^ЖаучнО-Технические^ведомости^СПбГПуб'^20
УДК 338
К.А. Коноваленко-Артюх
ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ИНТЕГРИРОВАННАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА
Развитие малого бизнеса в условиях современной экономики привело к интенсивному формированию различных интегрированных форм организации бизнеса, которые предполагают использование разных видов и форм совместной деятельности, разных видов объединений. Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что успешное развитие экономики определяется интеграцией крупных и малых компаний. Крупные фирмы привносят в эту систему стабильность и управляемость, а малый бизнес, формирующий конкурентную среду, обеспечивает гибкость и индивидуализацию производства. За рубежом эту форму взаимодействия считают не только полезной, но и престижной. Одной из популярных форм интеграции малого и крупного бизнеса является франчайзинг [1].
Франчайзинг (от франц. franchise - льгота, привилегия, освобождение от налога, взноса) -это долгосрочное сотрудничество двух или нескольких партнеров, которые объединяются с целью совместного использования товарного знака, отработанной технологии, ноу-хау и других объектов права интеллектуальной собственности. Получается взаимовыгодное сотрудничество. Предприниматели могут воспользоваться уже готовыми решениями для организации собственного бизнеса, используя чужой опыт, а франчайзеры развивают рынок сбыта своей продукции.
Франчайзинговая система отношений между крупными и малыми предприятиями обладает следующими преимуществами:
- повышается степень выживаемости малых предприятий, работающих на основе франчайзинга, так как они опираются на опыт и поддержку крупного бизнеса и работают на уже освоенных им сегментах рынка, а крупные компании могут достичь своих поставленных целей путем снижения риска и своих издержек;
- возможность быстрого создания широкой сети малых предприятий, действующих в сфере торговли и услуг, что ведет к таким положительным эффектам, как снижение безработицы, максимальное удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах, пополнение госбюджета.
Предприниматель, выбирающий малый бизнес по франшизе, в большинстве случае достигает успеха за счет: всесторонней поддержки и заинтересованности франчайзера в коммерческом успехе; предоставления франчайзером возможности приобретения товаров, продуктов, расходных материалов по льготной цене (снижение затрат); использования уже функционирующей концепции и методики ведения малого бизнеса; известности товарного знака, автоматически привлекающего клиентов компании, товарами или услугами которой они привыкли пользоваться, что позволяет сократить затраты на рекламу, поскольку, купив торговую марку, предприниматель уже «подключается» к широкой рекламной компании франчайзера.
По данным Международной ассоциации франчайзинга, из всех создающихся в мире независимых компаний в среднем около 90 % прекращают свое существование в течение трех лет, в то время как среди франчайзинговых компаний доля банкротов в первые три года составляет менее 10 %. В целом, за последние пять лет в мире всего 8 % франчайзинговых предприятий оказались нежизнеспособными [3].
По состоянию на 2010 г. в России уже насчитывается около 20 731 франчайзинговых объектов, 485 франчайзеров и 277 480 человек, занятых в данной бизнес-сфере (рис. 1) [3].
Как показывает статистика, франчайзинг более развит в среде малого предпринимательства, где первоначальные инвестиции составляют от 15 до 100 тыс. р. Также франчайзинг
Рис. 1. Динамика количества франшизных систем в России в 1995-2010 гг.
лучше работает в тех отраслях, которые не являются дорогостоящими и не характеризуются высокой степенью риска. В России можно выделить восемь основных видов деятельности, в которых успешно применяется франчайзинг (рис. 2).
3%
3%
2% 1%
11 %
46 %
22 %
Рис. 2. Структура российского франчайзинга по видам деятельности (2010 г.)
(ЕЭ) - розничная торговля; (0) - питание; (Щ - бытовое обслуживание; (0) - развлечения, путешествия и спорт; (ЕЗ) - обслуживание бизнеса; (3 - учебные центры; Л!) - охрана здоровья; (Щ) - автотранспорт
Из данных рис. 2 следует, что из представленных восьми основных видов деятельности безусловным лидером является торговля,
доля которой на рынке франчайзинга составляет 46 %, 22 % рынка занимает общественное питание, затем следуют бытовое обслуживание (11 %), сфера развлечений, путешествий и спорта (7 %). Увеличивающуюся нишу рынка занимает обслуживание бизнеса (уборка офисных и производственных помещений, заправка картриджей, бухгалтерское обслуживание
и др.) [1].
В России практически не развит франчайзинг в производственной сфере, но по мере приближения сроков вступления России в ВТО прогнозируется постепенное изменение национально-отраслевой структуры. Первыми на российский рынок проникли франчайзеры из быстро осваиваемых отраслей (общественное питание, торговля), и, возможно, скоро можно будет говорить о развитии других разновидностей франчайзинга (производственного, в сфере услуг).
Особенностью франчайзинга в России является его неравномерное распространение по территории страны. На начало 2011 г. только в нескольких российских регионах франчайзинг использовался достаточно широко (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород и Омск). Применение франчайзинга в регионе неразрывно связано с экономическим положением данной территории и уровнем развития бизнеса на рынке [1].
^ЖаучнО-Технические^ведомости^СПбГПуб'^20
Отечественная теория и практика франчайзинга позволяет выделить факторы, сдерживающие развитие франчайзинга в России, которые можно классифицировать по причинам их возникновения:
- экономические факторы (нестабильность развития экономики; отсутствие у большинства предпринимателей необходимого стартового капитала для вхождения во франчайзинговую систему; сложность получения кредитов для создания франчайзингового предприятия и др.);
- организационно-правовые факторы (отсутствие правового обеспечения франчайзинга в России);
- социально-психологические факторы (отсутствие отечественного опыта и боязнь провала у субъектов франчайзинговой системы -франчайзера и франчайзи; отсутствие должного уважения к интеллектуальной собственности; боязнь франчайзи потерять самостоятельность и собственное «лицо» предпринимателя и др.) [2].
