Научная статья на тему 'Французские партии на выборах в Европарламент в 2009 году'

Французские партии на выборах в Европарламент в 2009 году Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
130
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОРЫ / ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ / СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ (СП) / СОЮЗ ЗА НАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ (СНД) / SOCIALIST PARTY (SP) / UNION FOR THE POPULARMOVEMENT (UPM) / ELECTION / EUROPEAN PARLIAMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Костюк Руслан Васильевич, Варакина Анна Александровна

Статья посвящена анализу платформ и результатам французских партий на выборах в Европейский парламент 2009 г. Особое внимание в статье уделяется предвыборным предложениям СНД, а также СП и.Зеленых..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

French parties in the 2009 European Parliamentary elections

Platforms and results of the French parties in the 2009 European Parliamentary elections are analyzed. Special attention is paid to the pre-election pledges of the UPM, SP and the Green Party.

Текст научной работы на тему «Французские партии на выборах в Европарламент в 2009 году»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕВРОПЕЙСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

УДК 329.058

Р. В. Костюк, А. А. Варакина

ФРАНЦУЗСКИЕ ПАРТИИ НА ВЫБОРАХ В ЕВРОПАРЛАМЕНТ в 2009 году

В июне 2009 г. сразу в 27 странах состоялись прямые выборы в Европейский парламент (ЕП). Этот институт, являющийся представительным и созаконодательным органом Европейского Союза (ЕС), за последние годы заметно расширил свои компетенции. «Поле законодательства» Европарламента ныне распространяется, в частности, на функционирование внутреннего рынка, промышленную политику, окружающую среду, интересы потребителей, транспорт, передвижение рабочей силы, деятельность общественных служб. Лиссабонский договор, вступивший в силу 1 декабря 2009 г., увеличивает законодательную сферу деятельности ЕП за счет сельского хозяйства и миграционной политики. По оценке экспертов, в течение последних пяти лет своей деятельности, европарламентарии так или иначе вмешивались в разработку или корректировку примерно 70% директив Европейской Комиссии и коммунитарного Совета министров.

ЕП продолжает оставаться, по существу, единственным институтом Союза, способным выражать и отражать общественное мнение. Однако с каждыми новыми прямыми выборами Европарламента в странах ЕС, как больших, так и малых, растет число граждан, отказывающихся от голосования. Это касается Франции, внесшей в последние годы значительный вклад в процессы углубления европейского строительства. Согласно опросам, проведенным в день голосования, 7 июня, около 3Д французов заявили, что не интересуются предвыборной кампанией [1, р. 5]. Большинство опрошенных заявили также, что не находят «принципиальных различий» в позициях ведущих политических партий Франции по Европе и по вариантам преодоления финансово-экономического кризиса. Вместе с тем в ходе избирательной кампании именно эта проблематика в наибольшей степени волновала французских политиков.

Победу на евровыборах во Франции 7 июня 2009 г. одержала правоцентристская партия Союз за народное движение (СНД), список которой включал также кандидатов от других объединений президентского большинства, в частности партии «Новый центр», или «Новой левой». СНД, придерживающийся либерально-консервативных взглядов, играет важную роль в рамках Европейской народной партии, одержавшей общую убедительную победу на выборах в ЕП. Список СНД на евровыборах 2009 г. набрал 27,9% голосов, что позволило ему провести в Европарламент 29 из приходящихся на Францию 72 депутатов. Среди них известные в стране политики: Рашида Дати, Мишель Бар-нье, Ален Ламассур. Наиболее значительные результаты французские правоцентристы

© Р. В. Костюк, А. А. Варакина, 2010

одержали в таких регионах, как Эльзас, Шампань-Арден, Прованс-Альпы-Лазурный берег. Это несомненный прогресс по сравнению с выборами 2004 г., когда за СНД проголосовали только 16,6% избирателей.

