Поризко Ольга Ипполитовна, кандидат искусствоведения, преподаватель Гатчинской детской музыкальной школы им. М. М. Ипполитова-Иванова
Porizko Olga Ippolitovna, PhD (Arts), Teacher at the Gatchina Children's Music School named after M. M. Ippolitov-Ivanov
E-mail: [email protected]
ФОРТЕПИАННАЯ МУЗЫКА Н. П. РАКОВА ДЛЯ САМЫХ ЮНЫХ
Статья посвящается исследованию фортепианной музыки для учащихся младших классов ДМШ русского композитора XX века Н. П. Ракова, создателя обширного педагогического репертуара для детей и юношества. В статье рассматривается ряд его сочинений для начинающих — пьесы «Утренний урок», «Песенка», «Впереди барабанщик», «Шалун», «День прошел» из цикла «24 пьесы для фортепиано во всех тональностях», пьесы «Потанцуем», «Поют за рекой», «Ку-ку», «Взгрустнулось», «Осень», «Солнышко светит» из цикла «Шесть пьес», а также произведения крупной формы — Сонатина № 11 (Для маленьких) и Сонатина № 12 (Маленькая). В ходе исследования выявляется, что автор, создавая репертуар для самых юных, использует простые формы, тональности с минимальным количеством знаков (С^иг, а-то11, G-dur, F-dur), яркие образные названия. При этом с первых шагов юного музыканта композитор ставит серьезные задачи: приобщает к разным жанрам, различной, но всегда доступной для детских рук фактуре, учит умению слышать регистровые краски фортепиано, осваивать разные полифонические приемы изложения материала. В пьесах песенного характера в мелодии использует интонационный язык, основанный на народно-песенных истоках, что особенно важно в эпоху глобализации.
Ключевые слова: Н. П. Раков, фортепианная музыка, пьесы для юных музыкантов.
PIANO MUSIC BY N. P. RAKOV FOR THE YOUNGEST
The article studies piano music for elementary school students by the Russian composer of the XX century N. P. Rakov, who created a vast pedagogical repertoire for children and youth. The article analyses a number of his compositions for beginners — pieces «Morning Lesson», «Song», «Drummer Ahead», «Naughty Boy», «The day has passed» from the cycle «24 pieces for piano in all keys», pieces «Let's Dance», «Singing across the River», «Cuckoo», «Saddened», «Autumn», «The Sun shines» from the cycle «Six Pieces», as well as works of large form — Sonatina № 11 (For little ones) and Sonatina № 12 (Small). The study reveals that the author, creating a repertoire for the youngest, uses tonalities with a minimum number of signs (C-dur, a-moll, G-dur, F-dur), simple forms, bright figurative names. At the same time, from the very beginning, the composer sets serious tasks for a young musician: introduces him to different genres, different textures, but always accessible to children's hands, teaches the ability to hear the register colors of the piano, master different polyphonic techniques of presenting material. In the pieces of a song character, the melody uses intonation language based on folk song, which is especially important in the era of globalization.
Key words: N. P. Rakov, piano music, pieces for young musicians.
В 2023 году исполняется 115 лет со дня рождения Николая Петровича Ракова (1908-1997) — русского композитора, фольклориста, педагога, создателя обширного педагогического репертуара для учащихся музыкальных школ и училищ. В педагогическом наследии автора — музыка для разных инструментов и инструментальных составов. Работая над созданием детского репертуара, Н. П. Раков тесно общался с педагогами музыкальных школ, писал по их просьбе сочинения для детей, изучал специфику инструментов, бывал на репетициях и концертах. Произведения композитора для юных музыкантов, излучающие свет, любовь к миру, природе, народному искусству, были широко востребованы педагогами второй половины XX века.
К сожалению, у композитора не было наследников, которые могли бы заняться архивом и дальнейшей популяризацией его сочинений. Музыка композито-
ра стала забываться. Большая заслуга исследования творчества композитора принадлежит крупным отечественным ученым — А. А. Соловцову [7] и, особенно, А. М. Цукеру [10]. Кроме того, благодаря изысканиям Ю. В. Холопова [8; 9], калужского историка-краеведа, нам открылись страницы истории рода Раковых, перипетии судьбы семьи композитора, его родителей1, русских патриотов, отдавших городу свое состояние и оставшихся в стране после революции.
