Научная статья на тему 'Фотография в конвергентной журналистике'

Фотография в конвергентной журналистике Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
801
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / ФОТОГРАФИЯ / КОНВЕРГЕНТНОСТЬ / ФОТОЖУРНАЛИСТИКА / КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ / JOURNALISM / PHOTO / CONVERGENCE / PHOTOJOURNALISM / COMPOSITION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Егоров Антон Алексеевич

Рассматривается существование фотографии в условиях конвергентной журналистики и современные требования к журналистским фотографиям. Формулируется список критериев, которым должны соответствовать современные фотожурналистские материалы для существования в среде конвергентной журналистики. Предложенные критерии могут лечь в основу системы обучения будущих поколений по направлению «фотожурналистика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Photo in convergent journalism

Existence of the photo in the conditions of convergent journalism and modern requirements to journalistic photos are examined in this work. The list of criteria to which modern photos should be conformed for existence in the environment of convergent journalism is formulated. The offered criteria can form the basis of training system for future generations in the direction «photojournalism».

Текст научной работы на тему «Фотография в конвергентной журналистике»

УДК 070.4.

ФОТОГРАФИЯ В КОНВЕРГЕНТНОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ

Егоров Антон Алексеевич

студент института издательского дела и редактирования Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А [email protected]

Аннотация. Рассматривается существование фотографии в условиях конвергентной журналистики и современные требования к журналистским фотографиям. Формулируется список критериев, которым должны соответствовать современные фотожурналистские материалы для существования в среде конвергентной журналистики. Предложенные критерии могут лечь в основу системы обучения будущих поколений по направлению «фотожурналистика».

Ключевые слова: журналистика, фотография, конвергентность, фотожурналистика, композиционное построение.

В условиях конвергентности невозможно представить газету или журнал без фотографий: совмещение текста и фотографии — неотъемлемая часть конвергенции.

На сегодняшний день нет однозначного ответа на вопрос: каким должно быть фото, чтобы отвечать требованиям этого процесса. Тем не менее в современных учебниках по искусству фотографии выделено четыре основных требования к репортажным фотографиям:

• документальность — фотография отражает окружающую действительность в мельчайших деталях: на сегодняшний день разрешающая способность фотографий позволяет рассмотреть черты лица человека, даже если он снят издалека;

• композиционно верное построение — композиция (лат. compositio — составление, сочинение) выполняет организующую функцию, составляющую основную идею в единое целое;

• художественность — выполняет эстетическую функцию и функцию привлечения внимания;

• уместность — с точки зрения морали и смысловой нагрузки.

Мы считаем необходимым иметь в виду еще одно требование к журналистским фотографиям, которое выделяется не всегда:

Публицистичность — выражение мнения автора с помощью изобразительных средств.

По нашему мнению, главное в журналистской фотографии -документальность, поскольку журналисты стремятся передать объективную картину окружающей действительности. «Фотожурналистика предстает как духовно-практическая деятельность. Цель творчества фоторепортеров — визуальными средствами раскрыть социально-политическое содержание фактов и событий современной общественной жизни», — пишет Н.И. Ворон в своей книге «Жанры фотожурналистики» [4]

Для достижения этого свойства фотографии самыми важными являются знаки-изображения. Помимо них в фотографии выделяют еще три вида знаков: символы, индексы, указатели.

Знаки в фотографии:

• знаки-изображения (они же иконические) — самые важные, по нашему мнению, для журналист-

ских фотографий. Знак называет объект, который отсылает нас к содержанию и показывает то, что происходит в момент, когда сделан снимок; знаки-символы, — например, лавровый венок будет символизировать победу. Такие символы могут дополнять смысл знаков-изображений дополнительными значениями, уточнять смысл или, напротив, расширять;

знаки-индексы — отсылают к образу посредством визуального признака чего-либо. Следы на снегу говорят о том, кто их оставил: медведь, птица, человек или собака;

знаки-указатели — указывают на место, время или дату происходящего: дата на календаре, время на часах, табличка с указанием названия улицы.

