Научная статья на тему 'Франчайзинг как интегрированная форма организации малого бизнеса'

Франчайзинг как интегрированная форма организации малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
707
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ФРАНЧАЙЗИНГ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / ИНФРАСТРУКТУРА РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коноваленко-Артюх Ксения Анатольевна

Малые предприятия оказывают значительное модифицирующее воздействие на характер и уровень интенсивности отраслевой конкуренции. Этому способствует франчайзинг как особая форма организации и ведения предпринимательской деятельности, наиболее эффективная для малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Small enterprises have considerable modifying influence on character and level of branch competition intensity. Franchise is the special organization form of the small entrepreneurship help it.

Текст научной работы на тему «Франчайзинг как интегрированная форма организации малого бизнеса»

^ЖаучнО-Технические^ведомости^СПбГПуб'^20

УДК 338

К.А. Коноваленко-Артюх

ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ИНТЕГРИРОВАННАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА

Развитие малого бизнеса в условиях современной экономики привело к интенсивному формированию различных интегрированных форм организации бизнеса, которые предполагают использование разных видов и форм совместной деятельности, разных видов объединений. Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что успешное развитие экономики определяется интеграцией крупных и малых компаний. Крупные фирмы привносят в эту систему стабильность и управляемость, а малый бизнес, формирующий конкурентную среду, обеспечивает гибкость и индивидуализацию производства. За рубежом эту форму взаимодействия считают не только полезной, но и престижной. Одной из популярных форм интеграции малого и крупного бизнеса является франчайзинг [1].

Франчайзинг (от франц. franchise - льгота, привилегия, освобождение от налога, взноса) -это долгосрочное сотрудничество двух или нескольких партнеров, которые объединяются с целью совместного использования товарного знака, отработанной технологии, ноу-хау и других объектов права интеллектуальной собственности. Получается взаимовыгодное сотрудничество. Предприниматели могут воспользоваться уже готовыми решениями для организации собственного бизнеса, используя чужой опыт, а франчайзеры развивают рынок сбыта своей продукции.

Франчайзинговая система отношений между крупными и малыми предприятиями обладает следующими преимуществами:

- повышается степень выживаемости малых предприятий, работающих на основе франчайзинга, так как они опираются на опыт и поддержку крупного бизнеса и работают на уже освоенных им сегментах рынка, а крупные компании могут достичь своих поставленных целей путем снижения риска и своих издержек;

- возможность быстрого создания широкой сети малых предприятий, действующих в сфере торговли и услуг, что ведет к таким положительным эффектам, как снижение безработицы, максимальное удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах, пополнение госбюджета.

Предприниматель, выбирающий малый бизнес по франшизе, в большинстве случае достигает успеха за счет: всесторонней поддержки и заинтересованности франчайзера в коммерческом успехе; предоставления франчайзером возможности приобретения товаров, продуктов, расходных материалов по льготной цене (снижение затрат); использования уже функционирующей концепции и методики ведения малого бизнеса; известности товарного знака, автоматически привлекающего клиентов компании, товарами или услугами которой они привыкли пользоваться, что позволяет сократить затраты на рекламу, поскольку, купив торговую марку, предприниматель уже «подключается» к широкой рекламной компании франчайзера.

По данным Международной ассоциации франчайзинга, из всех создающихся в мире независимых компаний в среднем около 90 % прекращают свое существование в течение трех лет, в то время как среди франчайзинговых компаний доля банкротов в первые три года составляет менее 10 %. В целом, за последние пять лет в мире всего 8 % франчайзинговых предприятий оказались нежизнеспособными [3].

По состоянию на 2010 г. в России уже насчитывается около 20 731 франчайзинговых объектов, 485 франчайзеров и 277 480 человек, занятых в данной бизнес-сфере (рис. 1) [3].

Как показывает статистика, франчайзинг более развит в среде малого предпринимательства, где первоначальные инвестиции составляют от 15 до 100 тыс. р. Также франчайзинг

Рис. 1. Динамика количества франшизных систем в России в 1995-2010 гг.

