УДК 342.55 ББК 67.401
ФОРМЫ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ
Гончаров Виктор Иванович, депутат, член
Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, кандидат юридических наук Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
Аннотация. В последнее время роль населения в управлении муниципальным образованием заметно возросла, в связи с чем необходимо четко выстроить механизмы участия населения.
Ключевые слова: население, местное самоуправление, формы участия, территориальное общественное самоуправление, правотворческая инициатива.
THE FORMS OF PUBLIC PARTICIPATION IN LOCAL GOVERNMENT
Goncharov V.I., deputy, committeeman of the
Committee of the Regional Policy and issues North and Far East of the
PhD, Associate Professor.
State Duma Assembly of the Russian Federation
Abstract: In recent years, the role of the population in the management of a municipality has increased markedly, and therefore, you must clearly outline the mechanisms for public participation.
Key words: population, local government, forms of participation, territorial self-government, law-making initiative.
Начнём рассмотрение форм участия населения в осуществлении местного самоуправления с правотворческой инициативы граждан.
Правотворческая инициатива граждан описывается в ст. 26 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 про-
цента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. Например, в ст. 10 Устава внутригородского муниципального образования Сокольники в городе Москве указывается, что жители муниципального образования, обладающие избирательным правом, численностью не менее двух процентов от числа избирателей муниципального образования вправе вносить на рассмотрение органов местного самоуправления муниципального образования проекты правовых актов по вопросам местного значения.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Устава г. Ставрополя с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в количестве 500 человек в порядке, установленном Ставропольской городской Думой.
241
Территориальное общественное самоуправление - это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения (ст. 27 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
В соответствии с Решением Совета города-курорта Кисловодска «О территориальном общественном самоуправлении города-курорта Кисловодска» [1] территориальное общественное самоуправление в городском округе призвано содействовать реализации прав и свобод граждан, их самостоятельности в решении вопросов местного значения.
Совет самоуправления является представительно-исполнительным органом на соответствующей территории.
В пределах городского округа исходя из предложений граждан определяются территории, на которых действуют советы самоуправления. Границы таких территорий закрепляются решением Совета города-курорта Кисловодска.
Территориальное деление внутри городского округа производится исходя из особенностей социально-экономического развития территории, наличия предприятий, хозяйств, объектов социального и культурного назначения, а также иных демографических, территориальных условий и национальных особенностей.
Совет самоуправления имеет свой устав, утвержденный собранием, конференцией населения соответствующей территории.
Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава совета самоуправления администрацией города-курорта. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется настоящим Положением.
Статья 28 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организа-
ции местного самоуправления в Российской Федерации») закрепляет такую форму непосредственной демократии как публичные слушания. Они проводятся для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования.
Как отмечает В.В. Комарова, важным фактором привлечения населения к участию в общественной жизни, к осуществлению местного самоуправления являются гласность и открытость в работе органов и должностных лиц местного самоуправления, которые по своей природе призваны работать на виду у населения и при его активном участии.
Народовластие - это осуществление власти не только в интересах народа, но и при активном непосредственном участии самого народа. Только в обстановке гласности можно обеспечить возможность для населения быть в курсе дел органов местного самоуправления. Степень информированности населения прямо влияет на уровень активности граждан, их сознательное участие в делах местного сообщества и поддержку деятельности органов местного самоуправления.
Практика свидетельствует: чем лучше люди знают о деятельности муниципальных органов и своих депутатов, об их текущих делах и планах на будущее, тем действеннее связь избирателей со своими избранниками.
Вести работу гласно, открыто - это не просто объективная потребность, вытекающая из природы местного самоуправления, это и юридическая обязанность муниципальных органов.
3аконодатель установил основные принципы подготовки и проведения данной формы непосредственного народовластия, указав, что порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования [2].
На публичные слушания должны выноситься:
1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав;
2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства,
242
вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
4) вопросы о преобразовании муниципального образования.
