Научная статья на тему 'Французские пропагандистские организации в 1914-1916 гг'

Французские пропагандистские организации в 1914-1916 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
500
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ПРОПАГАНДА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВОЙНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гончаров Евгений Владимирович

В данной статье предпринята попытка исследования отдельных особенностей процесса формирования пропагандистского механизма во Франции в 1914-1916 гг. Особое внимание при этом уделяется анализу специфики взаимодействия пропагандистских структур с органами государственной власти Франции. Детальное изучение и анализ деятельности данных организаций позволит составить более полную картину эволюции механизма военной пропаганды в период Первой мировой войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRENCH PROPAGANDISTIC ORGANIZATIONS IN 1914-1916

This article attempts to study some features of the process of formation of the propaganda mechanism in France in 1914-1916. Special attention is paid to the analysis of the specifics of the interaction of propaganda structures with the public authorities of France. A detailed study and analysis of the activities of these organizations will provide a more complete picture of the evolution of the mechanism of military propaganda during the First World War.

Текст научной работы на тему «Французские пропагандистские организации в 1914-1916 гг»

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДА)

07.00.03

ФРАНЦУЗСКИЕ ПРОПАГАНДИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В 1914-1916 гг.

Гончаров Евгений Владимирович, аспирант кафедры всеобщей истории, международных отношений и международного права ФГБОУ ВО Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского». Брянск, Российская Федерация. E-mail: evgeniy16.goncharov@yandex.ru

Аннотация. В данной статье предпринята попытка исследования отдельных особенностей процесса формирования пропагандистского механизма во Франции в 1914-1916 гг. Особое внимание при этом уделяется анализу специфики взаимодействия пропагандистских структур с органами государственной власти Франции. Детальное изучение и анализ деятельности данных организаций позволит составить более полную картину эволюции механизма военной пропаганды в период Первой мировой войны.

Ключевые слова: Первая мировая война, пропаганда, информационные системы, психологическая война.

Первая мировая война стала первой войной, в которой воюющие страны преднамеренно создавали пропагандистские организации с целью влияния на врагов и их союзников, на население нейтральных государств и их собственное. Военная пропаганда стала неотъемлемой частью войны. Первая мировая война произошла в то время, когда различные взаимодействующие политические, социальные, коммерческие, военные и технологические факторы создали очень широкий спектр средств массовой информации, через которые можно было распространять пропаганду, включая как официальные, так и неофициальные каналы: кинофильмы, фотографии, плакаты, книги, брошюры, периодические издания. Следует подчеркнуть, что большая часть проводимой странами пропаганды являлась результатом неправительственных инициатив или сотрудничества правительства с частными учреждениями.

В данном исследовании была предпринята попытка проследить возникновение организаций пропаганды во Франции в 1914-1916 гг. В связи со скудностью существующих источников, об организациях официальной пропаганды в первые два года войны известно немного.

Как и в случае с другими державами союзников, путь французов к созданию эффективной службы пропаганды был долог и тернист. Франция, в какой-то степени, смоделировала создание и работу своих пропагандистских организаций по образцу британских. В начале войны Франция находилась в весьма выгодном положении, поскольку у нее существовало множество общественных организаций, предназначенных для культурно-просветительской деятельности по всей Европе. Их легко можно было преобразовать в агентства по распространению военной пропаганды. Наиболее значительной из них была организация «Альянс Франсез», которая была основана в июле 1883 г. по инициативе известного дипломата Поля Камбона. До начала войны «Альянс Франсез» неуклонно расширяла свой членский состав, который к 1914 г. насчитывал более 60 000 человек, среди которых были почти все высокопоставлен-

ные французские чиновники, министры и генералы [Huber G., 1928: 35]. В период с 1914 по 1918 г. основные усилия организации были направлены на военную пропаганду.

«Альянс Франсез» издавала собственное печатное издание «Bulletin». Это был новостной бюллетень, предназначенный для распространения информации о войне среди населения всей Европы. Впервые он вышел в свет на испанском и французском языках в ноябре 1914 [Bulletin de L'Alliance Française, № 1, 1914]. К апрелю 1916 г. бюллетень переводился на немецкий, английский, датский, голландский, шведский, португальский, итальянский и греческий языки. Имея широкую агентуру во всех нейтральных странах, «Альянс Франсез» могла получать информацию любого рода. На страницах издания было опубликовано множество историй про немецкие «зверства» в Бельгии и Северной Франции. В некоторых случаях пропаганда организации была направлена против эльзасцев и лотарингцев, находящихся на службе в немецкой армии. «Альянс Франсез» призывала их дезертировать к французам и тем самым помочь освободить эти провинции от немцев.

Наибольший размах в деятельности «Альянс Фран-сез» приобрели три религиозных комитета, задачей которых была пропаганда за рубежом среди единоверцев. Это была очень искусная тактика, потому что каждый из трех комитетов лучше понимал мысли своих единоверцев и под видом религии мог использовать более интенсивное и персонализированное влияние [Huber G., 1928: 40].