Николай Раков, будущий композитор, был пятым, младшим ребенком в семье, всеобщим любимцем2. Рано проявились музыкальные способности Николая, своевременно замеченные родителями. Окружающие часто называли его «маленьким Моцартом», отмечая не только музыкальную одаренность, но и веселый добродушный нрав, отсутствие зависти и других негативных качеств. Быстро осваивавший фортепиано, а вскоре и скрипку,
1 Петр Степанович Раков, отец Н. П. Ракова, был в Калуге заметным человеком, преуспевающим купцом, человеком широкой русской души. В 1899 году он стал одним из попечителей организованного в городе «Работного дома», где оставшиеся в годы неурожая без средств к существованию люди могли найти работу, кров и питание [9, с. 13]. Мать, Надежда Васильевна (урожденная Заверина), также происходила из купеческого сословия. В 25 лет вышла замуж, дождавшись жениха после 4-го-дичной воинской службы. Семья, в которой было пятеро детей, была дружной. В годы «экспроприации экспроприаторов» родители со старшей дочерью были высланы в Архангельск. Несмотря на лишения, отец не держал обиды на советскую власть, говоря: «А все-таки это общество более справедливо устроено. Оно дает всем одинаковую возможность учиться» [8, с. 77].
2 Няня, также обожавшая ребенка, считала вполне уместным держать на обеденном столе детский горшочек.
78
12-летний Николай стал оркестрантом и солистом городского оркестра. В годы революции и Гражданской войны, в результате которых отец лишился нажитого состояния, юный музыкант, выступавший в госпиталях, на заводах и фабриках, стал кормильцем семьи, получая солидный красноармейский паек и поддерживая свою семью. Работал Николай Раков и тапером, удивляя всех блестящей импровизацией. Окружающих, оставивших воспоминания о юных годах композитора, поражала фанатическая увлеченность, большой талант, умение от начала до конца без труда исполнить на фортепиано оперный клавир, восхищая навыком превосходного чтения с листа.
В школьные годы познакомился Николай Раков и с фольклором, став по приглашению сотрудницы краеведческого музея Калуги М. Е. Шереметевой участником фольклорной экспедиции. Пение народных песен и игра на народных инструментах поразила юного музыканта, оставила яркий след в душе. В приложении к книге М. Е. Шереметевой «Свадьба в Гамаюнщине Калужского уезда» (1928) были опубликованы записи мелодий песен и инструментальных наигрышей, сделанные Николаем Раковым. Любовь к народному творчеству навсегда сохранилась в сердце юноши, став стилевой основой его музыки.
Детство, проведенное в любящей семье, в окружении ценителей музыки калужской интеллигенции, среди прекрасной природы средней полосы России сформировало светлое мироощущение, проявившееся в творчестве. И сам детский мир остался в душе композитора на всю творческую жизнь, зародив потребность писать для детей: «Я понял, как важно с ранних лет музыкально воспитывать детей, прививать им настоящие вкусы, чтобы подлинная музыка доставляла им удовлетворение и радость» [10, с. 14].
Среди фортепианных сочинений Н. П. Ракова для детей есть миниатюры для совсем юных, начинающих музыкантов. Проявляются ли черты стиля3 композитора в его музыке для самых юных пианистов? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к сочинениям, написанным для учащихся младших классов.
Многие из пьес для самых юных исполнителей написаны опытным мастером в зрелый период творчества. Это миниатюры из циклов «24 пьесы для фортепиано во всех тональностях»4, 1961 [2; 4]; «Шесть пьес», 1971 [5]; две сонатины5 — № 11 (Для маленьких), 1972 и № 12 (Маленькая), 1972 [1; 6]. Объединяет эти сочинения светлый облик, четкая структура, ясный мелодический язык. Композитор использует тональности первой степени родства с малым количеством знаков, делая максимально доступным для ребенка ознакомление с текстом.
В качестве примеров сочинений для начинающих возьмем сначала несколько пьес из цикла «24 пьесы во всех тональностях»: № 1 «Утренний урок», № 2 «Пе-
сенка», № 3 «Впереди барабанщик», № 23 «Шалун» и № 24 «День прошел», а также все миниатюры из цикла «Шесть пьес». Интонационно, образно, тонально пьесы обоих циклов перекликаются, поэтому будем рассматривать их во взаимосвязи.
