Научная статья на тему 'Формы российско-казахстанского приграничного образовательного сотрудничества'

Формы российско-казахстанского приграничного образовательного сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Вера Александровна

Россия не полностью покинула казахстанское образовательное пространство после распада СССР. Ее влияние в этой сфере значительно уменьшилось. Факторы развития сотрудничества включали экономические интересы, экологические проблемы, политические обстоятельства, роль русского языка в казахстанском высшем образовании, стремление чиновников отчитаться об установлении успешных международных образовательных связей. Эти факторы особенно эффективно работают в проектах сотрудничества между приграничными регионами России и Казахстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Вера Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms of the Russian -Kazakhstan frontier educational cooperation

Russia hasn't completely left Kazakhstani educational space after the USSR collapse. Its influence in this sphere considerably weakened. Factors of cooperation development are as follows: economic interests, ecological problems, political circumstances, role of the Russian language in Kazakhstan higher education, officials' aspiration for making reports about successful international ties establishment. These factors work especially effectively in projects of cooperation between border regions of Russia and Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «Формы российско-казахстанского приграничного образовательного сотрудничества»

ФОРМЫ РОССИЙСКО-КАЗАХСТАНСКОГО ПРИГРАНИЧНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Россия и Казахстан тесно связаны друг с другом в историческом и географическом отношениях. Несмотря на дезинтеграционные тенденции, многие аспекты сотрудничества сохраняют свою актуальность. Одним из важных направлений гуманитарного сотрудничества является кооперация в сфере высшего образования.

После распада СССР в образовательном пространстве Казахстана произошли существенные изменения: в нем действуют вузы, частично или полностью финансируемые не только Россией, но также США, Турцией, Великобританией, Египтом и другими государствами; многие казахстанцы едут учиться за рубеж. В таком контексте важной является проблема определения роли образовательных контактов Казахстана с Россией в совокупности казахстанских международных связей в сфере образования.

Довольно таки большую долю в таких контактах составляет сотрудничество приграничных регионов. Оно требует меньших финансовых затрат, нежели связи удаленных от границы вузов, и во многих случаях носит более долговременный характер ввиду наличия комплекса разноплановых проблем локального значения, требующих совместного решения. Кроме того, заинтересованность в активном сотрудничестве на региональном уровне может стать основой для более тесной кооперации на уровне государств в целом. Таким образом, автор данной работы хотел бы сосредоточиться на анализе форм взаимодействия приграничных регионов России и Казахстана в сфере высшего образования и выявлении ключевых факторов, определяющих трансграничное взаимодействие в указанной сфере.

Договорная база сотрудничества включает множество соглашений: от подписанных как на самом высоком государственном уровне до непосредственно межвузовских. Международные договоры и соглашения на уровне администраций регионов и городов создают базу для приграничного сотрудничества образовательных учреждений. Договоров подписано множество, но не все из них работают, поскольку порой подписание договоров осуществляется для улучшения бюрократической отчетности. В основном работают договора между теми вузами, которые имеют не только объективный интерес к работе друг друга но и возможности для реализации интересов.

Формы российско-казахстанского образовательного сотрудничества достаточно разнообразны. Одной из наиболее распространенных форм являются студенческие обмены. Одним из примеров может служить взаимодействие между вузами Аст-

раханской и Атырауской областей. В 2001 году студенты из Астраханского государственного технического университета — активные члены молодежного отделения казахского национально-культурного общества «Жоддастык» — посетили Атырау, где приняли участие в праздновании национального праздника весны. Состоялся и ответный визит: студенты Атырауского государственного университета посетили Астрахань: они встретились с мэром города, посетили учебные заведения, где приняли участие в совместных «круглых столах» и заседаниях дискуссионного клуба. Для молодежной делегации Атырау были организованы встречи с представителями областного общества казахской культуры «Жолдастык» с молодежными общественными организациями, а также поездка за город в село Алтынжар в музей Курмангазы. Расходы по пребыванию молодежной делегации взяли на себя администрации обоих городов1.

В апреле 2005 года студенты-регионоведы Волгоградского государственного университета (ВолГУ) специализации «Центральная Азия» прошли стажировку в Западно-Казахстанском государственном университете(ЗКГУ). Они прослушали курсы лекций по истории и политике Казахстана и прошли начальный курс казахского языка. В марте 2006 года студенты ЗКГУ прибыли в Волгоград с ответным визитом. Преподаватели ВолГУ прочли участникам программы обмена лекции по американистике2.