Развитие франчайзинга в регионах России могло бы способствовать инновационному росту, внедрению новых стандартов организации бизнеса, бизнес-технологий, повышению деловой культуры в регионах. Использование франчайзинга позволяет снизить издержки, повысить эффективность рекламы, внедрения технических и технологических новшеств, увеличить объем продаж и прибыль предприятий, что в совокупности способствует развитию экономики региона в целом. Также следует отметить, что присутствие франчайзера в регионе изменяет потребительские требования клиентов, что вынуждает использовать новые методы работы остальных участников рынка. То есть появление в регионе франчайзинговых схем довольно сильно меняет структуру этого рынка.
Анализируя экономическую ситуацию в Пермском крае, можно сделать вывод, что франчайзинг в регионе развит только в отраслях строительства, розничной торговли, сферы услуг и других (рис. 3).
Правительство Пермского края заинтересовано в развитии франчайзинга, так как данный механизм обеспечит привлечение в край мировых
7%
Рис. 3. Отрасли бизнеса в общем объеме франчайзинга в Пермском крае (2010 г.) [4]
О) - строительство; (ЕЭ - автоперевозки;
Щ) - сфера услуг; ® - розничная торговля;
(ЕЗ) - фаст-фуд; (Р) - другие
лидеров, крупных инвесторов; внедрение в предпринимательскую среду успешных фран-чайзинговых проектов, бизнес-идей с обеспечением предпринимателей современными технологиями ведения бизнеса, рекламой, маркетингом, обучением; создание франшиз пермскими предпринимателями, расширение рынков, продвижение пермских компаний за пределы края. Перспективными отраслями для развития франчайзинга в Пермском крае являются сельское хозяйство; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования; гостиничный и ресторанный бизнес (ИоЯеСа); ресторанный бизнес; здравоохранение; образование [4].
Для Пермского края присутствие крупных франчайзеров крайне выгодно по следующим экономическим причинам: создание значительного числа рабочих мест, решение проблемы безработицы, вовлечение более широких слоев населения в современные экономические процессы, развитие в регионе третичного сектора экономики, постепенное нивелирование разницы в уровнях экономического развития региона и центра, качественные преобразования в развитии региона в целом, особенно в части инфраструктуры услуг, товаров и работ [5].
Таким образом, перспективы развития франчайзинга в России положительны, поскольку рынок далек от насыщения, особенно в регионах, а сетевой бизнес именно в форме франчайзинга доказал во всем мире свою эффективность. Стимулируя развитие фран-
чайзинговых сетей, с одной стороны, и контролируя и направляя этот процесс в рамках единой политики, с другой стороны, государство может значительно ускорить формирование общеэкономической инфраструктуры развития малого предпринимательства в России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Брялина, Г.И. Франчайзинг как форма взаимодействия малого и крупного бизнеса / Г.И. Брялина // Корпоративное управление и инновационное развитие Севера [Электронный ресурс] / СыктГУ. - Режим доступа: http://koet.syktsu.ru/vestnik/2011/2011-1/3/3.htm
2. Устюжанин, А.А. Франчайзинг в России [Текст] / А.А. Устюжанин // Вестник Московского университета. Сер. 6: Экономика. - 2009. - № 4(6). - С. 14-21.
3. Портал малого бизнеса Пермского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://g2b.perm.ru/ article/show/101447
4. Портал малого бизнеса Пермского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://g2b.perm.ru/ агйс1е^ош/101445
5. Сойак, Е. Развитие франчайзинга в регионах РФ как один из способов инновационного реформирования и интеграционной поддержки малого бизнеса [Электронный ресурс] / Е. Сойак. - Режим доступа Ы1р://Ь2Ь. schoo1sms.ru/stati-o-franchayzinge/razvitie-franchayzinga-v-regionax-rf-kak-odin-iz-sposobov-innovacionnogo-reformi-rovaniya-i-integracionnoy-podderjki-ma1ogo-biznesa.html
УДК 339.727.22
Ю.В. Фетисов
ВЕНЧУРНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Инновационное развитие экономики, основанное на разработке и внедрении современных технологий, - важнейшая задача российского общества. Однако ее решение осуществляется крайне медленно, противоречиво и непоследовательно.
Существует два основных способа решения данной проблемы: 1) разработка и внедрение собственных технологий; 2) покупка и использование заимствованных технологий. Многие страны Юго-Восточной Азии пошли по второму пути и добились, как известно, значительных успехов. Однако такой путь в качестве стратегического неприемлем для России. Он ведет к усилению ее зависимости от западных стран, превращению в их сырьевой придаток, к дальнейшему снижению роли науки, деградации об-
разования, сокращению возможностей для реализации сил и способностей молодежи и, следовательно, к продолжению «утечки мозгов» из страны.
Можно считать обоснованным и практически доказанным положение о том, что сегодня инновационное развитие экономики - важнейшее условие роста производительности труда, повышения уровня и качества жизни граждан, обеспечения конкурентоспособности производства и безопасности страны, т. е. основной способ сохранения и развития общества. Отставание в области высоких технологий, игнорирование достижений технологической революции имело, как известно, негативные последствия для советского общества. Современное российское общество к настоящему времени исчерпало