Абросимова Е.В., исторический факультет,
отделение культурологии Научный руководитель: к.и.н., доцент Л.Г. Сидорчукова
Творчество Лорел К. Гамильтон в контексте гендерной теории
Проблема творчества и творящей личности - одна из самых сложных и важных проблем, занимающих человеческие умы ещё с древних времён. Творчество - это ведущая сила общеисторического прогресса и развития каждого человека, оно является созидательным началом науки, техники, культуры, искусства, социальной и нравственной жизни людей.
Не смотря на широкий и давний интерес к проблеме творчества вообще, проблема женщины в искусстве была поставлена сравнительно недавно. Проблемой творчества занимались как зарубежные исследователи, такие как Г. Зиммель, Э. Сиксу, Л. Нохлин, А. Маг, М. Рюткёнен, Ю. Кристева, Э. Шоуолтер, Л. Иригарэй, С. Вайгель, Т. де Лауретис, Р. Фельски, Н. Миллер; так и отечественные исследователи: Н. Бердяев, А. Усманова, И. Савкина, Е. Шапинская, Т. Ровенская, А. Альчук, Н. Шарандак, Н. Коноплёва, Е. Гаранина, М. Арбатова, С. Пономарев, К. Парнель, Т. Мелешко, Н. Габриэлян, С. Василенко, Б. Сатклифф, И. Жеребкина, М. Рабжаева и др.
В истории искусств творчество, как социокультурная деятельность, как культурное производство, было запретной областью для женщины. Женщина-художник представлялась дефективной и как творец, потому что считалась не способной создать что-нибудь стоящее, и как женщина, т.к. «творчество является замещением единственно естественного для женщин инстинкта деторождения» (Шапинская, 2004, с.40). В истории, однако, известны случаи, когда женщину оценивали по достоинству за ее вклад в искусство. Однако чаще всего это приписывали наличию у женщины мужского склада ума, были случаи, что мужчины, выказывая уважение такой женщине, считали ее мужчиной в женском облике (Шапинская, 2004 с.39). К тому же и сами женщины часто перенимали мужское поведение, например, женщины «маскулинизировали» женский облик путем ношения мужской одежды, вырабатывали у себя мужские привычки, назывались мужскими именами (не только и не столько из-за «продвижения» своего творчества, сколько из-за определенного статуса в мире маскулинности, так как, добиваясь успеха, женщины не меняли свои мужские имена и привычки). Женщины намеренно отказывались от фемининности. Перенимая мужской образ жизни, женщина перенимает и мужской образ мысли.
Лишь в ХХ веке женщине нет необходимости отказываться от своей гендерной принадлежности. Творчество женщины направлено на репрезентацию мира, как его воспринимает женщина, поэтому, по мнению некоторых исследователей (Шапинская, 2004, с.42; Зумбулидзе, 2011, с.21), они начинают вырабатывать собственные, новые языки искусства,
т.н. женская проза, женский стиль, чтобы не работать в рамках заимствования.
«Женская проза - социокультурный феномен, возникающий в процессе освоения женщинами публичного пространства и выражающийся в появлении литературных текстов, описывающих мир, социальный опыт и практики женщин глазами женщин. Женская проза зарождается в начальных фазах эмансипационных процессов в виде маргинальных для литературоведения и истории литературы текстов, описывающих опыт социального маргинала - женщины» (Волков А., 2012, с. 13).
Таким образом, можно сказать, что женское авторство проходит своё становление через обретение собственного «голоса», «взгляда», который направлен на репрезентацию женского мира. Однако количество женщин в области современного культурного пространства не говорит о становлении новых гендерных отношений в области художественной репрезентации. Содержащиеся в тексте множественные смыслы исходят не от гендерной принадлежности автора, а от его гендерной установки (Шапинская, 2004, с.45). Важно так же отметить, что «мужские» тексты пишут и авторы-женщины и авторы-мужчины, однако так называемые «женские» тексты часто пишутся только женщинами. Женщина всё чаще вторгается в маскулинные социокультурные сферы бытия, в то время как переход мужчин в традиционно женские сферы практически не наблюдается.
В современной как зарубежной, так и отечественной литературе мы всё чаще можем наблюдать женщин-писателей. Одной из них является Лорел К. Гамильтон, анализ творчества которой мы сейчас представим.
Американская писательница Лорел К. Гамильтон в серии книг «Анита Блейк - истребительница вампиров» представляет нам свои феминистские взгляды на жизнь через главную героиню - Аниту Блейк. В этом отличие современных женщин-писателей от таковых, живших и творивших, например, в XIX веке. У современных писательниц есть возможность полностью передавать свой опыт, своё мировоззрение, высказать своё мнение по тому или иному вопросу. Женщина феминистических взглядов XIX века не могла позволить себе этого: на неё давили рамки патриархальных норм, поэтому, не зависимо от феминистской направленности её взглядов на жизнь, её героиня часто вела традиционный, принятый обществом (а именно, мужчинами) образ жизни и мыслей (Маг, 2004, с.76-79).