В предисловии к изданию «24 пьесы во всех тональностях» Н. П. Раков написал: «Работая над этим циклом, я ставил перед собой прежде всего художественные задачи, но в то же время старался использовать приемы, необходимые для развития техники, такие как стаккато, легато, трели, скачки, повторяющиеся ноты, кистевые движения, проведение мелодии в левой руке, разноплановость партий обеих рук и т. д. <...> Пьесы рассчитаны на исполнение учащимися 2-7 классов детской музыкальной школы» [4].
Пьеса «Утренний урок» открывает цикл «24 пьесы во всех тональностях», внося ощущение света и радости утреннего пробуждения ребенка. Тональность C-dur, песенная пятиступенная восходящая тема, символизирующая «восход солнышка» в крайних частях и имитационные переклички («диалога учителя и ученика») в средней части укладываются в компактную простую трехчастную репризную форму.
В крайних частях композитор применяет элементы гомофонно-гармонического склада письма, используя при прозрачной фактуре большой диапазон, приобщая начинающего музыканта к богатству звучания регистров, восприятию звукового объема. Альтерированные ступени в кадансах сообщают красочность и изысканность, свойственную гармоническому языку автора (прим. 1). Светлый колорит, песенная жанровая основа, классическая ясность мелодического языка сближают музыку пьесы с сочинениями А. Ф. Гедике, С. М. Майкапара, С. С. Прокофьева для детей.
Пример 1. «Утренний урок». 1 и 2 части
Moderato
С этой миниатюрой перекликаются C-dur-ные пьесы из цикла «Шесть пьес» — № 1 «Потанцуем» (прим. 2) и № 3 «Ку-ку» (прим. 3).
В обеих миниатюрах, столь же светлых, как и пьеса «Утренний урок», большую роль играет V ступень, квинтовый тон, дающий ощущение невесомости, воздушности в пьесе «Потанцуем» и упругости и активности
3 О жанрово-стилевых чертах музыки композитора см.: [3].
4 О цикле «Н. П. Раков. 24 пьесы для фортепиано во всех тональностях» см.: [2].
5 О сонатинах см.: [1].
Пример 2. «Потанцуем». 1 и 2 части
Allegro
Пример 3. «Ку-ку». 1 и 2 части
Allegro moderato
л f
/
/
/
Пример 4. «Песенка». 1 часть
Andantino
Пример 5. «Песенка». 2 часть
в пьесе «Ку-ку».
В теме пьесы «Потанцуем», жанровой основой которой является вальс, с квинтового тона начинается и к нему движется мелодия, подчеркивая подвижный, полетный характер вальсовой темы.
В зарисовке «Ку-ку» с V ступени начинается важный тематический затакт, передающий основную остинат-ную интонацию, которая представляет звуковой образ кукушки. Пьесам свойственны элементы имитационной полифонии, секвенционный принцип развития материала. C-dur-ная окраска пьес дает импульс, заряд света и энергии обоим детским циклам.
В ряде пьес, опираясь на интонационный язык народно-песенного творчества, композитор использует и более разнообразные приемы полифонического письма. Так, в пьесе № 2 «Песенка» из цикла «24 пьесы во всех тональностях», написанной в тональности a-moll, простой трехчастной репризной форме, присутствуют элементы подголосочной полифонии, что в сочетании с натуральным минором в мелодии говорит о народной основе; темп Moderato, длинные мелодические линии основной темы передают характер, близкий протяжной лирической песне (прим. 4). Но в нижнем голосе композитор использует обороты мелодического минора, сближая язык народной песенной музыки с интонациями песни советской эпохи.
Во второй части «Песенки» происходит активное ритмическое и тональное движение: после параллельного мажора, приводящего к смене настроения, композитор использует более яркую краску доминанты к e-moll, подводя к кульминации (прим. 5). В этой части уже и в мелодическом голосе слышны интонации детской советской музыки, близкие музыке А. Ф. Гедике,
Р. М. Глиэра, Д. Б. Кабалевского.
