Научная статья на тему 'Формы участия коренных народов Северной Америки в отправлении правосудия'

Формы участия коренных народов Северной Америки в отправлении правосудия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
861
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
КОРЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ДОСТУП К ПРАВОСУДИЮ / ACCESS TO JUSTICE / ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ПРАВОСУДИЕ / RESTORATIVE JUSTICE / СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА / NORTH AMERICA / КОМИССИИ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ИСТИНЫ / TRUTH AND RECONCILIATION COMMISSIONS / ABORIGINAL PEOPLE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чернухина Лариса Станиславовна

Рассматриваются вопросы правового положения коренного населения Северной Америки в США и Канаде и защиты его прав. Анализируется законодательство этих государств, обеспечивающее защиту и реализацию прав представителей коренных народов при отправлении правосудия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms of Participation of Indigenous Peoples of North America in Administration of Justice

The author examines the legal status of the aboriginal people of North America in the USA and Canada as well as the protection of their rights. The article explores the legislation of these countries which provides protection of aboriginal people at the administration of justice.

Текст научной работы на тему «Формы участия коренных народов Северной Америки в отправлении правосудия»

ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Формы участия коренных народов Северной Америки в отправлении правосудия

ЧЕРНУХИНАЛариса Станиславовна, научный сотрудник отдела уголовного законодательства и судоустройства зарубежных государств Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

Российская Федерация, 117218, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, д. 34

Рассматриваются вопросы правового положения коренного населения Северной Америки в США и Канаде и защиты его прав. Анализируется законодательство этих государств, обеспечивающее защиту и реализацию прав представителей коренных народов при отправлении правосудия.

Ключевые слова: коренное население, доступ к правосудию, восстановительное правосудие, Северная Америка, комиссии по восстановлению истины.

Forms of Participation of Indigenous Peoples of North America in Administration of Justice

L. S. Chernukhina

The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation

34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, 117218, Russia

E-mail: [email protected]

The author examines the legal status of the aboriginal people of North America in the USA and Canada as well as the protection of their rights. The article explores the legislation of these countries which provides protection of aboriginal people at the administration of justice.

Keywords: aboriginal people, access to justice, restorative justice, North America, truth and reconciliation commissions.

DOI: 10.12737/4829

Принцип свободного доступа к правосудию — один из основных принципов процессуальных отраслей права, с одной стороны, и важнейший фактор функционирования правового государства — с другой. Реализация принципа свободного доступа к правосудию имеет основополагающее значение для защиты всех иных прав человека. Значимость его реализации не раз подтверждалась международным сообществом. Так, в ст. 10 Всеобщей декларации прав и свобод человека, принятой резолюцией 217А(Ш) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.1, за-

1 URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/declhr.shtmL

креплены основные элементы права на доступ к правосудию. Дальнейшее развитие рассматриваемый принцип получил в ч. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г.2 24 сентября 2012 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию совещания на высоком уровне Генеральной Ассамблеи по вопросу о верховенстве права на национальном и международном уровнях, где в ст. 14 еще раз подчеркивается и гарантируется обеспечение реализации права

2 URL: http://www.un.org/ru/documents/

decl_conv/conventions/pactpol.shtmL

«на равный доступ к системе правосудия для всех, включая представителей находящихся в уязвимом положении групп»3. Важным нововведением Декларации является признание неформальных механизмов правосудия в качестве дополнительной гарантии обеспечения права на равный и полный доступ к правосудию применительно к лицам, принадлежащим к «находящимся в уязвимом положении группам» (ст. 15).

Согласно одному из определений, встречающихся в научной литературе, уязвимость означает «состояние, возникающее вследствие негативных ощущений индивидов в связи со сложными взаимодействиями социальных, культурных, экономических, политических и экологических факторов, определяющих контекст, в котором функционируют их общины»4. К группам, находящимся в уязвимом положении, принято относить, помимо женщин, детей, инвалидов и беднейших слоев населения, коренные народы.

Понятие «коренные народы» является понятием международного права. Под коренным народом обычно понимают определенный этнос, исторически проживавший на данной территории до прибытия народов с иной культурой, языком или этнической принадлежностью5. Определение понятия «коренные народы» содержатся и в нормативных правовых актах отдельных государств.

В США для определения представителей коренных народов, как правило, используются два термина: «американский индеец» (American Indian) и «коренной американец» (Native American). К индейской ра-

3 URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/ UNDOC/GEN/N12/478/68/PDF/N1247868. pdf?OpenElement.

4 URL: http://www.unodc.org/documents/ human-trafficking/An_Introduction_to_ Human_Trafficking_-_Background_Paper. pdf.

5 См.: Das J. K. Human Rights and Indigenous Peoples. New Delhi, 2001. P. 291.

