Научная статья на тему 'Формы проявления авторской позиции в материалах информационного агентства (на примере ИА "Regnum")'

Формы проявления авторской позиции в материалах информационного агентства (на примере ИА "Regnum") Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
208
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТИВНОСТЬ / OBJECTIVITY / ФАКТ / FACT / АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ОЦЕНКА / ASSESSMENT / КОМПОЗИЦИЯ / COMPOSITION / СТИЛЬ / STYLE / ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО "REGNUM" / INFORMATION AGENCY "REGNUM" / AUTHOR''S POINT OF VIEW

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Куприянова Арина Сергеевна,

В статье рассматриваются формы проявления авторской позиции в текстах информационного агентства «REGNUM». Исследование осуществлялось в три этапа: на первом проведён фактологический анализ журналистских материалов; на втором анализ композиционных средств, применяемых корреспондентами агентства при создании своих текстов; на третьем стилистический анализ с целью определения языковых форм выражения авторской позиции и оценки. Поведённый анализ позволил прийти к соответствующим выводам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms of Expressing an Author''s Point of View in the Information Agency Materials (as Exemplified in the Information Agency "Regnum")

The article deals with the forms of expressing an author's point of viewin the texts of the information agency «REGNUM». The research was carried out in three stages: the first one was a factual analysis of journalistic materials, the second one being an analysis of compositional means used by the agency journalists when creating their texts, and at the third stage the stylistic analysis determined the language forms of expressing the author's point of view and assessment. The analysis allowed to make relevant conclusions.

Текст научной работы на тему «Формы проявления авторской позиции в материалах информационного агентства (на примере ИА "Regnum")»

Библиографический список

1. Матвеева, Т. В. Полный словарь лингвистических терминов / Т. В. Матвеева. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 562 с.

2. Коняшкин, А. М. Современные проблемы филологической науки и практики: практикум / А. М. Коняшкин. - Абакан: Изд-во Хакасского гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2001. - 133 с.

3. Тимофеев, Л. И. Словарь литературоведческих терминов / Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. - М.: Просвещение, 1974. - 509 с. - URL: http://www.twirpx.com/file/1471846/ (дата обращения: 17.11.2016).

4. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: ок. 60 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. - 25-е изд., испр. и доп. - М.: ООО «Изд-во Оникс»; ООО «Изд-во «Мир и Образование», 2007. - 976 с.

5. Культура речи. Энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, Е. Н. Ширяева, А. П. Сковородникова и др.- М.: Флинта: Наука, 2003. - 453 с.

6. Современный словарь иностранных слов: ок. 20 000 слов. - М.: Рус. яз., 1992. - 740 с.

7. Антонов, В. П. Речеведение: учебно-методический комплекс по дисциплине: в 7 частях. Часть 6: Русский язык и культура речи. Учение о речевой культуре. Теория качеств речи. Элокуция. Эффективная коммуникация: курс лекций / В. П. Антонов, И. В. Пекарская; под общ. ред. И. В. Пекарской. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2014. -320 с.

© Коняшкин А. М., Байкова Ю. С., 2016

УДК 070.431.2

ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ В МАТЕРИАЛАХ ИНФОРМАЦИОННОГО

АГЕНТСТВА (НА ПРИМЕРЕ ИА «REGNUM»)

А. С. Куприянова

Научный руководитель — Н. А. Павлушкина, кандидат филологических наук, старший преподаватель Санкт-Петербургский государственный университет

В статье рассматриваются формы проявления авторской позиции в текстах информационного агентства «REGNUM». Исследование осуществлялось в три этапа: на первом проведён фактологический анализ журналистских материалов; на втором — анализ композиционных средств, применяемых корреспондентами агентства при создании своих текстов; на третьем — стилистический анализ с целью определения языковых форм выражения авторской позиции и оценки. Поведённый анализ позволил прийти к соответствующим выводам.

Ключевые слова: объективность, факт, авторская позиция, оценка, композиция, стиль, информационное агентство «REGNUM».

Объективность - главный и в то же время парадоксальный принцип субъективной по своей природе журналистской деятельности. Журналист и телеведущий В. В. Познер в своём выступлении на X Международном медиа-форуме молодых журналистов «Диалог культур» по поводу сказанного заметил следующее: «Единственный долг журналиста - насколько это возможно - объективно, честно и полно доносить информацию до людей. Другого долга у журналиста нет. Аудитория сама разберётся, что хорошо, а что плохо, - ей не нужно это объяснять» [1].

