ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2013. № 6
Е.А. Кокина
(научный сотрудник отдела Древнего Востока ГМИИ им. А.С. Пушкина)*
ФОРМЫ ВЛАДЕНИЯ ВЕЛЬМОЖЕСКИМИ ГРОБНИЦАМИ В ЕГИПТЕ ЭПОХИ ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА
В статье рассмотрены формы владения вельможескими гробницами, существовавшие в Египте эпохи Древнего царства. В результате анализа изобразительного, архитектурного, текстуального материала более чем из 800 гробниц было выявлено две основные формы владения: единоличное и совместное, которое в свою очередь подразделялось на два типа. Наиболее распространенным было единоличное владение, при котором все элементы оформления гробницы создавались для одного человека. Совместные гробницы сооружались для нескольких лиц, как правило, родственников, редко — коллег.
Ключевые слова: Древний Египет, Древнее царство, вельможеские гробницы, право владения, правовые надписи.
The article deals with the forms of private tomb possession in the Old Kingdom of Egypt. The analysis of decorative, architectural, and textual sources from more than 800 private tombs reveals existence of two main forms of possession: sole possession and joint possession which can be subdivided into two different types. The most common form was sole possession when all elements of tomb decoration were made for one person. Joint tombs were built for more than one person, usually for relatives and rarely for colleagues.
Key words: Ancient Egypt, Old Kingdom, private tombs, right of possession, legal inscriptions.
* * *
Правовая проблематика в изучении Египта Древнего царства (XXVII—XXII вв. до н.э., III—VIII династии) обычно не привлекает внимания исследователей1. Это связано с незначительным количеством дошедших до нас юридических документов, а также данных об учреждениях, в сфере интересов которых была судебная, правовая деятельность. Привлечение широкого круга источников, не ограниченного собственно правовыми документами, может позво-
* Кокина Евгения Александровна, тел.: 8-905-506-93-07; e-mail: kokina_zhenya@ mail.ru
1 Важными вехами в историографии права Древнего царства следует назвать издание царских документов (1967) и частноправовых надписей (1970) Х. Гёдике (Goedicke H. Königliche Dokumente aus dem Alten Reich. Wiesbaden, 1967; Goedicke H. Die privaten Rechtsinschriften aus dem Alten Reich. Wien, 1970). См. библиографию по правовой проблематике Древнего царства: Jasnow R. Old Kingdom and First Intermediate Period // A History of Ancient Near Eastern Law / Ed. by R. Westbrook. Leiden; Boston, 2003. P. 93—140; Lippert S. Einführung in die altägyptische Rechtsgeschichte. Berlin; Münster, 2008.
лить получить дополнительные сведения о правовой системе Древнего царства. В данной статье представлены результаты подобного исследования, посвященного формам владения вельможескими гробницами.
Большинство частноправовых документов Древнего царства происходит из гробниц и связано с гробничным культом. Это договоры с ремесленниками о сооружении гробниц, договоры о покупке/продаже гробниц, распоряжения о гробничном культе, а также распоряжения о передаче гробничных помещений. Последний тип надписей посвящен созданию для родственника владельца гробницы собственного культового пространства. Это надпись Вепиемнеферета из Гизы2 о передаче сыну часовни с погребальной камерой и надписи Иду/Сенени из Каср ва эс-Сайад3 и Чемерери из Наг эд-Дейр4 о передаче женам погребальных шахт. В них регулируются права родственников на принадлежащее им культовое пространство и соответственно погребение. Наличие подобных документов указывает на существование в эпоху Древнего царства формы совместного владения гробницей. Для выявления других форм владения гробницами и для определения наиболее характерной из них следует обратиться к комплексному анализу изобразительных, архитектурных, текстуальных элементов оформления вельможеских гробниц.
