УДК 378.147 ББК 74.48
DOI: 10.35211/2500-2635-2024-3-59-55-60
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ В ВУЗЕ
FORMS OF ORGANIZATION OF INTERNATIONAL ACADEMIC MOBILITY AT A UNIVERSITY
КРЮЧКОВА Катерина Сергеевна
Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоград, Россия E-mail: [email protected]
ИОНКИНА Елена Сергеевна
Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Россия E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья поднимает вопросы интеграции российского образования в мировое образовательное пространство. Работа посвящена изучению основных форм организации международной академической мобильности в российских вузах. Описан опыт организации краткосрочной и долгосрочной академической мобильности, а также виртуальной ее формы. Произведен анализ и оценка степени реализации различных форм мобильности на примере факультета подготовки иностранных специалистов Волгоградского государственного технического университета. Выделены основные перспективы развития таких форм международной академической мобильности.
Ключевые слова: академическая мобильность, будущий специалист, иностранный гражданин, студенческий обмен, включенное обучение.
KRYUCHKOVA Katerina S.
Volgograd State Socio-Pedagogical
University,
Volgograd, Russia
E-mail: [email protected]
IONKINA Elena S.
Volgograd State Technical University,
Volgograd, Russia
E-mail: [email protected]
Abstract. The article raises issues of international education in the global educational space. The work is devoted to studying the organization of the main forms of international academic mobility in Russian universities. The experience of organizing large-scale and academic mobility, as well as its form, is described. An analysis and assessment of the degree of implementation of various forms of mobility at the Department of Training of Foreign Specialists of Volgograd State Technical University was carried out. The main prospects for the development of such international forms of academic mobility are highlighted.
Keywords: academic mobility, future specialist, foreign citizen, student exchange, included learning.
Академическая мобильность способствует расширению рамок как российского, так и международного образования в высшей школе в сторону его интернационализации, дает возможность самореализации специалисту,
© Крючкова К. С., Ионкина Е. С., 2024.
формирует способность к пониманию многообразия культурных и профессиональных различий людей, предоставляет потенциал разнообразных вариантов трудоустройства выпускников. Преимущества такой мобильности заключаются в погружении студентов и преподавателей в деятельность передовых российских и международных образовательных, просветительских и научных центров, в возможности познакомиться с опытом ведущих ученых и педагогов с мировым именем. Академическая мобильность также может пониматься как некий метод накопления новых знаний, выработки умений использовать их в нестандартных условиях.
В настоящее время в состоянии нестабильной внешней политической ситуации происходит смещение акцентов академической мобильности на ближнее зарубежье, а также Среднюю Азию и Восток. В последние годы активную международную позицию в сфере международного академического обмена, академической мобильности занимают межгосударственные союзы стран БРИКС. Партнерами России в сфере образования становятся Китай, Южная Африка, Бразилия, Индия, намеренные совместно реализовать высокий образовательный и научный потенциал, способный конкурировать с потенциалом Японии, Европы и США.
Привлекательным для иностранных студентов обучение в российских вузах видится в том, что по сравнению с европейскими и американскими расценками стоимость отечественных образовательных услуг относительно невысока, при этом они получают образование на достойном мировом уровне. Также преимуществом является и существование в России признанных мировым сообществом научных центров в сфере гуманитарных, естественных наук и медицины. Традиционно самыми популярными у иностранных граждан в российских вузах считаются направления подготовки, связанные с обучением инженеров, медиков, а также специалистов в сфере добывающей промышленности. В качестве экспериментальной площадки было выбрано подразделение Волгоградского государственного технического университета (далее - ВолгГТУ), а, именно, факультет подготовки иностранных специалистов (далее - ФПИС). Граждане Ближнего Востока, Европы, Африки, Латинской Америки, Азии обучаются в ВолгГТУ с 1962 года. ФПИС функционирует с 1973 г. и проводит высококвалифицированную подготовку студентов для последующего их обучения в вузах России по инженерному, гуманитарному и экономическому направлениям. В статье проведен анализ основных форм организации академической мобильности, а также определены основные перспективные направления ее развития в данном подразделении вуза.
На основе исследований был сделан вывод о том, что основная цель академической мобильности - предоставление возможности получить более широкие знания и опыт в выбранной области, путем обеспечения доступа к широко признанным учебным центрам, ведущим научным школам, а также расширить знания в сфере мировой культуры, сформировать определенные личностные качества специалиста, способствовать его самоопределению и самосовершенствованию.
