ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ РОССИИ
Теневая экономика в России — одна из важнейших проблем современности. Понятие «теневая экономика» неоднозначно. Существует множество подходов к раскрытию данного термина. Многообразие позиций ученых обусловлено различиями в характере решаемых задач, а также в методологии и методике исследования.
Банковская система — один из самых важных элементов экономики России. В условиях экономических преобразований, формирования рыночных отношений в нашей стране банковская деятельность призвана выполнять ведущую роль в финансово-хозяйственной сфере. В настоящее время банки, функционируя в условиях рынка, сами являются рыночными структурами, ориентированными на коммерческий успех, получение прибыли. Повышается самостоятельность и роль банков в народном хозяйстве, изыскиваются пути повышения эффективности банковского обслуживания, идет поиск оптимального разграничения сфер деятельности и функций специализированных финансово-кредитных и банковских учреждений, разрабатывается банковское законодательство в соответствии с задачами современного этапа хозяйственного развития.
После финансово-экономического кризиса 1998 г. банковский сектор развивается на фоне позитивной макроэкономической ситуации в стране, обусловленной благоприятными условиями внешней торговли. Растут производство товаров и услуг, реальные доходы населения, повышается инвестиционная активность.
Динамика основных параметров, характеризующих состояние банковского сектора в 2002—2004 гг.1, свидетельствует о закреплении тенденции развития банковского сектора. Высокими темпами увеличиваются активы и капитал кредитных организаций, расширяется их ресурсная база, особенно за счет привлечения средств населения. Рост доверия к банкам со стороны кредиторов и вкладчиков — один из наиболее важных признаков российского банковского сектора в этот период2.
Вместе с тем кредитно-денежная сфера стала одной из наиболее криминогенных. Обладая большими возможностями воздействия на развитие экономики, банковская система в то же время испытывает на себе последствия несовершенства экономических концепций, неурегулированности ряда правовых положений, недостатков кредитно-банковских технологий, документооборота, недостаточного профессионализма работников, а также злоупотреблений со стороны как сотрудников этих учреждений, так и
Н.В. АРТЕМЬЕВ, кандидат экономических наук;
О.А. ПШЕНИНА
клиентов. Быстрая интеграция России в общемировую экономическую систему, неуклонное нарастание процессов глобализации предоставили организованным преступным сообществам качественно новые возможности3.
Кредитно-банковская сфера составляет стратегический сегмент рыночной экономики и играет чрезвычайно важную роль в налаживании цивилизованных экономических отношений. Криминальные посягательства, совершаемые в этой сфере, отличаются разнообразием, изощренностью, интеллектуальным характером, быстрой адаптацией преступников к новым формам и методам предпринимательской деятельности, применяемым банковским документам, новым электронным платежным средствам, средствам связи и оргтехники.
Параллельно с ростом криминальных и околокриминальных доходов, связанных с увеличением размеров теневой экономики и расширением сфер влияния организованной преступности, растет спрос и на услуги по «отмыванию» денег. По мере его увеличения развивается соответствующий специфический рынок, в рамках которого наблюдается рост нелегального наличного денежного оборота, широко применяются незаконные банковские операции, осуществляются банковские услуги без соответствующих лицензий4.
На Западе главный аспект борьбы с «отмыванием» денег — пресечение попыток легализовать средства, полученные преступным путем. А в России обналичиванием через подставные фирмы занимаются даже самые законопослушные банки. Впрочем, время от времени возникает потребность легализовать и черный нал с помощью разного рода оффшорных и страховых схем.
Нельзя отрицать и того, что некоторые банки активно содействуют криминальным структурам, а порой и сами предлагают клиентам участие в «серых» схемах.
Число преступлений в кредитно-финансовой системе быстро растет. Туда все активнее внедряется организованная преступность. Распространилась подделка денег и ценных бумаг, незаконное перемещение валютных средств за границу и их невозврат5.
Экономическая преступность отличается организованным характером. При этом принято выделять следующие особенности экономических преступлений:
1) высокая латентность. Отсутствие необходимой судебно-следственной практики иногда приводит к тому, что даже в случае явного причинения ущерба экономическим интересам личности, общества и государства принятие юридического решения затруд-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
нительно. Большая часть экономических преступлений совершается лицами, которых собственники уполномочили управлять имуществом и обеспечивать его сохранность;
2) значительный ущерб;
3) способность оказывать влияние на образ жизни значительной части населения6.