Вельможеские гробницы состояли как правило из двух частей: погребальной камеры и культовых помещений. В погребальную камеру помещали саркофаг с телом и закрывали ее. Культовые помещения (часто одна часовня) оформлялись изображениями и надписями. Они оставались открытыми для посетителей, в первую очередь для родственников и жрецов, совершавших там различные ритуалы гробничного культа. В оформлении гробницы можно выделить несколько главных элементов, которые являются маркерами для определения ее владельца. Это ложные двери, сцены трапезы, жертвенные формулы, жертвенники, статуи. Ложные двери (архитектурный элемент в виде стилизованной двери с изображениями и надписями) являлись центральным элементом гробничного культа в Древнем царстве: согласно верованиям древних египтян, они соединяли мир живых с миром мертвых. Нередко рядом с ложными дверями помещали жертвенники, которые использовали при совершении различных культовых ритуалов. Изображение сцены трапезы также являлось ключевым элементом оформления гроб-
2 Hassan S. Excavations at Giza 1930-1931. Cairo, 1936. Fig. 219, pl. LXXV.
3 Sethe K. Urkunden des Alten Reichs. Leipzig, 1933. S. 115, 17-116, 4; Edel E. Hieroglyphische Inschriften des Alten Reiches. Opladen, 1981. Abb. 4.
4 Peck C.N. Some Decorated Tombs of the First Intermediate Period at Naga ed-Dêr. Ph. D. Thesis. Brown University. Chicago, 1958. P. 56, pl. III.
ницы, которое было направлено прежде всего на обеспечение умершего едой и питьем. Жертвенные формулы состояли из набора единообразных фраз, которые включали наименование царя и/или бога, дававших жертвенные дары, наименование даров (среди них обыкновенно жертвенное обеспечение и погребение) и указание того лица, кому они адресованы5. Статуи были непосредственно связаны с представлениями о посмертной судьбе человека, о его двойнике6, поэтому играли важную роль в культовом ритуале.
В ходе исследования было изучено более 800 вельможеских гробниц Древнего царства, находящихся в столичных и провинциальных некрополях. В итоге было выделено 269 гробниц, в которых перечисленные выше элементы оформления принадлежали разным лицам. Эти примеры были отнесены к форме совместного владения. В остальных гробницах все элементы оформления создавались для одного человека. Эта форма была обозначена как единоличное владение.
Как показало исследование, единоличное владение являлось наиболее распространенным в эпоху Древнего царства. При нем неукоснительно следовали правилу доминирования фигуры владельца в оформлении гробницы7, для чего древнеегипетскими мастерами были выработаны разнообразные приемы. Изображения владельца гробницы отличаются размером и преобладают в количественном отношении; только ему посвящены жертвенные формулы и другие надписи. В гробничных изображениях эпохи Древнего царства нет фигур богов и царей — они нарушили бы иерархию представленных в рельефах и росписях лиц. Члены семьи, почти всегда так или иначе присутствующие в надписях и изображениях, занимают второстепенные позиции. В надписях гробница обычно называется «моя» или «его», т.е. владельца8; именуется «собственным домом», «собственной гробницей»9. Вельможа обозначается как «господин гробницы»10.
В совместной форме владения можно выделить две разновидности. В одном случае в оформлении гробницы два или более лиц занимали равное положение. В другом — все основные элементы
5 Barta W. Aufbau und Bedeutung der altägyptischen Opferformel. Glückstadt, 1968; Lapp G. Die Opferformel des Alten Reiches, unter Berücksichtigung einiger späterer Formen. Mainz am Rhein, 1986.
6 О двойнике человека см.: Большаков А.О. Человек и его Двойник. Изобразительность и мировоззрение в Египте Старого царства. СПб., 2001.
7 Только при изображении родителей владельца гробницы могли быть исключения.
8 Lapp G. Op. cit. S. 46—49; Chauvet V. The Conception of Private Tombs in the Late Old Kingdom. Ph. D. Diss. Johns Hopkins University. Baltimore, 2004. P. 161-216.
9 Перепёлкин Ю.Я. Частная собственность в представлении египтян Старого царства. Л., 1966. С. 49-55, 102-103.
10 Simpson W.K. Mastabas of the Western Cemetery. P. I. Boston, 1980. Pl. XV b-d, fig. 12; Sethe К. Op. cit. S. 122, 11.
оформления указывали на одного владельца, при этом другому лицу (или лицам) предоставлялось культовое пространство внутри гробницы. Субъектами владения в совместных гробницах как правило были родственники, редко — коллеги.
Первая разновидность совместного владения крайне редка. Известно всего У примеров, когда родственники или коллеги сооружали для себя общую гробницу. Самый известный пример — это гробница двух братьев, царских мастеров маникюра Нианххнума и Хнумхетепа11. В оформлении гробницы подчеркнуто, что владельцами являются два человека: Нианххнум и Хнумхетеп вместе участвуют во всех действиях или же одинаковые сцены «зеркально» повторяются для обоих вельмож. «Двоичность» сохраняется, даже несмотря не некоторое выделение фигуры Нианххнума по сравнению с его братом.