Такого рода взаимные визиты формируют и укрепляют положительное отношение к сопредельной стороне в среде российских и казахстанских студентов, благодаря им устанавливаются личные контакты. Однако без отсутствия прагматических стимулов поставить такой обмен на постоянную основу довольно трудно. Подобные контакты вряд ли могут стать ключевым фактором активизации приграничного сотрудничества. Такие визиты важны скорее как знак, демонстрация серьезности намерений развивать сотрудничество в приоритетных для постоянного взаимодействия сферах.

Еще одной формой международного образовательного сотрудничества являются международные конференции, семинары, школы. Приграничные регионы роднят проблемы разного характера (эко-

1 Друзья встречаются вновь // Волга. Независимая газета Астраханской области. 2001. — 19 октября. — С. 2.

1 Отчет о сотрудничестве ВолГУ и ЗКГУ // Текущий

архив кафедры регионоведения и международных отношений.

номические, социальные, экологические и т. п.), которые нередко становятся темами для совместного обсуждения. В 2003,2004, 2006 годах проводилась летняя Международная студенческая школа в Горно-Алтайске. В школе принимают участие студенты из Алтайского государственного университета, Алтайского государственного технического университета, Барнаульского государственного педагогического университета, Восточно-Казахстанского государственного университета, Восточно-Казахстанского государственного технического университета, Горно-Алтайского государственного университета, Ховдс-кого филиала Монгольского государственного университета. Финансовую поддержку осуществляют региональные законодательные органы и университетская администрация. Научная специализация этой школы связана с изучением истории и культуры Алтайского региона и населяющих его народов, а также с вопросами экономического, политического, культурного, экологического сотрудничества в регионе1.

Довольно многочисленны проводимые в приграничных регионах конференции, на которые организаторы часто стремятся приглашать исследователей из сопредельных областей. К примеру, в декабре 2004 года прошла конференция «Казахстанско-российское сотрудничество: проблемы и перспективы». Организовали мероприятие Министерство образования и науки РК, Астраханская областная администрация, Атырауский областной акимат, Астраханский государственный университет, Атырауский государственный университет им. X. Досмухамедова2.

В последние годы регулярно проходит конференция университетских ассоциаций прикаспийских государств. В ее работе принимают участие руководители вузов из Азербайджана, Казахстана, России, руководители университетов из иранских провинций Гилян, Мазандаран и Горган. В ходе ее работы представители высшего образования обсуждают вопросы научного и университетского сотрудничества государств региона по рассмотрению различных аспектов жизни Каспия (в том числе, экологии, экономики, загрязнения и путей борьбы с ним). Общие экономические интересы и общие экологические проблемы в данном случае являются тем фактором, который определяет активность сотрудничества в сфере высшего образования и науки.

Предоставление мест в вузах студентам и создание филиалов вузов — весьма распространенные формы межвузовского сотрудничества. Казахстан заинтересован в увеличении населения, в том числе и за счет притока этнических казахов на ис-

1 Проект «Международная летняя студенческая школа «Наш общий дом Алтай» стал лауреатом конкурса «Национальная экологическая премия 2006» // http:// www.altaiinter.org/news/?id=14784.

2 Новости от 13 Декабря 2004 // http://www.russia.kz/ december.html.

торическую родину. В республике существует государственная программа, по которой казахстанские университеты предоставляют места на факультетах для представителей казахской диаспоры за рубежом. Так в 2002 году ректор Восточно-Казахстанского государственного университета А.А. Абжаппаров предложил жителям высокогорного района республики Алтай 20 учебных мест на всех факультетах3. Реализация такого рода программ, с одной стороны, может стать существенным фактором как активизации сотрудничества между областями (казахи уехавшие из РФ в РК для получения образования могут, зная обстановку и в РФ и в РК, организовать бизнес, построенный на трансграничном взаимодействии), с другой — при неблагоприятной конъюнктуре в межгосударственных взаимоотношениях способно создать определенные проблемы политического характера.

Томская область, сама по себе не являясь приграничной (путь в нее лежит через Новосибирскую область и Алтайский край), является одним из самых мощных центров притяжения для направленных из Казахстана трансграничных образовательных потоков. В Томске сосредоточены шесть старейших и крупнейших университетов Сибири, Академгородок, множество научно-исследовательских институтов. Около трех тысяч студентов Томских университетов — казахстанцы из Павлодара, Караганды, Усть-Каменогорска, Семипалатинска. В рамках экономического сотрудничества газовики Томска оказывают помощь в модернизации газовой отрасли в Казахстане, а республика целевым набором посылает в Томск, учиться свои национальные кадры.

