Мошкина Т.В.
Магистр, ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет», Москва.
Французская модель организации охраны историко-культурного наследия в хх-хх! вв.*
Аннотация. В представленной статье содержится анализ культурно-охранной системы Франции от момента зарождения до современного этапа развития. Проведено исследование трансформации законодательной базы в сфере исторических памятников культуры, которая была обусловлена необходимостью совершенствовать процесс защиты, повышая его эффективность. Таким образом, во взаимодействии различных методов и подходов к охране национального историко-культурного наследия выявляется специфика, характерная для французского опыта в этой области.
Ключевые слова: историко-культурное наследие, достопримечательность, Франция, объект культурного наследия, реставрационные работы, нормативно-правовой статус, памятник.
Moshkina T.V.
Master of the Russian State Humanitarian University, Moscow.
The French model of organizing the protection of historical and cultural heritage in the XX-XXI centuries
Abstract. The presented article contains an analysis of the cultural and security system of France from the moment of its inception to the modern stage of development. A study has been conducted on the transformation of the legislative framework in the field of historical cultural monuments, which was conditioned by the need to improve the protection process, increasing its effectiveness. Thus, in the interaction of various methods and approaches to the protection of national historical and cultural heritage, the specifics characteristic of the French experience in this field are revealed.
Key words: historical and cultural heritage, landmark, France, cultural heritage site, restoration work, legal status, monument.
*
© Мошкина Т.В., 2024.
Французская Республика имеет крепкие традиции не только в сфере физической защиты объектов культурного наследия от разрушения, но и в правовом обеспечении этой защиты. Они сложились в период разрушительных событий, обусловленных Великой французской революцией. В результате уже в самом начале XIX в. во Франции были основаны два органа государственной власти: Генеральная инспекция по охране памятников, а также Комитет искусств и памятников, которые занялись выработкой памятнико-охранного законодательства и формированием первых реестров объектов, которые подлежали охране и реставрации. С тех пор вводится и государственная должность инспектора культурного наследия. В дальнейшем профильное законодательство и государственная политика претерпевали постоянные изменения, реагируя на новые вызовы и угрозы национальному культурному достоянию.
В определенной степени современный закон Франции «Об исторических памятниках» основывается на нормативно-правовом акте от 31.12.1913 [1]. Согласно его нормам, неподвижные и движимые объекты культурного наследия подлежат занесению в два реестра - классифицированных памятников (основной) и записанных достопримечательностей (дополнительный). При этом согласно Закону в реестр классифицированных памятников были включены:
1) недвижимые объекты, внесенные в общий список классифицированных памятников, официально опубликованных в 1900 г. Дирекцией изобразительного искусства;
2) объекты недвижимого имущества, оборот которых регламентирован законом от 30.03.1887.
Примечательно, что большая часть реестра классифицированных памятников была сформирована именно этими документами, то есть, датируется по крайней мере до ХХ в.
Включение памятника в реестр приводит к запрету на его модификацию или его часть и сообщать префекту региона о своем намерении осуществить любые работы и информировать его, какие именно работы на памятнике предлагается выполнить.
Следует отметить, что французская правовая база в сфере защиты культурного наследия развивается на протяжении длительного времени именно как специальная отраслевая. Так, особенностью Конституции Французской Республики от 4 октября 1958 г. является то, что в ней нет раздела, регулирующего права и законные интересы личности. Таким образом, были подтверждены права человека и гражданина, которые были прописаны в декларации 1789 г. Кроме того, стоит отметить, что ст. 1 Французской Конституции обеспечиваются гарантии всех людей перед законом, не допуская дискриминации. Основной Закон Франции не содержит упомина-
ний о культуре, культурном наследии или ссылок на достояние или опыт предшественников. Данный факт отличает его от Конституции РФ. Итак, единственная статья, которая косвенно упоминает о культурном наследии, является ст. 75-1, относящей региональные языки к достояниям Республики [2].
Сейчас Министерство культуры и коммуникаций Франции в основном выступает координатором различных инициатив в сфере охраны культурного наследия, а также обеспечивает государственный контроль за состоянием охраны, сохранения и реставрации объектов культурной наследства, внесенных в реестры [3].
С конца 90-х гг. прошлого века профильным подразделением Министерства культуры и коммуникаций является Управление архитектуры и культурного наследия. В свою очередь, структурным подразделением управления является Главная инспекция культурного наследия, которое оценивает и контролирует все подструктуры управления, предоставляет экспертные, научные и технические выводы и советы, ведет общенациональный учет объектов культурного наследия [4].
