Научная статья на тему 'Коммерческие банки и теневая экономика: точки пересечения'

Коммерческие банки и теневая экономика: точки пересечения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1446
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммерческие банки и теневая экономика: точки пересечения»

© А.В. Гукова, 2008

ФИНАНСЫ. БУХГАЛТЕРСКИМ УЧЕТ

КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ И ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА: ТОЧКИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ

А.В. Гукова

Коммерческие банки занимают особое место в экономической и финансовой системе, как правило пользуясь более сильной защитой со стороны властей, но и практически всегда находясь под более пристальным их вниманием. Такое особое отношение к банкам вызвано несколькими обстоятельствами. Во-первых, все субъекты хозяйственной жизни общества не могут существовать без стабильной банковской системы. Во-вторых, банковская деятельность - это бизнес, который может развиваться только на доверии. В-третьих, коммерческие банки играют важнейшую роль в обращении денежных средств - процессе, который контролируется государством. В-четвертых, они выполняют главную роль в работе платежных систем по всему миру и являются лицом всего бизнеса страны.

Надежные банки - надежный бизнес. Эти два понятия неразрывно связаны между собой и взаимодополняют друг друга. Чтобы убедиться в достоверности приведенного утверждения, достаточно вспомнить опыт становления российской банковской сферы в 1990-х годах. Только в 1997 г. в кредитных организациях, у которых были отозваны лицензии, в обращении находилось около 10 миллиардов деноминированных рублей 1.

Серия громких банкротств коммерческих банков вследствие умышленного проведения ими сомнительных операций имела множество отрицательных последствий для всей экономической системы страны, основными

из которых являются следующие: подрыв доверия населения к коммерческим банкам и формирование сомнительной репутации у российского бизнеса. Конечно, перечисленные обстоятельства стали следствием не только отзыва лицензии у банков, но и отрицать достаточно значительное воздействие этого факта тоже нельзя.

Вспомним, что вопрос об исключении России из «черного списка» Международным комитетом по борьбе с отмыванием денег (Financial Action Task Force on Money Laundering, FATF) неоднократно решался отрицательно. Только в октябре 2002 г. в Париже на заседании Международной группы по борьбе с финансовыми злоупотреблениями было принято положительное решение по данному вопросу.

Надежный коммерческий банк, как правило, ассоциируется с обслуживанием клиентов, имеющих только легальный бизнес и только легальные доходы. Можно ли себе представить, что, к примеру, в Швейцарии 2 коммерческий банк, имеющий высокий рейтинг доверия, будет замешан в отмывании денежных средств от продажи наркотиков и/или оружия. Наверное, нет, так как такой банк в стране с развитой рыночной экономикой существовать не сможет. Широкое распространение противоправных действий, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, имеет поражающий эффект для всей банковской системы, и правительство не может позволить себе бездействовать в этой ситуации, со-

храняя веру множества вкладчиков в легальность банковского бизнеса. В противном случае страна получает финансовый кризис. Поэтому банковский бизнес, как правило, является чистым бизнесом (или выглядит таковым), иначе он существовать не может.

Банковская деятельность уникальна по своей природе, поскольку основана на парадоксе: самый «здоровый» банк «здоров» и успешно развивается до тех пор, пока его вкладчики думают, что он «здоров». Таким образом, банк работает, базируясь на посылке, что обычно лишь небольшая доля вкладчиков захочет получить свои деньги обратно в любой момент времени. В этом случае вспоминается теория рефлексивности, согласно которой «изменения текущих ожиданий влияют на будущее» [6, с. 18]. Это ответное или рефлексивное отношение вкладчиков к деятельности коммерческих банков очень важно в развитии последних. Чтобы убедиться в справедливости этого вывода, обратимся к всемирно известному кризису долга в Латинской Америке. Долговой кризис в странах «третьего мира» имел свои корни в 1970-х гг., когда ведущие коммерческие банки, особенно в США, расходовали депозиты нефтедобывающих стран, которые в том десятилетии получили большие доходы в результате роста цен на нефть. Достаточно большие суммы денег были предоставлены в кредит странам «третьего мира». К середине 1980-х гг. общий долг этих стран составил более 1 000 млрд долл. Однако в результате множества объективных обстоятельств, включая и высокие процентные ставки, многие заемщики оказались не в состоянии платить проценты и погашать основную сумму долга.