С «Песенкой» перекликается пьеса № 4 «Взгрустнулось» из цикла «Шесть пьес» (прим. 6).
Пример 6. «Взгрустнулось». 1 и 2 части
Moderato
Тональность a-moU, темп Moderato, распевный характер мелодии, натуральный лад, выразительные декламационные обороты второй темы, элементы полифонии (имитационной и подголосочной) также подчеркивают народные истоки мелодизма. Вместе с тем, применение вариантности в мелодическом развитии нижнего голоса во второй части (с использованием «игры» полутоновых интонаций)6 сообщают звучанию остроту и выразительность, раскрывая большие потенциальные ресурсы голосов.
Возвращаясь к циклу «24 пьесы во всех тональностях», хочется обратить внимание на пьесу № 3 «Впереди барабанщик», основная тональность которой G-dur, размер 2/4, темп и характер Allegro, форма контрастно-составная репризная с кодой.
Здесь композитор изобразил жанровую сценку, кото-
6 Сходный пример полутоновой «игры», разными красками расцвечивающей повторные мелодические обороты, мы видим, например, в Вальсе fis-moll из цикла «Новеллетты» [3, с. 104].
80
рая представляет для современных детей своеобразную историческую картинку. В жанре марша запечатлены сцены из школьной жизни: шествие пионерского отряда под звуки барабана7 (т. 1-8), эпизоды массовых песен, в которых слышатся интонации песен революции и Гражданской войны h-moll и Ь-то11 (т. 9-16), а также интонации пионерской походной песни G-dur (с т. 17) (прим. 7).
Пример 7. «Впереди барабанщик»
Allegro
с трудом находили дорогу домой. Летом часто ездили на велосипедах в деревню, встречались с крестьянами, слушали песни. Особенно я любил рыбную ловлю8. В те годы я подружился с Зерцаловым — скрипачом оркестра, отцом хорошо известной ныне пианистки Натальи Зерцаловой. Он был намного старше меня, ему было 30 лет, а мне всего 12. Весной мы брали с ним лодку и уезжали рыбачить. Я тянул ее вверх по течению, как бурлак, а Зерцалов правил. Уходили на несколько дней, поднимались за город на много километров. В то время по Оке сплавляли лес, плоты пригонялись к Калуге. На них были установлены шалаши, в которых жили плотогонщики, иногда целыми семьями. Вечерами они пели. Их песни доносились до нас издалека, постепенно приближаясь и завораживая. Эти ночи и дни, рассветы и зори, поднимающийся по утрам туман и первый луч солнца и, конечно, песни незабываемы» [10, с. 12]. В этих драгоценных строках воспоминаний композитора видится его рано сформировавшийся светлый, гармоничный внутренний мир, в котором природа и народная музыка слились в единое целое.
* * * *
i» Г Г »
mf dim.
Г ¿j J *"=ГГгГР ¿
Эту пьесу редко помещают в сборники избранных пьес композитора, между тем, дети, разучивающие предыдущую «Песенку» из основного издания, проявляют большой интерес к этой исторической пьесе, реалистично передающей и барабанную дробь, проходящую сквозной ритмоформулой, и интонации советских массовых и пионерских песен. Проявляют дети интерес и кжизни детей XX века, обращаясь с вопросами к старшим. И это очень важно. У нас есть уникальная возможность знакомить детей со светлыми страницами нашей истории, миром детства прошедшей эпохи.
В этой же тональности G-dur написана пьеса № 2 «Поют за рекой» (прим. 8) из цикла «Шесть песен», где, опираясь на песенный жанр, близкий народной музыке, композитор воссоздал живописный художественный образ. Автор словно воскрешает в памяти страницы своего детства: «Мои детские годы проходили в постоянном общении с природой. Зимой с товарищами мы уходили на лыжах в лес, иногда забирались так далеко, что
Тональность летних солнечных красок G-dur, темп Moderato, начало и частое возвращение к квинтовому тону, песенная повествовательность, плавность мелодических оборотов, имитация темы в параллельном миноре в партии нижнего голоса — все способствует созданию лирического образа, напоенного вечерним песенным колоритом родных просторов. Эта пьеса дополняет ряд прекрасных фортепианных сочинений, навеянных образами родной русской природы, таких, например, как: «Рожь колосится», «Первая фиалка», «Белая лилия», «Снежинки», «Ласточка», «Бабочки», «Светлячки», «Задушевная мелодия», «Грустная мелодия» и др.