Рис. 1

Данная фотография (рис. 1) сопровождается лишь короткой подписью. Но этого вполне достаточно, поскольку фотографу удалось передать суть произошедшего в одном кадре: бывший чемпион (изображен сверху) потерпел поражение, при этом не дошел даже до полуфинала. Автор создает сильную изобразительную связь за счет расположения контрастных фигур. Внимание привлекает сначала фигура в красной форме: она контрастирует с фоном синего пола и находится выше, также рядом с ней еще две фигуры. И

лишь потом внимание переключается на фигуру справа снизу — победителя. Таким образом внимание переходит от бывшего чемпиона к его победителю. Созданная изобразительно-смысловая связь говорит, что борец, некогда добившийся высот в данном виде спорта, уступил свое место противнику.

Пример хорошей фотографии для крелизованного текста в жанре «очерк»: на фотографии (рис. 2) изображены иконические знаки: плакат КПРФ, значок в виде красного флага. Эти же знаки можно отнести и знаками-символами, так, красный флаг можно считать неотъемлемым атрибутом членов коммунистической партии. Также важно и расположение такого знака-символа, как портрет Владимира Ильича Ленина в правом верхнем углу. Подпись к фотографии подтверждает все сказанное на фотографии: «Петр Медведев настоящий коммунист и пламенный сторонник установки бронзового вождя». Для очерка важно описать человека не столько внешне, сколько сделать акцент на его убеждениях, интересах. В данном случае фотография выполняет сразу две функции: документально передает внешность человека и при помощи изобразительно-смысловых связей говорит о том, что этот человек полностью поддерживает взгляды КПРФ.

Однако, композиционная целостность данного снимка, по нашему мнению, нарушена, поскольку в левой части фотографии имеются объекты, не несущие важного смысла: дверь и спинка стула, которые занимают большую часть пространства, не привнося в кадр дополнительного смысла.

Подпись к фото (рис. 3): «Полицейские в Кельне проверяют каждого, отдаленно похожего на иммигранта». Однако на фотографии не изображено действие, поэтому фотография не соответствует подписи должным образом.

Мы рассмотрели несколько примеров, и видим: на сегодняшний день развитие технологий позволяет реализовать самые разнообразные задумки, воплотить различные формы журналистского текста. Но сами журналисты, вероятно, овладели искусством фотографического мастерства не настолько, насколько этого требует конвергенция.

Я считаю, что для более успешной работы журналистов в условиях конвергенции авторы должны уметь делать не только технически качественные фотографии — это уже за людей умеют делать камеры,

— но и создавать фотографии, органично сочетающиеся с текстом, который они сопровождают.

I

Р"

по

m

иь

Рис. 2

Рис. 3

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Воронина Е.П. WWW: интеллектуальная паутина, полная чудес // Журналист. — 1996. — № 5.

2. Горохов В., Гринберг Т. Интерактивная журналистика: Путь в будущее // От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия. Отв. ред. Я.Н. Засурский, Е.Л. Вартанова. — М.: 2000.

3. Луканова М.В. Текст СМИ и конвергенция / Политическая лингвистика. — Вып. 20. — Екатеринбург.: 2006.

4. Ворон Н.И. Жанры фотожурналистики. — М.: Факультет журналистики, 2012. — 145 с.

PHOTO IN CONVERGENT JOURNALISM

Anton Alekseevich Egorov

Moscow State University of Printing Arts 127550 Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2А

Annotation. Existence of the photo in the conditions of convergent journalism and modern requirements to journalistic photos are examined in this work. The list of criteria to which modern photos should be conformed for existence in the environment of convergent journalism is formulated. The offered criteria can form the basis of training system for future generations in the direction «photojournalism».

Keywords: journalism, photo, convergence, photojournalism, composition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.