являющегося носителем китайского языка.

В данной статье был проведён семантический и грамматический анализ фразеологизмов в русском и китайском языках. Семантический анализ направлен на изучение смыслового значения фразеологизмов и определение контекста, в котором они используются. Грамматический анализ помогает определить грамматические связи между

компонентами фразеологизма и включает морфологический и синтаксический анализ Фразеологизмы, описывающие внешность человека, в русском и китайском языках

можно разделить на несколько групп в соответствии с их семантическими особенностями

Мы представим несколько групп, включающих в себя фразеологизмы, обозначающие различные аспекты внешности, такие как «внешность», «возраст», «рос т».

Таблица 1 - Внешность

№ Значение Пример в русском языке Пример в китайском языке

1) «Привлекательный, «Красота неземная» «Закройте луну и

красивый» - фразеологизм используется для описания человека, который обладает настолько красивой внешностью, что кажется неземным, сверхъестественным. запугайте цветок» - тпшъ Выражение описывает очень красивую женщину, заставляя цветок стыдиться, а луну скрывать.

«Первый парень на «Незнакомец

деревне» - это подобен нефриту»

фразеологизм, который используется - Е±Л£пг

для описания самого («Прекрасен как

видного, красивого и нефрит на

успешного молодого макушке»).

человека в деревне Метафора мужской

или небольшом красоты.

городе. Он обычно

является объектом

восхищения для

других жителей и

может быть лидером

среди своих

сверстников.

«Кровь с молоком» - «Прекрасна, как

это устойчивое цветок»

в ыра ж е ние , ко то ро е используется для - шш

описания здорового, (Женщина

сильного и румяного прекрасна, как

ч е л о в е ка . О б ыч но та к распустившийся

говорят о молодых цветок)

людях или детях.

«Апполон «Выглядеть как

Бельведерский» - это образ идеального Пан Ань»

мужчины, красивого -

и стройного, с идеальными чертами лица. Это выражение используется для описания очень красивого мужчины. («Бросающий фрукты Пан Ань» или «Бросание фруктов Хэян»). Выражение используется для описания красоты мужчины.

2) «Непривлекательный, безобразный» «Пугало огородное» - это человек, который выглядит очень некрасиво, обычно из-за старой или грязной одежды. Это в ыр а ж е ние используется для того, чтобы описать кого-то, кто выглядит очень плохо. «Сто неуклюжестей и тысяча уродств» - ШЭДТЙ Крайне неуклюжий и некрасивый.

«Ни кожи ни рожи» -так говорят о ч е ло в е ке , ко то рый очень некрасив, не имеет никаких прив ле ка те льных черт во внешности. «30% от человека, 70% от призрака» - («Три четверти, как у человека, семь ч а с те й, ка к у призрака» -идиома, обозначающая человека с уродливой внешностью.

«Страшный как черт» - так г о в о ря т о б очень некрасивом человеке. «Острый рот и тонкие щеки, как у обезьяны» - Описывает в не шнос ть ч е л ов е ка как уродливую.

3) «Незаметный, непримечательный» «Ногтя не стоит» - это выражение используется для описания чего-то или кого-то настолько незначительного, что даже не заслуживает внимания. «Неизвестный солдат» - (Метафора о человеке без славы и статуса)

«Ни рыба ни мясо» - «Волос на девяти

так говорят о ком-то быках»

или чем-то, что не является ни хорошим, - А*-^

ни плохим, ни («Один волос из

полезным, ни девяти бычьих

вредным. шкур») незначительный пункт в огромном количестве

На основе сравнительной таблицы фразеологизмов русского и китайского языков на тему «Внешность человека» можно сделать следующие выводы:

1. В обоих языках присутствуют фразеологизмы, которые описывают привлекательную внешность человека, его красоту и превосходство над другими.

2. В китайском языке больше метафор и образов, связанных с природой и ее красотой, например, луна, цветы, нефрит.

3. В русском языке часто используются сравнения с мифологическими персонажами и образами из литературы, например, Апполон Бельведерский.

4. Оба языка имеют фразеологизмы, описывающие привлекательность как мужчин, так и женщин. Однако в китайском языке есть больше выражений, которые подчеркивают мужскую красоту.