Самым активным и крупным из них был «Католический комитет французской пропаганды за рубежом» («Comité catholique de propagande française a l'étranger»). Организованный в 1915 г., он насчитывал более 50 членов, включая архиепископов Реймса и Парижа. Главой этого комитета был ректор Парижского Католического института Альфред-Анри-Мари Бодрийар [Baudrillart, 1917: 11].

«Католический комитет» имел соглашение на публикацию своих работ с парижским издательством

Гончаров Е.В.

ФРАНЦУЗСКИЕ ПРОПАГАНДИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В 1914-1916 гг.

«Bloudet Gay». Наиболее заметной из них стала «La Guer-realle mandeet le catholicisme» («Немецкая война и католицизм»). Эта коллекция эссе высокопоставленных чинов вышла в свет на шести языках - французском, испанском, португальском, итальянском, английском и немецком. К апрелю 1916 г. тираж составил более 65 000 экземпляров. Многие из этих трудов были опубликованы отдельно в виде брошюр и так же получили широкое распространение. Отделения Католического комитета были учреждены в большинстве нейтральных стран, и 7 марта 1917 г. была создана общая организация «Священный союз пропаганды» («L'union sacrée de la propaganda»), которая отвечала за всю пропагандистскую работу комитета [Demartial G., 1922: 344].

Аналогичные меры были проведены «Протестантским комитетом французской пропаганды за рубе-жом^^т^ protestant de la propagande françaiseàl' étranger»), который возник в сентябре 1915 г. Об этом органе известно меньше, так как он был почти полностью затенен очень активной деятельностью «Католического комитета». Основной задачей комитета была попытка повлиять на протестантов в нейтральных странах, ознакомив их с причиной конфликта и с германскими «империалистическими» замыслами [Huber G., 1928: 41]. Его основными пропагандистскими работами стали: «Религиозная Германия» («L'Allemagne religieuse») и «Немецкий Бог и реформа» («Le Dieualle mandetla réforme») [Baudrillart, 1917: 37].

Последним пропагандистским комитетом из данной тройки религиозных организаций был «Израильский комитет» («Comité Israélite»). Евреи Швейцарии, Голландии, скандинавских и балканских стран были особенно дружны с Францией, и это обстоятельство облегчало пропаганду в данных государствах. Цель еврейского комитета в годы войны состояла втом, чтобы обличить Германию в политике антисемитизма [Там же: 39].

В период с 1914 по 1916 г. французские неофициальные пропагандистские организации, казалось, возникали стихийно. Однако, поскольку их работа по большей части состояла в том, чтобы вызвать энтузиазм и чувство патриотизма среди французского народа, нет необходимости вдаваться в подробности их деятельности. Достаточно сказать, что 7 марта 1917 г., около 30 000 обществ, насчитывающих более одиннадцати миллионов человек, объединились в «Союз крупных объединений против вражеской пропаганды» («Union des grandes associations contre la propagande ennemie») [Jean Vic., 1923: 206]. Во главе этой огромной организации стояли будущий президент Франции Поль Эжен Луи Дешанель и историк Эрнест Лависс [Demartial G., 1922: 186].

Французское правительство, хотя и во многом зависело от частных организаций в проведении психологической войны, также создало в 1914 г. пропагандистское агентство, известное как «Бюро Прессы и информации» («Bureau de la presseetdel' information»), под руководством министра иностранных дел. Однако в течение первых двух лет войны у правительства республики не было систематического плана организации пропаганды. В различных государственных структурах то и дело возникали агитационные агентства и бюро, крупнейшим из которых была «Служба пропаганды» («Service de propaganda») [Thimme H., 1932: 7].

В октябре 1915 г. председателем Совета министров и министром иностранных дел стал Аристид Бриан, который из всех французских государственных деятелей был больше всего убежден в целесообразности пропаганды. Он заложил планы создания центральной пропагандистской организации. В январе 1916 г. под его руководством в Париже создается «Дом печати» («Maison de la presse») [Baudrillart, 1917: 35]. Под непосредственным контролем Бриана, «Дом печати» стал официальной французской организацией по созданию и распространению пропаганды. Постепенно все пропагандистские организации и бюро были объединены с «Домом печати».

Таким образом, резюмируя изложенное выше, можно сделать вывод о том, что между 1914 и 1916 гг. во Франции был сформирован ряд неофициальных гражданских политических и религиозных организаций, созданных для производства пропагандистских материалов, ориентированных на отдельные группы населения. В их обязанности, в основном, входила пропаганда фактов жестокости, религиозная пропаганда и пропаганда в нейтральных странах. Многие из них работали на подрыв боевого духа противника, ослабление его воли к сопротивлению и побуждение вражеских солдат к дезертирству. К марту 1917 г. около 30 000 организаций общей численностью до 11 млн чел. были объединены в «Union des grandes associations contre la propaganda ennemie» («Союз крупных ассоциаций против вражеской пропаганды»).

