Научная статья на тему 'Форсайт как условие конкурентоспособности сельхозпредприятий Краснодарского края'

Форсайт как условие конкурентоспособности сельхозпредприятий Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бочков А. А.

Форсайт представляет собой обсуждение возможных путей развития и формирование на основе этого долгосрочных приоритетов в разных отраслях, в том числе и в экономике. Исходя из положения о многовариантности развития, ставится задача подобрать для своей страны при каждом из нескольких возможных вариантов линию действия, дающую возможность с высокой вероятностью вписаться в мировые процессы на более благоприятных условиях. Если первоначально этот метод применялся в научно-технической отрасли, то сегодня используется как инструмент, который позволяет учитывать изменения во всевозможных сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Форсайт как условие конкурентоспособности сельхозпредприятий Краснодарского края»

2 Брич А. Путь России к процветанию в постиндустриальном мире //Вопросы экономики. - 2003.

- № 5.

3 Мау В. Экономическая политика в 2004 году: поиск модели консолидации роста //Вопросы экономики. - 2005. - № 1. - С. 9.

4 Ясин Е. Государство и экономика на этапе модернизации //Вопросы экономики. - 2006. - № 4.

- С. 18.

5 Ойкен В. Основы национальной экономики.-М.:Экономика,1996. - С. 221.

6 Бузгалин А., Колганов А. Человек, рынок и капитал в экономике XXI века //Вопросы экономики. - 2006. - № 3. - С. 133.

БОЧКОВ А.А.

ФОРСАЙТ КАК УСЛОВИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СЕЛЬХОЗПРЕДПРИЯТИЙ КРАСНОДАРСКОГО

КРАЯ

Форсайт представляет собой обсуждение возможных путей развития и формирование на основе этого долгосрочных приоритетов в разных отраслях, в том числе и в экономике. Исходя из положения о многовариантности развития, ставится задача подобрать для своей страны при каждом из нескольких возможных вариантов линию действия, дающую возможность с высокой вероятностью впи-^ саться в мировые процессы на более благоприятных условиях. Если первоначально этот метод применялся в научно-технической отрасли, то сегодня используется как инструмент, который позволяет 6учиты-вать изменения во всевозможных сферах. В настоящее время наиболее употребительным яв-q ляется словосочетание "технологический форсайт" (Technology Foresight), обозначающий совокупность 2направлений, инструментов и методов модернизации и развития существующей структуры хозяй-^ ственной деятельности на основе выявления современных тенденций. Таким образом, посредством Форсайта обеспечивается определение национальных приоритетов научно-технического развития, 2 обеспечивающих с наибольшей вероятностью поддержание высокого уровня конкурентоспособности t= страны на мировом рынке, качество жизни населения.

а В условиях усиливающейся регионализации России расширяются исследования конкурентоспо-

™ собности на региональном уровне. При этом к факторам конкурентоспособности региона, как прави-

^ ло, относят: инвестиции и структурные преобразования, развитость финансовой инфраструктуры; ин-

2 новационная стратегия развития региона; возможность межрегиональной интеграции; развитие внешен „

1 неэкономической деятельности региона [1].

® Специфика исследований конкурентоспособности современной российской школы проявляется

I— u

о в приоритетном изучении социальных, институциональных составляющих интеграции национальной

° экономики в мировую, реализации комплексного подхода к анализу условий, необходимых для про-

о изводства конкурентоспособной продукции АПК, отвечающей требованиям глобализирующейся ми-

2 ровой экономики. Комплексный подход, охватывающий экономику и общество как единую систему, 2 определяет большую динамичность создаваемой на этой основе модели. В силу этого в качестве од-и ного из приоритетных направлений Среднесрочной программы правительства РФ выделена "интег-о рация в мирохозяйственные связи и повышение открытости российской экономики, что предполага-

0 ет присоединение к ВТО, развитие интеграционных связей в рамках СНГ и иных интеграционных со-^ глашений (ЕврАзЭС, Единое экономическое пространство, Союзное государство), углубление сотруд-

1 ничества с ЕС, вступление в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)" [2].

