Научная статья на тему 'Формы сохранения русской традиционной культуры (по материалам деятельности фольклорного ансамбля Дома ученых со РАН)'

Формы сохранения русской традиционной культуры (по материалам деятельности фольклорного ансамбля Дома ученых со РАН) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
321
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВОСИБИРСКИЙ АКАДЕМГОРОДОК / ДОМ УЧЕНЫХ / ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ФОЛЬКЛОР / МЕГАПОЛИС / ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА / NOVOSIBIRSK AKADEMGORODOK / HOUSE OF SCIENTISTS / FOLK ENSEMBLE / TRADITIONAL CULTURE / FOLKLORE / MEGALOPOLIS / MAGIC STORY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Понедельченко Лидия Олеговна

Статья посвящена анализу деятельности фольклорного ансамбля Дома ученых новосибирского Академгородка. При воздействии процессов глобализации и урбанизации на этническую самоидентификацию в деле возрождения и развития национальной культуры в условиях мегаполиса важна деятельность фольклорных организаций, исторических клубов, на примере которых можно проследить методы и формы внедрения элементов традиционной культуры в жизнь современного городского человека. Отклик на актуальные потребности общества позволяет ансамблю успешно осуществлять свою деятельность в течение длительного времени, оставаясь при этом востребованной культурной организацией Академгородка. Подтверждением этого могут служить постоянное увеличение численности участников ансамбля, активное участие в культурных мероприятиях различного уровня, сотрудничество с зарубежными коллегами. Внедрение современных информационных технологий в работу ансамбля способствует поддержанию интереса и расширению аудитории, заинтересованной деятельностью коллектива. Постановка спектаклей с интерактивными элементами в качестве формы смысловой передачи культурного контекста фольклора способствует сохранению и развитию в современной жизни элементов традиционной русской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF CONSERVATION OF TRADITIONAL RUSSIAN CULTURE (ON THE EXAMPLE OF ACTIVITIES OF THE FOLK ENSEMBLE HOUSE OF SCIENTISTS OF THE SB RAS)

This paper will consider the activities of a folk group, who works at the House of Scientists in the SB RAS in Novosibirsk Akademgorodok. In the modern conditions of Siberian megalopolises, under the influence of globalization and urbanization on ethnic identity, in the revival and development national culture is important work of folk clubs and historical organizations, the example which you can see by what methods and forms by the introduction of elements traditional culture in modern life city man. The response to the actual needs a society, “the implementation of social order” has allowed the ensemble to operate successfully for a long time, while remaining a popular cultural organization in Novosibirsk Akademgorodok. This can be conformed by a permanent increase in the number of band members its, active participation in cultural activities at different levels, and its cooperation with foreign colleagues. The introduction of modern information technologies in the work of the ensemble has made it possible to maintain the interest of the audience, and its enlargement interested groups in the activities. Performances with interactive elements as forms of semantic transmission of the cultural context of folklore contribute to the conservation and development elements of traditional Russian culture in modern life.

Текст научной работы на тему «Формы сохранения русской традиционной культуры (по материалам деятельности фольклорного ансамбля Дома ученых со РАН)»

УДК 394

Л. О. Понедельченко

Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия

E-mail: dunyaarh@gmail.com

ФОРМЫ СОХРАНЕНИЯ РУССКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ

ДОМА УЧЕНЫХ СО РАН) *

Статья посвящена анализу деятельности фольклорного ансамбля Дома ученых новосибирского Академгородка. При воздействии процессов глобализации и урбанизации на этническую самоидентификацию в деле возрождения и развития национальной культуры в условиях мегаполиса важна деятельность фольклорных организаций, исторических клубов, на примере которых можно проследить методы и формы внедрения элементов традиционной культуры в жизнь современного городского человека. Отклик на актуальные потребности общества позволяет ансамблю успешно осуществлять свою деятельность в течение длительного времени, оставаясь при этом востребованной культурной организацией Академгородка. Подтверждением этого могут служить постоянное увеличение численности участников ансамбля, активное участие в культурных мероприятиях различного уровня, сотрудничество с зарубежными коллегами. Внедрение современных информационных технологий в работу ансамбля способствует поддержанию интереса и расширению аудитории, заинтересованной деятельностью коллектива. Постановка спектаклей с интерактивными элементами в качестве формы смысловой передачи культурного контекста фольклора способствует сохранению и развитию в современной жизни элементов традиционной русской культуры.

