ФРАНЦИЯ НАКАНУНЕ ВЫБОРОВ В ЕВРОПАРЛАМЕНТ: СТРАТЕГИЯ Э. МАКРОНА
Владимир Чернега, главный научный сотрудник Отдела Европы и Америки ИНИОН РАН
Аннотация. В июне 2024 г. в странах ЕС, в том числе и во Франции, должны состояться выборы в Европейский Парламент. В статье отмечается, что, по опросам общественного мнения, на них может победить, с большим отрывом от пропрезидентской партии «Возрождение», движение «Национальное объединение», которое представляется большинством «истеблишмента» страны как крайне правая, националистическая и «популистская» сила. В этой связи рассматривается предвыборная стратегия президента Э. Макрона, в том числе кадровые перестановки в правительстве, которые призваны придать новый динамизм его деятельности. В более широком плане речь идет о стратегии, направленной на обеспечение преемственности внутреннего и внешнего курса Э. Макрона после его ухода от власти в 2027 г.
Ключевые слова: Европарламент; выборы; стратегия Э. Макрона; кадровые перемены; преемственность курса.
Keywords: European parliament; elections; strategy of Emmanuel Macron; personal changes; continuity of policy.
В январе 2024 г. президент Франции Э. Макрон произвел смену правительства. В отставку была отправлена премьер-министр Э. Борн, занявшая свой пост после победы Э. Макрона на президентских выборах в мае 2022 г., и ряд министров. Уход главы правительства во Франции - важное событие, но не из ряда вон выходящее. В системе институтов Пятой республики, установленной в 1958 г. Ш. де Голлем, доминирует президент, наделенный огромными полномочиями (иногда его называют «республиканским монархом»). Премьер-министр осуществляет намеченную им политику, хотя. конечно, придает ей индивидуальный стиль в модальностях и методах. Увольнение премьер-министра дает возможность главе государства, в случае необходимости, сделать последнего «козлом отпущения» за собственные ошибки и неудачи и одновременно, когда требуется внести серьезные коррективы в эту политику, обновить правительственную команду. Не один президент Пятой республики прибегал к этому приему.
Многие французские эксперты считают, что Э. Борн неплохо справлялась со своими обязанностями. Однако ей пришлось делать это при отсутствии абсолютного большинства пропрезидентских сил в Национальном собрании (нижняя палата парламента). В 2017 г. партия Э. Мак-
рона «Республика, вперед»1 вместе с союзным «Демократическим движением» (ДД) смогла получить такое большинство, но на парламентских выборах 2022 г. пропрезидентский блок «Вместе»2 утратил его. Для того чтобы провести в Национальном собрании несколько важных законопроектов, инициированных Э. Макроном, к примеру, по пенсионной реформе, которая вызвала мощные протесты по всей стране, и даже одобрить государственный бюджет на 2024 г., Э. Борн пришлось задействовать ст. 49 Конституции. Она позволяет, путем постановки вопроса о доверии правительству, чреватого роспуском палаты и новыми выборами, обойти голосование по существу вопроса. Уловка каждый раз срабатывала, но одновременно она усиливала недовольство президентом и правительством в обществе.
Иначе говоря, для премьер-министра пришло время сыграть роль «козла отпущения». Но была и другая причина, побудившая Э. Макрона реорганизовать правительство. 9 июня 2024 г. во Франции состоятся выборы в Европейский парламент. Это - первые общенациональные выборы после президентских и парламентских, они обычно выявляют вектор настроений электората после двух с лишним лет осуществления президентом своего мандата. Все опросы общественного мнения показывают, что на них должно победить с большим отрывом от «Возрождения», партии Э. Макрона, «Национальное объединение»3, позиционирующее себя национал-патриотическим, «су-веренистским» движением. «Национальное объединение» уже выигрывало аналогичные выборы в 2014 и 2019 гг., но на этот раз ему предсказывают рекордный результат. До сентября 2021 г. его возглавляла М. Ле Пен, противостоявшая Э. Макрону во втором туре президентских выборов 2022 г. и набравшая 41,5 % голосов4. После парламентских выборов в июне 2022 г. она возглавила фракцию «Национального объединения» в Национальном собрании. Свой партийный пост она оставила Ж. Барделла, символизирующему молодость и динамизм (ему сейчас 28 лет). Стоит подчеркнуть в связи с этим, что подавляющее большинство представителей французского «истеблишмента», включая президента, представляет Национальное объединение как крайне правую, националистическую и «популистскую» силу, установки которой противоречат либеральным ценностям.
