Научная статья на тему 'Фотография как культурный феномен эпохи промышленной цивилизации'

Фотография как культурный феномен эпохи промышленной цивилизации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
859
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА И ТЕХНИКА / ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ФОТОГРАФИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / SCIENCE AND TECHNOLOGY / INDUSTRIAL CIVILIZATION / HISTORICAL SOURCE / ARTISTIC CREATION / CULTURAL HERITAGE / PHOTOGRAPH

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Комиссарова Е. В.

В статье фотография рассматривается как культурный феномен, рожденный научной и технологической революцией и осуществляющий важные социокультурные функции исторического источника и произведения художественного творчества фотографа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHOTOGRAPH AS THE CULTURAL PHENOMENON OF THE EPOCH OF THE INDUSTRIAL CIVILIZATION

In the article the photograph is considered as cultural phenomenon, originated by the scientific and technological revolution and achieving the important sociocultural functions the historical source and the work of the artistic creation of photographer.

Текст научной работы на тему «Фотография как культурный феномен эпохи промышленной цивилизации»

Глобализм и атональность [5, 17-30] - это новые формы человеческого самоутверждения. Их надо не столько оценивать или критиковать, сколько учитывать в работе с молодежью, которая сегодня самим ходом исторического развития поставлена в центр современной системы ценностей. По мнению Филиппа Мюре, сегодня человек не смеется, потому что живет в мире, в котором постоянно осуществляется борьба. «Дом 2», «Каникулы в Мексике», «Comedy Баттл» и др. - пример не смеха, а «стеба». Современный человек прославляет только себя; некритически принимает и одобряет все новое, не признавая гегелевский принцип отрицания, с помощью которого существующее разрушается, чтобы освободить место для реализации новых возможностей. Это «эпоха планетарного нарциссизма» [6].

Таким образом, TV программы сегодня удовлетворяют такие потребности современного человека, как потребность приобретать, демонстрировать (показывать), доминировать, принадлежать (что выражается в необходимости жить с другими людьми), потребность в признании и потребность в агрессии. На основании передач и сериалов только канала ТНТ гуманитарии могут попробовать создать инструментарий, с помощью которого можно обратить эгоистические потребности человека на духовное самосовершенствование.

Человек совершает поступки на основе собственных представлений о себе, развивая свою «Я-концепцию». Вполне естественно, что подростку больше нравится программа, отвечающая его представлениям о собственной личности, и он охотнее поступает в соответствии с ее тезисами. Телевизионные передачи и сериалы непрестанно создают (в глазах их активных зрителей) идеальные личности - личности-модели, которым смотрящий сознательно или бессознательно стремиться подражать, забывая, что это откровенная насмешка, развенчание ложных идеалов. Сериал «Реальные пацаны» (ТНТ) - это издевка над интеллектуальной неразвитостью молодых людей из несостоятельных и неблагополучных семей из провинции. Проблема в том, что «реальные пацаны», которые стали прототипами фильма, даже не понимают, что это «стеб», воспринимая происходящее на экране за норму.

Суть гуманитарной тревоги сегодня в том, что молодые современники отказались от духовного труда, который выводит людей из тупиковых ситуаций, помогает преодолеть кризис, учит бескорыстной любви к ближнему. Непонимание его значимости и неумение найти гармонию с миром отражается в огромной популярности фильмов-катастроф, многие из которых, к сожалению, расцениваются молодыми людьми только с точки зрения спецэффектов, а не их глубинного смысла.

Страх и агрессия устраняются любовью к другому человеку. Сходная мысль звучит и в финале нового американского фильма, премьера которого была в июне 2013 года «Война миров Z». Зомби (или живые мертвецы), которые атакуют людей, -метафора. Забыв о других, человек теряет человеческий облик. При зарождении христианства, люди пришли к сходной идее, так что прием переноса нравственных коллизий из настоящего в прошлое позволит педагогу придать эмоциональный накал «скучным» темам гуманитарного Учебника. Скука - враг образования, а в нынешнее время она стала злейшим противником, победить которого можно не с помощью разнообразных шоу, а смыслом, не игрой, а жизненной практикой.