Кроме того, томские университеты имели свои филиалы в Казахстане. Налицо экономическая подоплека образовательного взаимодействия: Казахстан занимает первое место во внешнеторговом обороте Томской области со странами СНГ4.

Некоторые случаи осуществления рассматриваемой формы сотрудничества определяются внутренними проблемами сопредельных государств. Казахстан, в связи с ростом нефтегазового сектора экономики, испытывает недостаток специалистов в области нефтедобычи, нефтепереработки, менеджмента и т. д. Применительно к этой сфере он заинтересован и в образовательном сотрудничестве. В настоящее время на территории РК функционируют филиалы Тюменского государственного нефтегазового института (на базе Павлодарского государствен-

3 По программе добрососедства: Приграничный Кош-Агачский район Республики Алтай принимал гостя из соседнего Казахстана. — Сайт республики Горный Алтай // http:// ealtai.gorny.ru/modules.php?op=modload& na-meNews&file=article&sid=316.

4 Интервью с губернатором Томской области Виктором Крессом // Казахстанская правда. 2003. 4 апреля. С. 2.

Политология

ного университета, г. Павлодар) и Челябинского государственного университета (г. Костанай)1.

Российские вузы, образовывая филиалы в Казахстане, сталкиваются с рядом проблем. Пятнадцать лет независимого развития систем образования России и Казахстана обусловили значительные различия между образовательными стандартами, принятыми в РФ и РК. Для получения лицензии на ведение образовательной деятельности в РК, филиалы российских вузов должны реализовывать учебные программы соответствующие государственным стандартам как РФ, так и РК2. Функционирование российских вузов в Республике Казахстан указывает на то, что указанная проблема все же решается. Однако уже наметилась тенденция к сокращению сети филиалов российских вузов в РК: прекращено активное сотрудничество Томского государственного университета с Казахстаном3 Омский государственный университет имел в Казахстане несколько своих филиалов, но впоследствии их пришлось закрыть по соображениям рентабельности4.

Создание ассоциаций университетов приграничных регионов. В 1996 году была создана Ассоциация государственных университетов прикаспийских государств. В настоящее время ассоциация объединяет 28 университетов и научных институтов России, (Астраханская область, Республики Калмыкия и Дагестан) Азербайджана, Казахстана, Ирана, Туркмении в качестве ее членов. Своей целью Ассоциация называет консолидацию сотрудничества в проведении обучения и научных исследований, касающихся проблем Каспия. Среди своих долгосрочных приоритетов Ассоциация выделяет укрепление сотрудничества с прикаспийскими государствами по исследованию проблем Каспийского моря (в частности, проблемы сохранения его биологического разнообразия); согласование и выработку общих методов обучения, основанных на принципе «Обучение через исследования» не только для студентов но, и для работников предприятий5. Одним из важнейших направлений деятельности Ассоциации является формирование единого образовательного пространства на территориях вокруг

1 Сотрудничество между Республикой Казахстан и Российской Федерацией в области образования и науки //http:/ /www. Edu.gov.kz/index.php ?lang=ru&id=285&text_id=750.

2 Зубарев, А.В. Проблемы российского образования в Казахстане/A.B. Зубарев //http://wwwhttp://www.materik.ru/ mdex.php?section=analitics&bulid=2&bulsectionid=118.

3 Кириллова, С. Российское образование за рубежом — персона нон грата? / С. Kиpиллoвa//http://www.edu.ru/files/ bins/477.

4 Сегодня Путин проведет в Омске переговоры с Назарбаевым. — Акгюбинский национальный портал Телекомпании Рика-ТВ // http://www.rikatv.kz/modules.php?op= modload&name=NS-Calendar&file=index&date=04/15/ 2003&type=day15/04/03,09:52.

5 Международная деятельность // http://www.astu.org/

international_activity/aocsu.

Каспийского моря на основе современных телекоммуникаций с использованием дистанционной технологии образования. В данном случае, участников ассоциации сплотили опять таки общие экономические интересы и общие экологические проблемы регионов, которые они представляют. Эти проблемы и интересы обусловлены географическим расположением вокруг Каспийского моря, перспективного центра нефтедобычи.