Назначение Э. Макроном на пост премьер-министра 34-летнего Г. Атталя, ранее занимавшего пост министра просвещения и по делам молодежи, явилось в этой ситуации своего рода от-
1 В сентябре 2022 г. переименована в «Возрождение».
2 В блок входили следующие партии и движения: «Республика вперед», «Демократическое движение», «Горизонты», «Действовать», «Территории прогресса», «Радикальная партия», «Вместе», «Прогрессивная федерация».
3 До 2018 г. - Национальный фронт.
4 Résultats du second tour de l'élection présidentielle en 2022.-URL : https ://www.vie-publique-carte/284918-carte-resultats-du-second-tour-de-lelection-presidentielle - 2002 (date of access : 21.01.2024).
ветом на появление во главе Национального объединения Ж. Барделлы. Он призван придать динамизм правительственной политике, склонить к поддержке «Возрождения» (и президента) молодых избирателей, многие из которых считают, что существующие политические силы, да и вся политическая система, далеки от их интересов и приоритетов, и поэтому не участвуют в выборах. К примеру, на парламентских выборах 2022 г. в первом туре воздержались от голосования 75% избирателей в возрасте 18-25 лет, во втором туре - 69%,1 что явилось своеобразным рекордом.
В более широком плане, по мнению многих комментаторов, президент возлагает на Г. Ат-таля надежды, связанные с обеспечением преемственности его политики в будущем. Второй президентский мандат Э. Макрона истекает в 2027 г. и, согласно Конституции, переизбраться вновь он уже не сможет. Близкий ему по взглядам Г. Атталь пока имеет все шансы стать главным претендентом от «истеблишмента» на президентский пост и в случае победы сохранить существо внутреннего и внешнего курса нынешнего главы государства. Оппоненты Э. Макрона часто обвиняют его в «отсутствии стержня», в том, что он часто заимствует лозунги справа и слева и меняет свой курс в зависимости от политической конъюнктуры. Некоторые основания для этого есть. Э. Макрон еще до своего первого избрания на пост главы государства в мае 2017 г. заявлял, что считает деление политических сил на «левых» и «правых» устаревшим и хочет создать «мощный центр», который служил бы ему опорой в деле модернизации страны. Отмеченное выше абсолютное большинство в Национальном собрании по итогам парламентских выборов 2017 г., действительно, в основном состояло из левых и правых центристов. Доминировавшие ранее в борьбе за власть социалисты (ФСП) и партия Республиканцы, которая объединяла наследников нео-голлистской партии Союза за народное движение (СНР) и праволиберального Союза за французскую демократию (СФД), потерпели сокрушительное поражение и, по существу, маргинализиро-вались.
Несмотря на эту победу, Э. Макрону пришлось маневрировать при проведении экономических и социальных реформ, в частности после того, как в ноябре 2018 г. в стране началось движение «желтых жилетов», потрясшее власть своим размахом и яростностью протестов. Он был вынужден, например, отложить до 2022 г. пенсионную реформу, растянуть по времени отмену статуса государственных служащих для работников Национальной компании железных дорог. Однако в целом реформирование экономики и социальной сферы он не прекратил. Стоит также упомянуть последовательность Э. Макрона в проведении курса на реиндустриализацию Франции, в по-
1 Pourquoi les jeunes votent-ils de moins en moins//Apprentis d'Auteil.-2022-02.05-URL ://https://www.apprentis-auteil.org/actualités/education-scolarité/elections-pourqoui-les-jeunes-votent-ils-de-moins-en-moins.html (date of access : 22.01.2022).
