Научная статья на тему 'ФОРМЫ УЧАСТИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ)'

ФОРМЫ УЧАСТИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ УЧАСТИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ)»

Матвиенко В.А., к.п.н.

доцент

кафедра религиоведения Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

Россия, г. Елец

ФОРМЫ УЧАСТИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ЛИПЕЦКОЙ

ОБЛАСТИ)

Процессы, связанные с интеграцией религии в политическую жизнь современных государств, сложны и противоречивы. С одной стороны, в последнее время усиливается интерес к религии, наблюдается возникновение множества идеологических направлений, новых религиозных движений, активизация миссионерской деятельности, оказывающих определенное влияние на политическую сферу. Причины такого интереса связаны, прежде всего, с кризисом официальной идеологии, с ломкой привычного уклада жизни, утратой привычных норм и ценностей. В поисках духовности, высшего смысла жизни, стабильности, человек обращается к мировым, возвышенным, незыблемым ценностям, которые несет религия.

В свою очередь, с другой стороны, продолжается процесс трансформации концепции государственно-конфессиональных отношений и значения самих религиозных конфессии в процессе их взаимодействия с общественными структурами. Очень часто в настоящее время, религиозные идеалы используются в политических целях.

8 февраля 2012 года в официальной Патриаршей резиденции в Свято Даниловом монастыре состоялась встреча В.В. Путина со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и руководителями традиционных религиозных общин России. По итогам этой встречи, было отмечено, что и Русская Православная Церковь, и все другие традиционные конфессии сыграли очень большую положительную роль в возрождении нашей страны. И, что еще не менее важно, в том, что граждане Российской Федерации, приобрели моральную, нравственную основу, почву под ногами, необходимую для стабильности общества, для будущего государства и для каждого конкретного человека.

Анализ всех современных тенденций прямо или косвенно связанных участием религиозного фактора в социально - политических преобразованиях последних нескольких лет позволяют со всей убежденностью говорить о необходимости полномерного исследования заявленной проблемы. Большинство публикации на эту тему, до сих пор, носили и носят зачастую поверхностный характер.

В настоящее время большое внимание следует уделять деятельности религиозных организаций в отдельно взятых регионах, так как это позволяет понять структуру взаимоотношений общества, религии и государства в более детальном формате.

Православие является основной конфессий в Липецкой области. Согласно последним официальным данным за 2012 год на территории Липецкой области зарегистрировано и действует 305 религиозные организации, из них 263 - православные религиозные организации [4].

Липецкая и Елецкая епархия была образована 7 мая 2003 года, после раздела Воронежской и Липецкой епархии на две самостоятельные: Воронежской и Борисоглебской и Липецкой и Елецкой.

Назначенный на кафедру епископ Липецкий и Елецкий Никон сразу стал активно проводить церковное строительство. Была реорганизована деятельность епархиального управления, в нем создавались различные отделы: паломнический, отдел по строительству и реставрации храмов, отдел по образованию и катехизации, отдел по миссионерской, отдел по антисектантской деятельности и пастырской работе среди молодежи, отдел по социальному служению и благотворительности, отдел по связям с медицинскими учреждениями, отдел по пастырской работе в исправительных учреждениях, отдел по пастырской работе в вооруженных силах, отдел по издательской деятельности и взаимодействию со СМИ, отдел по канонизации святых. За время управления епархией епископ Никон посетил все районы и города области, ознакомился с церковной деятельностью на местах.

Весной 2013 года в Русской Православной Церкви появились три новых епархии, сообщил РИА Новости со ссылкой на руководителя синодального информационного отдела Владимир Легойда. Такое решение принято на историческом заседании Священного Синода 29 мая 2013 года в Санкт - Петербурге под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В Брянской области образована Клинцовская епархия, а в пределах Брянской области создана Брянская митрополия. В Карелии образована Костомукшская епархия и Карельская митрополия.

В Липецкой области Синод постановил образовать Липецкую митрополию, включающую в себя две епархии: Липецкую и Задонскую и Елецкую и Лебедянскую. Управляющим Липецкой и Задонской епархией был назначен архиепископ Никон (Васин), Елецкой и Лебедянской - епископ Максим (Дмитриев), ранее управлявший Алтайской и Барнаульской епархией. Главой Липецкой митрополии был назначен архиепископ Липецкий и Задонский Никон. Таким образом, подтвердилась информации Lipetsk Media о разделении Липецкой и Елецкой епархии [3].

В РПЦ в последнее время активно воплощается своеобразная формула: «Один Владыка - 100 приходов». Дробление на местах объясняется стремлением к эффективному управлению епархиями и митрополиями. Архиерей будет лучше знать внутреннюю жизнь приходов, расположенную на компактных территориях. «Нужно, чтобы епископы, которым дана церковная власть, сблизились со священниками и мирянами на приходах.

