государство, гражданское общество и стабильность
УДК 323(470)
ФОРМЫ ОМОЛОЖЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭЛИТЫ РФ В 2000-Е ГГ.
А.В. Шарапов
Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия, e-mail: [email protected]
Изучен опыт проведения органами государственной власти и партии «Единая Россия» мероприятий по рекрутированию молодежи в федеральную элиту на протяжении последних 15 лет. Молодежь как социальный слой представляет собой ощутимую часть российского общества. Представлены преимущества и недостатки кадровых проектов «Политзавод», «Молодежные праймериз» и «Лидеры России». В результате осуществления данных проектов произошло сущностное размывание понятие «молодежь». Теперь в категорию молодые политики относятся люди, не достигшие 35 лет, а молодые управленцы - 55 лет. В России проявляется устойчивая тенденция перехода от молодежных партийных проектов к государственным (в области привлечения молодежи высшую политическую и административную элиту страны). Это позволяет избежать политизированности и ангажированности проектов. Последний до проектов «Лидеры России» осуществляется ежегодно на регулярной основе. Благодаря использованию новых информационных технологий увеличился масштаб вовлечения молодежи в представленные проекты. Но значительного притока молодых кадров на ведущие управленческие позиции посредством данных мероприятий не произошло, что свидетельствует о недооценке действующей элитой роли молодежи в общественно-политическом развитии страны. В стране появился новый тренд на управленцев -технократов. Это менеджеры в возрасте 40-50 лет без четко выраженной политической позиции. Успешно реализовавшие себя в коммерческом или некоммерческом секторе. Каждый новый проект начинался перед началом очередных федеральных выборов.
Ключевые слова: молодежные праймериз, «Единая Россия», избирательная кампания, политическая элита, молодежь, политическая партия, интернет-технологии.
FORMS OF REJUVENATION OF THE RUSSIAN FEDERATION POLITICAL AND STATE ELITE IN THE 2000S
A.V. Sharapov
Altai State University, Barnaul, Russia, e-mail: [email protected]
We studied the effect of events for the recruitment of young people into the federal elite held by the state authorities and the United Russia party over the past 15 years. The article presents advantages and disadvantages of staff projects: "Political Plant", "Youth Primaries" and "Leaders of Russia". As a result of these projects implementation, the concept of "youth" has become essentially blurred. The degree of youth involvement in these projects has increased. But there was no significant influx of young personnel to leading managerial positions through these measures, which reveals an underestimation of the young people's role in the social and political development of the country by the current elite. Each new project started before the beginning of the next federal election.
Key words: youth primaries, "United Russia", election campaign, political elite, youth, political party, Internet technologies.
Введение
Сегодня, в условиях отрицательной демографической динамики в РФ, возрастает роль такой возрастной категории людей, как молодежь. Процесс старения населения начинает сказываться не только на рынке труда, но и на политической элите страны. Увеличилось количество мероприятий и структур, связанных с молодежью: форумы, конференции, молодежные парламенты и правительства. Такой масштаб деятельности работы с молодежью доказывает важность для органов власти данной возрастной категории. Именно ей предстоит принимать стратегические решения в будущем. Этот слой населения легко впитывает новации (цифровая экономика, электронное правительство и т.д.), в демократическом ключе воспринимает преобразования в России, давая надежду на то, что новое поколение менеджеров будет руководить Россией с помощью современных методов, подходов и ценностей.
В постсоветский период не сформировалось однозначного определения понятия молодежи. Меняется возрастная граница молодежи. Например, в государственных программах молодая семья — до 35 лет, молодой ученый кандидат наук — 35 лет, молодой доктор наук — 40 лет. У демографов еще более дифференцированный подход в определении молодого возраста. Но мы будем придерживаться трактовки, данной в официальных нормативно-правовых документах. Поэтому молодежь — это граждане Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, в том числе молодые люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, а также молодые семьи (О стратегии государственной..- 2006).
Опираясь на международный опыт, А.И. Зырянова, Л.Е. Никифорова подчеркивают отсутствие четких возрастных рамок категории «молодежь». С изменением современного социума: виртуализацией жизни, формированием новой идентичности, ценностей, новых профессий, досуга — становится практически невозможным установить конкретные возрастные ограничения и отделить подростков от молодежи и детей от подростков. Именно поэтому при разработке молодежной политики в системе публичного управления должны учитываться данные факторы (Зырянова, Никифорова, 2017).
