Научная статья на тему 'ФРАНЦУЗСКАЯ ПРОПАГАНДА В США В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ'

ФРАНЦУЗСКАЯ ПРОПАГАНДА В США В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
214
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ФРАНЦУЗСКАЯ ПРОПАГАНДА / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ВОЕННАЯ ПРЕССА / ОБРАЗ СОЮЗНИКА / ВСТУПЛЕНИЕ США В ВОЙНУ / ЖАН-ЖЮЛЬ ЖЮССЕРАН / ВУДРО ВИЛЬСОН / WORLD WAR I / FRENCH PROPAGANDA / PUBLIC OPINION / MILITARY PRESS / ALLY IMAGE / US ENTRY INTO THE WAR / JEAN-JULES JUSSERAND / WOODROW WILSON

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Слесарев Илья Юрьевич

Борьба за благорасположение СШа в годы Первой мировой войны традиционно рассматривается в историографии как противостояние английской и немецкой пропаганды, из-за чего менее масштабная, но эффективная деятельность Франции в этой сфере остается малоизученной. Между тем ориентированная на политические, финансовые и интеллектуальные слои североамериканского общества французская пропаганда обеспечила взаимопонимание и дальнейшее тесное сотрудничество народов двух республик в мировом конфликте. Социокультурная близость Франции и СШа, исторические связи, необремененность какими-либо крупными противоречиями позволяли французам применять методы, которые теперь принято причислять к категории «мягкой силы», так что американцы не воспринимали их как воздействие пропаганды. Кумулятивный эффект деятельности Франции и Великобритании позволил ускорить вступление в войну СШа, взявших на себя финансирование и промышленное обеспечение изможденных стран антанты, а к 1918 г. транспортировавших в Старый свет двухмиллионный военный контингент. Уникальный и беспрецедентный по своему масштабу опыт формирования и манипулирования общественным сознанием, накопленный в течении Первой мировой войны, в дальнейшем лег в основу технологий изучения и влияния на общественное мнения, сознание масс. исследование базируется на документах, хранящихся в дипломатических архивах, национальных архивах и архиве исторической службы Министерства обороны Франции, ранее не привлекаемых в отечественной науке для изучения данного вопроса. автором предпринимается попытка обобщения накопленного научного знания по исследуемой проблеме в отечественной и зарубежной историографии. основной фокус в статье делается на задачи, организацию и методы проводимой Францией пропагандисткой кампании. Все основные направления ее деятельности проиллюстрированы наиболее яркими примерами. отдельное внимание уделяется роли личностей, отвечавших за организацию проводимых мероприятий, создание пропагандистских структур, а также агентов, выполнявших особые миссии на территории СШа. Хронологические рамки исследования ограничены 1914-1917 гг. - периодом нейтралитета США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRENCH PROPAGANDA IN THE USA DURING THE FIRST WORLD WAR

The competition for the benevolence of the United States during the First World War is traditionally regarded in historiography as a confrontation between English and German propagandas, and thus the French less widescale but effective activity in this field remains poorly studied. Meanwhile, French propaganda focused on the political, financial and intellectual circles of North American society ensured mutual understanding and promoted close cooperation between the two republics in this global conflict. The sociocultural proximity of France and the United States, their historical ties, and the lack of any major contradictions allowed the French to involve methods that are now considered to be classified as “soft power”, so that the Americans did not regard them as the propaganda effect. The cumulative result of the activities of France and Great Britain made it possible to accelerate the entry into the war of the United States, which took over financing and industrial support of the exhausted countries of the Entente, and transported a two-million military contingent to the Old World by 1918. The unique and unprecedented experience of the formation and manipulation of public consciousness, accumulated during the First World War, later laid the basis of the methodology of studying public opinion and influencing the mood and consciousness of the masses. The study is based on the documents from the diplomatic archives, national archives and the Service historique de la défense of the French Ministry of Defense, previously uninvolved in the research on this issue in Russian historiography. The author attempts at comprehensive consideration of the historiographic material. The main focus of the article is the tasks, organization and methods of the French propaganda campaign. The most striking cases help illustrate all its main aspects. Particular attention is paid to the role of persons responsible for organizing events and establishing propaganda structures and agents performing special missions in the United States. The study covers the period of the US neutrality in 1914-1917.

Текст научной работы на тему «ФРАНЦУЗСКАЯ ПРОПАГАНДА В США В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2020. № 1

И.Ю. Слесарев*

французская пропаганда в сша в годы первой мировой войны

I.Y. slesarev

French propaganda in the usa during the first world war

Аннотация. Борьба за благорасположение США в годы Первой мировой войны традиционно рассматривается в историографии как противостояние английской и немецкой пропаганды, из-за чего менее масштабная, но эффективная деятельность Франции в этой сфере остается малоизученной. Между тем ориентированная на политические, финансовые и интеллектуальные слои североамериканского общества французская пропаганда обеспечила взаимопонимание и дальнейшее тесное сотрудничество народов двух республик в мировом конфликте. Социокультурная близость Франции и сша, исторические связи, необремененность какими-либо крупными противоречиями позволяли французам применять методы, которые теперь принято причислять к категории «мягкой силы», так что американцы не воспринимали их как воздействие пропаганды. Кумулятивный эффект деятельности Франции и Великобритании позволил ускорить вступление в войну США, взявших на себя финансирование и промышленное обеспечение изможденных стран Антанты, а к 1918 г. транспортировавших в Старый свет двухмиллионный военный контингент. Уникальный и беспрецедентный по своему масштабу опыт формирования и манипулирования общественным сознанием, накопленный в течении Первой мировой войны, в дальнейшем лег в основу технологий изучения и влияния на общественное мнения, сознание масс. исследование базируется на документах, хранящихся в дипломатических архивах, национальных архивах и Архиве исторической службы Министерства обороны Франции, ранее не привлекаемых в отечественной науке для изучения данного вопроса. Автором предпринимается попытка обобщения накопленного научного знания по исследуемой проблеме в отечественной и зарубежной историографии. основной фокус в статье делается на задачи, организацию и методы проводимой Францией пропагандисткой кампании. Все основные направления ее деятельности проиллюстрированы

