Научная статья на тему 'Формы межведомственного взаимодействия органов, осуществляющих профилактику и защиту прав несовершеннолетних, проживающих в семьях группы риска и семьях, находящихся в социально опасном положении'

Формы межведомственного взаимодействия органов, осуществляющих профилактику и защиту прав несовершеннолетних, проживающих в семьях группы риска и семьях, находящихся в социально опасном положении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2162
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
несовершеннолетние / защита прав несовершеннолетних / семьи «группы риска» / комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав / межведомственное взаимодействие

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Татьяна Николаевна Балашова, Мария Сергеевна Власенко

В статье авторами рассматриваются проблемы межведомственного взаимодействия органов, осуществляющих профилактику защиту прав несовершеннолетних, проживающих в семьях группы риска и семьях, находящихся в социально опасном положении и выявляются формы такого взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Татьяна Николаевна Балашова, Мария Сергеевна Власенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы межведомственного взаимодействия органов, осуществляющих профилактику и защиту прав несовершеннолетних, проживающих в семьях группы риска и семьях, находящихся в социально опасном положении»

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве; конституционное право; конституционный удк 342 судебный процесс; муниципальное право

ББК 67 ^-

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10106

_____ ___ V _

ФОРМЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕИСТВИЯ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРОФИЛАКТИКУ И ЗАЩИТУ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕМЬЯХ ГРУППЫ РИСКА И СЕМЬЯХ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-011-00076

Татьяна Николаевна БАЛАШОВА, Мария Сергеевна ВЛАСЕНКО, доцент

заведующая кафедрой гражданского кафедры гражданского и предпринимательского

и предпринимательского права Института права Елецк°г° г°сударственног°

права и экономики Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина,

университета имени И.А. Бунина, кандидат юридических наук

доктор юридических наук, профессор Ь^к ^зд^^п^^П.ш

E-mail: zahar48@bk.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.02 — конституционное право;

конституционный судебный процесс; муниципальное право

Аннотация. В статье авторами рассматриваются проблемы межведомственного взаимодействия органов, осуществляющих профилактику защиту прав несовершеннолетних, проживающих в семьях группы риска и семьях, находящихся в социально опасном положении и выявляются формы такого взаимодействия.

Ключевые слова: несовершеннолетние, защита прав несовершеннолетних, семьи «группы риска», комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, межведомственное взаимодействие.

Annotation. In article authors consider problems of interdepartmental interaction of the bodies performing prevention protection of the rights of the minors living in the at-risk families and families which are in socially dangerous situation and forms of such interaction come to light.

Keywords: minors, protection of the rights of minors, families of «risk group», commission on affairs of minors and protection of their rights, interdepartmental interaction.

Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед современным российским обществом, является поиск путей снижения числа административных правонарушений и преступлений несовершеннолетних, а также повышение эффективности их предупреждения и профилактики. Еще одним из важнейших направлений профилактической работы является работа с неблагополучными семьями. Родители в таких семьях не только уклоняются от воспитания собственных де-

тей, но и совершают правонарушения, а порой и уголовные преступления в отношении несовершеннолетних.

Практика показывает, что для сдерживания и тем более сокращения числа правонарушений, совершенных несовершеннолетними, одного применения мер административного или уголовного наказания недостаточно. В этих условиях профилактика правонарушений становится одним из приоритетных направлений в деятельности органов и учреждений системы профилактики.

ЗАКОН И ПРАВО 03-2020

В соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ [1] процесс профилактики подростковых правонарушений включает деятельность многочисленных институтов.

Наряду с государственными органами, перечисленными в ст. 4 Закона к субъектам межведомственного взаимодействия по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних можно отнести органы управления здравоохранением и медицинские организации; органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность (дошкольные; образовательные организации, реализующие основные и дополнительные общеобразовательные программы; средние общеобразовательные учреждения; профессиональные образовательные организации); органы внутренних дел; органы опеки и попечительства; органы управления социальной защиты населения и учреждения социального обслуживания (сотрудников службы социальной реабилитации, осуществляющих реабилитационную работу с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении (кураторов семьи); комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи; органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма; органы службы занятости; учреждения уголовно-исполнительной системы.

На основе анализа норм Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ, Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ [2], а также отдельных подзаконных нормативных правовых актов можно выделить принципы межведомственного взаимодействия, а именно:

■ законности;

■ разграничения компетенции, распределения сфер ответственности между субъектами (участниками) межведомственного взаимодействия;

■ исключения дублирования процедур сбора и обработки информации о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении, субъекта-

ми (участниками) межведомственного взаимодействия;

■ индивидуального подхода в организации работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;

■ максимального учета интересов несовершеннолетнего;

■ обеспечения конфиденциальности полученной в процессе межведомственного взаимодействия информации;

■ презумпции добросовестности родителей в осуществлении родительских прав;

■ комплексности.

Выявление социально опасного положения несовершеннолетних и семей представляет собой комплекс профессиональных действий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и (или) семей и обусловливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия.

Как показывает практика, к семьям, находящимся в социально опасном положении, и семьям «группы риска» относят многодетные, малообеспеченные семьи; семьи, члены которых имеют особенности психофизического развития; семьи наркоманов и алкоголиков, лиц, отбывавших заключения в местах лишения свободы.