В современной российской политической науке нет единого мнения по поводу причин участия молодежи в электоральных процессах. Существует две основные точки зрения. С одной стороны, молодежь — это политически не образованный, неактивный слой населения, который легко подвергается манипуляции со стороны старшего поколения, с другой стороны, молодежь — это хорошо информированная о политике часть общества, принимающая участие в формировании органов власти путем участия в избирательных кампаниях в качестве избирателей и кандидатов. Так, по мнению Е.Г. Морозовой, «результаты выборов абсолютно прогнозируемы, ибо прямо зависят от сумм, вложенных в кандидатов, степени искушенности нанятых ими команд профессионалов, доступа к средствам массовой информации и административным рычагам власти» (Морозова, 1999: 247). Молодежь в силу отсутствия социального опыта и недостатка ресурсов либо в силу отсутствия доверия к органам власти и конформизма в политике вообще в такой ситуации выступает как пассивный объект манипуляции, не проявляет своей гражданской позиции. Другую позицию отстаивает Д.Н. Цюник. Он подчеркивает влияние предварительного голосования политических партий, которое они проводят в период подготовки к выборам депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Автор позиционирует молодежь как активную общественно-политическую демографическую группу. Обращается внимание на практику предвыборной агитации в контексте организации и проведения праймериз в стране. Доказывается положение, что праймериз влекут за собой рост информированности молодежи о предстоящих выборах и позволяют подробнее познакомиться с кандидатами, принимающими в них участие, что, в свою очередь, повлечет заинтересованность в результатах голосования и политическую социализацию молодежи. «У молодых избирателей появляется шанс консолидироваться вокруг тех лидеров, которые осознают их интересы и готовы представлять и защищать их» (Цинюк, 2016: 99).
Сформировалась определенная тенденция, что с приближением выборов в Государственную Думу ФС РФ, Президента РФ власть активно разрабатывает новые формы, направленные на повышение электоральной активности молодежи и непосредственное ее участие в выборах в качестве кандидатов в депутаты различного уровня.
Согласно оперативным данным Росстата на 1 января 2018 г. общая численность населения России составила 146,9 млн чел., до них в возрастной категории 15-29 лет — 25,3 млн чел. (17,2%) и в возрастной категории 15-34 года — 38,04 млн чел. (26%) соответственно (Росстат, 2018).
Таким образом, молодые избиратели составляют значительную часть российского электората, который может повлиять на явку общероссийских выборов и их результаты.
Основные кадровые проекты в РФ
Первая крупномасштабная попытка органов власти привлечь молодежь в качестве депутатов в представительные органы власти началась во второй половине 2000-х гг. Так, ВПП «Единая Россия» осуществила вовлечение молодежи в общественно-политическую жизнь с помощью проекта «Политзавод» в 2006 г. Он был направлен на комплексную подготовку молодых политиков. Победители получали право проходного места в партийных списках регионального и федерального уровней. На региональном уровне не было единого формата конкурсных мероприятий, каждое региональное отделение устанавливало собственные требования к участникам. «Федеральный политзавод» состоял до трех этапов — регионального, окружного и федерального. По его итогам финалисты были зачислены в федеральный партийный список партии «Единая Россия» на выборах в Государственную Думу РФ в 2007 г. В целом надо отметить, что в составе Государственной Думы пятого созыва во фракции «Единая Россия» оказалось 34 депутата моложе 35 лет (Турчак, 2008).
Кроме того, в этот промежуток времени, 10 апреля 2006 г. Бюро Высшего Совета «Единой России» приняло решение о введении 20%-й квоты, согласно которому в партийных списках партии Единая Россия 20% должно быть закреплено за молодежью.
Проект «Политзавод» существует уже более 10 лет, но реализуется не во всех регионах страны.
Следующим этапом в привлечении молодежи в политику стал новый электоральный цикл 2011-2012 гг., в рамках которого избрали новый состав Государственной Думы Федерального Собрания, региональных парламентов и Президента РФ. Политические партии активизировали свою деятельность по работе с избирателями, СМИ и потенциальными инвесторами. Они добирали необходимые ресурсы, чтобы качественно провести этот длительный избирательный марафон. В этой связи неподдельный интерес появляется к молодежи как к очень крупному слою населения, мало вовлеченному в политический процесс.