В своей предвыборной кампании правоцентристы главной целью ставили построение единой и сплоченной Европы, которая сумеет защитить себя в условиях кризиса и финансовой нестабильности. Основное внимание они уделяли еще более тесной интеграции Евросоюза, в частности через вступление в силу Лиссабонского договора, который расширит сферы деятельности Европарламента. Лиссабонский договор, с точки зрения СНД, поможет выработать общую политическую линию стран Евросоюза и поставить единые цели, что поспособствует быстрому выходу из кризиса и преодолению коммерческих, экологических, демографических и иных проблем. СНД в своей предвыборной программе выступил за то, чтобы европейские страны координировали национальные планы по достижению роста, сохранили эффективно функционирующие общественные службы, усилили кооперацию полицейских служб, встали на путь формирования условий для коммунитарного социального диалога.

Также одним из ключевых пунктов кампании либерал-консерваторов было решение проблем изменения климата и продовольственной безопасности путем «сокращения парниковых газов и перехода к экологически чистым источникам неуглеродной энергии» [2, р. 10]. И сделать это необходимо немедленно, пока не произошли необратимые изменения океана, почвы, биоразнообразия, природных ресурсов и сельского хозяйства.

Своими главными задачами СНД поставил верховенство закона и гражданских свобод, развитие социальной рыночной экономики, ее четкое и прозрачное регулирование. В области финансового урегулирования партия предложила усилить координацию между национальными органами по надзору за финансовыми институтами, а на международном уровне — установить диалог между основными глобальными валютами. Одновременно сторонники Н. Саркози, полностью одобряя европейскую политику президента Республики, заявили в ходе кампании о том, что необходимо стремиться к превращению ЕС в «глобального дипломатического актора». В частности, СНД и его союзники считают, что ЕС и его институты должны иметь возможность проводить собственную дипломатическую деятельность. Что касается пограничных вопросов, правоцентристы выдвинули предложение об установлении партнерства с соседними для ЕС государствами, такими, как Россия и Украина. Но по вопросу о членстве Турции в ЕС позиция СНД с самого начала была категоричной и ясной: «Турция должна стать привилегированным партнером Европейского Союза, но не его членом... » [2, р. 18].

В области социальной политики СНД предложил разработать новые формы солидарности и защиты работников и постараться сократить разрыв между социальными стандартами европейских стран при создании единого рынка труда.

Еще одно приоритетное направление политики либерал-консерваторов — возрождение промышленных районов путем удержания сотрудников в компаниях, пострадавших от кризиса, и оказания им финансовой помощи. В том числе было предложено создать постоянный комитет в Европейском парламенте, отвечающий за борьбу с бедностью, социальным исключением и дискриминацией. Для укрепления безопасности, отмечалось в предвыборной платформе СНД, европейским странам необходимо установить более тесное судебное и полицейское сотрудничество, особенно в системе документационного обмена и оповещения Еигопе^ В миграционной политике представители президентского большинства предлагают ужесточить контроль на внешних границах в целях борьбы с нелегальной иммиграцией, подтверждая традиционный тезис правых — «только легальная миграция может позволить успешную интеграцию» [2, р. 34].

Страны Средиземноморья играют важную геополитическую и экономическую роль в Евросоюзе, поэтому еще одно приоритетное направление СНД видит в укреплении связей между средиземноморскими странами посредством вкладывания инвестиций в совместные проекты: развитие сельских районов, доступ к водным ресурсам, сотрудничество в сфере безопасности и борьбы с загрязнением, использование возобновляемых источников энергии, улучшение морских магистралей и инфраструктуры, совместные разработки в области научных исследований.

Не обошел вниманием СНД во время предвыборной кампании и гуманитарное измерение евростроительства. Правящая во Франции партия призвала к образованию общего европейского пространства культуры, созданию единого пространства высшего образования, развитию системы обменов в самых разнообразных сферах трудовой деятельности и к подготовке коммунитарного учебника по европейской истории.