се в США причисляют также коренных жителей Аляски — алеутов и эскимосов. Официальное название индейской расы — American Indian and Alaska Native6. Права индейских племен закреплены в Конституции США, они признаются в договорах, ратифицированных Конгрессом, а также в решениях судов. Все это в совокупности является правовой основой взаимоотношений коренных народов и государства. Федеральное правительство США признает 566 коренных племен.

В июне 1934 г. в США вступил в силу Закон о реорганизации индейской администрации (The Indian Reorganization Act, IRA)7, известный также как Закон Уилера-Го-варда. Целью принятия Закона было развитие аппаратов управления племенами и конституций каждого отдельного племени. Данный Закон упразднил запрет на исповедание традиционных индейских верований. Индейцы получили возможность пользоваться средствами Оборотного кредитного фонда. Среди позитивных последствий принятия Закона можно назвать увеличение территорий резерваций за счет появившихся средств на покупку земли, а также ограничение практики передачи племенных земель в частную собственность.

1 августа 1953 г. Конгресс принял резолюцию № 1088, отменявшую контроль над органами управления резерваций и снимавшую ограничения их полномочий, а также провозгласившую прекращение («терми-нацию») федеральной опеки над индейскими резервациями. При этом, однако, приостанавливались дотационные программы, направленные на поддержание коренного населения

6 URL: http://www.demoscope.ru/ weekly/2013/0543/analit04.php.

7 URL: ht t p ://globa l.br i t annic a. com/EBchecked/topic/28 5946/Indian-Reorganization-Act.

8 URL: http://digital.library.okstate.edu/ kappler/Vol6/html_files/v6p0614.html.

США. Индейское население оказалось неприспособленным к рыночным условиям, и процесс пришлось замедлить.

В 1961 г. принимается программа по вопросам положения индейцев, в которой давалась негативная оценка политики «терминации», но одновременно провозглашался курс на постепенную ликвидацию особого положения и противопоставления коренного населения другим гражданам США.

В 1968 г. Конгресс принял Закон № 284 о гражданских правах индейцев9, обеспечивающий им защиту наряду с белыми американцами. На основании положений данного Закона уголовное и в отдельных случаях гражданское законодательство штата, на территории которого находилась резервация индейцев, распространялось и на резервацию.

В 1968 г. на основании распоряжения президента США № 11399 был создан Национальный совет по равным возможностям индейцев10. Совет подготовил к январю 1970 г. пакет основных рекомендаций по проблемам коренного населения Америки. Этот проект предусматривал сохранение и укрепление внутренней общинной автономии индейцев, создание ими собственных планов социально-экономического развития резерваций и возврат к политике государственной поддержки коренного населения.

Закон о самоопределении индей-цев11 1974 г. подтвердил особое положение индейцев и обязательства федерального правительства в отношении коренного населения. Таким образом, сложилась особая система отношений между правительством и индейцами, имеющая целью предоставить возможность последним осуществить самоопределение

9 URL: http://www.house.gov/legcoun/ Comps/civil68.pdf.

10 URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ ws/?pid=76357#axzz2j9hug1Dh.

11 URL: http://nativeamericannetroots.net/

diary/782.

в границах единого американского государства. В этот период индейским племенам было возвращено право принимать свои собственные конституции и учреждать собственные суды. Племена приобрели статус юридического лица и возможность заключать контракты как с правительством США, так и с другими юридическими и частными лицами.

Договоры с правительством и положения законов предусматривают определенные права коренных американцев на самоуправление, а улучшение отношений с федеральными органами власти позволяет индейцам более эффективно участвовать в решении вопросов, непосредственно затрагивающих их интересы.

В 2009 г. при администрации президента США была создана должность старшего политического советника президента по делам коренных американцев. Основная задача деятельности советника — консультирование президента в вопросах разработки и принятия мер, касающихся коренных американцев, на уровне федерального правительства (в том числе Конгресса, судебной ветви власти и 15 федеральных агентств, следящих за соблюдением законов США).

В Канаде коренные народы проживают в основном на северных территориях12. Законодатель использует в отношении коренного населения термин «первые нации» (First Nations) либо «аборигены» (Aboriginal People). Под коренным населением Канады понимаются ин-дейцы13, иннуиты (эскимосы) и мети-

12 См.: Черкасов А. И. Север и северяне: канадский опыт // Российские исследования о Канаде. Вып. № 1. 1997. С. 99.

13 Индейцы подразделяются на статусных, т. е. зарегистрированных в качестве представителей коренного народа, и не статусных. Статусные индейцы обладают рядом льгот и дополнительных прав. Регистрация индейцев проводится Министерством по делам индейцев и развитию се-

сы Канады. Последние являются потомками смешанных браков индейцев племени кри и французов14.