Собрания граждан могут проводиться для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования (ст. 29 Федерального закона № 131-Ф3 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Как уже отмечалось, В.И. Фадеев относит данную форму прямой демократии к формам осуществления населением местного самоуправления [3]. Представляется, что в силу отсутствия императивности в характере принимаемых на собраниях решений, собрания всё же следует отнести к формам участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Такая правовая форма непосредственного волеизъявления населения как конференция граждан (собрание делегатов) закрепляется в ст. 30 Федерального закона № 131-Ф3 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Итоги конференции граждан (собрания делегатов) подлежат официальному опубликованию.
Ещё одна из форм прямой демократии при осуществлении местного самоуправления - опрос граждан, которая предусмотрена ст. 31 Федерального закона № 131-Ф3 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Результаты опроса носят рекомендательный характер.
Опрос граждан проводится по инициативе:
1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения;
2) органов государственной власти субъектов Российской Федерации - для учета мнения граждан
при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.
В ст. 32 Федерального закона № 131-Ф3 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также закрепляется такая форма непосредственной демократии как обращения граждан в органы местного самоуправления (данное право вытекает также из ст. 33 Конституции РФ). Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В нормативно-правовых актах органов местного самоуправления конкретизируются указанные нормы об обращениях граждан.
Так, в Положении о порядке и сроках рассмотрения обращений граждан органами местного самоуправления города Будённовска Ставропольского края [4] указывается, что обращения граждан, в которых сообщается о конкретных нарушениях их законных прав и интересов, как правило, ставятся на контроль.
При решении вопроса о постановке обращения на контроль в обязательном порядке учитывается то, что контроль за рассмотрением писем должен преследовать такие цели, как устранение недостатков в работе органов местного самоуправления, получение материалов для обзоров почты, аналитических записок и информации, выявление принимавшихся ранее мер, либо получение справки по вопросу, с которым автор обращается неоднократно.
Контроль также осуществляется:
за выполнением поручений по обращениям граждан с личного приема Губернатора Ставропольского края, руководителей органов власти края;
за исполнением писем, взятых на контроль краевыми и федеральными органами власти.
Контроль за своевременным разрешением обращений граждан в органе местного самоуправления возлагается на работника, который обязан обеспечивать своевременное, правильное и полное рассмотрение обращений и исполнение решений, принятых по ним.
Обращения, на которые даются промежуточные ответы, с контроля не снимаются. Контроль завершается только после вынесения решения и принятия исчерпывающих мер по разрешению содержащихся в них вопросов, решение о снятии с контроля обращений принимает руководитель и другие
уполномоченные на это должностные лица органа местного самоуправления.
Как уже указывалось выше, перечисленными не исчерпывается весь перечень возможных форм прямой демократии при осуществлении местного самоуправления (при условии их непротиворечия Конституции РФ, Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», иным федеральным законам, законам субъектов РФ - например, наказы избирателей, гражданские инициативы и т.д.). Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления основываются на принципах законности, добровольности. Государственные органы и их должностные лица, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления.
Таким образом, к группе форм участия населения в осуществлении местного самоуправления относятся:
- правотворческая инициатива граждан,
- территориальное общественное самоуправление,
- публичные слушания,
- собрания граждан,
- конференция граждан (собрание делегатов),
- опрос граждан,
- обращения граждан в органы местного самоуправления,
- другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления (гражданские инициативы, наказы избирателей, деятельность общественных совещательных органов).
Список литературы:
1. «Кисловодска* газета», № 7 (472), 14.02.2007.
2. Комарова, В.В. Институт публичных слушаний - форма народовластия (понятие, виды, правовые основы) // «Конституционное и муниципальное право», 2006, № 9.
3. Кутафин, O.E., Фадеев, В.И. Муниципальное право Российской Федерации. Изд-во «Проспект», М., 2012 г.
4. Положение о порядке и сроках рассмотрения обращений граждан органами местного самоуправления города Будённовска, решение Думы города Будённовска от 23 марта 2007 г. № 29 // «Буденновск сегодня», приложение № 2 (2), 14.04.2007.
244