лучше работает в тех отраслях, которые не являются дорогостоящими и не характеризуются высокой степенью риска. В России можно выделить восемь основных видов деятельности, в которых успешно применяется франчайзинг (рис. 2).

3%

3%

2% 1%

11 %

46 %

22 %

Рис. 2. Структура российского франчайзинга по видам деятельности (2010 г.)

(ЕЭ) - розничная торговля; (0) - питание; (Щ - бытовое обслуживание; (0) - развлечения, путешествия и спорт; (ЕЗ) - обслуживание бизнеса; (3 - учебные центры; Л!) - охрана здоровья; (Щ) - автотранспорт

Из данных рис. 2 следует, что из представленных восьми основных видов деятельности безусловным лидером является торговля,

доля которой на рынке франчайзинга составляет 46 %, 22 % рынка занимает общественное питание, затем следуют бытовое обслуживание (11 %), сфера развлечений, путешествий и спорта (7 %). Увеличивающуюся нишу рынка занимает обслуживание бизнеса (уборка офисных и производственных помещений, заправка картриджей, бухгалтерское обслуживание

и др.) [1].

В России практически не развит франчайзинг в производственной сфере, но по мере приближения сроков вступления России в ВТО прогнозируется постепенное изменение национально-отраслевой структуры. Первыми на российский рынок проникли франчайзеры из быстро осваиваемых отраслей (общественное питание, торговля), и, возможно, скоро можно будет говорить о развитии других разновидностей франчайзинга (производственного, в сфере услуг).

Особенностью франчайзинга в России является его неравномерное распространение по территории страны. На начало 2011 г. только в нескольких российских регионах франчайзинг использовался достаточно широко (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород и Омск). Применение франчайзинга в регионе неразрывно связано с экономическим положением данной территории и уровнем развития бизнеса на рынке [1].

^ЖаучнО-Технические^ведомости^СПбГПуб'^20

Отечественная теория и практика франчайзинга позволяет выделить факторы, сдерживающие развитие франчайзинга в России, которые можно классифицировать по причинам их возникновения:

- экономические факторы (нестабильность развития экономики; отсутствие у большинства предпринимателей необходимого стартового капитала для вхождения во франчайзинговую систему; сложность получения кредитов для создания франчайзингового предприятия и др.);

- организационно-правовые факторы (отсутствие правового обеспечения франчайзинга в России);

- социально-психологические факторы (отсутствие отечественного опыта и боязнь провала у субъектов франчайзинговой системы -франчайзера и франчайзи; отсутствие должного уважения к интеллектуальной собственности; боязнь франчайзи потерять самостоятельность и собственное «лицо» предпринимателя и др.) [2].

Развитие франчайзинга в регионах России могло бы способствовать инновационному росту, внедрению новых стандартов организации бизнеса, бизнес-технологий, повышению деловой культуры в регионах. Использование франчайзинга позволяет снизить издержки, повысить эффективность рекламы, внедрения технических и технологических новшеств, увеличить объем продаж и прибыль предприятий, что в совокупности способствует развитию экономики региона в целом. Также следует отметить, что присутствие франчайзера в регионе изменяет потребительские требования клиентов, что вынуждает использовать новые методы работы остальных участников рынка. То есть появление в регионе франчайзинговых схем довольно сильно меняет структуру этого рынка.

Анализируя экономическую ситуацию в Пермском крае, можно сделать вывод, что франчайзинг в регионе развит только в отраслях строительства, розничной торговли, сферы услуг и других (рис. 3).