При второй разновидности совместного владения наибольшее число примеров относится к женам владельцев гробниц (154 гробницы), за ними следуют сыновья (45 гробниц), оба родителя (30), матери (22), дочери (14), отцы (10), дети (У), сестры (б), братья (4 гробницы).
Женщины практически никогда не имели собственных гробниц. Поэтому мужья так часто наделяли их культовым пространством в своих гробницах. Согласно приведенным в работе К. Маккорко-дейл данным, в 75% гробниц присутствовали изображения жен12, супруги сопровождали владельцев гробниц во всех важных сценах.
В Древнем Египте на детей (прежде всего сыновей) ложилась ответственность за обеспечение родителей гробничным культом, а иногда и за сооружение или оформление их гробниц13. Но дети в своих гробницах изображали родителей и тем более отводили им культовое пространство не часто. В гробницах родителей, напротив, изображения детей встречаются почти в каждом случае14. Появление же культового пространства для детей можно объяснить созданием семейного комплекса; обеспечением культа и погребения рано умерших детей; созданием культового пространства для сыновей (дочерей) / сыновьями (дочерьми), которые участвовали в оформлении гробницы родителей. Значимым фактором, по всей
11 Moussa A., Altenmüller H. Das Grab des Nianchchnum und Chnumhotep. Mainz, 1977.
12 McCorquodale K. Representations of the Family in the Old Kingdom. Women and Marriage. Ph. D. Diss. Macquarie University. Sydney, 2010. Tab. A.
13 Helck W. Wirtschaftliche Bemerkungen zum privaten Grabbesitz im Alten Reich // Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts, Abteilung Kairo. Wiesbaden; Mainz, 195б. Bd. 14. S. бб; Chauvet V. Op. cit. P. 217-285; Zelenkova L. Die privaten Stiftungsinschriften des funerären Bereichs des Alten Reiches und der 1. Zwischenzeit. Diplomarbeit. Wien, 2008. S. 154-15б.
14 McCorquodale K. Op. cit. Tab. A.
видимости, была также экономия средств. Ведь возведение собственной гробницы стоило гораздо дороже.
Братья играли особую роль в хозяйстве вельмож, в том числе в гробничном культе. Сестры также могли участвовать в заупокойных службах. Известны случаи, когда братья и сестры заботились о сооружении гробниц15. Но собственное культовое пространство создавалось для братьев и сестер редко.
Наиболее значимым при наделении родственника культовым пространством было сооружение отдельной часовни. Часовни могли входить в изначальный план сооружения гробницы или пристраиваться к основной части гробницы уже после смерти ее владельца. Всего известно 8 часовен для жен, одна для отца, одна для матери, 11 — для сыновей, две для дочерей, одна для брата, одна для сестры. Чаще всего в совместных гробницах оформлялись ложные двери (122 гробницы). Остальные памятники и элементы оформления для родственников (жертвенники, статуи, сцены трапезы, жертвенные формулы) встречаются относительно редко, что может объясняться их плохой сохранностью или последующим перемещением из гробницы.
В 49 случаях не удается точно определить, кем приходились владельцу гробницы лица, имеющие собственное культовое пространство (16 примеров для «неизвестных» мужчин и женщин вместе; 26 примеров для «неизвестных» мужчин; 7 примеров для «неизвестных» женщин). В литературе обычно предполагается, что памятники «неизвестных» принадлежали членам семьи владельца гробницы или его коллегам по службе16. Примеры выделения в гробнице культового пространства для коллег очень редки. Один из них — гробница князя, друга единственного, казначея бога (т.е. начальника экспедиции) Хуи в Куббет эль-Хава17. В ней была сделана ложная дверь для друга единственного, казначея царя Нижнего Египта, казначея бога Хнумхетепа18. На одном из опорных столбов в часовне Хнумхетеп изображен приносящим Хуи жертвы19. Там же была сделана надпись от имени Хнумхетепа: «Я вышел один раз с моим господином князем, казначеем бога Чечи и с моим господином князем, казначеем бога Хуи в Библ, Пунт, в Речену. Я пришел в мире после того, как я посетил эти чужеземные страны»20. Над-