^ Традиционно в структуре основных факторов комплексной оценки конкурентоспособности вы-

™ деляются: экономический потенциал и темпы ро-та экономики; уровень развития науки техники; 5 участие в международном разделении труда; динамичность и емкость внутреннего рынка; социаль-® но-экономическая и внутриполитическая стабильность; гибкость финансовой системы; эффективность | государственного регулирования экономики; обеспеченность трудовыми и материальными ресурса-§ ми и их качественные характеристики. Однако, по нашему мнению, доминантным фактором обеспе-° чения конкурентоспособности национальной экономики посткризисной России выступает экономическая политика, что особенно четко прослеживается по ее влиянию на развитие аграрной сферы. Ряд исследователей придерживаются позиции, что псевдорыночная экономика, утвердившаяся в России

в результате реализации избранной реформационной модели, отодвинула страну на обочину глобализирующегося мирового хозяйства. Согласно прогнозу ЦРУ, к 2025 г. отставание России не только от западных стран, но и от Китая, Бразилии, Мексики и иных подобного уровня государств станет необратимым; Евразия превратится в чисто географический регион, где Россия не будет играть ведущей роли [3]. Чтобы этот прогноз не сбылся, необходима смена реформационного курса правительства, в том числе проведение активной политики в сфере АПК с упором на преобразование предприятий на основе лучших наработок. Последними могут выступать разнообразные форсайта, используемого многими развитыми странами мира.

В то же время, разные страны дифференцируются по условиям проведения аграрной политики. Так, аграрное производство России имеет ряд существенных объективных и субъективных особенностей, которые ставят отечественного сельхозпроизводителя в худшие условия на рынке сельхозпродукции по сравнению с сельхозпроизводителями развитых стран и затрудняют решение задач аграрной политики.

Процесс выбора среди множества целей аграрной политики ее приоритетных направлений на основе анализа "дерева целей" привел к появлению такого метода, как система "экономического ядра", которая предполагает, что в экономической системе как на макроуровне, так и на мезоуровне существуют "точки роста", воздействие на которые оказывает существенное влияние на становление и развитие других элементов экономической системы, позволяет достичь нескольких целей экономической политики, в том числе и аграрной.

Необходимость формирования экономического ядра обусловлена, как правило, ограниченностью ресурсов и возможностей, а также количеством и остротой хозяйственных проблем, сложившихся в экономической системе. Оценка результатов влияния современной экономической политики на

положение сельскохозяйственных товаропроизводителей позволяет сделать вывод о том, что метод ^ экономического ядра наиболее приемлем для разработки приоритетов аграрной политики в современной России. Очевидно, что основным инструментом государственного воздействия на экономическую □ ситуацию в АПК России являются инвестиции. Учитывая имеющиеся проблемы в инвестиционном О процессе последних лет, эффективность инвестиций можно повысить, используя при продвижении инвестиционных проектов метод экономического ядра, который позволяет при ограниченности фи- ^ нансовых возможностей федерального Правительства и органов власти российских регионов направ- а лять инвестиционные ресурсы в отрасли, предприятия, развитие которых существенно влияет на ® функционирование других сегментов АПК. о Реализация региональных программ, ориентированных на ключевые отрасли экономики субъек- ®

СО

та, по принципу "программа-инвестиции-результат" позволяет получать мультипликативный эффект |

развития территориального образования. Реструктуризация аграрного рынка предполагает, что боль- ^

шинство фирм должно найти новые рынки и новых потребителей, обеспечив их конкурентоспособ- о

ной с точки зрения качества и цен продукцией, в том числе в условиях сильной конкуренции импор- ^

та. Вложение средств в аграрное производство выступает потенциалом для повышения качества жиз- ™

ни. &

Принадлежность региона к одному и тому же типу на протяжении нескольких лет позволяет ^

установить устойчивость выделенных типов, а также конвергенцию между различными типами или о

между регионами в пределах одного типа. о

Исходя из направленности данного исследования на аграрную составляющую, экономико-аграр- о

ный потенциал представляет собой набор показателей, характеризующих не только структуру эконо- т

о

мики в регионе и наделенность его природными ископаемыми, но и динамику сельскохозяйственного £

выпуска в регионе на протяжении последних лет, текущий уровень экономической активности. £

Россия, в отличие от многих других стран, имеет значительную географическую протяженность, ;=

несколько часовых и климатических поясов, более ста национальностей проживает на ее территории. ^

Различия в географическом положении, климатических и социальных условиях обусловливают диф- £

ференциацию уровней развития регионов. Во многом эти факторы определяют специфику течения >|

