СОВРЕМЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
© Анжиганова В.Н.*
Болгановская средняя общеобразовательная школа,
Республика Хакасия, Аскизский район, с. Пуланколь
В данной статье рассматриваются особенности использования подвижных игра на уроках физкультуры. Автор делится личным опытом применения игр в разной возрастной группе. Так же в статье рассмотрены достоинства использования подвижных игр на уроках физкультуры.
Ключевые слова подвижные игры, учащиеся, спортивные игры, физкультура, физическое воспитание.
Подвижные игры - это самые доступные и эффективные средства воздействия на учащихся при их полной активности. Они способствуют решению таких образовательных задач, как совершенствование и закрепление: умений, приобретенных на занятиях легкой атлетикой, гимнастикой, спортивными играми; навыков в прыжках, беге, метаниях.
Игры больше, чем любые другие средства физического воспитания, отвечают потребностям растущего организма и способствуют всестороннему гармоничному развитию детей. С помощью игр развиваются такие физические качества, как быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость, а также морально-волевые, гражданские качества - смелость, честность, коллективизм. Подвижные игры благотворно влияют на развитие организма детей, содействуют укреплению костно-мышечного аппарата и здоровья в целом [3, с. 20].
Играя, школьники приобретают элементарные навыки владения мячом, которые необходимы для изучения таких спортивных игр как ручной мяч, баскетбол, волейбол, футбол.
Подвижные игры на уроках физкультуры используются в целях освоения техники и тактики спортивных игр, а также совершенствования техники других разделов учебной программы. Физические и морально-волевые качества совершенствуются в играх более сложного содержания, требующих от учащихся и более высокого уровня быстроты действий, координированности, силы и выносливости, целеустремленности, внимания и скорости ориентирования. Продолжается воспитание организаторских и судейских навыков, умения оценивать поведение играющих [2, с. 10-11].
Дети, играя, в подвижные игры быстрее отдыхают, снимают усталость после умственных нагрузок. Почти во всех подвижных играх, используемых
Учитель физкультуры.
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки
205
на уроках физической культуры, участвует весь класс или большинство присутствующих. Игры включают учеников в активные действия, что значительно повышает физическую нагрузку на уроке. Исходя из этого, подвижные игры нередко в моей практике применяются для повышения моторной плотности урока. Если, например, в основной части моего урока дети занимались на гимнастических снарядах и им приходилось долго ожидать выхода к ним, то после этих упражнений я обязательно провожу подвижную игру высокой интенсивности и включаю в нее всех присутствующих на уроке. Примером таких игр могут быть «День и ночь», «Наступление», «Борьба за мяч» и многие другие.
Во всех классах я использую подвижные игры главным образом в основной части урока (обычно в ее конце), но также можно с них и начинать и вводную часть, чтобы сразу включить детей в активную работу после напряженного умственного занятия в классе. В таком случае игры должны быть малой интенсивности, но эмоциональны. Например, в своей практике я использую такие игры: «Пятнашки», «Все в круг», «Колесо», «Группа, смирно!» и другие.
Подбор подвижных игр связан с возрастными особенностями учащихся, их физической подготовленностью, игровым опытом, а также с прохождением программного материала.
Дети младшего школьного возраста (1-4 классы) отличаются особой подвижностью, постоянной потребностью в движении. При выборе игр я всегда помню о том, что организм детей этого возраста не готов к перенесению длительных напряжений, поэтому игры для младших школьников я обязательно прерываю паузами для отдыха.
Для детей 1-2 класса еще недоступны игры со сложными движениями и взаимоотношениями между играющими. Их больше привлекают игры имитационные, сюжетного характера, с перебежками, увертываниями от водящего, прыжками, передачей и ловлей мяча.
Например, для учеников 1 -2 классов в своей работе я использую следующие подвижные игры:
- игры с элементами бега: «Гуси-лебеди», «Салочка выручалочка», «Краски», «Рыбаки и рыбки»;
- игры с прыжками: «Салки на одной ноге», «Прыг-скок», «Зайцы в огороде», «Переправа»;
- игры с метанием, передачей и ловлей мяча: «Угадай и поймай», «Мяч среднему», «Самый меткий», «Кто дальше бросит»
В 3-4 классах у детей совершенствуются координационные возможности. Рост показателей силы, быстроты, ловкости и выносливости, более совершенное управление своим телом и лучшая адаптация организма к физическим нагрузкам делают доступными для детей этого возраста игры довольно сложного содержания. В этом возрасте у детей увеличивается сила и подвижность нервных процессов, а следовательно, повышается устойчи-
206
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
вость внимания и интересов [1, с. 4]. Из опыта своей работы могу сказать, что детей больше привлекают игры с соревнованием не между отдельными участниками, а между командами. Подвижные игры, проводимые в 3-4 классах более длительны по времени и интенсивны по нагрузке.