15 Helck W. Op. cit. S. 67; Chauvet V. Op. cit. P. 310-333; Zelenkova L. Op. cit. S. 157, 159-160.
16 Lehmann K. Die Mastaba G 2009 auf dem Westfriedhof von Giza. Magisterarbeit. Heidelberg, 1995. S. 83-90.
17 Edel E. Die Felsgräbernekropole der Qubbet el Hawa bei Assuan. Paderborn; München; Wien; Zürich, 2008. S. 459-512.
18 Ibid. Fig. 2 QH 34e.
19 Ibid. Fig. 1a QG 34e, Abb. 1 a-c QH 34e.
20 Sethe K. Op. cit. S. 140, 17 - 141, 3; Edel E. Die Felsgräbernekropole der Qubbet el Hawa. S. 466-467, fig. 1 a.
пись свидетельствует, что Хнумхетеп находился под начальством Хуи, но, судя по титулам на ложной двери Хнумхетепа, позже он сам получил должность казначея бога, т.е. начальника экспедиции. В гробнице Хуи нет изображений ни его жены, ни детей. Возможно, он не был женат и не имел наследников, которые могли бы заботиться о его культе, поэтому на эту роль был выбран его преемник и коллега Хнумхетеп, которому было разрешено оформить собственную ложную дверь в гробнице21.
Анализ титулов «неизвестных» мужчин и владельцев гробниц показал, что почти в половине всех случаев наблюдается преемственность титулов. Это может свидетельствовать в пользу отождествления «неизвестных» с коллегами. Но нельзя забывать, что одинаковые титулы могли иметь как коллеги, так и родственники, так как во второй половине Древнего царства стало правилом передавать должности по наследству (обычно от отца к сыну)22. Для оформления гробниц Древнего царства в принципе было нехарактерно изображать начальников или коллег, т.е. лиц, имеющих более высокий или одинаковый статус с владельцем гробницы. Государственная служба (или, например, жреческая служба у частных лиц) не показывалась в гробницах Древнего царства23, хотя гроб-ничные биографии могли об этом рассказывать.
В 20% совместных гробниц культовое пространство предназначалось сразу для нескольких человек (57 примеров). Большинство случаев датируется концом V—VI династиями. Исследователи отмечают, что в правление шестого царя V династии Ниусерра появляются семейные погребальные комплексы, состоящие из нескольких гробниц, а также так называемые семейные гробницы, в которых имелось по несколько рядов погребальных шахт и которые использовали на протяжении нескольких поколений24. Вероятно, отмеченные случаи посвящения культового пространства сразу нескольким лицам отражают ту же тенденцию.
В завершении следует вновь обратиться к правовым надписям Вепиемнеферета, Иду/Сенени и Чемерери. Подчеркнем, что они были сделаны рядом с культовым памятником соответствующего родственника. Возникает вопрос, почему в нашем распоряжении находится всего три таких документа, хотя совместных гробниц
21 Edel E. Die Felsgräbernekropole der Qubbet el Hawa. S. 502.
22 Feucht E. Das Kind im Alten Ägypten. Die Stellung des Kindes in Familie und Gesellschaft nach altägyptischen Texten und Darstellungen. Frankfurt am Main; N.Y., 1995. S. 61—64; Chauvet V. Op. cit. P. 217-223.
23 Большаков А.О. Указ. соч. С. 206-207.
24 Bärta M. Architectural Innovations in the Development of the Non-Royal Tomb During the Reign of Nyuserra // Structure and Significance. Thoughts on Ancient Egyptian Architecture / Ed. by P. Jänosi. Wien, 2005. P. 105-125.
известно гораздо больше. Причинами появления правовых надписей, вероятно, были экстраординарные события, которые требовали особой фиксации. В случае Вепиемнеферета — это неожиданная смерть сына и передача ему часовни с погребальной шахтой, предназначенной владельцу гробницы25. О Иду/Сенени и Чемере-ри подобных данных нет, можно лишь отметить, что Чемерери был женат дважды — в его гробнице изображены две жены.
Версию о нестандартных обстоятельствах подтверждают посвятительные надписи от имени владельцев гробниц, в которых говорится о предоставлении часовни, ложной двери, жертвенника и т.д. для родственников (27 надписей). По всей видимости, они служили наравне с правовыми надписями легитимацией прав родственников на культовое пространство26. Анализ данных посвящений показывает, что они создавались при спорных или неординарных ситуациях и представляли собой разного рода исключения.