С начала колонизации североамериканского континента в Канаде существовала концепция «аборигенных прав». Однако договоры, заключаемые с коренным населением, ущемляли права индейцев и иннуитов. Взамен на отторжение земель коренным народам предоставлялась лишь незначительная компенсация и возможность основывать специальные резервации. Пункт 24 ст. 91 Конституционного акта о Британской Северной Америке 1867 г. закрепил за федеральным парламентом исключительные законодательные полномочия в отношении индейцев и резервированных за ними земель. По смыслу Акта федеральный парламент вправе принимать нормативные правовые акты по любым вопросам в отношении коренных жителей, даже если аналогичные вопросы отнесены к сфере провинциальной компетенции. Так, Закон об индейцах15 регулирует вопросы собственности умерших, умственно отсталых и несовершеннолетних индейцев, образования индейских детей, хотя согласно Акту о Британской Северной Америке вопросы собственности и образования всех граждан Канады составляют исключительную законодательную компетенцию провинций и территорий.

верных территорий на основании Закона об индейцах 1985 г. путем внесения данных о лице в единый реестр. Признание лица статусным индейцем дает право на получение таких льгот, как предоставление субсидий на образование, жилищных субсидий, бесплатной медицинской помощи (медицинской страховки) и т. д.

14 Метисы создали уникальную культуру, ведут отличный от других коренных народов образ жизни и не всегда рассматривались на государственном уровне в качестве коренных народов Канады.

15 URL: http://lois-laws.justice.gc.ca/eng/

acts/I-5/.

Помимо федеральных законов правовое положение коренного населения регулируется различными договорами. До принятия Конституционного акта 1982 г. ни международные договоры, ни договоры, заключенные с коренным населением, не ограничивали полномочия федерального парламента в отношении коренных жителей и резервированных за ними земель. В частности, хотя договор, заключенный с США, освобождает индейцев от уплаты таможенных пошлин на канадской границе, Верховный суд Канады в деле Francis v. The Queen (1956)16 постановил, что таможенные пошлины должны уплачиваться, поскольку Закон о таможне данное условие не предусматривает. Договоры, заключенные правительством с индейцами и метисами, также не имели преобладающей силы над федеральным законодательством. Положения договоров предоставляли коренному населению право охоты в целях обеспечения продовольствием в любое время года. Однако Верховный суд Канады в решении по делу Sikyea v. The Queen (1964) S. C. R. 64217 указал, что федеральный закон запрещает отстрел перелетных птиц вне сезона, поскольку соответствующее соглашение не введено в Закон о перелетных птицах. Только с принятием Акта о Канаде 1982 г. коренное население получило конституционную защиту прав, возникающих из заключенных договоров. В Конституционном акте Канады 1982 г. содержится часть «Права коренных народов», нормы которой провозглашают, что «существующие исконные или вытекающие из договоров права коренного населения Канады признаются и подтверждаются» (п. 1 ст. 35).

Практическая реализация прав коренных народов невозможна без их надлежащей судебной защи-

16 URL: http://scc.lexum.org/decisia-scc-csc/scc-csc/scc-csc/en/item/6944/index.do.

17 URL: http://scc.lexum.org/decisia-scc-csc/scc-csc/scc-csc/en/item/6442/index.do.

ты. При рассмотрении в судах дел, в которых лица, относящиеся к коренным народам, выступают в качестве истцов, ответчиков, потерпевших или обвиняемых, должны приниматься во внимание традиции и обычаи этих народов, не противоречащие федеральным и провинциальным законам.

Декларация ООН о правах коренных народов, принятая резолюцией 61/295 Генеральной Ассамблеи от 13 сентября 2007 г.18, представляет собой международный договор о правах коренных народов, включая и право на доступ к правосудию. Статья 40 Декларации содержит ключевые положения о средствах правовой защиты: «Коренные народы имеют право на доступ и быстрое решение в рамках справедливых процедур урегулирования конфликтов и споров с государствами или другими сторонами, а также на эффективные средства правовой защиты в случае любых нарушений их индивидуальных и коллективных прав. В таких решениях должным образом принимаются во внимание обычаи, традиции, нормы и правовые системы соответствующих коренных народов и международные права человека». Императивная норма о запрещении дискриминации требует обеспечения коренным народам доступа к правосудию наравне с остальным населением, учитывая при этом их культурные особенности и особенности их правовых систем.

Основные элементы доступа к правосудию включают право на процессуальное равенство сторон, процессуальную справедливость и эффективные средства правовой защиты. В уголовном процессе право на равенство перед судом предполагает право на своевременное предъявление обвинения на родном языке обвиняемого, право на предоставление услуг адвоката и переводчика, что

18 URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declaratюns/mdigenous_rights. shtml.

является порой ключевым моментом для реализации права на свободный доступ к правосудию для представителя коренного народа. Экономический, социальный и юридический статус коренного населения часто ограничивает возможности последних защищать свои права на землю, природные и культурные ресурсы. Языки, культура, религия, институты власти коренных народов также могут оказаться под угрозой.