Так, 6 мая председатель партии «Единая Россия» В.В. Путин объявил о создании Общероссийского народного фронта. 17 июля в противовес партии «Единая Россия» КПРФ в Нижнем Новгороде созвала «Народное ополчение имени Минина и Пожарского». 18 мая лидер справедливоросов С.М. Миронов был отозван с поста Председателя Совета Федерации Законодательным собранием Санкт-Петербурга. В июне произошла смена руководства «Правого дела», партию возглавил М.Д. Прохоров, миллиардер, представитель крупного российского бизнеса. Практически все партии, заинтересованные в участии в выборах, скорректировали и утвердили свои предвыборные программы. Политические партии и их лидеры активизировали свою работу. Данные тенденции последовательно переместились на региональный уровень. 29 апреля 2011 г. прошла отчетно-выборная конференция АРО ВПП «Единая Россия», 1 апреля у регионального отделения в Алтайском крае состоялась конфе-
ренция по выборам делегатов на общероссийский съезд. 21 июля в Барнауле лидер ЛДПР В.В. Жириновский провел встречу с избирателями и партактивом региональной организации.
В современных условиях лидеры молодежных политических, неполитических движений и общественного мнения представляют собой наиболее активную часть молодежного сегмента, которая является реальным потенциалом действующей власти и способна сформировать будущие управленческие элиты в бизнесе, политике. В этой связи одним до направлений работы стала работа с молодежью как с потенциальным электоратом и кадровым резервом будущих партийных и политических лидеров. Наиболее последовательную позицию по этому вопросу заняла партия «Единая Россия».
27 апреля 2011 г. стартовало мероприятие «Молодежные праймериз — 2011» — новая форма вовлечения молодежи в политику. Такой подход был выбран не случайно. В 2010 г. в уставы региональных отделений «Единой России» были внесены поправки по формированию списка кандидатов в депутаты на основании предварительных выборов — праймериз. Праймериз — это первичные (предварительные) выборы. Речь идет не о каких-то особых выборах наряду с парламентскими, президентскими и т.п. Слово «выборы» в данном случае означает лишь то, что определенное решение принимается на основе тайного волеизъявления избирателей путем голосования. По сути, праймериз — это предстадия выдвижения политическими партиями кандидатов на выборную должность, которая характеризуется широким привлечением рядовых избирателей к процессу отбора этих кандидатов. В общемировой практике в период проведения праймериз избиратели голосуют за понравившихся им партийных кандидатов. Существуют две основные формы праймериз — открытые и закрытые.
При «закрытых» праймериз существует ограничение на участие в голосовании, когда только члены партии имеют такое право. В различных странах наиболее распространены все же «открытые» праймериз, когда в первичном голосовании может принять участие любой избиратель (Шишкина, 2008).
Руководство «Единой России» взяло курс на демократизацию процедуры отбора молодых кандидатов на региональные и общефедеральные выборы. Молодежные предварительные выборы происходят впервые в этом электоральном цикле, поэтому сложно оценить эффективность данного американского механизма на российской почве. Для отбора молодых кандидатов в депутаты необходимо быть членом «Единой России» в возрасте 21-35 лет и провести следующие мероприятия:
• личную акцию (митинг, пикет, шествие), привлекающую внимание к какой-либо общественно значимой проблеме, с количеством участников не менее 50 человек;
• культурно-развлекательное мероприятие;
• акцию по поддержке какой-либо социально незащищенной группы населения;
• спортивное мероприятие;
• мероприятие с участием пожилых людей;
• не менее четырех встреч с молодежью с общим количеством участников не менее 300 человек;
• собрать не менее 1000 подписей (с контактами подписавшихся) в свою поддержку;
• записать видеообращение к избирателям и разместить его на канале YouTube (Положение о порядке..., 2011).
Именно от количества, масштабности и интенсивности мероприятий, оцененных по указанным выше критериям, и смс-голосования зависело количество победителей в каждом регионе. Все реализованные мероприятия должны выкладываться на сайте «Молодой гвардии» в разделе «Молодежные праймериз» на свою страницу. Применялось смс-голосование, а результаты текущего и итогового голосования выкладывались в открытый доступ на специально созданном сайте «Молодая гвардия Единой России» в разделе «Молодежные праймериз — 2011». В России молодежные праймериз можно отнести к открытым предварительным выборам, так как отсутствовали ограничения при голосовании людей. Для всех регионов организаторы рекомендовали дату завершения праймериз 25 июня 2011 г.
