Научная статья на тему 'Военная пропаганда в периодических изданиях США 1916-1917 гг'

Военная пропаганда в периодических изданиях США 1916-1917 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
869
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМЕРИКАНСКАЯ ПРЕССА / В. ВИЛЬСОН / ВОЕННАЯ ПРОПАГАНДА / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ПРЕЗИДЕНТ США / NEW YORK TRIBUNE / NEW YORK TIMES / WASHINGTON POST / AMERICAN PRESS / W. WILSON / MILITARY PROPAGANDA / WORLD WAR I / USA PRESIDENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Савельева Алена Владимировна

Статья посвящена одной из актуальных проблем в современной исторической науке определению роли американской прессы в военной пропаганде 1916-1917 гг. Важность темы заключается в том, что периодические издания являются своеобразными историческими источниками, позволяющими путем интерполяции ввести в научный оборот новые данные и связать отдельные, отраженные в других источниках события военной истории США первой половины XX в. В результате предметом исследования являются периодические издания США как источники изучения военной пропаганды в 1916-1917 гг. Исследование основано на материалах американских газет 1916-1917 гг. Важнейшими из них являются «New York Tribune» и «The New York Times», появившиеся еще в 1840-1850-е гг., а также «Washington Post». Эти газеты расположены на официальном сайте «Библиотеки Конгресса США» и содержат информацию о трансформации взглядов государственной власти США и американского общества на проблему участия американского государства в Первой мировой войне. Работа с американскими газетами осуществлялась при помощи общенаучных методов исследования: описания, анализа и сравнительно-сопоставительного метода, а также с использованием специальных методов исторического исследования: историко-сравнительного метода и культурно-семиотического подхода. В ходе исследования было определено, что американские газеты сыграли ключевую роль в формировании негативного образа Германии. Это, в свою очередь, способствовало трансформации общественного мнения по поводу участия США в войне 1914-1918 гг. Государственная власть стремилась вступить в войну с целью участия в послевоенном разделе мира, а американское общество высказывало мнение о необходимости избавить весь мир от варвара в лице Германии. В связи с этим 6 апреля 1917 г. США объявили войну Германии. В американских газетах иллюстративно проводилась военная пропаганда. Например, при помощи фотографий военных и военной техники США американская печать пыталась привлечь новобранцев для участия в войне. Помимо этого в газетах осуществлялась дегуманизация немцев. Результаты проведенного исследования позволяют реконструировать отдельные аспекты военной истории США периода Первой мировой войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY PROPAGANDA IN USA PERIODICALS IN 1916-1917

The study is devoted to a topical issue of defining the role of the American press in the military propaganda of 1916-1917. Periodicals are original historical sources, allowing the researchers to introduce new data and create a link between individual events of the USA military history reflected in various sources of the first half of the 20th century. This paper studies the USA periodicals as sources of military propaganda in 1916-1917. The study is based on the materials of American newspapers published in 1916-1917 such as New York Tribune and The New York Times, established in 1840-1850-ies, and Washington Post. These newspapers are located on the official website of the Library of Congress and contain the information about the views of the USA public authorities and American society concernting the USA involvement in the World War I. When working with the research materials, the author used general scientific methods, such as description, analysis, comparison, as well as with special methods of historical research, including historical and comparative method, cultural and semiotic approach. The study proved that USA newspapers played a key role in developing a negative image of Germany. This, in turn, contributed to the transformation of public opinion about the USA involvement in World War I. State authorities tried to enter the war in order to participate in the post-war division of the world and the American society felt the need to help the world to get rid of the barbarian Germany. On April 6, 1917, the United States declared war on Germany. The American newspapers used illustrations and photos for military propaganda. For example, when using pictures of war and military equipment the USA press was trying to attract new recruits to participate in the war. In addition, the newspapers used some materials to dehumanize the Germans. The results of the study allow us to reconstruct some historic aspects of the USA military during the period of World War I.

Текст научной работы на тему «Военная пропаганда в периодических изданиях США 1916-1917 гг»

Вестник НВГУ. № 3/2016

А. В. Савельева

V. N. Yerokhin

Nizhnevartovsk, Russia

CHURCH OF ENGLAND DURING PRE-REFORMATION DECADES OF THE 16™ CENTURY

Abstract. The paper evaluates the inner state and role of the Church of England in English society at the point of Reformation during the first decades of the 16th century.

