Научная статья на тему 'Французские писатели о проблемах франко-прусской войны'

Французские писатели о проблемах франко-прусской войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
888
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЦУЗСКИЕ ПИСАТЕЛИ / ВИКТОР ГЮГО / ФРАНКО-ПРУССКАЯ ВОЙНА / ГИ ДЕ МОПАССАН
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Французские писатели о проблемах франко-прусской войны»

Харламов Н.Ю., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент Н.М Рычкова

Французские писатели о проблемах Франко-прусской войны

Последним препятствием для Германии на пути к единству была Франция, да и во Франции хватало проблем, решить которые должна была война.

Война была объявлена Францией 19 июня 1870г. Но ход войны обернулся не в пользу империи Наполеона III. 2 сентября после известий о разгроме под Седаном во Франции после очередной революции империя пала. Но немцы и не думали прекращать войну. Мир был подписан больше года спустя на унизительных для Франции условиях.

Свой взгляд на проблемы войны были и у известных Французских писателей. Особую активность проявил Виктор Гюго.

9 сентября, 17 сентября, 2 октября он последовательно обращался с воззваниями к немцам, французам и парижанам. Эти воззвания были записаны под общим названием «Дела и речи». Во всех воззваниях он подчеркивает особую, понятную только ему, роль Франции как центра цивилизации и Парижа как вечного города, города всех людей и центра просвещения. «Уничтожая Париж, калечат мир. Если Париж угаснет, а обязанность светить будет, возложена на одну лишь Пруссию, Европа окажется в потемках» - говорит Гюго в воззвании к парижанам (Гюго, 1963, с. 503).

Виновником войны Гюго считал империю и когда империя пала, война уже была бессмысленна. «Разве мы причина этой войны? Ее хотела империя, она ее затеяла», утверждает классик (Гюго, 1963, с. 495).

Но, Германия мстит Франции, за то, что начала империя. Гюго достаточно резко отзывается о военной тактике Германии. «Ваши генералы хитры и искусны, наши начальники были бездарны; вы вели войну скорее с ловкостью, нежели со славой» - говорит Гюго, обращаясь к немцам (Гюго, 1963, с. 496).

Отечество Гюго оказалось в опасности, и он призывает французов сплотиться и оказать противнику ожесточённое сопротивление. «Понимание необходимости выполнить свой долг требует забвения собственных интересов. Единение и единство. Взаимные обиды, злопамятство, недоброжелательство, вражда — отбросим все это. Пусть это порождение мрака рассеется в пороховом дыму. Будем любить друг друга, чтобы сражаться вместе» - восклицает Гюго (Гюго, 1963, с. 500).

«Немцы, страшитесь Парижа! Он способен на любое преображение. Его изнеженность может внезапно обернуться силой; он казался спящим, он пробуждается; как шпагу, извлекает он из ножен идею, и этот город, который вчера был Сибарисом, может завтра стать Сарагосой», - предупреждает противника Гюго (Гюго, 1963,с. 497).

Следует отметить, что испанская Сарагоса сомнительный пример для подражания. Этот город оказал сопротивление французской армии, пусть и времён империи Наполеона. Удивительно, что классик не вспомнил аналогич-

ного примера в истории Франции, когда отпор неприятелю дала именно Франция, а не наоборот.

Гюго полон оптимизма и пытается убедить всех, что Париж готов ко всему, как к бомбардировкам, так и длительной осаде (Гюго, 1963, с. 504). В победе Гюго не сомневается и уверен, что даже разрушенный Париж будет жить.

Призывы Гюго были услышаны. В марте 1871 г. на заседании национального собрания он объявил, что Париж за 5 месяцев республики стяжал больше славы, чем потерял за 19 лет империи. Выступление Гюго в национальном собрании, так же как и его воззвания были опубликованы в рубрике «Дела и речи». На этом же заседании Гюго высказал и другие интересные мысли.