Всех призеров поделили на две части. Одни получили статус золотой звезды, другие — серебряной. Первые победители проекта «Молодежные праймериз — 2011», после согласования с соответствующими партийными структурами, были рекомендованы для участия в предварительном народном голосовании по определению кандидатур для последующего их выдвижения в составе региональных групп федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы ФС РФ шестого созыва от «Единой России». Обладатели серебряных звезд получают возможность выдвигаться на внутрипартийное голосование в рамках региональных или муниципальных выборов. В Алтайском крае в данной акции приняли участие 23 молодых человека, победителей оказалось семь (пять золотых и две серебряных звезды); в Новосибирской области — 16 чел. (две золотых, одна серебряная звезда). В Кемеровской области — 16 чел. (четыре золотых), Томской области — 28 чел. (золотая, две серебряных), Республике Алтай — 6 чел. (никто не получил золотых и серебряных звезд).
Отличительной особенностью нынешнего мероприятия от «Политзавода» тех лет было широкомасштабное применение интернет-технологий в ходе работы этого проекта. Каждый член партии «Единая Россия» мог принять участие в праймериз. Отсутствовали скрытые барьеры. Многие процедуры можно было реализо-вывать самостоятельно и без согласования с кураторами проекта или партийными работниками. Например, молодой человек мог свободно заполнить анкету на сайте, там же разместить информацию о проведенном им мероприятии и ознакомить всех желающих со своей программой, а в онлайн-режиме осуществлялся открытый подсчет смс-проголосовавших. С другой стороны, такой обезличенный характер голосования скрывал определенные манипуляции. Программа, обеспечивающая этот процесс, фиксировала только одно смс-сообщение (голос) с одной sim-карты. Люди сами отправляли смс-сообщения за понравившихся кандидатов либо их попросили, заинтересовали, покупали несколько sim-карт, чтобы увеличить количество проголосовавших за необходимого кандидата. По России такие факты размещены в Интернете (Бутина, Livejournal.). В предварительных молодежных выборах мужчины преобладали во всех западносибирских регионах.
Спустя год были проанализированы списки кандидатов в депутаты разных уровней в Республике Алтай (в период с сентября 2011 г. по июнь 2012 г.). Выяснилось, что ни один до участников проекта «Молодежные праймериз — 2011» не был выдвинут в качестве кандидата в депутаты от «Единой России».
Таким образом, за обозначенный период победители и призеры молодежных праймериз не смогли пройти фильтр в виде предварительного голосования в ВПП «Единая Россия» и стать кандидатами в депутаты Государственной Думы. На региональном уровне существовали единичные случаи включения молодых людей в партийный список «Единой России» (Иван Мордовин в Алтайском крае и Ярослав Михалев в Томской области), а на муниципальном они вообще отсутствовали. Причины сложившейся ситуации кроются в недостаточном количестве голосов, поданных за молодых кандидатов со стороны однопартийцев, из-за их относительно малой популярности в партийной среде.
В итоге по всей стране 1900 человек приняли участие в молодежных праймериз (Праймериз — это... Единая Россия). К сожалению, проект «Молодежные прай-мериз — 2011» не стал эффективным механизмом по включению молодых людей в активную общественно-политическую жизнь страны и ее регионов. Подавляющая часть победителей «молодежных праймериз» не смогла преодолеть предварительное голосование, организованное партией Единая Россия для выдвижения в качестве кандидатов в Государственную Думу РФ.
В 2017 г. стартовал новый кадровый проект, инициированный Администрацией Президента РФ. Он имеет несколько принципиальных отличий от предыдущих проектов.
Во-первых, его проводят федеральные органы власти, а не партия «Единая Россия».
Во-вторых, данный конкурс не политизирован. Любой человек, обладающий соответствующими компетенциями, мог принять в нем участие.
В-третьих, конкурс был направлен на обновление управленческого корпуса в реальном секторе экономики и исполнительных органах власти.
В-четвертых, возрастная категория молодого управленца была повышена до 50 лет (в 2018 г. в рамках проведения второго конкурса «Лидеры России» возраст был повышен до 55 лет).
Эти особенности связаны с новым трендом в кадровой политике руководства страны — появлением «молодых технократов» — руководителей регионов нового поколения, часть до которых свой статус уже закрепили в качестве избранных глав регионов. «Молодые технократы» среди российских губернаторов — это зарекомендовавшие себя управленцы до экономического сектора, возраст которых не превышает 50 лет, не имеющие ярко выраженного политического опыта. Сентябрьские выборы губернаторов в 2018 г. показали, что курс первого заместителя Администрации Президента РФ С.В. Кириенко был правильным. Все поставленные в регионы молодые кадры смогли набрать высокий процент на выборах.
