Научная статья на тему 'ФОРСАЙТ-ПЛАНИРОВАНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ'

ФОРСАЙТ-ПЛАНИРОВАНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / РЕФОРМА ЖКХ / УСЛУГИ ЖКХ / КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ / ФОРСАЙТ / МЕТОДЫ ФОРСАЙТ- ИССЛЕДОВАНИЙ / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES REFORM / LIFE SUPPORT SYSTEMS / FORESIGHT / METHODS OF FORESIGHT STUDIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ткачук В.Ф.

Данная статья посвящена совершенствованию системы ЖКХ, являющейся базой для производства жизнеобеспечивающих услуг всему населению. Рассмотрены методы форсайт-исследований в контексте решения сложных вопросов ЖКХ через призму их социального развития и применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORESIGHT PLANNING HOUSING MUNICIPAL COMPLEX OF RUSSIA

This article is devoted to the improvement of housing and communal services, which is the basis for the production of life-supporting services to the entire population. The methods of foresight research in the context of solving complex housing issues through the prism of their social development and application are considered.

Текст научной работы на тему «ФОРСАЙТ-ПЛАНИРОВАНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ»

экономические науки

43

УДК

форсайт-планирование жилищно-коммунального комплекса россии

Ткачук В. Ф., кандидат юридических наук, магистрант Института Экономики и Управления ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К. Г. Разумовского (ПКУ)» г. Москва

Аннотация. Данная статья посвящена совершенствованию системы ЖКХ, являющейся базой для производства жизнеобеспечивающих услуг всему населению. Рассмотрены методы форсайт-исследований в контексте решения сложных вопросов ЖКХ через призму их социального развития и применения.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, реформа ЖКХ, услуги ЖКХ, коммунальные системы жизнеобеспечения, форсайт, методы форсайт- исследований.

FORESIGHT-PLANNING OF HOUSING AND COMMUNAL COMPLEX OF RUSSIA

Tkachuk V. F., kandidatyuridicheskikh nauk, magistrant Instituta Ekonomiki i Upravleniya FSBEI HE «MGUTU im. K. G. Razumovskogo (PKU)» g. Moskva

Abstact. This article is devoted to the improvement of housing and communal services, which is the basis for the production of life-supporting services to the entire population. The methods of foresight research in the context of solving complex housing issues through the prism of their social development and application are considered.

Key words: housing and communal services, housing and communal services reform, housing and communal services, life support systems, foresight, methods of foresight studies.

Система жилищно-коммунального хозяйства (далее ЖКХ) представляет собой одну из ключевых экономических отраслей в стране. Она охватывает крупный производственно-технический комплекс. На его услуги и продукцию спрос всегда высок и жизненно необходим.

Однако в настоящее время существует ряд вопросов, касающихся неэффективного функционирования и медленного технологического развития современной жилищно-коммунальной системы. В данной статье попытаемся осветить некоторые актуальные проблемы крупнейшей отрасли экономики и предложить возможные пути модернизации и реформирования. Обратим внимание, что многие современные эксперты в этой области сходятся во мнении, что положительная динамика социального реформирования возможна только с использованием методов форсайт-исследований, как наиболее остро отвечающих быстро меняющимся условиям жизни [1].

Важность ЖКХ заключается в обеспечении функционирования инженерной инфраструктуры различных зданий населенных пунктов, создающий удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан страны путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг (водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, капитальный ремонт зданий, текущий ремонт внутренних общедомовых инженерных коммуникаций и систем (здания), сбор, вывоз и утилизация.

Таким образом, на современном этапе социально-экономических реформ проблемы стабилизации, повышения уровня и качества жизни населения стали центральными. От их решения во многом зависят направленность и темпы дальнейших преобразований, которые описаны в Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия) [2]. Концептуальные направления данной Стратегии приняты

и утверждены в соответствии с Конституцией Российской Федерации [3], Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации [4], целевыми показателями и задачами, определенными в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» [5].

Целевая картина данной Стратегии заключается в следующем:

- определить основные приоритеты, среднесрочные задачи государственной политики в жилищно-коммунальном секторе;

- сформировать у участников правоотношений в сфере ЖКХ (инвесторов, потребителей ресурсов) единые ориентиры в направлении и развитии ЖКХ;

- принять стратегические меры по совершенствованию ЖКХ.

