Научная статья на тему 'Франко-германское военно-политическое сотрудничество: "окно возможностей" или движение по инерции?'

Франко-германское военно-политическое сотрудничество: "окно возможностей" или движение по инерции? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
561
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНКО-ГЕРМАНСКИЙ ТАНДЕМ / ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СТРУКТУРЫ / МЕХАНИЗМЫ / СОВМЕСТНЫЕ ПРОЕКТЫ / ЭКСПОРТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / FRENCH-GERMAN TANDEM / MILITARY-POLITICAL COOPERATION / STRUCTURES / MECHANISMS / JOINT PROJECTS / EXPORT RESTRICTIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сидоров Александр Сергеевич

Статья посвящена проблемам франко-германского военно-политического сотрудничества на современном этапе. Анализируются условия создания структур и механизмов военного франко-германского взаимодействия; показана эволюция и пределы их развития. Сравниваются подходы, ожидания французских и германских партнеров в отношении предназначения и конечных целей сотрудничества, оценивается его удельный вес в общем спектре франко-германских отношений. Анализируются состояние и перспективы совместных военных структур, возможности их адаптации в условиях роста геополитической турбулентности и кризисных проявлений. Отмечается, что такие структуры в условиях постоянной адаптации постепенно теряют свой изначально новаторский характер на фоне аналогичных и в ряде случаев более интегрированных образований. Подчеркивается, что имманентное межгосударственное начало указанных совместных структур и механизмов продолжает доминировать. Показано, что это доминирование невозможно преодолеть путем горизонтального расширения форм сотрудничества, распространения его на новые области. Отмечается, что достичь нового качества сотрудничества в рамках текущей парадигмы не представляется возможным. Выделяется значение конкретных военно-технических проектов для оценки качества и зрелости сотрудничества. Подчеркивается системообразующая роль технически сложных проектов в деле консолидации зачастую разнонаправленных интересов участников. Выделяется сравнительно более активная роль французского руководства в тандеме, инициативный характер его воздействия на германских партнеров. Анализируются причины, мешающие интенсификации сотрудничества в военно-технической области. Показана необходимость адекватного учета различий в военно-стратегических культурах для формирования взаимоприемлемых подходов в конкретных областях военного взаимодействия. Сделан вывод, что, несмотря на существующее «окно возможностей», сохраняются риски стагнации (необращения вспять!) франко-германского сотрудничества, что требует прикладывания равнозначных усилий с двух сторон для поддержания его динамики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

French-German military cooperation: "Window of opportunities" or movement by inertia?

The article deals with the problems of the French-German military-political cooperation. The structures and mechanisms of military French-German interaction are analyzed; the evolution and limits of their development are shown. Approaches, expectations of France and Germany as partners are compared regarding the purpose and final goals of cooperation, their share in the total spectrum of French-German relations is assessed. The state and prospects of joint military structures, the possibilities of their adaptation in the context of growing geopolitical turbulence and crisis are analyzed. It is noted that such structures, under conditions of adaptation, gradually lose their initially innovative nature against the background of similar and in some cases more integrated formations. It is emphasized that the immanent interstate base of these joint structures and mechanisms dominates. It is shown that this dominance cannot be overcome by horizontal expansion of the forms of cooperation, its extension to new areas. It is noted that it is impossible to achieve a new quality of cooperation in the framework of the current paradigm. The significance of specific military-technical projects for assessing the quality and maturity of cooperation is highlighted. The strategic role of technically complex projects in consolidating the multidirectional interests of participants is emphasized. The relatively more active role of France in tandem, the proactive nature of its impact on German partners, is highlighted. The reasons hindering the intensification of cooperation in the military-technical field are analyzed. The necessity of adequate consideration of differences in military-strategic cultures for the formation of mutually acceptable approaches in specific areas of military cooperation is shown. It is concluded that, despite the existing «window of opportunity», the risks of stagnation (non-reversal!) of French-German cooperation remain and require an equal effort from both partners to maintain cooperation dynamics.

Текст научной работы на тему «Франко-германское военно-политическое сотрудничество: "окно возможностей" или движение по инерции?»

Б01: 10.31249/аре/2019.04.10

А.С. Сидоров1, © 2019

Франко-германское военно-политическое сотрудничество: «Окно возможностей» или движение по инерции?

Аннотация. Статья посвящена про-проблемам франко-германского военно-политического сотрудничества на современном этапе. Анализируются условия создания структур и механизмов военного франко-германского взаимодействия; показана эволюция и пределы их развития. Сравниваются подходы, ожидания французских и германских партнеров в отношении предназначения и конечных целей сотрудничества, оценивается его удельный вес в общем спектре франко-германских отношений.