Можно отнести к этому изобразительно-пейзажному ряду и пьесу № 5 «Осень» (прим. 9) из цикла «Шесть пьес» с ее плавностью мелодической линии, мягкой волнообразностью, распевностью. Но в этой пьесе композитор использует иные музыкальные средства.
Применение мелодического вида минора является
7 Так как следующая пьеса цикла — «Памяти героя», то подразумевается, что пьеса «Впереди барабанщик» изображает поход пионерского отряда к обелиску.
8 Композитор, с детства полюбивший рыбалку, и в последующие годы жизни во время летних месяцев в Кясму, Эстонии, где у него был небольшой дачный домик, с удовольствием занимался рыбной ловлей, мастерски чистил рыбу.
Пример 9. «Осень»
Allegro moderato
не столь свойственным для композитора (прим. 9). Здесь музыкальный язык более близок стилю П. И. Чайковского9, опиравшегося на традиции городской песенности (вспоминается «Июнь» из «Времен года», который начинается со схожего мелодического восходящего движения). Но использование именно мелодического минора придает музыке тот лиризм и теплоту, которые хотел передать автор. Следует также отметить плагальность гармонических оборотов, свойственная Н. П. Ракову, унаследовавшему традиции А. К. Глазунова10.
Важно также и то, что окончанием пьесы «Осень» служит секстаккорд F-dur, высветляющий конец и тонально подготавливающий светлое начало заключительной, шестой пьесы цикла «Солнышко светит», написанной в жанре инструментального наигрыша. Ее также можно отнести к ряду пейзажных зарисовок. Композитор использует пасторальную тональность F-dur, форму рондо, где стремительная поступенная тема в темпе Allegro наполнена энергией и радостью юной жизни (прим. 10). Тема рефрена модулирует в C-dur. Эпизоды, сохраняющие ритмический рисунок рефрена, еще более активны. В них слышны задорные детские голоса, птичий перезвон. Происходит усиление динамики, увеличение диапазона с помощью расширения интервальной структуры. Связующий с рефреном полутораоктавный восходящий пассаж словно передает блеск солнечных
Пример 10. «Солнышко светит». Рефрен
Allegro moderato
"f
!- ! Г f г m
лучей, голоса пробуждения природы, звон ручья.
Композитор и в этом цикле не изменяет своим традициям, приводя в конце одну из самых активных, жизнерадостных и солнечных детских пьес11.
Подводя некоторые итоги, остановимся, прежде всего, на миниатюрах цикла «Шесть пьес»:
1. «Потанцуем!» C-dur;
2. «Поют за рекой» G-dur;
3. «Ку-ку» C-dur;
4. «Взгрустнулось» a-moll;
5. «Осень» a-moll;
6. «Солнышко светит» F-dur.
В цикле находят воплощение народно-песенные («Поют за рекой», «Взгрустнулось»), танцевальные («Потанцуем») жанры, зарисовка в жанре инструментального наигрыша («Солнышко светит»), картинки природы («Ку-ку», «Осень»). Используя в цикле для начинающих музыкантов тональности первой степени родства, композитор организует пьесы в следующие микроструктуры: первый микроцикл: C — G — C. Второй: a — a — F. Минорный блок располагается во втором микроцикле. При этом финальная пьеса выражает самое лучезарное весеннее настроение. В целом образуется тональная структура по звукам нисходящего трезвучия F-duri2. Таким образом, заключительная пьеса цикла в ее пасторальной тональности как бы объединяет весь цикл. При этом принцип контраста характеров и темпов является основным.
Возвращаемся к циклу «24 пьесы во всех тональностях», двум его последним пьесам, написанным в параллельных ладах. Пьеса № 23 «Шалун», тональность которой F-dur, размер 2/4, рисует образ неугомонного баловника. Этому подчинены все средства выразительности: диссонансный интервальный состав двухголосной темы, состоящей из коротких попевок, темп Vivace, штрих non legato c включением коротких лиг (прим. 11).