Для учащихся 3-4 классов я рекомендую игры с общеразвивающими упражнениями:
- игры с перестроениями - «Поворот на право», «Капитаны», «Тройка»;
- игры с элементами бега: «Караси и щука», «Круговая эстафета», «Бег за флажками»;
- игры с прыжками: «Удочка», «Прыжки по полоскам», «Прыжок за прыжком»;
- игры с метанием, передачей и ловлей мяча: «Салки с мячом», «Охотники и утки», «Подвижная цель»;
- игры с элементами сопротивления: «Тяни в круг», «Бой петухов», «Перетягивание в парах».
В 5-9 классах игровые уроки я провожу с целью подготовки к соревнованиям «Веселые старты». На таких уроках в игровой обстановке мы изучаем отдельные элементы движений, входящих в соревнование. В этих классах могут быть уроки и без подвижных игр. Большинство подвижных игр для школьников этого возраста включает в себя элементы спортивных игр. По сравнению с младшими классами, игры усложняются, по мере взросления физические возможности у подростков становятся более специфичными. Девочек интересуют игры с элементами танцев, способствующие развитию координации движений; мальчикам становится интереснее силовые игры с сопротивлением. Поэтому в 6-9-м классах игры можно разделить на игры для девочек и для мальчиков. Наряду с групповыми существуют игры с элементами борьбы - для мальчиков и с элементами акробатики, танцев -для девочек. Судейство в 7-9 классах должно быть строже, к нему должны также привлекаться учащиеся.
Для учащихся 5-9 классов я рекомендую проводить следующие подвижные игры:
- игры с элементами баскетбола и ручного мяча типа эстафет, борьбы за мяч между командами: «Мяч капитану», «Пионербол», «Мяч ловцу», «Борьба за мяч»;
- игры с элементами волейбола типа встречных и линейных эстафет, с передачей мяча по кругу: «Пасовка волейболистов», «Летучий мяч», «Встречная волейбольная пасовка над сеткой»;
- игры с элементами футбола - передачи мяча по кругу ногой: «Ножной мяч в кругу»; эстафеты с гонкой мяча ногой, салки с мячом;
- игры с прыжками - командные соревнования в прыжках с места в длину: «Челнок» и др.;
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки
207
- игры с элементами сопротивления - «Перетягивание через черту», повторение ранее изученных игр.
В 10-11 классах в программе по физической культуре подвижных игр нет. Однако на уроках можно использовать игры предыдущих классов. Задача состоит в том, чтобы закреплять ранее полученные спортивные навыки и приучать учащихся действовать наиболее целесообразно различных ситуациях игры. В старших классах подвижные игры носят ярко выраженный вспомогательный характер. Для того чтобы разнообразить присущий старшеклассникам интерес к традиционным спортивным играм - футболу, волейболу, баскетболу, можно предоставлять им возможность самим придумывать и видоизменять правила игры либо условия соревнования.
Таким образом, применение подвижных игр на уроках физкультуры всегда актуально как младших, так и старших классах.
Список литературы:
1. Должников И.И. Планирование содержания уроков физической культуры. 1-11 классы // Физическая культура в школе. - 1997. - № 6. - С. 4.
2. Жуков М.Н. Подвижные игры: учебник для студентов педагогических вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 36 с.
3. Кузьмин Н.И. Подвижная игра как средство обучения и воспитания учащихся // Физическая культура в школе. - 2008. - № 6. - С. 20.
ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТРЕНИРОВАННОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У ЖЕНЩИН РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ
ГРУПП, ЗАНИМАЮЩИХСЯ АЭРОБИКОЙ
© Лабутина Н.О.*
Северный (Арктический) федеральный университет, г. Архангельск
Физическая культура становится одним из основных факторов здорового образа жизни, исследование проводилось в фитнес-клубе в два этапа, интервал между измерениями шесть месяцев, физическая нагрузка оказывает воздействие на все возможности человека при условии выбора адекватных средств и методов, регулирующий эффект аэробных упражнений, проявляется прежде всего в экономизации деятельности организма, снижении избытка веса и уменьшения сокращений сердца в покое и после нагрузки.
Ключевые слова: физическое развитие, антропометрические показатели, тренированность сердечнососудистой системы, аэробика.
Доцент кафедры Теоретических основ физической культуры, кандидат медицинских наук.