Анализируются состояние и перспективы совместных военных структур, возможности их адаптации в условиях роста геополитической турбулентности и кризисных проявлений. Отмечается, что такие структуры в условиях постоянной адаптации постепенно теряют свой изначально новаторский характер на фоне аналогичных и в ряде случаев более интегрированных образований. Подчеркивается, что имманентное межгосударственное начало указанных совместных структур и механизмов продолжает доминировать. Показано, что это доминирование невозможно преодолеть путем горизонтального расширения форм сотрудничества, распространения его на новые области. Отмечается, что достичь

1 Сидоров Александр Сергеевич - научный сотрудник Отдела Европы и Америки ИНИОНРАН ([email protected]).

172

нового качества сотрудничества в рамках текущей парадигмы не представляется возможным. Выделяется значение конкретных военно-технических проектов для оценки качества и зрелости сотрудничества. Подчеркивается системообразующая роль технически сложных проектов в деле консолидации зачастую разнонаправленных интересов участников. Выделяется сравнительно более активная роль французского руководства в тандеме, инициативный характер его воздействия на германских партнеров. Анализируются причины, мешающие интенсификации сотрудничества в военно-технической области. Показана необходимость адекватного учета различий в военно-стратегических культурах для формирования взаимоприемлемых подходов в конкретных областях военного взаимодействия. Сделан вывод, что, несмотря на существующее «окно возможностей», сохраняются риски стагнации (необращения вспять!) франко-германского сотрудничества, что требует прикладывания равнозначных усилий с двух сторон для поддержания его динамики.

Ключевые слова: франко-германский тандем, военно-политическое сотрудничество, структуры, механизмы, совместные проекты, экспортные ограничения.

Константой внешней и оборонной политики Франции с давних пор является двустороннее сотрудничество с ФРГ. Какими бы эпитетами его ни награждали - ось Париж - Бонн, франко-немецкая пара, франко-германский тандем, - все они подразумевали не только особые отношения между двумя государствами, но и способность формировать вектор развития Европейского сообщества в составе сначала 6, затем 9, 12 стран.

Рассчитывать на то, что дело будет обстоять таким же образом в ЕС-15, а затем 25 и более государств-членов, как писал в уже далеком 2002 г. исследователь В. Пройсль, было бы иллюзорным (цит. по: ([Рго1881, 2008, р. 51)]. Спустя 15 лет, на фоне происходящих геостратегических трансформаций в Европе и мире, современные оценки состояния этого сотрудничества, приведенные в докладе ИМЭМО РАН, показывают, что он не сильно ошибся в своих предсказаниях: «Традиционное представление о франко-германском моторе, двигающем европейскую интеграцию, продолжает вдохновлять часть интеллектуальных элит, но подтвер-

ждается практикой лишь в отдельных случаях» [Реструктуризация.., 2017, с. 12].

Таким случаем, с нашей точки зрения, интересным и противоречивым, представляется военно-политический компонент франко-германского сотрудничества на современном его этапе, особенно с учетом важности тематики обороны и безопасности для развития ЕС в целом и как показателя зрелости франко-германских отношений в частности. Мы исходим также из того, что военно-политические аспекты в общем спектре франко-германского сотрудничества имеют для Пятой республики до сих пор приоритетное значение еще и потому, что в изменившихся условиях она ощущает себя более конкурентоспособной в тандеме именно в этой сфере. В ней между Германией и Францией наблюдается меньше разногласий, чем в финансово-экономической сфере [Kunz, 2017].

Примечательно, что такой подход, или его рецидивы, продолжает неофициально доминировать во Франции, несмотря на серьезный прогресс Германии в деле обретения ею «реального» суверенитета, последовательного укрепления своего влияния и позиций в мире. Последнее было продемонстрировано в 1990-е годы в ходе боснийского (1995), косовского (1999) кризисов, в том числе техническая возможность и воля использовать военно-воздушные силы, не исключая участия в открытых боестолкновениях.

Елисейский договор (1963) заложил основы военно-политического сотрудничества двух стран, период расцвета которого пришелся на начало и середину 1990-х годов - период правления Ф. Миттерана - Г. Коля. Была поставлена и на тот момент выполнена задача сделать сотрудничество рутинным в хорошем смысле слова. Оно обрело реальные формы в виде создания дву- и многосторонних (с франко-западногерманским участием) совместных военно-политических структур: франко-германского совета по обороне и безопасности (1988), франко-германской бригады (1989), наконец, Еврокорпуса (1992).