Ключевые слова: новосибирский Академгородок, Дом ученых, фольклорный ансамбль, традиционная культура, фольклор, мегаполис, волшебная сказка.

В современных условиях сибирских мегаполисов, при воздействии процессов глобализации и урбанизации на этническую самоидентификацию, в деле возрождения и развития национальной культуры важна деятельность фольклорных организаций и исторических клубов, на примере которых можно увидеть, при помощи каких методов и форм осуществляется внедрение элементов традиционной культуры в жизнь современного городского человека [Майничева, 2003. С. 128]. В данной статье будет рас-

смотрена деятельность фольклорного ансамбля, который работает в Доме ученых СО РАН в новосибирском Академгородке.

Академгородок - первый комплексный научный центр в Сибири, был основан в 1957 г. Он сочетает развитую инфраструктуру, научные организации, жилые массивы, места проведения досуга, лесопарковую зону. Центральным учреждением культуры Академгородка является Дом ученых, соединивший в себе кинотеатр, концертный зал, залы заседаний и т. д. На его базе осно-

* Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки РФ: НИР 6.2069.2011 «Развитие механизма интеграции фундаментальных исследований и образовательной деятельности по археологии и этнографии Северной Азии в рамках совместного Научно-образовательного центра Новосибирского национального исследовательского государственного университета и Института археологии и этнографии СО РАН».

1818-7919

Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2013. Том 12, выпуск 3: Археология и этнография © Л. О. Понедельченко, 2013

ваны различные клубы, объединяющие людей сообразно их интересам.

Решение о создании фольклорного ансамбля ДУ принималось в середине 1980-х гг. На тот момент общество испытывало дефицит знаний о русском фольклоре и потребность в освоении его мировоззренческого и воспитательного характера. На столь благоприятной почве и стало возможным развитие фольклорных коллективов. Творческие коллективы стали создаваться при Доме ученых, НГУ, школах Академгородка, в домах культуры и других организациях города. Однако все они имели свои особенности. В деятельности одних преобладала педагогическая составляющая, фольклор использовался в качестве инструмента достижения определенного педагогического результата. Другие уделяли больше внимания эстетической и эмоциональной составляющей, чистоте пения, музыкальности, как правило, не задумываясь над смыслом воспроизводимых текстов.

Проанализировав сложившуюся ситуацию, организаторы ансамбля Дома ученых пришли к выводу о необходимости создания творческого коллектива, сочетающего качественное концертное исполнение и выявление смысла исполняемых народных текстов. По их мнению, они интуитивно, но искренне почувствовали востребованность деятельности по внедрению основ русского фольклора в современную жизнь.

Формирование единого коллектива началось в 1985 г., с музыкального салона ДУ, в котором проходили лекции, знакомившие слушателей с различными музыкальными направлениями и жанрами. Лекции читали выпускники и преподаватели консерватории и НГУ, одну из этих лекций, посвященную роли народной культуры в творчестве русских композиторов, посетили будущие участники творческого коллектива. Именно тогда русская народная песня открылась для них совершенно с другой стороны. За лекцией последовали занятия, на которых разучивали тексты песен, собранных в результате фольклорных экспедиций. Их проводила Е. А. Тюрикова. Тогда и сформировалась инициативная группа по созданию ансамбля.

На первоначальном этапе единственной объединяющей чертой для участников ансамбля была работа в научных институтах Академгородка. Как следствие, они в со-

вершенстве владели навыками поиска и анализа материала. Сами участники отмечают: «Мы все являлись представителями разных специальностей и направлений фундаментальной науки» (ПМА: Н. Е. Оболенская) '. Окончательное оформление коллектива в качестве ансамбля связывается с именем Л. В. Перфильевой. Она же возглавляла творческий коллектив с момента основания и до 1992 г. В то время постоянное участие в нем принимали 15-20 человек, пятеро их которых занимались анализом фольклора. С 1992 г. и по настоящее время фольклорный ансамбль возглавляет Н. Е. Оболенская.