* Слесарев Илья Юрьевич, аспирант кафедры новой и новейшей истории стран Европы и Америки исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Slesarev Il'ya Yur'yevich, PhD Student, Department of Modern and Contemporary History, Faculty of History, Moscow Lomonosov State University +7-916-443-09-00; sles-il@yandex.ru

наиболее яркими примерами. Отдельное внимание уделяется роли личностей, отвечавших за организацию проводимых мероприятий, создание пропагандистских структур, а также агентов, выполнявших особые миссии на территории США. Хронологические рамки исследования ограничены 1914-1917 гг. — периодом нейтралитета США.

Ключевые слова: Первая мировая война, французская пропаганда, общественное мнение, военная пресса, образ союзника, вступление США в войну, Жан-Жюль Жюссеран, Вудро Вильсон.

Abstract. The competition for the benevolence of the United States during the First World War is traditionally regarded in historiography as a confrontation between English and German propagandas, and thus the French less widescale but effective activity in this field remains poorly studied. Meanwhile, French propaganda focused on the political, financial and intellectual circles of North American society ensured mutual understanding and promoted close cooperation between the two republics in this global conflict. The sociocultural proximity of France and the United States, their historical ties, and the lack of any major contradictions allowed the French to involve methods that are now considered to be classified as "soft power", so that the Americans did not regard them as the propaganda effect. The cumulative result of the activities of France and Great Britain made it possible to accelerate the entry into the war of the United States, which took over financing and industrial support of the exhausted countries of the Entente, and transported a two-million military contingent to the Old World by 1918. The unique and unprecedented experience of the formation and manipulation of public consciousness, accumulated during the First World War, later laid the basis of the methodology of studying public opinion and influencing the mood and consciousness of the masses. The study is based on the documents from the diplomatic archives, national archives and the Service historique de la défense of the French Ministry of Defense, previously uninvolved in the research on this issue in Russian historiography. The author attempts at comprehensive consideration of the historiographic material. The main focus of the article is the tasks, organization and methods of the French propaganda campaign. The most striking cases help illustrate all its main aspects. Particular attention is paid to the role of persons responsible for organizing events and establishing propaganda structures and agents performing special missions in the United States. The study covers the period of the US neutrality in 1914-1917.

Keywords: World War I, French propaganda, public opinion, military press,

ally image, US entry into the war, Jean-Jules Jusserand, Woodrow Wilson.

* * *

Тема пропаганды всегда занимала особое место в исторических исследованиях, посвященных Первой мировой войне. Такое внимание к проблеме обосновано тем, что именно в эти годы впервые складывались и отрабатывались технологии формирования общественного мнения в мировом масштабе. Накопленный обоими альянсами опыт

требовал научного осмысления, поэтому уже в первом послевоенном десятилетии в свет вышли десятки работ1, среди которых отдельного внимания заслуживают монография известного журналиста, психолога, социолога, одного из архитекторов американского неолиберализма Уолтера Липпмана «общественное мнение» (1922)2 и работа американского историка, политолога Гарольда Ласвеля «Техника пропаганды в мировой войне» (1927)3. державы, втянутые в мировой конфликт, были вынуждены неустанно вести пропаганду на всех информационных фронтах: внутренняя пропаганда — для консолидации сил государства и общества; пропаганда, направленная на противника, — для подрыва морального духа тыла и армии врага; союзническая пропаганда — для усиления прочности альянса; пропаганда в нейтральных государствах — для обеспечения доброжелательного нейтралитета, посредничества и склонения их к участию в конфликте на своей стороне. С первых месяцев войны ожесточенная борьба разразилась за благосклонность промышленно и финансово развитых США. В центре работ исследователей, анализировавших эту проблему, традиционно находится противостояние английской и немецкой пропаганды, в то время как деятельность Франции остается в тени4. Между тем, особая стратегия французского правительства, нацеленная на присоединение США к блоку антанты, и ее сравнение со стратегиями других стран, а также деятельность внешнеполитических организаций и миссий, обеспечивавших дружеские и союзнические отношение народов двух республик, представляют несомненный научный интерес.

Безусловно, наибольший вклад в информационную кампанию Антанты в США на первом этапе войны внесла Великобритания. За британскую пропаганду в США отвечал известный английский беллетрист канадского происхождения Гильберт Паркер5. По его

1 См., например: Creel G. How we advertised America. London, 1920; Marchand L. Loffensive morale des Allemands en France pendant la guerre. Paris, 1920; Stern-Rubarth E. Die Propaganda all politisches Instrument. Berlin, 1921; Demartial G. La guerre de 1914. Comment on mobilisa les consciences, Paris, 1922; Plenge J. Deutsche Propaganda. Bremen, 1922; Bernays E.L. Crystallizing Public Opinion. New York, 1923; Salmon L.M. The Newspaper and Authority. New York, 1923; Wilder R.H., Buell K.L. Publicity. New York 1923; Baschwitz K. Der Massenwahn. München, 1924; Schönemann F. Die Kunst der Mas-senbeeinflüssung in den vereinigten Staaten vom Amerika. Stuttgart, 1924; и др.