От праздника - к праздничности - еще один принцип, который транслирует отечественная телевизионная культура. Праздник становится сервисом, особой формой обслуживания гостей. «В современную эпоху нарушился празднично-будничный баланс, сменилась степень концентрации празднично-будничного «коктейля» [7, 250]. Зрелищность и развлекательность проникли во все сферы бытия человека.

Таким образом, включение актуальности в общий текст образования современного человека дает нелинейный эффект, умножающий гуманитарный результат. Телевидение, интернет и другие средства коммуникации предстают как социальные институты развития, существующие по новым законам, но иным принципам. Однако оптимизация гуманитарного развития состоит в органичном соединении этого нового с традиционным. Настоящее теперь определяет прошлое, это наглядно подтвердили уроки недавней отечественной истории . Путь к сердцу Другого лежит через Великое Слово. Это тоже доказала русская литературная классика.

Язык - это биологичекое приспособление для передачи информации, для приспособления в мире, для репрезентации в процессе общения. Сами названия передач и сериалов канала ТНТ доказывают единство связи сознания человека не только с языком, но и с деятельностью, с образом и картиной мира, с культурой и личностью. Сознательное нарушение норм написания в названии сериала «Деффчонки» или сочетание русской и английской орфографии в заголовках «Comedy Баттл», «Страна в Shope», «Наша Russia» - пример нового мышления. Очевидно, что в названии сериала «Страна в Shope» звучит иной смысл, основанный на фонетическом звучании английского слова, на рождаемой этим звучанием ассоциации. Перед нами примеры отражения языковой личности в лексико-семантической системе. Получается, что современная экранная культура прямо или опосредованно формирует языковую личность.

Подводя итог, можно сказать, что гуманитарное образование должно сегодня работать с психологий современного человека и идти не от гуманитарного, а от существующего негуманитарного общества.

Литература

1. Евин, И.А.Искусство и синергетика [Текст] / И.А. Евин. - М.: Либроком, 2013.

2. Москальчук, Г.Г. Структура текста как синергетический процесс [Текст] / Г.Г. Москальчук. - M.:URSS, 2010.

3. История и синергетика: Математические модели социальной, экономической и культурной динамики [Текст] / Ред. А.В. Коротаев, С.Ю.Малков. - М.:Ш^, 2010.

4. Васюков, В.Л. Толерантность и универсализм [Текст] / В.Л. Васюков // Философский журнал. - М.: ИФ РАН.2008. .№1

5. Драч, Г.В. Атональность в культуре: история и современность [Текст] / Г.В. Драч // Фундаментальные проблемы культурологии. - М., СПб.: Новый хронограф, Эйдос, 2009. - С.17-30.

6. Морэ, Ф. После истории [Текст] / Ф. Морэ // Иностранная литература. 2001. № 4.

7. Вейнмейстер, А.В. от праздника к праздничности [Текст] / А.В. Вейнмейстер // Новые традиции. - СПб.: Изд. дом «Петрополис»; Центр изучения культуры, 2009. - С. 240-251.

Комиссарова Е.В.,

Кандидат исторических наук, Волгоградский государственный медицинский университет ФОТОГРАФИЯ КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН ЭПОХИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Аннотация

В статье фотография рассматривается как культурный феномен, рожденный научной и технологической революцией и осуществляющий важные социокультурные функции исторического источника и произведения художественного творчества фотографа.

Ключевые слова: наука и техника, индустриальная цивилизация, фотография, исторический источник, художественное творчество, культурное наследие

102

Komissarova E.V.,

Candidate of the historical sciences, The Volgograd State Medical University PHOTOGRAPH AS THE CULTURAL PHENOMENON OF THE EPOCH OF THE INDUSTRIAL CIVILIZATION

Abstract

In the article the photograph is considered as cultural phenomenon, originated by the scientific and technological revolution and achieving the important sociocultural functions the historical source and the work of the artistic creation ofphotographer.

Keywords: science and technology, industrial civilization, photograph, historical source, artistic creation, the cultural heritage.