ощрении развития цифровых и «зеленых» технологий, энергосберегающего образа жизни населения.
Не меньшее упорство президент проявляет и в важнейшем для него вопросе внешней политики - продвижении в ЕС идеи «державы Европы», которая стала бы новым мировым «полюсом силы», способным конкурировать с США и Китаем. Еще до своего первого избрания Э. Макрон подчеркивал, что Франции, по его убеждению, недостает ресурсов, чтобы полноценно участвовать в мировом соперничестве. В перспективе она может участвовать в глобальной политике, только опираясь на возможности ЕС. Соответственно, становление «державы Европы» является для нее жизненной необходимостью1. В сентябре 2017 г., уже в качестве главы государства Э. Макрон выступил в Сорбоннском университете с получившей большой резонанс программной речью, в которой выдвинул ряд инициатив, направленных на усиление наднациональных институтов ЕС и достижение им «суверенитета» в экономической, научной, технологической и военно-политической областях. По существу, речь шла о создании институциональных и финансов-экономических предпосылок для трансформации его в квазигосударственное образование. Что касается национального суверенитета Франции, то он должен «вписаться» в этот «европейский
суверенитет». Взгляды французских «суверенистов», в частности, М. Ле Пен, Э. Макрон объявил
2
устаревшими, не соответствующими международным реалиям .
Стоит отдельно отметить усилия Э. Макрона по наполнению реальным содержанием идеи военно-политического суверенитета ЕС, без которого «держава Европа» не состоится. В конкретном плане речь идет о претворении в жизнь давней идеи «европейской автономной обороны»3. Предшественники Э. Макрона на посту главы государства, в частности, Ж. Ширак, Н. Саркози, Ф. Олланд, также продвигали последнюю, но при них речь шла главным образом о «европейской идентичности в области обороны и безопасности» внутри НАТО или о «европейской опоре НАТО»4. Э. Макрон же в своей речи в Сорбонне и позже употребил термины «в дополнение» к НАТО или «параллельно» ей. Впоследствии ему пришлось маневрировать, убеждать партнеров по ЕС, особенно проамерикански настроенных Польшу и балтийские государства, да и самих США, что «европейская автономная оборона» не ослабит, а напротив, укрепит Альянс. Однако неоднократные высказывания президента об императивности «стратегической самостоятельности Евро-
1 Macron E. Révolution. Paris.-XO Editions. - 2016. - P.58.
2 Initiative pour l'Europe.Discours d'Emmanuel Macron pour une Europe souveraine, unie, démocratique, 26 septembre 2017. - URL : https ://www.elisee.fr/emmanuel-macron-/2017/09/26/initiative-pour-l-europe-discours-d-emmanuel-macron-pour-une-europe-souveraine-unie-democratique, (date of access : 27.01.2024)
3 Сидоров А.С. Военно-политическое измерение европейской интеграции: позиция Франции (от де Голля до наших дней). М: ИНИОН РАН. - 2023.
4 Там же. - С. 202.
пы», тем более некоторые нашумевшие высказывания, например, о необходимости создания «европейской армии», которая защищала бы ЕС от России, Китая и США, давали основания считать, что его подлинные намерения выходили далеко за рамки «европейской опоры» НАТО.
Опираясь на франко-германский «тандем», сложившийся еще в 1970-е годы и ставший «мотором» европейской интеграции, на поддержку канцлера ФРГ А. Меркель, которую явно беспокоили критические высказывания президента США Д. Трампа в адрес ЕС и НАТО и некоторые его практически шаги, ущемлявшие германские интересы, Э. Макрон смог активизировать как общий интеграционный процесс в ЕС, так и создание предпосылок для «европейской автономной обороны». Однако, после прихода к власти в США Дж Байдена, а в ФРГ - О. Шольца, приоритетом для германских элит стало восстановление трансатлантических связей. Кроме того, ФРГ, превосходящая Францию по экономической мощи и давно являющаяся основным «донором» ЕС, проявляет все меньшую склонность мириться с претензиями Франции на лидирующую роль в «тандеме». В связи с российской СВО на Украине ЕС оказался в подчиненном положении к НАТО и доминирующим в ней США. Пользуясь ситуацией, Польша, позиционирующая себя «бастионом» Альянса на его восточном фланге, одновременно пытается утвердиться в качестве лидера восточно-европейского субрегиона и одного из лидеров ЕС. Возможное принятие в ЕС новых членов, особенно, Украины, также ориентированной на Вашингтон, делает перспективу «державы Европы» еще более туманной.