Результат является превосходной иллюстрацией классической реакции коммерческих банков. В целях сохранения своей репутации последовала своеобразная игра, в которой были задействованы огромные суммы. Неоднократно проводился пересмотр сроков погашения первоначальных займов. Если бы банки признали, что они не получают свои деньги обратно, они оказались бы неплатежеспособными или, по крайне мере, не прошли проверку по показателю достаточности капитала. Таким образом, страны-должники не могут выполнить свои долговые обязательства, а банки не могут класси-

фицировать указанные кредиты как недействующие. Осознавая всю трудность сложившейся ситуации, один из главных американских кредиторов, Citicorp, объявил о создании резервов в сумме 3 млрд долл. по долгам стран «третьего мира» [1, с. 268-269]. Этот факт означал, что он не списывал сумму отдельных долгов, но фактически признавал, что пойдет на верную потерю 3 млрд долл. по своим кредитам «третьему миру». Ведущие британские банки должным образом создали аналогичные резервы. В той ситуации многие ведущие банки были вынуждены понести убытки, чтобы сохранить свою репутацию. Приведенный пример еще раз показывает, что банковское дело - это вопрос доверия, которое покупается любой ценой.

Таким образом, положительный имидж банковской системы - залог успеха экономического развития страны в целом. Для успешного развития коммерческого банка его деятельность практически всегда должна ассоциироваться с чистотой и прозрачностью (хотя бы мнимой). Однако мы будем неправы, если остановимся на этом утверждении. Достаточно вспомнить пословицу «миром правят деньги», а любая власть, вмместе с тем, всегда сопряжена с теневыми процессами. Поэтому и коммерческие банки не остаются в стороне от теневых процессов экономики, хотя заметим, что их роль неоднозначна.

Параллельно материальным ресурсам в экономике перемещаются и финансовые ресурсы, которые накапливаются, поступают на депозитные счета коммерческих банков. Вместе с легальными финансовыми операциями перемещается определенное количество «грязных» денег, то есть средств, добытых с помощью финансовых афер, полученных от незаконного оборота наркотиков и других видов преступной деятельности. «Грязные» деньги легализуются путем ввода в коммерческий оборот, поскольку доходы, получаемые преступными путями, приобретают финансовую силу, когда они принимают узаконенные формы и инвестируются в легальную экономику, представляя тем самым угрозу безопасности как для отдельных стран, так и для международной безопасности в целом. Тем более что деньги на каждом этапе своего обращения возвращаются в банковскую систему и создают мультипликативный эффект покупательс-

кой способности. Так, например, 100 долл. депозитов в одном банке на самом деле могут создать дополнительно 1 000 долл. в экономике. Поэтому, попадая в банк, «грязные» деньги «размножаются» с удивительной скоростью, проникая во все сферы финансовохозяйственной деятельности страны. Таким образом многочисленные финансовые преступления нанесли непоправимый ущерб России и республикам СНГ, подрывая экономику и усиливая социальное напряжение.

Для дальнейшего анализа роли коммерческих банков в теневой экономике необходимо определить само понятие «отмывание». Согласно закону № 115-ФЗ [7] легализация, или отмывание, доходов, полученных преступным путем, представляет собой придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199.1 и 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации. Несмотря на унифицированное понятие «отмывание», аспекты данного процесса различны. Так, в странах с развитой рыночной экономикой процесс отмывания денежных средств, как правило, сводится к переводу наличных денег в безналичные (в банковские вклады) под каким-нибудь благовидным предлогом, поскольку именно таким образом придается правомерный вид владению, пользованию или распоряжению денежными средствами. В противном случае владельцы «нечистых» доходов не смогут ими воспользоваться, к примеру, купить дом, автомобиль или иное имущество. Для стран, в которых большинство платежей осуществляется в безналичной форме, актуальным является развитие подпольной системы банковских счетов. «Такая система получила большое распространение в государствах Центральной, Восточной и Южной Азии, например в Китае, Индии и Пакистане. Ее суть заключается в том, что любой житель Европы, имеющий отношение к отмыванию денег, может передать наличные деньги заинтересованному лицу -гражданину другого государства. Представитель населения этой страны передает европейцу в обмен на деньги свою кредитную

карточку, на основании которой последний получает соответствующую сумму денег на территории этого государства» [3, с. 116].