Таблица 2 - Возраст

№ Значение Пример в русском языке Пример в китайском языке

1) «Старый» «Не первой свежести» «Год гладких ушей» - (про пожилой в о з ра с т)

«Из него песок сыплется» «Рыбья спина» - ««¿^ про 90-летнего человека

«Древний (старый) как мир» «Висящие колесницы» - про 70-летнего человека

«Божий одуванчик» «Трепещущая на в е тр у с в е ч а , которую легко задуть»

- КФШ№, (о старом человеке, который вот-вот умрет)

«Быть в рассвете сил» «Волосы у нее белые, как журавлиные перья, а лицо розовое, как у ребенка» - ЩЖШШ (о старом человеке)

2) «Молодой» «У него еще молоко на губах не обсохло» Букв.: «Во рту все еще пахнет молоком» - (презрение к молодежи)

«Еще совсем зеленый» «Красота и зеленые виски» («Красное лицо и зеленые виски») - шжш. (описывает девушку в молодости)

Возрастные титулы у древних китайцев имели различное происхождение ШЬ большинство из них были названы в соответствии с физиологическими особенностями разных возрастов, но некоторые стали фиксированными титулами на основе того, что говорили предшественники. Среди всех возрастных титулов звание «девяностолетний» является самым распространенным и интересным. Ее еще называют «рыбьей спиной». Скумбрия — это разновидность рыбы, и пятна на ее спине напоминают морщинистую кожу старика. В пожилом возрасте на коже появляются пигментные пятна, похожие на кожуру замороженной груши, поэтому ее еще называют «замороженной грушей».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В обоих языках есть выражения, описывающие различные возрастные категории. В китайском языке часто используются образы, связанные с возрастом и старостью, например, «КФ^Й!» (букв.: «Трепещущая на ветру свечка, которую легко задуть») используется для описания старого человека, который находится на грани смерти. В русском же языке чаще используется образные сравнения, например, «Божий

одуванчик» В обоих языках также присутствуют выражения, подчеркивающие

красоту пожилых людей или молодость молодых. Например, «ЩЖ+ШШ» (буквально «волосы как журавлиные перья + лицо как у младенца») используется в китайском языке для описания пожилого человека с благородной внешностью, а в русском языке «У него еще молоко на губах не обсохло» используется для выражения презрения к молодым людям Г13, с- 44!..

1.25136/2409-8698.2024.4.70109 Таблица 3 - Рост

№ Значение Пример в русском языке Пример в китайском языке

1) «Высокий» «Коломенская в е рс та ». Это выражение означает очень высокого человека. (Истоки его от названия высокой колокольни в Коломне, которая была одним из самых высоких зданий в России). «Нефритовое дерево, обращенное к в е тру» - »1Ш («Юшу Линьфэн» -идиома, которая описывает человека, высокого и стройного, как нефритовое дерево; в основном относится к мужчине).

«Пожарная каланча». «Высокий бегемот»

Это в ыр а ж е ние - &ВХШ

означает что-то очень

высокое. Оно (Относится к чему-

произошло от то высокому и

названия пожарной громоздкому.

каланчи, которая Теперь его также

была самым высоким используют для

зданием в городе и описания вещей,

использовалась для которые кажутся

наблюдения за сильными, но на

огнем. самом деле являются слабыми).

«Косая сажень в «Подняться на

плечах» - это вершину неба»

фразеологизм, который используется -

для описания (или «Небо над

высокого и головой, а ноги на

широкоплечего земле». Описывает

человека. Он образ как высокий

обозначает, что у и героический).

человека широкие

плечи и его плечи

находятся под косым

углом к земле.

2) «Невысокий» «От горшка два в е ршка ». Это выражение означает, «Хоть воробей и маленький, но у не го е с ть в се

что кто-то очень маленький или молодой. Оно про ис хо дит от с та ро й русской меры длины, где вершок - это ч а сть пал ьца . Ко гда кто-то был очень мал, говорили, что он ростом в два вершка, то есть очень маленький. Сейчас это выражение используется для описания кого-то маленького или молодого, даже если они не такие маленькие, как раньше. внутренние органы» - (описывает человека не в ыс око г о ро ста , но с хорошей фигурой)

«Мужичок с ноготок». Это в ыр а ж е ние используется для описания маленького мальчика или мужчины, который выглядит очень молодым или маленьким для своего возраста. «Третьесортный калека» - =тт& (короткий и бесполезный)

«От земли не видать». Это выражение означает, ч то кто-то или что -то на ходитс я оче нь близко к земле или на очень низком уровне. «Короткая зимняя дыня» - (Человек маленького роста и толстый, как зимняя дыня)

«Метр с кепкой». Это выражение означает, что кто-то очень маленького роста. Оно происходит от того, что раньше люди часто носили кепки, и если кто-то был маленького роста, то его кепка была на уровне метра (поскольку метр - это «Гномы могут по б е ж да ть генералов» - тхщ&яшт Человек или с уще с тв о невысокого роста.

