Научная статья на тему 'Франц К. Иоганн Рихтер (1783-1856) (реконструкция творческого наследия)'

Франц К. Иоганн Рихтер (1783-1856) (реконструкция творческого наследия) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
212
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Славянский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФРАНЦ КСАВЬЕР ИОГАНН РИХТЕР / FRANZXAVIER RICHTER / СЛАВЯНОВЕДЕНИЕ / SLAVIC STUDIES / ПЕРИОДИКА / PERIODICALS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Маринелли-Кёниг Гертрауд

Статья посвящена ныне незаслуженно забытому историку и педагогу Францу Ксавьеру Иоганну Рихтеру, его вкладу в развитие культур славянских народов монархии Габсбургов, отражению его многогранной публицистической деятельности в венской периодической печати.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Franz X. Richter (1783-1856): A Reconstruction of the Literary Heritage

The article deals with the life and work of the now unjustly forgotten historian and pedagogue Franz Xavier Johann Richter, reconstructs his contribution to the development of cultures of the Slavic people of the Habsburg Monarchy, and surveys his diverse activities in Viennese periodicals.

Текст научной работы на тему «Франц К. Иоганн Рихтер (1783-1856) (реконструкция творческого наследия)»

Г. Маринелли-Кёниг (Вена)

Франц К. Иоганн Рихтер (1783-1856) (реконструкция творческого наследия)

Статья посвящена ныне незаслуженно забытому историку и педагогу Францу Ксавьеру Иоганну Рихтеру, его вкладу в развитие культур славянских народов монархии Габсбургов, отражению его многогранной публицистической деятельности в венской периодической печати.

Ключевые слова: Франц Ксавьер Иоганн Рихтер, славяноведение, периодика.

Биография. О жизненном пути Франца Ксавьера Иоганна Рихтера (1783-1856) можно, в первую очередь, прочитать в «Австрийском биографическом лексиконе»1. Священник, историк, педагог и библиотекарь, он родился в австрийской Силезии, в городе Хоцен-плоц (Особлага*), и умер в 1856 г. в Вене. Важнейшими «остановками» на его пути были Ольмюц (Оломоуц), где он в 1806 г. был рукоположен в священники; с 1808 г. - Брюнн (Брно), где он преподавал в гимназии историю и географию, с 1816 г. - Лайбах (Любляна), куда его перевели профессором всеобщей истории в местном лицее. Некоторые из его учеников снискали известность2: словенские поэты Франце Прешерн (1800-1849), Йован Весел-Косески (1798-1884), Ма-тия Чоп (1797-1835), епископы Иреней Фридерик Барага (1797-1868), Антоний Мартин Сломшек (1800-1862) и Андреас Голльмайер (17971883). В 1824 г. ученый вернулся в Ольмюц, в том числе по личным причинам: ему предстояло ухаживать за разбитой подагрой матерью. Об этом обстоятельстве сообщает в биографическом очерке Констант Вурцбах3. Там Рихтер поступил библиотекарем в Ольмюц-ский лицей и исполнял эти обязанности вплоть до 1844 г. Затем он распрощался с городом, «унося в душе горечь от хулы своих многочисленных недругов», как туманно выразился Вурцбах, и переехал в имперскую столицу. Куда милее была ему Крайна - провинция, которую он любил и где мечтал провести остаток дней, но дальний

* Здесь и далее названия городов на территории Австрийской империи даются в соответствии с их официальным (немецким) названием, принятым при жизни Ф. К. Й. Рихтера. Современные названия приводятся в скобках. - Прим. перев.

путь был ему, обремененному телесными недугами, противопоказан4. В Вене ему было отмеряно еще 10 лет жизни.

Жизнь после смерти. Память о Рихтере, как следует из его краткой биографии, должны были сохранить многие культуры. В самом деле, статья о Франце К. Иоганне Рихтере встречается в «Австрийском биографическом лексиконе», который стал продолжением труда К. Вурцбаха, стремившегося объять Габсбургскую монархию во всем ее многообразии5. Во «Всеобщей немецкой биографии» Францу Ксавьеру Иосифу (так!) Рихтеру посвящена статья, написанная хранителем библиотеки Грацского университета Антоном Шлоссаром (1849-1942), который, кстати, тоже был родом из австрийской Силе-зии - из Тороппау (Опавы)6. В словарной статье есть указание на то, что Рихтер принимал участие в конкурсе работ по истории и географии Внутренней Австрии в Средние века, объявленном эрцгерцогом Иоганном в 1812 г., чем сделал серьезную заявку на право именоваться историком7. При этом многочисленные работы Рихтера по истории Крайны, в том числе опубликованные в журналах8 Йозефа Хормайра (1782-1848), сегодня, можно сказать, совершенно забыты9.