Уже было подписано перемирие, и должен быть заключён мир. Гюго называет мирный договор насилием и предупреждает, что, подписав, его Европа лишится покоя. Справедливо отмечено, что отныне в Европе будут существовать 2 грозные нации. Но, дальше он говорит, что Германия несёт порабощение, а Франция сохранит свободу (Гюго, 1963, с. 507).

Высказался Гюго и о присоединении к Германии Эльзаса и Лотарингии. Он считал это грабежом и был убеждён, что, несмотря на присоединение к Германии эти области останутся Францией (Гюго, 1963, с. 510).

К марту 1871 г. Гюго потерял надежду убедить немцев в бессмысленности войны, это и повлияло на изменение взглядов на войну. А конкретно на виновника войны. Теперь виновником войны он считал Пруссию. Даже заявил, что целое столетие Пруссия совершает неведомые преступные деяния, что она захватила... Шум в зале, видимо, помешал Гюго договорить, но после того как шум утих, развить мысль он не посчитал нужным (Гюго, 1963, с. 512).

При этом в качестве мести он предлагал братство: «Пусть больше не будет границ! Пусть Рейн принадлежит всем! Станем единой республикой, станем Соединенными Штатами Европы, создадим общеевропейский союз, укрепим свободу Европы, утвердим мир во всем мире!» - призывал Гюго (Гюго, 1963, с. 529).

Не остался в стороне и Эмиль Золя. Когда германская армия вступила на территорию Франции, он написал патриотическую антивоенную статью «Да здравствует Франция». Саму войну он не приветствовал и называл кровопролитием. Вину за начало войны он возлагал на империю, так же он готов был обвинить уже не существующую империю в возможном поражении. Но если будет одержана победа, то благодарить за неё следует только Францию. «Если на беду, мы потерпим поражение, тогда пусть проклятия обрушатся на империю. Если же мы будем победителями, благодарить за победу надо будет одну только Францию»- писал Золя (Золя, 1965, с. 305).

Кроме того, он передаёт настроения французских солдат-республиканцев, которые уверяли его, что хотят только освободить свою страну, и установить республику только в ней. «Займёмся только границами, которым угрожает враг; и давайте не будем никому кроме наших детей ничего обещать...» - сказал один из солдат (Золя, 1965, с. 303).

Более подробно события франко-прусской войны Золя описал в своём романе «Разгром» в 1892 г.

В романе на проблемы войны представлены различные версии, вероятно отражающие мнения о войне французского общества. Относительно виновников войны в романе приводятся две версии. Первая, что Франция доверилась императору, а войны не хотела. «Может быть, Франция и доверилась императору, но войны не хотела» - сообщает Золя. (Золя, 1958, с. 11). Другая. Франция хотела войны, но только с Пруссией, но не с другими германскими государствами «...мы желали войны с Пруссией, мы уже давно ждали случая разрешить наш старый спор. Но это не мешало нашим добрососедским отношениям с Ба-деном и с Баварией», - писал Золя. (Золя, 1958, с. 13-14). В лёгкой победе не сомневался никто, но при этом особенно эльзасцы опасались того, что Германия стремится к единству и находится на подъеме, а империя слаба.

В романе наряду с правдоподобным описанием настроений в обществе присутствуют и элементы вымысла. Это касается эпизодов, в которых описываются грабежи и зверства прусаков. Одним из примеров служит следующее высказывание «Ах, да, пруссаки... Так вот! Они все разбили, все разграбили, все съели, все выпили. Они украли белье, полотенца, простыни, все, даже занавески...» (Золя, 1958, с. 106). Конечно, редкая война обходится без мародёрства, но факты зверств немецких солдат ни в немецких, ни в русских источниках не встречаются. После череды поражений французов Золя называет войну бессмысленной бойней.