единица измерения высоты). Сейчас это выражение используется в переносном смысле для описания людей любого роста, которые выглядят маленькими или незначительными.

В данной таблице мы видим, что в русском языке есть несколько фразеологизмов, которые используются для описания высокого или низкого роста человека. Например, «Косая сажень в плечах» используется для описания высокого человека, а «от горшка два вершка» - для описания невысокого человека. В китайской культуре, как и в русской, есть множество фразеологизмов и идиом, связанных с описанием роста и внешности человека. Некоторые из них имеют прямой перевод на русский язык, например, «Нефритовое дерево, обращенное к ветру», которое описывает высокого и стройного человека. Другие идиомы, такие как «Высокий бегемот», используются для описания чего-то высокого и громоздкого, или «Подняться на вершину неба», которое описывает образ как высокий и героический. Также есть идиомы, которые описывают невысокий рост, как «Хоть воробей», которая говорит о том, что даже если кто-то маленький, у него все равно есть все необходимые органы. Идиома «Третьесортный калека», с другой стороны, используется для описания человека невысокого роста с плохой фигурой.

Особенности перевода фразеологических единиц с китайского языка на русский и обратно включают в себя культурные различия, грамматические особенности и разные способы выражения одних и тех же идей. Например, в китайском языке часто используются идиомы для выражения эмоций и мыслей, в то время как в русском языке больше внимания уделяется точности и ясности выражения. Кроме того, некоторые фразеологизмы могут иметь разные значения в разных культурах, что требует тщательного перевода и анализа контекста. В целом, перевод фразеологизмов с одного языка на другой требует внимательного отношения к деталям и глубокого понимания культуры и истории обоих народов.

Идиоматические выражения являются неотъемлемой частью любого языка и культуры

Они могут быть общими для разных культур или специфическими для одной. В этом разделе мы рассмотрим некоторые сходства и различия между русскими и китайскими идиоматическими выражениями, описывающими внешность человека.

Таблица 4 - Сходства и различия между русскими и китайскими фразеологизмами с семантикой внешности

№ Сходства Различия

1. В обоих языках существуют В русском больше выражений,

фразеологизмы для описания которые описывают общую

привлекательной внешности. привлекательность, в то время

как китайские больше

фокусируются на конкретных

чертах, таких как цвет лица

или фигура

2. Есть сходства между Китайские фразеологизмы

китайскими и русскими часто связаны с конкретными

фразеологизмами при числами, такими как 70 или 90,

описании старости. Например, в то время как русские больше

«из него песок сыпется» и ориентированы на общую идею

«рыбья спина». старости. При описании молодости в китайском языке есть выражение «ШЖШШ», которое трудно перевести буквально. О но о пис ыв а е т ста ро г о человека с белыми волосами и розовым лицом, что не имеет прямого аналога в русском языке.

3. И в русском, и в китайском В русском языке есть много

языках есть идиоматические выражений, описывающих

выражения, описывающие внешность человека в целом,

в ыс о кий рос т. Н а пр име р, например «Косая сажень в

«Коломенская верста» в плечах». В китайском языке

русском и в таких выражений меньше, и

китайском. Есть также они в основном описывают

выражения, описывающие рост или телосложение I16!.

низ кий ро с т, на приме р «о т Китайские выражения часто

горшка два вершка» в русском связаны с историческими или

и культурными событиями,

«Й^ЙФ» в китайском. которых нет в русском языке. Например, выражение «Щ^^ №», которое связано с китайской мифологией. В китайском языке есть мно ж е с тв о в ыраж е ний, описывающих различные части тела, которые не имеют прямых аналогов в русском языке.

За долгую историю человечества каждый народ лелеял и развивал уникальную традиционную культуру. Это общее интеллектуальное богатство человечества. Будьте инклюзивны, ищите точки соприкосновения, сохраняя при этом различия, понимайте и принимайте с открытым сердцем. Только проявляя терпимость друг к другу, мы можем

добиться прогресса всего человечества [17!.

В обоих языках фразеологические единицы используются для описания внешности человека, выражая определенные характеристики или идеалы. Понимание

фразеологизмов важно для успешной коммуникации и культурного обмена между носителями этих языков.