Перечисленные структуры и механизмы пережили своих великих создателей и прочно вошли в арсенал военно-политического сотрудничества не только Франции и Германии, но и ЕС в

целом. Элементы этого сотрудничества, их взаимодействие с внешним миром, модельный характер такого взаимодействия традиционно были объектом внимания российских и зарубежных исследователей. Тематику, которая затрагивала военно-технические, доктринальные аспекты франко-германского сотрудничества и эволюции бундесвера, исследовали, в частности, В.Г. Барановский, И.Я. Кобринская [Реструктуризация.., 2017], Ф.А. Басов [Басов, 2017], В.В. Журкин [Журкин, 2012], А.М. Кокеев [Кокеев, 2009], А. А. Синдеев [Синдеев, 2015], Ф.О. Трунов [Трунов, 2018].

Из зарубежных выделим работы К. Майор и К. Мёллинга, исследователей из Немецкого института международных отношений и безопасности (нем. Stiftung Wissenschaft und Politik, SWP) [Major, Mölling, 2015], рассматривающих вопросы восстановления военной кредитоспособности Германии в контексте реализации ее концепции «рамочной нации»; работу А. Дюмулена из брюссельского Центра изучения проблем безопасности и обороны Королевского высшего института обороны (франц. Centre d'études de sécurité et défense de l'Institut royal supérieur de défense, IRSD), содержащую анализ текущего состояния и перспектив Еврокорпуса как интерфейса прагматического взаимодействия НАТО-ОПБО ЕС [Dumoulin, 2018]. Ряд вопросов, касающиеся текущего состояния бундесвера и сохраняющейся специфики его участия в боевых операциях, позволила снять статья полковника Ф. Сеньора, офицера связи французской армии в Управлении подготовки и развития сухопутных сил Германии [Seigneur, 2017].

Задача статьи, - используя сравнительно-содержательный подход, метод ивент-анализа оценить, соответствуют ли глубина и размах этого сотрудничества нынешним турбулентным международным условиям, показать, какие элементы этого сотрудничества выдержали испытание временем, а какие, несмотря на прилагаемые с обеих сторон усилия, постепенно утрачивают свое новаторское значение; наконец, выделить и оценить препятствия на этом пути.

Так, решения Совета по обороне и безопасности - структуры скорее символической, несмотря на его высший протокольный уровень, - до сих не носят обязывающего характера и свидетельст-

вуют больше о политической воле укреплять сотрудничество в этой чувствительной области, найти точки соприкосновения военных концепций партнеров и способствовать таким образом военно-политическому сотрудничеству.

Не менее символичным остается значение франко-германской бригады (к тому же не единственного многонационального подразделения в своем роде). За время, прошедшее с момента ее создания, она вопреки ожиданиям не превратилась в монолитное ядро ни в организационном плане, ни в военном. Интересная деталь: по мере включения бригады (с середины 1990 г.) в оперативные структуры НАТО и ЕС ее рабочим языком окончательно стал английский, культурное и объединяющее значение франко-германского «цоколя» бригады существенно уменьшилось. Несмотря на единую подготовку и приобретенный в ходе многочисленных учений опыт, техническую готовность к миссиям вмешательства, бригада до сих пор не может использоваться как однородная часть. Так было в 2004 г. в Афганистане, где французские и германские контингенты по отдельности вошли в состав сформированной многонациональной бригады [Gareis, Leonhard, 2010, p. 492]. Так происходит и в Мали, где с октября 2018 г. французские подразделения с наступательным мандатом принимают участие в боевых действиях в рамках операции «Бархан», а немецкие - задействованы в MINUSMA1 и европейской тренинговой миссии, где относительно спокойно [Cabirol, 2019 а].

Что касается Еврокорпуса (с 2002 г. - Европейского корпуса быстрого реагирования в составе примерно 1 тыс. человек), необходимо учитывать, что, несмотря на грозное название, он де-факто представляет собой постоянную командно-штабную структуру преимущественно из представителей пяти стран-участниц (в период 1993-1995 гг. в его состав вошли Бельгия, Испания, Люксембург) с немногочисленными подразделениями обеспечения, способную в случае кризиса обеспечить командование и управление войсками численностью до 60 тыс. Человек. Придаваемые корпусу

1 Многопрофильная комплексная миссия ООН по стабилизации в Мали (UN Multidimensional Integrated Stabilization Mission in Mali, MINUSMA). 176

