Научная статья на тему 'Современное использование подвижных игр на уроках физической культуры'

Современное использование подвижных игр на уроках физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1227
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / УЧАЩИЕСЯ / СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / ФИЗКУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анжиганова В. Н.

В данной статье рассматриваются особенности использования подвижных игра на уроках физкультуры. Автор делится личным опытом применения игр в разной возрастной группе. Так же в статье рассмотрены достоинства использования подвижных игр на уроках физкультуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анжиганова В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное использование подвижных игр на уроках физической культуры»

СОВРЕМЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

© Анжиганова В.Н.*

Болгановская средняя общеобразовательная школа,

Республика Хакасия, Аскизский район, с. Пуланколь

В данной статье рассматриваются особенности использования подвижных игра на уроках физкультуры. Автор делится личным опытом применения игр в разной возрастной группе. Так же в статье рассмотрены достоинства использования подвижных игр на уроках физкультуры.

Ключевые слова подвижные игры, учащиеся, спортивные игры, физкультура, физическое воспитание.

Подвижные игры - это самые доступные и эффективные средства воздействия на учащихся при их полной активности. Они способствуют решению таких образовательных задач, как совершенствование и закрепление: умений, приобретенных на занятиях легкой атлетикой, гимнастикой, спортивными играми; навыков в прыжках, беге, метаниях.

Игры больше, чем любые другие средства физического воспитания, отвечают потребностям растущего организма и способствуют всестороннему гармоничному развитию детей. С помощью игр развиваются такие физические качества, как быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость, а также морально-волевые, гражданские качества - смелость, честность, коллективизм. Подвижные игры благотворно влияют на развитие организма детей, содействуют укреплению костно-мышечного аппарата и здоровья в целом [3, с. 20].

Играя, школьники приобретают элементарные навыки владения мячом, которые необходимы для изучения таких спортивных игр как ручной мяч, баскетбол, волейбол, футбол.

Подвижные игры на уроках физкультуры используются в целях освоения техники и тактики спортивных игр, а также совершенствования техники других разделов учебной программы. Физические и морально-волевые качества совершенствуются в играх более сложного содержания, требующих от учащихся и более высокого уровня быстроты действий, координированности, силы и выносливости, целеустремленности, внимания и скорости ориентирования. Продолжается воспитание организаторских и судейских навыков, умения оценивать поведение играющих [2, с. 10-11].

Дети, играя, в подвижные игры быстрее отдыхают, снимают усталость после умственных нагрузок. Почти во всех подвижных играх, используемых

Учитель физкультуры.

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки

205

на уроках физической культуры, участвует весь класс или большинство присутствующих. Игры включают учеников в активные действия, что значительно повышает физическую нагрузку на уроке. Исходя из этого, подвижные игры нередко в моей практике применяются для повышения моторной плотности урока. Если, например, в основной части моего урока дети занимались на гимнастических снарядах и им приходилось долго ожидать выхода к ним, то после этих упражнений я обязательно провожу подвижную игру высокой интенсивности и включаю в нее всех присутствующих на уроке. Примером таких игр могут быть «День и ночь», «Наступление», «Борьба за мяч» и многие другие.

Во всех классах я использую подвижные игры главным образом в основной части урока (обычно в ее конце), но также можно с них и начинать и вводную часть, чтобы сразу включить детей в активную работу после напряженного умственного занятия в классе. В таком случае игры должны быть малой интенсивности, но эмоциональны. Например, в своей практике я использую такие игры: «Пятнашки», «Все в круг», «Колесо», «Группа, смирно!» и другие.

Подбор подвижных игр связан с возрастными особенностями учащихся, их физической подготовленностью, игровым опытом, а также с прохождением программного материала.

Дети младшего школьного возраста (1-4 классы) отличаются особой подвижностью, постоянной потребностью в движении. При выборе игр я всегда помню о том, что организм детей этого возраста не готов к перенесению длительных напряжений, поэтому игры для младших школьников я обязательно прерываю паузами для отдыха.

Для детей 1-2 класса еще недоступны игры со сложными движениями и взаимоотношениями между играющими. Их больше привлекают игры имитационные, сюжетного характера, с перебежками, увертываниями от водящего, прыжками, передачей и ловлей мяча.

Например, для учеников 1 -2 классов в своей работе я использую следующие подвижные игры:

- игры с элементами бега: «Гуси-лебеди», «Салочка выручалочка», «Краски», «Рыбаки и рыбки»;

- игры с прыжками: «Салки на одной ноге», «Прыг-скок», «Зайцы в огороде», «Переправа»;

- игры с метанием, передачей и ловлей мяча: «Угадай и поймай», «Мяч среднему», «Самый меткий», «Кто дальше бросит»

В 3-4 классах у детей совершенствуются координационные возможности. Рост показателей силы, быстроты, ловкости и выносливости, более совершенное управление своим телом и лучшая адаптация организма к физическим нагрузкам делают доступными для детей этого возраста игры довольно сложного содержания. В этом возрасте у детей увеличивается сила и подвижность нервных процессов, а следовательно, повышается устойчи-

206

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

вость внимания и интересов [1, с. 4]. Из опыта своей работы могу сказать, что детей больше привлекают игры с соревнованием не между отдельными участниками, а между командами. Подвижные игры, проводимые в 3-4 классах более длительны по времени и интенсивны по нагрузке.