Reformation studies in contemporary British historical science still continue to wage polemics between liberal and revisionist trends trying to clarify causes of Reformation in England. The liberal concept of Reformation in England explains it by the fact that protestant ideas were rather attractive for the educated part of English population and able to satisfy the spiritual quest and needs of the educated and economically active part of the English society. When explaining the causes of Reformation liberal historians emphasize the shortcomings of church life during the first decades of the 16th century, e.g., economic, administrative abuses of clerics, insufficient attention to spiritual quest of parishioners most interested in religious life. These deficiencies resulted in anti-clericalism and non-satisfaction of the policy and practices pursued by the Church of England. So, according to the liberal concept of English Reformation, when England broke its connections with the Roman church and administration in 1534 for political reasons and the will of Henry VIII (1509-1547), it fully corresponded to the existing spiritual demands in English society.

The revisionist concept of Reformation in England explains it by political causes and by the royal desire to be fully independent in pursuing home and foreign policy. The Reformation is therefore considered as a political phenomenon, with the spiritual doubts and religious quests of the English churchmen and intellectuals considered to be much less a decisive factor in the origin of Reformation, but rather seen as a contribution to the establishment of Protestantism as an official religion in England.

Key words: Church of England; Reformation; causes of Reformation in England; contemporary British historiography; liberal trend; revisionist trend.

About the author: Vladimir Nikolaevich Yerokhin, Doctor of Historical Sciences (DSc), Professor at the Department of Document Science and General History.

Place of employment: Nizhnevartovsk State University.

УДК 94(73).091 А. В. Савельева

Нижневартовск, Россия

ВОЕННАЯ ПРОПАГАНДА В ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ США 1916-1917 гг.

Аннотация. Статья посвящена одной из актуальных проблем в современной исторической науке - определению роли американской прессы в военной пропаганде 1916-1917 гг. Важность темы заключается в том, что периодические издания являются своеобразными историческими источниками, позволяющими путем интерполяции ввести в научный оборот новые данные и связать отдельные, отраженные в других источниках события военной истории США первой половины XX в.

В результате предметом исследования являются периодические издания США как источники изучения военной пропаганды в 1916-1917 гг.

Исследование основано на материалах американских газет 1916-1917 гг. Важнейшими из них являются «New York Tribune» и «The New York Times», появившиеся еще в 1840-1850-е гг., а также «Washington Post». Эти газеты расположены на официальном сайте «Библиотеки Конгресса США» и содержат информацию о трансформации взглядов государственной власти США и американского общества на проблему участия американского государства в Первой мировой войне.

Работа с американскими газетами осуществлялась при помощи общенаучных методов исследования: описания, анализа и сравнительно-сопоставительного метода, а также с использованием специальных методов исторического исследования: историко-сравнительного метода и культурно-семиотического подхода.

В ходе исследования было определено, что американские газеты сыграли ключевую роль в формировании негативного образа Германии. Это, в свою очередь, способствовало трансформации общественного мнения по поводу участия США в войне 1914-1918 гг. Государственная власть стремилась вступить в войну с целью участия в послевоенном разделе мира, а американское общество высказывало мнение о необходимости избавить весь мир от варвара в лице Германии. В связи с этим 6 апреля 1917 г. США объявили войну Германии.

В американских газетах иллюстративно проводилась военная пропаганда. Например, при помощи фотографий военных и военной техники США американская печать пыталась привлечь новобранцев для участия в войне. Помимо этого в газетах осуществлялась дегуманизация немцев.

Результаты проведенного исследования позволяют реконструировать отдельные аспекты военной истории США периода Первой мировой войны.

Вестник НВГУ. № 3/2016

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Ключевые слова: американская пресса; В. Вильсон; военная пропаганда; Первая мировая война; президент США; New York Tribune; The New York Times; Washington Post.

Сведения об авторе: Алена Владимировна Савельева, кандидат исторических наук, доцент кафедры до-кументоведения и всеобщей истории.

Место работы: Нижневартовский государственный университет.

Контактная информация: 628600 г. Нижневартовск, ул. Мира, д. 36; тел.: 8(3466)275010, e-mail: saveleva_1984@mail.ru.