боевые части находятся под национальным военным управлением стран-участниц. Иными словами, характер и особенности управления Еврокорпусом не позволяют рассматривать его как воинское соединение на постоянной основе под единым командованием, способное к немедленному развертыванию [Dumoulin, 2018, p. 25]. Еврокорпус, как и франко-германская бригада, весьма значим в качестве военно-политического символа и особенно выигрышно смотрится во время парадов, почетных караулов, официальных визитов [Deschaux-Beaume, 2009, p. 51]. Вынося за скобки иронию автора, отметим, что символы такого масштаба, командно-штабные структуры, очень важны для дееспособности европейской политики безопасности и обороны, отмечал отставной генерал Ж. Кот, заочно полемизируя с другим отставным генералом Ф. Де Вилье [Cot, 2019], но при условии, что проводить эту политику будет сильная политическая инстанция, решения которой будут иметь обязывающий характер. В нынешней ситуации такой вариант, даже в ограниченном составе пяти-шести стран, не просматривается.

О текущем состоянии дел во франко-германском сотрудничестве, об «удельной плотности» такого сотрудничества по сравнению с другими странами дают представление ход и темпы реализации конкретных совместных проектов в военной области. Они являются важным и осязаемым свидетельством зрелости и серьезности намерений партнеров, особенно когда речь идет о крупных, технически сложных и долгосрочных программах, как, например, создание боевого (противотанкового в германском варианте) вертолета «Тигр». Это был опыт создания с нуля не просто боевого вертолета (а немилитаризированной гражданской версии), но создания системы в составе носителя, прицельно-навигационной системы, ракеты. Ценность этого проекта состояла и в том, что в ходе работ «удалось последовательно преодолеть глубокие различия в культуре и практике между военными и инженерами по обе стороны Рейна» [L'histoire.., 2016, p. 176]. Проект смог пережить крушение Берлинской стены, объединение Германии, исчезновение ОВД (с танками которого призваны были бороться создаваемые противотанковые вертолеты (!)) и сокращение финансирования

проекта со стороны Франции в 1995-1997 гг. С технической стороны его можно рассматривать как успешный, хотя производился вертолет малой серией по сравнению, скажем, с вертолетом «Апач» (США).

Опыт «Тигра» можно экстраполировать на новые «прорывные» франко-германские проекты - создание основной наземной боевой системы и авиационной боевой системы будущего, как было заявлено 17 июля 2017 г. на заседании франко-германского совета министров и подтверждено в совместной двусторонней Мезе-бергской декларации [Les principales.., 2017; Déclaration.., 2018]. Декларация привлекает внимание еще и тем, что в первом же разделе («Внешняя политика, безопасность и оборона») ставится задача «увеличить скорость и эффективность принятия решений ЕС» в рамках Общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ); высказывается пожелание расширить практику голосования большинством голосов в этой области; подчеркивается необходимость «развивать совместную стратегическую культуру на основе "Европейской инициативы вмешательства", связанной возможно более тесно с постоянным структурированным сотрудничеством» [Déclaration.., 2018]. Последнее утверждение примечательно тем, что представляет собой точку компромисса между позициями Франции и Германии относительно подхода к европейской обороне, где Франция во имя создания эффективного военного инструмента выступает скорее за его обособление, а ФРГ -за более инклюзивный подход.

На фоне процессов, связанных с Брекзитом, непредсказуемыми действиями Д. Трампа, ростом геополитической турбулентности, Э. Макрон, разглядевший «окно возможностей» для Франции и Европы в целом, энергично вовлекает Германию в процесс активизации франко-германского тандема, видя в нем инструмент, способный парировать или ослабить негативное воздействие вышеперечисленных факторов [Deschaux-Dutard, 2018]. Такой выбор, скорее всего, не будет простым для партнеров. На эти размышления наводят некоторые пассажи Аахенского соглашения, торжественно подписанного 22 января 2019 г.

Среди традиционных заявлений о стремлении действовать совместно во всех случаях, где это возможно, правда «в соответствии с национальными прерогативами» (гл. 2, ст. 4), о максимально тесном сотрудничестве в оборонной промышленности, о создании совместных подразделений для операций по стабилизации в третьих странах, скромно упоминается выработка в будущем общего подхода в области экспорта вооружений, произведенных совместно (ст. 4) [Traité.., 2019]. То есть констатируется отсутствие такого подхода в настоящее время и неопределенность в отношении будущих программ.

Основания для беспокойства у французской стороны имеются. Так, в 2014 г. Германия, чья политика по экспорту вооружений приобретает (по сравнению с Францией) все более ограничительный характер, временно блокировала поставки ПТРК «Milan ER» в одну из стран Персидского залива. В настоящее время Германия блокирует поставки в Саудовскую Аравию ракет «Meteor» -путем отзыва экспортных лицензий на немецкие компоненты, интегрированные в это изделие [Cabirol, 2019 b]. Добавим, что ракета «Meteor», которая недавно была интегрирована для применения с истребителя «Rafale» и успешно прошла испытания, значительно увеличивает экспортный потенциал французского самолета. Из-за позиции Германии увеличиваются экспортные риски для Франции.

