УДК 338.23 ББК 65.050
DOI 10.47475/2618-9852-2022-17303
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
И. Д. Колмакова1, Е. М. Колмакова2, А. Ю. Угоднова1, С. А. Меркулов2
1 Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
2 Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), Челябинск, Россия
Молодежная политика является одним из ключевых направлений стратегического развития Российской Федерации, в том числе с целью обеспечения национальной конкурентоспособности страны и становления гражданского общества. В статье рассмотрены особенности и приоритеты реализации молодёжной политики в субъекте РФ. Анализируется понятие «молодежное пространство» как новая форма реализации молодежной политики, представлен алгоритм ее внедрения в субъекте РФ.
Ключевые слова: молодежная политика, молодежный форум, молодежное пространство.
FORMS OF YOUTH POLICY IMPLEMENTATION IN THE CHELYABINSK REGION
I.D. Kolmakova1, E.M. Kolmakova2, A.Y. Ugodnova1, S.A. Merkulov2
1 Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia
2 Higher School of Economics and Management,
South Ural State University (National Research University)
Youth policy is one of the key directions of the strategic development of the Russian Federation, including in order to ensure the national competitiveness of the country and the formation of civil society. The article discusses the features and priorities of the implementation of youth policy in the subject of the Russian Federation. The concept of "youth space" as a new form of implementation of youth policy is analyzed, the algorithm of its implementation in the subject of the Russian Federation is presented.
Keywords: youth policy, youth forum, youth space.
На современном этапе развития социальных институтов государства реализация молодёжной политики осуществляется на государственном, региональном и муниципальном уровнях. В соответствии с государственной молодежной политикой, основанной на законодательстве РФ, в частности законе «О молодежной политике в Российской Федерации» реализуются принципы работы с молодежью на всех уровнях управления. Региональные управления молодежной политики разрабатывают государственные программы, которые обеспечивают правовые постулаты, отражающие основной перечень направлений по работе с молодежью.
Согласно Основам государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, целями государственной молодежной политики являются совершенствование правовых, социально-экономических и органи-
зационных условий для успешной самореализации молодежи, направленной на раскрытие ее потенциала для дальнейшего развития Российской Федерации, а также содействие успешной интеграции молодежи в общество и повышению ее роли в жизни страны [1]. Региональная политика должна быть многомерной, т. е., с одной стороны, должна соответствовать целям развития страны в целом, а с другой стороны, учитывать конкретные интересы и потребности регионов и муниципальных образований [2]. Закон Челябинской области от 24.08.2006 № 45-ЗО «О молодежи» закрепляет правовые основания по наиболее важным направлениям работы с молодежью для нашей области как субъекта РФ, в том числе полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований, а также формы их участия в организации работы с молодёжью.
Наряду с вышеназванным Законом специфику молодежной политики региона отражает Постановление Правительства Челябинской области от 30.12.2020 № 780-П «О государственной программе Челябинской области «Повышение эффективности реализации молодежной политики в Челябинской области» [3], в котором устанавливается совокупность действий органов власти в целях реализации потенциала молодежи региона, способствующего претворению в жизнь интересов развития субъекта РФ.
Ключевая задача государственной программы № 780-П — воспитание патриотично настроенной молодежи с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, в том числе культуру межнационального общения, ответственность и способность принимать самостоятельные решения, нацеленные на повышение благосостояния страны, региона, народа и своей семьи.
В научной литературы вопросы реализации государственной и муниципальной политики, в т. ч. в социальной сфере рассматривались в работах И. Д. Колмаковой [4], И. В. Челышевой, С. Ю. Шаловой [5], Е. А. Колесник, Е. В. Масленниковой [6] и др.
В государстве в целом сложилась и действует система формирования и реализации молодежной политики на нескольких уровнях. Однако, на данный момент не установлено единой структуры органов власти, осуществляющих реализацию государственной молодежной политики Российской Федерации, которая давала бы чёткое представление о масштабах и значимости работы с молодежью. В связи с этим мы предлагаем схему управления государственной молодежной поли-
тикой на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях (рис. 1).