Следует отметить, что правовые и посвятительные надписи регламентируют форму совместного владения гробницей. Именно при ней могли возникать спорные вопросы, потому что, по всей видимости, не существовало установленных правил и норм, по которым родственник или иное лицо получал культовое пространство в гробнице. Значение должны были иметь конкретные семейные обстоятельства или привязанности владельца гробницы.
Как показало проведенное исследование, богатый изобразительный, архитектурный, текстуальный материал вельможеских гробниц Древнего царства позволяет существенно дополнить наши сведения о формах владения гробницами, отраженных в правовых документах.
Список литературы
1. Большаков А.О. Человек и его Двойник. Изобразительность и мировоззрение в Египте Старого царства. СПб., 2001.
2. Кокина Е.А. Египетские гробничные посвятительные надписи эпохи Древнего царства // Вестник древней истории. Москва, 2013. № 4.
3. Перепёлкин Ю.Я. Частная собственность в представлении египтян Старого царства. Л., 1966.
4. Перепёлкин Ю.Я. Хозяйство староегипетских вельмож. М., 1988.
5. Bârta M. Architectural Innovations in the Development of the Non-Royal Tomb during the Reign of Nyuserra // Structure and Significance. Thoughts on Ancient Egyptian Architecture / Ed. by P. Janosi. Wien, 2005.
6. Barta W. Aufbau und Bedeutung der altägyptischen Opferformel. Glückstadt, 1968.
25 Перепёлкин Ю.Я. Хозяйство староегипетских вельмож. М., 1988. С. 13—18.
26 Кокина Е.А. Египетские гробничные посвятительные надписи эпохи Древнего царства // Вестник древней истории. Москва, 2013. № 4. С. 3—22.
7. Chauvet V. The Conception of Private Tombs in the Late Old Kingdom. Ph. D. Diss. Johns Hopkins University. Baltimore, 2004.
8. Edel E. Hieroglyphische Inschriften des Alten Reiches. Opladen, 1981.
9. Edel E. Die Felsgräbernekropole der Qubbet el Hawa bei Assuan. Paderborn; München; Wien; Zürich, 2008.
10. Feucht E. Das Kind im Alten Ägypten. Die Stellung des Kindes in Familie und Gesellschaft nach altägyptischen Texten und Darstellungen. Frankfurt am Main; N.Y., 1995.
11. Goedicke H. Königliche Dokumente aus dem Alten Reich. Wiesbaden, 1967.
12. Goedicke H. Die privaten Rechtsinschriften aus dem Alten Reich. Wien, 1970.
13. Hassan S. Excavations at Giza 1930—1931. Cairo, 1936.
14. Helck W. Wirtschaftliche Bemerkungen zum privaten Grabbesitz im Alten Reich // Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts, Abteilung Kairo. Bd. 14. Wiesbaden; Mainz, 1956.
15. Jasnow R. Old Kingdom and First Intermediate Period // A History of Ancient Near Eastern Law / Ed. by R. Westbrook. Leiden; Boston, 2003.
16. Lapp G. Die Opferformel des Alten Reiches, unter Berücksichtigung einiger späterer Formen. Mainz am Rhein, 1986.
17. Lehmann K. Die Mastaba G 2009 auf dem Westfriedhof von Giza. Magisterarbeit. Heidelberg, 1995.
18. Lippert S. Einführung in die altägyptische Rechtsgeschichte. Berlin; Münster, 2008.
19. McCorquodale K. Representations of the Family in the Old Kingdom. Women and Marriage. Ph. D. Diss. Macquarie University. Sydney, 2010.
20. Moussa A., Altenmüller H. Das Grab des Nianchchnum und Chnum-hotep. Mainz, 1977.
21. Peck C.N. Some Decorated Tombs of the First Intermediate Period at Naga ed-Der. Ph. D. Thesis. Broen University. Chicago, 1958.
22. Sethe K. Urkunden des Alten Reichs. Leipzig, 1933.
23. Simpson W.K. Mastabas of the Western Cemetery. P. I. Boston, 1980.
24. Zelenkova L. Die privaten Stiftungsinschriften des funerären Bereichs des Alten Reiches und der 1. Zwischenzeit. Diplomarbeit. Wien, 2008.
Поступила в редакцию 26 декабря 2012 г.