Схожая ситуация наблюдается с поставками легкой бронетехники производства компании «Arquus» (бывшая «Renault Trucks Défense») [Lagneau, 2019]. «Arquus» столкнулась с ограничениями экспорта немецких гражданских компонентов, предназначенных для установки на военную технику. Неудивительно, что на этом фоне все громче звучат призывы ускорить «гармонизацию условий экспорта», чтобы избежать возможных недоразумений между двумя странами до начала поставок [Cabirol, 2019 b]. Это особенно актуально в свете новых амбициозных франко-германских проектов, интерес к участию в которых проявляют другие европейские партнеры.

Военно-политическое сотрудничество Франции и Германии развивалось в целом устойчиво, хотя и неравномерно в разных областях. Структуры и механизмы, созданные в середине - конце 1990-х годов, сохраняют свое значение, но их потенциал нуждается в адаптации, в поисках новых подходов. В современных условиях наряду с объективными, активизировались субъективные факторы интенсификации франко-германского сотрудничества в военно-технической области. Характерная черта франко-германского сотрудничества состоит в том, что для успешной реализации совместных проектов требуется их постоянная поддержка, курирование на самом высоком политическом уровне.

Схожая структура экспорта, наличие компетенций в широком спектре военных технологий обусловливает жесткую конкуренцию в ряде ключевых областей - по военно-морской тематике, отдельным направлениям военного космоса, бронетанковой технике.

В действиях на ТВД, несмотря на сохраняющиеся различия в военно-стратегических культурах, происходит сближение подходов. При адекватном понимании возможностей и процедур задействования Германией ее вооруженных сил это может в рамках концепции «разгрузки» оказать реальную поддержку французским силам в третьих странах.

Литература

Басов Ф.А. Германия в Европейском союзе: От экономического локомотива к политическому лидерству // Контуры глобальных трансформаций. - М., 2017. - № 1. - С. 33-52.

Журкин В. В. Европейская армия: Поражения и победы. Общая политика безопасности и обороны Европейского союза. - М.: Международные отношения, 2012. - 192 с.

Кокеев А.М. О соотношении атлантизма и европеизма во внешней политике ФРГ // Мировая экономика и международные отношения / РАН. ИМЭМО. - М., 2009. - № 7. - С. 21-27.

Реструктуризация политического ландшафта европейских государств / РАН. ИМЭМО; под ред. В.Г. Барановского, И.Я. Кобринской. -М., 2017. - 69 с. - Режим доступа: https://www.imemo.ru/files/File/ru/ риЫ/2017/2017_028.ра£ (Дата обращения - 12.03.2019).

Синдеев А. А. Реформа бундесвера: Три этапа // Мировая экономика и международные отношения / РАН. ИМЭМО. - М., 2015. - № 3. -С. 86-94.

Трунов Ф.О. Политика ФРГ в сфере урегулирования вооруженных конфликтов. - М.: Кучково поле, 2018. - 432 с.

Cabirol M. Exportations d'armes: «La France doit prendre en compte l'Allemagne» (Thomas Gassilloud, LREM) // La Tribune. - P., 2019 a. - 04.02. -Mode of access: https://www.latribune.fr/entreprises-finance/industrie/aero nautique-defense/exportation-d-armes-la-france-doit-prendre-en-compte-l-alle magne-thomas-gassilloud-lrem-806111.html (Date of access - 12.03.2019).

Cabirol M. L'Allemagne bloque l'exportation du missile Meteor de MBDA vers l'Arabie Saoudite // La Tribune. - P., 2019 b. - 05.02. - Mode of access: https://www.latribune.fr/entreprises-finance/industrie/aeronautique-defense/l-allemagne-bloque-l-exportation-du-missile-meteor-de-mbda-vers-l-arabie-saoudite-806211.html (Date of access - 12.03.2019).

Cot J. Europe: La défense de l'Europe / Association de soutien à l'armée française (ASAF). - P., 2019. - 04.02. - Mode of access: https://www.asafrance. fr/item/europe-la-defense-de-l-europe-libre-opinion-du-general-jean-cot.html (Date of access - 12.03.2019).

Déclaration de Meseberg: Renouveler les promesses de l'Europe en matière de sécurité et de prospérité // Elysée. - P., 2018. - 19.06. - Mode of access: https: / / www.elysee.fr/emmanuel-macron/2018/06/19/declaration-de-meseberg-renouveler-les-promesses-de-l-europe-en-matiere-de-securite-et-de-prosperite (Date of access - 12.03.2019).