2 Липпман У. общественное мнение. М., 2004.

3 Ласвель Г. Техника пропаганды в Мировой войне. Ленинград, 1929.

4 См., например: Суржик Д.В. распропагандированная Америка // Европа и россия в огне Первой мировой войны / Под ред. В.А. Золотарева. М., 2014.

5 См. подробнее: Parker G. The United States and the war // Harper's Magazine. March, 1918. — URL: http://harpers.org/archive/1918/03/the-united-states-and-the-war/

признанию, английское руководство снабжало информацией 360 американских газет, публиковавших еженедельные обзоры и комментарии о ходе войны. Рядовые американцы вовлекались в пропаганду военной кампании через кинофильмы об армии и флоте, а также с помощью бесед, статей, памфлетов и писем, напечатанных в виде ответов на вопросы американцев в ведущих газетах штатов6. Паркер ежедневно рассылал около 300 бюллетеней с материалами британской пропаганды американским газетам, организовывал поездки и встречи с общественностью7.

Французская пропаганда была более сдержанной — в силу отсутствия столь сильных социокультурных связей, различия языков и принципиальной позиции в этом вопросе влиятельного посла Жан-Жюля Жюссерана. Он был хорошо знаком с президентом В. Вильсоном и входил в круг его ближайших лиц, который называли «теннисным кабинетом». Он знал многих представителей политической элиты США. Глубокое знание англо-саксонской культуры Ж.-Ж. Жюссерана производило сильное впечатление на американцев8. Объясняя необходимость тактики умеренности в пропагандистской деятельности внутри приверженных традиции изоляционизма США, посол повторял: «Если существует что-то, что американцы действительно ненавидят, так это, когда иностранцы говорят им, что они должны думать, а что нет. Что же тогда делать нам? Не прославлять себя — американцев это напрягает; дать фактам говорить самим за себя — они делают это достаточно внушительно; рассчитывать на здравый смысл и сердца наших сторонников, чтобы они сами всё истолковывали и объясняли широким массам; обильно снабжать их достоверными сведениями и позволять им самим получать информацию своими методами, чтобы их представители видели всё своими глазами»9. Этой стратегии посол и придерживался в период американского нейтралитета, нередко подвергаясь критике. Композитор и дипломат Луи Обер и группа единомышленников обвиняли посла в бездействии и недальновидной политике, требуя его замены философом Анри Бергсоном, однако Жюссеран сохранил должность до 1924 г.10

В мае 1915 г. министр иностранных дел Франции Теофиль Дель-кассе поручил депутату Этьену Фурно создать службу пропаганды.

6 Лан В.И. США: от Первой до Второй мировой войны. М., 1976. С. 22.

7 Зильбер И. Тайные средства борьбы. М., 1948. С. 62.

8 Kaspi A. Le Temps des Américains. Le concours américain à la France (1917-1918). Paris, 1976. P. 37.

9 Jusserand J.J. Le sentiment Américain pendant la Guerre. Paris, 1931. P. 67.

10 См. подробнее: Nouailhat Y.-H. France et États-Unis, août 1914 - avril 1917. Paris, 1979. P. 399.

С января 1916 г. эта служба была переименована в «Дом прессы» и перепоручена Филиппу Бертело, главе кабинета Аристида Бриана. Подход Бертело был схож с позицией посла: «Наше преимущество над немцами состоит в том, что нам не нужно никого подкупать в американской прессе. нам нужно лишь стимулировать газеты писать то, что они и так пишут. Самое лучшее, что мы можем делать, — это снабжать [материалами] французскую и американскую прессу. Вся пропаганда США во Франции является пропагандой Франции в США. Когда американский журнал публикует хорошую статью о Франции, ее необходимо перепечатывать в крупном французском журнале на первых полосах. Американцы любят такую рекламу, и если мы дадим свой комментарий к этой статье, то они с радостью перепечатают его у себя»11. Для информирования издателей, организации лекций и мероприятий, написания статей, нужным образом формировавших образ Франции, служба Бертело нанимала американцев, которые имели связи с Францией, отправляла в США французских агентов, договаривалась с влиятельными французскими и американскими общественными деятелями о миссиях в США12. В октябре 1916 г. главный редактор крупной правобуржуазной газеты «Матэн» Стефан Лозанн был уполномочен министерством иностранных дел обеспечить «тесную связь с американской прессой». Находясь под руководством Жюссерана, он сотрудничал с пресс-службой министерства, не претендуя на какой-либо официальный пост. Его роль заключалась в организации и облегчении доставки французских новостей в американские газеты, что, на самом деле, было не такой простой задачей.

Изучение архивных документов «Дома прессы», Верховного комиссариата по делам франко-американского сотрудничества, посольства Франции и документов отдельных французских агентов в США, находящихся сейчас на хранении в дипломатических архивах Французской республики, позволяет исследовать основные направление проводимой Третьей республикой пропагандисткой деятельности.

Какие задачи стояли перед французскими пропагандистами и каких целей они пытались добиться? Отвечая на этот вопрос, крупный французский историк-американист Ив-Анри Нуэля утверждал, «с августа 1914 по апрель 1917 г. французское правительство никогда не пыталось повлиять на вступление США в войну»13. Изучая документы

11 Archives Diplomatiques. Papiers Ph. Berthelot. PAAP 10. 18. P. 36-37 (далее —

А.а).