Пример 11. «Шалун»
Vivace
Л -F -F ( /Lo U \ 0- --
fr f
f
* sa. *• ®г>. *
Г LT^ г
¿4- 1 ___ja
Красочный юмористический момент передает автор в заключительном построении, где нисходящий пассаж в низкий регистр с остановкой на VI пониженной ступени изображает шалуна, который, по всей видимости, «доигрался» и «приземлился», замерев на время, а затем,
9 О влиянии творчества П. И. Чайковского на музыку Н. П. Ракова см.: [3, с. 67-70].
10 О развитии Н. П. Раковым традиций А. К. Глазунова см.: [3, с. 52-56].
11 О циклических сочинениях Н. П. Ракова см.: [3, с. 97-124].
12 О тональной организации фортепианных циклов Н. П. Ракова см.: [3, с. 123].
82
вернувшись ненадолго в круговорот своей привычной активной жизни, все-таки, наконец, угомонился (прим. 12).
Пример 12. «Шалун». Окончание
*
dim. г\ f
Цикл можно было бы завершить этой активной жизнерадостной пьесой. Но последним номером цикла является № 24 «День прошел» d-moll, так как цикл организован согласно шопеновской традиции расположения пьес по кварто-квинтовому кругу. Кроме того, опираясь на идею воплощения в музыке одного дня ребенка в «Детском альбоме» П. И. Чайковского, Н. П. Раков закольцовывает свой цикл пьесой, в которой интонационной основой служит пятиступенный восходящий мотив из первой пьесы «Утренний урок», но трансформированный в связи с изменением состояния ребенка (уставшего, прожившего насыщенный день с обилием впечатлений). Такое заключение является органичным, логичным завершением цикла.
Мажорная субдоминанта с VI дорийской, VII натуральная ступень вносят ощущение некоторой эмоциональной нейтральности, передающей вечернюю усталость (прим. 13). Тема «диалога» из второй части «Утреннего урока», охватывая разные регистры, включая верхний, расцвечивается более тонкими нежными оттенками, напоминая о красках импрессионизма. Увеличение регистрового диапазона в репризе расширяет звуковое пространство.
Пример 13. «День прошел»
Moderato
Л р тр 'Г f
/ Jl\, J J j I -p ffîfr
л 1 - r *rL£ mp 0 ñ Ф
1 v-ь J J [k J i 1
В рассмотренных нами пьесах из цикла «24 пьесы во всех тональностях» мы находим разнообразный спектр жанровых и стилевых направлений. Из них песенный жанр находит самое широкое разнообразное воплощение: это детская пьеса-песенка в классическом стиле — «Утренний урок», «Песенка» в традициях народно-песенной культуры, жанровая сценка «Впереди барабанщик» с эпизодами массовой походной и пионерской песни. В цикле присутствует и детская сценка
«Шалун» с острыми диссонирующими гармониями, и заключительная, на пятиступенной песенной основе, в нежных полутонах импрессионизма пьеса «День прошел». Охват жанров, стилей и образов, как мы видим, достаточно широк.
В сфере крупной формы композитор также не оставляет без внимания начинающих пианистов, которым предназначены сонатины № 11 и № 12. Следует отметить, что композитор соблюдает все структурные каноны классической сонатины. Проявляя чудеса минимализма и изобретательности, Н. П. Раков ярко и наглядно обозначает границы тем, давая возможность маленьким детям быстро понять и уяснить форму. В его сонатинах органично сочетаются классические принципы с интонационным языком своей эпохи, своего интонационного словаря.
Так, в Сонатине № 12 (Маленькая), опираясь на классические традиции — идею альбертиевых басов в партии левой руки и пятиступенный мелодический мотив, Н. П. Раков применяет секвенционный принцип развития аккомпанирующего пласта, создавая гибкую волнообразную линию (прим. 14).
Пример 14. Сонатина № 12 (Маленькая). Экспозиция
Allegro
Четко прослеживается четырехтактная структура главной, побочной, заключительной тем. При этом главная партия (3, 5 такта) органично вплетается в связующую (1, 5 такта). Тема главной партии, первый, пятиступенный мотив которой напоминает «Утренний урок» («восход солнышка»), через короткую связующую переходит в побочную тему — «колыбельную песенку», где используются красочные сопоставления минорной и мажорной доминанты. Заключительная, рисуя образ шаловливого малыша (на том же пятиступенном мотиве), закрепляет, согласно классическим канонам, мажорную доминанту.