LIST OF REFERENCES

1. Baudrillart. Une campagne française. Paris, 1917.

2. Bulletinde L'Alliance Française. № 1, 1914.

3. Demartial G. La Guerrede 1914: comment on mobilisales consciences. Paris, 1922.

4. Huber G. Diefranzösische Propagandaim Weltkrieggegen Deutschland 1914 bis 1918. Munich, 1928.

5. Jean Vic. La Littérature deguerre, manuel methodique etcri-tique des publications de langue française. Paris, 1923.

6. Thimme H. Weltkriegohne Waffen. Berlin, 1932.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДА)

07.00.03

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Е.В. Гончарова, аспиранта кафедры всеобщей истории, международных отношений и международного права Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, «Французские пропагандистские организации в 1914-1916 гг.»

Первая мировая война 1914-1918 гг., столетие которой вызвало новую волну общественного и научного интереса к тем драматическим событиям столкновения великих держав и их блоков, открыла счет глобальным потрясениям XX в.: массовому истреблению людей, использованию химического оружия, изощренному сочетанию способов жесткой и мягкой силы. Однако, при всем изобилии научных работ в национальных школах историков разных стран, многие вопросы до настоящего времени остаются малоизученными и актуальными для исследователей. В контексте проблематики истории Первой мировой войны тема статьи Е.В. Гончарова о французских пропагандистских организациях в 1914-1916 гг., отражающая один из аспектов его диссертационной работы, имеет большое значение.

Статья построена на использовании французских источников и франко-германских исследований. Дана характеристика наиболее значительной и французских пропагандистских структур - организации «Альянс Франсез», которая была основана в июле 1883 г. по инициативе известного дипломата Поля Камбона и объединяла более 60 000 человек. Автор показывает, что среди ее членов были «почти все высокопоставленные французские чиновники, министры и генералы».

Дана характеристика деятельности ее трех религиозных комитетов и наиболее активного из них -«Католического комитета французской пропаганды за рубежом», занимавшегося широко разветвленной пропагандой в среде католиков европейских воюющих и нейтральных стран. Автор показал свое знание литературы об одном из важнейших опубликованных источников «Католического комитета» - «Немецкая война и католицизм». Показаны и пропагандистские усилия «Протестантского комитета французской пропаганды за рубежом» «Протестантским комитетом французской пропаганды за рубежом» - один из крайне слабо изученных сюжетов в отечественной и зарубежной историографии. Третий - «Израильский комитет», преследовавший цель разоблачать и решительно клеймить антисемитскую политику Германии, также охарактеризован Е.В. Гончаровым.

Наряду с неформальными объединениями автор характеризует и французское правительственное пропагандистское агентство «Бюро Прессы и информации»,

показывает направления и сложности организации пропаганды на общенациональном и международном уровнях. Автор исследовал роль Аристида Бриана, председателя Совета министров и министра иностранных дел Франции, заложившего основу системы государственной пропагандистской организации, показал организационную интеграцию структур.

Выводы автора отвечают содержанию его статьи. Е.В. Гончаров показал и доказал, что пропагандистские неофициальные, гражданские и религиозные, политические организации Франции внесли значительный вклад в дело мобилизации населения на защиту отечества, равно как и разоблачения жестоко-стей и преступлений вражеского блока, в особенности Германии, в отношении армий и мирного населения стран Антанты.

В качестве рекомендации автору, подчеркнувшему, что «в связи со скудностью существующих источников, об организациях официальной пропаганды в первые два года войны известно немного», можно пожелать -не оставлять этот тезис недосказанным. Что именно известно современной науке о предмете его исследования? Кто нашел и опубликовал те немногие сведения, от которых отталкивается автор статьи? Два-три вводных абзаца историографического свойства подчеркнули бы личный вклад и научную новизну исследования Е.В. Гончарова. Отечественные исследования, даже общего характера, полностью отсутствуют в библиографическом списке статьи. Далее автор, поставив целью показать процесс «возникновения организаций пропаганды во Франции в 1914-1916 гг.», собственно предпосылки, технологию их возникновения подал так: «Франция, в какой-то степени, смоделировала создание и работу своих пропагандистских организаций по образцу британских». А что это значит? Что это за модель? Почему именно британских? Вопросы, очевидно, найдут ответы в последующих работах автора.

Указанные рекомендации и замечания не снижают положительного впечатления от проделанной автором работы. Автор владеет документальной и историографической базой. Ссылочно-справочный аппарат оформлен корректно. Е.В. Статья Гончарова представляет собой оригинальное завершенное научное исследование и может быть рекомендована к печати.

Доктор исторческих наук, профессор кафедры отечественной и всеобщей истории Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского Л.А. Черешнева

FRENCH PROPAGANDISTS ORGANIZATIONS IN 1914-1916

Goncharov E.V.

FRENCH PROPAGANDISTIC ORGANIZATIONS IN 1914-1916

Goncharov Evgenii Vladimirovich, postgraduate student of Department of World History, International Relations and International Law, Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky. Bryansk, Russian Federation. E-mail: evgeniy16.goncharov@yandex.ru

Annotation. This article attempts to study some features of the process of formation of the propaganda mechanism in France in 1914-1916. Special attention is paid to the analysis of the specifics of the interaction of propaganda structures with the public authorities of France. A detailed study and analysis of the activities of these organizations will provide a more complete picture of the evolution of the mechanism of military propaganda during the First World War.

Key words: World War I; propaganda; information systems; psychological war.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.