Революция 3 сентября описывается как положительный момент и Золя признаёт, что империя пала от своих пороков и ошибок. Когда империя пала в качестве оправдания неудач появилась версия, что воевала не Франция, а империя и вера в победу только укрепилась «Воевала не Франция, а Империя... Здорово обманул меня император!», - восклицали французы. (Золя, 1958, с. 259). Золя, как и Гюго, считал, что Париж оборонялся героически, и то, что прусаки не смогли его взять заслуга самих парижан. Ближе к концу романа Золя описывает нежелание французов удовлетворить требования Германии уступки Эльзаса, пленения страсбургского гарнизона, выплаты контрибуции, но если учесть то, как быстро Франция согласилась на ужесточение условий, то этот факт сомнителен.

Ги де Мопассан посвятил войне 10 своих рассказов. Эти рассказы были опубликованы в СССР в 1941 г. под общим названием «Рассказы о Франко-Прусской войне». Их целью было создание негативного образа противника и убеждение населения в том, что немцев можно и нужно побеждать. Самыми содержательными рассказами являются «Два приятеля» и «Дуэль». Весь смысл каждого из рассказов сводится к описанию звероподобных прусаков, которые только и могут, что грабить, убивать и насиловать. Отношение французов к противнику Мопассан описывал так « Прусаки! Они ни разу не видели их, но уже несколько месяцев ощущали их... разорявших Францию, грабивших, убивавших, моривших голодом людей. И ненависть которую они питали к ... побеждавшему народу, соединялась у них со своего рода суеверным ужасом»

(Мопассан, 1941, с. 17). Этим животным всегда противостоят смелые, находчивые французы не жалеющие своей жизни ради родины и попадая в самые различные истории французы всегда выходят победителями в схватках с жестокими прусаками.

Конкретных высказываний о проблемах войны у Мопассана нет. Только в рассказе дуэль он высказывает мысль, что республика никогда не объявила бы войну и война с внешним врагом ведётся только при королях (Мопассан, 1941, с. 18). В этом же рассказе присутствует историческая неточность о том, что Пруссия глумилась над побеждённой Австрией (Мопассан, 1941, с. 27). Прусская армия даже не вошла в Вену, а самой большой неудачей Австрии стал выход её из борьбы за лидерство в объединении Германии.

В заключение можно сказать, что классики французской литературы считали, что войну начала империя, а не Франция. Только у Гюго, взгляды изменились, и виновником войны он стал считать Пруссию. Все приписывали Пруссии определённые преступления, абстрактные или конкретные, но в источниках других стран они подтверждения не находят. Гюго, Золя и Мопассан уверены в победе Франции до последнего. Золя и Гюго высказывались против присоединения к Германии Эльзаса и Лотарингии. Все дружно признавали, то, что французы героически сражались против прусских варваров и разрушителей цивилизации.

Золя в отличие от Гюго и Мопассана знал силу Германии и допускал поражение Франции в войне, хотя и надеялся на победу. Из трёх классиков французской литературы только Гюго предлагал помочь Германии устроить революцию и уничтожить границы между Францией и Германией. Золя и Мопассан предлагали только защиту Франции.

Нет сомнений, что эти великие писатели оказывали большое влияние на общественное мнение Франции и всего остального мира.

Список источников

Гюго, В. Дела и речи / В. Гюго // Собрание сочинений. - Т. 15. - М., 1963.

Золя, Э. Статьи и письма / Э. Золя // Собрание сочинений. - Т. 26. - М.,

1965.

Золя, Э. Разгром / Э. Золя // Ругон-Маккары. - Т. 15 - М., 1958.

Мопассан, Г. Дуэль, Два приятеля / Г. Мопассан // Рассказы о Франко-Прусской войне. - М., 1941.

Список литературы

Ерусалимский, A.C. Бисмарк дипломатия и милитаризм / A.C. Ерусалим-ский. -М., 1968.

История зарубежной литературы XIX века. Ч. 1. - М., 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.