Расчетные центры платежных систем банковских карт или УЭК являются центральным звеном в карточных расчетах. Без них операции по пластиковым картам были бы неосуществимы. Они ведут базу данных платежных систем, содержащую информацию, которая обеспечивает выполнение запросов на авторизацию операций по картам. Уникальное программное обеспечение и сотни тысяч ежедневных транзакций - все это компоненты работы расчетных центров. Они хранят информацию о банках - членах платежной системы и держателях ее карточек. Расчетные центры располагают сведениями о лимитах держателей карточек и выполняют запросы на авторизацию в том случае, если обращение к базе банка-эмитента в режиме реального времени невозможно. В противном случае центр пересылает полученный запрос в банк-эмитент карточки, по операциям с которой требуется авторизация. Затем обеспечивается пересылка ответа банка-эмитента на запрос в адрес банка-эквайрера или процессинговой компании. При проведении авторизации операций по картам происходит составление протоколов транзакций. Они содержат информацию о произведенных посредством карточек платежах и выдачах наличных. На их основании осуществляется клиринг, т.е. расчет нетто-требований и обязательств членов платежных систем банковских карт или УЭК друг перед другом. Расчетный центр системы готовит и рассылает итоговые данные для проведения расчетов между банками - участниками платежной системы. Кроме того, он рассылает банкам-эквайрерам и торговым точкам стоп-листы карточек своей системы. Клиринг между банками обеспечивается наличием в платежной системе расчетного банка или нескольких банков, в которых кредитные организации - члены сети открывают корреспондентские счета. Итоговые расчеты осуществляются на основании данных, которые банки получают от процессингового центра. Банки - участники системы перечисляют расчетному банку сальдо своих нетто-обязательств или получают от него сумму нетто-требований по итогам операционного дня.
Список литературы
1. Информационное общество (2011-2020 годы) : государственная программа Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.10.2010 № 1815-р.
2. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг : фе-дер. закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ.
УДК 33
ФРАНЧАЙЗИНГ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
А. Ю. Тихонов, Ю. А. Рыжкова
В статье рассмотрены типы франчайзинга, их преимущества и недостатки, а также даны примеры применения франчайзинга в Пензенской области.
This article describes the types of franchise, their advantage s and disadvantages, and also it is describes practices of franchise in the Penza region.
Франчайзинг является разновидностью международной торговли лицензиями, когда одна, обычно крупная, компания (франчайзер) разрешает другой (франчайзи) использовать свое широко известное фирменное наименование. Различают три типа франчайзинга (табл. 1).
Таблица 1
Типы франчайзинга
Тип франчайзинга Характеристика
Производственный Поставка франчайзером своим франчайзи основных элементов (комплектующих) для изготовления продукции, реализуемой под лицензируемым фирменным наименованием (товарным знаком). Чтобы качество товара сохранялось на высоком уровне, франчайзер также предоставляет технологии и проводит обучение сотрудников франчайзи, осуществляя контроль за соблюдением технологической дисциплины
Торговый (товарный) Фирмы покупают у известной компании право на продажу ее товаров с ее товарным знаком
Лицензионный (деловой) Франчайзер выдает лицензию на право открытия магазинов для продажи покупателям товаров и услуг под именем франчайзера
Лидером франчайзинга является сфера розничной торговли - 57 %, особенно непродовольственный ритейл - магазины одежды, обуви и др. Сфера общественного питания составила около 16 % от общего количества действующих франчайзеров, сфера услуг - в пределах 25 %. Производственный франчайзинг в России развит крайне слабо [1].
Заинтересованность во франчайзинге проявляет и малый, и крупный бизнес (табл. 2).