12 A.D. PAAP 19. 2. P. 11-24.

13 Nouailhat Y.-H. La propagande française aux Etats-Unis (août 1914 - avril 1917) // Les Etats-Unis dans la Première Guerre mondiale 1917-1918. La conférence sous la direction de C. Carlier et G. Pedroncini. Paris. Assemblée Nationale. 22 et 23 septembre 1987.

ведомств, отвечавших за пропаганду, сложно однозначно согласиться с этим мнением. Французы, и правда, при любой возможности демонстрировали подчеркнутое уважение к американскому нейтралитету и действовали так тонко, что на фоне бурной немецкой и английской агитации, наводнившей Америку, создавалось ощущение, отмеченное ведущей американской газетой «Вашингтон Пост»: «французской пропаганды не существует»14. «Сегодня нельзя говорить о наличии какой-либо французской пропаганды в США»15, — писало летом 1915 г. другое американское издание «Бостон Херальд». При этом нет сомнений в том, что организаторы французской пропаганды считали желательным вступление США в войну, особенно в связи с ростом волнений в стране на почве активности немецких подводных лодок в Атлантическом океане (после потопления «Лузитании» 7 мая 1915 г. целые города писали петиции американскому президенту с просьбами о вступлении США в войну16). В переписке c Ф. Бертело французский агент, профессор Жильбер Шинар 28 февраля 1916 г. пророчествовал: «Американцы, нейтральные сегодня, по независящим от них обстоятельствам могут стать нашими союзниками завтра, если мы предпримем для этого меры прямо сейчас»17.

В любом случае, очевидно, что правительство Третьей республики рассчитывало по крайне мере на обеспечение благожелательного нейтралитета США, на крупные займы (в период нейтралитета их было выдано Франции на сумму свыше 800 млн долларов) и на осуществление необходимых военных и продовольственных закупок18 — чему и были призваны способствовать, в первую очередь, созданные информационные ведомства.

В июньском отчете «Дома прессы» за 1916 г. «Общая концепция нашей пропаганды в США» сообщалось, что «для достижения близости народов» следовало проникнуть во все области жизни американцев. Инструкция включала в себя следующие пункты: «1. Использование прессы — ежедневной и периодической, включая журналы, делая особый упор на крупные издания. В том числе технической и промышленной направленности, чтобы привлечь (американский капитал. — И.С.) к развитию французской индустрии и развеять предрассудки о ее отсталости; 2. Школы и университеты — работа в университетских и коммерческих кругах необходима, так как имеет

14 The Washington Post. 18.05.1915.

15 The Boston Herald. 12.06.1915.

16 Richmond Times-Dispatch. 11.05.1915.

17 A.D. Papiers d' agents. Berthelot Philippe. PAAP 19. 2. P. 38. P. 73.

18 См. подробнее: Слесарев И.Ю. Торгово-финансовое сотрудничество Франции и США в годы Первой мировой войны // Новая и новейшая история. 2019. № 1.

прямое воздействие на менталитет правящего класса. 3. организация публичных конференций — необходима для сближения народов и разъяснения разницы образа жизни и идеалов сражающихся цивилизаций; объяснить угрозу для всего мира и, в частности, для Америки победы германизма; 4. Налаживание промышленных, торговых и финансовых отношений; 5. Пропаганда в сфере искусства во всех его проявлениях»19.

Пресса, неслучайно поставленная в инструкции на первое место, была основным средством формирования общественного мнения и имела широкое распространение в США. В 1914 г. примерно из 2300 ежедневных американских газет около 175 выходили в городах с населением более 100 000 жителей20. Эти газеты относились к типу новостных, и именно от них зависело получение населением информации о внешнем мире. Они входили в крупные пресс-ассоциации, сотрудничавшие друг с другом, а более мелкие издания заимствовали из них новости21. Информация шла также от более крупных изданий в провинцию. Это обеспечивало относительную однородность новостного контента, связанного с работой информационных агентств США (Ассошиэйтед Пресс, Юнайтед Пресс Интернешнл)22, что однако не обеспечивало однородности общественного мнения. Отношение к внутренней и внешней политике часто зависело от происхождения американцев, многие из которых были иммигрантами из Европы. Агенты «Дома прессы» отмечали гетерогенность США: «В одном лишь Чикаго говорят на 42 языках. О каком общем национальном чувстве можно говорить, если каждый пятый житель Нью-Йорка является евреем и имеет основания не любить Россию, как и иммигранты-славяне? А ирландцы-католики, не любящие Англию и антиклерикальную Францию? И, наконец, 10-15 миллионов немцев, австрийцев или венгров, многих из которых сложно даже определить, так как они сменили фамилии»23.

Редакционная политика американских издательств в отношении европейского конфликта сильно разнилась в зависимости от настроений каждого конкретного штата. По данным того же «Дома прессы», основанных на изучении материалов издательств США, в 1916 г. симпатизировали Антанте в основном штаты севера атлантического побережья; север центра страны оставался прогерманским в силу

19 A.D. Maison de la Presse. 229QO. 20. P. 31-39.

20 Given J.L. Making a Newspaper. New York, 1907. P. 13.

21 Липпман У. Указ. соч. С. 306.

22 Ильин Д.А. Вступление США в Первую мировую войну в оценках американской прессы // Американский ежегодник. 2016 / Под ред. В.В. Согрина. М., 2017. С. 120.

23 A.D. Papiers d' agents. Berthelot Philippe. PAAP 19. 2. P. 69-71.

проживания здесь немецких выходцев и их предприятий; южные штаты выражали антианглийские настроения; север тихоокеанского побережья (Вашингтон, Орегон) и ряд центральных штатов являлись нейтральными и не интересовались войной, а юг (Калифорния) демонстрировал антианглийский настрой из-за опасений угрозы англояпонского альянса24. В то же время другое французское исследование общественного мнения США (начало 1916 г.) констатировало, что 90% американцев в целом выражали «просоюзнические настроения»; оно призывало «не терять времени» для обеспечения максимальной благосклонности США и «организовать франко-американское новостное агентство»25.

