Научная статья на тему 'ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ НА ТЕМУ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ НА ТЕМУ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школа / учащиеся / физическая культура / здоровый образ жизни / ролевая игра / современные технологии / воспитание / обучение. / school / students / physical education / healthy lifestyle / role-playing / modern technologies / education / training.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цымболенко Сергей Александрович

в данной статье автор, учитель физической культуры, касается важной темы приобщения учащихся 11-13 лет к здоровому образу жизни посредством использования различных форм проведения уроков. В статье приводится пример одного из теоретических уроков, который проводится в форме ролевой игры с использованием современных образовательных технологий. Автор подробно описывает целевые установки урока и проводит своеобразный мастер-класс, раскрывая ход урока и его содержание. Статья основана на практическом опыте педагога, которым он делится с читателями статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF CONDUCTING CLASSES ON A HEALTHY LIFESTYLE FOR MIDDLE SCHOOL AGE STUDENTS

in this article, the author, a physical education teacher, deals with an important topic of introducing students aged 11-13 to a healthy lifestyle through the use of various forms of lessons. The article provides an example of one of the theoretical lessons, which is conducted in the form of a role-playing game using modern educational technologies. The author describes in detail the objectives of the lesson and conducts a kind of master class, revealing the course of the lesson and its content. The article is based on the practical experience of the teacher, which he shares with the readers of the article.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ НА ТЕМУ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ НА ТЕМУ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цымболенко С.А.

Цымболенко Сергей Александрович - учитель физической культуры, Муниципального автономное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 102,

г. Краснодар

Аннотация: в данной статье автор, учитель физической культуры, касается важной темы приобщения учащихся 11-13 лет к здоровому образу жизни посредством использования различных форм проведения уроков. В статье приводится пример одного из теоретических уроков, который проводится в форме ролевой игры с использованием современных образовательных технологий. Автор подробно описывает целевые установки урока и проводит своеобразный мастер-класс, раскрывая ход урока и его содержание. Статья основана на практическом опыте педагога, которым он делится с читателями статьи.

Ключевые слова: школа, учащиеся, физическая культура, здоровый образ жизни, ролевая игра, современные технологии, воспитание, обучение.

FORMS OF CONDUCTING CLASSES ON A HEALTHY LIFESTYLE FOR MIDDLE

SCHOOL AGE STUDENTS Tsymbalenko S.A.

Tsymbolenko Sergey Alexandrovich - physical education teacher, MUNICIPAL AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY SCHOOL 102,

KRASNODAR

Abstract: in this article, the author, a physical education teacher, deals with an important topic of introducing students aged 11-13 to a healthy lifestyle through the use of various forms of lessons. The article provides an example of one of the theoretical lessons, which is conducted in the form of a role-playing game using modern educational technologies. The author describes in detail the objectives of the lesson and conducts a kind of master class, revealing the course of the lesson and its content. The article is based on the practical experience of the teacher, which he shares with the readers of the article.

Keywords: school, students, physical education, healthy lifestyle, role-playing, modern technologies, education, training.

УДК 37.037

Учащиеся среднего школьного возраста. Кто они? Это дети 5-х - 6-х классов, которые уже вышли из категории младших школьников, но еще не перешли в разряд подростков, это дети, стоящие на пороге сложного переходного возраста, как на распутье двух дорог. Пойдут ли они дальше по пути нравственного развития или выберут «кривую дорожку» пристрастия к вредным привычкам - во многом это зависит не только от семьи, улицы, друзей и одноклассников, но и от учителей, которые окажутся рядом с ними в этот возрастной период.

Учителя разных предметов по-разному воздействуют на детей средствами своего предмета, личностными качествами. Не случайно, именно школа может воспитать личность ребенка разносторонней. На мой взгляд, для учеников 11-13 лет, которые сами по себе очень активны и энергичны, особенно актуальным является урок физической культуры, на котором не только приобретаются спортивные навыки, но о формируется понимание здорового образа жизни во всех его аспектах.

Существует множество методической, психолого-педагогической литературы, различного материала о способах приобщения, учащихся к здоровому образу жизни, но каждый учитель, будучи творческой личностью, сам создает различные формы занятий, на которых данная тема раскрывается с разных, порой даже альтернативных, точек зрения, с помощью различных методов и технологий [1].

В данной статье мне хочется привести пример одного из занятий на тему здорового образа жизни, которое поможет учащимся 5-х - 6-х классов определиться с дальнейшим нравственным выбором.

Занятие, целью которого является пропаганда здорового образа жизни, формирование ценностного отношения к здоровью, привитие любви к физической культуре и спорту, проводится в форме ролевой игры «За и против». На данном занятии учащиеся получают новые знания о роли физкультуры и спорта для развития физических и моральных качеств человека. Также занятие призвано сформировать у учащихся представление о положительном влиянии физической культуры на организм человека.

Данная форма занятия позволяет решать задачи развития логического мышления, памяти, коммуникативных навыков, навыков самостоятельного выполнения физических упражнений, формирует научное мировоззрение.

Нельзя не сказать и о том, что на данном занятии воспитывается активная жизненная позиция, негативное отношение к вредным привычкам, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

В ходе занятия используются современные образовательные технологии (игровая, ИКТ, здоровьесберегающая), межпредметные связи с уроком музыки. В аудитории создается обстановка телестудии: стулья или скамейки устанавливаются полукругом, перед ними - по 4 стула напротив друг друга (для команд), по центру между стульями - экран для демонстрации слайдов (или интерактивная доска). Урок можно проводить как в спортзале (при наличии мультимедийного оборудования), так и в обычном учебном кабинете.