Однако в последние годы всё чаще медиаэксперты высказывают мысль о том, что ключевыми качествами для журналиста являются вовсе не объективность, а компетентность и квалификация, то есть знание предмета, умение собрать информацию и донести её до читателя. «Да, пресловутая «объективность» может быть личным выбором журналиста, но не внешним профессиональным требованием. Сама по себе профессия не требует объективности, можно и без объективности, оставаясь при этом журналистом, причём с высокими стандартами социальной ответственности», - так считает один из российских журналистов, автор книг по теории и практике журналистики А. А. Мирошниченко. Продолжая эту мысль, она пишет: «Объективность может быть личным выбором журналиста, если он работает, скажем, в информационном агентстве (сухая подача новостей), или в СМИ, которое требует разбора темы отстранённо и с разных позиций. И даже в этих случаях отбор источников будет субъективен» [2].

Итак, рассмотрим соотношение степени субъективности и объективности в текстах корреспондентов информационных агентств, то есть новостных служб, работа которых предполагает предъявление аудитории «чистых» фактов. Определить степень субъективности и объективности, на наш взгляд, возможно при выявлении особенностей выражения оценки и авторского «я» в текстах корреспондентов информационного агентства.

Объектом нашего исследования выбраны журналистские публикации, помещённые на официальном сайте информагентства «REGNUM» (http://regnum.ru/) за период с 1 апреля по 31 мая 2016 года, предметом - авторская позиция и формы её проявления в материалах данного информагентства.

Основной целью исследования стало выявление форм выражения авторской позиции в материалах информационного агентства «REGNUM». Данная цель предполагает решение следующих задач: 1) определение соотношения степени субъективности и объективности журналистских материалов информагентства «REGNUM»; 2) выявление фактологических средств, лёгших в основу создания медиатекстов; 3) анализ структурно-композиционных особенностей построения журналистского текста; 4) установление языковых форм выражения оценочности (то есть авторской позиции).

Для решения поставленных задач нами предполагается использование комплекса методов исследования, в который входят контент-анализ, фактологический, лингвистический и стилистический анализы журналистских текстов, сопоставительный метод.

Прежде чем приступить к выполнению сформулированных задач исследования, следует сказать, что информагентство «REGNUM» представляет собой крупнейшее агентство региональной информации. Оно рас-

пространяет новости России и ближнего зарубежья, поступающие от собственных корреспондентов, дочерних агентств и партнёров. Сфера вещания информагентства охватывает регионы России и сопредельные государства Европы, Средней Азии и Закавказья. За два рассматриваемых месяца информагентство разместило на своём сайте около 1 000 журналистских материалов, которые и стали фактическим материалом данного исследования.

Исследование журналистских материалов изучаемого информационного агентства проводилось нами в несколько этапов.

На первом этапе исследования мы провели анализ журналистских материалов «REGNUM» с целью выявления в них фактологических средств, ставших для авторов основой создания текстов. Для этого мы проанализировали около 300 материалов корреспондентов агентства из Санкт-Петербурга, Москвы и Уфы. Проведённый анализ показал, что в качестве главных фактологических средств в материалах указанного информагентства выступают:

- сообщение о факте-событии, например: «В канун Дня Победы в Санкт-Петербурге открылись показы знаменитой военной драмы Михаила Калатозова «Летят журавли». Сегодня и 9 мая фильм будет демонстрироваться на большом экране в кинотеатре «Аврора». Организатор программы - компания "Иноекино"» (Санкт-Петербург, 08.05.2016, 09:17). Заметим, что в сообщении о факте-событии возможность оценивания корреспондентом описываемого события ограничена, так как в данном случае вся ответственность за объективность информации ложится на информационное агентство;

- сообщение о факте-высказывании кого-либо, например: «Рынок в России слишком монополизирован и не имеет стимулов для внедрения новых технологий. Как передаёт корреспондент ИА REGNUM 18 апреля, об этом заявила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко во время Всероссийской молодёжной научно-практической конференции «Региональные программы и проекты в области интеллектуальной собственности глазами молодёжи» (Уфа, 18.04.2016, 13:27). В данном случае видим, что в сообщении о факте-высказывании журналист уже имеет возможность выразить своё мнение (см. первую фразу), но при этом он опирается на мнение конкретного респондента, чьё высказывание выбрал в качестве мнения эксперта [3]. Журналистская оценка выражается в использовании языковых и стилистических средств; в приведённом примере к ним относятся: слишком монополизирован; не имеет стимулов. См. ещё пример: «При этом пресс-секретарь главы государства выразил надежду на то, что "период каких-то взаимных рестрикций рано или поздно останется позади"» (Москва, 19.05.2016, 12:10).

