Научная статья на тему 'Формы политической активности рабочих Прикамья в 1920 году: накануне нэпа'

Формы политической активности рабочих Прикамья в 1920 году: накануне нэпа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
41
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАСТРОЕНИЯ РАБОЧИХ / РАБОЧИЕ ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ / ПЕРМСКАЯ ГУБЧК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы политической активности рабочих Прикамья в 1920 году: накануне нэпа»

Женщина как творец культуры проделала очень сложный путь для признания себя как художника. Исторически женщина могла восприниматься как творец в маскулинно-сконструированной литературной истории, только если проявляла мужские качества, отказываясь при этом от своей гендерной идентичности.

Феномен женской прозы до сих пор является дискуссионным вопросом. Современная же женская литература цветет пышным цветом. Современная женщина более не является творцом-маргиналом. Ей открыты пути во все области, которые ранее были доступны только мужчинам, хотя своё право равенства с мужчинами по-прежнему нужно отстаивать. Женщина как писатель отстояла своё право быть субъектом творчества. Женская проза выражает новые модели литературного дискурса, которые базируются на собственно женском опыте и переживании. «Исследование специфики женской прозы будет способствовать ее дальнейшему утверждению и развитию в русле литературного процесса» (Зумбулидзе, 2011, с.23).

Список источников и литературы

1.Волков А. Гендерный аспект в контексте обучения художественному переводу//Оепега1 and Professional Education, 2/2012

2.Гамильтон Л. Собрание сочинений. Анита Блейк - охотница на вампиров. М.: АСТ, Изд. в 2005-2012

3.Зумбулидзе И.Г. «Женская проза» в контексте современной литературы//Современная филология: материалы междунар. заоч. науч. конф. Уфа: Лето, 2011

4.Маг А. Эмансипация под контролем. Новая Ева и прежний Адам // Генднерные исследования, 2004. № 12

5.Шапинская Е.Н. Проблема творчества в гендерном аспекте//Обсерватория культуры, 2004.№ 2

Баранова С.Б., исторический факультет Научный руководитель: д.и.н. С.А.Дианов

Формы политической активности рабочих Прикамья в 1920 году:

накануне НЭПа

Ключевым моментом при осуществлении контроля над политическими настроениями населения региона была информационная работа, проводимая местными чрезвычайными комиссиями. Ее суть заключалась в регулярном направлении в центр информационной частью Пермской губЧК информационных бюллетеней (Дианов, 2008, с.48). Бюллетень становился еще и ячейкой комплектования секретных сводок под грифами «А» и «В». Научный интерес представляет сводка «А», где содержался отчет о политическом состоянии губернии за истекшие полмесяца. В содержании документа были вопросы настроений населения и, в том числе, среди рабочих. При этом заметим, что под определением «настроение», в нашем докладе, понимается отношение уральских рабочих к советской власти, а также формы их политической активности.

Цель проведенной работы - изучение по материалам местной губЧК политических настроений рабочих в 1920-1921 гг., выявление причинно-следственных связей этих настроений путем анализа сводок «А» за 1920 г., местной периодической печати, а также мнений известных исследователей. Эта тема актуальна, т.к., с одной стороны, здесь затронут вопрос о рабочих Пермской губернии, которые, как видно из сравнительной характеристики работников секретно-оперативного отдела, в корне отличаются от рабочих Центральной России. СОО губЧК отождествлял уральского рабочего с крестьянином, имеющим свой дом и хозяйство и пришедшим подработать. При этом заявлялось, что уральский рабочий «как ничтожный обыватель стремится в сторону от баррикад, бочком пробирается мимо революции, у которого, проще говоря, хата с краю» (ПермГАНИ Ф. 557. Оп. 1 Д. 50 Л. 37). С другой стороны, в нашей работе затрагивается 1920 г. - последний год существования политики военного коммунизма. Он наиболее ярко способен отразить возникшие проблемы рабочих масс, сильно повлиявшие на их политическое состояние и послужившие толчком к переходу (возможно, в чем-то и формальному) к новой системе отношений.

Так, к 1920 г. характеристика политических настроений рабочих информационным отделом Пермской губЧК сводилась к таким определениям, как то: «удовлетворительное» и «безразличное» (ПермГАНИ Ф. 557 Оп. 1 Д. 52 Л. 92). Также здесь отмечались и недовольства рабочих, тенденции к понижению сочувствия к Советской власти (ПермГАНИ Ф.557 Оп.1 Д.53 Л. 34).

Одной из основных причин неудовлетворительных настроений являлась техническая составляющая, непосредственно касающаяся самого процесса работы заводов и фабрик. Причем уровень таковой работы отмечался как неудовлетворительный. Главной причиной данного уровня, по мнению СОО губЧК, становился недостаток топлива. При этом такая проблема часто заставляла совсем останавливать некоторые цеха (ПермГАНИ Ф. 557 Оп. 1 Д. 52 Л. 8). Однако стоит уточнить главенство данной причины. По мнению Гимпельсона, малые предприятия в условиях военного времени неизбежно выигрывали у больших (Гимпельсон, 1974, с.86). Кроме того, как заявляет Кафенгауз, сохранение значительного количества небольших заводов без каких-либо технических нововведений было условием градообразования на Урале на протяжении первых трех десятилетий XX века. И, что самое главное, возможность существования таковых была обусловлена преобладанием именно древесины в системе подачи топлива (Кафенгауз, 1994, с.10). Таким образом, сведения о наличии большого количества древесины на территории Урала ставят под сомнение статус главенствующей причины неудовлетворительного уровня работы промышленности Прикамья именно из-за нехватки топлива.