В конце 1980-х гг. участники ансамбля приступили к изучению народных обрядов и вскоре пришли к выводу, что больше всего такой информации содержится в волшебных сказках. Именно поэтому они оказались в центре внимания исполнителей. Постепенно возникло желание соединить в одной постановке сказку, песню и обряд, для чего требовалось их комплексное исследование, которое невозможно провести, опираясь только на теоретическое обоснование без использования практического материала. В связи с этим остро встала необходимость полевого исследования.

В 1988 г. состоялась экспедиция фольклорного ансамбля в Кемеровскую область, в 1991 г. - в Омскую область. С тех пор экспедиционная деятельность стала одним из направлений работы ансамбля. В результате этнографических экспедиций был собран материал в деревнях Кемеровской, Омской, Новосибирской, Пермской областей. Записанные песни и обряды легли в основу деятельности коллектива. Благодаря полученным материалам удалось записать многие элементы обрядовой деятельности, определить ее значение в жизни русского народа. Ведь участникам необходимо было выяснить последовательность использования фольклорных элементов в инсценировке сказок. «Важен определенный порядок действий, образ мыслей» (ПМА: Н. Е. Оболенская).

Результатом обработки материала, собранного в первых этнографических экспе-

1 Материалы собраны в рамках работы Сибирского этнографического отряда (начальник - д-р ист. наук А. Ю. Майничева, 2012 г.).

дициях, стала постановка сказки «Царевна Лягушка, или Русалии игрища», с которой коллектив успешно выступил на фольклорном фестивале в 1989 г. В сюжет были включены заклички, хороводные плясовые, похоронный плач, колядка, свадебные дразнилки, заговор. Воссозданы редко встречающиеся сегодня обрядовые хороводы, имитирующие ткачество и выпекание «хлеба-богача». С учетом новых экспедиционных материалов сказка несколько раз дополнялась, а в 2004 г. был выпущен диск с аудиоверсией постановки.

В итоге дальнейшей деятельности появились такие инсценировки, как «Сказание о Егоре и его походе в мертвое царство», «Проводы Ярилы», «Аленький цветочек». В общей сложности в работе фольклорный ансамбль использует пятнадцать сказок, одиннадцать из них являются авторскими разработками Н. Е. Оболенской.

Для более успешного внедрения фольклора в современную жизнь и его популяризации возникла идея создания фильма по мотивам свадебного обряда. Продюсером выступила Л. В. Перфильева, режиссерами и сценаристами - Н. Е. Оболенская и Л. В. Перфильева. Благодаря работе В. Е. Котеговой, которая сама является участником ансамбля и одновременно носителем вятской традиции (одной из составляющих русской сибирской культуры), были собраны этнографические материалы - песни и обряды. Замысел будущей экранизации созревал у руководителей ансамбля в течение нескольких лет. В 2009 г. в Доме ученых был показан сценический вариант вятской свадьбы, а в 2010 г. закончена большая работа по созданию игрового музыкального фильма «Чудо вятской свадьбы». В съемках задействовалось более ста человек, весь реквизит и костюмы изготавливались по вятской традиции участниками ансамбля самостоятельно. В фильме воспроизведены старинные свадебные обряды Вятской губернии. Свое отражение нашли и детские игры, праздничные хороводы, заговоры, комплекс ритуалов, связанных со свадебным обрядом, отдельные элементы которого исчезли из повседневной жизни современных людей. В ближайшее время руководство ансамбля планирует экранизировать одну из своих постановок: «Результат наших усилий не должен оставаться в забвении, он должен быть доступен всем интересующимся

историей и культурой русского народа» (ПмА: Н. Е. Оболенская).

Исходя из представления руководителей ансамбля о фольклоре как целостной, синтетической системе, ими был разработан особый подход к раскрытию культурного содержания, объединяющий в себе теоретическое осмысление и музыкально-эмоциональное переживание [Оболенская и др., 1993. С. 60]. Возрождение и развитие этнической культуры в рамках работы фольклорного коллектива мыслится через реконструкцию обрядов и выявление их культурного контекста. Смысловая передача осуществляется через спектакли и театрализованные действия, путем непосредственного вовлечения в него зрителей.