В соответствии с административным делением Франции (22 региона, 95 департаментов и более 36 тыс. коммун) Управление архитектуры и культурного наследия имеет свои местные представительства. Руководителем такого представительства является региональный директор. В его должностные обязанности входит: защита подвижного и неподвижного культурного наследства, контроль за его состоянием и своевременное проведение необходимых работ; управление процессом выдачи разрешений на строительство, снос, реставрацию объектов, связанных с памятниками истории и архитектуры; консервация, приспособление, использование недвижимости, представляющей культурную ценность.
В отличие от России, во Франции непосредственная охрана культурного наследия функция не только государства, но и в значительной степени органов местного самоуправления, владельцев и пользователей объектов, а также многочисленных фондов и общественных организаций. Их деятельность регламентируется специальным законодательством как субъектов публичного или частного права, а также законодательством в сфере охраны культурного наследия.
Революционным решением в сфере законодательного обеспечения охраны культурной наследство стало принятие Кодекса культурного наследия от 20 февраля 2004 г. (Далее - Кодекс) [5]. Этот Кодекс фактически объединил предварительные законы, приспособив их к новым условиям (Об архивах от 3 января 1979 г.; Об охране археологического наследия от 17 января 2001; 6) О музеях от 4 января 2002 г. и др.). В определенной степени таким подходом продиктована и структура действующего кодек-
са, который состоит из 7 книг. В свою очередь, книги делятся на разделы, главы и статьи.
Как уже отмечалось, во Франции ведется два реестра - классифицированных памятников (основной) и записанных достопримечательностей (дополнительный). Все потенциальные номинанты на включение в реестр предварительно рассматриваются региональной комиссией культурного наследия. Внесению в классифицированный реестр согласно ст. Ь621-1 Кодекса подлежат постройки, имеющие историко-культурную ценность для общества. Занесение в реестр происходит по инициативе и согласию владельца достопримечательности. Кроме того, с соответствующей инициативой может выступить Министерство культуры и коммуникаций или префект региона.
В реестр записанных достопримечательностей (дополнительного) достопримечательность согласно ст. Ь621-21 Кодекса вносится в соответствии с решением региональной комиссии культурного наследия, которое подписывается префектом [5].
Французское законодательство довольно жестко реагирует на любые действия или бездействие владельцев, которые могут привести к разрушению или повреждению памятника. Так, если существует угроза памятнику, а владелец не употребляет необходимых мер для его сохранения, то такой памятник декретом Государственного совета, который выдается после консультации с Национальным комиссией по охране исторических памятников, может быть передан в государственную собственность. В таком случае согласно ст. Ь621-6 предыдущий владелец в течение шести месяцев с момента уведомления об издании соответствующего декрета может подать прошение о предоставлении ему компенсации за утраченную собственность. Размер компенсации может быть определен либо по мировому соглашению, либо установлен в судебном порядке [5].
Дома, классифицированные как исторические памятники, экспроприированные в соответствии с положениями Кодекса, могут быть переданы по договору государственным или частным лицам. Покупатели обязуются использовать их для целей и в соответствии с техническими условиями, что дополняется к акту передачи. В случае передачи частному лицу, если принцип и условия продажи будут утверждены Постановлением Государственного совета, бывший собственник имеет возможность высказывать свои замечания [5].
Согласно статье Ь621-9 Кодекса, исторические объекты не подлежат уничтожению или перемещению, даже частичному, а также не могут быть подвергнуты реставрации, ремонту или любым другим изменениям без одобрения соответствующего административного органа. При выдаче такого разрешения все вмешательства в состояние памятника проводятся
под строгим научно-техническим надзором государственных учреждений, занимающихся охраной исторических достопримечательностей, при этом Государственный совет устанавливает критерии для специалистов, которым владелец или наследник памятника обязан поручить управление проектами [5].
Необходимо подчеркнуть, что заключение договора между государством и частным владельцем или наследниками архитектурного, или исторического памятника является обязательным условием, при котором каждая из сторон принимает на себя конкретные обязанности:
а) владелец обязуется ухаживать и заботиться о самой достопримечательности и о близлежащих территориях, следить за состоянием здания в целом и элементами ее декора, передавать в использование местного сообщества или ассоциаций для культурных или образовательных мероприятий, открытых для населения, а также открытие здания или его части для посетителей;
б) государство - освобождение памятников и их собственников от земельного налога (100% или 50% в зависимости от того открыто ли здание для посетителей) [6].