Помимо недостатка топлива указывались иные сложности, связанные с технологией труда: отсутствие смазочных веществ, а также с материальной и количественной обеспеченностью такового: недостаток

продуктов, нехватка рабочих квалифицированных рук (ПермГАНИ Ф. 557 Оп. 1 Д. 52 Л. 8).

Процесс, связанный с остановкой производства, материальным недостатком, являлся одной из причин недовольства рабочих в связи с уменьшением оплаты труда. Такое положение непосредственно вело к следующему пункту исследования, связанного с низким уровнем материального благосостояния рабочих.

В связи с плохо установленной системой снабжения рабочих товарами первой необходимости в их среде наблюдалось явное недовольство этим. Такое эмоциональное состояние было вызвано отсутствием у рабочих мануфактуры, обуви, мыла. Причем указано, что отсутствие таковых вошло уже в привычку у рабочих масс (Ф. 557 Оп. 1 Д. 52 Л. 100). Местная периодическая печать также соглашается с мнением органов госбезопасности. Заявляется при этом, что «дело с продовольствием там обстоит очень плохо» (Звезда, 1920, 12 авг.).

По мнению чекистов, в среде рабочих масс в 1920 г. появляются различной формы протесты, приобретавшие со временем характер «контрреволюционной» деятельности. В отчетных документах (сводках, бюллетенях) руководители пермской губЧК утверждали, что менялись методы борьбы с Советской властью. Антисоветская агитация, по большому счету, была сменена разрушением завода, через порчу станков, инжекторов. Заявлялось, что данный метод борьбы сильно влиял на рабочих, их отношение к власти заметно менялось, переходя от безразличного к враждебному (Ф. 557 Оп. 1 Д. 52 Л. 92). Однако могла ли иметь смысл данная деятельность в условиях, когда «контрреволюционеры» сами находились в оппозиции. Такие действия неизбежно могли привести лишь к окончательному отказу массы от политических идей иных течений, что было невыгодно антисоветским агитаторам. При этом нужно принять во внимание, что порча инструментов зачастую была обусловлена нехваткой квалифицированных рабочих рук (Звезда, 1920, 24 авг.).

По мнению чекистов, влияние на рабочие массы оказывали не только антисоветские и контрреволюционные элементы. Высок был уровень влияния и местной власти. Превышение должностных полномочий, неблагоприятные условия содержания в государственных учреждениях исправительного характера очень часто усугубляли и без того критическое состояние отношения рабочего к новому устройству общества.

Одним из ярких проявлений в сфере превышения должностных полномочий становится употребление рабочей силы в личных целях. Так, выполняя личные надобности некоторых представителей местного административного аппарата, рабочие заготавливали дрова, топили бани, возили воду, сено. При этом отрицание выполнения данной работы рабочими автоматически вело таковых к разбирательству в отделе труда и к принудительным работам. Аналогичная ситуация возникает и на

выборах, когда рабочие, напуганные отделом труда, выбирают специально выставленных кандидатов (ПермГАНИ Ф. 557 Оп. 1 Д. 52 Л. 134).

В итоге, сложное материальное положение, вызванное нехваткой топлива на заводах и фабриках, низкой оплатой труда и невозможностью полноценно снабдить товарами первой необходимости рабочих, а также идейное влияние элементов антисоветского толка и превышение должностных полномочий местной властью, вели к определенным результатам. Так формировалось конкретное личное отношение рабочих к новой власти, проявляемое специфическим настроем таковых.

Можно сказать, что настроение рабочих как к Советской власти, так и к интенсивности труда установилось на уровне безразличного. Рабочие проявляли интерес ко многим вопросам только постольку, поскольку это задевало их личную жизнь (Ф. 557 Оп. 1 Д. 52 Л. 139).

Следует сделать вывод. Отчеты местной губЧК, а также мнения историков в какой-то степени позволили реконструировать состояние политического сознания рабочих в Перми и губернии. В общих чертах оно было пассивным и выражалось в установлении удовлетворительного и безразличного настроения в отношении к советской власти, а также в снижении интереса к общественным делам. Это, в свою очередь, не могло не вызывать беспокойства со стороны новой власти и желания такое положение исправить.

В связи с этим, на примере пассивности рабочих масс Прикамья и отвержения их большей частью идей «военного коммунизма» можно предположить, что курс на НЭП, провозглашенный в 1921 г., был действительно необходимой и вынужденной мерой. Так, смена конкретных действий власти могла способствовать и смене политических настроений масс, позитивный характер которых в отношении к советской власти был главным условием гармоничного существования.

Список источников и литературы

1.ПермГАНИ Ф. 557. Оп. 1 Д. 50 Л. 37

2.ПермГАНИ Ф. 557. Оп. 1 Д. 52 Л. 8, 92, 100, 134, 139

3.ПермГАНИ Ф. 557. Оп. 1 Д. 53 Л. 34

4.Наш фронт труда // Звезда. - 24 августа 1920г.

5.Сдадим излишки, получим земледельческие орудия // Звезда. - 12 августа 1920г. Гимпельсон Е.Г. Советский рабочий класс 1918 - 1920 гг. Социально-политические изменения. Наука. М., 1974

6.Дианов С.А. Политический контроль в Пермском крае в 1919-1929 гг.- Пермь, 2008

7.Кафенгауз Л. Б. Эволюция промышленного производства России (посл. треть XIX -30-е гг. XX в.). - М., 1994

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.