Летом 1916 г. организованная французская пропаганда охватила 900 газет по всей Америке и была нацелена на публикацию статей французских политиков, а также на «описание положения дел на линии фронта и в тылу, чтобы показать моральное и материальное состояние французской армии, которое немецкая пропаганда представляла находящимся в полном упадке»26. Особую роль в этой кампании отводили газете «Нью-Йорк Херальд», состоявшей в одном холдинге с сотнями других более мелких изданий и пользующейся популярностью среди коммерсантов, профессоров, студентов и интеллектуалов. Влиятельная газета, расположенная к Франции, публиковала любые статьи о Третьей республике и материалы, обличавшие немцев, и напрямую снабжалась фотографиями из Франции27. В сотрудничестве с журналом «Лайф» она публиковала большое количество юмористических рисунков, «которые так нравились американцам» и за запрет публикаций которых лично ратовал посол Германии в Вашингтоне.

Французский комитет туристической пропаганды разработал целый комплекс мероприятий, нацеленный на «создание у американцев желания посетить Францию». Он включал в себя: «а) пропаганду с помощью конференций: 1) научные конференции с целью показать превосходство французских минеральных вод над германо-австрийскими; 2) туристические конференции; 3) литературные и художественные: чтобы установить светские связи в иностранных кругах посредством введение моды, трендов, привить вкус к французским вещам, французскому театру, музыке, искусству; 4) конференции общей пропаганды Франции с демонстрацией проекций; б) Университетскую пропаганду; 1) отправку профессоров и ученых с целью повлиять на сознание обучающихся в университетах и устранить

24 A.D. Papiers Ph. Berthelot. PAAP 10. 20. P. 48.

25 A.D. Papiers d' agents. Berthelot Philippe. PAAP 19. 2. P. 38.

26 A.D. Maison de la Presse. 229QO. 20. P. 31-39.

27 Ibid. P. 75.

немецкое влияние; 2) организацию поездок во Францию иностранных студентов на каникулах с размещением во французских семьях; в) пропаганду в прессе и иллюстрированных журнала; г) пропаганду в кино: туристические фильмы, о зимнем спорте, светских развлечениях в знаменитых местах Франции (термальные источники; спектакли на открытом воздухе, автомобильные состязания, праздники цветов, скачки, крупные спортивные состязания)»28. Распространение материалов предписывалось осуществлять «через офисы туристических агентств, банки, отели, спортивные, художественные и литературные ассоциации, привлекая профессоров и студентов, французских коммерсантов и промышленников, широко используя брошюры, альбомы, афиши, фотографии, слайды, фильмы, монографии и пр.». Сложно представить туристические путешествия по охваченной войной стране, однако подобные акции могли создавать притягательный образ Франции и вызывать интерес к ее посещению в послевоенный период.

Американский писатель О. Джонсон после года пребывания во Франции опубликовал в феврале 1916 г. в газетах «Кольер'с Викли» и «Нью-Йорк Таймс» статьи, в которых делился с согражданами своей симпатией к Третьей республике и французам. Во Франции они были размещены под заголовком «США и война» в журнале «Илюстрасьон». размышляя о необходимости поддержки Франции, джонсон писал: «Франция, в лице своего уважаемого посла Ж.-Ж. Жюссерана, благородно решила не проводить никакой пропаганды. для того чтобы понять истинный смысл конфликта, американскому народу не нужны французские пропагандисты. нам нужно слушать ее патриотов, которые лучше всего смогут убедить. Каждый раз, когда эти люди приезжают к нам, чтобы рассказать правду, цените важность их миссии, подумайте о бесценном обмене идеями и чувствами, которые приведут к будущим [дружеским] отношениям двух великих республик!»29.

для воздействия на представителей университетского сообщества, на научные круги и политические элиты особенный упор во французской пропаганде делался на миссии известных профессоров, интеллектуалов: «наилучший по своей действенности и экономичности способ — участие интеллектуальных элит страны, способных донести главные национальные идеи Франции. Встречи сообществ, университетские конференции, встречи клубов, сообщения в прессе», — говорится в документах Ф. Бертело30. Пожалуй, одну из наи-

28 A.D. Papiers d' agents. Berthelot Philippe. Dossiers II. Propagande août 191-1917. PAAP 10. 2. P. 111-116.

29 L'Illustration. 19.02.1916.

30 A.D. Papiers d' agents. Berthelot Philippe. PAAP 19. 2. P. 69.

более масштабных миссий выполнил профессор международного права парижского университета Ж. де Лапрадель. За 18 месяцев беспрерывного турне по стране (в 1916-1917 гг.) он прочее множество лекций на темы: «Война и право», конференции «Право на силу или Сила права?», «Истоки войны», «Французская литература и война»; подготовил серию конференций «общие вопросы международного права», спонсированную фондом Карнеги31. Регулярными стали обмены Франции профессорами с американскими университетами и «домом Франции» Колумбийского университета. Конференции члена Французской Академии, драматурга Эжена Бриё, по мнению одного профессора университета Вандербильта США, «были настоящим триумфом в каждом городе юга страны»32.