Периодические издания являются ценными источниками информации для любого исследователя проблем новой и новейшей истории США. Однако, несмотря на это, их специфический характер как исторического источника, их важнейшая роль в исследовательской работе, а также отражение в них отдельных вопросов политического и социально-экономического развития США в конце XIX - начале XX вв. до сих пор редко привлекали внимание зарубежных и отечественных историков. В настоящее время имеются работы, посвященные исследованию образа Соединенных Штатов, формировавшегося американской прессой в первой половине XIX в. (Троицкая 2008а: 73-108; Сиро-тинская 2008Ь: 91-151)); анализу проблем внутренней и внешней политики США в XVIII-XIX вв. сквозь призму периодических изданий (М.М. Сиротинская, М.А. Филимонова и др. (Сиротинская 2008а: 137-188; Филимонова 2008: 7-46)). Однако одним из неизученных вопросов остается военная пропаганда на страницах американских газет накануне вступления США в Первую мировую войну и в период участия североамериканского государства в военных действиях.

Американские газеты периода Первой мировой войны (1914-1918 гг.) предлагают уникальный взгляд на военную пропаганду. Статьи и иллюстрации, содержащиеся в прессе, демонстрируют эволюцию взглядов государственной власти США от позиции изоляционизма в 1914 г. до вступления в войну 6 апреля 1917 г.

Позиция изоляционизма изначально была определена американским президентом В. Вильсоном, который занимал пост главы государства в течение двух президентских сроков (с 1913 по 1921 гг.). В период первого президентского срока (1913-1917 гг.) он пытался выступать в качестве посредника между противоборствующими сторонами в связи с тем, что понимал разрушительный характер войны и был озабочен ее возможными неблагоприятными последствиями для США.

Его позиция начала меняться в период второго президентского срока (1917-1921 гг.). Стоит отметить, что еще во время предвыбор-

ной кампании В. Вильсон сохранял нейтралитет в вопросах участия США в Первой мировой войне. Это подтверждает его предвыборный лозунг «Он не позволил втянуть нас в войну» (Pictures as Propaganda), который способствовал переизбранию В. Вильсона на пост главы государства.

Помимо этого позиция нейтралитета получила освещение в американской прессе. Это проявлялось в том, что редакторы газет не высказывали негативных мнений об участниках войны, несмотря на то, что 7 мая 1915 г. немецкая подводная лодка потопила пассажирский лайнер «Лузитания». В ходе этой трагедии погибли более 1000 человек, из них более 100 американцев.

Американская пресса признавала военную мощь отдельных стран, особенно Германии. Так, первые страницы газеты «The New York Times» от 11 июля 1916 г. были посвящены иллюстрированию прибытия в порт Балтимора немецкой субмарины «Дойчланд», на борту которой находился груз и дипломатическая почта. Этим фактом Германия пыталась доказать всему миру, а в первую очередь Англии, неэффективность осуществленной ею морской блокады и результативность немецкого подводного флота.

В газете также содержатся фотографии и рассказы экипажа. Отдельный интерес представляет интервью с капитаном подводной лодки Паулем Кёнигом, который рассказывал о библиотеке, содержащейся на судне, а также о произведениях У. Шекспира.

В выпуске газеты «The New York Times» от 10 декабря 1916 г. была опубликована фотография, на которой изображен немецкий солдат, скорбящий у могилы павшего товарища. Это свидетельствует о том, что дегуманизация немцев, как одна из важнейших характеристик военной пропаганды, еще не началась, и США сохраняли относительную нейтральность в вопросах, касающихся Первой мировой войны (The New York Times. December 10. 1916).

Ярко выраженное негативное отношение США к политике военного времени было отражено на страницах газет, вышедших уже 6 ап-

Вестник HB ГУ. № 3/2016

А. В. Савельева

реля 1917 г. В это время США объявили войну Германии, поскольку В. Вильсон считал, что если американцы не примут участие в военных действиях, то будут лишены возможности участвовать в формировании послевоенного мира (Стоун и др. 2014).

Заголовки газет «The New York Times» и «Washington Post» в течение следующих нескольких дней отражали не только негативное отношение США к Германии, но и определяли страны, политику которых поддерживало американское правительство. Например, в газетах писали: «Лондон думает, что немецкий народ учится - и наши, взяв в руки оружие, завершат их просвещение» (Pictures as Propaganda).

