Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2009. № 4
Н.П. Коненкова
ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ
Данная статья посвящена анализу форм собственности госкорпораций, появившихся сравнительно недавно в российской экономике. Массовое создание госкорпораций в виде некоммерческих организаций вызвало неоднозначную реакцию со стороны научного сообщества и озадачило исследователей необходимостью осознания возможных последствий их развития. Неопределенность формы собственности государственных корпораций нового типа и другие их недостатки ставят под сомнение целесообразность и жизнеспособность новых субъектов российской экономики.
Ключевые слова: государственные корпорации, форма собственности госкорпораций, некоммерческие организации, государственный сектор экономики.
This article is devoted to the analysis of forms of ownership of the state corporations which have appeared rather recently in the Russian economy. Intensive creation of state corporations as non-profit institutions has caused ambiguous reaction in the scientific circles and has puzzled researchers by necessity to investigate and comprehend the possible impact of their development. Uncertainty of the pattern of ownership of the modern state corporations and their other drawbacks call into question expediency and viability of this new component of the Russian economy.
Key words: the state corporations, pattern of ownership of state corporations, non-profit organisations, public sector of economy.
Внимание научного сообщества не случайно привлекает новое явление в российской экономике — так называемый гос-корпоративный бум. Государственные корпорации создавались одна за другой за счет значительных государственных средств, в новой и непонятной исследователям и экономическим субъектам форме. Несмотря на заверение Д.А. Медведева на Всероссийском съезде промышленников и предпринимателей в том, что создание госкорпораций не означает изменения экономи-
Коненкова Наталья Петровна — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова, e-mail: [email protected]
ческого курса1, предприниматели видят в этом процессе угрозу для развития частного бизнеса, а значит, и для экономики в целом. Такие опасения небезосновательны.
Появление государственных корпораций нового типа разрушает традиционное представление о них и озадачивает исследователей необходимостью осознания возможных последствий их вторжения в экономику. Для того чтобы понять, насколько серьезны эти последствия, проанализируем сущность государственных корпораций, закономерности их появления в рыночной экономике, особенности этого процесса в России и попытаемся определить формы собственности государственных корпораций.
Любая корпорация, будь то государственная или частная, это прежде всего крупная объединенная компания, реализующая механизм концентрации и перераспределения ресурсов в определенных социальных условиях. Термины компания и корпорация очень часто употребляются как синонимы, поэтому на практике крупная государственная компания ассоциируется с государственной корпорацией. Вместе с тем эти понятия не тождественны. Компания представляет собой объединение экономических субъектов для осуществления хозяйственной деятельности в разных организационно-правовых формах. Корпорация представляет собой определенную организационно-правовую форму, или одну из организационно-правовых форм. Это совокупность лиц, объединившихся для достижения общей цели и образующих юридическое лицо. Чаще всего корпорации создаются в форме акционерного общества.
Термин «корпорация» английского происхождения не сразу получил распространение. Сначала он употреблялся для обозначения процесса объединения мастеров по профессиональному признаку и лишь потом для обозначения подобных явлений в других сферах2. Впоследствии он оказался очень удачным обобщением, позволяющим говорить о корпорациях в самых разнообразных сферах жизни — ремесле, торговле, религии, образовании, а также о корпоративности всего общества.
Корпорация объединяла мастеров одной или нескольких специальностей и служила цели сохранения профессии. Важно подчеркнуть, что это была не простая общность, не арифметическое сложение мастеров одной специальности, не цех, не профсоюз, не присутствие всех работников в одно и то же
1 Материалы Всероссийского съезда промышленников и предпринимателей. Краснодар. 31.01.2008.
2 Кириллова E.H. Корпорации раннего Нового времени: ремесленники и торговцы Реймса в XVI—XVIII веках. М., 2007.
время в одном месте. Это была общность мастеров, вырабатывающая общие решения, совместные действия, т.е. особая организация со своими традициями, своей структурой и органами управления. При этом различали организацию, созданную сверху, и организацию, занимающуюся собственным делом в своих интересах. Интересы корпорации были связаны прежде всего с профессией (распределением сырья, условиями производства, контролем качества производимой продукции и т.д.) и обеспечением взаимной помощи мастеров для сохранения профессии. Поэтому большое значение придавалось решению вопроса о составе субъектов корпорации и разрешению возможных противоречий. Отмеченные характеристики раскрывают содержание корпорации (частной или государственной) как экономической категории.