экономических реформ, влияют на темпы реформирования отдельных регионов, формируют особен- о

®

ности экономической по-литики, проводимой в регионе как целостной социо-экономической системе ^

и в отдельных его секторах, например, в аграрном. ^

Краснодарский край - один из ведущих регионов по производству и переработке сельскохозяй- о

ственной продукции и поставкам продовольствия в промышленные центры страны. Общая земельная о площадь в крае составляет более 7,5 млн. гектаров, в том числе 4,0 млн. гектаров пашни. При удель-

ном весе края в общей площади Российских сельхозугодий 2,3% и пашни 3,3%, в последние годы в крае производится более 6% валовой продукции сельского хозяйства России. В натуральном выражении - до 10% зерна, 75% риса, 40% зерновой кукурузы, 27% сахарной свеклы, 20% маслосемян подсолнечника, более половины сбора винограда, весь объем зеленого листа чая, субтропических и цитрусовых культур.

Получение этих результатов обеспечивают 697 крупных хозяйств, на долю которых приходится 70% объемов производства продукции. Кроме того, работают 18 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств.

В крае создан крупнейший в стране рисоводческий комплекс. Действуют 235 тысяч гектаров рисовых систем инженерного типа.

В целом, край обладает потенциалом и стремится в перспективе (в 2004-2007 годах) довести производство зерновых и зернобобовых до 10 млн. тонн в год, сахарной свеклы до 5 млн. тонн, подсолнечника до 700 тыс. тонн, сои до 125-150 тыс. тонн.

Не менее значимой для края является отрасль животноводства. Осуществляются меры по наращиванию численности поголовья скота и птицы, повы-шению её продуктивности, увеличению объемов производства мяса, молока и другой продукции. Расширяются откормочные комплексы крупного рогатого скота, целенаправленно развивается производство свинины. За 2003 год мяса скота и птицы в живом весе произведено 421 тыс. тонн, молока - более 1,4 млн. тонн, яиц - 1,5 млрд. штук. В перспективе планируется получать до 500 тыс. тонн мяса и до 1500 тыс. тонн молока. В 2005 г. по валовому производству молока в коллективных хозяйствах Краснодарский край занял 1 место в Российской Федерации.

Стержнем развития экономики агропромышленного комплекса Краснодарского края является ¡Ё пищевая и перерабатывающая промышленность, так как предприятия отрасли перерабатывают практически все произведенное в крае: молоко, маслосемена подсолнечника, сахарную свеклу, 70 процен-д тов скота и птицы на убой, 50 процентов овощей и плодов.

□ На Кубани функционируют 250 крупных и средних предприятий пищевой и перерабатывающей

^ промышленности, которыми вырабатывается свыше 2 тысяч наименований продовольственных това--<> ров, из которых более 700 соответствуют Европейским стандартам. Высокое качество продукции, выраба-тываемой кубанскими предприятиями, отмечается на самых престижных международных ® выставках, а также выставках и ярмарках, проводимых в России.

и Для дальнейшего развития сельского хозяйства Краснодарского края взяты на вооружение и

ф развиваются научно-обоснованные технологии севооборотов, оптимального внесения минеральных | удобрений, совершенствования сортовой и семеноводческой политики, призванные в совокупности повысить плодородие кубанской пашни. Активно привлекается к изучению проблем сельского хозяй-о ства научный потенциал края, ведутся селекционные разработки высокоперспективных районирован-Ел ных сортов. В ближайшие годы, основываясь на опыте датских коллег, планируются серьезные обновле-ЕЕ ния в технологии производства свинины.

о. Законодательным собранием Краснодарского края Постановлением № 1851-П от 23 ноября 2005 < г. принята и утверждена краевая целевая научно-техническая программа "Приоритетные направле-^ ния исследований в агропромышленном комплексе Краснодарского края на 2006-2010 гг", целями о которой выступают: научное обеспечение отраслей агропромышленного комплекса Краснодарского о края; повышение конкурентоспособности сельскохозяйственного сектора экономики края; наращи-^ вание объемов производства продукции растениеводства и животноводства; совершенствование тех-£ нологий хранения и переработки сельскохозяйственной продукции на основе развития природно-£ хозяйственного комплекса; более полное использование агробиологического, технико-технологического и кадрового потенциала края. ^ Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач: разработка и внедрение

® ресурсосберегающих природоохранных технологий производства продукции растениеводства и жи->| вотноводства, систем защиты растений и животных от вредителей и болезней; разработка и внедре-5 ние новых технологий хранения и переработки сельскохозяйственной продукции; разработка новых ® образцов сельскохозяйственных машин и технологического оборудования для этих целей; решение Л кадровых проблем в агропромышленном комплексе Краснодарского края.