Из числа учащихся формируются две команды: 4 ученика - команда "За" и 4 ученика - "Против". Учащиеся получают опережающее задание подготовить аргументы «за» и «против» занятий физической культурой и спортом. Команда «За» надевает синие футболки, команда «Против» - красные.

Для проведения физминутки выбираются несколько учащихся, которые заранее разучивают с учителем музыки песню «Танцуйте сидя» (сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева).

Остальные учащиеся слушают аргументы «за» и «против», высказывают своё мнение, голосуют. Для проведения голосования изготавливаются двухцветные жетоны (одна сторона - синяя, другая - красная). Из числа учащихся назначается счётная комиссия в количестве двух человек (один считает синие жетоны, другой - красные). Эти жетоны раздаются всем учащимся класса перед началом урока.

Проявив творчество, каждый учитель совместно с учащимися может подобрать различные ситуации и привести к ним аргументы как «за», так и «против», но в данной статье я предложу свой вариант.

Учитель. Друзья, сегодня к нам в студию пришли поклонники физической культуры (в синих футболках) и те, кто считает, что физическая культура в их жизни не нужна (в красных футболках). Обе команды будут пытаться убедить друг друга и вас в правильности своей точки зрения.

Поможет нам провести битву мнений мяч. Члены противоположных команд будут перебрасывать его тому игроку, которому они хотят предоставить слово. Мяч можно кинуть каждому игроку только один раз.

Ваша задача, уважаемые зрители, внимательно слушать аргументы каждой команды. Вам будет дано право высказать свою точку зрения или поддержать точку зрения одной из команд и проголосовать.

Далее представители двух команд, перебрасывая друг другу мяч, высказывают аргументы «за» и «против» занятий физкультурой.

Примеры аргументов:

Команда «За». Занятия физкультурой и спортом укрепляют тело и позволяют быть в хорошей физической форме. Именно регулярные физические нагрузки позволяют набрать мышечную массу, избавиться от лишних килограммов и обрести стройную фигуру. Я за физическую культуру!

Команда «Против». Зачем заниматься физической культурой и набирать мышечную массу, ведь я могу спокойно сидеть в кресле и есть пирожки, тем самым набирать массу, и выглядеть не меньше физкультурников без всяких усилий, не потратив ни секунды своего драгоценного времени, которое я могу потратить на компьютерные игры.

Команда «За». Физические нагрузки развивают выносливость и помогают избавиться от болезней. Для реабилитации пациентов после травм и операций, а также для лечения многих заболеваний используется лечебная физкультура. Я за физическую культуру.

Команда «Против». Сейчас век передовых технологий и замечательной фармакологии. Я с легкостью могу купить в аптеке разные современные препараты, которые намного быстрее мне помогут восстановиться или вылечиться. Просто пить таблетки без всяких физических усилий. Я против!

Команда «За». Физическая активность снимает стресс, повышает настроение, поскольку стимулирует выработку гормона радости серотонина и задерживает его распад. Кроме того, человек во время движения начинает глубже дышать, и кровь лучше насыщается кислородом. Я за физическую культуру!

Команда «Против». Какой может быть стресс, если ты лежишь на диване, и ничего тебя не тревожит? А настроение я шоколадом и мороженым смогу поднять или другими сладостями, это ученые давно доказали. Я против физической культуры!

Команда «За». Занятия физкультурой помогают справиться с психологическими проблемами, повышают самооценку, избавляют от страха, бессонницы и депрессии. Согласно недавнему исследованию, проведенному учеными, аэробика и бег ускоряют выход из депрессии.

Команда «Против». Из депрессии меня антидепрессанты выведут. Я против физической культуры!

После высказывания аргументов всеми членами команды, в обсуждение вступают «гости в студии», перебрасывая мяч друг другу или учителю.

После окончания обсуждения, подготовленные учащиеся проводят физминутку «Танцуйте сидя», исполняя песню. Все учащиеся повторяют движения.

Учитель. Ну что ж, ребята, думаю, эта песня помогла нам отдохнуть, набраться сил, подняла настроение. Остается нам проголосовать и поработать счетной комиссии.

Учащиеся поднимают жетоны синей или красной стороной. Из личного опыта могу сказать, что ни оного красного жетона я на подобных уроках еще не видел. Даже члены команды «против» демонстрируют жетоны синей стороной.

В заключении данного теоретического занятия целесообразно привести актуальную статистику о количестве россиян, активно занимающихся физкультурой и спортом, ведущих здоровый образ жизни, показать динамику этой статистики за несколько лет и закончить урок словами знаменитого древнегреческого врача Гиппократа, который сказал: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».

Право выбора всегда остается за человеком, но я уверен, что разговор, состоявшийся на уроке, поможет детям принять в дальнейшем правильное решение в пользу здорового образа жизни.

Интерактивные методы и формы развития здорового образа жизни подростков имеют большой образовательный и развивающий потенциал, обеспечивая активность учащихся в учебном процессе. Это путь познания, который осуществляется в совместной деятельности обучающихся, а значит имеет наибольшую педагогическую ценность [2].

Список литературы /References

1. Методические рекомендации по формированию здорового образа жизни у детей и молодежи, внедрению здоровьесберегающих технологий и основ медицинских знаний. / Разработаны и рекомендованы экспертно-методическим советом ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания» (протокол заседания ЭМС № 8 от 18.09.2020). -Москва, 2020 [электронный ресурс] / https://фцомофв.рф/Шes/юe/documents/2X6A78USC6V5A8RGJR2Q.pdf

2. Интерактивные формы развития здорового образа жизни подростков. Выпускная квалификационная работа Ларионовой А. - Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2016 [электронный ресурс] / http://www2.bigpi.biysk.ru/diplom/file/ppdino_06_07_2016_09_29_39.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.