Представители коренного населения при осуществлении права на доступ к правосудию зачастую сталкиваются с дискриминацией в действующих системах уголовного судопроизводства, особенно в отношении женщин и молодежи из числа коренных жителей. Общепризнанной является проблема непропорционально высокой представленности коренных народов среди заклю-ченных19. К числу существующих проблем также можно отнести отсутствие средств, необходимых для обращения в правоохранительные и судебные органы, а также оплаты услуг защитника, недостаточное представительство коренных народов в судейском и адвокатском корпусе, правовая безграмотность. Право доступа к правосудию означает, что лицо имеет не только право на рассмотрение его дела независимым и беспристрастным судом и на то, чтобы надлежащим образом представлять свое дело, но и право на то, чтобы такой независимый и беспристрастный суд существовал, иначе это право остается лишь номинальным.

Для преодоления перечисленных выше проблем на уровне государств принимаются нормативные правовые акты, реализуются федеральные и территориальные программы, направленные на реализацию в полной мере права коренных народов на доступ к правосудию.

19 URL: http://www.ohchr.org/Documents/ HRBodies/HRCouncil/RegularSession/ Session21 /A-HRC-21-52_en.pdf.

Одной из форм участия коренных народов в государственной политике является присоединение к главным политическим партиям в целях представления интересов коренного населения на высшем уровне. Члены партий, являющихся представителями коренных народов, получают возможность поднимать вопросы коренного населения в обществе и включать их проблемы в свои партийные программы. Так, на Конференции по участию коренных народов в политических партиях, проходившей в 2000 г. в Иквалуи-те, бывший первый иннуит Канадского парламента Питер Иттинуар объяснил, почему он решил перейти из демократической партии в либеральную — будучи членом правящей партии, он больше сможет сделать для иннуитов20.

Значимую роль в защите законных интересов коренного населения играют национальные политические организации21. В частности, в Канаде Иннуит Тапирисат Канады (ИТК) представляет интересы канадских иннуитов (эскимосов) и работает в тесном сотрудничестве с региональными ассоциациями иннуитов, эскимосами Северного Квебека, Лабрадора и Западной Арктики. Цели ИТК — способствовать сохранению культуры и языка иннуитов, укреплять их единство, поддерживать социальное и экономическое развитие нации. Для участия иннуитов во всех экологических проектах был создан Нунаватский совет по рациональному использованию животного мира, финансируемый федеральным правительством. В компетенцию Совета входит проведение исследований и публичных слушаний дел, связанных с охраной природы, а также определение лимитов и квот добычи рыбы и зверя.

20 URL: http:// landclaim.narod.ru/indig-4. htm.

21 Прежде всего такие организации игра-

ют огромную роль в защите прав коренного

населения на землю.

Еще одной крупнейшей национальной политической организацией Канады является Ассамблея первых наций, известная первоначально как Братство индейцев Северо-западных территорий, образованная в 1970 г. Данная организация играет центральную роль во всех переговорах индейцев с федеральным правительством. Например, в 70-х гг. XX в. организация направила в правительство предварительное требование по выделению 1 млн кв. км земли в Западной Арктике и сформировала оппозицию по проекту строительства газопровода в долине Маккензи22.

Государства, в свою очередь, обеспечивают эффективные и действенные средства правовой защиты коренного населения, устанавливают и осуществляют процесс признания и юридического подтверждения прав первых наций в отношении их земель путем создания федеральных и провинциальных органов, должностей, национальных комиссий, в компетенцию которых входят вопросы, обозначенные выше.

Как уже упоминалось, в 2009 г. при администрации президента США была учреждена должность старшего политического советника президента по делам коренных народов. Советник тесно сотрудничает с помощником директора по межправительственным отношениям — главным публичным контактным лицом для представителей индейских племен. В компетенцию помощника директора входит консультирование коренного населения по поводу того, в какие инстанции разветвленной федеральной системы государственных органов США следует обращаться для максимально быстрого решения их вопросов. На данный момент обе должности замещены представителями коренных американцев.

22 URL: http://www.thecanadianencyclopedia. com/articles/political-organization-and-activism-concerning-native-people .

При непосредственном участии советника вожди племен получили возможность провести переговоры с руководителем Федерального агентства по управлению в чрезвычайных ситуациях ^ЕМА) и заручились его поддержкой по внесению изменений в законодательство на случай катастроф. В результате внесенных поправок племена получили право обращаться непосредственно к президенту с ходатайствами о введении федерального статуса чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия. Соответствующий закон был принят в январе 2013 г., и теперь племена могут рассчитывать на своевременную помощь и адекватную оценку ущерба, нанесенного природными катастрофами индейским землям23.

В последние несколько лет в Белом доме проводится Конференция по делам коренных племен, в ходе которой вожди племен могут общаться с президентом и высокопоставленными представителями администрации по вопросам, затрагивающим права и законные интересы коренного населения США.