Помимо этого в газетах писали о том, что «немцы теряют надежду из-за строгого требования о мире без аннексий» (Pictures as Propaganda).

В итоге США считали и практически были уверены в том, что объявление войны Германии заставит немецкое правительство принять решение о сложении оружия. Однако это мнение было необоснованным. Так, к июню стало очевидно, что у Германии не было намерений прекращать военные действия.

Этот факт способствовал тому, что в рамках патриотической пропаганды, а также ряда законов о цензуре, начиная с Закона о шпионаже от 15 июня 1917 г., в американской прессе практически прекратились публикации фотографий немецких солдат, а также высказываний немецких и австро-венгерских общественных деятелей по поводу отдельных событий Первой мировой войны. В газетах появились бесчисленные портреты героического президента В. Вильсона, а также его фотографии в различных жизненных ситуациях. Так, в газете «The New York Times» от 17 июня 1917 г. опубликована фотография американского президента и его жены, участвовавших в параде ветеранов США (The New York Times. June 17. 1917); в газетах «New York Tribüne» и «The New York Times» от 8 июля 1917 г. содержатся фотоснимки В. Вильсона и его жены Э. Вильсон во время бейсбольного матча между демократами и республиканцами - членами Конгресса США. (New York Tribune. July 8. 1917; The New York Times. July 8. 1917).

В целях военной пропаганды с июня 1917 г. в США проводился конкурс по определению самого патриотичного штата или города. В газете «The New York Times» ежедневно публиковались графики, определяющие перечень тех

штатов, в которых было наибольшее количество призывников и в которых приобреталось наибольшее количество военных облигаций. Стоит отметить, что военные облигации были выпущены правительством США с целью финансирования военных операций периода Первой мировой войны.

Таким образом, непосредственное вмешательство США в военные действия стало очевидным и неизбежным. В связи с этим, в газетах меньше печатались фотографии с поля боя. Их заменили иллюстрациями различных парадов и Дней памяти, проводимых в США (The New York Times. June 10. 1917; New York Tribune. June 10. 1917), а также демонстрацией оружия и учебных полков. Так, в газете «The New York Times» от 10 июня 1917 г. опубликована фотография, на которой в рамках Дня памяти павших воинов изображена первая военная техника (The New York Times. June 10. 1917).

Иллюстрирование американских военных полков проводилось в рамках государственной пропаганды, главной задачей которой была поддержка кампании по привлечению молодых людей на военную службу.

Редакционная политика стала еще более проамериканской после того, как американские солдаты начали участвовать в военных действиях. Пять заголовков газет, опубликованных в июне 1917 г., обобщили ранние публикации по военной тематике. Текст заголовков был следующим: «Колумбия зовет» (The New York Times. June 3. 1917), «Новое оружие полицейских напугает социалистов», «Немцы добавляют яд в сладости» и т.д. Эти заголовки призывали американцев к выполнению патриотического долга; критиковали пацифизм; обвиняли немецкий народ в неполноценности и бессердечии. Иными словами, американцы пытались представить немцев в качестве варваров и готовили своих военнослужащих к любым тяготам войны.

Таким образом, в течение нескольких месяцев США отвергли политику изоляционизма и определили для себя роль защитника демократии во всем мире. Американская газета стала не только источником информации, но и выполняла функцию представителя общественного мнения. По словам редактора «The New York Times» Генри Рэймонда, именно газета для большинства американцев была единственным источником правды, именно она создавала преобладающее мнение и управляла им.

Вестник НВГУ. № 3/2016

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

ЛИТЕРАТУРА

Сиротинская М. М. 2008а. Женское движение в США, 1840-1850-е гг. (по материалам американский периодических изданий) // Мифы и реалии Америки в периодике XVIII-XX вв. 1, 137-188.

Сиротинская М. М. 2008b. «Молодая Америка» и доктрина вмешательства в оценке прессы США, начало 1850-х гг. // Мифы и реалии Америки в периодике XVIII-XX вв. 2, 91-151.

Стоун О., Кузник П. Нерассказанная история США // http://bookz.ru (2016. 12 март.).

