Третье. В праве выделяется первичная интеграционная система, которая укрепляет социальные связи. Четвертое. Появляются установки междусубъектного взаимодействия.
Пятое. Социальная норма выступает постулатом сообщества (намечается структура отчужденного регулятора).
Шестое. Субъект определяет оптимальную форму описательного суждения в информационном пространстве.
Неопределенная основа блага отражается в символах информационного сообщества. В социуме складывается мифический статус блага, где проявляются разные формы мировоззренческих отношений. Мировоззрение индивида воссоздает критерии ценностных форм в гносеологической системе. Гносеология совершенного блага напоминает ценность возвышенного идеала в общественном сознании. Кант указывал: «Исполнять категорическое веление нравственности всегда во власти каждого, исполнять эмпирически обусловленное предписание счастья редко и далеко не для каждого возможно даже в отношении какой-либо одной цели»[3, 292]. Знание о благе выражается в гуманистических идеях и нравственном взаимодействии. Идентификация блага в информационных суждениях - это логическое описание коммуникационной значимости в системе информационного пространства.
Современная философия устанавливает новые уровни (инстанции) понимания блага в коммуникативных отношениях. Мировоззренческая норма в информационном взаимодействии - это императив, в котором устанавливается объектная форма долженствования в виртуальной ситуации. Мировоззренческое отношение олицетворяет экзистенциальную ситуацию, в которой отражаются различные социальные позиции и аксиологические устои.
Таким образом, совершенное благо выступает ценностным ориентиром в мировоззренческой системе. Благо указывает на особую логику, в которой выявляются символические обозначения. Феноменология нормативности связана с когнитивными построениями в условиях мировоззренческого отношения. Пропозициональная логика выявляет классическую форму суждения, в которой отсутствует субъектная реальность. Нейтральные символы (знаки) нивелируют коммуникационные смыслы в информационном пространстве. Эта проблема требует дальнейшего исследования в социальной философии. Социальная философия выявляет объектные характеристики общественного института и информационного пространства.
Список использованной литературы:
1. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. - Мн. Литература, 1998. - 1392 с.
2. Гегель, Г. В. Ф. Философия права / Пер. с нем. Б. Г. Столпнера; Вступ. ст. В. С. Соловьева; Примеч. В. С. Нерсесянца. / Г. В. Ф. Гегель - М.: Мир книги, Литература, 2007. - 464 с.
3. Кант, И. Основы метафизики нравственности. / И. Кант - М.: Изд-во «Мысль», 1999. - 1472 с.
4. Хабермас, Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. / Ю. Хабермас - 2-е изд., стер. - СПб.: Наука, 2008. - 417 с.
© Маринычев Д. А., 2019
УДК 165.1+316.7
М.В. Михина
магистр психологии, психолог г. Иркутск, Российская Федерация
ФОТОГРАФИЯ: ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД
Аннотация
В статье проводится теоретическое исследование соотношение действительности с ее
зарегистрированным фрагментом на фотографии. Фотограф выступает в роли наблюдателя, устанавливающего границы сохраняемой им реальности. Автором статьи рассматриваются отличия между фотографией и произведением изобразительного искусства. Для создания произведения искусств необходим период времени, а для фотографии решающим является скорость реакции, чтобы нажать на кнопку и сохранить явление. Искусство основано на субъективном и чувственном познании воспринятого мира, способностях художника к установлению меры, величины. Фотография обусловлена возможностями рационально спроектированного фотоаппарата, его функциональностью и наблюдательностью того, кто им владеет.
Ключевые слова
познание, эпистемология, философия фотографии, наблюдатель, селфи
Ситуации в непрерывном процессе жизни, регистрируются техническим устройством -фотоаппаратом и проявляются на плоской поверхности пленки или дисплея, проникая в последующем в коммуникации. Полученные фотографии можно тиражировать, ими можно обмениваться, они в наилучшей степени соответствуют средствам массовой информации и электронным коммуникациям, что увеличивает их влияние в современном обществе.
Существенным фактом при исследовании фотографии является ее появление - при помощи фотоаппарата, то есть она предопределена параметрами и программами аппарата. В ее основе развитие науки и технологии, коллективный творческий опыт людей по созданию и целенаправленному улучшению возможностей аппарата.