В репризе, соответственно, побочная тема, проходя через сказочно-таинственный образ колыбельной c-moll, подводит к светлому C-dur-ному итогу. Разработки в этой сонатине, как и в большинстве сочинений данной формы, нет, но есть небольшое четырехтактовое заключение, в котором на интонациях побочной темы объединяются краски двух параллельных ладов (c-moll и Es-dur), двух миров — светлого радостного дня и та-
инственных красок ночи.
Сонатина № 11 (Для маленьких), написанная в тональности d-moll, размере С, интересна не только мастерским воплощением сонатной формы в миниатюре, где каждая из тем имеет четкую двухтактовую структуру, но и особенностями языка — обращением к народным истокам (прим. 15).
Пример 15. Сонатина № 11 (Для маленьких)
Allegro moderato
В главной теме находят отклик народно-песенные интонации. Использование натурального минора, протяженность начального терцового тона, распевность, подголосочность нижнего пласта сообщают черты народной песни. Ритм и характер побочной темы отсылают к более древним национальным истокам, напоминая о былине «Жил Святослав 90 лет...». Обращает на себя внимание также дорийская секста, придающая звучанию архаичный оттенок.
Несмотря на миниатюрность, композитор вводит в форму сонатины разработку, где двухтактная главная тема получает драматическое развитие, разрастаясь в секвенционном изложении до четырехтакта, приводя к двухголосному варианту побочной темы, проведенному секстами. Наличие разработки дает юным пианистам уникальную возможность познакомиться с классической формой сонатного allegro, созданной на основе родных интонационных корней. Эту сонатину по праву можно считать маленьким шедевром для начинающих музыкантов.
Обе сонатины, развивая народные и классические традиции, являют мастерское воплощение сонатной формы в миниатюрном решении, доступном для начинающих музыкантов.
Итак, мы рассмотрели несколько произведений
Н. П. Ракова, предназначенных для самых юных пианистов. В своих пьесах из циклов «24 пьесы во всех тональностях» и «Шесть пьес» композитор знакомит детей с разными жанрами. При этом жанр инструментальной песни, развитый композитором13, предстает в различных подвидах: в традициях народной песни, песни эпохи гражданской войны и революции, пионерской песни, детской советской песни. Опираясь в пьесах песенного жанра на народные истоки, используя элементы подго-лосочной полифонии, автор погружает ребенка в мир народной культуры, необходимый для формирования музыкально-слуховых представлений на отечественной почве.
Используя доступные младшим школьникам тональности, простые формы, удобную для детских рук фактуру, яркие образные названия, композитор представляет детям красочный мир природы: «Куку», «Осень», «Солнышко светит». Оживают картины родной природы и в пьесе «Поют за рекой», где использованы музыкальные средства народно-песенного искусства. Богатство художественных средств и красок при экономном фактурном арсенале дает возможность начинающему музыканту осваивать разнообразные компоненты художественного языка, впитывать язык отечественной музыкальной культуры.
Развивая классические традиции в произведениях крупной формы, композитор обогащает их новым интонационным языком, новыми образами, близкими детям XX века, как в Сонатине № 12. В Сонатине № 11 композитор соприкасается с народным творчеством более ранних эпох, развивая в ребенке интерес к древним, былинным пластам национальной культуры. При этом структура сонатной формы лаконична, визуально ясна, доступна. Это делает возможность знакомства юных музыкантов с крупной формой на высокохудожественном материале, организованном в предельно четкую структуру, очень эффективным.
Самобытный авторский стиль, в котором органично соединились народно-песенное наследие, а также классические, романтические традиции композиторов русской и зарубежной музыки, черты импрессионизма, интонации советской музыки, в полной мере проявил себя в области детской музыки. Воспитательная, развивающая роль произведений детского репертуара для начинающих музыкантов, созданного Н. П. Раковым, бесспорна. В эпоху глобализации ее роль для воспитания национального самосознания юных музыкантов значительно возрастает.
Литература
1. Поризко О. И. Н. П. Раков. Сонатины для фортепиано. Анализ. Методические рекомендации. Монография. Новосибирск: ЦРНС, 2018. 100 с.
