РАЗДЕЛ II. РАЗВИТИЕ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ
Ф.А. Ашуров
ФРАНЧАЙЗИНГ - ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА
Ключевые слова: франчайзинг, франчайзер, франчайзи, преимущества франчайзинга.
В существующей рыночной конкуренции наблюдается переход от ценовых ее видов к неценовым, характеризующимся соперничеством вне маневрирования ценами за счет повышения качества продукции и овладения передовыми технологиями ее производства и распространения. В этой связи, вновь образующиеся и уже существующие субъекты экономических отношений испытывают потребность в нахождении и использовании такого механизма хозяйствования, при котором совокупность организационных структур и конкретных форм хозяйствования, методов управления и правовых норм обеспечивают не только сохранение существующих конкурентных преимуществ, но и создание новых, учитывающих складывающуюся экономическую специфику. При этом специфика подобного механизма хозяйствования помимо прочего должна отвечать следующим требованиям: во-первых, обладать достаточной финансовой и организационно-управленческой гибкостью (в целях наиболее оптимального реагирования на проявления бизнес-среды); во-вторых, быть устойчивой к основным видам риска (предпринимательский, рыночный, хозяйственный, экономический, инвестиционный и трансфертный); в-третьих, учитывать особенности деятельности большинства субъектов рыночных отношений и, наконец, иметь относительную простоту внедрения при адекватных издержках на организацию данного процесса [1]. Все перечисленные свойства и особенности, которыми должен обладать современный механизм хозяйствования, присущи франчай-зинговой модели ведения бизнеса.
По темпам развития франчайзинга Россия входит в число мировых лидеров. По данным Российской ассоциации франчайзинга, на территории страны работает более 20 000 франчайзинговых точек и около 485 франчайзеров. Более 72% российских франчайзеров сосредоточено в Москве, 13% - в Санкт-Петербурге, в других городах России —15%. Однако региональных франшиз появляется все больше. Если раньше франчайзеры были в основном из городов-миллионников (Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара, Краснодар, Ростов), то теперь это и небольшие города (Пенза, Курск, Орел). Для рынка франчайзинга в 2011 году характерен рост предприятий в ритейле (57%) и сфере общественного питания (16%) [5].
© Ашуров Ф.А., 2013
Франчайзинг - способ организации бизнес-отношений между независимыми компаниями и/или физическими лицами, в рамках которой одна из сторон (франчайзи) получает от другой (франчайзера) официальное разрешение на использование знака обслуживания, фирменного стиля, деловой репутации, ноу-хау и готовой бизнес-модели за определенную плату - роялти. Идея франчайзинга базируется на противоречивом единстве зависимости и в то же время независимости партнеров друг от друга. Зависимость обусловлена единством системы конкретного франчайзера, что всесторонне отражается в контракте между ним и его партнерами — франчайзи. Независимость же обусловлена тем, что франчайзи является «суверенным» предпринимателем: как правило, юридическим лицом, ни в коей мере административно не подчиняющимся франчайзеру [3].
Строгая регламентированность деятельности, контроль со стороны франчайзера, предусмотренные договором франчайзинга, несомненно, повышают общую культуру ведения бизнеса, его правовую защищенность. Данное обстоятельство представляется нам особенно важным и определяющим в обосновании необходимости использования франчайзинга в современной практике российских предпринимателей. Еще один плюсом является то обстоятельство, что франчайзинг дает возможность привлечь в бизнес обширный круг лиц, не решающихся заниматься свободным бизнесом без поддержки и обучения. То есть франчайзинг выступает в данном случае в качестве «катализатора» процесса развития малого предпринимательства и, соответственно, так называемого, среднего класса.
Основной проблемой, возникающей при рассмотрении форм связи современных видов и методов франчайзинга, является отсутствие какой-либо устоявшейся классификации данных элементов рассматриваемой системы. Причем этот пробел не восполняют даже последние зарубежные источники, не говоря уже и об отечественных. Еще больше затрудняет осуществление подобного исследования то обстоятельство, что различные эксперты причисляют одни и те же элементы франчайзинга к абсолютно различным структурным группам. Поэтому первоочередной задачей является выделить основные группы элементов, относящихся к видам франчайзинга, а также к его методам. Данное различение базируется на двух посылках: во-первых, это — причинно-следственные взаимосвязи внутри групп, во-вторых, — причинно-следственные взаимосвязи, возникающие между группой элементов и фиксированным содержанием самой модели франчайзинга [2].