Троицкая Я. М. 2008. «The North American Review» и образ США в восприятии североамериканцев, 1815-1850 // Мифы и реалии Америки в периодике XVIII-XX вв. 1, 73-108.

Филимонова М. А. 2008. Полемика вокруг ратификации Конституции 1787 г. в периодической печати США: поражение антифедералистов // Мифы и реалии Америки в периодике XVIII-XX вв. 2, 7-46.

New York Tribune. lune 10. 1917// www.loc.gov (2016. 30 anp.).

New York Tribune. luly 8. 1917 // www.loc.gov (2016. 30 anp.).

Pictures as Propaganda // www.loc.gov (2016. 26 март.).

The New York Times. lune 3. 1917 // www.loc.gov (2016. 1 мая).

The New York Times. luly 8. 1917 // www.loc.gov (2016. 30 anp.).

The New York Times. lune 10. 1917// www.loc.gov (2016. 30 anp.).

The New York Times. lune 17. 1917 // www.loc.gov (2016. 1 мая).

The New York Times. December 10. 1916 // www.loc.gov (2016. 26 март.).

REFERENCES

Sirotinskaya M. M. In: Mify i realii Ameriki v periodike XVIII-XX gg. [Myths and realities in American periodicals of the 18th - 20th centuries]. Vol. 1 (2008): 137-188. (In Russian).

Sirotinskaya M. M. In: Mify i realii Ameriki v periodike XVIII-XX gg. [Myths and realities in American periodicals of the 18th - 20th centuries]. Vol. 2 (2008): 91-151. (In Russian).

Stone O., Kuznik P. Nerasskazannaya istoriya SShA [The Untold History of the United States], Available at http://bookz.ru (Accessed on March 12, 2016). (In Russian).

Troitskaya L. M. In: Mify i realii Ameriki v periodike XVIII-XX gg. [Myths and realities in American periodicals of the 18th - 20th centuries]. Vol. 1 (2008): 73-108. (In Russian).

Filimonova M.A. 2008. In: Mify i realii Ameriki v periodike XVIII-XX gg. [Myths and realities in American periodicals of the 18th - 20th centuries]. Vol. 2 (2008): 7-46. (In Russian).

New York Tribune. lune 10, 1917. Available at https://www.loc.gov (Accessed on April 30, 2016).

New York Tribune. luly 8, 1917. Available at https://www.loc.gov (Accessed on April 30, 2016).

Pictures as Propaganda Available at https://www.loc.gov (Accessed on March 26, 2016).

The New York Times. lune 3, 1917. Available at https://www.loc.gov (2016. 1 мая).

The New York Times. luly 8, 1917. Available at https://www.loc.gov (Accessed on April 30, 2016).

The New York Times. lune 10, 1917. Available at https://www.loc.gov (Accessed on April 30, 2016).

The New York Times. lune 17, 1917. Available at https://www.loc.gov (Accessed on May 1, 2016).

The New York Times. December 10, 1916 Available at https://www.loc.gov (Accessed on March 26, 2016).

A. V. Savelyeva

Nizhnevartovsk, Russia

MILITARY PROPAGANDA IN USA PERIODICALS IN 1916-1917

Abstract. The study is devoted to a topical issue of defining the role of the American press in the military propaganda of 1916-1917. Periodicals are original historical sources, allowing the researchers to introduce new data and create a link between individual events of the USA military history reflected in various sources of the first half of the 20th century.

This paper studies the USA periodicals as sources of military propaganda in 1916-1917.

The study is based on the materials of American newspapers published in 1916-1917 such as New York Tribune and The New York Times, established in 1840-1850-ies, and Washington Post. These newspapers are located on the official website of the Library of Congress and contain the information about the views of the USA public authorities and American society concernting the USA involvement in the World War I.

When working with the research materials, the author used general scientific methods, such as description, analysis, comparison, as well as with special methods of historical research, including historical and comparative method, cultural and semiotic approach.

The study proved that USA newspapers played a key role in developing a negative image of Germany. This, in turn, contributed to the transformation of public opinion about the USA involvement in World War I. State authorities tried to enter the war in order to participate in the post-war division of the world and the American society felt the need to help the world to get rid of the barbarian Germany. On April 6, 1917, the United States declared war on Germany.