Главной задачей проекта «Лидеры России» является поиск перспективных менеджеров нового поколения и дальнейшая поддержка их профессионального
роста. По мнению С.В. Кириенко, конкурс направлен на поддержку «молодых, но состоявшихся управленцев». Он отметил также, что все участники конкурса, в том числе полуфиналисты, «попадают в определенный круг кадрового резерва».
В целом в конкурсном отборе приняло участие 199 тыс. чел. Первый дистанционный этап проекта включал в себя тесты на анализ числовой и вербальной информации и абстрактное мышление. Только при успешном его прохождении участники попадали в полуфиналы, которые проходили столицах федеральных округов. Полуфиналы и финалы включали в себя работу в команде над поставленными задачами и работу с экспертами.
По итогам полуфиналов были отобраны 300 финалистов. Победителями были объявлены 103 человека. 45 участников конкурса получили новые назначения, в том числе в Администрации Президента РФ, федеральных и региональных органах исполнительной власти, государственных и частных корпорациях — РЖД, «Росатом», «Газпром нефть», «Ростелеком», «Ренова» («Лидеров России»... Lenta.ru.).
Результаты
Таким образом, на протяжении последних 15 лет мы видим попытки руководства страны сформировать системную кадровую политику, направленную на привлечение молодого поколения. Первоначально ставка делалась на электоральную и политическую активность молодежи с последующим закреплением определенной ее части в представительных органах федерального, регионального и местного уровней. За последние три года парадигма кадровой политики изменилась. Теперь ставка делается на не политизированный аспект рекрутирования. Осуществляется поиск управленцев для исполнительных органов власти и крупных корпораций.
На протяжении 15 лет обнаружено увеличение количества вовлеченных в конкурсы молодых людей: около 2 тыс. чел. в проект «Политзавод» (2006-2007 гг.) и «Молодежные праймериз» (2011 г.); 199 тыс. чел. — «Лидеры России» (2017-2018 гг.). На протяжении данного периода происходит универсализация этапов отбора участников конкурсов. Если молодежный проект «Политзавод» регламентировал только федеральную часть конкурса, а региональная определялась на местах самостоятельно, то в проекте «Лидеры России» все этапы четко структурированы и содержательно наполнены.
В качестве общей закономерности всех проектов можно вывести то, что лишь малая часть победителей становятся депутатами, государственными служащими, менеджерами компаний федерального уровня (не более 50 человек).
Кроме того, данные конкурсы полностью изменили в возрастном плане понятие «молодежь»: 20%-я молодежная квота в размещении в партийных списках партии «Единая Россия», возрастные ограничения 18-28 лет; «Политзавод» — 1835 лет; «Молодежные праймериз» — 21-35 лет; «Лидеры России» — 18-50 (2017 г.) и 18-55 лет (2018 г.). Вместо конкретизации такой социальной категории, как молодежь, происходит ее размывание.
В целом можно говорить об ограниченном привлечении молодежи в федеральную политическую сферу страны.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Бутина М. Открытое обращение участникам «Молодежных праймериз-2011» и членам общественных комиссий. Livejournal. URL: http://butina.livejournal.com/14254. html. (Дата обращения: 01.02.2019)
В 2019 г. пройдет 110 федеральных и региональных молодежных форумов. Площадь возможностей. URL: https://vk.com/infopv. (Дата обращения: 01.02.2019).
Зырянова А.И., Никифорова Л.Е. Сущность понятия «молодежь» и «молодежная политика» в контексте теории публичного управления. Идеи и идеалы, 2017, No 4, 43-55.
«Лидеров России» устроили в администрацию президента. lenta.ru. URL: https:// lenta.ru/news/2018/03/12/lideru. (Дата обращения: 01.02.2019)
Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. М. : РОССПЭН, 1999. 247 с.
О стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. №1760-р. КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_98451/ (Дата обращения: 01.02.2019).
Положение о порядке отбора кандидатов от молодежных организаций Общероссийского народного фронта для выдвижения на предварительное Народное голосование по определению кандидатур для последующего их выдвижения в составе региональных групп федерального списка кандидатов в депутаты Государственной думы ФС РФ VI созыва. Молодежные праймериз 2011. URL: http://mp2011.ru/regulation/ selection/. (Дата обращения: 01.02.2019)
Праймериз — это вменяемый механизм отбора лучших — лидер МГЕР. Единая Россия: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://er.ru/news/58508. (Дата обращения 01.02.2019)
Росстат. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography. (Дата обращения 01.02.2019).