Академическая мобильность способствует интеграции российского и мирового образовательных пространств. Преимущества такой мобильности для студентов, преподавателей и вузов можно выделить следующие:
- возможность выбора студентами индивидуальной образовательной траектории, лучших на их взгляд образовательных услуг;
- новые условия конкуренции и сотрудничества для университетов;
- перспективы научного и образовательного сотрудничества;
- трудоустройство специалистов на мировом рынке труда.
В исследовании рассматривается понятие международной (внешней) академической мобильности (international academic/cross-border mobility) как обучение, стажировка, работа студентов и преподавателей в зарубежных вузах (Шакирова 2018). Необходимо отметить важность разграничения степенной мобильности (degree mobility) и кредитной мобильности (credit mobility или study abroad). Степенная мобильность - тип внешней мобильности студентов, в результате которой студенты зачисляются для получения ими полной степени или другой квалификации в университете за пределами страны проживания. Кредитная мобильность - этот термин относится к типу внешней мобильности студентов, которые зачислены в свой домашний вуз для получения степени или квалификации, но их подготовка включает краткосрочный опыт обучения в принимающем университете в другой стране (Nerlich 2016).
Разделяя виды мобильности по продолжительности обучения студентов в вузе-партнере, можно указать на долгосрочную и краткосрочную академическую мобильность. Долгосрочная академическая мобильность студентов предполагает их обучение в другом учебном заведении в течении более полутора месяцев. При этом студенту необходимо оформить индивидуальный учебный план, который содержит курсы, необходимые для освоения за пределами его родного вуза. Учебу в вузе-партнере по времени не более полутора месяцев предполагает краткосрочная академическая мобильность. Этот вид мобильности, как правило, имеет форму научных семинаров или конференций, краткосрочных летних и языковых школ и зачастую планируется на каникулярный период. В данном исследовании изучались основные формы организации академической мобильности и оценивалась степень их реализации на ФПИС ВолгГТУ, а также перспективы развития таких форм. На основе анализа исследований по теме выделены следующие формы академической мобильности студентов и преподавателей:
- летние (или сезонные) и языковые школы;
- участие в конференциях и семинарах;
- совместные от двух и более вузов программы образования, возможность получения студентами двух дипломов одновременно;
- программы студенческого обмена (включенное обучение);
- стажировки студентов и преподавателей;
- виртуальная форма академической мобильности.
Наиболее распространенными и эффективными формами мобильности выступают краткосрочные формы обучения, длящиеся от одной недели
до месяца, например, сезонные и языковые школы (Шакирова 2018). Вуз может предложить обширный круг научных, образовательных и культурных вопросов и тем для изучения и обсуждения. В обязательном порядке включается культурная программа, знакомство с вузом и его инфраструктурой, а требования к академической подготовке и языковым навыкам участников не столь высоки, как на профессиональном уровне (Шакирова 2018). В результате такая форма мобильности включает в себя, помимо образовательной, научную и социокультурную составляющую. Также в большинстве случаев после удачного окончания обучения в сезонных школах студенты накапливают кредиты для перезачета в своем вузе. В ВолгГТУ существует опыт проведения языковых школ. Так, на протяжении более 10 лет студенты из Мичиганского Университета (США) проходили в течение месяца летнюю языковую школу.
Исследователи отмечают, что среди долгосрочных форм мобильности наиболее востребованными являются совместные программы двойных дипломов, которые способствуют повышению международной конкурентоспособности отечественных вузов (Горылев 2020; Заботкина, Маколов 2021). Программа двойных дипломов - это практика межвузовского взаимодействия, при которой преподавателями вузов-партнеров разрабатывается единая программа образования студентов по определенному направлению, а также ведется преподавание в этих вузах. По окончании обучения студенту выдается два диплома - российский и вуза-партнера (в том числе зарубежный). Обязательным при данной форме мобильности является тот факт, что сроки подготовки в основном вузе и вузе-партнере должны быть сравнимыми, а результаты обучения должны быть взаимно признаны вузами.
Сейчас в ВолгГТУ стартуют два проекта долгосрочной мобильности студентов и преподавателей:
1. Подписано соглашению о сотрудничестве между Вэйфанским профессиональным институтом (Китай) и ВолгГТУ (Россия) о сотрудничестве по совместной образовательной программе по направлению бакалавриата «Приборостроение». С марта 2024 г. преподаватели ВолгГТУ в течении трех лет будут преподавать китайским студентам на русском языке в китайском университете. На четвертый год студенты, желающие получить второй диплом ВолгГТУ, имеют возможность приехать в Волгоград для продолжения обучения и получения диплома ВолгГТУ о высшем образовании.
2. Осуществляется программа сетевого взаимодействия (с получением двух дипломов) с университетом Вэнчжоу. На протяжении четырех лет преподаватели ВолгГТУ будут проводить занятия для китайских студентов на английском языке в университете Вэнчжоу.