В первых девяти книгах Анита стремиться к самоутверждению себя именно как Человека (и не важно, женщина она или мужчина). Она имеет право на такое же отношение к ней, как если бы она была мужчиной, и стойко и страстно отстаивает его. Она ведет себя так, как мог бы вести себя мужчина: она занимается расследованием убийств, работает аниматором в Аниматорз инкорпорейтед (Animators Inc), доказывая окружающим, что она профессиональна и компетентна. В своём мире главная героиня занимает всё более и более высокое положение и статус по мере развития сюжета, также Анита приобретает всё больше физических и метафизических особенностей, что предполагает желание автора «уравнять» главную героиню с
окружающими её мужчинами и даже возвысить её над ними. Также примечательна манера разговора героини, а именно частое использование нецензурной лексики, что говорит о желании главной героини влиться в коллектив, который чаще всего является мужским.
Таким образом, Анита представляет собой женщину внешне, но внутренне она мужчина (по крайней мере на первых этапах серии). Возможно, так Гамильтон хочет показать, что стереотипные представления о гендерных свойствах личности конструируются в процессе социализации человека. У многих персонажей (как мужских, так и женских) гендерные особенности размываются. Здесь признаки маскулинности и фемининности делят людей не по половому признаку, а по личностным качествам, а порой и вовсе являют нам андрогинистичную личность.
По мере развития событий в книгах главная героиня претерпевает определенные изменения, приходя к более гармоничным отношениям с окружающим миром, по сравнению с предыдущим конфронтационным отношением. Также Анита становится более эмоциональной, возможно потому, что она понимает, что больше не одна, что у неё есть люди, которым может довериться. Также это можно объяснить тем, что в книгах последних лет, когда появляется всё больше книг о женственной, слабой девушке, архетипичной «девушке в беде», ищущей своего принца на белом коне. Здесь можно предположить, что общество (американское, в частности) начинает уставать от отстаивания образа «девы-воительницы», потому «принцесса», ждущая своего принца, который должен спасти её, всё более отодвигает образ «амазонки».
Данная модификация героини также объясняется изменением жизненных обстоятельств в жизни Гамильтон. Из чего мы можем сделать вывод, что трансформация идеологии, а также состояния автора влияет на качественные изменения главных героев, а также содержание самого текста.
В серии во всей социальной структуре существует определенная иерархия. Основной особенностью её является то, что прародительницей сверхъестественных существ (а именно, вампиров и оборотней) является женщина. Здесь явно прослеживаются идеи матриархата и древнего культа Богини-Матери. Ещё одной особенностью серии является полиандрия главной героини (а также некоторых других героинь, играющих весомую роль в серии), что также может говорить об увлечении автора идеями матриархата, а также идеями феминизма. Здесь заложена идея свободы, т.е. неограниченности действий в личной жизни общепринятыми нормами.
Повествование во всех книгах ведется от первого лица, что говорит о стремлении Гамильтон чувствовать себя цельным и осознающим субъектом.
Таким образом, Гамильтон высказывает нам свои феминистические воззрения, а также своё мнение по поводу существующего положения женщины в обществе. По мнению Гамильтон, женщина в современном мире имеет возможность быть тем, кем ей хочется быть, однако всё же нужно приложить чуть больше усилий, чем мужчине в той же ситуации, для достижения своих целей.
Женщина как творец культуры проделала очень сложный путь для признания себя как художника. Исторически женщина могла восприниматься как творец в маскулинно-сконструированной литературной истории, только если проявляла мужские качества, отказываясь при этом от своей гендерной идентичности.
Феномен женской прозы до сих пор является дискуссионным вопросом. Современная же женская литература цветет пышным цветом. Современная женщина более не является творцом-маргиналом. Ей открыты пути во все области, которые ранее были доступны только мужчинам, хотя своё право равенства с мужчинами по-прежнему нужно отстаивать. Женщина как писатель отстояла своё право быть субъектом творчества. Женская проза выражает новые модели литературного дискурса, которые базируются на собственно женском опыте и переживании. «Исследование специфики женской прозы будет способствовать ее дальнейшему утверждению и развитию в русле литературного процесса» (Зумбулидзе, 2011, с.23).
Список источников и литературы
1.Волков А. Гендерный аспект в контексте обучения художественному переводу//Оепега1 and Professional Education, 2/2012
2.Гамильтон Л. Собрание сочинений. Анита Блейк - охотница на вампиров. М.: АСТ, Изд. в 2005-2012
3.Зумбулидзе И.Г. «Женская проза» в контексте современной литературы//Современная филология: материалы междунар. заоч. науч. конф. Уфа: Лето, 2011
4.Маг А. Эмансипация под контролем. Новая Ева и прежний Адам // Генднерные исследования, 2004. № 12
5.Шапинская Е.Н. Проблема творчества в гендерном аспекте//Обсерватория культуры, 2004.№ 2
Баранова С.Б., исторический факультет Научный руководитель: д.и.н. С.А.Дианов
Формы политической активности рабочих Прикамья в 1920 году:
накануне НЭПа
Ключевым моментом при осуществлении контроля над политическими настроениями населения региона была информационная работа, проводимая местными чрезвычайными комиссиями. Ее суть заключалась в регулярном направлении в центр информационной частью Пермской губЧК информационных бюллетеней (Дианов, 2008, с.48). Бюллетень становился еще и ячейкой комплектования секретных сводок под грифами «А» и «В». Научный интерес представляет сводка «А», где содержался отчет о политическом состоянии губернии за истекшие полмесяца. В содержании документа были вопросы настроений населения и, в том числе, среди рабочих. При этом заметим, что под определением «настроение», в нашем докладе, понимается отношение уральских рабочих к советской власти, а также формы их политической активности.