Виды франчайзинга: товарный, производственный, деловой, конверсионный, корпоративный. В последние годы классическая модель франчайзинга, по которой предприниматель покупает франшизу, создает предприятие и начинает развивать бизнес, опираясь на поддержку франчайзера, изменилась в направлении обеспечения франчайзера дополнительными возможностями быстрого развития с наименьшими затратами. И в настоящее время наиболее часто используются следующие методы распространения франчайзинга:
- классичесий (условия распространения стандартные);
- региональный (главный франчайзи расширяет сеть в определенном регионе);
- субфранчайзинг (владелец районной франшизы (субфранчайзер) получает право на продажу субфраншиз);
- развивающий франчайзинг (передача эксклюзивных прав на развитие района группе инвесторов.
Проводя анализ существующих форм связи современных видов и методов франчайзинга, необходимо отметить, что, с одной стороны, дочерний и корпоративный фран-
чайзинг в отличие от конверсионного, а с другой стороны, субфранчайзинг и развивающий франчайзинг в отличие от регионального, не ограничены масштабом региона и соответствующими ему темпами роста франшизной сети, т.е. данные виды и формы франчайзинга функционируют как в отдельном регионе, так и на микро- и макроуровне. Следовательно, при анализе существующих форм связи современных видов и методов франчайзинга сопоставлять темпы роста франшизной сети на основании того или иного выбранного метода или вида франчайзинга следует на макроуровне (группа предприятий, город, край, область). Анализируя развитие форм связей современных видов и методов франчайзинга, необходимо иметь в виду, что применение на микроуровне конверсионного и регионального франчайзинга обусловлено тем, что данная форма связи соответствующего вида и метода франчайзинга позволяет влиять на структурирование экономических институтов на местном рынке напрямую путем присоединения самостоятельных предприятий к франчайзинговой сети посредством регионального франчайзинга, обеспечивающего, в свою очередь, наиболее быструю адаптацию к условиям местного сектора малого предпринимательства (входным рыночным барьерам) и позволяющего, таким образом, вести наиболее активную маркетинговую политику на начальном этапе расширения франчайзинговой сети.
Рассматривая формы связи современных видов и методов франчайзинга, необходимо учитывать, помимо краткосрочной и долгосрочной стратегии франчайзера, социально-культурную и экономическую реакцию субъектов местного рынка на появление и распространение франчайзинговой сети. Выбор вида франчайзинга зависит от избираемой франчайзером сферы деятельности, в которой он планирует развивать основное направление бизнеса, в то время как на выбор метода франчайзинга в большей степени влияет, с одной стороны, конъюнктура избираемого уровня рынка, а, с другой — желаемые темпы роста франчайзинговой сети, заложенные в стратегию долгосрочного развития франчайзера, которые, в свою очередь, опять же зависят от структуры местного рынка.
В настоящее время появилась тенденция увеличения числа франшизных сетей, использующих в своей практике форму корпоративного франчайзинга. Положительной стороной корпоративного франчайзинга является то, что крупные франшизополучатели, обладающие значительным финансовым капиталом и деловым опытом, могут быстро и самостоятельно развивать франшизную сеть. Отрицательной же стороной является то, что очень часто возникает несовпадение целей франчайзера и франчайзи, и это, в свою очередь, препятствует быстрому реагированию бизнеса на изменения условий рынка. При этом появление франчайзера на намечаемом рынке характеризуется тем, что посредством предоставления отработанной модели хозяйствования он, определенным образом, экспортирует на этот рынок капитал, потраченный им на разработку данной модели. И перед тем, как принимать решение о целесообразности вхождения на намечаемый рынок, франчайзер предварительно оценивает факторы местного рынка, которые повлияют на то, будет ли этот бизнес прибыльным на данной территории или нет.
Рассматривая существующие формы связи современных видов и методов франчайзинга, следует отметить, что по мере роста франчайзинговой сети акцент на соответствующий метод смещается с регионального на субфранчайзинг, а в дальнейшем и на развивающий франчайзинг. Данная переориентация связана с тем, что развивающий франчайзинг, в отличие от регионального, имеющего изначально более высокие темпы роста сети, не встречает законодательных барьеров, свойственных для регионального франчайзинга и добивается высоких темпов роста сети за счет ориентации на долгосрочное развитие. Сейчас все большее количество франшизных сетей (особенно междуна-
родных) переходит на работу по принципам субфранчайзинга, так как в некоторых странах распространение франчайзинга по региональному методу зачастую трактуется как нарушение антимонопольного законодательства, с которым зарубежному франчайзингу приходится постоянно сталкиваться. Не вызывает сомнений, что наибольшие преимущества при субфранчайзинге получает среднее звено, так как право выдавать субфраншизы позволяет привлекать значительный дополнительный капитал. Кстати, он может быть успешно использован для дальнейшего освоения своего района, то есть развития собственной франшизной сети, — если это допускается договором.