Включенное обучение - это освоение студентами части основной образовательной программы (ООП) в другом вузе на основе вузовских или факультетских договоров о взаимном обучении. После обучения в другом вузе родной вуз перезачитывает отработанные часы, он же выдает и диплом. Данного опыта включенного обучения на факультете подготовки иностранных специалистов ВолгГТУ на сегодняшний момент не имеется.
Стажировка - еще одна форма академической мобильности, определяется как «специально организованное взаимодействие специалистов, таких как ученые, стажеры и практики, по овладению современным содержанием и технологиями деятельности» (Шакирова 2018). Прохождение стажировок студентами, в том числе за рубежом, дает им бонус при дальнейшем поступлении на работу, возможность на практике познакомиться с деятельностью той или иной организации, узнать современные технологии, получить практический опыт профессиональной деятельности, оценить ценность теоретических знаний, получаемых в аудиториях вуза. В течение несколько месяцев в 2013/14 учебном году на ФПИС студентов обучались стажеры из Нигерии. Данная программа предполагала практику изучения русского языка. Научная деятельность в рамках зарубежных исследований, участие в практиках и стажировках способствуют повышению мотивации студентов и преподавателей к научно-исследовательской деятельности, помогают более углубленно изучить дисциплины по специальности, получать профессиональный опыт в конкретной области знания. Большим потенциалом в этой связи является организация в ВолгГТУ с 2019 года ежегодной Всероссийской видеоконференции «ПРЕДМАГ». Данная форма академической мобильности в первую очередь предназначена для предмагистрантов, имеющих уже степень бакалавра и желающих продолжить свое дальнейшее обучение в России.
Типология академической мобильности по формам реализации подразделяет ее на виртуальную и реальную. Реальная мобильность связана с физическим переездом студентов в другое учебное заведение и очное обучение в нем. Виртуальная академическая мобильность - это вид академической мобильности, который осуществляется посредством дистанционных технологий. На ФПИС существует опыт виртуальной долгосрочной мобильности студентов. Так, в 2020/21 учебном году, когда из-за пандемии корона-вируса не было возможности иностранным гражданам обучаться в очном формате, программу подготовительного этапа обучения студенты из Бангла-деша, Египта, Иордании, Ирака, Камерона, Кении, Китая, Ливана, Палестины, Сирии, Вьетнама, Туркменистана (общее количество - 55 человек) проходили в дистанционном формате с использованием цифровых технологий.
Результаты анализа опыта работы на ФПИС показали, что основными формами академической мобильности являются: международные научные конференции и семинары (52 % от всех реализуемых форм мобильности), стажировки преподавателей и студентов (10 %), краткосрочные курсы обучения и летние языковые школы (18 %), виртуальные формы мобильности (10 %). На сегодняшний момент накоплен некоторый опыт (около 10 % от всех форм мобильности) развития международных контактов по долгосрочной мобильности студентов и преподавателей с китайскими образовательными учреждениями, сетевые программы академической мобильности и программы двойных дипломов, что является перспективными направлениями для факультета в будущем. Кроме этого, выявлено отсутствие такой формы мобильности, как включенное обучение (академические обмены студентами) в связи со спецификой факультета подготовки иностранных специалистов.
Исследование показало, что в условиях глобального усовершенствования и внедрения цифровых технологий в систему образования перспективными являются виртуальные формы академической мобильности, которые аккумулируют развитие информационно-образовательной среды вуза, обеспечивают доступное и открытое дистанционное взаимодействие вузов-партнеров, а также в целом стран-участников академического обмена.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Горылев, А. И. Некоторые вопросы создания и реализации международных совместных образовательных программ / А. И. Горылев // Primo aspectu. - 2020. - № 3(43). - C. 75-85. DOI: 10.35211/2500-2635-2020-3-43-75-85.
2. Заботкина, В. И. Проектирование системы обеспечения качества совместных международных образовательных программ / В. И. Заботкина, В. И. Маколов // Primo aspectu. -2021. - № 1(45). - C. 98-103. DOI: 10.35211/2500-2635-2021-1-45-98-103
3. Шакирова, А. А. Развитие академической мобильности студентов в России и Германии: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / А. А. Шакирова. - Казань, 2018. - 250 с.
4. Nerlich, S. Counting Outward Mobility: The Data Sources and their Constraints. (Australian National University, Australia) // Handbook of Research on Study Abroad Programs and Outbound Mobility, 2016, p.26. - Режим доступа: URL: https://www.igi-global.com/chapter/counting-outward-mobility/164111 (дата обращения: 02.02.24 г.).