В России, наоборот, если при покупке квартиры, дома или автомобиля 3 человек приедет на сделку с наличными деньгами, этот факт никого не удивит и его никто не спросит о происхождении этих денег, так как большая часть подобных трансакций в нашей стране оплачивается наличными денежными средствами. Поэтому и придание правомерного вида «грязным» доходам, как правило, заключается в обналичивании денежных средств. Следовательно, в разряд «теневиков» попадают не только представители криминального бизнеса (торговля наркотиками, оружием, проституция и т. п.), но и обычные предприниматели, действующие с нарушением или в обход законодательства, те, кто уводит свои расчеты только в наличную форму, не показывая фактические обороты по сделкам и уменьшая размер бюджетных платежей.

Таким образом, смысл отмывания доходов, полученных преступным путем, зависит от развитости экономических отношений. В связи с этим первостепенной задачей государства становится формирование эффективной системы денежного обращения, создания недорогой в эксплуатации, но всепроникающей и надежной платежной системы. Целями развития платежной системы, особенно в России, является создание эффективной системы безналичных расчетов через счета в коммерческих банках, что способствует повышению эффективности и прозрачности платежных операций, увеличению доли безналичных расчетов и увеличению скорости прохождения платежей. В противном случае и существование подпольной банковской деятельности по превращению «грязных» наличных денег в легальные безналичные средства, и обратный процесс обналичивания денег с использованием легальной деятельности банка как платежного института приводят к изменению траектории финансовых потоков (или движения денежных средств), искривлению финансовых каналов и созданию своей особой системы финансирования теневой экономики.

В настоящее время, несмотря на определенные улучшения в сфере денежного обращения, в экономике России сохраняются до-

статочно большие масштабы использования наличных денежных средств. Объем наличных денег в обращении по отношению к депозитам в коммерческих банках все еще очень высок, что является признаком низкого уровня прозрачности и контроля средств налогоплательщиков и проведения бюджетных платежей (см. таблицу).

Причины столь масштабного распространения наличных денежных расчетов обусловлены следующими обстоятельствами: стремлением многих предпринимателей сокрыть доходы от налогообложения; инфляционными ожиданиями; опасениями повторений кризисов и дефолтов, неуверенностью в будущем; отсутствием у широких масс населения достоверной информации и аналитических прогнозов; отсутствием адекватной системы государственного контроля ведения бизнеса и движения денег в производственной сфере.

Все это способствует активизации процессов перераспределения товарных и финансовых потоков в теневую сферу. При этом фактически ни одна операция по отмыванию денег не обходится без участия коммерческих банков, однако, сразу заметим, как неоднозначны теневые процессы в экономике, так же многолика и роль коммерческих банков в них. Нельзя утверждать, что все банки участвуют в отмывании «грязных» денег, но и нельзя утверждать, что все банки чисты и деятельность их «прозрачна».

С одной стороны, коммерческий банк может быть задействован в преступных сделках

(или в процессе отмывания финансовых средств) как невольный участник, который только выполняет полагающиеся ему функции платежного института. Сегодня трудно представить какую-нибудь коммерческую сделку без участия банка, поэтому банк представлен во всех трансакциях и в его полномочия не входит характеристика легальности получения средств клиентами, при этом банк не имеет права без веских причин отказывать клиентам в своих услугах. В этом случае коммерческий банк может только информировать о проводимых сделках, и именно на этой возможности банка основан финансовый мониторинг в России.

В целях предотвращения вовлечения кредитных организаций в противоправную деятельность и создания ситуаций, угрожающих законным интересам вкладчиков и кредиторов, Банком России и Федеральной службой по финансовому мониторингу (ФСФМ) проделано уже достаточно многое. Постоянный мониторинг и анализ поступающей отчетности кредитных организаций, практика надзорной работы Банка России позволили обобщить основные виды и признаки сомнительных операций, совершаемых клиентами банков. В рамках выполнения федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» совершенствуется механизм отношений банка с клиентами, повышается качество и полнота информации о сделках, а также происходит осознание кредитными организациями необходимости осуществле-

Таблица

Динамика денежной массы и привлеченных банковских вкладов (депозитов)

в России, млрд руб.*

Наименование показателей 2000 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 01.05 2007 г.

Денежная масса М2 ** 1 154,4 4 363,3 6 045,6 8 995,8 10 006,1

Наличные деньги (М0) 418,9 1 534,8 2 009,2 2 785,2 2 859,4

Объем депозитов организаций, физических лиц и предпринимателей 358,4 2 541,0 3 691,0 5 337,0 5 884,0

* Составлено по данным: http://www.cbr.ru.

* * Денежный агрегат М2 представляет собой объем наличных денег в обращении (вне банков) и остатков средств в национальной валюте на счетах нефинансовых организаций и физических лиц, являющихся резидентами РФ.