Как это ни печально, в исторической памяти чехов тоже не нашлось места для Рихтера. В классической работе «История чешской и словацкой историографии» Ф. Кутнара и Й. Марека, вышедшей в свет в 1997 и переизданной в 2009 г., о Рихтере пишут мимоходом, с ошибками в имени и датах жизни: «Вслед за литературой, немецкая историческая наука с успехом принялась за историю церкви и права. В числе первых местных историков историей Ольмюцского епископства занялся Йозеф Рихтер (1783-1871), к которому затем присоединился сведущий в архивах каноник собора св. Вита в Праге Антон Фринд (1823-1881)»10.

Как такое стало возможным? В «Научном словаре Отто» Францу К. Йозефу (так!) Рихтеру приписаны не только неправильное имя, но и ошибочные место и год смерти: «умер 29 сентября 1871 г. в Кунштате»11. Приговор, вынесенный после поверхностного рассмотрения научной деятельности Рихтера, звучит: «Его работы, в особенности те, что посвящены ранней истории Моравии, на сегодняшний день не имеют никакой ценности»12. Если опустить третье имя (Иоганн), у Рихтера обнаруживается тезка - Франц Ксавьер Рихтер (1709-1789) из Голешовиц, моравский композитор13, который также известен во Франции как Франсуа Ксавье Рихтер14, где сделал успешную карьеру. Он умер в Страсбурге и известен как представитель

так называемой «Мангеймской школы». Вне всяких сомнений, этот композитор и наш историк попали, образно говоря, в один котел. В чешском генеральном каталоге под именем Франтишек Ксавьер Рихтер (1709-1789) обнаруживается смесь композитора и писателя15.

Самостоятельные работы. Если в этом каталоге искать нашего героя как Франтишека Ксавьера Рихтера (Frantisek Xaver Richter), появляются следующие работы:

- 1816 г. - памятная речь о моравских патронах Кирилле и Мефо-дии на чешском и немецком языке16;

- 1825 г. - письменное обращение к ольмюцскому князю-архиепископу эрцгерцогу Рудольфу17;

- 1828 г. - «Наставление в Библии для родителей и воспитателей»18;

- 1831 г. - «Древнейшие оригинальные грамоты ольмюцской архиепископской церкви в литографиях, удостоверенные Францем Ксавьером Рихтером»19;

- 1831 г. - «Список ольмюцских епископов, каковой сверил, дополнил и снабдил историко-хронологическими примечаниями Ф. К. Рихтер»20.

Если задать имя автора на немецкий манер (Franz Xaver Richter), добавляется еще несколько работ, в том числе сочинение «Кирилл и Мефодий - славянские апостолы и святые патроны Моравии»21. Применяя поисковую систему, можно обнаружить перевод этой брошюры на чешский язык, выполненный в 1829 г.22 и ныне хранящийся в Научной библиотеке Оломоуца. В «Архиве» Хормайра этому сочинению посвящена рецензия и приводится последовавшая затем дискуссия23. Йозеф Добровский (1753-1829) в статье для пражского журнала «Museumszeitschrift» («Музейный журнал») выступил с критикой этой работы24. Уже в 1811 г. в венском журнале «Annalen der Literatur und Kunst in dem Oesterreichischen Kaiserthum» («Анналы литературы и искусства в Австрийской империи») подборка стихов Рихтера «Poetische Versuche» («Поэтические опыты») удостоилась рецензии, хотя и негативной25. В частности, там говорилось: «Апогеем этой весьма неудачной антологии является стихотворение «Ярослав из Штернберка26». «Антикритика» со стороны Рихтера в адрес рецензента последовала в 1812 г. в приложении к «Анналам»27.

Рихтер и венская пресса предмартовского периода. Биографические данные из первоисточников. В 1813 г. имя Рихтера упоми-

нается в «Хронике учебных заведений в Австрийской империи», публиковавшейся в «Vaterländische Blätter» («Патриотической газете»): «Франц Рихтер, профессор географии и истории Брюннской гимназии, получил дозволение читать бесплатные лекции по общей педагогике в соответствии с учебником28 Винцеца Эдуарда Мильде»29. Карьера автора этого пособия весьма примечательна: он родился в 1777 г. в Брно, изучал философию в Вене, затем математику и физику в Ольмюце. В 1794 г. Мильде поступил в духовную семинарию в Вене, в 1806 г. был принят на вновь созданную кафедру педагогики Венского университета. В 1823 г., после отставки лейтмерицкого (ли-томержицкого) епископа Йозефа Франтишека Гурдалека (1747-1833), В. Э. Мильде стал его преемником, а в 1831 г. был назначен архиепископом Вены. Вурцбах, посвятивший иерарху биографический очерк в агиографическом жанре, заметил, что это событие вызвало немалую шумиху, ибо его предшественниками в Вене, возведенной в 1723 г. в ранг архиепископства, были «сплошь отпрыски первых дворянских родов монархии» - графы Колонич, Траутсон, Мигацци, Гогенварт и Фирмиан30. Отправной точкой в карьере Мильде стала, однако, научная работа, та самая, на которую, как говорилось выше, опирался в своих лекциях Рихтер, - «Учебник общей педагогики»31. Не исключено, что Рихтера связывали с будущим венским архиепископом узы дружбы, что могло пригодиться в будущей карьере.