В подавляющем большинстве случаев преступления в сфере экономической деятельности совершаются в целях получения денежных средств или другого дохода, причем значительная часть этих средств вкладывается в дальнейшее развитие преступной деятельности; расширяется неконтролируемое проникновение доходов, полученных незаконным путем, в легальную экономику.
Одним из наиболее распространенных преступлений в банковской сфере является мошенничество (ст. 159 УК РФ), т. е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Совершаемое руководством и сотрудниками банков мошенничество характеризуется значительным ущербом, сложностью используемых криминальных схем, разнообразием применяемых приемов и способов.
Незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК РФ) представляет собой осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации или без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий. Ответственность за такое преступление наступает, если такая деятельность причинила крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжена с извлечением дохода в крупном размере. Цель ст. 172 УК РФ — охрана стабильности и надежности банковской системы в стране. Незаконная банковская деятельность подрывает доверие к банковской системе РФ, создает условия для обмана граждан и юридических лиц, пользующихся банковскими услугами, способствует недобросовестной и незаконной конкуренции, наносит ущерб государству и финансовой системе. Структурами, осуществляющими такую деятельность, могут быть и вполне легитимные учреждения, деятельность которых выходит за пределы их компетенции, и зарегистрированные на законных основаниях юридические лица, не имеющие прав на осуществление банковской деятельности, и юридические лица, не имеющие регистрации и прав на банковскую деятельность.
Осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации или специального разрешения (лицензии) включает:
1) действия, т. е. выполнение банковских операций без регистрации и/или без специального разрешения (лицензии);
2) бездействие, т. е. невыполнение требований закона по регистрации и/или получению специального разрешения (лицензии) в тех случаях, когда это обязательно.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности» осуществление банковских операций проводится только
И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном указанным законом. В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. Проведение юридическим лицом банковских операций без лицензии, если получение лицензии является обязательным, влечет взыскание с юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет.
Получила распространение криминальная практика создания банков и других кредитных организаций с целью привлечения и последующего хищения денежных средств других лиц. Многочисленные лжебанки, финансовые компании причинили ущерб десяткам миллионов граждан. Особенно значительный ущерб был связан с деятельностью финансовых пирамид. В целях предупреждения их преступной деятельности ст. 173 УК РФ предусматривает ответственность за лжепредпринимательство, под которым понимается создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющее целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившее крупный ущерб.
Специфическим преступлением, характерным для деятельности коммерческих банков, является злоупотребление депозитным капиталом. Данный вид преступлений связан, как правило, с мошенническим присвоением денежных средств, привлеченных на банковские счета. Способы совершения данных злоупотреблений различны. Наиболее опасными становятся данные злоупотребления при вовлечении в них большого количества людей и нанесении крупного ущерба как отдельным лицам, так и стабильности банковской системы в целом. Классическим примером такой деятельности является создание финансовых пирамид.
Кроме того, руководителями банков и других кредитных организаций совершаются преступления против интересов акционеров и пайщиков (мошенничества с балансовыми ведомостями), против кредиторов, преступления, связанные с банкротством (преднамеренное банкротство, фиктивное банкротство, неправомерные действия при банкротстве), преступления против финансовой системы государства (отмывание денег, налоговые преступления), против условий и порядка осуществления банковской деятельности (незаконная банковская деятельность, коммерческий подкуп).
Наиболее опасным является сотрудничество коммерческих банков и организованной преступности, связанной с террористической деятельностью. Среди преступлений, совершаемых в банках или с их помощью, можно выделить содействие в легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174, 174.1 УК РФ).
2006 г. 2007 г.