26 июня 2013 г. президентским Указом № 13647 при администрации президента был создал Совет по делам коренных американцев24, цель которого заботиться о повышении благосостояния племен. Первое заседание Совета состоялось 29 июля 2013 г.

Общепризнанной и действенной формой защиты прав коренных народов является создание различных комиссий, деятельность которых направлена на расследование конкретных вопросов и, в определенных случаях, восстановление исторической справедливости. Примером таких комиссий могут служить канадские комиссии по расследованию.

23 URL: http://iipdigital.usembassy.gov/ st/russian/article/2013/08/20130801279918. html#axzz2jAH5m6OV.

24 URL: http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/ FR-2013-07-01/pdf/2013-15942.pdf.

Королевские комиссии Канады представляют собой особую форму специальных независимых комиссий по расследованию. Данные комиссии создаются органами исполнительной власти для проведения расследования и вынесения заключения по вопросам, являющимся предметом высокой общественной значимости. Правовая основа деятельности таких комиссий предусмотрена в федеральном и провинциальных законах о расследованиях.

Федеральным законом о расследованиях 1985 г.25 предусматриваются два типа публичных расследований. Часть I Закона (ст. 2—5) уполномочивает органы исполнительной власти назначать публичные расследования по вопросам, касающимся государственного управления. Нормы части II (ст. 6—10) дают право главе любого федерального министерства или ведомства назначить комиссара для проведения разбирательства и составления заключения по вопросам, отнесенным к компетенции органа, инициировавшего расследование26.

В каждой провинции и территории Канады принято аналогичное федеральному законодательство о назначении публичных расследований. На основании этих законов органы исполнительной власти провинций и территорий вправе создавать комиссии по расследованию вопросов, являющихся предметом озабоченности общественности. Наиболее полным является принятый в 2009 г. в провинции Онтарио Закон о публичных расследованиях27.

Ярким примером федеральной комиссии является Королевская комиссия по делам коренных наро-

25 URL: http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/ acts/I-11/page-1.html.

26 URL: http://lecscenter.hse.ru/index. php?optюn=com_content&view=article&id= 152%3Aroyalcommissions&catid=34&Itemid =109&lang=ru.

27 URL: http://www.e-laws.gov.on.ca/html/ statutes/english/elaws_statutes_09p33_e. htm.

дов (Royal Commission on Aboriginal Peoples), созданная в 1991 г.28 Выводы по результатам деятельности Комиссии носят консультативный характер. Однако таких выводов часто бывает достаточно для принятия правительственных мер в целях урегулирования сложных общественных проблем. Так, на основании доклада Комиссии «Переселение за полярный круг: доклад о переселении 1953—1955 годов» (The High Arctic Relocation: A Report on the 1953—1955 Relocation), где переселение нескольких семей иннуитов было определено как «один из самых вопиющих случаев нарушения прав человека за всю историю Канады», правительство Канады в 1996 г. выплатило 10 млн канадских долларов компенсации пострадавшим от переселения и их потомкам29. Официальные извинения были принесены министром по делам индейцев и севера Канады только в августе 2010 г.

Следует отметить, что, даже если рекомендации, сделанные по итогам работы комиссий по расследованию, не реализуются на практике, они все равно имеют общественную ценность. Так, расследование по вопросу трубопровода в долине реки Маккензи 1977 г.30, проведенное с учетом мнения 35 общин коренного населения, создало модель консультаций с представителями коренных народов при освоении природных ресурсов на землях, принадлежащих коренному населению. В настоящее время данная практика широко используется при ведении переговоров и заключении договоров с представителями коренных народов.

28 URL: http://www.atns.net.au/agreement. asp?EntityID=2370.

29 URL: http://www.nytimes.com/ 2007/04/08/books/review/Royte.t.html?ex= 1188964800&en=4b6eb6a89d7e85dd&ei= 5070&_r=0.

30 См.: Наттэл М. Нефть, газ и права або-

ригенов в Арктике: опыт северной Канады. URL: http://journal.iea.ras.ru/archive/

2000s/2008/Natell_%202008_3.pdf.

Примером комиссий, деятельность которых связана с восстановлением исторической справедливости и выработкой предложений, содержащих рекомендации, направленные на предотвращение таких нарушений в будущем, являются комиссии по установлению истины, которые признаются официальными внесудебными следственными органами, создаваемыми с заранее установленным временным мандатом. Комиссии по установлению истины дополняют уголовное судопроизводство. Они не вправе вынести решение об уголовной ответственности того или иного лица, но могут представлять доказательства в судебные разбирательства. В компетенцию комиссий входит рассмотрение вопросов о серьезных нарушениях прав человека. Основной целью их работы является защита достоинства жертвы пре-ступления31.