Промышленная революция связана со многими научно-техническими открытиями и изобретениями, коренным образом изменившими образ жизни людей в течение XIX столетия.

Одним из технологических достижений индустриальной цивилизации явилось изобретение и дальнейшее развитие фотографии, ставшей важным и многогранным элементом культуры, сохраняющим образы времени и создающим новые возможности для документирования исторического процесса и развития нового вида массового художественного творчества. Столь важный социокультурный феномен нуждается в комплексном культурологическом исследовании.

Ценностное значение фотографии нашло отражение и закреплено в международно-правовых актах. Документы Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) причисляют архивы, включая фоно-, фото- и киноархивы к культурным ценностям. Рекомендация об охране движимых культурных ценностей от 28 ноября 1978 г. относит фотографии как виды оригинального творчества, с одной стороны, к художественным ценностям, с другой стороны, фотографии, кинофильмы, звукозаписи и машиночитаемые документы, наряду с архивными документами, - к историческим источникам. [3]

Изучение истории фотографии начинает развиваться во второй половине ХХ в. сначала во Франции и Англии, затем в Америке. Среди отечественных исследователей фотографии отметим работы А.А.Кузина, В.М.Магидова, музееведческие исследования В.Н.Цукановой, Е.Н.Андриановой и др.

Официальной датой изобретения фотографии («светом пишу») считается 1839 г., его обычно связывают с именем художника Луи Жана Дагера, который, освоив метод Нисефора Ньепса, после 11 лет экспериментов придумал процесс, состоявший из нескольких этапов. Посеребренная медная пластина пропитывалась парами йода, в результате чего образовывался тончайший слой светочувствительного йодистого серебра. Затем она помещалась в камеру-обскуру и экспонировалась ярким солнечным светом в течение 15-30 минут. Для проявки и закрепления скрытого изображения пластина помещалась над контейнером с ртутью, нагретой спиртовой лампой до 65 градусов по Цельсию. После того как на поверхности серебра появлялось изображение, пластину помещали в холодную воду, затем фиксировали раствором тиосульфата натрия. Таким способом получался позитив - единственная фотография, которую изобретатель назвал дагеротипом. Рисунок на пластинке трудно было рассмотреть из-за зеркального блеска изображения. К тому же изображение было непрочным и легко стиралось при малейшем прикосновении. Несколько экземпляров пластины сделать было невозможно, дагеротипия позволяла получить только одно изображение и делала невозможным получение копий (поэтому фотоснимки, относящиеся к ранним периодам развития фотографии, редки, дагеротипы всегда уникальны), однако метод Дагера позволил избавиться от работы художника и гравера. 7 января 1839 г. физик и астроном Доминик Франсуа Араго представил доклад об изобретении художника Дагера в Парижской академии наук и предложил правительству Франции купить на него патент. Этот день в истории стал днем рождения фотографии. [8]

Но в действительности первую фотографию сделал Жозеф Нисефор Ньепс за семнадцать лет до этого, а за четыре года -Уильям Генри Фокс Талбот получил негативное изображение на бумаге размером в один квадратный дюйм, которая была помещена в фотографической камере. В том же 1839 г. Ипполит Байар продемонстрировал в Париже позитивные отпечатки, а Джон Гершель прочитал в Британском Королевском обществе доклад об изобретенном им способе фиксирования фотографий с помощью гипосульфита соды, которым и сейчас пользуются в каждой фотолаборатории. [10]

Однако этому изобретению предшествовали многовековые исследования в области химии и оптики.

Научно-техническое определение фотографии дано в Политехническом словаре, согласно которому фотография [от греч. Photos - свет и grapho - пишу] - область науки, техники и искусства, использующая и изучающая методы получения на светочувствительных материалах изображений (фотографий) объектов или способы регистрации излучений при физических, химических и других процессах. В основе фотографии лежит использование специальных материалов, в светочувствительном слое которых в результате действия излучения (например, оптического, рентгеновского) и последующей химической обработки происходят необратимые изменения. Обычно фотографические материалы используются в сочетании с тем или иным оптическим устройством: фотографическим аппаратом, фотографическим увеличителем, копировальным станком и т.д., создающим на светочувствительном слое оптическое изображение. Различат черно-белую и цветную фотографию, статичную (собственно фотографию) и динамичную (кинематографию), монокулярную и бинокулярную (стереоскопическую). Фотография применяется в самых разнообразных областях народного хозяйства и культуры. [6]

Существенную эволюцию претерпели и фотоаппараты, превратившись из громоздких сооружений, управляемых специалистами, в доступные каждому миниатюрные цифровые камеры, в наши дни уступающие место смартфонам.