Тем не менее Э. Макрон продолжает говорить о необходимости продвигаться к «стратегической самостоятельности» ЕС, ссылаясь как раз на конфликт на территории Украины и императивности создания им собственного военного потенциала. Стоит упомянуть и о том, что президент афиширует участие Франции в «сдерживании» Китая, особенно в Африке и индо-тихоокеанской зоне, но одновременно призывает ЕС не идти на поводу у Вашингтона, который пытается мобилизовать европейских союзников на конфронтацию с Пекином. Такая конфронтация, по убеждению Э. Макрона, не соответствует интересам ЕС.
Конечно, внешнеполитические приоритеты президента не исчерпываются идеей «державы Европы». Э. Макрон пытается продвигать интересы Франции или хотя бы минимизировать ослабление ее позиций в других регионах, к примеру, в Средиземноморье или в Африке. В апреле 2023 г. Э. Макрон посетил Китай с большой делегацией представителей французского бизнеса. В ходе этого визита обсуждались вопросы расширения экономического сотрудничества, был подписан
ряд контрактов1. Одновременно в рамках политики «сдерживания» китайского гиганта Франция наращивает взаимодействие с Индией, в том числе в военной и военно-технической областях2. Э. Макрон, несмотря на сказанное выше, считает очень важным не обострять отношения с Соединенными Штатами. Достаточно вспомнить нашумевшую историю, когда в сентябре 2022 г. США, заключив оборонное соглашение АЦК^ с Великобританией и Австралией, сорвали сделку о поставке последней 12 французских подводных лодок на сумму в 56 млрд евро3. Президент Дж. Бай-ден не счел нужным проконсультироваться со своим французским коллегой. История вызвала бурю возмущения во Франции, и Париж даже отозвал на некоторое время своих послов в Вашингтоне и Канберре. Но через некоторое время «все возвратилось на круги своя».
В целом, однако, укрепление позиций Евросоюза было и остается для Э. Макрона главным направлением. Он неоднократно выступал за принятие решений в Европейском Совете (в нем заседают главы государств и правительств) по вопросам обороны, безопасности, налогов, бюджетных расходов большинством голосов, что приблизило бы превращение ЕС в квазигосударственную структуру. Расклад сил в Европейском Парламенте в связи с эти приобретает большое значение, поскольку такая реформа потребовала бы его одобрения. По прогнозам, по итогам июньских выборов в нем могут увеличить свое представительство, помимо Национального объединения, националисты, «суверенисты», «евроскептики» из Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германии, Италии, Латвии, Нидерландов, Польши, Португалии, Румынии, Словакии, Финляндии, Чешской Республики, Швеции и Эстонии4. Они могут осложнить прохождение проектов и решений, направленных на дальнейшее углубление интеграции в указанных выше и других сферах.
Но главная опасность для «европеистского» курса Э. Макрона все же находится во Франции. Предсказываемая победа Национального объединения на выборах в Европейский Парламент может стать важным этапом на пути к завоеванию М. Ле Пен, остающейся неформальным лидером движения, президентского поста в 2027 г. Конечно, сама она заявляла, что выдвигаться больше не будет, но до выборов остается еще больше трех лет и многое может измениться. По опросам общественного мнения, сегодня М. Ле Пен является самым популярным политиком в стране.