Академический обмен и подготовка научных и педагогических кадров. Так, в этой сфере Департамент образования Восточно-Казахстанской области сотрудничает с учебными заведениями Алтайского края. Регулярно осуществляется обмен педагогическими кадрами по изучению родных языков, истории6. Молодые казахстанские исследователи обучаются в аспирантуре, докторантуре и институтах Сибирского Отделения РАН, которые также выступают в диссертационных советах казахстанских научных учреждений в качестве ведущих организаций. Сотрудничество началось еще в советский период: благодаря участию сибирских ученых в подготовке кадров, в Казахстане сформировались свои научные школы по различным направлениям математики и механики7. По договору между Саратовской государственной сельскохозяйственной академией и Западно-Казахстанским аграрно-техничес-ким университетом был организован объединенный диссертационный совет по защите кандидатских диссертаций по специальностям 06.01.01. — общее земледелие и 06.01.09. — растениеводство в Запад-но-Казахстанском аграрно-техническом университете. В работе объединенного диссертационного совета принимают участие российские ученые — профессор Г.И. Казаков и профессор М.И. Дулов8. У учителей Актюбинска налажен взаимообмен с Оренбургским университетом, педагоги Павлодарской и Восточно-Казахстанской областей проходят курсы повышения квалификации в Омске и других городах России.

Организация экспозиций вузов в сопредельных регионах. В рамках мероприятий, посвященных Дням экономики и культуры Саратовской области в Западно-Казахстанской области, которые состоялись в рамках «Года России в Казахстане» в 2003 году, Саратовский государственный университет был представлен экспозицией на выставке в г. Уральске. Деятельность по организации выставок — это и демонстрация намерений развивать межгосударствен-

6 Алтайский край и Восточно-Казахстанская область обмениваются педагогическими кадрами. — Сайт «Алтай трансграничный», 4 сентября 2002. Новости // http:// www.altaiinter.org/news/ ?dd=l&mm=9&yy=2002.

7За что в России уважают Казахстанскую школу математиков // Аргументы и факты Казахстан. — 2004. —

2 октября. — С. 3.

8 Сотрудничество с вузами Самарской государственной сельскохозяйственной академии // http://www.ssaa. samara.ru/inter/vuz.htm.

ное сотрудничество в самом широком спектре областей, и возможность завязать взаимовыгодные научные и образовательные контакты.

* * *

Россия не ушла из казахстанского образовательного пространства после распада СССР, однако значительное ослабление взаимодействия в данной сфере имело место. В то же время, тесные связи по-прежнему сохраняются во многих областях, в ка-ких-то связи продолжают поддерживаться по инерции, в других отношения завязываются на новой основе. Факторами развития упомянутых связей в тех или иных ситуациях являются экономические интересы, экологические проблемы, политический расчет, стремление бюрократических вузовских структур или региональных властей успешно отчитаться об активизации международного сотрудничества, традиции советского периода и т. п.

На фоне российско-казахстанского образовательного сотрудничества в целом соответствующие контакты между приграничными регионами развиваются достаточно интенсивно, учитывая, что данные регионы связаны между собой общностью экономических интересов, социальных, экологических и других проблем. При этом такие проблемы (в частности, экономической деятельности и охраны окружающей среды) нередко оказываются

сильно взаимосвязанными, что четко прослеживается на примерах сибирского и прикаспийского участков границ. Этот аспект получает отражение в рамках приграничного научно-образовательного сотрудничества.

Потенциал приграничных контактов в сфере высшего образования пока используется далеко не полностью. Например, вузы приграничных регионов России, могли бы зарабатывать гораздо больше средств, обучая студентов из Казахстана, особенно по специальностям, связанным с информатикой и нефтегазовой сферой экономики. Ученые сопредельных регионов по мере стабилизации в экономической сфере получат больше возможностей для осуществления совместных научных проектов, связанных с решением различных региональных проблем.

Пока роль РФ в казахстанском научном и образовательном пространстве остается довольно высокой, одной из главных причин такой ситуации является широкое использование русского языка в РК, в том числе и в исследуемой сфере. Еще один фактор сохраняющейся близости — схожесть академической традиции, обусловленная общей историей. Если ориентация внешней политики России на тесное сотрудничество со странами СНГ будет сохранена, для РФ крайне выгодным были бы поддержание и активизация международного сотрудничества в на-учно-образовательной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.