В России первые фотографические камеры стали изготавливаться в первой половине XIX в. Благодаря русскому изобретателю

А.Ф.Грекову был создан первый фотографический аппарат - оптико-механическое устройство для получения одиночных фотоизображений предметов. В 1847 г. С.Л.Левицкий изобрел складной фотоаппарат с мехом, который использовался прежде для гармони. В 1854 г. стереоскопический аппарат изобрел И.Ф.Александровский. Вклад в усовершенствование и изобретение фотоаппарата внесли многие российские ученные, в том числе Д.И.Менделеев.

Первый отечественный фотоаппарат «Фотокор» был выпущен в 1931 г., затем появились фотоаппараты «Арфо», «ФК», «Турист» «Спорт» и др. [9]

В ХХ в. различают крупноформатные фотоаппараты (например, «Плаубел» (ФРГ), размер кадра 18х24 см), среднеформатные («Салют» (СССР) размер кадра 6х6 см), малоформатные («Пентакон» (ГДР) размер кадра 24х36 мм), полуформатные и узкопленочные. В зависимости от назначения и условий применения фотоаппараты в СССР подразделялись на любительские (например, ФЭД, «Зоркий», «Зенит»); специальные любительские (панорамные типа «Горизонт» и стереоскопические типа «Спутник»); павильонные (ФК 13х18, ФК 18х24); репортерские (например, «Салют», «Искра»); фоторепродукционные; фотоаппараты для аэрофотосъемки и т.д. По конструктивным особенностям фотоаппараты делят на складные с одинарным и двойным растяжением меха (например, «Москва»); жесткой конструкции - дальномерные (типа «Зоркий») и зеркальные (типа «Зенит»); двух- и трехобъективные (например, «Спутник», «Любитель»); специальные («Момент», «Горизонт» и др.). По виду применяемого фотоматериала различают пленочные и пластиночные фотоаппараты. [6]

Со второй половины XIX в. фотоснимки, фиксировавшие различные объекты, стали неотъемлемой частью общественнополитической, научной и личной жизни, они иллюстрируют периодические издания, становятся частью интерьеров, заполняют ставшие традиционными семейные альбомы. Появляется новая профессия - фоторепортера, представители которой отправлялись в различные точки земного шара, чтобы запечатлеть жизнь аборигенов, уникальные памятники природы и культуры, сообщить о важнейших событиях. Эти фотоснимки стали бесценной летописью истории человечества, например, благодаря изданным в первой

103

половине ХХ века сериям почтовых карточек с видами городов России мы можем воссоздать утраченный архитектурный облик дореволюционного Царицына и довоенного Сталинграда.

Фотодокументы зафиксировали характерные черты промышленной цивилизации и ее российскую специфику, которая особенно наглядно проявляется на примере ничем, кроме ужасающей антисанитарии, не примечательного уездного города Царицына Саратовской губернии, превратившегося в результате стремительной сверхиндустриализации конца XIX - первой половины ХХ в. в крупнейший промышленный и культурный центр юга страны - Сталинград-Волгоград.

Фотоснимки отражают символы новой эпохи: развитие пароходства и железных дорог, строительство промышленных гигантов, внедрение технических достижений в быт людей, благоустройство городов: появление электрического освещения, трамвая, синематографа, автомобилей и самолетов. В советские годы символом электрификации стал знаменитый снимок

A. Шайхета «Лампочка Ильича» 1925 г. Фотокорреспонденты увековечили такие знаковые для истории волгоградского региона события, как выпуск первого сталинградского трактора, открытие Волго-Донского судоходного канала, строительство и пуск Волжской ГЭС и многие другие события и объекты.