Таким образом, можно обозначить ключевые направления Стратегии, направленные на достижение вышеуказанных целей:

- формирование активных и ответственных собственников помещений в многоквартирных домах, обладающих всеми правами на принятие решений относительно своего дома и реальными возможностями реализации этих прав, а также определенным уровнем ответственности за принимаемые решения;

- развитие предпринимательства, усиление конкурентной среды и привлечение частных инвестиций в сферу ЖКХ;

- совершенствование системы отношений между собственниками помещений в многоквартирных домах, управляющими организациями и ресурсоснабжающими организациями.

В этой связи необходимо отметить, что в системе взаимоотношений участвуют одновременно несколько сторон, это управляющая компания, квартиросъемщики (собственники), организации-поставщики услуг, таких как теплоснабжение, водоснабжение, электроснабжение^].

Рассматривая работу управляющих компаний можно наблюдать множественные нарушения. Достаточно часто встречаются ситуации, когда при проведении фактических проверок выявлялось, что многоквартирные дома обслуживаются компаниями незаконно. Общие собрания собственников жилья не проводятся, а бюллетени голосования подписаны третьими лицами. В результате от-

сутствия контроля со стороны государственных и муниципальных органов и бездействия ряда правоохранительных органов формированию и деятельности управляющих компаний дана свобода действий. Результатом стало не оказание населению жилищно-коммунальных услуг на должном уровне, а также неэффективная и не целевая трата материальных ресурсов и получаемых от населения денежных средств. В части наиболее распространенных правонарушений в деятельности управляющих компаний можно выделить:

- заключение договоров с подрядчиком на выполнение ремонтных работ с завышенной сметой;

- фактическое отсутствие результатов работ по ремонту или благоустройству при наличии фиктивных актов выполненных работ;

- нарушение порядка начисления оплаты за капитальный ремонт (отсутствие структуры оплаты за содержание и ремонт жилья и не доведение их до жителей не позволяет проконтролировать их объективность) [7].

Аналогичные нарушения имеют место и в деятельности товарищества собственников жилья (далее ТСЖ). ТСЖ удобно тем, что органы местного самоуправления не несут ответственность за возникающие неправомерные ситуации в домах [8].

В свою очередь, управляющие компании и ТСЖ сталкиваются с большими проблемами в процессе осуществления деятельности, в частности, постоянное бюджетное недофинансирование при необходимости поддержания на соответствующем уровне санитарного состояния территорий и технической исправности инженерного оборудования жилого и нежилого фонда, ветхость и изношенность жилого фонда; рост дебиторской задолженности (рост числа неплательщиков, чья обязанность оплаты коммунальных услуг негласно перекладывается на плечи законопослушных жильцов в связи с длительностью судебных разбирательств по взысканию платежей с неплательщиков), недобросовестность со стороны подрядчиков по выполнению договорных обязательств, итогом является нарастающее недоверие к управляющим компаниям и ТСЖ со стороны большей части населения.

С целью содействия реформированию и модернизации ЖКХ страны, поддержания социальной стабильности в вышеуказанных организациях между Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных пред-

ФОРСАЙТ-ПЛАНИРОВАНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

45

приятий» и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения было заключено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы [9].

Все сказанное подтверждает необходимость совершенствования ЖКХ путем создания благоприятных условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры к стандартам качества, которые обеспечат комфортные условия для проживания граждан. Обеспечение финансовой поддержки объектов ЖКХ позволят обеспечить коммунальной инфраструктурой жилищные объекты, повысить качество коммунальных услуг.

Для эффективного функционирования и устойчивого развития ЖКХ в первую очередь необходимо обеспечить создание системы нормативно-правового регулирования органов власти федерального и регионального уровня, при соблюдении приоритетов государственной политики в сфере ЖКХ, таких как:

- повышение комфортности условий проживания, в том числе обеспечение доступности многоквартирных домов для инвалидов, и других маломобильных групп населения;

- модернизация и повышение энергоэффективности объектов ЖКХ;

- переход на принцип использования наиболее эффективных технологий, применяемых при модернизации (строительстве) объектов коммунальной инфраструктуры и совершенствования жилищного фонда;

- формирование системы мотивации участников правоотношений в сфере ЖКХ, как в жилищном, так и коммунальном секторе, стимулирующей их к рациональному и энергоэффективному поведению;

- обеспечение адресности социальной поддержки населения.

В частности, представляется целесообразным:

- использование дифференцированных тарифов на жилье и коммунальные услуги (ведение более строгого учета сверхнормативной площади и второго жилья, оплата которых может производиться по повышенным тарифам и ставкам, что обеспечит получение дополнительного финансирования, повышение тарифов на сверхнормативное потребление коммунальных услуг);

- привлечение трудоспособных неработающих квартиросъемщиков-должников к отработке за-

долженности по квартплате на вспомогательных работах в коммунальной сфере (уборка территорий, проведение текущих ремонтов).