В предложенной схеме система реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации формируется на 4 уровнях:
• федеральном,
• региональном,
• местном,
• локальном.
В целом полномочия по реализации молодёжной политики на территории Российской Федерации осуществляет созданное в 2008 году Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодежь). Одной из функций данного федерального агентства является работа с регионами. Следующий уровень работы с молодежью — региональный.
Каждый год Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодежь) планирует для каждого региона набор ключевых показателей. Эти показатели отражают проведение мероприятий разного уровня с молодежью: федеральные (в рамках федеральных проектов), региональные (конкурсы, патриотические мероприятия на своей территории и др.). Таким образом, региональные структуры по работе с молодежью проводят политику в рамках установленных Федеральным агентством ключевых показателей и в рамках запланированных к проведению на своей территории мероприятий.
В данной системе необходимо отметить одну из масштабных форм работы с молодёжью — это проведение крупных форумов. К такому виду на данный момент относятся федеральные и региональные форумы, которые проходят в разных территориях нашей страны.
Эта форма работы с молодежью зародилась в 2004 году. В данных форумах принимают уча-
Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь)
ГБУ«Молодежный ресурсный центр»
Региональный орган власти (Главное управление молодёжной политики)
Органы местного самоуправления, реализующий работу с молодежью (Управление по делам молодёжи города / района)
Молодёжные социально-ориентированные некоммерческие организации
Воспитательная работа в вузах/ ссузах
Админи- Обще-
страции ственные
сельских Ссузы Школы объеди-
поселений
нения
Рис. 1. Система реализации молодежной политики в Российской Федерации
стие молодые люди, проявляющие интерес к делам страны и занимающие активную жизненную позицию.
Сегодня одной из развивающихся форм работы с молодежью на региональном уровне является организация и проведение региональных форумов с целью активизации деятельности молодёжи именно своего субъекта и привлечения внимания к своему региону молодых людей из соседних регионов.
В каждом субъекте РФ сформировались свои особенности и приоритеты реализации молодёжной политики. Стоит отметить тенденцию создания молодежных пространств. Она успешно реализуется в таких территориях, как Республика Татарстан, Новосибирская и Архангельская области.
Под молодёжным пространством в научной литературе понимают место, территорию, в котором ответственность за происходящие события несут пользователи пространства. Однако, точного определения данного термина в нормативно-правовой базе Российской Федерации и Челябинской области не существует. По нашему мнению, под термином «молодежное пространство» можно понимать общественное место (коворкинг), событийная наполняемость и ответственность за результаты работы которого осуществляется пользователями пространства — молодыми лидерами и активными представителями местного сообщества.
Устойчивое пространственное развитие регионального хозяйства невозможно без увязки со стратегией социально-экономического роста региона. Необходимость взаимосвязи пространственного развития территории со стратегическим планированием экономики проявляется во включении в структуру разрабатываемых в субъектах РФ стратегий социально-экономического роста блоков управления пространственным развитием территорий [7]. По нашему мнению, при разработке стратегии социально-экономического роста необходимо учитывать тенденцию создания молодежных пространств.
Основными признаками «молодежного пространства», по нашему мнению, являются следующие:
1. Является центром притяжения молодых лидеров и всего активного сообщества муниципального образования.
2. Наполняемость и событийный план зависят от типа муниципального образования (площади муниципального образования, численности населения и численности молодёжи).
3. Гарантом работы молодежного пространства является глава муниципального обра-
зования.
4. Ответственность за режим работы, имущественную сохранность и календарный план сохраняется за куратором молодежного пространства.
5. Молодежь сама создает внутреннюю атмосферу молодежного пространства, комфортную для них.
6. Молодые люди — резиденты молодежного пространства своими силами организуют и проводят мероприятия, которые актуальны для них.
7. Молодёжь принимает участие в работе молодёжного пространства на взаимной безвозмездной основе.
Таким образом, государственная молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления при участии молодежных общественных объединений, молодежных совещательных органов, социально ориентированных некоммерческих организаций, образовательных организаций высшего и профессионального образования и иных юридических и физических лиц.
Меры по реализации государственной молодежной политики призваны обеспечить ее целостность, последовательность, преемственность и эффективность.