Пожалуй, с наиболее европеистских позиций в ходе предвыборной кампании 2009 г. выступало во Франции возглавляемое Франсуа Байру Демократическое движение (ДД). В электоральной платформе «Демократы за Европу» отмечалось: «Европа является нашим единственным шансом, чтобы бороться против кризисов и преодолеть громадные вызовы, которым мы противостоим» [3, р. 3]. В ситуации глобального кризиса, с точки зрения ДД, только «европейский ответ» может быть эффективным. Подобный ответ французские центристы видят, в частности, в разработке нового плана европейского роста, финансировании со стороны ЕС коммунитарного займа, увеличении бюджета социальных фондов Союза. Кроме того, ДД предлагает создать Совет экономической политики для зоны евро, гармонизировать налогообложение на европейские компании, запустить подлинную коммунитарную промышленную политику.

Французские демократы в период избирательной кампании также призывали защищать и совершенствовать европейскую социальную модель, придать ей «природоохранительный» характер. ДД высказалось в пользу выравнивания по наиболее прогрессивному уровню систем социальной защиты в странах ЕС, увеличения панконтинентальных расходов на образование и здравоохранение.

Европеизм ДД проявился и в призывах к углублению политической интеграции. Центристы поставили вопрос об обязательном проведении общественных дебатов по важнейшим темам евростроительства, введению права на организацию референдумов по «европейской народной инициативе». ДД выступило также в пользу координации действий национальных дипломатий в различных международных институтах и организации подлинно независимой европейской обороны.

Однако надежды центристов на то, что им удастся в ходе выборов создать собственный сильный полюс — между левыми и СНД, — на сей раз не оправдались: на июньских евровыборах список ДД получил всего 8,5% голосов.

Выборы в ЕП-2009 были отмечены во многих стран электоральным прогрессом для партий крайне правого спектра. Франция в данном контексте выглядит скорее как исключение: здесь, наоборот, крайне правые потеряли по сравнению с евровыборами прошлых лет. Так, Национальный фронт (НФ) довольствовался лишь 6,3% голосов (3 мандата), а объединение «Либертас», ведущая роль в котором принадлежала правопатриотическому Движению за Францию (ДФ), получило 4,8% голосов и сумело провести в ЕП всего одного представителя.

Свои предвыборные платформы французские крайне правые построили на лозунгах оппозиции европейской политике властей. По мнению лидеров НФ, состояние, в котором оказались сегодня Франция и Европа, — «результат предательства руководящих политических и финансовых классов и их безоговорочного согласия на. . . мондиализм»

[4]. И НФ, и «Либертас» в ходе кампании выступили категорически против содержания Лиссабонского договора. Лидер ДФ Филипп де Вилье призвал власти Республики «уважать голос народов» и «отказаться от Лиссабонского договора, копии-наклейки Европейской Конституции» [5, р. 5].

Крайне правые и правые патриоты исходят из того, что сотрудничество европейских стран в различных экономических отраслях не должно идти вразрез с национальными интересами Франции. Правонационалистические силы во время избирательной кампании высказались за возврат франка как государственной валюты, восстановление потерянных в пользу ЕС полномочий Республики в налоговой сфере, введение принципа национального и коммунитарного предпочтения при реализации социальной политики. Разумеется, крайне правые однозначно осудили либеральную политику ЕС в иммиграционной сфере, так как она угрожает идентичности европейских наций. НФ, в частности, ставит вопрос о полном примате французского законодательства над комму-нитарным правом. Однако летом 2009 г. правый «евроскептицизм» не нашел должного понимания у французского электората.

Ведущая оппозиционная сила Пятой Республики — Социалистическая партия (СП) пыталась вести достаточно активную агрессивную избирательную кампанию, желая извлечь максимум выгоды из ослабления личного авторитета Н. Саркози весной 2009 г. Предвыборная платформа социалистов «Дать новый курс Европе» во многом повторяла общий манифест Партии европейских социалистов (ПЕС) к евровыборам. В этом документе отмечалось, что социалисты Франции остаются решительными сторонниками европейской интеграции. Вместе с тем французская СП выступала в ходе предвыборной кампании за «социальную переориентацию» евростроительства. Заявляя, что нынешнее праволиберальное большинство в институтах и странах ЕС не в состоянии справиться с последствиями глобального кризиса, социалисты в своей платформе указывали, что «нужна новая Европа, которая защищает своих граждан, подготавливает будущее, работает над лучшей организацией и лучшим управлением мира» [6, р. 11].