Выявлено Преступле- Привлече- Выявле- Преступле- Привлечено к
преступле- ния, уго- но к уголов- но пресс- ния, уго- уголовной
ний ловные де- ной ответ- туплений ловные дела ответствен-
ла о кото- ственности о которых н ос т и лиц,
рых нап- лиц, совер- направлены совершив-
равлены в шивших в суд ших преступ-
суд преступле- ления
ния
Мошенничество 66 078 45 778 11 594 69 542 50 592 11 922
Незаконное
предпринима- 2147 940 819 2332 1065 974
тельство
Легализация
(«отмывание»)
денежных
средств или
иного иму-
щества, приоб-
ретенных лицом 7957 6876 1824 9035 7304 1795
в результате со-
вершения им
преступления
либо приобре-
тенных другими
лицами прес-
тупным путем)
Внешне являясь совершенно законными образованиями, банки, обслуживая финансовые операции, превратились в одно из важнейших звеньев операций по «отмыванию» денег. Перетекание финансовых ресурсов и оборот криминального капитала в денежной форме по объективным причинам не мог совершаться только в наличной (рублевой и валютной) форме, хотя наличный оборот приобрел в России огромные масштабы. Выкачивание принадлежащих государству и нации огромных объемов материальных ресурсов стало невозможным без операций по «отмыванию» денег и разделения соответствующих объемов финансовых ресурсов. Эту роль взяли на себя коммерческие банки. Кроме обслуживания перетекания финансовых средств, коммерческие банки стали играть роль финансового донора организованной экономической преступности, так как даже очень большого криминального нелегального капитала стало не хватать на производственные и коммерческие операции. Банки, концентрируя у себя легальные капиталы, стали активными участниками процессов извлечения криминальных доходов и создания нового криминального
капитала. Необходимо отметить также, что криминальный капитал и участие в извлечении незаконных доходов стали важнейшим и неотъемлемым условием становления и развития российской банковской сис-темы7.
Банки участвуют в выводе денежных средств за рубеж. Самый простой и распространенный способ выглядит следующим образом. Резидент заключает с подконтрольной ему оффшорной компанией договор на проведение маркетинговых исследований иностранных рынков. В уполномоченный банк представляется документ (чаще всего фиктивный), подтверждающий проведение такой работы. На основании этих бумаг валюта переводится за рубеж. При этом операции и контракты носят идентичный характер, акты сдачи-приемки не содержат сведений о характере выполненных работ. Уставной капитал организаций не превышает 10 тыс. руб. Все поступающие денежные средства переводятся за рубеж, иной хозяйственной деятельности фирмы не осуществляют8.
Доминирующей группой становятся преступления в сфере расчетных операций. Недостатки в системе
межбанковских расчетов были в полной мере использованы криминальными группами при осуществлении хищений денежных средств банков. Следует отметить ключевую роль банковских работников в мошенничествах, а также многочисленные факты содействия финансовых структур преступным группам в обналичивании доходов, полученных в результате их преступной деятельности.
Значительная доля нарушений в этой сфере не включена в Уголовный кодекс РФ и не регулируется другими нормативными правовыми актами. Это фактически сложившиеся криминальные отношения, которые должны быть включены в криминальную экономику. Их выявление и нормативное регулирование становится неотложной задачей науки, законодательной инициативы и практики9.
Одним из наиболее распространенных подобных деяний является использование кредитных организаций, ориентированных на проведение обналичивающих операций. Суть схемы такова: клиент вносит наличность на свой рублевый счет либо продает рублевые векселя. Поступившие средства используются для покупки в безналичной форме валюты либо покупки и продажи валютных векселей. После этого клиент снимает деньги уже с валютного счета. Как правило, в подобных операциях участвуют одни и те же люди.
Банки, утаивая подобную информацию, способствуют выводу капитала в теневой сектор, что на практике может означать поддержку деятельности преступных группировок, в том числе финансирование терроризма. Такие кредитные организации, как правило, известны Федеральной службе финансового мониторинга, которая за ними постоянно следит.
К середине 90-х гг. ХХ в. глобальные масштабы приняла проблема невозврата банковских ссуд. Условия, сложившиеся в сфере кредитования, позволяли использовать приемы для незаконного получения кредитов и уклонения от возврата полученных денежных средств. В этот период массовой практикой становится использование фальшивых документов, создание фиктивных коммерческих предприятий, намеренное банкротство предприятий-заемщиков.