Считалось, что общими признаками корпорации являются: регулярные собрания, общая казна, наличие уполномоченных управляющих, регламент, привилегии. Однако не все корпорации имели уставы и привилегии. Эти позиции необходимо было отстаивать у власти, поэтому признаки корпорации менялись в количественном и качественном отношении в каждом конкретном случае. Тем не менее корпорации всегда боролись за свои права, апеллируя в первую очередь к «общему благу», к пользе и выгоде для всех граждан, всех возможных покупателей, а также городских властей. Речь шла о необходимости следить за качеством продукции, предотвращении каких-либо злоупотреблений, соблюдении интересов покупателей и чести мастеров. В целом корпорации представляли явление более высокого порядка, чем обычная фирма. Это социально-экономический институт рыночной экономики, благодаря которому осуществлялось достижение целей интегрированного сообщества экономических субъектов. Корпорации организовывали ремесленников в их взаимодействии с миром и с обществом в целом.
Согласно современным представлениям, корпорация представляет собой основанное на долевом участии в капитале объединение, юридические права и обязанности которого обособлены от прав и обязательств его участников. Как правило, это акционерные общества. В частной корпорации большинство акций принадлежит одному владельцу, семье или группе акционеров. В государственной — большинство или все акции принадлежат государству.
Главным признаком корпорации является обособление собственности от управления, что обеспечивает ей преимущества по сравнению с индивидуальным предпринимательством
и партнерством и ведущее место в экономике. Таким образом, корпорация, представляя более прогрессивную форму предпринимательства, возникает для достижения более масштабных целей, требующих мобилизации значительных финансовых средств. Государство не могло не воспользоваться такой привлекательной формой хозяйственной деятельности.
Организационные формы, подобные созданным в России государственным корпорациям, существуют во многих странах. Только организованы они несколько иначе. В основу их деятельности закладывается принцип своеобразной проектной организации для решения мегазадачи. Они учреждаются в форме акционерных обществ, единственным акционером которых является государство. Форма собственности в такой корпорации — государственная, и государство осуществляет непосредственный контроль за ее функционированием и использованием. Собственность и управление в государственной корпорации находятся в одних руках. У государственной корпорации появляются новые преимущества по сравнению с частной корпорацией, связанные с особыми возможностями государства как экономического субъекта. Создаются они за счет крупных государственных ресурсов для достижения конкретной общественной цели и находятся в более выгодном положении по сравнению с другими экономическими субъектами. Эти корпорации пользуются особой финансовой поддержкой государства, которая строго контролируется. Они могут освобождаться от налогов, выплаты дивидендов, получать государственные субсидии на специальные нужды и государственные гарантии выплат по своим облигациям. Все другие необходимые средства государственные корпорации добывают на рынке капитала. Долг государственных корпораций в развитых странах не включается в государственный долг, если только он не является объектом государственной гарантии. Все отмеченные преимущества позволяют корпорациям в руках государства достигать поставленных целей. С решением поставленных задач они, как правило, приватизируются.
Такие государственные корпорации действительно является рукой государства, умеряющей рыночную стихию в сложные моменты развития экономики. Американский президент Ф. Рузвельт, инициатор создания первых крупных государственных корпораций в США, утверждал, что развитие экономики есть функция частной инициативы и частного капитала, но из этого правила бывают жизненно важные исключения, требующие радикального государственного вмешательства. Он обосновывал необходимость государственных корпораций в тех
сферах, где инфрастуктура окупается очень медленно. Именно в этих сферах рекомендовалось создавать принадлежащее правительству и управляемое им предприятие, способное десятилетиями на бесприбыльной основе делать общегосударственное дело. Подобные государственные корпорации получили распространение по всему миру.
Мы видим, что в развитых странах государственные корпорации используются правительством для осуществления крупных общественных проектов. Причем государство дает старт этим проектам, а затем предлагает инвесторам профинансировать их, т.е. купить облигации государственных корпораций. Тем самым инвестиции не ограничиваются малоподвижной налоговой системой, они идут напрямую из сбережений граждан, а способность обслуживать новый долг (оформленный облигациями корпорации) не зависит напрямую от фискального состояния государства.