Таблица 2
Причины заинтересованности во франчайзинге малого и крупного бизнеса
Вид бизнеса Причины
Малый бизнес Имидж авторитетной фирмы гарантирует быстрое признание у потребителей. Уменьшается объем капиталовложений. Возможность владеть и управлять собственным предприятием при ограниченном предварительном опыте. Гарантия постоянной помощи в менеджменте, маркетинге, исследованиях. Возможность обучаться ведению дела по схеме, эффективность которой проверена на практике
Крупные корпорации Они расширяют сбыт продукции, проникая на малые и отдаленные рынки, быстрее реагируют на изменение спроса, не затрачивая средств на реализацию товаров и услуг, строительство и организацию собственной сбытовой сети. Получают возможность привлечения дополнительного капитала за счет средств мелких и средних предпринимателей. Компания имеет право на строгий контроль за качеством продукции, производимой и реализуемой франчайзи, для сохранения своего имиджа
Исследование рынка франшиз на начало 2010 г. показало, что сейчас в России предлагают более 750 франшиз. За полтора года количество франшиз увеличилось на 21 %. Реально же действующих предложений, когда у франчайзора есть хотя бы одна франшизная точка, по данным, не более 350.
Более 72 % российских франчайзоров сосредоточено в Москве (в прошлом году - 80 %), 13 % - в Санкт-Петербурге, в других городах России - 15 %.
Однако региональных франшиз появляется все больше. Если раньше франчайзоры были в основном из городов-миллионников (Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара, Краснодар, Ростов), то теперь это и небольшие города (Пенза, Курск, Орел) [2].
За прошедший год франчайзинговые программы приостановили около 120 компаний. В основном пострадал сегмент розничной торговли и услуг. С другой стороны, в отсутствие возможности получить кредиты и иное финансирование, многие компании обратили внимание на франчайзинг как стратегию развития собственного бизнеса.
Более 200 франшиз в этом году «новые» для российского инвестора -франчайзи. Появилось много новых международных и российских брендов, которые стали предлагать франчайзинг, в том числе Burger King, Dunkin' Donuts, H&M, Gap, New Look, River Island, Kika, «Крошка РУ», «Щетка», Moncassa, Mr. Stillini, ORMATEK.
Порадовала сфера услуг, по сравнению с предыдущим годом наметился рост франшиз именно в этой сфере. Например, появилось сразу четыре франшизы медицинских услуг: «Лечу», «Ниармедик», «Гемотест», «Центр молекулярной диагностики».
В России франчайзинг в сфере услуг занимает всего 25 %, в Европе -около 40 %, в США - около 70 % [2].
Бурное развитие франчайзинга в Приволжском федеральном округе, вызванное интересом к региону со стороны общенациональных франчайзеров и резким всплеском активности местных предпринимателей, привело к тому, что округ стал своего рода полем битвы за франчайзи. Однако в регионе есть и заповедные уголки, где не ступала нога франчайзера.
В 2005 г. приволжский франчайзинг развивался не просто высокими, а сверхвысокими темпами. Регион, в котором пять городов-миллионеров, является сейчас наиболее приоритетным практически для всех франчайзеров национального масштаба и ряда международных. В принципе, франчайзинг для большинства российских компаний становится приоритетным направлением регионального развития [3].
Для округа в целом было характерным доминирование местных франчайзеров. Однако усилившаяся активность федеральных франчайзеров, особенно ритейлеров, постепенно приближает структуру местного франчайзинга к той, что ныне существует в Центральном округе. У местных франчайзеров в секторе фаст-фуда еще есть время для закрепления на рынке и создания достойной конкуренции «федералам». А вот местные торговые сети, похоже, свой шанс уже упустили.
Зато город Пенза является одним из ведущих франчайзинговых регионов Приволжского федерального округа. В свое время здесь оттачивали собственные схемы работы многие федеральные операторы. Сейчас в Пензе сложилась диаметрально противоположная ситуация по сравнению с другими регионами Приволжья - пензенские и другие приволжские компании пытаются закрепиться на давно освоенном, но малонасыщенном рынке из-за
меньшего по сравнению с городами-миллионниками интереса общенациональных франчайзеров. Кстати, и здесь крупнейшая местная ритейлерская сеть тоже была куплена, но уже SPAR.
Франчайзинг SPAR - это бизнес-система, отработанная на опыте собственной сети супермаркетов, позволяющая развивать прибыльный бизнес на основе готовых технологий при помощи квалифицированных специалистов.