В настоящее время кредитование юридических и физических лиц, т. е. предоставление денежных средств банка на определенных условиях и на определенный срок, по истечению которого денежные средства в полном объеме должны быть возвращены заемщиком в организацию, предоставившую кредит, является одним из самых перспективных видов банковской деятельности.
Естественно, не все кредиты возвращаются (на 1 января 2008 г. просроченная задолженность по кредитам составила 184,1 млрд. руб.10), поэтому для сохранности собственных средств банки, как правило, тщательно проверяют заемщиков, устанавливают высокие процентные ставки, дополнительные условия кредитования. Заемщики проверяются банками по собственным базам, в бюро кредитных историй, осуществляются контрольные запросы организации-работодателю, также при наличии соответствующих связей — по базам МВД и ФСБ.
Заемщик несет ответственность за невозвращение кредита или за предоставление неверных сведений о себе. В случае если он является неплательщиком, его данные заносятся в базы, передаются в бюро кредитных историй. Для обеспечения возврата кредита банк требует поручительства третьих лиц, которые в случае невозврата кредита заемщиком несут материальную ответственность, в залог предоставляется имущество заемщика. Ст. 177 УК РФ предусматривает уголовную ответственность руководителя предприятия за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности в крупном размере. Предоставление неверных сведений влечет отказ в предоставлении кредита.
В случаях с юридическими лицами уголовная ответственность индивидуального предпринимателя или руководителя организации предусмотрена не только за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК РФ), но и за незаконное получение кредита, т. е. представление банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии индивидуального предпринимателя или организации, если это деяние причинило крупный ущерб (ч. 1 ст. 176 УК РФ).
В настоящее время сложилась такая ситуация, что банки за незаконную выдачу кредитов не несут ответственности, если они не нарушают требования ЦБ России, что, несомненно, является простой и эффективной схемой «отмывания» денег с участием кредитной организации. Если банк выдал сомнительную ссуду, то необходимо создать 100%-й резерв, т. е. отложить собственные деньги до момента, пока ссуда не погасится или не станет ясно, что она не погасит-ся. При этом контроль за выдачей кредитов происходит только со стороны банка. За этим следит служба внутреннего контроля. Однако сомнительные кредиты могут быть выданы «по знакомству» или «своим», и службы внутреннего контроля даже не будут контролировать легитимность подобных сделок. При этом доказать, что руководство банка сознательно участвует в сомнительных операциях, практически невозможно.
На самом же деле вполне очевидно, что такие сделки выгодны всем — заемщикам, которым необходимо «отмыть» денежные средства (документами будет подтверждено, что получен кредит в банке на определенную сумму) с малыми потерями (проценты по кредиту); банкам, которые не только получат свои средства обратно, плюс проценты, но и включат риски по таким кредитам в те же процентные ставки, что приведет к дополнительному доходу банков за счет средств, возвращаемых банку другими его заемщиками.
В случае если банк понесет серьезные потери, как правило, вина за незаконную выдачу кредита перекладывается на конкретного сотрудника, и банк вычитает сумму потерь из зарплаты сотрудника или через суд.
Подобные послабления банков не вскрываются проверками. Такие операции не включены в перечень операций с денежными средствами или иным
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
имуществом, подлежащих обязательному контролю (Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»). В Росфинмониторинг и в кредитные бюро передаются только данные заемщиков. Основания выдачи кредитов проверяются лишь внутренними службами безопасности банков.
Классическим примером является следующая ситуация. Допустим, розничная фирма оперирует «черным» налом и, арендовав принадлежащее городу или находящееся в федеральной собственности помещение, выполняет за свои деньги внушительный ремонт с целью выкупить в дальнейшем отремонтированные площади в собственность. Но как показать все расходы на ремонт? Вот тут-то компания и договаривается с банком. Банк выдает кредит, компания спокойно показывает свои расходы на ремонт и с учетом этих затрат выкупает помещение11.
Одной из специфических форм теневой деятельности банков в России является предоставление информации, предназначенной не для широкого круга.