С 1817 г. Рихтер, публикуя свои исторические сочинения в «Архиве» Хормайра, присоединял к имени звание «профессор всеобщей истории» и называл местом написания текста Лайбах. В 1818 г. последовало объявление, что после кончины «гениального Штадель-мана»32 Рихтер взял на себя редактирование «Laibacher Wochenblatt» («Лайбахского еженедельника») - литературного приложения к политической «Laibacher Zeitung» («Лайбахской газете»)33.

С 1825 г. он подписывался как «библиотекарь Рихтер» («Bibliothekar Richter»), иногда как «имп.-кор. библиотекарь в Ольмюце» («k.k. Bibliothekar in Olmütz»). В Вене, куда ему вскоре предстояло переехать, труды Рихтера оценили по достоинству. В 1842 г., в день, когда ему исполнилось 59 лет, в «Wiener Theaterzeitung» («Венской театральной газете») появилась памятная заметка: «18 августа 1783 г. в Хоценплоце в австрийской Силезии родился священник, имп.-кор. библиотекарь Ольмюцского университета, писатель Франц Ксав. Рихтер. Он добился заметных успехов в области изучения отечественной истории, его труды частично опубликованы в газетах и исторических карманных брошюрах. Некоторое время он был ре-

дактором «Laibacher oder illyrischer Wochenblatt» («Лайбахского, или иллирского еженедельника»)34.

В 1847 г. та же «Theaterzeitung» опубликовала заметку о его те-

35

кущих научных изысканиях»35.

Исторические и топографические статьи в венских газетах. Последние десять лет жизни Рихтер провел в Вене. Его многочисленные публикации в венской периодической печати до сих пор были репортажами: из Брюнна, из Ольмюца или из Лайбаха. Редакторы венских газет должны были высоко ценить его компетентность и профессионализм, если столь долгое время регулярно публиковали его корреспонденции. Подвергались ли его статьи цензуре, установить не представляется возможным.

Публикации брюннского периода (до 1816 г.). Живя в Брно, он как преподаватель тамошней гимназии обращался преимущественно к моравским сюжетам: за генеалогическим очерком 1815 г. о старинном моравском роде Жеротинов36 в том же году последовала публикация источников по истории XVII в.37, статья о Моравии под властью императора Фердинанда II Габсбурга (1619-1632)38 и популярно-исторический очерк о Козьме Пражском (ок. 1045-1125), озаглавленный: «Князь Бжетислав, повелитель Моравии и законодатель, в 1039 г. на могиле св. Адальберта в Гнездно»39. В 1816 г. ученый опубликовал «Предисловие» к работе «Кирилл и Мефодий - славянские апостолы и святые покровители Моравии». В нем речь шла о подготовленной к печати рукописи, которая, как говорилось выше, вышла в свет в 1825 г.40 В том же году «Архив»41 Хормайра предоставил свои страницы для исторического сочинения о Бруно Шауэнбурге (ок. 1205-1281) - оломоуцском епископе и советнике чешского короля Отакара II Пржемысла (1253-1278), а также исторического трактата «Гуситы в Моравии, 1421-1438»42. Основным источником для данной работы называется сочинение «Mars Moravicus» («Моравский Марс») Томаша Яна Пешина из Чехорода (1629-1680).

Публикации лайбахского приода (1816-1824 гг.). В эти годы сочинения Рихтера посвящены истории Крайны. Он пишет об историческом наследии этой провинции43, церковной визитации патриарха Франциска Барбаруса в Аквилею44. В 1818 г. «Архив» Хормайра опубликовал текст речи, сочиненной Рихтером по случаю посещения Лайбаха императором Францем I (1792-1835)45. Затем последовали репортажи об археологических находках, относящихся к римскому периоду, в Лайбахе46. В 1819 г. он написал некрологи о поэте Валентине Воднике (1758-1819)47 - видном представителе словенского на-

ционального Возрождения, а также о меценате Сигизмунде (Жиге) Цойсе бароне фон Эдельштайне (1747-1819)48 - не менее важной фигуре в словенской истории культуры. Темами статей Рихтера для венских периодических изданий становились первая в Крайне печатная книга49, красоты природных ландшафтов края, например г. Блед (в немецкой традиции Фельдес)50, или, в 1821 г., генеалогический очерк о краинской ветви рода Ауэрспергов51.