2. Поризко О. И. Раков Н. П. Цикл «24 пьесы во всех тональностях». Анализ, методические рекомендации. Монография.
Новосибирск: ЦРНС, 2014. 64 с.
3. Поризко О. И. Фортепианная музыка Н. П. Ракова для детей: истоки, жанрово-стилевые черты: дис. ... канд. иск. СПб., 2022. 186 с.
4. Раков Н. П. 24 пьесы для фортепиано во всех тонально-
13 О развитии Н. П. Раковым жанра инструментальной песни см.: [3, с. 31-38].
ВЕСТНИК САРАТОВСКОЙ консерватории. Музыкальное искусство ВОПРОСЫ ИСКУССТВОЗНАНИЯ 2023 № 2 (20)
стях. М.: Музгиз, 1963. 43 с.
5. Раков Н. П. Избранные произведения для фортепиано. Шесть пьес. М.: Советский композитор, 1973. 64 с.
6. Раков Н. П. Сонатины. Библиотека юного пианиста. М.: Советский композитор, 1975. 77 с.
7. Соловцов А. А. Н. П. Раков. Научно-популярный очерк. М.: 1958. 64 с.
8. Холопов Ю. В. Из рода Раковых. Калуга: Золотая аллея, 2004. 144 с.
9. Холопов Ю. В. Симфония щедрой души. М.: ИПЦ Глобус, 2011. 184 с.
10. Цукер А. М. Н. П. Раков. Очерк жизни и творчества. М.: Сов. композитор, 1979. 168 с.
References
1. Porizko O. I. N. P. Rakov. Sonatiny dlya fortepiano. Analiz. Metodicheskie rekomendatsii. Monografiya [N. P. Rakov. Sonatinas for piano. Analysis. Methodological recommendations. Monograph]. Novosibirsk: CRNS, 2018. 100 p.
2. Porizko O. I. Rakov N. P. Tsikl «24 p'esy vo vsekh tonal'nos-tyah». Analiz, metodicheskie rekomendatsii. Monografiya [Rakov N. P. Cycle «24 pieces in all keys». Analysis, methodological recommendations. Monograph]. Novosibirsk: CRNS, 2014. 64 p.
3. Porizko O. I. Fortepiannaya muzyka N. P. Rakova dlya de-tej: istoki, zhanrovo-stilevye cherty [N. P. Rakov's piano music for children: origins, features of genre and style]: dis. ... kand. isk. SPb., 2022. 186 p.
4. Rakov N. P. 24 p'esy dlya fortepiano vo vsekh tonal'nostyah [24 pieces for piano in all keys]. M.: Muzgiz, 1963. 43 p.
5. Rakov N. P. Izbrannye proizvedeniya dlya fortepiano. Shest' p'es [Selected works for piano. Six pieces]. M.: Soviet composer, 1973. 64 p.
6. Rakov N. P. Sonatiny. Biblioteka yunogo pianista [Sonatina. Library of a young pianist]. M.: Soviet Composer, 1975. 77 p.
7. Solovtsov A. A. N. P. Rakov. Nauchno-populyarnyj ocherk [N. P. Rakov. Popular science essay]. M.: 1958. 64 p.
8. Kholopov Yu. V. Iz roda Rakovyh [One of the Rakovs]. Kaluga: Zolotaya Alley, 2004. 144 p.
9. Kholopov Yu. V. Simfoniya shchedroj dushi [Symphony of a generous soul]. M.: CPI Globus, 2011. 184 p.
10. Zucker A. M. N. P. Rakov. Ocherk zhizni i tvorchestva [N. P. Rakov. An essay on life and creativity]. M.: Soviet composer, 1979. 168 p.
Информация об авторе
Ольга Ипполитовна Поризко E-mail: [email protected]
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Гатчинская детская музыкальная школа им. М. М. Ипполитова-Иванова» 188304, г. Гатчина, ул. Чкалова, 66
Information about the author
Olga Ippolitovna Porizko E-mail: [email protected]
Municipal Budgetary Institution of Additional Education «Gatchina Children's Music School named after M. M. Ippolitov-Ivanov» 188304, Gatchina, 66 Chkalova Str.