Механизмы реализации государственной молодежной политики включают в себя:
• создание системы молодежных проектов, соответствующих приоритетным направлениям государственной молодежной политики, предоставляющих возможности для равного участия в них всем молодым людям независимо от пола, национальности, профессии, места жительства и социального статуса;
• разработку и реализацию новых проектов для молодежи;
• привлечение на конкурсной основе в качестве исполнителей для реализации основных приоритетных направлений государственной молодежной политики социально ориентированных некоммерческих организаций;
• привлечение органов исполнительной власти Челябинской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области для участия в реализации проектов и программ по основным направлениям государственной молодежной политики; предоставление на конкурсной основе субсидий для финансирования проектов и программ социально ориентированных некоммерческих организаций.
В качестве слабых сторон реализации государственной молодежной политики можно отметить:
• социальную изолированность молодых людей;
• недостаточное развитие инфраструктуры сферы молодежной политики, отсутствие достаточного количества центров по работе с молодежью, в том числе многопрофильных;
• слабую информированность молодежи о других народах, культурах и религиях, наличие негативных этнических и религиозных стереотипов;
• отсутствие возможностей для реабилитации и адаптации молодых людей, находящихся в трудной жизненн ойситуации .
Эффективная реализация молодежной политики должна обеспечивать устойчивый рост числа молодых людей, мотивированных на позитивные действия, разделяющих общечеловеческие и национальные духовные ценности, обладающих хорошим физическим здоровьем, занимающихся физической культурой и спортом.
Алгоритм создания и развития молодежных пространств в муниципальных образованиях Челябинской области представлен на рис. 2.
В рамках данного уровня алгоритма предусмотрены следующие действия:
1. Подача заявоиком ахдой муннцнпаль-нооо образо вания, успешно защитившей
I этап
Выявление запросов молодежи региона
Оценка влияния молодежной политики на развитие региона
Анализ возможностей для молодежи, которые предоставлены регионом
II этап
III этап
IV этап
V эта
VI этап
Получение грантовой поддержки физ. лицом / НКО на проект обучения в рамках грантовых конкурсов Российской Федерации
Выявление рекомендаций от экспертов обучения для менее успешных проектов молодежных пространств
Рис. 2. Алгоритм создания и развития молодежных пространств в муниципальных образованиях
проект молодежного пространства в Главное управление молодежной политики на получение субсидии.
2. Перевод средств субсидии путём межбюджетных трансфертов на счёт организации муниципального образования, в которой располагается будущее молодежное пространство.
3. Освоение средств субсидии и реализация проекта молодежного пространства командой муниципального образования.
4. Проведение торжественного открытия молодежного пространства.
5. Реализация событийной повестки и формирование ежегодной отчётности и проводи-
мых мероприятиях / количестве посетителей молодежного пространства.
Молодежная политика, в отличие от традиционной социальной, не может быть сведена только к компенсаторным механизмам поддержки молодежи, а должна быть нацелена на формирование активной жизненной позиции у молодого поколения. Активное участие молодежи в жизни общества является целью стратегического развития общества и весьма ценным его ресурсом. Реализацию целостной и последовательной государственной и муниципальной молодежной политики можно рассматривать как важнейший фактор устойчивого развития Российской Федерации в целом и отдельных ее территорий.
Список литературы
1. Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р // Гарант. URL: https:// internet.garant.ru/document/70813498/ (дата обращения 27.06.2022)
2. Колмакова, И. Д. Особенности реализации региональной политики в Российской Федерации / И. Д. Колмакова, Е. М. Колмакова, А. С. Микрюкова // Управление, экономика и общество — 2020: проблемы и пути развития. сборник статей участников Международной научно-практической конференции. Челябинск, 2020. С. 63—66.
3. Об утверждении государственной программы Челябинской области «Повышение эффективности реализации молодежной политики в Челябинской области»: Постановление Правительства Челябинской области от 30.12.2020 г. № 780-П // Гарант. URL: https://internet.garant.ru/document/400437841/ (дата обращения 27.06.2022)/
4. Колмакова, И. Д. Государственное регулирование экономики : учеб. пособие / И. Д. Колмакова. Челябинск, 2012.