Deschaux-Beaume D. De l'Eurocorps à une armée européenne? Pour une sociologie historique de la politique européenne de sécurité et de défense (1991-2007) / Sciences de l'homme et societe. Univ. Pierre Mendès-France. -Grenoble, 2009. - 1995 p. - Mode of access: https://tel.archives-ouvertes.fr/tel-00349871/document (Date of access - 12.03.2019).

Deschaux-Dutard D. La France et l'Allemagne face à la relance de la PSDC après le Brexit: Le retour du moteur franco-allemand? / Blog droit européen. E-conference: L'actualite de la politique europeenne de securite et defense. - Grenoble, 2018. - 12 p. - Mode of access: https://blogdroiteu ropeen.files.wordpress.com/2018/01/article-d-deschaux.pdf (Date of access -12.03.2019).

Dumoulin A. Eurocorps: Socle d'une défense européenne intégrée? / Institut royal supérieur de défense. - Bruxelles, 2018. - 37 p. - Mode of access: http://www.irsd.be/website/images/images/Publications/Etudes/Studie136. pdf (Date of access - 12.03.2019).

Gareis S.B., Leonhard N. La coopération militaire franco-allemande: fer de lance des forces armées européennes? // Annuaire français de relations internationales / Centre Thucydide. Univ. Panthéon-Assas. - P., 2010. - Vol. 11. -P. 481-498. - Mode of access: http://www.afri-ct.org/wp-content/uploads/ 2015/02/487_GAREIS-AFRI_2010.pdf (Date of access - 12.03.2019).

Kunz B. Défense: Les pièges de la relation franco-allemande // IFRI. -P., 2017. - 12.07. - Mode of access: https://www.ifri.org/fr/espace-media/lifri-medias/defense-pieges-de-relation-franco-allemande (Date of access - 12.03.2019).

Lagneau L. Blindés: Arquus a vu son chiffre d'affaires progresser de 25% en 2018 // 0pex360. - P., 2019. - 07.02. - Mode of access: http://www. opex360.com/2019/02/07/blindes-arquus-a-vu-son-chiffre-daffaires-progresse r-de-25-en-2018 (Date of access - 12.03.2019).

L'histoire des hélicoptères en France depuis 1945 / Associations des auditeurs et cadres des hautes etudes de l'armement. - P.: La documentation française, 2016. - 452 p.

Les principales propositions du Conseil des Ministres franco-allemand // France Diplomatie. - P., 2017. - 17.07. - Mode of access: https://www. diplomatie.gouv.fr/fr/dossiers-pays/allemagne/evenements/article/les-prin cipales-propositions-du-conseil-des-ministres-franco-allemand-17-07-17 (Date of access - 12.03.2019).

Major C., Mölling Chr. Le concept allemand de nation-cadre pour une coopération de défense en Europe // Repères. - P., 2015. - N 779. - P. 90-95. -Mode of access: https://www.swp-berlin.org/fileadmin/contents/products/ fachpublikationen/Major_Moelling_Le_concept_allemand_de_nation-cadre_po ur_une_cooperation_de_defense_en_Europe.pdf (Date of access - 12.03.2019).

Proissl W. Fin de la relation spéciale // Le sommet de Schwerin / Verlag Dokumente GmbH; F. Schoser (Dir.). - Lohmar, 2008. - 02.12. - P. 50-51. -Mode of access: https://www.dokumente-documents.info/uploads/tx_ews dokumente/D0C_2002_3.pdf (Date of access - 12.03.2019).

Seigneur Ph. Bienvenue chez les «Chleuhs»! // Pensees mili-terre / Centre de doctrine et d'enseignement du commandement. - P., 2017. - Mode of access: https://www.penseemiliterre.fr/plugins/cdec/pdf/to_pdf.php?entry= 82 (Date of access - 12.03.2019).

Traité de coopération franco-allemand d'Aix-la-Chapelle // France Diplomatie. - P., 2019. - 22.01. - Mode of access: https://www.diplomatie.gouv.fr/ fr/dossiers-pays/allemagne/relations-bilaterales/traite-de-cooperation-franco-allemand-d-aix-la-chapelle (Date of access - 12.03.2019).

DOI: 10.31249/ape/2019.04.10

A.S. Sidorov1, © 2019 French-german military cooperation: «Window of opportunities» or movement by inertia?