Правительство Пермского края заинтересовано в развитии франчайзинга, так как данный механизм обеспечит привлечение в край мировых

7%

Рис. 3. Отрасли бизнеса в общем объеме франчайзинга в Пермском крае (2010 г.) [4]

О) - строительство; (ЕЭ - автоперевозки;

Щ) - сфера услуг; ® - розничная торговля;

(ЕЗ) - фаст-фуд; (Р) - другие

лидеров, крупных инвесторов; внедрение в предпринимательскую среду успешных фран-чайзинговых проектов, бизнес-идей с обеспечением предпринимателей современными технологиями ведения бизнеса, рекламой, маркетингом, обучением; создание франшиз пермскими предпринимателями, расширение рынков, продвижение пермских компаний за пределы края. Перспективными отраслями для развития франчайзинга в Пермском крае являются сельское хозяйство; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования; гостиничный и ресторанный бизнес (ИоЯеСа); ресторанный бизнес; здравоохранение; образование [4].

Для Пермского края присутствие крупных франчайзеров крайне выгодно по следующим экономическим причинам: создание значительного числа рабочих мест, решение проблемы безработицы, вовлечение более широких слоев населения в современные экономические процессы, развитие в регионе третичного сектора экономики, постепенное нивелирование разницы в уровнях экономического развития региона и центра, качественные преобразования в развитии региона в целом, особенно в части инфраструктуры услуг, товаров и работ [5].

Таким образом, перспективы развития франчайзинга в России положительны, поскольку рынок далек от насыщения, особенно в регионах, а сетевой бизнес именно в форме франчайзинга доказал во всем мире свою эффективность. Стимулируя развитие фран-

чайзинговых сетей, с одной стороны, и контролируя и направляя этот процесс в рамках единой политики, с другой стороны, государство может значительно ускорить формирование общеэкономической инфраструктуры развития малого предпринимательства в России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Брялина, Г.И. Франчайзинг как форма взаимодействия малого и крупного бизнеса / Г.И. Брялина // Корпоративное управление и инновационное развитие Севера [Электронный ресурс] / СыктГУ. - Режим доступа: http://koet.syktsu.ru/vestnik/2011/2011-1/3/3.htm

2. Устюжанин, А.А. Франчайзинг в России [Текст] / А.А. Устюжанин // Вестник Московского университета. Сер. 6: Экономика. - 2009. - № 4(6). - С. 14-21.

3. Портал малого бизнеса Пермского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://g2b.perm.ru/ article/show/101447

4. Портал малого бизнеса Пермского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://g2b.perm.ru/ агйс1е^ош/101445

5. Сойак, Е. Развитие франчайзинга в регионах РФ как один из способов инновационного реформирования и интеграционной поддержки малого бизнеса [Электронный ресурс] / Е. Сойак. - Режим доступа Ы1р://Ь2Ь. schoo1sms.ru/stati-o-franchayzinge/razvitie-franchayzinga-v-regionax-rf-kak-odin-iz-sposobov-innovacionnogo-reformi-rovaniya-i-integracionnoy-podderjki-ma1ogo-biznesa.html

УДК 339.727.22

Ю.В. Фетисов

ВЕНЧУРНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Инновационное развитие экономики, основанное на разработке и внедрении современных технологий, - важнейшая задача российского общества. Однако ее решение осуществляется крайне медленно, противоречиво и непоследовательно.

Существует два основных способа решения данной проблемы: 1) разработка и внедрение собственных технологий; 2) покупка и использование заимствованных технологий. Многие страны Юго-Восточной Азии пошли по второму пути и добились, как известно, значительных успехов. Однако такой путь в качестве стратегического неприемлем для России. Он ведет к усилению ее зависимости от западных стран, превращению в их сырьевой придаток, к дальнейшему снижению роли науки, деградации об-

разования, сокращению возможностей для реализации сил и способностей молодежи и, следовательно, к продолжению «утечки мозгов» из страны.

Можно считать обоснованным и практически доказанным положение о том, что сегодня инновационное развитие экономики - важнейшее условие роста производительности труда, повышения уровня и качества жизни граждан, обеспечения конкурентоспособности производства и безопасности страны, т. е. основной способ сохранения и развития общества. Отставание в области высоких технологий, игнорирование достижений технологической революции имело, как известно, негативные последствия для советского общества. Современное российское общество к настоящему времени исчерпало

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.