5. Колесник, Е. А. Пути повышения эффективности использования программно-целевого метода в муниципальном управлении / Е. А. Колесник, Е. В. Масленникова // Муниципалитет: экономика и управление. 2019. № 4 (29). С. 23—30.
6. Челышева, И. В. Развитие творческого потенциала в профессиональной подготовке организаторов работы с молодежью в сфере культуры и массовых коммуникаций : монография / И. В. Челышева, с. Ю. Шалова ; под ред. И. В. Челышевой. Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. 185 с. URL: http:// biblioclub.ru/index.php?page=book&id=458620 (дата обращения: 11.06.2022).
7. Колмакова, Е. М. Пространственное развитие региона в контексте стратегии социально-экономического роста / Е. М. Колмакова, И. Д. Колмакова, Н. А. Дегтярева // Вестник Челябинского государственного университета. 2018. № 3 (413). С. 30—37.
Сведения об авторах
Колмакова Ирина Дмитриевна — доктор экономических наук, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. kolmirina@mail.ru.
Колмакова Екатерина Микаеловна — кандидат экономических наук, доцент высшей школы экономики и управления Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского университета), Челябинск, Россия. kolmakovaem@susu.ru.
Угоднова Анастасия Юрьевна — магистр кафедры государственного и муниципального управления Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. nastena98-12@mail.ru.
Меркулов Сергей Анатольевич — старший преподаватель высшей школы экономики и управления Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского университета), Челябинск, Россия. merkulovsa@susu.ru.
References
1. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj molodezhnoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.11.2014 № 2403-r [On the approval of the Fundamentals of the State Youth Policy of the Russian Federation for the period up to 2025: Decree of the Government of the Russian Federation dated November 29, 2014 No. 2403-r]. Available at: https://internet.garant.ru/docu-ment/70813498/, accessed 27.06.2022. (In Russ.)
2. Kolmakova I.D., Kolmakova E.M., Mikryukova A.S. Osobennosti realizacii regional'noj politiki v Rossijskoj Federacii [Features of the implementation of regional policy in the Russian Federation]. Uprav-lenie, ekonomika i obshchestvo — 2020: problemy i puti razvitiya [Management, economy and society — 2020: problems and ways of development]. Chelyabinsk, 2020. Pp. 63—66. (In Russ.)
3. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Chelyabinskoj oblasti «Povyshenie effektivnosti realizacii molodezhnoj politiki v Chelyabinskoj oblasti»: Postanovlenie Pravitel'stva CHelyabinskoj oblasti ot 30.12.2020. № 780-P. Available at: https://internet.garant.ru/document/400437841/, accessed 27.06.2022. (In Russ.)
4. Kolmakova I.D. Gosudarstvennoe regulirovanie ekonomiki [State regulation of the economy. Chelyabinsk, 2012. (In Russ.)
5. Kolesnik E.A., Maslennikova E.V. Puti povysheniya effektivnosti ispol'zovaniya programmno-celevogo metoda v municipal'nom upravlenii [Ways to improve the efficiency of using the program-target method in municipal management]. Municipalitet: ekonomika i upravlenie [Municipality: economics and management], 2019, no. 4 (29), pp. 23—30. (In Russ.)
6. Chelysheva I.V., Shalova S.Yu. Razvitie tvorcheskogo potenciala v professional'noj podgotovke organi-zatorov raboty s molodezh'yu v sfere kul'tury i massovyh kommunikacij[Development of creative potential in the professional training of organizers of work with youth in the field of culture and mass communications]. Moscow ; Berlin : Direkt-Media, 2017. 185 p. Available at: http://biblioclub.ru/index.php?page=-book&id=458620, accessed: 11.06.2022. (In Russ.)
7. Kolmakova E.M., Kolmakova I.D., Degtyareva N.A. Prostranstvennoe razvitie regiona v kontekste strate-gii social'no-ekonomicheskogo rosta [Spatial development of the region in the context of the strategy of socio-economic growth] . Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2018, no. 3 (413), pp. 30—37. (In Russ.)