- привлечение судебных органов и активная пропаганда погашения коммунальных долгов (разъяснительная работа, публичное информирование законопослушных жильцов о неплательщиках-соседях.

- обеспечение граждан (в том числе не имеющих доступ к сети Интернет) информацией о нарушении их прав и возможностью их защиты до судебными процедурами.

- разработка и утверждение механизмов контроля и регулирования рассматриваемых взаимоотношений на уровне государственных и местного органов власти;

- организация системы лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, и развитие добросовестной конкуренции на рынке управления многоквартирными домами. Лицензия, несомненно, выступает механизмом постоянного контроля за управляющими организациями и принятия мер воздействия к допустившим нарушения хозяйствующим субъектам.

Достижение поставленных целей и задач позволит создать сбалансированную (между потребителями и производителями ЖКХ) модель, направленную на обеспечение потребителей качественными жилищно-коммунальными услугами, с доступной для оплаты услуг стоимостью, и, одновременно компенсирующую все расходы на производство услуг их производителям, с возможностью получения доходов инвесторам.

Однако, эти и многие другие мероприятия, на наш взгляд, будут неэффективны без активного применения опытных форсайт-экспертов, которые для достижения положительной динамики реформирования ЖКХ будут использовать различные сочетания форсайт-методов, таких как анализ (поиск и сбор данных для сопоставления, проверки, классификации и пр.); системный анализ (совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным объектам исследования); Ъ^СГ-анализ (для определения сильных и слабых сторон исследуемой области, для выявления возможностей и рисков); дельфи-опрос (используется при оценке проблем на долгосрочную перспективу путем опроса очень большого количества экспертов с обратной связью); разработка сценариев (вы-

работка стратегии и проведение исследований с участием внутренних и внешних экспертов); экс-перные панели (область тесно взаимодействующих высококвалифицированных специалистов и заинтересованных в решении существующих проблем лиц); модерируемыеэкспертные дискуссии (всестороннее обсуждение проблемной области с целью изучения точек зрения всех экспертов и принятия общего единого решения); экспертные интервью и опросы (получение дополнительной необходимой информации и уточнение уже имеющихся данных для реализации проекта); сценарный анализ (создание картин возможного будущего на основе творческого комбинирования статистической информации, фактов и гипотез); метод критических технологий (формирование наиболее важных технологий для выбора ключевых технологических направлений через призму мнений руководителей пред-

приятий, активных пользователей системой и экспертов); технологические дорожные карты (построение модели в виде схемы-маршрута, которая последовательно приводит к заранее установленной совокупности целей через решение промежуточных задач); анализ стейкхолдеров (определение уровня интересов и влияния заинтересованных групп, таких как федеральные министерства, региональные органы власти, различные сферы бизнеса, гражданское общество, социальные организации, средства массовой информации, профессиональные и научные сообщества, др. организации); и других методов форсайта.

Таким образом, обеспечение решения проблемных вопросов и внедрения перспективных технологий развития ЖКХ должны основываться на применении самых лучших международных и отечественных практик форсайта.

литература

1. Белькевич Н. Г. Современные проблемы ЖКХ и пути их решения управляющими компаниями муниципальных образований // Молодой ученый. - 2015. - №10. - С. 894-896. - URL https://moluch.ru/archive/90/18856/.

2. Распоряжение Правительства РФ от 26.01. 2016 № 80-р «Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ 01.02. 2016 № 5, ст. 758.

3. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ от 05.02. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ // СЗ РФ 04.08. 2014 № 31 ст. 4398.

4. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», (в ред. ФЗ от 31.12.2017 № 507-ФЗ) // СЗ РФ 30.06.2014, № 26 (часть I), ст. 3378.

5. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» // СЗ РФ, 07.05.2012, № 19, ст. 2337.

6. ИвакинаА. М. Современные проблемы жилищно-коммунального хозяйства // Молодой ученый. - 2015. -№ 8. - С. 537-539. - URL https://moluch.ru/archive/88/17301/

7. Постановление Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.09. 2018 № 1094) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») // СЗ РФ 30.05.2011 № 22. Ст. 3168

8. Канцер Ю. А. (отв. ред. Вайпан) Ресурсоснабжение жилищно-коммунального хозяйства России: вопросы теории и практики: Монография // Юстицинформ . - 2017. - №5. - С. 74.

9. Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы (утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 08.12.2016), (ред. от 03.08.2018) // «Солидарность» № 3, № 4 за 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.