Фотодокумент дает уникальное, наглядное представление о реальных событиях прошлого, имеющее документальный характер и приобретающее значение документа эпохи. Фотография как документ выступает в качестве средства информирования о наиболее острых социальных проблемах, средства просвещения и воспитания и в периодической печати, и в качестве наглядной агитации в стенной печати различных учреждений и предприятий.

Значение фотодокумента раскрывается при анализе содержания фотоснимка в двух качествах: документальном и художественном, так как его технические и эстетические свойства проявляются практически одновременно в процессе создания документа. [5]

Фотодокументы составляют значительную часть Музейного Фонда РФ. В ряде музееведческих и источниковедческих исследований дано определение фотодокумента. А.А.Кузин пишет: «Фотодокументом называется фотографическое изображение, воспроизводящее объект съемки и отражающее действительные события экономической, политической, общественной или культурной жизни. Фотодокументы несут статические изображения на стекле, пленке или бумаге предметов и лиц».[4]

B. Н.Цуканова отмечает, что «данное определение не охватывает, например, видовые снимки, которые тоже могут быть фотодокументом. Но важно то, что в нем выделены основные типологические особенности фотодокумента как источника: это статическое изображение на каком-либо материальном носителе (стекле, пленке или бумаге) действительно существовавшего объекта, который фиксировался фотографом.

Фотография возникла из необходимости наиболее точной фиксации определенного, вначале неподвижного объекта на материальный носитель, который затем может сохраняться в течение длительного времени.

Понятие документальности употребляется в широком смысле слова, охватывая почти всю массу фотоснимков, и в узком смысле, - лишь по отношению к определенной части фотоизображений, как юридическое подтверждение какого-либо факта, когда в фотоизображении на первый план выступают не художественные достоинства фотографии, а способность передавать действительную реальность жизни. Именно это отличает документальную фотографию, в то время как в развитии фотографии наблюдаются две основные тенденции: запечатление реальной действительности, с одной стороны, и преследование формотворческих, чисто художественных целей - с другой. В то же время, художественная фотография, объектом для которой была действительность, может обладать определенной долей документальности.[7, с.43]

В архивоведении и документоведении разработана классификации фотоисточников. В трудах Всероссийского научноисследовательского института документоведения и архивного дела (ВНИИДАД), выделяется событийная, портретная и художественная фотография. Художественная фотография подразделяется в свою очередь на жанровую, пейзажную и частично портретную. В музееведческой литературе наиболее четким является следующее деление фотодокументов: фотопортрет (и групповой), сюжетные фотографии (событийные) и видовые. Говоря о фотоснимках в целом, В.Н.Цуканова выделяет среди них документальные, художественные и научные фото.[7, с.42]

Применительно к фотографии понятие документальности в общепринятом понимании означает абсолютную достоверность, полное соответствие с тем, как это было на самом деле. Однако документальная фотография еще вовсе не означает - достоверная. Документальность фотографии не абсолютна не только потому, что фотограф вносит значительную долю субъективности в процесс фотографирования. Но и сама техника фотографии не позволяет говорить о ее полной объективности, так как процесс фотографирования предполагает определенные изменения изображаемого объекта при фиксации этого объекта на пленке. Другая сторона вопроса связана с участием в съемке человека - автора фотографии: с уровнем мастерства фотографов, различиях в «манере» съемки и характерных приемах, а также с обстоятельствами и целью съемки, поэтому важно изучить эпоху, когда творил фотограф-профессионал, выполнявший задание редакции в соответствии с господствующими стереотипами показа действительности.