Публикации оломоуцкого периода (1824-1844). Начало службы библиотекарем в Ольмюцском лицее ознаменовалось для Рихтера выходом в свет годами лежавшей «в долгом ящике» книги «Кирилл и Мефодий - славянские апостолы и святые патроны Моравии», которую опубликовал местный издатель Алоиз Скарницл. Но и на новом месте краинские материалы продолжали служить темами для новых публикаций, более того, характер этих работ с годами становился научно все более зрелым. В 1829 г. на страницах преемника хормайрского «Архива» появилось обширное исследование «Сочинение по истории Лайбаха, столицы Крайны, уважительно посвященное тамошнему имп.-кор. Аграрному обществу одним из его членов, ольмюцским университетским библиотекарем Рихтером»52. В 1830 г. последовала новая работа об Ауэрспергах «Князья и графы фон Ауэрсперг (на основании ранее совершенно не известных источников, с особым вниманием к истории Крайны и с использованием документов из семейного архива)»53. Новым предметом исследования для Рихтера стал Фриуль. В 1825 г. он опубликовал в «Архиве» Хормайра исторический очерк «Фриуль под властью лангобардов»54. По поводу одной статьи Рихтера о «Люксембургах во Фриуле», которая вышла в 1827 г. в «Карманной книжке по истории Моравии и Силезии» Грегора Вольны, Добро-вский опубликовал в «Архиве» Хормайра статью «Несколько слов об одном доброжелательном или злонамеренном замечании господина библиотекаря Рихтера из Ольмюца»55.

Статьи венского периода (начиная с 1844 г.). Автор статьи о Рихтере в «Австрийском биографическом лексиконе» пишет, что разногласия с Хормайром привели к окончанию сотрудничества с «Архивом» его многолетнего автора. Так или иначе, вскоре Рихтер получил возможность публиковаться в «Oesterreichisches Archiv für Geschichte und Staatenkunde» («Австрийском архиве по истории и государствоведению), редактором и соиздателем которого был Иоганн Вильгельм Ридлер (1772-1834) - историк, библиотекарь библиотеки Венского университета, уроженец Лейтмерица. С ним наш

герой вступил в полемику по поводу истории моравской литературы в XVIII в. Согласно «Австрийскому биографическому словарю», Рихтер после выхода на пенсию полностью посвятил себя созданию трудов религиозного содержания. Это справедливо лишь отчасти: в 1840-е гг. он также написал немало рецензий на значительные публикации. В 1845 г. Рихтер вернулся к педагогической деятельности, а также подготовил целый ряд рецензий на работы иностранных авторов и иностранных путешественников, писавших о системе образования в Австрийской империи56. В 1847 г. в авторитетном издании «Jahrbücher der Literatur» («Литературный ежегодник») из-под пера Рихтера вышла рецензия57 на книгу Э. Куника «Призвание варягов финнами и славянами»58. Вурцбах в очерке о Рихтере отмечает, что после него остались неопубликованными следующие рукописи: «Всемирная история», «Нумизматика и геральдика в преподавании», «История могущественной империи», «Источниковедческое исследование о макроманах и квадах», «Дунайская хроника», «География Моравии». Перед смертью Рихтер отправил тогдашнему редактору «Laibacher Zeitung» Винценцу Клуну59 следующие свои работы: «Собрание источников по истории графов фон Ауэпсперг», «Собрание источников по истории иезуитского коллегиума в Лайбахе», «Материалы по топографии северной Иллирии», «Подборка документов по истории Реформации во Внутренней Австрии». Что стало с этими рукописями, биографам Рихтера не известно60.