Турчак А. Между друзьями не должно быть недомолвок. Молодая гвардия. URL: http://www.molgvardia.ru/nextday/2008/10/16/2253. (Дата обращения: 01.02.2019)
Цюник Д.А. Праймериз в России — возможность вернуть интерес молодежи к участию в политическом процессе. Politbook, 2016, No 2, 95-106.
Шишкина Н.Э. «Праймериз» как предстадия избирательного процесса. Сибирский юридический вестник, 2008, No 1, 31-34.
REFERENCES
Butina, M. Otkrytoe obrashchenie uchastnikam «Molodyozhnyh prajmeriz-2011» i chle-nam obshchestvennyh komissij [An open letter to participants of the Youth Primaries 2011 and members of public committees] Livejournal. URL: http://butina.livejournal. com/14254.html (Accessed 01.02.2019).
V 2019 g. projdet 110 federal'nyh i regional'nyh molodezhnyh forumov. [In 2019, 110
federal and regional youth forums will be held]. Ploshchad'vozmozhnostej [Area of opportunities]. URL: https://vk.com/infopv (Access 01.02.2019).
Zyryanova. A.I., Nikiforova, L.E. (2017). Sushchnost' ponyatiya «molodezh'» i «molo-dezhnaya politika» v kontekste teorii publichnogo upravleniya [The essence of the concepts "youth" and "youth policy" in the context of the theory of public administration].
Idei i idealy, no 4, 43-55.
«Liderov Rossii» ustroili v administraciyu prezidenta [«Leaders of Russia» got employment in the presidential administration]. lenta.ru. URL: https://lenta.ru/news/2018/03/12/ lideru/ (Access 01.02.2019).
Morozova, E.G. (1999). Politicheskij rynok i politicheskij marketing: koncepcii, modeli, tekhnologii [Political market and political marketing: concepts, models, technologies]. M.: ROSSPEN, 247 p.
O strategii gosudarstvennoj molodezhnojpolitiki v Rossijskoj Federacii: Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 18 dekabrya 2006 g. №1760-r [On the strategy of the state youth policy in the Russian Federation: Order of the RF Government of December 18, 2006 No. 1760-r]. Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_98451/ (Access 01.02.2019).
Polozhenie o poryadke otbora kandidatov ot molodezhnyh organizacij Obshcherossi-jskogo narodnogo fronta dlya vydvizheniya na predvaritel'noe Narodnoe golosovanie po opredeleniyu kandidatur dlya posleduyushchego ih vydvizheniya v sostave regional'nyh grupp federal'nogo spiska kandidatov v deputaty Gosudarstvennoj dumy FS RF VI sozy-va [Regulations on the procedure of selecting candidates from youth organizations of the All-Russian Popular Front for taking part in a preliminary Popular vote on the selection of candidates for their subsequent nomination in the regional groups of the federal list of candidates for deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the VI convocation]. Molodezhnyjprajmeriz 2011 [Youth Primaries 2011]. URL:http://mp2011.ru/regulation/ selection/ (Access 01.02.2019).
Prajmeriz — eto vmenyaemyj mekhanizm otbora luchshih — lider MGER [The primaries are the sane mechanism for selecting the best — the leader of the Young Guard of United Russia]. EdinayaRossiya. Oficial'nyj sajt [United Russia. Official website]. URL: https:// er.ru/news/58508/ (Access 01.02.2019).
Rosstat. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki [The Russian Federal State Statistics Service]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statis-tics/population/demography/) (Access 01.02.2019).
Turchak, A. Mezhdu druz'yami ne dolzhno byt' nedomolvok [There should be no half-words among friends]. Molodaya gvardiya [Young Guard]. URL: http://www.molgvardia. ru/nextday/2008/10/16/2253 (Access 01.02.2019).
Cyunik, D.A. (2016). Prajmeriz v Rossii — vozmozhnost' vernut' interes molodezhi k uchastiyu v politicheskom processe [Primaries in Russia — the opportunity to return the interest of young people to participation in the political process]. Politbook, no 2, 95-106.
Shishkina, N.E. (2008). «Prajmeriz» kak predstadiya izbiratel'nogo processa ["Primaries" as a pre-stage of the electoral process]. Sibirskijyuridicheskij vestnik [Siberian Legal Bulletin]. no 1, 31-34.