Созданные в виде акционерных обществ государственные корпорации обладают еще одним достоинством: их деятельность прозрачна. Они находятся под строгим контролем различных наблюдателей: подотчетны правительству, контролируются Счетной палатой, а также рыночным механизмом. Кроме того, их деятельность изучают инвесторы и внутренние аудиторы. Постоянное внимание наблюдателей предотвращает нецелевое использование фондов государственной структуры и иные злоупотребления. Таким образом, в развитых экономиках государственные корпорации являются особыми объектами государственной собственности, создаваемыми для решения крупных задач, с которыми частный бизнес не может справиться. Приватизация этих объектов свидетельствует об успешном решении насущных общественных проблем.
Конечно, данная форма государственного предпринимательства не лишена определенных недостатков. Продвигая свои проекты, государство тоже рискует. Многие государственные корпорации бесприбыльны в том смысле, что вся прибыль реинвестируется и собственник дивидендов не получает. Поэтому платой за риск чаще всего является удовлетворение граждан результатами проектов и большое доверие к государству. Описанные государственные структуры прошли проверку практикой и, на наш взгляд, могут быть использованы для решения важных государственных задач в российской экономике. Принятая в развитых странах схема такова: государство принимает соответствующие законы, учреждает государственную корпорацию в виде акционерного общества, наделяет ее правами и стартовым капиталом, а когда она доказывает свою жизнеспо-
собность, продается частному собственнику. Бюджетные вложения окупаются.
В России государственные корпорации функционируют иначе, хотя и создается впечатление, что этот инструмент государственного регулирования используется по западной схеме.
Первая государственная корпорация нового образца была создана в 2004 г. для обеспечения надежности системы страхования вкладов — «Агентство по страхованию вкладов». Создание этой корпорации выглядело вполне обоснованным и не вызывало вопросов со стороны научного сообщества, поскольку не сигнализировало о появлении новых тенденций в экономике. Массовое создание государственных корпораций началось в феврале 2007 г., когда было принято решение о преобразовании Внешэкономбанка СССР в государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Объяснялось появление новой государственной структуры необходимостью повышения конкурентоспособности российской экономики. Этот банк был создан как некоммерческая организация, учрежденная на основе имущественного взноса России. Его уставной капитал на момент создания составлял 70 млрд руб. и мог быть увеличен по решению правительства на основе дополнительного имущественного взноса. Имущество, переданное государственной корпорации, по закону, является ее собственностью, т.е. отчуждается от государства. По данным экспертов, в настоящее время в мире насчитывается около 750 банков развития, подконтрольных государству, однако большинство из них создано именно в виде акционерных обществ, где собственность не отчуждена от государства, т.е. является государственной.
После создания «Внешэкономбанка» в течение полугода (в июле—декабре 2007 г.) появилось еще несколько государственных корпораций, созданных в самых разных отраслях, — «Российская корпорация нанотехнологий» и «Фонд содействия реформированию ЖКХ», государственные корпорации «Российские технологии», «Росатом», «Олимпстрой», «Объединенная авиастроительная госкорпорация». В феврале 2008 г. учреждена госкорпорация ОАО «Росспиртпром». Кроме того, обсуждалась идея о создании госкорпорации по эксплуатации платных автомобильных дорог и госкорпорации по станкостроению. В 2009 г. готовится решение о создании новой государственной корпорации «Российское финансовое агентство» для управления финансовыми средствами Фонда национального благосостояния, несмотря на то что параллельно обсуждается возможность устранения этой организационно-правовой формы.
В отечественной литературе высказываются разные предположения относительно того, почему именно в 2007 — начале 2008 г., накануне президентских выборов, государственные корпорации создавались одна за другой. Причины называются самые разные. Официальной причиной создания новой государственной структуры считается необходимость решения задач государственного масштаба — повышение конкурентоспособности отечественной экономики, реформирование жилищно-коммунального хозяйства, проведение Олимпийских игр, задач, с которыми частный бизнес, по мнению правительства, не справляется. Решение подобных задач с помощью государства ученые объясняют так называемыми провалами рынка. Они существуют во всех странах с рыночной экономикой, в том числе и самых развитых. Однако, судя по количеству создаваемых государственных корпораций, в России этих провалов становится все больше, и она фактически превращается в «кузницу провалов».