Заслуги Ф. К. Й. Рихтера. Перечисленные выше статьи для венских периодических изданий составляют лишь часть публицистического наследия Рихтера. Он издавался и в других местах, был, например, членом Краинского исторического общества и почетным членом Каринтийского исторического общества61. Вурцбах приводит внушительный список работ автора, но на самом деле их гораздо больше62. Рихтер внес весомый вклад не только в изучение истории Моравии и Крайны. Журналистской деятельностью он вызывал интерес к предметам своих статей не только у местной неравнодушной публики, но и у читательского сообщества в политическом центре Австрийской империи. Он пробуждал в соотечественниках местный патриотизм, к которому меттерниховская цензура относилась снисходительно, пока тот не противоречил «великодержавному» нарративу. Путь, по которому пошел Рихтер, - публиковать результаты научных изысканий в популярных периодических изданиях - был позднее в XIX в. отвергнут ученым

сообществом, ибо профессионализация исторической науки вела к возникновению специализированных журналов и пренебрежительно-снисходительному отношению к междисциплинарным периодическим изданиям первой половины столетия. Социальный профиль библиотекаря из придворных и университетских библиотек также существенно изменился на протяжении XIX в. В высших учебных заведениях Габсбургской монархии в первой половине столетия эти должности нередко занимали ученые, которые вносили весомый вклад в развитие славянских культур, не в последнюю очередь своими собственными изысканиями и приобретением книг. Для своего времени они были лояльными, «патриотичными» подданными, и Франц Ксавьер Иоганн Рихтер принадлежал к этой категории. Он был лояльным подданным уже потому, что принадлежал к католической церкви.

Некоторые выводы. Неизбежно встает вопрос о значении научных изысканий Рихтера в области историографии. Служат ли негативные отзывы и возражения историков достаточным основанием для того, чтобы предать имя того или иного ученого забвению? Как случилось, что в 1844 г. Рихтер покинул Оломоуц, «унося в душе горечь от хулы своих многочисленных недругов» - что прямо указывает на разногласия внутри цеха ученых? В настоящее время дать ответ на этот вопрос не представляется возможным. Прояснение мотивов, которыми руководствовался Рихтер, потребует дальнейшей кропотливой архивной работы. В лучшем случае, его имя сегодня всплывает в литературе о Добровском, сочинение которого «Кирилл и Мефодий - славянские апостолы. Историко-критический опыт»63 вышло в свет в 1823 г. и ставило Рихтеру в заслугу изучение истории Кирилла и Мефодия.

То, что Рихтера включили в «Австрийский биографический лексикон», объясняется лишь тем, что проект служит продолжением «Лексикона» Вурцбаха. В современном понимании термин «австрийский» более не относится к исторической Австрии, но ограничивается Австрийской республикой как одним из государств-наследников прекратившей свое существование после Первой мировой войны Австро-Венгерской монархии. Исследовательские сюжеты, над которыми работал Рихтер, относятся к территориям (Моравия, Крайна), которые в состав Австрийской республики не входят.

Поскольку Рихтер был ученым, который называл «отечеством» Австрийскую империю в целом и писал на немецком языке, он по

понятным причинам оказался исключен из чешского национального нарратива, пришедшего на смену нарративу «великодержавному».

Может быть, причина кроется в языковом барьере, о чем нередко предпочитают не вспоминать? В первой половине XIX в. результаты исследований о славянских народах и культурах публиковались, прежде всего, по-немецки, чем, пожалуй, и можно объяснить, почему некогда единое коммуникационное пространство ныне погрузилось в научную амнезию.

Перевод с немецкого О. В. Хавановой

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Rybar М. Richter Franz X. Johann // Österreichisches Biographisches Lexikon 1815-1950 (далее - ÖBL). 1985. Bd. 9. S. 125.

2 Ibidem.

3 Richter F. X. J. // Wurzbach C. Lexikon des Kaisertums Österreich (далее - Lexikon). Wien, 1874. Bd. 26. S. 46.

4 Ibidem.

5 ÖBL. Bd. 9. S. 125.

6 Schlossar A. Franz Xaver Joseph Richter // Allgemeine deutsche Biographie. 1889. Bd. 28. S. 457-458.

7 Данные были обобщены в сочинении: Richter F. X. J. Beyträge zur Lösung der Preisfrage des Durchlauchtigsten Erzherzogs Johann, über Innerösterreichs Geschichte und Geographie im Mittelalter, insonderheit der windischen Mark. Wien, 1819.

8 Й. Хормайр с 1810 по 1823 г. издавал журнал «Archiv für Geographie, Historie, Staats- und Kriegskunde» («Архив географии, истории, государствоведения и военной науки»), а с 1823-1828 гг. тот же журнал под названием «Archiv für Geschichte, Statistik, Literatur und Kunst» («Архив по истории, статистике, литературе и искусству»).

9 Например, Иоахим Хёслер не ссылается на них в своей монографии и лишь дважды мельком упоминает имя самого Рихтера. Ср.: Hös-ler J. Von Krain zu Slowenien: die Anfänge der nationalen Differenzierungsprozesse in Krain und der Untersteiermark von der Aufklärung bis zur Revolution 1768 bis 1848. München, 2006. S. 96 (прим. 76).