Социальная миссия сохранения и трансляции части движимого культурного достояния, которое составляют фотоколлекции, возложена на архивы и музеи, перед которыми стоят задачи всестороннего объективного отражения истории. В фотографии фиксация объекта съемки происходит в момент его наблюдения, поэтому хорошая документальная фотография отличается от других источников тем, что она в меньшей степени может быть подвергнута интерпретации. А. Блейкер писал, что «целью научной фотографии является такое воспроизведение данного объекта, которое позволяет однозначно интерпретировать полученное изображение и, следовательно, исключает неуместные дискуссии по поводу того, что же изображено на фотоотпечатке».[2] Это замечание может стать одним из критериев ценности документальной фотографии как исторического источника. Фотодокументы приближают к нам ушедшее время, раскрывая неожиданные новые детали и подробности. Специфика содержания этого вида источников заключается в том, что в фотодокументах фиксируются внешние, зримые проявления событий, образная сторона явлений. В переломные периоды истории, насыщенные событиями, запечатлевая их, фотодокументы как источники по своей значимости выходят на одно из первых мест.

Высоко оценивая художественные достоинства, содержательные элементы и достоверность информации, содержащейся в фотоснимке, В.М.Магидов и Е.Н.Андрианова отмечают особенности фотодокумента как исторического источника:

- способность фиксировать лишь одно мгновение снимаемого объекта (события, явления, факта) на носителе информации;

- наличие полнее определенных границ фотокадра, его композиционной, пространственной целостности с учетом временного характера реальной действительности, некоторые компоненты которой находятся в пределах изображения фотодокумента;

- возможность посредством информации, заключенной в фотодокументе, не только образно представить событие, но и осмыслить его с учетом своеобразия передачи движения в фотографии, использования различных приемов съемки;

- определенная доступность фотодокументов при изготовлении и использовании;

- возможность использования различных технических средств, способствующих корректированию содержания фотоизображения и приводящих в результате к фальсификации событий или фактов, отраженных в фотодокументе (ретушь, фотомонтаж, инсценировка и др.);

- взаимосвязь эстетической и познавательной ценности фотодокумента;

104

- способность предоставлять информацию о текущих событиях, выступая выразителем интересов определенных политических и общественных сил;

- накопление знаний об исторической обстановке, создание исторического контекста.

Запечатленная подлинность события усиливает не только информативную ценность снимка, но и расширяет его познавательное начало как источника исторического исследования. Все это имеет особое значение не только для исторической науки, но и для массового распространения исторических знаний, в том числе - для создания разнообразных компьютерных программ. [1, с. 104-106]

Прикладная фотография нашла широкое применение в различных областях человеческой деятельности: активно использовалась в военном деле, в науке, промышленности, архитектуре и строительстве, торговле.

Раздвигая грани познания, технические аппараты, оснащенные камерами используются в космосе, на морских глубинах и других ранее недоступных для человека местах. Микро- и макрофотографии фиксируют различные объекты и явления, не улавливаемые человеческим глазом или способные ослепить, слишком мелкие, крупные или далекие явлений: слишком медленные

Информационная революция с переходом на цифровые технологии упростила и сделала фотографирование общедоступным. Современный фотограф оснащен высоко технологичной аппаратурой, которая облегчает работу и расширяет круг творческих возможностей фотографа в отображении реального мира, обеспечивает высокое качество изображений. В то же время среди фотохудожников остаются приверженцы черно-белой фотографии.

Вступив в информационное общество, фотография обрела новые качества и стала общедоступной благодаря внедрению цифровых технологий и интернету, предоставляющему пользователям уникальную возможность знакомства с государственными и личными фотоархивами, формированию исторической памяти на основе визуализация культурного наследия.

Рожденная научной революцией фотография во всем многообразии ее социокультурных функций является существенной частью культурного наследия, сохраняющей образы эпохи для потомков, а также мощным инструментом научного познания мира во всем его многообразии.

Литература

1. Андрианова Е.Н. Документальная фотография как исторический источник по истории развития СССР в 1930-е гг. Из опыта разработки компьютерных программ в музее / Научные труды ГЦМСИР. Выпуск Ш. Музейное источниковедение социальной истории. Сб. ст. - М.: ГЦМСИР, 2011. - С. 102-123.

2. Блейкер А. Применение фотографии в науке. - М.: Мир, 1980. С. 141.

3. Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности от 14 ноября 1970 г. Генеральной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры; Рекомендация об охране движимых культурных ценностей от 28 ноября 1978 г. / Международно-правовые документы по вопросам культуры: Сост. и науч. ред. сборника проф. А.С.Запесоцкий. - СПбГУП, 1996. -

С. 341-342.