Результаты фактологического анализа также показали, что корреспонденты всех трёх выбранных нами регионов (Санкт-Петербург, Москва, Уфа), как правило, выбирают в качестве базы для создания своих материалов сообщения о фактах-событиях, реже - сообщения о фактах-высказываниях тех или иных персон. Таким образом, можно сделать вывод о том, что агентство «REGNUM» в большей степени подходит к размещению на своём сайте новостей объективно, редко выражая своё мнение и не комментируя размещаемое событие. Соотношение фактологических средств (фактов-событий и фактов-высказываний), используемых корреспондентами региональных отделений ИА «REGNUM», представлено в размещённой ниже таблице.

Соотношение фактов-событий и фактов-высказываний в региональных отделениях ИА «REGNUM»

Регион Факт-событие Факт-высказывание

Санкт-Петербург 87,5% 12,5%

Москва 67% 33%

Уфа 80% 20%

Не возникает сомнения в том, что более объективным будет тот журналистский материал, в котором представлены несколько точек зрения. По тому, какая позиция отражена в размещённых информагентством материалах шире, можно в конечном итоге судить о точке зрения самого информагентства по конкретному событию, факту и т. д. Однако наш анализ демонстрирует следующее: большинство размещаемых информагентством «REGNUM» материалов написаны так, что сопоставляемые позиции в языковом выражении не позволяют читателю определить, какой же точки зрения придерживается само информационное агентство. Приведём для подтверждения высказанной мысли следующий пример из наших материалов: «... Часть экспертов прогнозирует, что массового обвала рынка автодилеров ожидать не стоит. Всё-таки многие уже успели перестроиться в сложившихся условиях, а импортёры осознали новую реальность и стараются проявлять гибкость в отношениях к своему партнёру. / Однако другие эксперты полагают, что рынок всё же ждёт серьёзные потрясения. Из-за обеднения среднего класса России меняются потребительские пристрастия. Изыски и эксклюзивные модели остаются для избранных, а основная масса покупателей будет требовать от автомобилей удобства, простоты и надёжности» (29.03.2016, 16:00).

Второй этап данного исследования был связан с анализом композиционных средств, применяемых корреспондентами при создании своих текстов. По нашему мнению, обращение к анализу структурно-композиционного построения журналистского текста необходимо, помимо прочих целей, в том числе и для выяснения позиции его автора к отражаемому им событию, описываемому герою, преподносимой информации и т. д. Эмпирической базой исследования на данном этапе стали 300 материалов, отобранных методом случайной выборки. «География» публикаций включала как регионы России, так и регионы ближнего зарубежья.

Проведённый нами анализ показал, что главные сведения могут отражаться уже в хедлайне публикации (от англ. headline - «заголовок»), иначе - «заголовке, представляющем собой, с точки зрения синтаксиса, простое предложение (с подлежащим, сказуемым и второстепенными членами), в котором отражён фокус новости» [4]. Иначе говоря, хедлайн - это такой заголовок, в котором максимально отражается суть новостного материала [5]. Оценка события в заметках ИА REGNUM, как в хедлайне, так и в основном корпусе, проявляется редко. Для наглядности рассмотрим следующий пример:

В преддверии 9 мая в Грузии прошёл автопоезд «Память»

Традиция проведения автопоезда была заложена Союзом российских соотечественников в Грузии ещё в 2010 году

В преддверии празднования Дня победы 9 мая в Грузии прошёл автопоезд «Память» - акция, участники которой объехали места, где стоят памятники воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Как сообщает сегодня, 7 мая, ИА REGNUM, акция была организована Союзом российских соотечественников в Грузии «Отчизна» при поддержке Секции интересов России при посольстве Швейцарии в Грузии. По информации СРСГ «Отчизна», в акции приняли участие 170 человек, среди которых - ветераны, их дети, внуки и правнуки, а также активисты действующих в Грузии организаций российских соотечественников. Участники акции посетили Кукийское и Петропавловское братские кладбища в Тбилиси, мемориал в селе Патардзеули (регион Кахети), а последней точкой маршрута на этот раз стал памятник «Отец солдата» в Гурджаани (Кахети) (REGNUM, Тбилиси, 07.05.2016, 10:08).