10 Kutnar F., Marek J. Prehledne dejiny ceskeho a slovenskeho dejepisec-tvi. Od pocatkü narodni kulturi az do sklonku tricatych let 20. stoleti. Praha, 2009. S. 357. Процитируем оригинал: «Vedle literatury se ne-

mecke dejepisectvi s üspechem venovalo historii cirkevni a pravni. Ke starsimu mistnimu badateli o dejinach olomouckeho biskupstvi Josefu Richtrovi (1783-1871) pristoupil archivalne pouceny metropolitni kano-nik u sv. Vita v Praze Anton Frind (1823-1881)».

11 Ottüv slovnik naucny. 1904. Bd. 21. S. 743.

12 Ibid. В оригинале: «Spisy jeho, zajmena ty, ktere se zabyvaji starsi dobou dejin moravskych, nemaji dnes arci ceny».

13 Ottüv slovnik naucny. Bd. 21. S. 740-741. Ср. также: http://archive.org/ stream/ottvslovnknauni35ottogoog#page/n808/mode/2up (28.05.2013).

14 http://en.wikipedia.org/wiki/Franz_Xaver_Richter (28.05.2013).

15 Электронный каталог Австрийской национальной библиотеки генерирует для понятия «Franz Xaver Johann Richter» смесь из 62 результатов, где к искомому ученому относятся только первые два. См.: http://aleph.nkp.cz/F/K2JH4UKIIUAA3V5PIPDGP2PC9RFXQ 4KVEVX127DFQV6A7SKXJM-63974?func=file&ffie_name=find-b&local_base=SKC (28.V.2013). Ср.: http://search.obvsg.at/primo_ library/libweb/action/search.do?dscnt=0&vl%281UI0%29=contains&fr bg=&scp.scps=scope%3A%28%22ONB%22%29&tab=default_tab&ds tmp=1369839145196&srt=rank&ct=search&mode=Basic&dum=true& tb=t&indx=1&vl%28freeText0%29=Franz+Xaver+Johann+Richter&v (28.05.2013).

16 Richter F. X. Cyrillus a Methodius: rec k slawnosti pametnj dedicü zeme morawske, drzena w farnjm chrame Pane u sw. Jakuba w Brne dne 9. brezna 1816 od Franze Xavera Richtera / Scesstena od gednoho kneze z poboznych sskol [= D.F. Kynsky. - G. M.-K]. Brno, 1816; Idem. Cyrill und Method: Eine Rede zur Gedächtnissfeyer der mährischen Landespatronen: vorgetragen am 9ten März 1816 zu Brünn in der Pfarrkirche zum h. Jakob. Brünn, 1816.

17 Idem. An den achten Januar Sr. kais. kön. Hoheit und Eminenz, dem Durchlauchtigsten Erzherzoge Rudolph, der heiligen R. K. CardinalPriester, Fürst-Erzbischofe von Olmütz. Olmütz, 1825.

18 Idem. Biblische Erziehungs-Lehren für Aeltern und Erzieher. Brünn, 1828.

19 Idem. Die ältesten Original-Urkunden der Olmützer erzbischöflichen Kirche in Steindruck. Olmütz, 1831.

20 Idem. Episcoporum Olomucensium series, quam recensuit continuavit, notisque historico-chronologicis illustravit F. X. Richter. Olmütz, 1831.

21 Idem. Cyrill und Method, der Slaven Apostel und Mährens Schutzheilige. Olmütz, 1825.

22 Idem. Crha a Strachota, slovansci apostolove a pak moravci svatoochran-ci / Preklad J. Hrdina. Olomouc, 1829.

23 Ср.: Archiv für Geschichte, Statistik, Literatur und Kunst. 1825. 25.IV. № 49. S. 354; 1825. 6.VII - 8.VII. № 80-81. S. 520-522; 1826. 6.III. № 28. S. 143-148.

24 Согласно Вурцбаху, см.: Museumszeitschrift. 1827 (Februar). S. 5364. Ср.: Wurzbach C. Lexikon. Wien, 1874. Bd. 26. S. 47.

25 Richter F. X. Poetische Versuche. Von Franz Xaver Richter, Professor der Geographie und Geschichte. Brünn, 1811 // Annalen der Literatur und Kunst in dem Oesterreichischen Kaiserthume. 1811 (November). S. 218-222.

26 Речь идет о мифическом персонаже, якобы отразившем нападение монголов на Оломоуц в 1241 г.

27 Richter F. X. Antikritik. Betreffend die Recension meiner «poetischen Versuche» in den «Annalen» vom J. 1811, IV. Band. S. 281 // Intelligenzblatt zu den Annalen der Literatur. 1812 (April). S. 138-141.und Kunst in dem Oesterreichischen Kaiserthume. 1812 (April). S. 138-141.