4. Кузин А. А. Кинофотофоноархивы. - М.: 1960. - С. 9.

5. Магидов В.М. Кинофотодокументы в контексте исторического знания. - М.: 2005. - С. 79.

6. Политехнический словарь. Гл. ред. И.И.Артоболевский. - М.: «Советская Энциклопедия», 1977. - С. 535-536.

7. Цуканова В.Н. Фотодокументы в музее. Их свойства, проблемы изучения и использования/ Музейное дело: музей - культура - общество: сб науч.трудов Музея революции / сост.М.Б.Гнедовский, О.Л. Климашевская. - М.: 1992 . - С. 39-57.

8. История возникновения и развития фотографии [Электронный ресурс] URL: http://hoto.far-for.net (дата обращения 29.07.2013).

9. История фотоаппаратов [Электронный ресурс] URL: http://fotoblick.ru/photo/6.html (дата обращения 29.07.2013).

10. История фотографии [Электронный ресурс] URL: http://prophotos.ru/history/3102-zarozhdenie-fotografii-lui-dager (дата обращения 29.07.2013).

Прядуха НА.

кандидат искусствоведения, Алтайский край, г. Барнаул

ХУДОЖЕСТВЕННО-АССОЦИАТИВНЫЙ ЛАНДШАФТ АРХИТЕКТУРЫ МОДЕРНА (НА ПРИМЕРЕ МУЗЫКАЛЬНОЗВУКОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК АРХИТЕКТУРНЫХ СООРУЖЕНИЙ Г. БАРНАУЛА)

Аннотация

Музыкально-звуковой подход к анализу ландшафтнообразующих элементов городской среды позволяет иначе представить культурный ландшафт города, сделать его многозначным, подвижным, изменчивым полем для воспитания региональной идентичности, патриотичности, рефлексивности горожанина. Главной целью подобных исследований является поиск универсальных закономерностей, гармонии в организации Мира, восприятии человека и места его проживания как части Универсума. Практическим преломлением данных идей могут стать уникальные туристические маршруты, музейные экспозиции, просветительские издания, повышающие туристическую и инвестиционную привлекательность региона. Материалы исследования являются фундаментом формирования комплексных спецкурсов по искусствоведению и культурологии.

Ключевые слова: архитектура, музыка, ландшафт, модерн.

Pryaduha N.A.

Altai region, Barnaul ART-associative

LANDSCAPE ARCHITECTURE MODERN (ON THE EXAMPLE OF MUSIC AND SOUND CHARACTERISTICS OF

ARCHITECTURAL STRUCTURES BARNAUL)

Abstract

Music and sound approach to the analysis of landshaftnoobrazuyuschih elements of the urban environment can somehow imagine the cultural landscape of the city, making it a multi-valued, active and volatile field of education for regional identity, patriotism, reflexivity citizen. The main goal of such research is the search for universal laws of harmony in the organization of the World, the perception of man and his place of residence as part of the universe. Practical ideas refraction data may be unique hiking trails, museum exhibitions, educational publications, increasing tourism and investment attractiveness of the region. The research materials are the foundation of the formation of complex special courses in art history and cultural studies.

Keywords: architecture, music, landscape, modern.

Актуальность обращения к музыкально-звуковым аналогам в мире искусства, зародившись в эпоху романтизма, наиболее ярко было заявлено представителями символизма и модерна. Они внесли специфику, свойственную своим стилям, в оформление понятия «музыкальность», которая, в свою очередь, стала одной из основных ее характеристик. Речь идет о «песенности»[1]. Как известно, явления символизма и модерна напрямую связаны с литературой, что дало повод формированию понятия «литературность». Не вдаваясь в тонкости его определения, необходимо констатировать очевидное свойство литературы, вышедшее за ее пределы - это повествовательность, процессуальность, то есть последовательное изложение фактов, мыслей, событий и т.д. посредством слова. В данном случае «повествовательность» очень близка «песенности», имея ввиду тесные,

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.