Фотографа В. Флюссер сравнивает с охотником палеолита, выслеживающим дичь [2, с.37] , а А. ван Лиер - с охотником-звероловом, для которого фотоаппарат является ловушкой [3, С.116]. Сонтаг отмечает, что участники фотопроекта при отборе нужного кадра, сначала делают «десятки снимков анфас каждого из своих издольщиков, покуда не убеждались, что пленка запечатлела нужное выражение лица модели, отвечавшее их, фотографов, понятию бедности, освещении, достоинстве, фактуре, эксплуатации и геометрии» [1, с.16, 17]. Действительность, помещенная с помощью фотоаппарата в рамку, информируется, становится моделью ее видимого фрагмента. Пространственно-временная перспектива на плоской поверхности снимка заменяется проекцией, а ценности оборачиваются понятиями. Изначально изобретатели фотографии сравнивали ее с записями, «Ньепс назвал свой процесс фиксации изображения на пластинке гелиографией - солнце-письмом. Фокс Талбот назвал камеру карандашом природы» [1, с.209].
Изобразительное искусство и фотография основываются на различных принципах измерения, явления действительности кодируются или при помощи творческих способностей человека, или техническим устройством. Изобразительное искусство раскрывает образы чувственного познания, субъективный опыт восприятия мира художником, его свободу выбора в пропорциях, соотношениях. В фотографии с использованием рационально спроектированного фотоаппарата отпечатываются наблюдаемые, иногда внешне смоделированные фотографом явления. Особенность процесса фотографирования в том, что окружающая действительность появляется в форме зарегистрированного аппаратом отраженного от явлений электромагнитного излучения, четким соответствием между элементами снимаемыми с определенного ракурса и отображенными на фотографии. Следовательно, фотографии являются моделями, результатом проекта.
Установление величин, пропорций способствует возможностям в понимании и манипуляции с ними диктуются внутренней необходимостью произрастающей в художнике. Художественный образ в изобразительном искусстве в отличие от фотографии «создается не только за счет верности натуре, но и путем подчеркивания каких-то сигнально наиболее значимых признаков. Интересно, что эти признаки были найдены интуитивно, в порыве вдохновения. Они родились из глубины души художника, а не при холодном разглядывании объекта» [4, с.102-103]. Художественному произведению необходим для создания период во времени, иногда создание одного произведения измеряется годами, а фотографии важна скорость реакции фотографа, чтобы ухватить подходящий момент, нажав на кнопку аппарата.
В этой связи у А. ван Лиера сказано: «Человек как создатель образов, ранее такой важный и первостепенный, занял подчиненное положение и теперь часто является только дополнением. С камерой в руках трудно представить себе человека микрокосмосом или воскликнуть с Декартом: «Я мыслю, следовательно, я существую»». [3, с.87]. Современные фотокамеры, встроенные в компьютерные мобильные устройства с помощью заранее разработанных и связанных с ними программ могут автоматически распознавать и снимать запрограммированные в них явления, например лица людей, улыбку или иную выраженную эмоцию на лице человека, предоставлять их пользователям отредактированную фотографируемую действительность с добавлением различных желаемых эффектов или устранением нежелательных. Программы позволяют их пользователям включаться в творческий процесс по редактированию фотографий. Качество и особенности этих программ способствуют увеличению количества снимков и желающих сфотографироваться.
Фотографирование способствует совершенствованию не чувств человека, не его способностей к установлению меры и определению ценностей, а улучшению параметров технического средства и определению значений. Программы, заложенные в технику, исключают человека из творческого процесса по созданию культурных ценностей, а ответственность фотографа делится с совершенством фотоаппарата и программ и тем, кого снимают. Поэтому художественные произведения, созданные человеком на основе особенностей его восприятия, в дальнейших отношениях требуют подписи автора, а на обычной, неотредактированной фотографии она - неуместна.
С одной стороны, фотограф находится позади своей камеры и остается за кадром, а с другой, является соучастником в действии, наблюдателем, которому отведена ведущая роль в организации формирования снимка, определении границ того, что попадет в кадр. Одновременное соединение двух ролей, как активного участника съемки и наблюдателя, эту возможность сегодня используют многие обладатели фотокамеры, они отдают предпочтение селфи, в котором участник съемки и наблюдатель объединены.
Процесс фотографирования связан с доверием, так как тот, кого фотографируют, выражает готовность передать во времени видимые личные сведения о себе, которые доступны в момент съемки только ограниченному кругу лиц. Фотографии фиксируют множество видимых деталей, поэтому им больше доверяют, чем избирательному восприятию, памяти и эмоциям человека. Люди больше доверяют технике и получаемым с ее помощью результатам, чем другому, такому же чувствующему как он сам. Доступные для просмотра неограниченному кругу лиц они влияют на представления о действительности, являются препятствием для восприятия того, что им не соответствует. «В фотографии значение лжи гораздо важнее, чем в живописи, потому что ее изображения претендуют на правдивость в гораздо большей степени, чем живописные» [1, с.116].