В течение года работа выстраивается с учетом традиционного календаря. Ансамблем были восстановлены и показаны все главные солнечные праздники - Масленица, Купала, Осенины и Коляда, которые ежегодно проводят на территории Академгородка. В полном составе коллектив выступает в различных районных и городских мероприятиях, таких как «Родники народной культуры», «Культуры народов Севера» и др. В 2011 г. представители ансамбля принимали участие в международном научном форуме «Многонациональная Россия: этнология и киноантропология» в Екатеринбурге, на котором сделали доклад о фильме «Чудо вятской свадьбы», установили связи с этнографами и киноантропологами других стран. Помимо этого руководители ансамбля регулярно участвуют в научно-практических конференциях.

С 1992 г. помимо работы со взрослыми ансамбль развивает еще и «детское» направление. Так, в детском центре «Калейдоскоп» создана фольклорная студия, основной задачей которой является приобщение детей к русской культуре, формирование особого экологического мировоззрения. С дошкольниками обучение начинается с введения новых понятий, сопровождающегося показом предметов, которые соответствуют теме игры или хоровода. После усвоения их разучивают слова, мелодию и правила игры.

С младшими школьниками продолжается та же работа с добавлением кукольных инсценировок на основе музыкального фольклора, с рассказом о тех стихиях, которые олицетворяют главные персонажи волшеб-

ных сказок. Это такие сказки, как «Колобок», «Курочка-Ряба», «Братья-вороны»

и др.

С более старшими ребятами и взрослыми становится возможным постановка музыкально-обрядовых спектаклей-сказок, например «Ученик колдуна», «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек» и др.

В рамках студии осуществляется совместная работа с детьми и их молодыми родителями. Данный подход обусловлен тем, что в современном мире (особенно это заметно в городских семьях) произошла практически полная утрата элементов традиционной русской культуры. Если раньше преемственность традиций была направлена от старшего поколения к младшему, то теперь наблюдается тенденция усвоения элементов культуры извне посредством участия в деятельности национальных, культурных,

фольклорных организаций. В семьях, дети которых занимались в фольклорной студии, наблюдается еще одна тенденция - родители перенимают интерес к русскому фольклору у детей, что и приводит их на занятия ансамбля. Замечено, что совместное участие значительно повышает эффективность занятий.

Под руководством Н. Е. Оболенской участниками студии были поставлены такие музыкальные сказки, как «Колобок», «Гуси-лебеди», «Теремок», «Курочка Ряба»,

«Старик-годовик», «Крошечка-хаврошеч-ка», «Змей Горыныч, или Что значит доброта», а также менее известные широкому кругу зрителей «Кукушкины слезки», «Братья-вороны», «Колдун и его ученик», «Григорий Высота». Детские спектакли, созданные на фольклорной основе, напоминают родителям и гостям о праздниках солнцестояния и солнцеворота. Особенностью многих постановок является сочетание кукольного действия и живой игры детей.

С 1996 г. деятельность ансамбля по возрождению русской культуры осуществляется в рамках авторской воспитательной программы «Эколадия», созданной Н. Е. Оболенской. В своей программе автор делает попытку соединения народных традиций и экологического мировоззрения в современных городских условиях, создания обстановки для сочетания экологического и культурного воспитания [1996. С. 68]. Это отражается в основных направлениях деятельности ансамбля (см. рисунок).

По мнению автора программы, система народных традиций по ряду причин утратила свою целостность в качестве воспитательной системы. Знание закономерностей развития природных сил, закрепленное в обрядовых песнях и ритуальных действиях, в народной медицине и художественных промыслах, в загадках и волшебных сказках, создает основу гармоничных взаимоотношений человека и окружающей среды [Там же. С. 70]. Программа нацелена на работу с людьми всех поколений, а форма подачи материала зависит от возраста участника.

Успешное существование и развитие коллектива в течение 27 лет обеспечивает сочетание эмоциональных и интеллектуальных составляющих: «В нашем коллективе интеллектуальная часть присутствует наравне с эмоциональной, мы не можем без глубокого анализа материала» (ПМА:

Н. Е. Оболенская). Собственное видение гуманистической роли фольклора как носителя мудрости, духовных ценностей русского народа, реализуется методом введения фольклора в современную жизнь.

В инсценировках раскрытие смысла песен, обрядов и сказок помогает участникам понять и объяснить смысл окружающего мира: «Получается глубже и интереснее» (ПМА: Н. Е. Оболенская). Особенностью деятельности ансамбля является совместное участие взрослых и детей в большинстве спектаклей. Таким способом достигается чувство единения между детьми и их родителями, между людьми разных профессий и возрастов.