Так, в декабре 2006 г. на нелегальном рынке появилась новая база заемщиков крупнейших российских банков. База содержит около 3 млн записей о просрочках, неплатежах по кредитам, а также данные об отказах в выдаче кредитов. Стоимость базы данных под названием «Отказы по кредитам и стоп-листы банков России» составила около 2 тыс. руб. В ней содержатся данные о заемщике, телефон, домашний адрес, место работы и причина занесения в подобную базу: просрочка по кредиту, отказ в выдаче денег (и причины отказа), компрометирующие сведения (например, наличие судимости). Также указан банк — источник этих сведений. В базу попала информация из 10 российских банков, в том числе из «Русского стандарта», Росбанка, Финансбанка, Импэксбанка, ХКФ-банка, т. е. из самых крупных представителей на рынке потребительского кредитования.
Утечки такого масштаба на банковском рынке еще не было. В феврале 2005 г. в Москве появилась база данных о банковских операциях Центробанка в 2003—2004 гг., а уже 20 мая вышло дополненное издание. 25 октября 2005 г. замглавы управления безопасности и защиты информации Московского управления ЦБ В. Бабкин заявил, что канал утечки перекрыт. 15 августа 2006 г. некоторые бюро кредитных историй и банки получили по электронной почте предложение купить базу данных заемщиков, бравших потребительские кредиты, которая содержала около 700 тыс. записей.
Некоторые банкиры констатируют, что черный рынок кредитных историй опережает по развитию легальный (за 2 года работы 23 бюро кредитных историй собрали около 10 млн. записей о заемщиках). Это приводит к тому, что банковскому сектору наносится серьезный ущерб. Также замедляется развитие бюро кредитных историй. Надо отметить, что результатом роста черного рынка информации, составляющей банковскую тайну, станет отток клиентов бюро кредитных историй в нелегальный сегмент. По словам начальника управления разработки кредитных про-
И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
дуктов Промсвязьбанка С. Крисько, «появление на черном рынке баз заемщиков может поставить банки перед дилеммой: воспользоваться платной услугой по предоставлению информации о заемщике в бюро кредитных историй или приобрести базы, ограничив таким образом запросы банков в бюро кредитных ис-торий»12.
Мы полагаем, что утечка подобной информации произошла по вине служб безопасности самих банков. Участники рынка прогнозируют аналогичные утечки и в дальнейшем. Многие банкиры полагают, что подобные базы — результат недобросовестной конкуренции между самими банками с целью снижения выдачи кредитов конкурентами.
ЦБ России регулярно информирует банки о схемах и характерных признаках сомнительных операций с использованием наличности, дающих основания подозревать клиентов в «отмывании» денег. Само по себе внесение денег на счет или снятие наличности, безналичная покупка-продажа иностранной валюты с последующим снятием наличных денежных средств не вызывают подозрений. Иное дело, если эти операции происходят систематически. Есть и другие признаки подозрительного характера операций. Когда источник происхождения денежных средств клиента не очевиден, существует вероятность того, что они используются для ухода от процедур обязательного контроля.
Для большинства банков описываемые схемы не являются чем-то новым. Но способы легализации доходов, полученных преступным путем, весьма разнообразны. Как правило, они связаны с многочисленными прогонами денежных средств через счета различных фирм-однодневок. В большинстве случаев сделки, лежащие в основе таких операций, носят фиктивный характер. Многие схемы основаны на использовании тонких мест в налоговом и валютном законодательстве России, а также особенностей законодательства других стран. Нередко практикуются и операции с наличными денежными средствами с участием физических лиц. Построение сложных цепочек переводов с использованием счетов в различных банках существенно затрудняет выявление подозрительных действий. Обработка данных, поступающих от всех банков в Федеральную службу по финансовому мониторингу, облегчает эту задачу13.
На основании изложенного можно сделать следующие выводы:
1. Кредитно-финансовая сфера России является одной из самых криминогенных, находится под контролем организованной экономической преступности.
2. Теневые процессы, проходящие в данной отрасли экономики, отличаются разнообразием, интеллектуальным характером. При этом можно выделить две основные формы: действия, содержащие признаки преступлений, и действия, формально не содержащие признаков преступлений, не включенные в Уголовный кодекс РФ.