ния мер, направленных на противодействие отмыванию доходов.

Так, в 2006 г. ФСФМ от кредитных организаций было принято около 6,1 млн сообщений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и подозрительных операциях (для сравнения, в 2005 г. - 3 млн сообщений, в 2004 г. - 1,7 млн сообщений), причем 63 % из них были связаны с подозрительными операциями клиентов (в 2005 г. доля подозрительных операций составляла 50 %). Кроме того, уменьшилась доля сообщений, не прошедших входной логический контроль, осуществляемый ФСФМ в связи с допускаемыми кредитными организациями ошибками при формировании сообщений (в 2006 г. всего было отбраковано 1,3 % сообщений, направленных кредитными организациями, в 2005 г. - 4,9 %, в 2004 г. - 10 %) (см.: [4, с. 82-83; 5, с. 77-78]).

Однако выполнение закона № 115-ФЗ имеет свои трудности. Так, например, каждый коммерческий банк в России по закону обязан сообщать в ФСФМ, если на счет юридического лица зачисляются или с него снимаются денежные средства в размере 600 тыс. руб. и более. Однако если деньги отмываются через серию операций менее 600 тыс. руб., важна бдительность сотрудников банка. В таких случаях необходимо прослеживать, в течение какого срока фирма снимает наличность. Кроме того, запутанный или необычный характер сделки, отсутствие очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, а также неоднократное совершение трансакций, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от обязательного контроля, также являются основанием для передачи соответствующей информации в ФСФМ. Однако если мошенники действовали через многочисленные фирмы-однодневки, выявить незаконные операции действительно очень трудно. При этом иногда опосредованное участие банка в схемах по обналичиванию расценивается как их непосредственное участие в преступных махинациях и незаконная банковская деятельность.

Ярким примером может служить дело

о незаконном обналичивании денег с участием ОАО «Волгопромбанк». «В 2006 и 2007 гг. жители Волжского (город-спутник Волгограда) осуществляли незаконную бан-

ковскую деятельность, ежедневно обналичивая около 25 млн рублей... в схеме обналичивания был задействован один из крупнейших региональных банков - ОАО “Волгоп-ромбанк”» [2, с. 12]. По мнению экспертов, с которыми трудно не согласиться, банк вполне могли только использовать в организации преступной схемы, поэтому для обвинения банка в незаконных операциях следствию необходимо доказать его непосредственное и осведомленное участие.

Другим примером использования легальной деятельности коммерческих банков в теневых процессах является их роль в «серой» экономике, которая связана с подпольной предпринимательской деятельностью. Сфера такого бизнеса обширна: коммерческая посредническая деятельность, мастерские по пошиву одежды, мелкая розничная торговля, оказание различных услуг и т. п. Роль коммерческих банков в данной форме теневой экономики минимальна, так как большинство расчетов осуществляется наличными денежными средствами (то есть вне банка). Однако совершение финансовых операций с этими денежными средствами или с иным имуществом, приобретенным на них, в коммерческих банках (например, депонирование, покупка ценных бумаг, сдача под залог имущества и т. п.) тоже можно расценить как легализацию (или отмывание). Но банк в этом случае, выполняя разрешенные ему операции, выступает в качестве невольного и неосведомленного участника теневой экономики.

С другой стороны, коммерческий банк может являться непосредственным и осведомленным (в отличие от вышеописанных ситуаций) участником отмывания финансовых средств. Относительно известных форм теневой экономики данная роль банков, как правило, проявляется в фиктивной и «черной» экономике. Проявления фиктивной экономики наблюдаются в самих банках, когда их сотрудники выполняют «деликатные» поручения клиентов и лоббируют интересы определенных лиц за отдельные вознаграждения. В «черной» экономике банки являются важнейшим звеном - «прачечной», где «грязные» деньги принимают вид легальных доходов или инвестиций. Теневая преступная связь «предприниматель - коммерческий банк» совершает

такие коммерческие операции и спекулятивные сделки, которые приносят огромные доходы. По мнению исследователя теневой экономики А. Шестакова [8], в последнее время распространенным явлением стало мошенничество при получении кредитов под фиктивные залоги и гарантии, с последующим их инвестированием в теневую экономику.

Отмывание денег в банках может происходить различными путями и означает сокрытие или маскировку происхождения незаконно приобретенных активов с использованием депозитов, кредитов и систем платежей. Последние представляют собой инструменты придания правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами клиента банка, которые получены от незаконной деятельности.