отдельная работа велась по публикации и распространению в США книг. Так, например, посол и консул Франции, заручившись поддержкой «Нью-Йорк Херальд», бесплатно распространяли запрещенную в Германии книгу главы люксембургской католической партии Эмиля Прюма «обращение в веру католика-германофила». Переведенная на английский язык книга предназначалась для католиков Америки и главным образом для выходцев из Ирландии33. По инициативе «дома прессы» в США распространялись брошюры серии «Исследования и документы войны» со статьями ж. Бедье «Преступления Германии по свидетельствам немцев», Э. дюркгейма и Э. Дени «Кто хотел войны?», А. Вайса «Нарушение нейтралитета Бельгии и Люксембурга». Были опубликованы книга «нейтральному католику» Пьера Батифоля и книга французских протестантов «Наши алтари осквернены». На американском рынке появились книги серии «Библиотека детства», выставлявшиеся на экспозиции в Сан-Франциско; «Библиотека хорошего вкуса», переиздававшая французскую классику; «Библиотека ученого», предназначенная для профессоров, врачей, экономистов, инженеров, военных; брошюры «Французская наука»34.

Нельзя не отметить тонкость методов французской пропаганды. для поддержания благожелательного отношения к Франции в крупнейших городах США организовывались всевозможные мероприятия, знакомившие американцев с достижениями французской науки, изобразительных искусств, театра. В ходе трехмесячного турне труппы театра «Вьё Коломбье» в составе 38 актеров американцы познакомились

31 Ibid. P. 82.

32 A.D. Guerre 1914-1918. 498.

33 A.D. Maison de la Presse. 229QO. 20. P. 41.

34 A.D. Papiers d' agents. Berthelot Philippe. Dossiers II. Propagande août 1916-1917. PAAP 10. 2. P. 155-156.

с постановками по произведениям Ж. Расина, Мольера, П. Бомарше, П. Мариво, У Шекспира, А. Мюссе, П. Клоделя, М. Метерлинка35. Организация «Альянс Франсез», созданная в 1883 г. по инициативе известного дипломата Поля Камбона с целью распространения французского языка по всему миру и содействия диалогу культур, регулярно проводила конференции на разные темы; проходили выставки «Института французского искусства» и «Общества архитектуры и изящных искусств»36. Выдающиеся образцы французской живописи и скульптуры были показаны на выставке в Сан-Франциско в 1915 и 1916 гг.37 Передвижная панорама «Преступления немцев» объехала в 1916 г. всю Америку. Призванная «запечатлеть в глазах и сознании зрителей реальные сцены войны», она состояла из трех частей: грабеж и разрушение городов и памятников; нарушение правил ведения войны в отношении солдат, пленных и врачей; убийства мирного населения, стариков, женщин и детей38.

В 1916-1917 гг. в крупнейших городах США — Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго, Балтиморе — прошло несколько французских благотворительных ярмарок39. Маркиз Мельхиор де Полиньяк в рамках своей миссии в мае 1916 г. привез 100 тыс. тонн объектов, связанных с военными действиями (коллекцию французской униформы, 75-мм пушку, сбитый зенитным пулеметом аэроплан, взорванную бомбардировкой карету скорой помощи, различные свидетельства разрушений, поделки, изготовленные солдатами в траншеях и пр.), а также серию эстампов «Легенда Франции» (авторы Р. Тонелье и Г. Ало), 100 акварельных картин для «Французской выставки» в Вашингтоне, проходившей с 3 по 15 июня и подготовленной «Центральным комитетом американской помощи во Франции»40. В отчетах Полиньяк докладывал, что «этот французский базар имел головокружительный успех, «привлек огромное количество посетителей, собрал 40 тысяч долларов только от входных билетов, продажи сувениров и билетов на военную кинохронику»41.

Французские эксперты высоко оценивали эффективность кинопропаганды и рекомендовали увеличивать финансирование на ее

35 A.D. Papiers Ph. Berthelot. PAAP 10. 20. P. 135.

36 A.D. Papiers d' agents. Berthelot Philippe. PAAP 19. 2. P. 69-71.

37 Ibid. P. 40.

38 A.D. Papiers d' agents. Berthelot Philippe. Dossiers II. Propagande août 1916-1917. PAAP 10. 2. P. 173.

39 A.D. André Tardieu. Mission aux États-Unis. Propagande (dec. 1916-avr. 1919). PAAP 166. 84. P. 33.

40 A.D. Papiers Ph. Berthelot. PAAP 10. 20. P. 88.

41 Ibid. P. 121.

развитие42. Однако Франция поставляла в основном документальные киноленты, и летом 1916 г. агенты «Дома прессы» отмечали резкое падение интереса американской публики к просмотру фильмов о военных событиях: «В Чикаго, Питтсбурге, Балтиморе, Филадельфии и Бостоне — везде наблюдается такая ситуация. В связи с этим военную хронику не показывают уже 4 месяца»43. Художественные же фильмы о войне, напротив, пользовались популярностью, но первенство в этой области принадлежало англичанам, а после вступления в войну — самим американцам.