Abstract. The article deals with the problems of the French-German military-political cooperation. The structures and mechanisms of military French-German interaction are analyzed; the evolution and limits of their development are shown. Approaches, expectations of France and Germany as partners are compared regarding the purpose and final goals of cooperation, their share in the total spectrum of French-German relations is assessed. The state and prospects of joint military structures, the possibilities of their adaptation in the context of growing geopolitical turbulence and crisis are analyzed. It is noted that such structures, under conditions of adaptation, gradually lose their initially innovative nature against the background of similar and in some cases more integrated formations. It is emphasized that the immanent interstate base of these joint structures and mechanisms dominates. It is shown that this dominance cannot be overcome by horizontal expansion of the forms of cooperation, its extension to new areas. It is noted that it is impossible to achieve a new quality of cooperation in the framework of the current paradigm. The significance of specific military-technical projects for assessing the quality and maturity of cooperation is highlighted. The strategic role of technically complex projects in consolidating the multidirectional interests of participants is emphasized. The relatively more active role of France in tandem, the proactive nature of its impact on German partners, is highlighted. The reasons hindering the intensification of cooperation in the military-technical field are analyzed. The necessity of adequate consideration of differences in military-strategic cultures for the formation of mutually acceptable approaches in specific areas of military cooperation is shown. It is concluded that, despite the existing «window of opportunity», the risks of stagnation (non-reversal!) of French-German cooperation remain and require an equal effort from both partners to maintain cooperation dynamics.

1 Sidorov Alexandre Sergueevitch - researcher, Department of Europe and America, INION RAS ([email protected]).

Keywords: French-German tandem, military-political cooperation, structures, mechanisms, joint projects, export restrictions.

References

Basov F. (2017). Germany in the European Union: From economic locomotive to political leadership [Germaniya v Evropeiskom soyuze: Ot eko-nomicheskogo lokomotiva k politicheskomu liderstvu] // Kontury global'nykh trans-formatsii. - Moscow. - N 1. - P. 33-52.

Cabirol M. (2019 a). Exportations d'armes: «La France doit prendre en compte l'Allemagne» (Thomas Gassilloud, LREM) // La Tribune. - Paris. -04.02. - Mode of access: https://www.latribune.fr/entreprises-finance/ industrie/aeronautique-defense/exportation-d-armes-la-france-doit-prendre-en-compte-l-allemagne-thomas-gassilloud-lrem-806111.html (Date of access -12.03.2019).

Cabirol M. (2019 b). L'Allemagne bloque l'exportation du missile Meteor de MBDA vers l'Arabie Saoudite // La Tribune. - Paris. - 05.02. - Mode of access: https: / / www.latribune.fr/entreprises-finance/industrie/aeronautique-defense/l-allemagne-bloque-l-exportation-du-missile-meteor-de-mbda-vers-l-arabie-saoudite-806211.html (Date of access - 12.03.2019).

Cot J. (2019). Europe: La défense de l'Europe / Association de soutien à l'armée française (ASAF). - Paris. - 04.02. - Mode of access: https://www. asa france.fr/item/ europe-la-defense-de-l-europe-libre-opinion-du-general-jean-cot. htm! (Date of access - 12.03.2019).

Déclaration de Meseberg: Renouveler les promesses de l'Europe en matière de sécurité et de prospérité. (2018) / / Elysée. - Paris. - 19.06. - Mode of access: https: / / www.elysee.fr/emmanuel-macron/2018/06/19/declaration-de-meseberg-renouveler-les-promesses-de-l-europe-en-matiere-de-securite-et-de-prosperite (Date of access - 12.03.2019).

Deschaux-Beaume D. (2009). De l'Eurocorps à une armée européenne? Pour une sociologie historique de la politique européenne de sécurité et de défense (1991-2007) / Sciences de l'Homme et Societe. Univ. Pierre Mendès-France. - Grenoble. - 1995 p. - Mode of access: https://tel. archives-ouvertes.fr/tel-00349871/document (Date of access - 12.03.2019).

Deschaux-Dutard D. (2018). La France et l'Allemagne face à la relance de la PSDC après le Brexit: Le retour du moteur franco-allemand? // Blog droit européen. E-conference: L'actualite de la politique europeenne de securite et defense. - Grenoble. - 12 p. - Mode of access: https://blogdroiteuropeen.files. wordpress.com/2018/01/article-d-deschaux.pdf (Date of access - 12.03.2019).

Dumoulin A. (2018). Eurocorps: Socle d'une défense européenne intégrée? / Institut royal supérieur de défense. - Bruxelles. - 37 p. - Mode of

access: http:l l www.irsd.bel websitel imagesl imagesl Publications! Etudesl Studie13б.pdf (Date of access - 12.03.2019).