Отклик на актуальные потребности общества - «выполнение социального заказа», позволяет ансамблю успешно осуществлять свою деятельность, в течение длительного времени оставаясь востребованной культурной организацией новосибирского Академгородка. Подтверждением этого может служить постоянное увеличение численности его членов, активное участие в культурных мероприятиях различного уровня, сотрудничество с зарубежными коллегами. В настоящее время фольклорный ансамбль представляет собой открытую для всех организацию, возглавляемую Л. В. Перфильевой и Н. Е. Оболенской, которые успешно применяют в работе со взрослыми и детьми свои методические разработки [Оболенская и др., 1993]. В целом, коллективу ансамбля

Формирование традиционно-экологического мировоззрения на уровне

общества

Формирование традиционно-экологического мировоззрения на уровне

города или района

Семья

Обряды пестования Восстановление традиций семейных праздников

Дошкольники

Внедрение новых понятий на основе природных материалов Закладка символики народного миропонимания в играх и танцах Развитие языка и образного мышления

Начальное звено

Обходы классов Кукольный театр Игры на переменах

Школа

Подготовка Подготовка

ученика учителя

Проведение общешкольных календарных праздников

Теоретические исследования

Работа с литературой Издание статей Чтение лекций Участие в конференциях

Клубная работа

Фольклорные экспедиции Восстановление обрядов экологии духа - свадьбы, похороны и др. Создание музыкально обрядовых сказок

Основные направления работы по программе «Эколадия»

удалось восстановить собирательный образ русской традиционной культуры, привлекая этнографический и фольклорный материал не только Сибири, но и Европейской части

России. Внедрение современных информационных технологий в его работу способствует поддержанию интереса и расширению аудитории, заинтересованной деятельно-

стью коллектива. Постановка спектаклей с интерактивными элементами в качестве формы смысловой передачи культурного контекста фольклора способствует сохранению и развитию в современной жизни элементов традиционной русской культуры.

Список литературы

Майничева А. Ю. Региональный компонент в системе общего среднего и дополнительного образования в г. Новосибирске // Этнические группы сибирского мегаполиса: взаимодействия культур, особенности поли-культурного и национального образования. Новосибирск, 2003. С. 122-130.

Оболенская Н. Е. Эколадия // Вестник Новосибирского отделения Петровской академии наук и искусств. 1996. № 2. С. 68-71.

Оболенская Н. Е., Перфильева Л. В., Александрова И. В. Театр как средство эмпирического исследования обрядового фольклора (на основе волшебной сказки) // Экологические проблемы, культура и образование. Новосибирск, 1993. С. 60-63.

Список информаторов

Оболенская Наталья Евгеньевна, 1957 г. р., г. Новосибирск, запись 2012 г.

Материал поступил в редколлегию 10.12.2012

L. О. Рonedelchenko

FORMS OF CONSERVATION OF TRADITIONAL RUSSIAN CULTURE (ON THE EXAMPLE OF ACTIVITIES OF THE FOLK ENSEMBLE HOUSE OF SCIENTISTS OF THE SB RAS)

This paper will consider the activities of a folk group, who works at the House of Scientists in the SB RAS in Novosibirsk Akademgorodok. In the modern conditions of Siberian megalopolises, under the influence of globalization and urbanization on ethnic identity, in the revival and development national culture is important work of folk clubs and historical organizations, the example which you can see by what methods and forms by the introduction of elements traditional culture in modern life city man. The response to the actual needs a society, “the implementation of social order” has allowed the ensemble to operate successfully for a long time, while remaining a popular cultural organization in Novosibirsk Akademgorodok. This can be conformed by a permanent increase in the number of band members its, active participation in cultural activities at different levels, and its cooperation with foreign colleagues. The introduction of modern information technologies in the work of the ensemble has made it possible to maintain the interest of the audience, and its enlargement interested groups in the activities. Performances with interactive elements as forms of semantic transmission of the cultural context of folklore contribute to the conservation and development elements of traditional Russian culture in modern life.

Keywords: Novosibirsk Akademgorodok, House of Scientists, folk ensemble, traditional culture, folklore, megalopolis, magic story.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.