В 1989 г. Международная организация труда (МОТ) приняла Конвенцию о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах32. В Конвенции признается, что правительства несут ответственность за обеспечение участия коренных народов в работе комиссий по установлению истины в целях защиты их прав и обеспечения уважения их достоинства (ст. 2). Положения п. 1 ст. 8 Конвенции презю-мируют, что при применении к соответствующим коренным народам национальных законов и нормативных актов должны учитываться их обычаи или обычное право. Государства обязаны принимать действенные меры в целях обеспечения понимания лицами из числа коренных народов происходящего в ходе судебного разбирательства (ст. 12). Комиссии по установлению истины должны играть потенциально важную роль в

31 Основным источником доказательств в таких комиссиях являются именно показания жертв преступления.

32 URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/iol169.shtml.

целях оказания помощи в устранении злоупотреблений по отношению к коренным народам.

Канадская Комиссия по установлению истины и примирению33 была создана в 2006 г. для расследования нарушений прав коренных народов в результате насильственной ассимиляции34.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Создание Комиссии стало результатом продолжительного процесса обсуждений и переговоров при посредничестве судебных органов. В результате была разработана программа выплаты компенсаций представителям коренных народов. В 2006 г. правительство Канады утвердило Соглашение об урегулировании претензий бывших учащихся школ-интернатов для индейцев35. В Соглашении содержалось предложение о создании Комиссии по установлению истины и примирению.

Задачами работы Комиссии являются:

признание фактов жестокого обращения с детьми в школах-интернатах;

воздействие на воспитанников и на общество в целом;

предоставление возможности для дачи показаний бывшим учащимся, их семьям и представителям их национальности;

33 URL: http://www.trc.ca/websites/ trcinstitution/rndex.php?p=7.

34 В 1874 г. федеральным правительством Канады была создана система обязательного образования в виде школ-интернатов для детей коренных народов. Дети коренных народов насильственно изымались из своих семей с дальнейшим помещением их в школы-интернаты, где им запрещали общаться на родном языке, соблюдать обряды. Зачастую дети подвергались сексуальному, физическому и психологическому насилию. Последняя из таких школ была закрыта только в 1996 г. В настоящее время насчитывается приблизительно 80 тыс. бывших учащихся этих школ, что составляет примерно 10% всего коренного населения Канады.

35 URL: http://www.aadnc-aandc.gc.ca/

eng/1100100015594/1100100015595.

способствование установлению истины и примирению на общинном уровне и по всей стране;

создание исторического реестра по наследию школ-интернатов;

разработка рекомендаций для правительства Канады в отношении системы школ-интернатов.

Комиссия состоит из трех человек, один из которых является ее председателем. Члены Комиссии назначаются из числа кандидатов, выдвинутых бывшими учащимися, организациями коренных жителей, религиозными учреждениями и правительством. По крайней мере один член Комиссии должен быть представителем коренного народа.

Предполагается, что у Комиссии будет секретариат и исполнительный директор, а также при Комиссии начнет действовать Комитет бывших учащихся школ-интернатов для индейцев, состоящий из представителей, выбранных организациями коренных жителей и группами бывших учащихся.

В отличие от Канады в США не предпринималось попыток урегулирования последствий злоупотреблений, имевших место в школах-интернатах. Так, в 2005 г. было отказано в возбуждении дела по иску целого класса школы-интерната к правительству. Хотя посещение таких школ не является обязательным, положение в ныне действующих школах-интернатах по-прежнему вызывает озабоченность.

С 2012 г. в штате Мэн (США) действует Комиссия по установлению истины и примирению в интересах защиты детства36. Вожди пяти коренных племен вабанаки и губернатор штата подписали соглашение о создании Комиссии с целью расследования нарушений в рамках Проекта усыновления детей индейцев, в ходе осуществления которого в 50-х и 60-х гг. прошлого столетия сотни детей коренных национально-

36 URL: http://www.mainewabanakitrc. org/about/documents/.

стей были оторваны от своих семей и племен и отданы в семейные приюты, управляемые властями штата. Цель создания Комиссии — анализ практики насильственной ассимиляции детей коренных народов и разработка рекомендаций для коррекции ее последствий для общин.

Расследование Комиссии, которое охватывает период с момента принятия Закона о благосостоянии детей индейцев до момента получения ею полномочий, должно отражать мнение народа вабанаки.

Исследования Экспертного механизма по правам коренных народов37 подтверждают, что «коренные народы слишком часто соприкасаются с системой уголовного правосудия: они чаще становятся жертвами преступлений... чаще сталкиваются с полицией, обвиняются в совершении преступлений, осуждаются и им назначаются более суровые наказания»38.