В экономической теории существует достаточно четкое представление о недостатках рыночного механизма и пределах вмешательства государства в экономику. Периодически границы вмешательства пересматриваются и уточняются в зависимости от новых вызовов экономического развития. Во многих развитых странах наблюдается тенденция к преодолению провалов и привлечению частного собственника в те сферы, где его деятельность считалась ранее неэффективной, что свидетельствует о преодолении комплекса государства по поводу возможностей рыночного механизма. В нашей стране государство по-прежнему не допускает частный бизнес в те сферы, которые считаются государственными. Так, в отраслях естественных монополий функционируют по-прежнему такие государственные корпорации, как ОАО «Газпром» и РАО «РЖД». Несмотря на мировые тенденции, приватизация в отраслях естественных монополий проходит весьма условно, частный собственник очень дозированно и не везде допускается в эту сферу. Тому есть свои причины, но, в отличие от вновь создаваемых российским государством корпораций, эти корпорации действительно являются государственными, поскольку собственность принадлежит государству. Они были созданы как акционерные общества и не утратили свойств корпорации как таковой. Параллельно уже созданным государственным структурам, решающим проблемы неэффективности рыночного механизма, создаются новые интегрированные государственные структуры и тоже для решения важных государственных задач. Создается впечатление, что к традиционным провалам
рынка в условиях российской экономики добавляются многие другие. Получается, что рынок в российской экономике либо не работает, либо государство просто не собирается уступать ему позиции практически по всем направлениям, поскольку трудно назвать идею о создании государственной корпорации по эксплуатации платных дорог мегазадачей, с которой не может справиться рыночный механизм.
Но дело не только и не столько в провалах и несостоятельности рынка. Новые государственные корпорации появляются на месте нерешенных нашим государством проблем. Это, в частности, проект «Доступное жилье», строительство олимпийского комплекса, реструктуризация научно-технической сферы и т.д. На месте этих и других незавершенных национальных проектов вырастают одна за другой государственные корпорации. Это означает не размножение провалов рынка, а наличие других причин приверженности государства к массовому использованию на территории страны новой, загадочной, абстрактной и потому очень удобной организационно-правовой формы. То, что увлечение государственными корпорациями проявилось накануне выборов, наводит на мысль о том, что непосредственные цели создания новых структур были связаны с воздействием на основные группы электората. Общество действительно расценило предпринятые шаги как попытку навести порядок в стране, спасая разрушенное рыночным механизмом народное хозяйство.
Главной же предпосылкой массового создания государственных корпораций исследователи считают высокие цены на нефть в 2007 г. и огромные финансовые резервы в виде стабилизационного фонда. «Излишки» государственных средств оказалось возможным оформить в новые организационно-правовые формы, то есть распределить между несколькими крупными государственными структурами3. Поэтому одной из причин корпорационного бума можно также считать необходимость и возможность использования накопившихся в стабилизационном фонде государственных средств.
Мы согласны с исследователями, которые считают новые корпорации формой перераспределения активов государства, причем весьма значительных. Вопрос только в том, что не понятно пока куда перераспределяются эти активы, к какому собственнику. По закону имущество передается в собственность создаваемой корпорации, т.е. уводится от собственника в лице
3См.: Николаев И. Госкорпорации: иные общественно полезные // Ведомости. № 159 (1933). 27 августа 2007 г.
государства. В то же время государственная корпорация как собственник существует в каком-то расплывчатом виде. Кто конкретно владеет имуществом корпорации, кто получает прибыль, что получает государство и общество? Процесс перераспределения активов выглядит как национализация и повышение роли государства в экономике, но на деле с помощью государства огромные средства используются для приобретения крупных активов под видом большого государственного проекта в пользу неопределенного субъекта. Происходит перевод собственности из рук государства, но не в частные руки, а непонятно пока в какие.
Что же представляют собой современные государственные корпорации, а именно отечественные государственные корпорации образца XXI в.? Это не просто абстракция, а государственная абстракция, придуманная государством. Эта уникальная организационно-правовая форма введена Федеральным законом № 140-ФЗ от 08.07.1999 «О некоммерческих организациях». Согласно закону, государственная корпорация представляет собой не имеющую членства некоммерческую организацию, учрежденную Российской Федерацией (РФ) на основе имущественного взноса и созданную для осуществления социальных, управленческих или иных общественно-полезных функций. Формально государственная корпорация — это некоммерческий фонд, принимающий на себя обязательство по более эффективному использованию управленческих, финансовых и деловых ресурсов, которые федеральным законом предоставляются ей в большей степени, чем, например, акционерному обществу со 100% участием государства.
Основной чертой всех созданных на основании этого закона корпораций является то, что имущество, переданное РФ государственной корпорации, становится собственностью корпорации. Это положение дословно отражено в законе и именно оно вызывает много вопросов у экспертов и исследователей4.