Только так можно увидеть и понять их трудности», - призывал Патриарх Кирилл [1].

Трехступенчатая структура РПЦ - еще одно из нововведений последних лет. Сейчас мы не можем анализировать эффективность принятого решения и то, каким образом оно отразится на развитии диалога государства и церкви в области. В настоящее время мы можем исследовать роль Русской Православной Церкви на территории Липецкой области в целом.

За прошедшее со дня создания епархии время произошло много положительных изменений. На территории теперь уже Липецкой митрополии строятся новые православные храмы, активно привлекаются спонсоры и меценаты, посильную помощь оказывают областные, и особенно районные и городские власти, а также органы местного самоуправления. В митрополии ведется активная просветительская работа: создаются кинофильмы о церковных службах в Липецке и области, о епархиальных новостях, выпускаются книги, альманахи, работают воскресные школы[5].

Одним из важных направлений духовного просвещения является работа воскресных школ. В Липецке и Ельце действуют православные гимназии имени святителей Тихона Задонского и Амвросия Оптинского, в 40 православных храмах Липецкой области действуют воскресные школы, при митрополии создан и функционирует православный духовный центр «Возрождение», который постоянно собирает детей на занятие курсов по изучению библии, иконописные школы, церковно - певческие школы, дискуссионного клуба «Фома», литературно-поэтической студии «Слово». Для детей создаются православные лагеря [2]. В Центре работает библиотека духовной литературы, организована работа православного лектория, функционируют семейный и дискуссионный клубы, в которых принимают участие представители органов государственной власти, общественных организаций, обсуждаются проблемы православного и военно-патриотического воспитания.

Широко известны и почитаемы далеко за пределами Липецкой области главные святыни епархии - честные мощи свт. Тихона Задонского, мощи Иллариона Троекуровского, чудотворные иконы, святые источники в Задонске, Ельце, Каменке, Преображенье и др. Через знакомство с православными святынями Липецкой области все желающие еще полнее узнают о жизни региона.

Из вышеизложенного можно заключить: что Русская Православная Церковь ведёт на территории Липецкой области активную деятельность в различных направлениях и сферах жизни современного общества. Эта деятельность носит ярко выраженную социальную направленность, что в свою очередь способствует повышению авторитета церкви среди населения области. На современном этапе происходит увеличение значения роли

Православной Церкви и церковного руководства в решении различных вопросов, как в сфере духовной, так и в сфере региональной политики.

Использованные источники:

1. Новости епархиальной жизни: освящение молельной комнаты в /Липецкие епархиальные ведомости. - 2014. - №7.

2. Илларионова Д. Церковь и современный мир. - Доступно из URL: http://www.firstnews.ru/news/society/76018/ [Дата обращения 30 августа 2013г].

3. Разделение Липецкой епархии и Елецкой http://www.lipetskmedia.ru/news/view/23937-V_oblasti_poyavitsya.html/ [Дата обращения 15 апреля 2013г]

4. Сведения о религиозных объединениях по состоянию на 1 января 2012 года. - Доступно из URL: http://www.admlr.lipetsk.ru/rus/soc/relig.php/ [Дата обращения 30 августа 2013г]

5. 10 мая отметят десятилетие Липецкой и Елецкой епархии. - Доступно из URL: http://gorod48.ru/pda/news/association//[Дата обращения 19 июня 2013г]

Мякишева К.В. студент 6 курса Овчинникова В.В. студент 6 курса Сушко А.В. ассистент

кафедра экономики и автоматизированных систем управления Национальный исследовательский Томский политехнический

университет

Юргинский технологический институт

Россия, г. Юрга КРЕДИТНЫЕ МОШЕННИКИ ИЗ XXI ВЕКА

Увы, в настоящее время банковская сфера является одной из самых привлекательных для «кредитных мошенников». Исследователи составили рейтинг самых громких судебных процессов XXI века, с участием современных банкиров и финансистов, с учетом сроков их наказания. Итак, кто же они, «кредитные мошенники» из двадцать первого века?

Абсолютным лидером по продолжительности срока заключения был человек по имени Шолам Вайс - 55-летний бизнесмен из Нью-Йорка. Он был приговорен к 845 годам в тюрьме. Он также обязан был выплатить штраф, размер которого достигает 300 миллионов долларов США. Бизнесмен был признан виновным в совершении 78 вымогательств, и мошенничества посредством электронных средств связи. Помимо этого, Шолам Вайс понес наказание за отмывание денег, в уничтожении одной из крупнейших компаний "Нэшнл Хэритедж". Сообщник преступника был Кит Паунд, ипотечный брокер. Он должен был получить наказание в 740 лет тюремного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.