БИЗНЕС В ЗАКОНЕ
2’ 2008
7.16. ФОРМЫ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ
Макаров Т. Г., аспирант
Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Защита авторских прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, то есть посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты. Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов1.
Формы защиты целесообразно подразделять на судебные и несудебные. К первому виду относится защита в судах различных уровней, ко второму - административно-правовая и самозащита.
Но, на наш взгляд, более удачной является другая классификация форм защиты авторских прав, в соответствии с которой различают две основные формы защиты - юрисдикционную и неюрисдикционную.
Юрисдикционная форма защиты есть деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных авторских прав. Суть ее выражается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, например, в суд, в третейский суд, в вышестоящий орган и т. п., которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения.
В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяются общий и специальный порядки защиты нарушенных авторских прав. По общему правилу, защита авторских прав и охраняемых законом интересов осуществляется в судебном порядке. Основная масса авторско-правовых споров рассматривается районными, городскими, областными и иными судами общей компетенции. Если обоими участниками спорного правоотношения являются юридические лица, возникший между ними спор относится к подведомственности арбитражного суда. По соглашению участников авторского правоотношения спор между ними может быть передан на разрешение третейского суда. В качестве средства судебной защиты авторских прав и охраняемых законом интересов выступает иск, то есть обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношения, с другой стороны. Судебный, или, как его еще называют, исковой порядок защиты применяется во всех случаях, кроме тех, которые прямо указаны в законе.
1 Бутнев В. К. К понятию механизма защиты субъективных прав. // Субъективное право: Проблемы осуществления и защиты. Владивосток, 1993. С. 10.
Если авторское право нарушено или оспорено, суд обязан принять и рассмотреть по существу исковое заявление. По общему правилу, иск заявляется по месту нахождения ответчика, однако по соглашению сторон территориальная подсудность дела может быть изменена.
На требования, вытекающие из нарушения личных неимущественных авторских прав, не распространяется действие исковой давности. Иски, связанные с нарушением имущественных прав и интересов, могут быть заявлены в течение трех лет со дня, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 г. №15 сказано, что надлежащим ответчиком по делу о защите авторского права и (или) смежных прав является лицо, осуществившее действие по использованию объектов авторского права. Например, осуществляющая издательскую деятельность организация, предоставившая в типографию оригинал-макет произведения для печатания книги, будет являться надлежащим ответчиком в случае нарушения прав автора произведения. Типография в данном случае осуществляет только техническое содействие при издании книги. Однако если типография по своей инициативе превысит заказанный тираж произведения, то в этом случае она будет нести ответственность за нарушение авторского права2.
Кроме подачи иска в суд общей юрисдикции или арбитражный суд право на судебную защиту авторских прав может быть реализовано путем обращения в Конституционный Суд РФ. Особенность обращения в Конституционный Суд РФ состоит в том, что этот орган не только восстанавливает — при наличии достаточных оснований — нарушенное правовое положение субъектов, но и признает несоответствующим Конституции РФ применяемый нормативный акт. Прецедент обращения в Конституционный Суд РФ за защитой авторских прав уже существует. Так, 28 апреля 1992 г. Конституционный Суд РФ вынес постановление по делу о проверке конституционности постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 февраля 1992 г. № 2275-1 «О Всероссийском агентстве по авторским правам»3. Данным постановлением Конституционного Суда РФ постановление Президиума Верховного Совета РСФСР было признано не соответствующим Конституции РФ как устанавливающее существенные ограничения конституционных прав авторов и вынесенное с выходом за рамки своей компетенции. С момента выхода указанного постановления Конституционного Суда РФ постановление Президиума Верховного Совета РСФСР «О Всероссийском агентстве по авторским правам» утратило силу, и правоотношения, возникшие на основании данного постановления
2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ (Текст): (от 19.06.2006 г. №15) // http://www.supcourt.ru/vscourt_detale. рЬф?1<^=4349.
3 Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности постановления Президиума
Верховного Совета РСФСР от 3 февраля 1992 года № 2275-1 «О Всероссийском агентстве по авторским правам». [Текст]: (от 28 апреля 1992 г. № 4-П) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 21. Ст. 1141.
Макаров Т. Г.
ФОРМЫ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ
Президиума, приводились к состоянию, существовавшему до его принятия.
Специальной формой защиты авторских прав и охраняемых законом интересов в соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации следует признать административный порядок их защиты. Он применяется в виде исключения из общего правила, то есть только в прямо указанных в законе случаях. Потерпевший может по своему усмотрению обратиться за защитой своих нарушенных прав и охраняемых законом интересов в вышестоящий орган ответчика, в творческий союз или в антимонопольный орган. Средством защиты в данном случае является не иск, а жалоба, порядок подачи и рассмотрения которой регламентированы административным законодательством4.
Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным или иным компетентным органам. Разумеется, в данном случае имеются в виду лишь законные средства защиты, которые следует отличать от произвольных самоуправных действий, запрещенных законодательством. Типичным примером таких допускаемых законом средств самозащиты выступают в гражданском праве действия, совершаемые в порядке необходимой обороны и крайней необходимости. В рассматриваемой области спектр неюрисдикционных мер защиты достаточно узок и, по сути дела, сводится к возможности отказа совершить определенные действия в интересах неисправного контрагента, например, отказаться от внесения в произведение изменений и дополнений, не предусмотренных авторским договором, либо от исполнения договора в целом, например, в случае его недействительности.
Наибольшее практическое значение имеют, конечно, юрисдикционные формы защиты: иски в суды, административная ответственность, уголовное преследование нарушителей авторских прав. Применение административной ответственности к нарушителям авторских прав является весьма действенным способом их защиты в случаях непосредственного обнаружения
фактов распространения и использования контрафактной продукции при отсутствии по тем или иным причинам признаков преступления.
Базовым составом административного правонарушения в сфере авторских прав является статья 7.12 Кодекса об административных правонарушениях5. Привлекательность административных санкций заключается в простоте и быстроте их реализации, но, несмотря на это, на практике возникают определенные проблемы. Например, в ряде случаев работники правоохранительных органов не могут самостоятельно выявить контрафактную продукцию, у них нет специальной подготовки.
Уголовная ответственность за нарушение авторских прав предусмотрена ст. 146 Уголовного кодекса Российской Федерации6.
Наибольшую практическую значимость и эффективность имеет гражданско-правовая защита авторских прав, реализуемая в рамках юрисдикционной формы. Она обеспечивается применением предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации7 способов защиты.
Таким образом, выделяют две основные формы защиты авторских прав:
1) юрисдикционную, то есть обеспечивающую с помощью государственных органов, в том числе судов. Она распадается на сферу гражданского и уголовного судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях в сфере авторских прав;
2) неюрисдикционную, которая охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских прав, осуществляемых ими самостоятельно, без обращения к государственным или иным компетентным органам.
Важно подчеркнуть, что наибольшее практическое значение имеют, конечно, юрисдикционные формы защиты - иски в суды (общей юрисдикции и арбитражного), административная ответственность, уголовное преследование нарушителей авторских прав.
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
4 Гражданское право. Учебник. Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. - М.: Проспект, 2001. С. 293.
5 Кодекс РФ об административных правонарушениях (Текст): (от 26 декабря 2001 г., с изм. и дополн. от 22 июля 2005 г.) // Российская газета. 2002. №1 (часть 1).
6 Уголовный кодекс Российской Федерации (Текст): (от 13. 06. 1996 г.) // Российская газета. 1996. № 25.
7 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. (Текст): (от 18 декабря 2006 г. №230-ФЗ) // Российская газета. 2006. 22 дек. (№ 289).