Закон содержит и другие важные положения:
— государственная корпорация не отвечает по обязательствам РФ, а РФ не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом не предусмотрено иное;
— государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям;
4Там же. С. 1.
4 ВМУ, управление (государство и общество), № 4
— государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества;
— для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных статьей 52 Гражданского кодекса РФ.
Органами управления государственной корпорации является наблюдательный совет, правление и генеральный директор. Члены наблюдательного совета назначаются Правительством, правление назначается наблюдательным советом по представлению генерального директора. Генеральный директор назначается на должность не более чем на 5 лет и освобождается от должности Президентом.
Интересным также является и то, что статья 32 Закона «О некоммерческих организациях» содержит ряд положений, регламентирующих порядок осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций, которые не распространяются на «Внешэкономбанк», «Российскую корпорацию нанотехнологий», «Олимпстрой», «Ростехнолгогии», «Росатом» и другие вновь создаваемые государственные корпорации. Эти корпорации являются организационно-правовой формой, не контролируемой Счетной палатой РФ, в отличие от акционерных обществ со 100% участием государства.
Как видим, корпорации, создаваемые российским правительством в настоящее время, значительно отличаются от тех корпораций, и государственных в том числе, которые были рождены рыночной экономикой и успешно функционируют в разных странах.
Что реально происходит в нашей стране? Государственная корпорация создается сверху, но не в форме акционерного общества, а как некоммерческая организация, не имеющая членства, причем некоммерческая организация с достаточно формальным контролем. Каждая из вновь создаваемых корпораций учреждается «именным» федеральным законом, а это означает, что каждая из них обладает исключительным статусом, выделяющим ее среди остальных экономических субъектов. Предполагается, что особый статус позволит госкорпорациям быстрее и легче решать возложенные на них целевые задачи, и они смогут стать ключевыми точками роста в отечественной экономике, поскольку на них не будут распространяться традиционные ограничения сложившейся системы государственных финансов.
Основным отличием новых госкорпораций от тех, которые создаются для достижения общественных целей в развитых странах, и тех, которые уже функционируют в нашей стра-
не, является то, что государство не является собственником имущества корпорации, хоть она и названа государственной. Оно передает имущество в собственность корпорации, при этом, не совсем понятно, какому конкретно субъекту передается собственность: частному или государственному. Поэтому возникает неопределенность в ответе на вопрос о форме собственности госкорпораций: какую форму обретает эта собственность? Она не становится частной, поскольку не появляется частный собственник, но при этом само государство перестает быть собственником имущества, которое передается корпорации. Очевидно только, что собственность уходит из казны государства. Не понятно также, каким образом осуществляется контроль расходования значительных государственных средств, если они передаются в управление, и кто получает прибыль.
Другим отличием новых государственных корпораций является то, что, согласно закону, они не обязаны отчитываться перед Счетной палатой, главным и единственным контролирующим органом в стране. Такое управление государственной собственностью вряд ли окажется эффективным, поскольку этот процесс становится абсолютно закрытым. Наконец, третьим существенным отличием новых госкорпораций следует назвать ярко выраженную инертность созданной формы и невозможность своевременной ликвидации госкорпорации в пользу государства, поскольку не может быть и речи о приватизации объекта при завершении проекта (как в развитых странах): нельзя приватизировать то, что уже и так не принадлежит государству. Примером может служить ликвидация в 2003 г. Государственной инвестиционной корпорации, в результате которой собственность государству не вернулась, поскольку все средства были потрачены на создание собственной инфраструктуры.
По своей форме собственность новоявленных государственных структур уже не является государственной, но и не становится частной в полной мере. Это собственность-фантом, она даже больше напоминает теневую собственность. Есть все основания сказать, что она становится «иной» формой собственности, четвертой по конституции, так как выделенное государственное имущество и отданное госкорпорациям служит достижению «иных» общественно полезных целей. Как бы мы ни называли новую форму собственности госкорпораций, ясно одно: эта собственность выводится из-под контроля государства, государственный сектор сокращается, теневой сектор увеличивается, государство как экономический субъект ре-
ально ослабевает, несмотря на то что создается впечатление усиления государственного вмешательства в экономику. Происходит самое настоящее разгосударствление, но не капиталистическое, а «иное». Причем в собственность уже созданных корпораций государство продолжает передавать акционированные унитарные предприятия, активно сокращая государственный сектор. Хорошо это или плохо, подскажет наш опыт, «сын ошибок трудных».