В хедлайне приведённого журналистского материала отражена суть новости: даны ответы на вопросы «почему?», «когда?», «где?», «что?». В самом тексте мы усматриваем скрытый диалог между журналистом и читателем, в котором сам автор определяет его ход. Подробно раскрываются аспекты, заявленные в хедлайне. Подразумевается, что читатель задаёт вопросы, на которые журналист отвечает в тексте: «Почему в Грузии прошёл автопоезд "Памяти"?», «Кто явился организатором акции?», «Кто в ней участвовал?», «По какому маршруту двигался автопоезд?»

Особое значение в анализируемом тексте имеет концовка. Дополнительная информация формирует у аудитории определённую картину события. Читатель с помощью финальных абзацев заметки может понять, как Грузия относится к ветеранам Великой Отечественной войны: «Но ветераны Великой Отечественной войны, которых в Грузии именуют ветеранами Второй мировой войны, традиционно собираются в парке Ваке, у памятника Неизвестному солдату, вспоминают прошлое, принимают поздравления. Сюда традиционно 9 мая приходят представители правительства, политических партий, общественности. В администрации президента и парламенте Грузии устраивают торжественный приём для ветеранов Второй мировой войны. Правительство ежегодно выделяет им разовую денежную помощь» (REGNUM, Тбилиси, 07.05.2016, 10:08).

На третьем этапе исследования мы попытались определить языковые формы выражения оценочности. Проведённый анализ показал, что авторская позиция отчётливо видна в аналитических материалах, что вполне закономерно, ибо аналитическим жанрам журналистики свойственна функция воздействия, которая проявляется в социальной оценочности, эмоциональности, призывности, полемичности (см., например: [6; 7]). Проиллюстрируем сказанное на анализе следующего отрывка из журналистского текста, автором которого является Валерий Рокотов:

Валерий Рокотов, 18 апреля 2016, 15:41 - REGNUM.

«Если кинематограф - это страна, то Голливуд - это его столица». Так сказал Франсуа Трюффо, великий режиссёр, которому влюблённость в американское кино не помешала создавать чисто французские фильмы.

Как у каждой столицы, у Голливуда есть отцы-основатели и дата основания - начало начал. Отцов было два: Уильям и Дэвид Хорсли, дуэт английских кинохалтурщиков. В 1911 году братья вкатили в крохотный городок, тянущийся вдоль сельской дороги, вышли из запылённой машины и поняли, что дальше они не поедут.

Парни были в бегах. Вместе с другими киношниками они уносили ноги от Томаса Эдисона. Это сегодня имя великого изобретателя вызывает благоговение, а в те годы оно вызывало ужас. Его считали акулой империализма. И появлением «фабрики грёз» мир обязан именно ему. Тихий, вежливый старичок и добрый самаритянин развернул в отношении своих конкурентов тотальный террор.

В 1908 году великий изобретатель создал картель «Моушн пикчерс патент компани», куда помимо его собственной фирмы вошли восемь крупнейших кинокомпаний. В результате слияния патенты на кинотехнику оказались в одних руках.

Разберём заметку с точки зрения оценочной модальности. Модальность - это «явно или неявно выраженная в суждении дополнительная информация о степени его обоснованности, логическом или фактическом статусе, о регулятивных, оценочных и др. его характеристиках» [8]. Модальная рамка высказывания (оценочная модальность) включает в себя субъект, объект, основание и характер оценки. Субъектом в данном тексте выступает сам автор (Валерий Рокотов); объектом общей мелиоративной оценки является режиссёр Франсуа Трюффо (великий режиссёр, которому влюблённость в американское кино не помешала создавать чисто французские фильмы). При оценке Томаса Эдисона автор также использует приём перифраза (акула империализма) и психологические оценки (тихий, вежливый старичок). Объектом мелиоративной оценки выступает также кинокомпания Томаса Эдисона (помимо его собственной фирмы, вошли восемь крупнейших кинокомпа-

ний) - автор публикации называет её «фабрикой грёз». Вначале и братья Уильям и Дэвид Хорсли оцениваются положительно (у Голливуда есть отцы-основатели) - автор использует тот же приём (перифраза), но дальше он меняет свою позицию: называет персонажей своих материалов дуэтом английских кинохалтурщиков, киношниками, а с помощью просторечного глагола «вкатили», прилагательных «крохотный» и «запылённый», устойчивого выражения «уносили ноги» усиливает отрицательное отношение к ним.

«Если кинематограф - это страна, то Голливуд - это его столица», - первая часть данного предложения является основанием оценки: при этом условии «Голливуд будет считаться центром кинематографического искусства».