Иностранные платежи особенно восприимчивы к сокрытию происхождения незаконно приобретенных активов. Это связанно, главным образом, с тем, что обычно трудно проверить информацию относительно деловых операций, происходящих в другой стране. К примеру, пройдя процесс отмывания в банках оффшорных зон, «грязные» деньги приобретали вид легальных инвестиций в экономику западных государств. В связи с этим важно, чтобы во всех платежах по международным сделкам клиенты указывали наименования фирмы, адреса и, там где это возможно, номера счетов как клиента, дающего распоряжение, так и кли-ента-бенефициара.

Таким образом, процесс отмывания денег представляет собой сложный механизм, и протекает он достаточно долго, включая множество разных операций и их комбинации. При всем разнообразии составных элементов процедуры отмывания денег и множества используемых для этого методов данный процесс эксперты ООН разбили на четыре этапа.

Первый этап - размещение - это физическое избавление от наличных денег, полученных в результате преступной деятельности. На этом этапе отмывания незаконных средств происходит преобразование имеющихся наличных денег в их безналичную форму, ценные бумаги, иностранную валюту, в крайнем случае - купюры иного достоинства. В банковской системе осуществление первого этапа возможно, когда служащими бан-

ков нарушаются требования действующего законодательства об обязательной идентификации клиентов.

Имеет место декларирование незаконных денег в качестве выигрыша в казино или по лотерее. Вступив в сговор с менеджером игорного заведения, преступник может в определенной мере отмыть свои нелегальные доходы. Этот метод не всегда выгоден, а используется только в тех странах, где налог на выигрыш ниже ставки налога на прибыль. Примером является Монте Карло, где многочисленные казино превратились в мировую прачечную для отмывания преступных денег.

На втором этапе происходит распределение наличных денежных средств. Они реализуются посредством скупки банковских платежных документов и других ценных бумаг. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, распределение наличных денежных средств осуществляется часто в пунктах по обмену валюты, казино и ночных клубах.

Третья стадия - «заметание следов» совершенного преступления, или отделение незаконных доходов от источника их происхождения путем осуществления многочисленных и сложных финансовых операций. В целях сокрытия первоначального источника происхождения «грязных» денег коммерческие банки играют самую главную роль. В этих случаях, как правило, открывают счета в банках, расположенных далеко от места работы и проживания преступников, далее осуществляется перевод денег в нужную страну, но уже легально с новых счетов фирм или иных учреждений.

Главная цель третьего этапа отмывания денег - сокрытие связей и обеспечение анонимности участников преступления, иногда не только финансового, но и уголовного. Черты, характерные для операций третьего этапа, наиболее ярко выражены во внешнеторговых сделках, когда для их осуществления легче использовать подставные или фиктивные фирмы, зарегистрированные в разных государствах. Такие фирмы-однодневки выставляют фиктивные счета друг другу в качестве основания для перевода и последующей легализации преступных денег.

Интеграция денежной массы является четвертым этапом в процессе отмывания

денег, когда приобретенное преступным путем богатство принимает легальный вид. Здесь чаще всего используются схемы с получением фиктивных кредитов, в обеспечение которых предлагаются депозиты предприятия-поручителя, фактически являющегося подставной или дочерней фирмой владельца денег. Оформив кредит, настоящий хозяин «грязных» денег имеет законные средства для вложения в легальный бизнес и, кроме того, получает дополнительную возможность скрыть реальную прибыль, уменьшая ее за счет уплаты процентов, как правило, завышенного размера. Если процесс расслоения прошел удачно, то интеграционные схемы возвращают отмытые средства снова в экономику таким образом, что они выглядят вполне законными, легально заработанными средствами.

Следовательно, для уменьшения масштабов отмывания денег требуется, чтобы все коммерческие банки проявляли должную бдительность и «чистоплотность», что означает следующее:

- хорошо знать обслуживаемых клиентов и их деятельность, по крайней мере, тех, у которых по счетам проходят значительные суммы средств;

- обращать внимание на подозрительные сделки, в том числе по счетам клиентов, с которыми установлены постоянные деловые отношения;

- обязательно проводить расследования подозрительных сделок, предложенных клиентом. Сотрудник банка должен тщательно изучить деловую операцию, если на основании общего банковского опыта у него имеются причины считать ее подозрительной.