Таким образом, от традиционного представления о государственной корпорации осталось одно название. Вновь создаваемые в России госкорпорации не являются корпорациями в полном смысле этого слова, поскольку они не становятся акционерными обществами с либерализацией оборотов и активной опорой на рынок капитала. Одновременно они не являются полностью государственными, поскольку государство перестает быть собственником имущества своей корпорации, государственные средства, вкладываемые в создание корпорации, сразу перестают быть таковыми. Фактически складывается парадоксальная ситуация: собственность в государственной корпорации обособляется от управления. Государство лишь назначает руководителя и наблюдательный совет, имущество ему не принадлежит и прибыль государство также не получает.
Эта организационно-правовая форма очень противоречива: собственник не назначает руководителя, а тот, кто назначает руководителя, не является собственником. Даже пакеты акций государству не принадлежат, потому что их нет.
Возможно, цели создания госкорпораций служат государственным интересам и именно поэтому они называются государственными? Отчасти это так, но и в этом вопросе нет достаточной ясности. Всегда ли заявленные цели создания корпорации являются задачей государственной важности? Первые государственные корпорации в рассмотренном ряду гос-корпоративного бума действительно создавались для решения мегазадач — реформирования ЖКХ, проведения олимпийских игр, повышения конкурентоспособности отечественной экономики. Все эти задачи охватываются понятием общественно-полезных функций, на которые указывается в упомянутом выше законе. Однако совсем не понятно многим исследователям, что представляют собой «иные» общественно полезные функции госкорпораций и общественно полезные функции вообще. В отличие от западного законодательства эти общественно полезные функции нашим законодательством не определены. Поэтому государственные корпорации создаются по самым разным направлениям, возможно, не всегда совпадаю-
щим с общественно полезными целями, и начинают монополизировать всю экономику. Не случайно поэтому глава РСПП А. Шохин настойчиво рекомендовал четко определить критерии образования государственных корпораций, а значит, более четко определить эти иные общественно полезные цели5.
Исключительность учреждения государственной корпорации именным законом имеет оборотную сторону. Во-первых, новые государственные структуры не вписаны пока в действующую правовую систему. Создание любой государственной корпорации приводит к необходимости внесения изменений в целый ряд законов и нормативных актов. При этом большинство государственных органов, консультантов и потенциальных партнеров не только не разбираются в специфике этой организационной формы, но и относятся к ней весьма настороженно. Во-вторых, не до конца понятно, в какой мере передается государственный мандат в управление таких корпораций, какие конкретно они приобретают полномочия выступать от имени государства и в каких случаях. В-третьих, правовой статус новых госкорпораций будет корректироваться, поскольку законы о всех госкорпорациях проходили различные согласования и утверждения в весьма сжатые сроки.
Что означает развитие госкорпораций нового образца в долгосрочной перспективе? На наш взгляд, очень многое. Прежде всего государственные корпорации представляют угрозу частному сектору, создавая много препятствий на его пути. Одновременно происходит видимость укрепления государственного сектора, повышения роли государства и степени управляемости экономики. Наконец, увлечение госкорпорациями в виде особых некоммерческих организаций вызывает опасение относительно прозрачности использования государственных средств и увеличения трат государственного бюджета и усиливает вероятность неэффективного управления государственной собственностью.
Учитывая важность решения крупных задач и создания для этих целей государственных корпораций, необходимо более четко определить требования к создаваемым государственным структурам и оптимизировать их количество. Прежде всего они должны создаваться по западной схеме, как акционерные общества, единственным акционером которых является государство. Кроме того, должна быть предусмотрена возможность сотрудничества государственной корпорации с частным бизне-
5 Материалы Всероссийского съезда промышленников и предпринимателей. Краснодар. 31.01.2008.
сом. При достижении поставленной цели госкорпорации должны приватизироваться. Тогда создаваемые государственные структуры не будут представлять угрозы национальной экономике.
Литература
Федеральный закон № 140-ФЗ от 08.07.1999 «О некоммерческих организациях».
Кириллова E.H. Корпорации раннего Нового времени: ремесленники и торговцы Реймса в XVI—XVIII веках. М., 2007.
Материалы Всероссийского съезда промышленников и предпринимателей — г. Краснодар. 31.01.2008.
Николаев И. Госкорпорации: иные общественно полезные // Ведомости. М., 2007. № 159 (1933).