28 Ср.: Milde V. E. Lehrbuch der allgemeinen Erziehungskunde zum Gebrauche der öffentlichen Vorlesungen. Wien, 1811. Bd. I.

29 Chronik der Bildungs-Anstalten in den deutschen, böhmischen und galizischen Provinzen des österreichischen Kaiserstaates // Vaterländische Blätter. 1813. 29.IX. № 78. S. 465.

30 Ср.: Wurzbach C. Lexikon. Wien, 1868. Bd. 18. S. 301-308; ÖBL. Wien, 1975. Bd. 6. S. 293; http://de.wikipedia.org/wiki/Vincenz_Eduard_Milde (18.VI 2013).

31 Wurzbach C. Lexikon. Wien, 1868. Bd. 18. S. 303-305.

32 Георг Штадельман (1780-1807) родился в Брегенце (Австрия, провинция Форарльберг), сначала был практикантом в библиотеке Грацского лицея, в 1804 г., в возрасте 24 лет, взял в аренду книжный магазин и типографию Клейнмайра и возглавил редакцию «Laibacher Zeitung», печатавшейся в этом издательстве. Умер в возрасте 27 лет. См.: Wurzbach C. Lexikon. Wien, 1878. Bd. 36. S. 321-322.

33 Zeitschriften in Steyermark, Kärnthen und Krain // Intelligenzblatt der österreichischen Literatur zu den Erneuerten Vaterländischen Blättern. 1818. 12.XII. № 99.

34 Allgemeine Theaterzeitung. 1842. 18.VIII. № 197. S. 879.

35 Albert M. Dr. Franz J. Richters neueste Druckschriften // Allgemeine Theaterzeitung. 1847. 13.XI. № 272; 1847. 15.XI. № 273. S. 1092. (Feuilleton. Aus der literarischen Welt.)

36 Archiv für Geographie, Historie, Staats- und Kriegskunde (далее - Archiv für Geographie) 1815. 11.VIII - 14.VIII. № 96-97. S. 391-395; 1815. 21.VIII. № 100-101. S. 413-414.

37 Рихтер ссылается работу Михеля Каспара Лундорпа (Николауса Беллуса, 1580-1620): Östreichischer Lorberkrantz oder Kayserl. Vic-tori: Continuatio und anderer Theil - mit einer warhaften Beschreibung dess Hochlöblichen Hauss Oesterreich und dess Hauss Bayern Stammens, samt deren verubten unsterblichen Thaten- bis auf das 1628 Jahr continuiert. Frankfurt-am-Mein, 1628.

38 Richter X. Mähren unter Ferdinand dem II // Archiv für Geographie. 1816. 24.I. № 11-12. S. 41-45.

39 Archiv für Geographie. 1816. 6.X - 9.X. № 120-121. S. 495-497.

40 Richter F. X. Swatopluk oder das großmährische Reich, und dessen slavische Kirche // Archiv für Geographie. 1815. 25.VIII - 28.VIII. № 102-103. S. 415-420.

41 Ibid. 1816. 10.IV - 12.IV. № 44-45. S. 177-182.

42 Ibid. 1816. 15.IV - 17.IV. № 46-47. S. 185-190; 1816. 9.IV - 22.IV. № 48-49. S. 194-200.

43 Ibid. 1817. 30.VI. № 78. S. 314-319.

44 Ibid. 1818. 13.V. № 57. S. 222-223.

45 Ibid. 1818. 15.VI - 17.VI. № 71-72. S. 277-281. Согласно Вурцбаху, эта речь под заголовком «Austria Erit In Orbe Ultima» («Австрия будет самой совершенной на свете») вышла в свет отдельной брошюрой в 1818 в Лайбахе. Это было не первое обращение Рихтера к жанру панегирика. Ср.: Wurzbach C. Lexikon. Wien, 1874. Bd. 26. S. 46.

46 Richter F. X. Archäologische Blütenlese // Archiv für Geographie. 1818. 31.VII. № 91. S. 357-358; 1818. 19.VIII - 21.VIII. № 99-100. S. 395-396; 1818. 25.IX. № 115. S. 453; 1818. 4.XI - 6.XI. № 132-133. S. 527-528; 1818. 11.XII. № 148. S. 588.

47 Ibid. 1819. 29.I - 1.II. № 13-14. S. 49-50.

48 In: Erneuerte Vaterländische Blätter. 1820. 7.VI. № 46. S. 181-182.

49 In: Archiv für Geographie. 1820. 30.VIII. № 78. S. 427-429.

50 In: Archiv für Geographie. 1820. 4.X. № 120. S. 487-489.

51 In: Archiv für Geographie 1821. 2.IV. № 40. S. 157-159; 1821. 4.IV-6.IV. № 41 42. S. 161-163; 1821. 16.IV. № 46. S. 181-183; 1821. 30.IV. № 52. S. 205-207; 1821. 9.V - 11.V. № 5-57. S. 221-226.