3. Среди действий, формально не содержащих признаки преступлений, можно выделить схемы по
обналичиванию денежных средств, неправомерные требования о возмещении НДС, незаконное кредитование, утечку информации.
4. Преступлениями, совершаемыми в банковской сфере, являются мошенничество (ст. 159 УК РФ), незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК РФ), лжепредпринимательство (ст. 173 УК РФ), легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества (ст. 174, 174.1 УК РФ), преступления в сфере расчетных операций.
1 Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 г.
2 Там же.
3 Есипов В.М.Организационно-экономический механизм противодействия криминальной экономике на этапе проведения рыночных реформ. Автореф. дис... докт. экон. наук. - М., 2004.
4 Вяткин В.В. Экономическая преступность в финансовой сфере России на этапе трансформации (международный опыт противодействия): Автореф. дис. канд. экон.
наук. - М., 2000.
5 Там же.
6 Галустьян К.О. Банкротство как сфера правонарушений // Вестник Московского университета МВД России. 2004. № 3.
7 Агафонов Ю.А., Мельников А.Б., Логинов Е.Л. Борьба с отмыванием денег в рыночной экономике (системный подход). — Краснодар: Изд-во Краснодар. юрид. института МВД России, 2000.
8 Зубков В. Заслон от «грязных денег» // Национальный банковский журнал. 2004. Ноябрь.
9 Есипов В.М. Организационно-экономический механизм противодействия криминальной экономике на этапе проведения рыночных реформ. Автореф. дис. докт. экон. наук. — М., 2004.
10 Обзор банковского сектора Российской Федерации по состоянию на 1 января 2008 г.
11 Рукавишникова И., Шемшук О. Обслужить по полной // Бизнес-журнал. 2005. № 1.
12 Дементьева С., Иноземцева А. Пришли на базу // КоммерсантЪ. 2006. № 232. 12 дек.
13 Осипов Д. Инсайд // Итоги. 2005. 15 февр.
КОНТРОЛЬ ВОЗМЕЩАЕМЫХ ЗАТРАТ - ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОГЛАШЕНИЯХ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ
Соглашения о разделе продукции (СРП) — новая для России форма хозяйствования, которая сложилась в середине 90-х гг. прошлого века.
С момента подписания в декабре 1993 г. Президентом России Указа № 2285 «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами» и принятия в 1995 г. Федерального закона № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» реализуются три СРП: «Сахалин-2», «Сахалин-1» — на шельфе Охотского моря (о. Сахалин) — и «Харьягинское СРП» — в Ненецком автономном округе. Данные соглашения подписаны до вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и реализуются в соответствии с теми условиями, которые определены непосредственно в соглашениях.
Это договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку и добычу минерального сырья, а инвестор обязуется провести все указанные работы за свой счет и на свой риск.
После начала промышленной добычи минерального сырья инвестор получает право на возмещение затрат по разработке месторождения за счет компенсационной продукции. В настоящее время предел компенсационной продукции, по действующим в
А.Г. ВАСИЛЬЕВА
России соглашениям, составляет: по проектам «Са-халин-1» — 85%, «Сахалин-2» и Харьягинское СРП — 100%. Прибыльная продукция после возмещения инвестору затрат подлежит разделу между сторонами, в зависимости от внутренней нормы доходности, в соответствии с условиями соглашений. Время получения и объем прибыльной продукции, которую получит государство, зависят от величины возмещаемых инвестору затрат. Соответственно, чем меньше сумма затрат инвестора, тем быстрее государство получит прибыльную продукцию.
Опыт реализации действующих проектов СРП показывает, что суммы возмещаемых затрат постоянно увеличиваются. Так, по проекту «Сахалин-2» затраты за период реализации проекта возросли в два раза по сравнению с утвержденным в 2003 г. Комплексным планом освоения месторождения.
Рост затрат по проекту «Сахалин-2» связан с тем, что, по условиям СРП, к возмещаемым относятся практически все затраты, без каких-либо норм и ограничений. Это ведет к снижению рентабельности проектов СРП и проблематичности своевременного получения российской стороной прибыльной продукции и налога на прибыль. Сложившаяся ситуация влияет на экономическую систему государства, т. е. его экономическую безопасность, поскольку снижает