Заключение

В данной статье были рассмотрены фразеологические единицы, связанные с семантическим полем «внешности человека», на примере русского и китайского языков, и были выявлены сходства и различия их использования ПШ.

Исследование показало, что фразеологические единицы играют важную роль в выражении культурных, ментальных и национальных особенностей народа, и изучение их помогает лучше понять культурные различия и особенности перевода на другие языки

J19!. В частности, было обнаружено, что в русском языке имеется больше фразеологических единиц для описания общей внешности человека, в то время как китайские единицы более конкретны и детальны. Также китайские единицы часто связаны с историческими или культурными контекстами I2ÖI.

Проведенный анализ также показал, что оба языка ценят красоту и молодость. Однако подходы к описанию внешности и возраста могут различаться. Так, русские единицы больше направлены на описание общей привлекательности или непривлекательности, в то время как китайцы предпочитают описывать конкретные черты внешности.

Результаты данного исследования могут быть полезны для переводчиков, преподавателей и студентов, изучающих русский и китайский языки, а также для тех, кто интересуется культурой и особенностями этих языков.

Библиография

1. Шанский Н.М. Учебник для студентов пед.институтов. - M.: Просвещение, 1987. -192c.

2. Ван Синьцзюй. Фразеологизмы, характеризующие поведение человека, в русском и китайском языках // Вестник Башкирского университета, Т. 22, - 2017. - №4. С. 1159-1164.

3. Гришечкина А.М. Фразеологизм как смыслообразующий феномен языковой системы и его вияние на языковую картину страны (на материале русского и французского языков) // Вестник Брянского государственного университета - 2013. - №2. С. 284290.

4. Виноградов, В.В. Вопросы изучения словосочетаний [Текст] / В. В. Виноградов // Исследования по русской грамматике, М., 1975.

5. Жуков А.В. Фразеологический словарь русского языка. Издательство «ФЛИНТА», 2017. - 758 с.

6. Готлиб О.М. Китайско-русский фразеологический словарь. Около 3500 выражений / О. М. Готлиб, Му Хуаин. - 2-е изд., стереотип. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2019. - 596 с.

7. Словарь китайских идиом, 2-е издание, содержит 10 000 идиом. Издательский центр словарей бюро Chongwen Bureau, 2018. - 960 с.

8. Словарь современного китайского языка, переработанный (3-е издание). Издательство по преподаванию и исследованиям иностранных языков (китайско-английское двуязычное издание, 2002 г.), 2016. - 1894 с.

9. Лонг Цинран. Анализ симметричной структуры китайских идиом // Академия Шаоян. 2003. Номер страницы литературы: 64-67 URL:

https://www.relun.com/qikan/d4219445c3b63dde5f068399bd50d94d.html

10. Ли Дэсян. (Краткое обсуждение российской цифровой культуры - сравнение российской и китайской цифровой культуры // Журнал Института иностранных языков Народно-освободительной армии Китая, 2003 (02): 54-58.

11. Веренич, Т.К., Еремина, Е.В. К вопросу о выражении времени в русской и китайской идиоматике (лингвокультурологический аспект) // Мир науки, культуры, образования, - 2012. - № 2 (33). - С. 253-257.

12. Дай Синь. Сравнение китайской и русской лексики [D]. Хэйлунцзянский университет, 2002.

13. Шэнь Цзясюань. Смесь китайского и английского // Всемирное обучение китайскому языку, 2006. - С. 44.

14. Ши И. К сравнительно-сопоставительному анализу фразеологизмов русского и китайского языков и их переводу русского языка на китайский язык // Русистика. -М., 1999. - С. 281-286.

15. Большой фразеологический словарь китайского языка / Вань Сэн, Шен Яньлин, Лу Шупин; - Пекин.: 2013.

16. Го Синь-и. Телесный код в китайской фразеологии и его русское соответствие : дис. ... канд. филол. наук / Го Синь-и. - М., 2004. 187 с.

17. Ся Сю. Исследование по изучению идиом при преподавании китайского языка как иностранного // Зарубежное китайское образование - 2009. - № 3(всего № 52): 1218.

18. Фокина, А.А. Сопоставительное изучение семантики фразеологизмов, номинирующих характеристик деятельности человека (на материале русского, марийского и английского языков) // Вестник Чувашского университета. - 2015. -№ 2. С. 237-242.

19. Ли Ю. О роли культурного компонента в сопоставительной фразеологии: на материале русско-китайских и китайско-русских словарей // Филол. зап. - Воронеж. - 1988. - Вып. 10. - С. 153-158.