Развитие франчайзинга, в общем, и темпы роста каждой конкретной франчай-зинговой среды, в частности, зависят, в первую очередь, от состояния местного рынка. При этом, совокупность экономических субъектов не структурирована, а их взаимоотношения недостаточным образом регламентированы посредством нормативно-правовых актов, развитие франчайзинговой сети задерживается низкой скоростью трансакций на выбранном рынке, а франчайзеру, в свою очередь, приходится тратить дополнительные ресурсы на то, чтобы структурировать рынок посредством неформальных ограничений, что, в данном случае, негативно сказывается на развитии франчайзинга на выбранном рынке [4].
Одна из важнейших характерных особенностей франчайзинга - снижение предпринимательских рисков. По статистике из всех вновь образованных предприятий 85% прекращают свою деятельность в течение первых пяти лет, а из фирм, созданных в рамках франчайзинга - только 14%.
Традиционные преимущества франчайзинга по сравнению с открытием дела «с
нуля»:
- быстрый старт, возможность работать под известным именем, готовая ниша, готовая клиентура;
- доступ к разработанным и опробованным методам ведения бизнеса;
- возможность быть частью рекламной и маркетинговой стратегии федерального уровня;
- систематическая помощь со стороны франчайзора;
- отработанная система адаптации к нововведениям и улучшениям;
- помощь при выборе месторасположения и оценке эффективности бизнеса;
- причастность к системе и как дополнительное преимущество: займы, страхование, аренда, приоритетные места (девелоперы предпочитают известные бренды).
Развитие малого и среднего предпринимательства в стране по франчайзингу:
- повышает общую культуру предпринимательских отношений;
- способствует созданию новых рабочих мест;
- упрощает внедрение инновационных технологий;
- стимулирует добросовестную конкуренцию;
- создает комплексную систему практического обучения предпринимательству без создания специальных учебных структур и программ;
- привлекает инвестиции в российскую экономику;
- повышает прозрачность бизнеса и собираемость налогов.
Франчайзинг способствует развитию регионов:
- создание новых рабочих мест;
- вовлечение более широких слоев населения в современные экономические процессы;
- развитие третичного сектора экономики;
- повышение уровня жизни и экономической грамотности населения;
- повышение потребительского спроса на качественные товары и услуги;
- стимулирование добросовестной конкуренции;
- нивелирование степени экономического развития между регионом и центром;
- качественные преобразования в развитии региона в целом, особенно в части инфраструктуры;
- увеличение инвестиционной привлекательности (инвесторы обращают внимание на присутствие в регионе известных брендов).
Библиографический список
1. Ишина Л.Н. Франчайзинг как способ ведения бизнеса в России / Л. Н. Ишина, Г. В. Пономаренко - М.: Экономика , 2005
2. Сосна С.А. Франчайзинг. Коммерческая концессия : [монография] / С. А. Сосна, Е. Н. Васильева - М.: Академ-книга , 2005
3. Устюжанин А. А. Франчайзинг в России // Вестник Московского университета. Серия 6 Экономика. - 2009. - № 24. - С. 14-20
4. Пинегина М. В. Самостоятельное развитие или франчайзинг - сравнительная оценка вариантов развития малого предприятия // Управление риском. - 2010. - № 4. - С. 52-58
5. http://www.rb.ru RUSSIAN BUSINESS - Деловая сеть.
И.В. Бузурная В.В. Каштанов
РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ ПОВЫШЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ В ЦЕЛЯХ УМЕНЬШЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ РИСКОВ
Ключевые слова: предпринимательский потенциал, хозяйственные риски, конкурентоспособность, инвестиции, модернизация, инфраструктура.
На сегодняшний день в России все еще сохранился достаточно высокий уровень интеллектуального и производственного потенциала. Главная задача, которая стоит перед системой государственного управления, заключается в том, чтобы вовлечь все имеющиеся в наличии ресурсы в технологическое, и экономическое развитие страны. Необходимо трансформировать структуру российской экономики, которая в настоящее время деформирована, и, таким образом, обеспечить конкурентоспособность отечественной продукции.
В распоряжении у современной теории конкуренции имеется множество различных концепций, моделей, инструментов и методов повышения конкурентоспособности предпринимательской структуры. Однако, несмотря на это, лишь незначительная часть
© Бузурная И.В., Каштанов В.В., 2013