Gareis S.B., Leonhard N. (2010). La coopération militaire franco-allemande: fer de lance des forces armées européennes? Ii Annuaire français de relations internationales. Vol. XI l Centre Thucydide. Université Panthéon-Assas. - Paris. - P. 481-498. - Mode of access: http://www.afri-ct.org/wp-contentluploadsl2015l02l487_GAREIS-AFRI_2010.pdf (Date of access -12.03.2019).

Kokeev A. (2009). A.M. On the Atlantism and Europeanism in the foreign policy of the Federal Republic of Germany [O sootnoshenii atlantizma i ev-ropeizma vo vneshnei politike FRG] ll Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya l RAS. IMEMO. - Moscow. - N 7. - P. 21-27.

Kunz B. (2017). Défense: Les pièges de la relation franco-allemande || IFRI. - Paris. - 12.07. - Mode of access: https:||www.ifri.org|fr|espace-mediallifri-mediasldefense-pieges-de-relation-franco-allemande (Date of access - 12.03.2019).

Lagneau L. (2019). Blindés: Arquus a vu son chiffre d'affaires progresser de 25% en 2018 || 0pex360. - Paris. - 07.02. - Mode of access: http:||www. opex360.com|2019|02|07|blindes-arquus-a-vu-son-chiffre-daffaires-progres ser-de-25-en-2018 (Date of access - 12.03.2019).

L'histoire des hélicoptères en France depuis 1945. (201б) l Associations des auditeurs et cadres des hautes etudes de l'armement. - Paris: La documentation française. - 452 p.

Les principales propositions du Conseil des Ministres franco-allemand. (2017) Il France Diplomatie. - Paris. - 17.07. - Mode of access: https:||www. diplomatie.gouv.fr|fr|dossiers-pays|allemagne|evenements|article|les-prin cipales-propositions-du-conseil-des-ministres-franco-allemand-17-07-17 (Date of access - 12.03.2019).

Major C., Mölling Chr. (2015). Le concept allemand de nation-cadre pour une coopération de défense en Europe || Repères. - Paris. - N 779. -P. 90-95. - Mode of access: https:||www.swp-berlin.org|fileadmin|contents| products|fachpublikationen|Major_Moelling_Le_concept_allemand_de_natio n-cadre_pour_une_cooperation_de_defense_en_Europe.pdf (Date of access -12.03.2019).

Proissl W. (2008). Fin de la relation spéciale ll Le sommet de Schwerin l Verlag Dokumente GmbH; F. Schoser (Dir.). - Lohmar. - 02.12. - P. 50-51. -Mode of access: https://www.dokumente-documents.info/uploadsltx_ ewsdokumenteID0C_2002_3.pdf (Date of access - 12.03.2019).

Restructuring of the political landscape of European states [Restrukturi-zatsiya politicheskogo landshafta evropeiskikh gosudarstv]. (2017) | RAS. IMEMO;

V.G. Baranovsky, I. Ya. Kobrinskaya (eds.) - Moscow. - 69 p. - Mode of access: https://www.imemo.ru/files/File/ru/publ/2017/2017_028.pdf (Date of access - 12.03.2019).

Seigneur Ph. (2017). Bienvenue chez les «Chleuhs»! // Pensees mili-terre / Centre de doctrine et d'enseignement du commandement. - Paris. - 8 p. - Mode of access: https://www.penseemiliterre.fr/plugins/cdec/pdf/to_pdf.php? entry=82 (Date of access - 12.03.2019).

Sindeev A. (2015). The reform of the Bundeswehr: Three stages [Reforma bundesvera: Tri etapa] // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya / RAS. IMEM0. - Moscow. - N 3. - P. 86-94.

Traité de coopération franco-allemand d'Aix-la-Chapelle. (2019) // France Diplomatie. - Paris. - 22.01. - Mode of access: https://www. diploma tie.gouv.fr/fr/dossiers-pays/ allemagne/relations-bilaterales/traite-de-coope ration-franco-allemand-d-aix-la-chapelle (Date of access - 12.03.2019).

Trunov F. (2018). The policy of Germany in the field of settlement of armed conflicts [Politika FRG v sfere uregulirovaniya vooruzhennykh konfliktov]. -Moscow: Kuchkovo pole.-432 p.

Zhurkin V. (2012). European army: Defeats and victories. Common security and defence policy of the EU [Evropeiskaya armiya: Porazheniya i pobedy. Obshchaya politika bezopasnosti i oborony Evropeiskogo soyuza]. - Moscow: Mezhdunarodnye otnosheniya. - 192 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.