Стоит обратить внимание и на процедуру временной передачи памятника под административное управление государственных органов. Так, согласно ст. L621-15 Кодекса для того, чтобы выполнить срочные работы при угрозе скорейшего разрушения культурного объекта и при неполучении согласия от владельца этого объекта, орган власти, в случае необходимости, может разрешить временное управление зданием или соседними зданиями [5]. Это происходит после предварительного уведомления владельца префектом, а продолжительность временного управление в любом случае не может превышать шесть месяцев.
Государственным административным органом в сфере охраны культурного наследия является Центр национальных памятников (Centre des Monuments Nationaux) Центр управляется советом директоров во главе с председателем, в который входят представители государства, квалифицированные специалисты, местные выборные должностные лица и другие избранные представители. Ресурсами центра являются как государственные, так и частные средства, в том числе подарки и завещания, а также поступающие от предоставления учреждениями культуры платных услуг и осуществления своей деятельности.
Важную роль в сфере охраны культурного наследия играет Фонд культурного наследия (Heritage Foundation). Его деятельность направлена на распространение информации, сохранение и укрепление национального наследия. Фонд способствует сохранению памятников, сооружений, наборов мебели или характерных элементов в природных или ландшафтных
зонах, относительно которых существует риск повреждения или уничтожения. Средствами Фонда являются средства его учредителей, а также пожертвования меценатов, объединений и фондов [6]. При этом, согласно ст. Ы43-2-1 Кодекса, по крайней мере, 95% донорских средств должны быть использованы для субсидирования работ [5].
Фонд заключает с владельцами исторических памятников соглашение, предусматривающее характер и сметную стоимость работ. Согласно соглашению, владелец памятника обязуется содержать сооружение не менее 10 лет от того момента, как были проведены обозначенные работы. В случае несоблюдения обязательств или использования гранта для целей, отличных от тех, для которых он был выплачен, владелец обязан вернуть Фонду предоставленную сумму.
В соответствии со ст. Ь143-6 Кодекса культурного наследия Фондом управляет совет директоров, который избирает своего президента. В состав совета входят: по одному представителю от каждого учредителя, с количеством голосов, определенных в пропорции к его части вклада; сенатор, назначенный президентом Сената и один член, назначенный председателем Национального собрания; квалифицированные лица, назначенные государством; представители местной власти; избранные представители ассоциированных членов Фонда; представитель ассоциаций владельцев памятников [5].
Показательным направлением реализации частных инициатив в памят-нико-охранной сфере Франции является передача управления объектами культурного наследия профильным компаниям. Так, примером успешного частного управления объектами культурного наследия есть деятельность компании с ограниченной ответственностью «Сикигезрасе», которая осуществляет охрану и управление 11-ю культурными объектами. В рамках контракта по делегированию государственных услуг, организуя выставки и другие мероприятия, которые привлекают посетителей. В соответствии с условиями делегирования «СиКигезрасе» платит государственному владельцу ежегодную фиксированную сумму. При этом компания получает доход главным образом от предоставления платных услуг, в том числе продажи билетов и сувениров, и аренды [5].
Стоит отметить, что во Франции достаточно широко развита меценатская деятельность, которая осуществляется в соответствии с законом «О меценатстве, ассоциациях и фондах» от 1 августа 2003 г [7]. Как следствие, показательным является французский опыт льготного налогообложения юридических и физических лиц, вкладывающих средства в культурные проекты. Так, для компаний установлена налоговая скидка по налогу на прибыль в размере 60% от суммы пожертвования, но не более 0,5% от дохода компании; для физических лиц - налоговая скидка по налогу на доходы
физических лиц в размере 66 % пожертвования, но не более 20% от персонального дохода такого лица [7].
Министерство культуры и коммуникаций Франции активно поддерживает освещение деятельности меценатов, предоставляя им дополнительную рекламу и стимулируя их вручением ведомственных наград и государственных знаков отличия.
Так же заслуживает внимания практика предоставления владельцам памятников разрешений размещать рекламу на строительных лесах во время проведения реставрации объектов. При этом предоставление указанного права возможно при таких условиях: прибыль от размещения рекламы должна полностью снизиться на проведение реставрационных работ; рекламная площадь не должна превышать 50% от общей площади лесов; срок размещения рекламы не может превышать срок проведения реставрационных работ [6].