Экспертный механизм по правам коренных народов высказал предложение Совету по правам человека уполномочить Экспертный механизм продолжать свое исследование по вопросу о доступе к правосудию в деле поощрения и защиты прав коренных народов. Особое внимание предполагается уделять системам восстановительного правосудия и

37 Экспертный механизм по правам коренных народов был создан Советом по правам человека в 2007 г. в соответствии с резолюцией 6/36 в качестве вспомогательного органа. По распоряжению Совета Экспертный механизм предоставляет Совету по правам человека соответствующую информацию в виде исследований по вопросу прав коренных народов. Экспертный механизм может также выдвигать Совету предложения на рассмотрение и одобрение. Он состоит из пяти независимых экспертов по правам коренных народов. Эксперты назначаются Советом по правам человека с учетом коренного происхождения экспертов, гендерного баланса и географического представительства.

38 URL: http://www.ohchr.org/Documents/

HRBodies/HRCouncil/RegularSession/ Session21/A-HRC-21-52_en.pdf.

традиционным юридическим системам коренных народов.

Реализация восстановительного подхода предполагает использование специфической формы организации процесса примирения.

В настоящее время вместо традиционных моделей инквизиционного правосудия формируется новая концепция правосудия, предполагающая применение внесудебных, альтернативных практик разрешения правовых конфликтов, которая в международной практике получила название «Восстановительное правосудие» (restorative justice). Под этим термином понимаются разные практические модели реагирования на преступления, объединенные общей целью и идеологией: направленностью на психологическое и душевное исцеление жертв, ресоциализа-цию правонарушителей и восстановление отношений между ними, обществом и государством39.

Основой восстановительного правосудия являются примирение сторон и всестороннее возмещение ущерба жертвам преступления. Впервые специализированные программы восстановительного правосудия были апробированы в 70— 80-х гг. ХХ в. на территории государств Северной Америки.

Основными формами реализации программ восстановительного правосудия, действующих на территории Канады и США, являются примирительная программа «Жертва—правонарушитель» (Victim— Offender Reconciliation Programs), семейные конференции (Family Group Conferences), круги правосудия (Sentencing Circles) и комитеты восстановительного правосудия.

Примирительная программа «Жертва—правонарушитель» основана на «менонитских» принципах обмена и диалога. Данные програм-

39 URL: http://www.portalus.ru/ modules/theoryoflaw/print.php?subaction= showfull&id=1323413212&archive=&start_ from=&ucat=17&.

мы предусматривают встречи жертв преступлений и правонарушителей, обычно проводимые перед вынесением приговора, в присутствии нейтральной третьей стороны.

Комитеты восстановительного правосудия представляют собой гражданские трибуналы, которые призваны определить санкцию путем всестороннего обсуждения последней с лицами, вовлеченными в совершение преступления либо затронутыми таковым.

Семейные конференции отличаются от рассмотренной выше программы тем, что в семейной конференции принимает участие большее число членов общества, включая представителей семьи правонарушителя. Семейные конференции были впервые представлены в 1991 г. в Австралии. Модель семейных конференций получила развитие и в Канаде, и в США.

Круги правосудия впервые появились в Канаде в 1980-х гг. как форма отправления правосудия, основанная на традиционных правовых практиках индейцев Северной Америки. Основными целями проведения кругов правосудия являются разрешение конфликтов, восстановление порядка и гармонии, ресоциа-лизация правонарушителя, защита жертвы и общества. Старейшины общины, члены коренного сообщества, правонарушитель и жертва садятся в круг и приходят к удовлетворяющему все стороны решению по определению санкции за совершенное противоправное деяние40.

Статья 717(1) УК Канады позволяет применять «альтернативные меры», при которых дела правонарушителей в соответствующих случаях могут из официальной судебной системы передаваться для рассмотрения в рамках программ социальной реа-

40 Подробное описание процедуры рассмотрения дела в круге правосудия см.: Домашнее насилие по законодательству зарубежных стран: ответственность и превенция / отв. ред. Н. А. Голованова. М., 2011. С. 253—255.

билитации. Стратегия правосудия для аборигенов (СПА), разработанная правительством Канады совместно с правительствами провинций и территорий, а также с общинами аборигенов, направлена на то, чтобы во всех возможных случаях изымать правонарушителей-аборигенов из официальной системы правосудия. На общинном уровне в рамках СПА применяются традиционные методы урегулирования споров, а потерпевшим и общинам создаются условия для участия в избрании мер наказания для обвиняемых, в исправительных программах, в механизмах посредничества и примирения при гражданских спорах. Программы СПА действуют приблизительно в 400 общинах Канады, в том числе в резервациях, городских районах и общинах Севера.

Правительства провинций и территорий Канады также поддерживают систему восстановительного правосудия с помощью альтернативных мер, связанных с внесудебным рассмотрением дел. Например, правительство Северо-западных территорий заключает с общинами договоры о создании и функционировании общинных комитетов по вопросам правосудия. В 2008—2009 гг. 31 община приняла участие в 1980 общинных мероприятиях в области правосудия, которые охватывали 8951 человека.