Неудивительно, что в условиях кризиса социалисты в ходе предвыборной кампании уделяли основное внимание именно вопросам социально-экономического развития Европы. И здесь в духе предложений ПЕС соцпартия Франции выступила за принятие амбициозного плана экономического роста, подразумевающего, в частности, увеличение инвестиций на панъевропейские инфраструктурные и транспортные проекты и создание дополнительных рабочих мест в так называемой зеленой сфере. Вместе с этим социалисты призывали «продвигать промышленную, торговую, валютную общие политики, стараться защищать и усиливать европейские экономики в мире» [6, р. 11-12].

В условиях глобального кризиса французская СП заявила о необходимости подписания особого Европейского пакта социального прогресса, в котором должны содержаться положения, гарантирующие достойный доход и социальную защиту для малообеспеченных слоев Европы. Социалисты в своей предвыборной платформе поставили вопрос о необходимости принятия на уровне ЕС специальной коммунитарной директивы, содержание которой гарантировало бы целостность и сохранность общественных служб и даровало бы европейским наемным трудящимся дополнительные права. Кроме того, социалисты Франции высказались в своей программе за более эффективное реформирование Общей сельскохозяйственной политики (ОСП) и других общих политик ЕС, а также системы налогообложения в Союзе.

Однако, несмотря на то что к середине 2009 г. исполнительная власть Франции действительно в немалой степени растеряла кредит доверия избирателей, этот факт совсем

не помог соцпартии. Главная оппозиционная партия страны набрала на евровыборах лишь 16,48% голосов, потеряв по сравнению с 2004 г. половину делегации в ЕП (проведя туда лишь 14 представителей) и свыше 2 млн голосов [7, р. 3]. Наиболее успешные результаты социалисты показали в таких регионах, как Лимузен, Нор — Па-де-Кале и в заморских территориях.

Наблюдатели полагают, что посредственный результат СП связан в первую очередь с отсутствием в партии внутреннего единства. Но этот фактор отнюдь не помешал показать потрясающий результат французским защитникам окружающей среды: список «Европа-Экология», основу которого составила партия «Зеленые» (но в список также были включены такие популярные политики, как Д. Кон-Бендит, Э. Жоли и Ж. Бове; в избирательном объединении приняли участие видные независимые экологисты, представители социальных движений, альтерглобалисты), чуть-чуть уступил социалистам, набрав 16,28% голосов и проведя в ЕП 14 депутатов. Наиболее успешные результаты экологисты продемонстрировали на Корсике, в Иль-де-Франс и в регионе Рона — Альпы. Пожалуй, французские «Зеленые» и их союзники получили самый хороший результат — по сравнению с экологистами других стран ЕС.

Секрет здесь, видимо, не только в наличии смешанной команды, ведомой авторитетными политиками. Французские «Зеленые» вступили в предвыборную кампанию с достаточно амбициозной программой, получившей название «Экологический контракт во имя Европы». В этом документе социальная и природоохранительная сферы оказались тесно переплетены, что в итоге и принесло экологистам столь значительный прогресс. По мнению французских защитников окружающей среды, альтернативой нынешнему системному кризису должна стать «экологическая конверсия экономики».

В социально-экономическом плане «Европа-Экология» предложила поставить занятость в центр коммунитарной политики и работать над созданием в течение 10-летнего периода 10 млн «зеленых» рабочих мест; действовать в масштабе ЕС в пользу сокращения продолжительности рабочего времени; переориентировать ОСП и иные общие политики Евросоюза в духе их соответствия экологическим нормам и критериям; «срочно продвигать защитную европейскую социальную модель, гармонизирующую социальную политику стран-членов по повышенным стандартам» [8, р. 40]. Кроме того, экологисты выступили за решительное улучшение и демократизацию политики ЕС в отношении иммигрантов, что подразумевает отказ от всякой формы дискриминации.