52 Библиографическое описание см.: Marinelli-König G. Die Südslaven in den Wiener Zeitschriften und Almanachen des Vormärz (1805-1848). Versuch einer kritischen Bestandsaufnahme der Beiträge über Bosnien, Bulgarien, Dalmatien, die Herzegowina, Istrien, Krain (Kärnten, Steiermark), Kroatien, das Küstenland, die Militärgrenze, Montenegro, Serbien und Slawonien (далее - Südslaven). Wien, 1994. S. 232.

53 Ibid. S. 235.

54 Archiv für Geschichte. 1825. 5.I. № 2. S. 9-12; 1825. 7. I. № 3. S. 13-15; 1825. 12.I. № 5. S. 25-27; 1825. 19.I. № 8. S. 41-44; 1825. 28.I. № 12. S. 62-63; 1825. 9.II. № 17. S. 89-92; 1825. 9.III. № 29. S. 155-158; 1825. 11.III. № 30. S. 159-161; 1825. 25.III. № 36. S. 189-190; 1825. 30.III. № 38. S. 199-201.

55 Ibid. 1828. 13.X. № 123. S. 649-650.

56 Richter F. J. Ueber öffentliche Erziehungs- und Unterrichtsanstalten in Europa, mit besonderer Rücksicht auf das Schul- und Studienwesen des österreichischen Kaiserstaates // Oesterreichische Blätter für Literatur und Kunst. 1845. 25.X. № 128. S. 993-998; 1845. 28.X. № 129. S. 10041008; 1845. 30.X. № 130. S. 1012-1016; 1845. 27.XI. № 142. S. 11051109; 1845. 27.XI. № 142. S. 1115-1117.

57 Jahrbücher der Literatur 1847 (I-III). № 117. S. 241-262.

58 Kunik E.-E. Die Berufung der schwedischen Rodsen durch die Finnen und Slawen. 2 Bde. St.-Petersburg, 1844-1845.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

59 Клун Винциенц (1823, Лайбах/Любляна - 1875, Карлсбад / Карловы Вары) - историк и географ, редактор «Laibacher Zeitung» (18491856), с 1850 г. секретарь Словенского театрального союза и Краин-ского исторического общества, впоследствии - депутат ландтага и рейхсрата в Вене. Ср.: ÖBL 1815-1950. 1965. Bd. 3. S. 425.

60 Ср.: Wurzbach C. Lexikon. Wien, 1874. Bd. 26. S. 48.

61 ÖBL. 1985. Bd. 9. S. 125.

62 Некоторые идеи можно почерпнуть из материалов, собранных автором в рамках проекта «Славянские культуры в эпоху предмар-товского периода в Вене» («Wiener Vormärz-Slavica»). Внимание на Рихтера было автором обращено как раз в ходе работы над проектом. Ср.: Marinelli-König G. Die Südslaven; Eadem. Die böhmischen Länder in den Wiener Zeitschriften und Almanachen des Vormärz (1805-1848). Tschechische nationale Wiedergeburt - Kultur- und Landeskunde von Böhmen, Mähren und Schlesien - Kulturelle Beziehungen zu Wien. Wien, 2011. Teil I [Literatur und Schrifttum]. Онлайн-версию см.: http://hw.oeaw.ac.at/6551-4; Именной указатель к ч. 1. см.: http:// hw.oeaw.ac.at/6551-4register; Eadem. Die böhmischen Länder in den Wiener Zeitschriften und Almanachen des Vormärz (1805-1848). Tschechische nationale Wiedergeburt - Kultur- und Landeskunde von Böhmen, Mähren und Schlesien - Kulturelle Beziehungen zu Wien. [Wien, 2013]. Teil II. Онлайн-версию см.: http://hw.oeaw.ac.at/6839-3; Именной указатель к Ч. 1. см.: http://hw.oeaw.ac.at/6839-3register .

63 Dobrovsky J. Cyrill und Method, der Slawen Apostel, ein historischkritischer Versuch. Prag, 1823.

Marinelli-Konig G. Franz X. Richter (1783-1856): A Reconstruction of the Literary Heritage

The article deals with the life and work of the now unjustly forgotten historian and pedagogue Franz Xavier Johann Richter, reconstructs his contribution to the development of cultures of the Slavic people of the Habsburg Monarchy, and surveys his diverse activities in Viennese periodicals.

Keywords: Franz Xavier Richter, Slavic studies, periodicals.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.