К экономическим и медико-социальным факторам социального риска, оказывающим отрицательное воздействие на семью в целом, можно отнести следующие факторы:

1) социально-экономические: низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия и др.;

2) медико-социальные: экологически неблагоприятные условия, инвалидность либо хронические заболевания, вредные условия работы, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами и др.

Межведомственное взаимодействие может быть организовано в следующих формах.

1. Информационное межведомственное взаимодействие, оперативное взаимное информирование между субъектами межведомственного взаимодействия для выявления проблем в организации профилактической работы с семьями группы риска и семьями, находящимися в социально опасном положении.

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2020

2. Совместные заседания комиссии по делам несовершеннолетних и субъектов межведомственного взаимодействия.

3. Создание специальных совещательных органов (рабочих групп, советов, штабов, консилиумов и иных органов).

3. Совместная разработка правил, порядков, регламентов, обязательных для выполнения субъектами межведомственного взаимодействия при их совместной работе

4. Согласование документов, необходимых как для организационных аспектов реализации межведомственного взаимодействия, так и для осуществления совместной профессиональной деятельности.

5. Проведение совместных комплексных целевых мероприятий, проверок, проектов, операций и т.д. (реализация межведомственных программ социальной реабилитации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении); обследование жилищно-быто-вых условий, в которых проживает семья.

6. Выработка единой стратегии совместного взаимодействия (например, в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних).

7. Рабочие встречи руководителей либо иных представителей субъектов (участников) межведомственного взаимодействия, которые организуются для повышения оперативности взаимного информирования, реагирования на возникшую проблему (например, на борьбу с безнадзорностью, беспризорностью и правонарушениями несовершеннолетних).

В субъектах РФ принимаются законы о комиссиях по делам несовершеннолетних, в соответствии с которыми соответствующие комиссии разрабатывают нормативные акты по организации и координации межведомственного взаимодействия: как общие, включающие деятельность большинства субъектов [3; 4], так и специальные, касающиеся взаимодействия двух органов по одному из направлений деятельности (например, Порядок межведомственного взаимодействия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов, городских округов Волгоградской области, районов Волгограда и служб школьной медиации (примирения) Волгоградской области по реализации восстановительного правосудия в отношении детей [5]).

Комиссии по делам несовершеннолетних осуществляют анализ данных, полученных в результате информационного межведомственного

взаимодействия, в целях прогнозирования действий по работе с семьями группы риска и семьями, находящимися в социально опасном положении.

В то же время следует согласиться с Ж.П. Дорофеевой и С.Н. Кива в том, что отсутствует координирующий орган, осуществляющий мониторинг и анализ межведомственной информации в соответствии со стандартами в области правосудия в отношении несовершеннолетних [7, с. 23].

Следует отметить, что большое количество участников межведомственного взаимодействия не отражается положительным образом на распределении ответственности за создание условий для адаптации несовершеннолетних в семьях группы риска. Ответственность должна возлагаться на единый орган.

Кроме того, можно отметить слабую регламентацию обязанностей должностных лиц по защите прав детей, что позволяет избегать ответственности за бездействие [6, с. 125].

Еще одной проблемой межведомственного взаимодействия является отсутствие анализа причин, обстоятельств возникновения социально опасного положения, не дается должной оценки деятельности должностных лиц, в чьих полномочиях находится контроль за подростками, их родителями или опекунами.

Таким образом, межведомственное взаимодействие — это объединение ресурсов органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций различной ведомственной принадлежности для осуществления мероприятий по реализации и защите прав несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и в семьях «группы риска». Несмотря на разработку и реализацию программ, планов, мер межведомственного взаимодействия, число семей и детей, находящихся в социально опасном положении, не уменьшается.

В целях повышения эффективности межведомственного взаимодействия необходимо увеличить взаимную ответственность сторон за исполнение (и неисполнение) согласованных решений, осуществить максимальную мобилизацию ресурсов; осуществлять координацию и контроль деятельности участников взаимодействия; согласование действий и решений; обеспечить участие всех субъектов в мониторинге деятельности, оценке результатов межведомственного взаимодействия; осуществлять действенные меры, направленные на профилактику.

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2020

Библиографический список

1. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.

2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.

3. Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского края от 25.10.2011 г. № 3/3 «Об утверждении «Порядка межведомственного взаимодействия по профилактике детского и семейного неблагополучия» // https://permkrai.ru/government/activity/ о^пу/к^п/ (Дата обращения: 10.09.2019)

4. Распоряжение комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга от 18.01.2016 г. № 2-р «Об утверждении порядка межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Санкт-Петербурга при организации индивидуальной профилактической рабо-

ты с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении» // https://base.garant.ru/43404412/ (Дата обращения: 15.09.2019)

5. Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Волгоградской области. Порядок межведомственного взаимодействия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов, городских округов Волгоградской области, районов Волгограда и служб школьной медиации (примирения) Волгоградской области по реализации восстановительного правосудия в отношении детей // Вестник восстановительной юстиции. 2015. № 12. С. 190-200.

6. Беляева Ю.А. Система органов, осуществляющих предупреждение преступлений, совершаемых в отношении детей, оставшихся без попечения родителей // Юристъ-правоведъ. 2015. № 1 (68). С. 123-126.

7. Дорофеева Ж.П., Кива С.Н. Роль и место некоторых субъектов государственной системы профилактики в осуществлении защиты прав детей // Вестник Белгородского юрид. ин-та МВД России. 2018. № 4. С. 17-23.

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.