Чтобы продемонстрировать успехи французской информационной кампании, приведем слова известного американского инженера, дипломата, основателя организации ветеранов «Американский легион» Эрика Фишера Вуда, написавшего 26 декабря 1916 г. письмо в лондонскую «Таймс»: «Франция сумела завоевать симпатии американцев, и ее пресса добилась замечательных результатов. Она носила персональный характер и возбуждала энтузиазм. Сообщения писались в большинстве случаев американскими солдатами, сражающимися в рядах французских войск, и каждое сообщение прибавляло симпатий к Франции. Участие каждого американского добровольца широко оповещалось французами. Его награждали знаками отличия, если к этому представлялась хоть малейшая возможность. Его поощряли писать о своих переживаниях. Массами печатались статьи и книги американских солдат о Франции. Книга Алана Сигера (американский поэт, погиб в бою в 1916 г. - И.С) "Поэзия иностранного легиона" известна по всей Америке. Один из лучших наших писателей Роберт Херрик поступил в американский госпиталь специально для того, чтобы написать серию книг с точки зрения участника войны. Мне было дозволено написать и издать книгу "Заметки атташе: Семь месяцев в зоне боевых действий"44, даже не представляя ее французскому цензору. Во французской армии имеется всего лишь около 500 американцев, и все же в США мы каждый день слышим что-нибудь о них. Газеты полны рассказов об их деяниях; каждый пункт их сообщений справедливо рассматривается как поручительство за Францию. В результате такой умело направленной французами пропаганды Америка сделалась искренней сторонницей Франции»45.

В ходе президентской кампании В. Вильсона 1916 г., которая проходила под лозунгом «Он спас нас от войны!», во Франции кри-

42 Ibid. P. 128.

43 A.D. Maison de la Presse. 229QO. 20. P. 174.

44 Wood E.F. The Note-book of an Attaché: Seven Months in the War Zone. New York, 1915.

45 The Times. 26.12.1916.

тические статьи в его адрес почти не появлялись. Исследование недо-пущенных в это время до публикации материалов парижских газет, которые сейчас находятся в доступе в Архиве обороны Франции, показывает, что даже во внутренней прессе французская цензура не пропускала никакой критики президента Вильсона46. Однако уже в начале 1917 г. затруднительное положение на Западном фронте, нестабильность Восточного фронта на фоне революционных событий в Российской империи, а также заявления Германии о переходе к неограниченной подводной войне подталкивали французскую дипломатию к более решительным действиям.

В феврале 1917 г. известный философ Анри Бергсон по просьбе французского правительства отправился в США с целью убедить президента В. Вильсона в необходимости вступления США в войну на стороне Антанты. Он находился в Америке три месяца. Миссия рассматривалась как строго секретная, так как любой намек в прессе на то, что Бергсон действовал по поручению правительства, мог привести к политическому скандалу47. Но Бергсон открыто появлялся в обществе, читал лекции, в марте-апреле выступил с речами о войне в нескольких организациях (Американский клуб в Вашингтоне, Американская академия, Общество Франция-Америка в Нью-Йорке и пр.)48. Он провел долгую беседу с В. Вильсоном и полковником Э. Хаузом, встретился с Т. Рузвельтом, министром внутренних дел Ф. Лэйном, впоследствии сказавшем Бергсону: «В решении президента вы сыграли большую роль, чем вы думаете». «Это очевидное преувеличение, но можно с уверенностью утверждать, что если я и имел влияние, то отчасти благодаря самому Франклину Лэйну, а также и в особенности благодаря посредничеству полковника Хауза»49, — писал Бергсон в своих воспоминаниях «Мои миссии». В следующий раз Бергсон оказался в США в июне-сентябре 1918 г. по просьбе премьер-министра Жоржа Клемансо с целью убедить Вильсона в необходимости организовать интервенцию в Россию и открыть Восточный фронт, но справиться с этой задачей Бергсону не удалось.

Вступление США в войну весной 1917 г. произвело сенсацию в мире50. Для координации всех политических, торговых и финансовых

46 См., например: Archives historiques de la Défense. Coupures de journaux censurés (presse parisienne). 5N. 480. (Далее A.H.D.).

47 Soulez F. Bergson politique. Paris, 1989. P. 56.

48 Блауберг И.И. Анри Бергсон. М., 2003. С. 402.

49 A.D. Bergson Henri. Mes missions. 1917-1918. PAAP 207. 3. P. 69.

50 См. подробнее: Наумова Н.Н., Слесарев И.Ю. Проблема вступления США в Первую мировую войну в отражении французской прессы // Исторические исследования. 2017. № 6. С. 129-144.

взаимодействий двух стран вскоре был создан Верховный комиссариат Франции в США под руководством известного журналиста и дипломата Андре Тардьё, хорошо знавшего США. В его ведомстве открывалось специальное «Отделение исследований и информации», фактически взявшее на себя руководство всей информационной кампанией51. Его руководителями стали Луи Обер и Стефан Лозанн52.

Согласно отчетам, проводимая им деятельность по своим методам являлась продолжением пропагандисткой стратегии периода американского нейтралитета53. В структуру отделения входили: «бюро информации; служба фотографии и кино; служба выставок и ярмарок; управление пропаганды: а) искусство; б) конференции; в) информаторы»54.

К союзнической пропаганде подключился созданный весной 1917 г. американский «Комитет Крила», который вел широкую информационную кампанию, задействовавшую абсолютно все каналы коммуникации, доступные в то время, о чем в 20-е гг. сам джордж Крил рассказал в своей книге «Как мы рекламировали Америку»55. Комитет был призван противодействовать немецкой пропаганде и объяснять гражданам цели США в войне. Поддерживаемый им образ дружественной Франции, республики-сестры, страны с общей традицией борьбы за свободу и демократию, был необходим, чтобы обеспечить национальное единение, мотивировать людей вступать в вооруженные силы и покупать военные облигации. Сюжет участия французского корпуса маркиза де Лафайета в Американской войне за независимость постоянно эксплуатировался в франко-американской пропаганде56.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подводя итоги исследования французской пропаганды в США в годы Первой мировой войны, следует признать, что французское правительство активно, но ненавязчиво создавало в умах американцев образ «прекрасной Франции» — союзницы и «сестры» США. Вместе с тем, масштаб ее деятельности был более скромным в сравнении с английскими и немецкими агитационными усилиями57.