Поскольку возможности и обязанности сотрудников банка в отношении оценки экономической целесообразности и законности сделки клиента ограничены, обязанность по тщательному изучению сделки может считаться выполненной в том случае, когда специалист банка осуществил все разумные шаги и применил все приемы, имеющиеся в его распоряжении, чтобы проверить мотивы сделки. Необоснованное подозрение может нанести ущерб как клиенту, так и банку (обидевшись, клиент уйдет на обслуживание в другой банк). Поэтому в банке должны быть разработаны подробные инструкции о действиях сотрудников при

возникновении подозрений в отношении поведения клиентов или их операций.

Проблема отмывания денег имеет место практически в любой стране мира. Невозможность решить в одиночку проблему возрастающего объема денежных средств, заработанных нелегальным путем или скрываемых от обложения налогом, побудила правительства нескольких государств объединить усилия и создать Международный комитет по борьбе с отмыванием денег (FATF). Представители стран «Большой семерки» в июле 1989 г. в Париже выработали международные стандарты по защите своих экономических интересов и наказанию за преступления, связанные с отмыванием денег. В 2000 г. Комитет разработал сорок рекомендаций в качестве международного стандарта мер, обязательных для исполнения всеми участниками, а также и другими странами мира, заинтересованными в противодействии отмыванию незаконно полученных денег.

В настоящее время более 30 стран являются участницами Комитета. В него также входят 19 международных организаций, в том числе Интерпол, Всемирный банк, МВФ. Представители Комитета систематически проверяют своих членов и проводят проверки в других странах на предмет соответствия их действий против отмывания денег. По результатам проверок публикуются отчеты, список стран (Noncooperative Countries and Territories, NCCT), которые, по мнению Комитета, препятствуют международному сотрудничеству в борьбе с отмыванием денег. Кроме того, Комитет дает рекомендации странам-участницам уделять больше внимания финансовым операциям с компаниями или банками, деятельность которых расценивается как подозрительная с точки зрения законности.

Таким образом, сфера банковской деятельности связана с концентрацией значительных финансовых ресурсов и финансовыми механизмами, влияющими на хозяйственную деятельность предприятий, регионов и целых отраслей экономики. Видимая чистота и кажущаяся прозрачность банковской деятельности скрывают за собой тень и «черные дыры». Во всех случаях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, коммерческие банки всего лишь инструмент, но

инструмент основной, без которого данный процесс невозможен и теряет всякий смысл. Именно поэтому вся история развития коммерческих банков неразрывно связана с теневыми процессами в экономике, при этом роль банков в подобных процессах неоднозначна. Банк, с одной стороны, может успешно развиваться только тогда, когда его репутация чиста, а деятельность легальна и прозрачна. С другой стороны, банки, как правило, задействованы в теневых процессах экономики в роли опосредованного или непосредственного участника. В последнем случае именно банки создают «черные дыры» экономики, в которых никогда не прольется свет, а многие источники денежных средств никогда не станут прозрачными.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 По данным официального сайта Банка России, в декабре 1997 г. денежная масса (М2) с учетом кредитных организаций с отозванной лицензией составляла 384,5 миллиарда деноминированных рублей, а денежная масса (М2) без учета кредитных организаций с отозванной лицензией - 374,1 миллиарда деноминированных рублей.

2 Уровень этичности в деятельности швейцарских банков регулируется Соглашением о кодексе поведения швейцарских банков в отношении применения правовых положений, касающихся ценных

бумаг, принятым Ассоциацией швейцарских банкиров в 1992 году.

3 В данном случае приведены примеры наиболее крупных бытовых сделок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бретт, М. Как читать финансовую информацию. Простое объяснение того, как работают деньги / М. Бретт ; под ред. И. В. Иванова. - М. : Изд-во «Проспект», 2004.

2. Васильев, А. Банк использовали втемную / А. Васильев // Коммерсантъ. - 2007. - 26 мая (№ 90).

3. Горбунов, А. Р. Оффшорный бизнес и создание компаний за рубежом / А. Р. Горбунов ; под ред. Р. Т. Юлдашева. - М. : Издат. центр «Анкил» : ИНФРА-М, 1995.

4. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2005 году. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/.

5. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2006 году. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/.

6. Сорос, Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности / Дж. Сорос. - М. : ИНФРА-М, 1999.

7. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ : (с изм. от 25 июля, 30 авг. 2002 г, 28 июля2004 г., 16 нояб. 2005 г, 27 июля 2006 г., 12 апр. 2007 г.). - М., 2007.

8. Шестаков, А. Теневая экономика / А. Шестаков. - М. : Издат. дом «Дашков и Ко», 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.