Характер оценки определяется двумя видами: общей оценкой - положительной, или мелиоративной (добрый, великий, крупнейший), и отрицательной, или пейоративной (тотальный террор). Автором публикации используется также частная - психологическая - оценка (тихий, вежливый). Назовём средства выражения оценки:

1) существительные (кинохалтурщики, старичок, киношники, самаритянин, благоговение, ужас), в морфемной структуре одних из которых имеются средства субъективной оценки (они выделены полужирным курсивом), а в семантической структуре других (книжных по своему характеру) - семы, служащие для выражения экспрессии и оценки;

2) с названной выше целью применяются и просторечный глагол (вкатили), устойчивые выражения (были в бегах, уносили ноги) и речевые клише (акула империализма, фабрика грёз, тотальный террор);

3) лексико-синтаксические: позиционный лексический повтор (Если кинематограф - это страна, то Голливуд - это его столица». / Как у каждой столицы, у Голливуда есть отцы-основатели и дата основания -начало начал. Отцов было два: Уильям и Дэвид Хорсли, дуэт английских кинохалтурщиков);

4) элокутивные средства, в частности метафорические («Если кинематограф - это страна, то Голливуд - это его столица» / Его считали акулой империализма. И появлением «фабрики грёз» мир обязан именно ему).

Таким образом, авторская позиция, то есть субъективность корреспондентов ИА «REGNUM», проявляется в ходе работы над материалом, в частности, при выборе фактологических, композиционных и стилистических средств. В журналистских материалах, помещаемых на сайте ИА «REGNUM», доминируют факты-события и факты-высказывания. Оценка используемых фактов может акцентироваться в разных структурных частях композиции публикуемого материала: она может быть дана в хедлайне, в лиде или в основном корпусе текста. Чтобы выразить авторское «я», журналисты применяют особую лексику, экспрессивно-окрашенные слова и выражения; корреспонденты ИА «REGNUM» используют в своих материалах разные элокутивы, цитаты и элементы языка иной стилевой принадлежности.

Библиографический список

1. Познер, В. В. Познер Online. Владимир Познер на Форуме молодых журналистов «Диалог культур» / В. В. Познер. СПб, 2015. - URL: http://pozneronline.ru/2015/11/13219/ (дата обращения: 29.11.2016).

2. Мирошниченко, А. А. Школа эффективного текста «Медиа». Об объективности журналистов / А. А. Мирошниченко. - URL: http://www.aka-media.ru/inside/566/ (дата обращения: 29.11.2016).

3. Лащук, О. Р. Редактирование информационных сообщений: учеб. пособие для студентов вузов / О. Р. Лащук. - М.: Аспект Пресс, 2004. - URL: http://www.evartist.narod.ru/text3/43.htm (дата обращения: 29.11.2016).

4. Жуков, А. С. О соотношении понятий «лид» и «хэдлайн» в новостных материалах традиционных и интернет-СМИ / А. С. Жуков // Молодой учёный. - 2013. - № 4. - С. 669-671. - URL: https://moluch.ru/archive/51/6604/ (дата обращения: 29.11.2016).

5. Хедлайн. - URL: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/504893-chto-takoe-hedlajn.html (дата обращения: 29.11.2016).

6. Солганик, Г. Я. Общие особенности языка газеты / Г. Я. Солганик // Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды. - М.: МГУ, 1980. - С. 5-23.

7. Котюрова, М. П. Жанры публицистического стиля / М. П. Котюрова // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / члены редколлегии: Е. А. Баженова, М. П. Котюрова, А. П. Сковородников; под ред. М. Н. Кожиной. - М.: Флинта: Наука, 2003. -С. 79-88.

8. Модальность суждений: сущность и виды. - URL: http://logikah.ru/podborka_shpor_po_logike_3-modalnost_sujdenii_suschnost_i_ vidy. html (дата обращения: 29.11.2016).

© Куприянова А. С., 2016

УДК 82-14"652/312"

ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА ОТ АНТИЧНОСТИ ДО СОВРЕМЕННОСТИ В КРАТКОМ ОПИСАНИИ

Н. Я. Сипкина

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье анализируется значение темы любви в мировой поэзии. Обзор проблемы охватывает период от древнейших времён до первой четверти ХХ века. Рассматриваемый феномен квалифицируется как один из весомых факторов общекультурного развития человечества.

Ключевые слова: любовь, красота, прекрасное, гармония, элегия, канцона, ода, сонет, романтизм, символизм.

В данной статье представлена попытка краткого описания истории рождения, становления и развития любовной лирики как разновидности письменной литературы вообще и лирической поэзии в частности по отношению к истории мировой и, прежде всего, отечественной литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.