ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОИЗВОДСТВА И НАУКИ В ПРОЦЕССЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
к.э.н. Пузикова Е.А.
ОГТИ филиал ФГБОУ ВПО «ОГУ»
г. Орск, Россия Коркешко О.Н.
Оренбургский государственный университет
г. Оренбург, Россия
Технологическая модернизация промышленности по определению С.А. Семагина - это форма реализации конкурентоспособности различных хозяйственных систем, создаваемых путем обновления производственного аппарата, замены устаревшего оборудования и технологий сферы материального производства на современные, более эффективные [1].
Технологическая модернизация производства определяется Ж.А. Ермаковой, как взаимосвязанное изменение материально-технологической базы комплекса отраслей на основе внедрения технологических инноваций и развития региональных межотраслевых инновационных связей по специфическим направлениям конкретных производств.[2] Технологическая модернизация - это процесс перевода общественного производства, и прежде всего промышленного комплекса, на высокотехнологический уровень с целью достижения наибольшего технологического соответствия различных производственных звеньев максимально высокому уровню. Данные определения дают полное представление о понятии технологическая модернизация производства.
Целью технологической модернизации российской промышленности является создание конкурентоспособных на глобальном рынке российских корпораций во всех секторах экономики, а также обеспечение технологической независимости отраслей, критически важных для национальной безопасности.
Достижение цели обеспечения конкурентоспособности российской экономики в рамках технологической модернизации требует решения двух основных задач:
- обеспечение мирового технологического уровня приоритетных отраслей, критических для национальной безопасности;
- создание инфраструктуры, стимулирующей и обеспечивающей технологическую модернизацию корпоративного сектора.
В России инновационная деятельность традиционно развивалась в крупных научно-исследовательских институтах, научно-производственных объединениях. Единство инновационного цикла в перестроичной России пытались реализовать созданием на предприятиях собственных научно-исследо-вательских и проектно-конструкторских подразделений, объединением научно-исследовательских институтов в рамках научно-производственных и промышленных предприятий. В ходе приватизации
научно-производственных объединений, входящие в их состав НИИ и промышленные предприятия стали самостоятельными акционерными обществами. При этом число научно-исследовательских подразделений на предприятиях за период 1991-2010 гг. имеет тенденцию к сокращению.
В условиях рыночной экономики наиболее эффективным механизмом развития высокотехнологичных отраслей являются технопарк, технополисы и бизнес-инкубаторы в сфере высоких технологий.
Технопарк - это территория инновационной активности, на которой происходит ускоренное взаимодействие компаний сектора высоких технологий за счёт наличия развитой инфраструктуры и оказания необходимых услуг.
Технопарки в сфере высоких технологий объединят предприятия высокотехнологичных отраслей экономики, в том числе отраслей нано-, био-, информационных и других технологий, научные организации, учебные заведения, обеспечивающие научный и кадровый потенциал таких предприятий, а также иные предприятия и организации, деятельность которых технологически связана с организациями указанных отраслей или направлена на их обслуживание.
В России технопарки получили свое развитие довольно поздно. Первый официальный технопарк в Российской Федерации - «Томский научно-технологический парк» - был создан в 1990 году. В 1991-м уже насчитывалось 8, в 1992-м - 24, в 1993-м - 43. Сейчас по количеству технопарков Россия занимает пятое место в мире, более 70 технопарков номинально действуют в 35 ее регионах, 25-30% из них - это стабильно функционирующие структуры. Более 90 процентов отечественных технопарков созданы при высших учебных заведениях.
Технополисы представляют собой более крупные территориально-научные комплексы чем технопарки, включающие один или несколько небольших городов, где создаются высокие стандарты для жизни, необходимая инфраструктура (транспортная, коммуникационная, научная) и другие условия для генерирования, разработки и реализации инноваций. Технополисы обычно имеют в своем составе технопарки.
Бизнес-инкубатор - организация, созданная для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг.
В конце 2009 года Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» классифицировал территории России по шести типам инновационности. На начало 2010 года в России работают пять типов территорий инновационного развития:
1. Наукограды - городские округа, в которых не менее 15 % всех трудоспособных жителей работает в научно-производственном комплексе, а объём научно-технической продукции составляет не менее 50 % от совокупного объёма местного валового продукта.
2. ЗАТО - бывшие «закрытые города», принадлежащие Росатому, Роскосмосу, Минобороны и т. п., сохраняющие долю режима секретности до сих пор. В рамках Росатома действует Ассоциация закрытых городов, подобная есть и у Минобороны.
3. Научные центры, академические городки, академгородки - 35 комплексов научных и образовательных учреждений Российской академии наук (РАН) и её региональных отделений - Сибирского, Уральского, Дальневосточного.
4. Технопарки - объединения предприятий, научных организаций, учебных заведений, технологически смежных предприятий и организаций. Частью технопарка может быть бизнес-инкубатор, помогающий развитию новых компаний, в том числе малых, в среднем на протяжении 3-4 лет. По данным Минобразования, в конце 2009 года в России было более 80 технопарков и более 120 бизнес-инкубаторов.