Благодаря полученным от такой рекламы средствам удается покрывать значительную долю расходов на реставрацию.
Во Франции достаточно часто передаются объекты-памятники культурного наследия в собственность частным инвесторам. Однако, передав или продав эти объекты частным лицам, государство устанавливает жесткие законодательные рамки относительно особенностей их использования, доступа к ним граждан, реставрации и тому подобное.
В отличие от России, где археологические достопримечательности являются исключительно собственностью государства, во Франции они также могут находиться в частной собственности. Однако такая практика сейчас является предметом активных дискуссий. Ведь, владелец или случайный открыватель археологических объектов очень часто становятся их законными владельцами после завершения исследований, даже когда расходы государства на консервацию и реставрацию превышают ее общую стоимость. Учитывая эти факторы, археологами давно высказываются предложения признать все археологические объекты Франции предметом права исключительной государственной собственности, однако их голос почти не оставляет следа в публичном поле, не имея отголоска в полифонии интересов более широких слоев населения [6]. То есть, право частной собственности во Франции и в дальнейшем остается приоритетным, нередко даже вопреки интересам государства. Однако, подчеркнем, это касается лишь тех случаев, когда памятникам не грозит разрушение или уничтожение.
Таким образом, Франция уже почти два столетия проводит целенаправленную государственную политику в сфере культуры, обеспечивая нужный уровень защиты и охраны объектов, пропагандируя культурные ценности. Заслуживает внимания французский опыт кодификации профильного законодательства. Полезным представляется и принятие закона «О меценат-
стве», который во Франции способствует привлечению частных средств на охрану и реставрацию объектов культурного наследия благодаря льготному налогообложению меценатов, а также празднованию меценатов на государственном уровне и пропаганде меценатской деятельности. Заслуживает внимания и практика передачи объектов культурного наследия в управление частным компаниям при условии четкого соблюдения памятнико-охранного законодательства и открытости этих объектов для доступа посетителей.
Библиографический список:
1. Loi du 31.12.1913 sur les monuments historiques. // URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte. do?cidTexte=JORF TEXT000000315319 (Дата обращения: 25.01.2024)
2. Constitution de la République française. // URL: http://www.assemblee-nationale.fr/connaissance/constitution. asp (дата обращения: 25.01.2024)
3. Косенко С. И. «Мягкая сила» как фактор культурной дипломатии Франции //Знание. Понимание. Умение. 2014. № 1. С. 118.
4. Палий К. Р. Реализация политики в области сохранения материальных объектов культурного наследия: европейский опыт //Управленческое консультирование. 2018. № 12 (120). С. 148.
5. Code du patrimoine. // URL: https:// wipolex.wipo.int/ru/text/503208 (Дата обращения: 25.01.2024)
6. Boustany J. Cultural heritage in France. - Université Gustave Eiffel, 2019. // URL: https://hal.science/hal-03620235/document (Дата обращения: 25.01.2024)
7. Loi n° 2003-709 du 1er août 2003 relative au mécénat, aux associations et aux fondations. // URL: https://www.le-gifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=J0RFTEXT000000791289&categorieLien=id (Дата обращения: 25.01.2024)
Reference
1. Loi du 31.12.1913 sur les monuments historiques. // URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.
do?cidTexte=J0RF TEXT000000315319 (25.01.2024)
2. Constitution de la République française. // URL: http://www.assemblee-nationale.fr/connaissance/constitution. asp (25.01.2024)
3. Kosenko S. I. "Soft power" as a factor in France's cultural diplomacy // Knowledge. Understanding. Skill. 2014. № 1. P. 118.
4. Paliy K. R. Implementation of policy in the field of preservation of material objects of cultural heritage: European experience // Management consulting. 2018. № 12 (120). P. 148.
5. Code du patrimoine. // URL: https://wipolex.wipo.int/ru/text/503208 (01.25.2024)
6. Boustany J. Cultural heritage in France. - Université Gustave Eiffel, 2019. // URL: https://hal.science/hal-03620235/document (01.25.2024)
7. Loi n° 2003-709 du 1er août 2003 relative au mécénat, aux associations et aux fondations. // URL: https://www. legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=J0RFTEXT000000791289&categorieLien=id (25.01.2024)