Фотографии хорошо зарекомендовали себя в социальных сетях, как в рекламных целях, так и компрометирующих. Большое количество внимания, откликов, комментариев придает им общественное и культурное значение.
Перед современным обществом встают этические проблемы, которые связаны с включением личных фотографий в массовые коммуникации. Может ли учитель, преподаватель, военный или специалист в иной сфере деятельности размещать для публичного просмотра свою фотографию в купальнике или нижнем белье? К чему ведет открытие границ между публичным и частным, а также фотографическая открытость со всеми и во всем, отвергающая интимность?
Актуальный для определенных условий внешний облик человека фотографируется и, таким образом, вырывается из последовательно упорядоченной действительности, в последующем он вносится в иной контекст и противопоставляется в соответствии с профессиональной или общественной деятельностью, то есть с представлениями о соответствующем образе учителя, врача, военного и т.п. Сохраненные моменты жизни на фотографиях, как следы от развивающегося процесса жизни могут быть ошибочно поняты, если сопоставляются одномоментно с уже изменившейся культурной и социальной реальностью. Согласно Флюссеру на фотографические документы «мы реагируем не исторически, а ритуально-магически» [2, с.71].
Фотографированием человек «ослабляет чувство дезориентированности, нередко обостряющееся в путешествии. Большинство туристов ощущают потребность поместить камеру между собой и тем, что показалось им замечательным. Неуверенные в своей реакции, они делают снимок. Это придает переживаемому форму: остановился, снял, пошел дальше» [1, с.21]. Современный человек с помощью фотографирования определяет ориентиры в познании действительности, снижает неопределенность, сохраняет, упорядочивает и переоценивает свои представления в информационном потоке.
Группировка фотографий по альбомам осуществляется по разным признакам. Исследование личных веб-страниц пользователей сети «Интернет» в настоящее время позволяет говорить о том, как современный человек группирует фотографии, решает задачи по их обобщению, можно понять сложившийся на сегодня способ классификации отснятых явлений. На веб-странице пользователя можно увидеть: личные и семейные фотоальбомы; в соответствии с городами, странами в которых человек побывал; по знаменательным событиям (дни рождения, свадьба, школа и т.д.); по годам съемки; временам года; архитектурным строениям (храмы); любимым музыкальным, спортивным группам; с домашними питомцами и животными; природы; анимации; избранное и другие. Таким образом, можно предположить, что классификация фотографий в альбомы у пользователей сети в настоящее время происходит в соответствии с словестно-логическим мышлением. Определяется и «документируется не только количественное увеличение семьи, но и важные моменты ее цикла жизни, связанные с изменением социального или профессионального статуса ее членов, приобретением ими новых ролей, какой-либо ценной материальной покупкой» [5, с.42].
Фотографический мир - это среда наблюдателей, которые играют рамками кадра, наполняя их частями действительности. От человека деятельного происходит переход к человеку пользующемуся. Список использованной литературы:
1. Сонтанг С. О фотографии. - 7-е изд. - М.: Ад Маргинем Пресс, Музей современного искусства «Гараж», 2018. - 272 с.
2. Флюссер В. За философию фотографии / Пер. с нем. Г. Хайдаровой. - СПб.: Издво С.Петерб. унта, 2008.146 с.
3. А. ван Лиер. Философия фотографии/Перев. с англ. Шаповал Ж.В. - Х.: «Гуманитарный центр», 2019. -202 с, илл.22 с.
4. Иваницкий А.М., Шубина Н. Физиологическая двухмерность информации: механизмы и следствия. Наука и жизнь. № 1. - 1970. - С. 97-103.
5. Нетусова Т.М. Социокультурные функции любительской фотографии: диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук: 22.00.06 [Место защиты: Москва РГУУ]. Москва, 2015. 221 с.
© Михина М.В., 2019
УДК1
Филатов В. В.,
кандидат философских наук, доцент Западного филиала Российской академии народного хозяйства
и государственной службы, Калининград.
АНТИНАТАЛИЗМ В ФИЛОСОФИИ ЭДУАРДА ФОН ГАРТМАНА
Аннотация
В статье раскрываются особенности философского антинатализма на основе исследования идей немецкого философа 19 века Эдуарда фон Гартмана.