5. Технико-внедренческие зоны (ТВЗ) - особые экономические зоны с льготным таможенным режимом и налоговыми гарантиями для наукоёмких производств. В декабре 2005 года были созданы ТВЗ в Дубне, Санкт-Петербурге, Томске, Москве (в Зеленограде).
В Оренбургской области инновационная инфраструктура представлена такими организациями как:
- 4 крупных ВУЗа (ОГУ, ОГМА, ОГАУ, ОГПИ);
- Бизнес-инкубатор «Центр по организации производства, переработки и продажи сельскохозяйствеенной продукции»;
- Институт микро- и нанотехнологий Оренбургского государственного университета;
- Оренбургский областной бизнес - инкубатор;
- Технологический парк «Технопарк ОГУ»;
- институты и филиалы институтов РАН.
Показатели, характеризующие динамику развития научно -технологической и инновационной деятельности в Оренбургской области, представлены в таблице 1.
В Оренбургской области разработана целевая программа «Поддержка научно-технологической и инновационной деятельности в Оренбургской области на 2011-2015 годы». Согласно программе цель развития Оренбургской
Таблица 1 - Научно-технический потенциал Оренбургской области
Показатель 2007г. 2008г. 2009г.
Количество организаций выполняющих исследования и разработки 19 18 19
Число занятых в области НИР 1039 1065 1048
Затраты на исследования и разработки, млн. руб. 456,1 566,0 509,9
области - повышение качества жизни населения на основе развития многоукладной экономики, сочетающей модернизацию традиционных отраслей специализации с формированием отдельных сегментов постиндустриальной экономики и активным трансграничным сотрудничеством.
В программе определены приоритетные направления развития инновационного комплекса Оренбургской области: АПК, медицина и фармацевтика, экология, информационно медийные услуги, переработка сырья и вторсырья, машиностроение. Развитие данных направлений будет осуществляться с созданием малых инновационных компаний и бюджетной финансовой поддержке.
Ключевыми мероприятиями программы являются:
- софинансирование затрат на привлечение венчурного капитала;
- создание интегрированной бизнес-школы (Вуз - Бизнес-проект) с участием иностранных партнеров;
- создание центра маркетинга (доступ к актуальной информации о потенциале рынка);
- налоговые льготы для малых инновационных компаний;
- поэтапное предоставление грантов для малых инновационных компаний;
- возмещение затрат на получение патентов по приоритетным направлениям.
В основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу построение инновационной инфраструктуры названо среди основных задач формирования национальной инновационной системы.
15 августа 2009 года вступил в силу федеральный закон № 217-ФЗ, создающий правовую основу для инновационных предприятий, созданных при бюджетных научных учреждениях и государственных высших учебных заведениях.[3]
Основной целью закона является обеспечение реального внедрения в производство результатов научно-технической деятельности. Права на эти результаты принадлежат учреждениям науки и образования, поскольку созданы за счет бюджетных средств. Закон предоставляет возможность для учреждений науки и образования быть участниками и учредителями хозяйственных обществ, занимающихся внедрением результатов интеллектуальной деятельности.
Предприятия при вузах и научных учреждениях смогут получить статус малых и средних предприятий. Предполагается, что создание инновационных предприятий на базе вузов и НИИ позволит обеспечить вчерашних студентов дополнительными рабочими местами, создаваемыми в вузах.
Таким образом, малые инновационные предприятия могут стать не только важным источником инноваций, но и тем необходимым звеном,
которое обеспечивает доведение и внедрение результатов научно-технической деятельности в производство, способствует прогрессивной структурной перестройке народнохозяйственного комплекса.
Малые инновационные предприятия пользуются во всем мире существенной поддержкой государства, включающей целевое финансирование из бюджета (гранты, льготные займы, государственные заказы и т.п.), стимулирование частного капитала к финансированию их деятельности, налоговые и амортизационные льготы и т.п.
Экономический рост и модернизация отраслей экономики, возможны только в случае увеличения темпов развития высокотехнологичных отраслей, для обеспечения которых необходимо проведение государственной политики, направленной на повышение инвестиционной привлекательности отраслей экономики, поддержку российских производителей высокотехнологичной продукции и услуг, содействие продвижению этой продукции как на внутреннем, так и на мировом рынках, развитие интеллектуального потенциала в сфере высоких технологий.
Литература:
1. Семагин, С.А. Повышение эффективности инвестиций в технологическую модернизацию промышленности [Текст]: дис. канд. экон. наук / С.А. Семагин. - М., 2006. - 175 с.
2. Ермакова, Ж.А. Технологическая модернизация промышленности России: стратегия и организационно-экономические факторы: (региональный аспект) Ж.А. Ермакова; РАН УрО, Ин-т экономики. - Екатеринбург, 2007. - 360 с.
3. Федеральный закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хоэяйственных обществ в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности» № 217-ФЗ от 02.08.2009.