В «Экологическом контракте», естественно, должное внимание уделяется вопросам защиты окружающей среды. «Зеленые» и их электоральные партнеры выступили с инициативой сократить выбросы парниковых газов к 2025 г. на 40%, добиваться на уровне всего Евросоюза отказа от атомных электростанций, поощрять панконтинентальные проекты по развитию возобновляемых источников энергии, противиться ком-мерционализации сферы здравоохранения, всемерно способствовать развитию биоразнообразия в Европе. К оригинальным положениям предвыборной платформы списка «Европа-Экология» следует отнести такой тезис: «Кроме создания Общей внешней политики безопасности. . . мы предлагаем построение силы военной европейской обороны, включающей гражданскую службу» [8, р. 58].

Еще одним избирательным объединением, жестко критиковавшим в период избирательной кампании неолиберальный характер евростроительства, был Левый фронт (ЛФ) — альянс Французской компартии и левосоциалистической Левой партии. ЛФ в ходе выборов заручился поддержкой почти 6,5% избирателей, что позволило фронту провести в состав ЕП пятерых депутатов.

ЛФ участвовал в общей предвыборной кампании, организованной Европейской левой партией. Собственная Декларация принципов ЛФ носила весьма сжатый характер.

В данном документе партии, участвующие в ЛФ, констатировали, что глобализированный капитализм несет рост безработицы, усиление неравенства, финансовую неразбериху, разрушение общественного сектора. В декларации подчеркивалось, что «Европейский Союз тотально вступил в эту капиталистическую неолиберальную модель... »

[9].

В ходе предвыборной кампании ЛФ предлагал двигаться в масштабе ЕС в сторону нового способа производства, соединяющего человеческие, социальные и экологические потребности; поставить под контроль населения деятельность Европейского центрального банка; приступить к национализации системы банков и кредита. Подобно «Зеленым», ЛФ призывал продвигать новые инвестиции в возобновляемые и чистые виды энергии, делая ставку на развитие железнодорожного транспорта и водных путей.

Партии-члены ЛФ определенно утверждали, что в последнее время происходит конфискация народного суверенитета как на национальном уровне, так и в масштабах Евросоюза. Соответственно, ЛФ призывал отстаивать ценности демократической и светской Европы. Одновременно лидеры ЛФ выступали категорически против вовлечения ЕС в милитаристские проекты Вашингтона: «Европа должна разорвать с атлантизмом и равнением на Соединенные Штаты, особенно в рамках НАТО» [9].

Подводя краткие итоги, следует сказать, что результаты европейских выборов для Франции повторяют в точности соотношение основных общественно-политических сил. Однако эти результаты обычно побуждают французские партии к модификации политической тактики. Так было и на сей раз. Для президентского лагеря в целом удачной оказалась попытка формирования единого списка вокруг СНД. Отныне консолидация правоцентристского блока СНД и партии «Новый центр» будет продолжена. Судя по всему, Демократическому движению предстоит серьезная внутренняя перестройка. Итоги выборов породили мощную волну дискуссий в левом лагере. Социалисты столкнулись с конкуренцией экологистов и более левых сил. Судя по всему, проекты «Европа-Экология» и Левый фронт получат развитие в ближайшем будущем. Однако возможно и оформление выдвинутого после евровыборов 1-м секретарем СП М. Обри предложения о строительстве «общего левого дома». Так или иначе, но итоги выборов в ЕП окажут влияние на все сегменты политического спектра современной Франции.

Литература

1. Le Monde. 2009. 8 juin.

2. Le projet de la majorite presidentielle. 30 propositions pour une Europe qui protege et qui agit. Paris, 2009.

3. Nous, l’Europe. Democrates pour l’Europe: notre programme pour la legislature 2009-2014. Paris, 2009.

4. Programme «Europe» du Front National. URL: http://www.fn2009.fr/pdf/programme_Fn.pdf

5. Le Figaro. 2009. 30 mai.

6. L’Hebdo des socialistes. 2009. N 521.

7. Le Monde. 2009. 17 juin.

8. Le Contrat ecologiste pour l’Europe. Paris, 2009.

9. Declaration de principes du Front de Gauche pour changer d’Europe. URL: http:// Frontdegauche.eu/index.php?option=con_content&view=section&laglot=blog&id=15&Itemid=2

Статья поступила в редакцию 17 июня 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.