§ Основной проблемой развития современного агропромышленного производства является нахож-

ен дение эффективного сочетания крупного интегрированного производства холдингового типа с мелкодисперсионным частным сельским предпринимательством. Одним из путей ее решения может вы-

ступать институционально-нормативная база существующих холдингов, предусматривающая систему преференций и налоговых льгот при создании и деятельности вертикально интегрированных структур в АПК.

Роль агрохолдингов особенно проявляется в узко специализированных производствах. В частности, в рисоводстве Краснодарского края используются инвестиции холдинга "Разгуляй": на паритетных началах с администрацией, интересы которой представляет "Крайинвестбанк", и группой компаний холдинга создан "Кубань-рис", что позволило в 2005 г. получить выручку в размере 300 млн. руб. при рентабельности 15-20%. Годовой оборот холдинга по производственным и торговым операциям в 2004 г. составил более 720 млн. долл. Им контролируется 11,8% сахарного рынка, 9,3% рынка межрегиональной торговли зерном, 15,8% рынка крупы и 3,2% рынка муки [4]. Однако со вступлением России в ВТО на российском рынке возникнет острая конкуренция с крупными многонациональными и транснациональными корпорациями ("Гленкор", "АДМ", "Бунге", "Каргилл" и др.), что требует совокупности мер государства, направленных на защиту интересов как потребителей, так и производителей отечественной продовольственной продукции: в частности, преференции следует выделять тем производителям, которые реально инвестируют средства в развитие и модернизацию производств. Благодаря таким льготам возрастут инвестиции, будут созданы условия для развития "точек роста", что выступит стимулом экономического развития Краснодарского края.

В Краснодарском крае создана прочная законодательная и информационная база, стимулирующая приток инвестиций, необходимых для устойчивого экономического роста. Развивается производство сельскохозяйственной техники (почвообрабатывающих машин, специализированных для производства риса, современных зерноуборочных комбайнов немецкой компании "Клаас"). Ведется активная работа по усовершенствованию технологий переработки и сбыта продукции.

Администрация края оказывает поддержку сельхозтоваропроизводителям в виде субсидий, суб- ^ сидированных кредитов, организации льготных лизинговых схем на приобретение необходимой техники и оборудования. Ведется обучение и повышение квалификации специалистов АПК, внедряется □ и действует информационно-консультационное обеспечение. Разрабатываются и отрабатываются О другие формы поддержки.

Из вышесказанного следует, что для успешной реализации долгосрочной стратегии развития, ^

ориентированной на технологический Форсайт в АПК Краснодарского края, необходимы меры регу- а

лирования комплекса как мак-ро-, так и мезоуровней, включающие: оказание материальной поддерж- ®

ки по пополнению кооперативных ресурсов; введение системы налогообложения кредитных коопе- о

а

ративов как некоммерческих кредитных организаций; создание системы подготовки кадров, распро- ®

СО

странения методической литературы о сущности, принципах деятельности и преимуществах кредит- | ных кооперативов, в том числе формирование региональных и межрегиональных учебных центров с ^ функциями распространения передового опыта. о

Эмпирические исследования, посвященные анализу экономического положения России, отмеча- ^ ют ее "дезорганизованный" характер. В терминах экономической теории роста отечественная эконо- ^ мика действует ниже кривой своих производственных возможностей во многих отраслях. Поэтому ^ становится очевидным, что движение вверх до этой кривой за счет реорганизации существующих ^ средств производства или простого перераспределения ресурсов может принести значительные эко- о номические выгоды как в материальной, так и нематериальной сферах производства. 0

Становится очевидным, что дальнейшее направление реструктуризации аграрной сферы Рос- о сии должно определяться целенаправленностью разработок институциональных инноваций, содержание которых представляет собой отражение государственных решений, что влияет на процесс институционального проектирования. Система построения развития сферы национального хозяйства по принципу институционального проектирования регламентируется как основными моментами соответствующей проектировочной деятельности, так и специфическими принципами, свойственными особенностям поведения людей, их различных групп в условиях существования тех или иных санкционированных правил.