51 Tardieu A. Devant l'Obstacle: L'Amérique et nous. Paris, 1929. P. 215.

52 Duroselle J.-B. France and the United States: From the beginnings to the present. Chicago, 1978. P. 92.

53 A.D. André Tardieu. Mission aux États-Unis. Information et presse américaine. PAAP 166. 83. P. 508-512.

54 A.H.D. Bureau spécial Franco-Américain. 1918-1919. 7N2237.

55 См. подробнее: Creel G. How we advertised America. London, 1920.

56 Demartial G. La guerre de 1914. La mobilisation des consciences. Paris, 1927. P. 177.

57 См. подробнее: Paterson H.C. Propaganda for War. The Campaign against American Neutrality, 1914-1917. Norman, 1939.

Французскую пропаганду отличала гибкость, преднамеренная «умеренность» форм и методов. Франция не была отягощена болезненными воспоминаниями американцев об эпохе английского колониализма и поэтому не вызывала антипатий и настороженности. Французские агитаторы умело использовали преимущество великой исторической дружбы с Америкой, — наследие той благодарности, которую боровшиеся колонисты чувствовали к французам за оказанную им помощь в годы революции. Главным приемом французской пропаганды стало распространение фактов о «преступности врага», а отступление французской армии в 1914 г. изображалось как главное доказательство того, кто был агрессором и готовился к войне. И, конечно, добавим к этому общие демократические и либеральные ценности, ревностно защищаемые как президентом В. Вильсоном, так и французским политическим классом. Среди воюющих держав Франция изначально пользовалась уважением и симпатией большинства американцев. Агрессивно-наступательная пропагандистская кампания могла бы только ущемить чувство независимости американского народа и неприкосновенность его права на нейтралитет, а поэтому навредить отношениям двух республик. Общий тон этой стратегии задавал посол Франции в США Ж.-Ж. Жюссеран.

Представляется невозможным дать объективную оценку роли и вклада французской пропаганды во вступление США в Первую мировую войну на стороне Антанты. Однако в качестве вывода исследования пропагандисткой кампании можно прийти к заключению, что ее специфический характер, ориентированность как на простых американцев, так и на представителей правящей элиты, финансовых и интеллектуальных кругов США, ненавязчивость приемов оказали то воздействие, которого не могла добиться информационная деятельность других стран Антанты, и обеспечили диалог и эффективное сотрудничество народов двух республик.

Список литературы

Блауберг И.И. Анри Бергсон. М.: Прогресс-традиция, 2003. 672 с.

Зильбер И. Тайные средства борьбы. М.: Воениздат, 1948. 104 с.

Ильин Д.А. Вступление США в Первую мировую войну в оценках американской прессы // Американский ежегодник. 2016 / Под ред. В.В. Согрина. М.: Весь Мир, 2017. С. 116-121.

Лан В.И. США: от Первой до Второй мировой войны. М.: Наука, 1976. 493 с.

Ласвель Г. Техника пропаганды в Мировой войне. Ленинград: Госиздат, отделение военной литературы, 1929. 199 с.

Липпман У. Общественное мнение. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с.

Наумова Н.Н., Слесарев И.Ю. Проблема вступления США в Первую мировую войну в отражении французской прессы // Исторические исследования. 2017. № 6. С. 129-144.

Основы общей теории международных отношений / Под ред. А.С. Ма-ныкина. М.: Издательство Московского университета, 2009. 589 с.

Слесарев И.Ю. Торгово-финансовое сотрудничество Франции и США в годы Первой мировой войны // Новая и новейшая история. 2019. № 1. С. 79-92.

Суржик Д.В. Распропагандированная Америка // Европа и Россия в огне Первой мировой войны / Под ред. В.А. Золотарева. М.: ИНЭС, РУБИН, 2014. С. 654-685.

Creel G. How we advertised America. London: Harper & brothers, 1920. 463 p.

Demartial G. La guerre de 1914. La mobilisation des consciences. Paris: Editions Rieder, 1927. 564 p.

Duroselle J.-B. France and the United States: From the beginnings to the present. Chicago: University of Chicago Press, 1978. 276 p.

Given J.L. Making a Newspaper. New York: Henry Holt & Co, 1907. 187 p.

Jusserand J.-J. Le sentiment Américain pendant la Guerre. Paris: Payot, 1931. 157 p.

Kaspi A. Le Temps des Américains. Le concours américain à la France (1917-1918). Paris: Publications de la Sorbonne, 1976. 370 p.

Nouailhat Y.-H. France et États-Unis, août 1914 - avril 1917. Paris: Publications de la Sorbonne, 1979. 483 p.

Nouailhat Y.-H. La propagande française aux Etats-Unis (août 1914 - avril 1917) // Les Etats-Unis dans la Première Guerre mondiale 1917-1918. La conférence sous la direction de C. Carlier et G. Pedroncini. Paris. Assemblée Nationale. 22 et 23 septembre 1987. — URL: http://www.institut-strategie.fr/ihcc_eu1gm_Nouilhat. html

Paterson H.C. Propaganda for War. The Campaign against American Neutrality, 1914-1917. Norman: University of Oklahoma Press, 1939. 357 p.

Soulez F Bergson politique. Paris: PUF, 1989. 409 p.

Tardieu A. Devant l'Obstacle: LAmérique et nous. Paris: Émile-Paul frères, 1929. 312 p.

Wood E.F. The Note-book of an Attaché: Seven Months in the War Zone. New York: The Century Co, 1915. 345 p.

Поступила в редакцию 15 апреля 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.