1 Elysée.Visite d'Etat en Chine. Du 5 au 8 avril 2023.-URL : https : //www.elysee.fr/emmanuel-macron/chine-2023 (date of access : 31.01.2024).
2 Derville E. En Inde, Emmanuel Macron et Narendra Modi affichent leur entente cordiale//Le Figaro.-26.01.2024.-URL : https://www/lefogaro.fr/international/en-inde-emmanuel-macron-et-narendra-modi-affichent-leur-entente-cordiale (date of access : 26.01.2024).
3 Guisnel J. Trafalgar australien pour les sous-marins français//Le Point. - 16.09.2021. -URL :https://www.lepiont/monde/sous-marins-l-australie—romp-le-contrat-du-siecle-avec-la-france-16-09-2021-2443427_24.php#11 (date of access : 25.01.2024).
4 Maillot H. «Virage brutal à droite»: les partis nationalistes de 9 Etats pourraient arriver en tête aux élections européennes//Le Figaro. - 24.01.23. - URL: htttps://www.lefigaro.fr/international/virage-brutal-a-droite-les-partis-nationalistes-de-9-etets-pourraient-arriver-en-tet-aux-elections-europeenes (date of access: 30.01.2023).
Она умело использует для усиления своих позиций социальное брожение в стране, вызванное, помимо прочего, реформами Э. Макрона. М. Ле Пен выступала в поддержку «желтых жилетов» и массовых протестов против пенсионной реформы. Новые возможности для нее предоставили про-тестные выступления французских фермеров, начавшиеся в январе 2024. Главной их причиной явилась политика ЕС, направленная на поощрение конкуренции внутри ЕС и с (не)европейскими производителями (французские фермеры говорят о «нелояльной конкуренции») и на продвижение в аграрном секторе все более строгих «зеленых норм». Будет нелишним отметить, что, хотя М. Ле Пен отошла от своих прежних радикальных лозунгов - выход Франции из ЕС, возвращение французского франка вместо евро, она требует проведения Францией более самостоятельной политики и перестройки институтов ЕС в целях трансформации его в межгосударственное объединение (в духе «союза наций» Ш. де Голля)1.
Если все же кандидатом в президенты в 2027 г. станет ж. Барделла, поддержка и советы М. Ле Пен могут оказаться для него очень полезными. Сам он, кстати, проявляет ожидавшийся от него в Национальном объединении динамизм и набирает политический вес.
Таким образом, перед Г. Атталем стоит очень непростая задача. Ему нужно справиться с проблемой недовольства значительной части общества политикой Э. Макрона, противостоять подъему Национального объединения и при этом сохранить шансы побороться за пост главы государства в 2027 г. Многое будет зависеть от того, возглавит ли он список партии «Возрождение» на выборах в Европейский Парламент. В случае ее провала политическое будущее молодого премьер-министра может быть подорвано. На момент написания данной статьи (февраль 2024 г.) этот вопрос еще не был решен. В то же время Э. Макрон назначил министром по делам Европы и иностранных дел Франции С. Сежурне, до тех пор возглавлявшего «Возрождение». Ему 38 лет, в прошлом он был партнером Г. Атталя в гражданском браке. С. Сежурне, заменивший карьерного дипломата-женщину К. Колонна, опыта дипломатической работы не имеет, но в 2021 - 2022 гг. он возглавлял центристскую фракцию Европейского Парламента «Обновляя Европу» - третью по численности после консервативной фракции «Европейская народная партия» (ЕНП) и социал-демократической фракции «Альянс прогрессистов, социалистов и демократов» (АПСД). Возможно, именно С. Се-журне возглавит указанный список. В любом случае, как считают многие французские специалисты, его знание «Возрождения» и Европейского Парламента может быть полезным для партии во время избирательной кампании. Поможет ли ей опыт С. Сежурне добиться успеха, покажут выборы.
1 Projet pour la France de Marine Le Pen. M la France. Mon projet présidentiel (2022). - URL ://https://www.mlafrance.fr /pdts/manifeste-m-la-france-programme-presidentiel.pdf l (date of access: 29.01.2024).