Для учащихся 3-4 классов я рекомендую игры с общеразвивающими упражнениями:

- игры с перестроениями - «Поворот на право», «Капитаны», «Тройка»;

- игры с элементами бега: «Караси и щука», «Круговая эстафета», «Бег за флажками»;

- игры с прыжками: «Удочка», «Прыжки по полоскам», «Прыжок за прыжком»;

- игры с метанием, передачей и ловлей мяча: «Салки с мячом», «Охотники и утки», «Подвижная цель»;

- игры с элементами сопротивления: «Тяни в круг», «Бой петухов», «Перетягивание в парах».

В 5-9 классах игровые уроки я провожу с целью подготовки к соревнованиям «Веселые старты». На таких уроках в игровой обстановке мы изучаем отдельные элементы движений, входящих в соревнование. В этих классах могут быть уроки и без подвижных игр. Большинство подвижных игр для школьников этого возраста включает в себя элементы спортивных игр. По сравнению с младшими классами, игры усложняются, по мере взросления физические возможности у подростков становятся более специфичными. Девочек интересуют игры с элементами танцев, способствующие развитию координации движений; мальчикам становится интереснее силовые игры с сопротивлением. Поэтому в 6-9-м классах игры можно разделить на игры для девочек и для мальчиков. Наряду с групповыми существуют игры с элементами борьбы - для мальчиков и с элементами акробатики, танцев -для девочек. Судейство в 7-9 классах должно быть строже, к нему должны также привлекаться учащиеся.

Для учащихся 5-9 классов я рекомендую проводить следующие подвижные игры:

- игры с элементами баскетбола и ручного мяча типа эстафет, борьбы за мяч между командами: «Мяч капитану», «Пионербол», «Мяч ловцу», «Борьба за мяч»;

- игры с элементами волейбола типа встречных и линейных эстафет, с передачей мяча по кругу: «Пасовка волейболистов», «Летучий мяч», «Встречная волейбольная пасовка над сеткой»;

- игры с элементами футбола - передачи мяча по кругу ногой: «Ножной мяч в кругу»; эстафеты с гонкой мяча ногой, салки с мячом;

- игры с прыжками - командные соревнования в прыжках с места в длину: «Челнок» и др.;

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки

207

- игры с элементами сопротивления - «Перетягивание через черту», повторение ранее изученных игр.

В 10-11 классах в программе по физической культуре подвижных игр нет. Однако на уроках можно использовать игры предыдущих классов. Задача состоит в том, чтобы закреплять ранее полученные спортивные навыки и приучать учащихся действовать наиболее целесообразно различных ситуациях игры. В старших классах подвижные игры носят ярко выраженный вспомогательный характер. Для того чтобы разнообразить присущий старшеклассникам интерес к традиционным спортивным играм - футболу, волейболу, баскетболу, можно предоставлять им возможность самим придумывать и видоизменять правила игры либо условия соревнования.

Таким образом, применение подвижных игр на уроках физкультуры всегда актуально как младших, так и старших классах.

Список литературы:

1. Должников И.И. Планирование содержания уроков физической культуры. 1-11 классы // Физическая культура в школе. - 1997. - № 6. - С. 4.

2. Жуков М.Н. Подвижные игры: учебник для студентов педагогических вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 36 с.

3. Кузьмин Н.И. Подвижная игра как средство обучения и воспитания учащихся // Физическая культура в школе. - 2008. - № 6. - С. 20.

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТРЕНИРОВАННОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У ЖЕНЩИН РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ

ГРУПП, ЗАНИМАЮЩИХСЯ АЭРОБИКОЙ

© Лабутина Н.О.*

Северный (Арктический) федеральный университет, г. Архангельск

Физическая культура становится одним из основных факторов здорового образа жизни, исследование проводилось в фитнес-клубе в два этапа, интервал между измерениями шесть месяцев, физическая нагрузка оказывает воздействие на все возможности человека при условии выбора адекватных средств и методов, регулирующий эффект аэробных упражнений, проявляется прежде всего в экономизации деятельности организма, снижении избытка веса и уменьшения сокращений сердца в покое и после нагрузки.

Ключевые слова: физическое развитие, антропометрические показатели, тренированность сердечнососудистой системы, аэробика.

Доцент кафедры Теоретических основ физической культуры, кандидат медицинских наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.