Федеральные и провинциальные власти Канады разрабатывают и реализуют программы для создания полицейской службы коренных народов. «Первые нации», правительство Канады и правительство Сас-качевана заключили 34 трехсторонних общинных соглашения, в которых предусмотрена форма несения самоуправляющейся полицейской службы «первых наций» с привлечением сотрудников Королевской канадской конной полиции. Наряду с этим в провинции действует самоуправляющееся полицейское подразделение коренных народов в составе семи сотрудников.

Два судебных участка по делам аборигенов Саскачевана обеспечи-

вают доступность правосудия для аборигенного населения и повышают доступность правосудия в аборигенных общинах. Интересной с практической точки зрения является деятельность окружного суда кри41, созданного канадским провинциальным судом провинции Саскачеван и рассматривающим уголовные дела и вопросы, связанные с защитой детей. Слушания в суде проводятся на языке народа кри. Суд признает роль общины в поддержке как жертв, так и обвиняемых42.

Кроме того, суды Саскачевана прибегают к созыву «круга вынесения приговора», когда считают это целесообразным. В 2008 г. в провинции было созвано 15 кругов вынесения приговора.

По данным Ежегодного доклада Уполномоченного по делам правонарушителей за 2011—2012 гг., 21% всех преступников, осужденных на основании федерального законодательства, составляют представители коренных народов, при том что лишь 4% населения Канады причисляют себя к коренным жителям.

В Канаде к удачной попытке решения проблемы большой численности заключенных из числа коренного населения можно отнести принцип вынесения приговоров Глэ-дью. Судья при вынесении приговора представителю коренного народа обязан принимать во внимание возможность назначения наказания, не связанного с лишением свободы. Этот принцип связан с положениями ст. 718.2(е) УК Канады43.

41 URL: http://www.sasklawcourts.ca/ index.php/home/provincial-court/cree-court-pc.

42 В суде поощряется участие лидеров общин в судебном разбирательстве по уголовным делам.

43 Принцип избрания меры наказания в

ст. 718.2(e) напоминает выносящим приго-

вор судьям о том, что «все имеющиеся меры наказания, альтернативные тюремному заключению, которые соответствуют обстоятельствам дела, должны рассматриваться в

В ходе судебного процесса до момента назначения наказания по запросу судьи, прокурора или адвоката должен быть подготовлен отчет Глэдью, в котором содержатся рекомендации суду о виде наказания, которое может быть применено к обвиняемому из числа коренных народов, а также личностная характеристика обвиняемого. Принцип Глэдью распространяется на всех коренных канадцев (статусных и нестатусных) вне зависимости от того, проживают они в пределах территориальных границ общины или нет44. В марте 2012 г. Верховный суд Канады в деле R. V. 1рее1ее45 еще раз подтвердил важность применения данного принципа и распространил его действие на выпускников специнтернатов.

На основании статьи 742.1 УК Канады судьям дается право выносить условные приговоры, по которым осужденные отбывают наказание внутри общины, а не в пенитенциарном учреждении, но с выполнением жестких условий. Поскольку большинство совершаемых аборигенами преступлений связано с ненасильственными действиями против собственности, за которые предусмотрены менее суровые меры наказания, значительное число обвиняемых представителей коренных народов были осуждены условно, без применения тюремного заключения.

Резюмируя вышесказанное, можно признать, что доступ к правосу-

отношении всех правонарушителей с уделе-нием особого внимания правонарушителям из числа аборигенов». Выносившиеся судебные решения предусматривали меры наказания без тюремного заключения или менее длительные сроки тюремного заключения и привели к учреждению трех экспериментальных судов непосредственно для рассмотрения дел обвиняемых из числа аборигенов.

44 URL: http://www.nwac.ca/sites/default/ files/imce/Gender%20Matters%20English/ 5-WhatIsGladue_GM.pdf.

45 URL: http://scc.lexum.org/decisia-scc-csc/scc-csc/scc-csc/en/item/8000/index.do.

дию для коренных народов включает доступ к их культурам, территориям, детям, языкам, обрядам и традиционным системам правосудия. Комиссии по расследованиям и альтернативные меры отправления правосудия являются одной из форм расширения доступа к правосудию коренного населения. Такие формы наиболее эффективны, когда в полной мере обеспечивается участие коренного населения в отправлении правосудия.

Библиографический список

Das J. K. Human Rights and Indigenous Peoples. New Delhi, 2001.

Домашнее насилие по законодательству зарубежных стран: ответственность и превенция / отв. ред. Н. А. Голованова. М., 2011.

Наттэл М. Нефть, газ и права аборигенов в Арктике: опыт северной Канады. URL: http://journal.iea.ras.ru/archive/2000s/2008/ Natell_%202008_3.pdf.

Черкасов А. И. Север и северяне: канадский опыт // Российские исследования о Канаде. Вып. № 1. 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.