Реализация принципов технологического форсайта должна учитывать то, что рыночная самоорганизация, спонтанное формирование новых институтов мало эффективны в посткризисный период. Более того, в условиях социально-экономической трансформации принцип самоорганизации способствует усилению консервативной, защитной функции системы, направленной на сохранение старых традиций и норм. Отсутствие действенного государственного регулирования в этот период приводит к неизбежному экономическому и политическому хаосу. В зависимости от состояния институциональ-

о

ной среды, социально-экономическои природы самого государства оно может стать дополнительным фактором нестабильности, или, напротив, гарантом соблюдения "правил игры", регулятором, обеспечивающим гармонизацию общественных и частных интересов.

Процессы создания новых и разрушения старых сельхозпредприятии осуществляются быстрыми темпами, и опасность возникновения новых искажении в ходе трансформации можно свести к минимуму, если руководствоваться соображениями конкуренции. Для этого необходимы сильные институты, способные обеспечить четкии набор правил, устраняющии любую возможность произвола и обязательный для всех участников рынка, больших или малых, государственных или частных, а также для и самого государства.

В заключении следует особенно подчеркнуть значимость в условиях глобализации механизмов стимулирования развития национального аграрно-продовольственного сектора и мер по сокращению масштабов бедности, для чего необходимо выработать и законодательно закрепить детерминанты повышения доступности и качества продовольствия, исходя из задач повышения здоровья нации, предусматривая в том числе: развитие инфраструктуры продовольственного рынка и повышение ее доступности для всех товаропроизводителей аграрно-продовольственного сектора; недопущение установления межрегиональных торговых барьеров, в том числе при закупках сельскохозяиственного сырья, продукции и продовольствия для бюджетных организации и учреждении, что улучшит физическую доступность продовольствия для населения в различных регионах и т.д.

Литература

^Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты. / Под ред. Перского Ю.К.,

^ КалюжновоИ Н.Я. - М.: ТЕИС, 2003. - Ч. 2.

¡Ё 2.Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу (2005-2008гг.)

// Мау В. РоссиИская политика в 2004 году: поиск модели консолидации роста // Вопросы экономики.

□ 2005. №1. С. 19.

□ З.Бляхман Л., Кротов М. Глобализационное измерение реформы и задачи промышленной поли-

2тики // Россиискии экономическии журнал. - 2001. - № 3.

-<> 4.Национальные приоритеты //РоссиИская газета. - 2005. - №262 (3931). - 22 ноября. - С.4

о а

о о

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о.

О

КОЛИЩУК К.И.

ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЦЕННОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО МАТЕРИАЛЬНОГО РЕЗЕРВА

С экономической точки зрения, являясь долеИ совокупного общественного продукта, государственные резервы образуют централизованныи общественныи страховои фонд накопления, формирование которого обеспечивается за счет централизованных налоговых отчислении. С учетом вышеизложенного, государственные материальные резервы можно определить как специально фор-о мируемые запасы стратегических ресурсов, предназначенные для использования в чрезвычай-

0 ных и других неблагоприятных социально-экономических ситуациях, угрожающих националь-° ной безопасности государства [1].

^ Указанныи теоретическии подход в понимании сущности и экономическои роли государствен-

ен ных материальных резервов заложен и в системе деиствующего россииского законодательства.

В соответствии с Законом №79-ФЗ, государственный резерв представляет собой особый фе-

1 деральный (общероссийский) запас материальных ценностей (ст.1 Закона №79-ФЗ). Согласно ст.З о этого же Закона, государственный резерв предназначен для:

® -обеспечения мобилизационных нужд Россиискои Федерации (мобилизационныи резерв);

| -обеспечения неотложных работ при ликвидации последствии чрезвычаиных ситуации;

о -оказания государственнои поддержки различным отраслям народного хозяиства, организаци-

^ ям, субъектам Россиискои Федерации в целях стабилизации экономики при временных нарушениях о снабжения важнеишими видами сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, продовольствия в о случае возникновения диспропорции между спросом и предложением на внутреннем рынке; -оказания гуманитарнои помощи; -оказания регулирующего воздеиствия на рынок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.