20. Лю Ян. Комментарий к когнитивному исследованию китайских идиом // Журнал Аньцинского педагогического университета (издание по социальным наукам) - 2018

Результаты процедуры рецензирования статьи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Рецензируемая статья направлена на анализ фразеологических единиц с семантикой «внешность человека» в русском и китайском языках. Выбранный вектор исследования, на мой взгляд, достаточно интересен, продуктивен. Автор достаточно умело комбинирует оценку двух разных по типу и культурологической подаче семантических потоков. Как отмечено в начале труда, «целью статьи является анализ фразеологических единиц с семантическим значением «внешность человека» и сравнение их использования в русском и китайском языках. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: изучить теоретические основы фразеологии, рассмотреть классификации фразеологических единиц, проанализировать примеры фразеологических единиц на русском и китайском языках, а также выявить сходства и различия между ними». Поставленная цель / задачи определяют и строго выверенную логику анализа. Информационно-теоретический уровень предельно точен, каких-либо разночтений не

выявлено: например, «фразеологическая единица - это устойчивое словосочетание или выражение, обладающее определенным значением, структурой и особенностями употребления в языке. Фразеологизмы являются неотъемлемой частью любого языка и играют важную роль в выражении мыслей, описании эмоций и событий. Согласно Н.М. Шанскому, фразеология - это раздел языкознания, который изучает устойчивые выражения и словосочетания в языке, их значение, происхождение и употребление...», или «Изучением фразеологии занимались многие ученые, как русские, так и китайские. Среди русских исследователей можно выделить таких ученых, как Н. М. Шанский, В. В. Виноградов, А. И. Молотков и другие. Китайские ученые, занимающиеся изучением фразеологии, также внесли значительный вклад в развитие этой области науки. Среди них можно выделить Ли Чжэндао, Люй Шусян и других.» и т.д. Чередование теоретического и практического блоков равносильны. Должный комментарий по ходу научной наррации делается выверено: «в данной статье был проведён семантический и грамматический анализ фразеологизмов в русском и китайском языках. Семантический анализ направлен на изучение смыслового значения фразеологизмов и определение контекста, в котором они используются. Грамматический анализ помогает определить грамматические связи между компонентами фразеологизма и включает морфологический и синтаксический анализ.». Методология работы направлена на компаративные принципы, что вполне закономерно. Считаю, что автору удается полновесно раскрыть тему, объективировать актуальность и новизну исследования: «в китайском языке существует множество фразеологизмов, описывающих внешность человека. Основываясь на данных Китайско-русского фразеологического словаря [6], а также словарях ШпШп^Й [7] (Словарь китайских идиом) и ЭДТСШп^Й [8] (Словарь современного китайского языка), были отобраны различные фразеологизмы для описания внешности человека и проведен их семантический и грамматический анализы. В данной работе рассматриваются словарные и разговорные фразеологизмы, заимствованные из личной речевой практики автора, являющегося носителем китайского языка». Выборка из словарей сделана верно, открытость данных налична. Параметричность, которая взята как оценочный ценз, тоже выбрана не случайна, именно эти показатели дают возможность увидеть разницу: «фразеологизмы, описывающие внешность человека, в русском и китайском языках можно разделить на несколько групп в соответствии с их семантическими особенностями. Мы представим несколько групп, включающих в себя фразеологизмы, обозначающие различные аспекты внешности, такие как «внешность», «возраст», «рост». Сведение полученных данных внесено в таблицы, визуальный порядок потенциальному читателю даст возможность наглядно увидеть точки сопоставлений, а также разницу. Иллюстративный фон достаточен, общие целевые точки достигнуты: автор в финале тезирует, что «фразеологические единицы играют важную роль в выражении культурных, ментальных и национальных особенностей народа, и изучение их помогает лучше понять культурные различия и особенности перевода на другие языки. В частности, было обнаружено, что в русском языке имеется больше фразеологических единиц для описания общей внешности человека, в то время как китайские единицы более конкретны и детальны. Также китайские единицы часто связаны с историческими или культурными контекстами. Проведенный анализ также показал, что оба языка ценят красоту и молодость. Однако подходы к описанию внешности и возраста могут различаться. Так, русские единицы больше направлены на описание общей привлекательности или непривлекательности, в то время как китайцы предпочитают описывать конкретные черты внешности». Общие требования издания учтены;текст не нуждается в серьезной правке. Рекомендую статью «Фразеологические единицы с семантикой «внешность человека» в русском и китайском языках» к публикации в журнале «Litera».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.