SPAR - это самая большая международная торговая сеть, работающая в 33 странах мира и имеющая в своем составе 12 100 магазинов. SPAR - это объединение партнеров, а не диктаторская структура; объединение разумное, основанное на взаимной выгоде, на учете интересов друг друга. Общий годовой товарооборот сети SPAR составляет 28 млрд евро. Свыше 200 тысяч человек работают в SPAR по всему миру. Около 9 млн человек ежедневно делают покупки в SPAR.
Компания «Спар Поволжье» имеет генеральную лицензию на развитие сети SPAR на территории четырех областей России:
- Пенза и Пензенская область;
- Саратов и Саратовская область;
- Ульяновск и Ульяновская область;
- Самара и Самарская область [4].
Присоединяясь к фирменной сети ZENDEN, предприниматель получает коммерчески прибыльную модель бизнеса с минимальными вложениями и быстрым сроком окупаемости [5].
«ЦентрОбувь» стала крупнейшей розничной сетью в России. И в каждом российском городе найдется много людей, которые носит обувь этого магазина.
Сегодня в сеть франчайзинговых салонов, представленных под торговой маркой «TERVOLINA», входит 41 салон обуви. В городе Пенза их два [6].
Компания «ТЕРВОЛИНА» предлагает своим партнерам целостную бизнес-систему, включающую технологию создания фирменного салона обуви, комплекс услуг по ведению бизнеса, постоянную организационную и информационную поддержку. Их бизнес-система максимально учитывает особенности российских условий ведения дела, что позволяет стать специалистом в новом бизнесе, не затрачивая на это годы [7].
Однако франчайзинг имеет и недостатки. Возможные проблемы фран-чайзи и франчайзера показаны в табл. 3.
Таблица 3
Возможные проблемы франчайзи и франчайзера
Проблемы
Франчайзи Объемы продаж могут быть ниже предсказанных франчайзером. Помощь франчайзера в управлении и маркетинге может быть меньше ожидаемой. Франчайзи не имеет возможности влиять на политику франчайзера
Франчайзер Ошибки при выборе точек размещения франчайзинговых предприятий. Затраты на подготовку пакета материалов для создания франчайзинговой системы могут значительно превысить предполагавшиеся затраты. Проблемы получения с франчайзи обусловленной договором роялти. Крах франчайзи бросает тень на репутацию франчайзера, даже если его вины нет
Таким образом, и франчайзи, и франчайзер подвержены определенному риску, опасности потерь.
Список литературы
1. URL: www.retailclub.ru/manage/franch/
2. URL: www.retailclub.ru/manage/franch/
3. URL: www.frshop.ru
4. URL: www.spar.ru/ru/6/ - все про SPAR.
5. URL: zenden.ru/franchising.html - все про ZENDEN.
6. URL: centrobuv.ru/fr/ - все про Центробувь.
7. URL: www.tervolina.ru/franshiza.aspx - Все про Терволине.
УДК 65.01.005:338.245
СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ В ОБОРОННОЙ ОТРАСЛИ
Л. А. Черных
В данной работе исследуются современные системы управления деятельностью предприятия. Представлена краткая характеристика таких систем. Рассматривается эффективность применения данных систем на оборонных предприятиях США.
This article investigates modern systems of the enterprise management. The article presents a brief description of such systems and discusses the effectiveness of their application to the USA defense companies.
Принято считать, что оборонные предприятия выпускают продукцию высокого качества. При этом отмечается, что в процессе создания сложных систем вооружений и военной техники для нашего государства и не только актуальным является вопрос достижения максимального результата по критерию «эффективность/стоимость». Вместе с тем при реализации программ приобретения военной техники из трех важнейших параметров: стоимость, сроки, качество - как правило, удается обеспечить не более двух: качество и сроки при росте стоимости, либо цена и сроки в ущерб качеству. При этом подобные проблемы характерны как для западных оборонных предприятий, так и для отечественных.
Для решения обозначенных проблем мы обращаемся к опыту США по управлению оборонными предприятиями. В начале 80-х гг. XX в. на предприятиях оборонной промышленности США стала применяться концепция всеобщего управления качеством (TQM).
Всеобщее управление качеством - это принципиально новый подход к управлению любой организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов (персонала во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры) и направленный на достижение долгосрочного успеха посредством удовлетворения требований потребителя и выгоды как для сотрудников организации, так и для общества в целом [1].