The American newspapers used illustrations and photos for military propaganda. For example, when using pictures of war and military equipment the USA press was trying to attract new recruits to participate in the war. In addition, the newspapers used some materials to dehumanize the Germans.

Вестник HB ГУ. № 3/2016

М. В. Стрелец

The results of the study allow us to reconstruct some historic aspects of the USA military during the period of World War I.

Key words: American press; W. Wilson; military propaganda; World War I; USA President; New York Tribune; The New York Times; Washington Post.

About the author: Alyona Vladimirovna Savelyeva, Candidate of Historical Sciences (PhD), Associate Professor of the Department of Document Science and General History. Place of employment: Nizhnevartovsk State University.

УДК 93/94 M. В. Стрелец

Брест, Беларусь

ФРАНСУА МИТТЕРАН: ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ

Аннотация. 26 октября 2016 года исполнилось бы 100 лет Франсуа Морису Адриану Мари Миттерану который четырнадцать лет был главой французского государства. С его именем есть все основания связывать один из опытов правления социал-реформистской по своему идеологическому профилю политической партии в условиях подлинной демократии, зрелого правового государства, имевшего глубокие традиции гражданского общества, прочно устоявшейся рыночной экономики. Безусловно, Миттеран являл собой пример партийного лидера, сумевшего сделать свою партию самой влиятельной в той части политического спектра, которая позиционирует себя слева от центра. Эра Миттерана выявила возможности и границы одновременного нахождения у власти президента-социалиста и главы правительства, представляющего правую часть политического спектра.

Автор статьи впервые в постсоветской историографии пытается осуществить системную реконструкцию жизни и деятельности этого политического и государственного деятеля. Он, конечно, в курсе полярных оценок личности Миттерана политиками и экспертами. При написании статьи выдерживалось стремление сбалансированно оценивать все этапы политической биографии Франсуа Миттерана. Результаты проведенного им исследования выносятся на научное обсуждение.

Ключевые слова: государство; министр; партия; политика; президент; Пятая Республика; Третья Республика; Франсуа Миттеран; Франция; Четвёртая Республика.

Сведения об авторе: Михаил Васильевич Стрелец, доктор исторических наук, профессор кафедры гуманитарных наук.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Место работы: Брестский государственный технический университет.

Контактная информация: 224011, Республика Беларусь, г.Брест, ул. Луцкая, д. 52, кв.57; тел.: +375(162)526602; e-mail: mstrelez@mail.ru.

26 октября 2016 года исполнилось бы 100 лет Франсуа Морису Адриану Мари Минера ну, который четырнадцать лет был главой французского государства. 10 мая 1981 года он стал четвёртым президентом Пятой республики, первым социалистическим главой государства в Пятой республике. Итоги выборов породили недовольства и страхи у консерваторов. Массового обывателя запугивали тем, что в случае победы Миттерана Париж превратится в новый Гулаг с советскими танками на Елисей-ских полях (^егвку 2003: 436).

Когда Миттеран вступил на пост президента, Франция находилась в экономическом кризисе с растущей безработицей и относительно высокой инфляцией. Причинами были среди прочих высокие цены на нефть с конца 1970-х гг. и высокий курс американского доллара. Экономическая политика правительства первого миттерановского премьер-министра Пьера Моруа несёт свою долю ответственности за дальнейшее обострение экономического кри-

зиса. Под давлением неудовлетворительного положения в экономике и на рынке труда в июле 1984 года распалась коалиция с ФКП, за что коммунисты сделали в первую очередь ответственным Миттерана. Второй миттерановский премьер-министр Лоран Фабиус следовал принципиально иной экономической политике и реализовал вполне сбалансированную программу. С середины 1980-х гг. экономическое положение Франции улучшилось. Миттеран открыл значение Европа-политики и нашёл в федеральном канцлере Гельмуте Коле главу правительства, с которым он ускорил расширение и превращение Европейского Сообщества в Европейский Союз (forexaw.com: 1). Миттеран выступил за право палестинцев на самоопределение, но всё же потребовал от ООП признания права Израиля на существование в гарантированных границах ("М^епГеЫ 1997: 305).

На парламентских выборах 1986 года социалисты потерпели поражение. Естественно, пришлось менять главу правительства. Им стал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.