Научная статья на тему 'Формы лоббистской деятельности: «Внутренний лоббизм»'

Формы лоббистской деятельности: «Внутренний лоббизм» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
458
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы лоббистской деятельности: «Внутренний лоббизм»»

DOI:10.24412/2076-1503-2021-4-183-186 КАБИРОВА Лейсан Ильдаровна,

студент 4-го курса факультета управления и политики

МГИМО(У) МИД России, e-mail: leisan.kabirova.98@mail.ru

ШПЕТ Александра Александровна,

студент 4-го курса факультета управления и политики

МГИМО(У) МИД России, e-mail: alexa.shpet02@yandex.ru

ЕРПЕЛЕВ Егор Дмитриевич,

студент 1-курса магистратуры Дипломатической Академии

МИД России, e-mail: erpelev.egor@yandex.ru

ФОРМЫ ЛОББИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: «ВНУТРЕННИЙ ЛОББИЗМ»

Аннотация. В статье рассматриваются наиболее общие формы и модели лоббистской деятельности, определяется сфера применения и цели лоббизма. В статье дается классификация основных форм лоббизма в рамках Governmental relations и примеры их реализации в различных политических системах мира.

Ключевые слова: лоббизм, внутренний лоббизм, формы лоббизма, неформальные связи, governmental relations

KABIROVA Leysan Ildarovna,

4th-year student of the Faculty of Management and Politics of MGIMO University) Russian Foreign Ministry

SHPET Alexandra Aleksandrovna,

4th-year student of the Faculty of Management and Politics of MGIMO University) Russian Foreign Ministry

ERPELEV Egor Dmitrievitch,

1st-year Master's student of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia

FORMS OF LOBBYING ACTIVITY: «INTERNAL LOBBYING»

Annotation. The article examines the most general forms and models of lobbying activity, defines the scope and goals of lobbying. The article provides a classification of the main forms of lobbying within the framework of Governmental relations and examples of their implementation in various political systems of the world.

Key words: lobbying, internal lobbying, forms of lobbying, informal relations, governmental relations

Форма лоббистской деятельности -метод продвижения лоббизма в политике. К основным моделям лоббистской деятельности относятся внутренний и внешний лоббизм. Выбор конкретной стратегии, по мнению Ф. Вейлера и М. Бредли [1], зависит от институциональной среды. Так, например, в США одной из основных форм внутреннего лоббизма является финансирование избирательной кампании политического деятеля, так как большинство должностей там являются выборными. В органах

власти Евросоюза практически все должности назначаемые, поэтому в финансировании кампаний политики не нуждаются, однако лоббизм там осуществляется благодаря обмену информацией: общеевропейские органы, нуждающиеся в экспертной информации или оценке, привлекают к себе большое количество лоббистов [9, 10].

Внутренний лоббизм занимается «приватизацией» конфликта, ограничением его масштабов. При данной форме лоббизма продвижение интересов клиентов происходит за счет использо-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

вания сети личных контактов среди представителей политического «Олимпа». Лоббист должен прекрасно владеть теорией, как добиться желаемого результата, «know how». При этом ему необходимо знать конкретных людей, которые могли бы быть полезными - иными словами «know who». Данная форма лоббизма популярна во внутренней политической системе страны, однако иногда она может использоваться и на наднациональном уровне (например, в Европарламенте). Для социальных групп, непричастных к политике, доступ к этому методу напрямую практически закрыт, тем не менее, при желании донести свои интересы до лиц, принимающих решения, возможно прибегнуть к помощи специалистов.

Внутренний лоббизм заключается в непосредственном взаимодействии с политиками и лицами, принимающими решения, посредством личных каналов связи: это могут быть встречи «с глазу на глаз», телефонные переговоры, обмен корреспонденцией, а также участие лоббистов в экспертных сообществах. Каждая из этих тактик может быть наиболее эффективной в различных случаях, однако то общее, что их объединяет -это обращение напрямую через каналы связи, не используемые широкой общественностью. Эта форма продвижения интересов осуществляется «за кулисами», вне поля широкой аудитории.

Исследователи групп интересов считают, что в рамках внутреннего лоббизма происходит обмен информацией (Denzau and Munger, 1986; Greenwood et al., 1992; Bouwen, 2002; Klüver, 2013): лоббисты доносят до лиц, принимающих решения, необходимую или востребованную информацию, которая может быть им интересна, с целью заполучить их благосклонность по отношению к конкретной организации и реализации ею определенной деятельности. По мнению Дебрукера, внутренний лоббизм может использоваться при продвижении позиций, которые не получили в СМИ общественного одобрения [4].

Некоторые исследователи считают, что применение «внешнего» лоббизма является крайней мерой или оружием слабых, что объясняет, почему группы граждан чаще полагаются на внешние стратегии, в то время как деловые интересы обычно отдают предпочтение внутреннему лоббизму. При этом успех в продвижении интересов зависит от политического контекста. Например, среди выборки из 125 законопроектов в Европейском парламенте предложение европейской комиссии о ядерных отходах [COM (2010)618] являлось сильно политизированным вопросом, привлекшим за собой серию значительных протестов со стороны общественности и лоббирование со стороны Greenpeace и других НПО. Напротив, предложение об установлении стандартов выбросов для легковых коммерческих транспортных

средств [COM (2009) 593] было значительно менее заметно в средствах массовой информации и практически не было пролоббировано внешним образом. Тем не менее, неправительственные организации по защите окружающей среды, такие как Greenpeace и «Транспорт и окружающая среда», активно использовали частные каналы связи для осуществления внутреннего лоббизма [6]. Становится очевидным, что в то время, как одни проблемы могут быть разрешены посредством внешнего лоббизма - с привлечением внимания широкой общественности, другие требуют использования моделей внутреннего лоббизма. В связи с этим для понимания, будет ли отдельно взятая кампания по продвижению интересов организации успешной, нужно учитывать политический контекст, в котором она проводится и уже, исходя из этого выбирать определенный метод лоббирования или сочетание методов. При этом особое внимание стоит уделять освещению в СМИ и поддержке политических позиций в рамках общественных дебатов [4]. Так, например - в отношении законодательных инициатив - внутренний лоббизм применяется, когда предполагаемые общественно-политические проблемы слабо освещаются в СМИ, таким образом, обмен информацией чаще происходит за закрытыми дверями; политики могут принимать решения под радаром, вне поля зрения общественности, и менее подвержены страху быть осужденными и потерять «политические очки».

А.Л. Кучеров выделяет следующие модели лоббизма, которые можно отнести к внутренним:

1) Информационные контакты в устном, письменном, электронном и других видах коммуникации.

2) Заключение сделки или осуществление обмена между лоббирующим лицом и ЛПР или контролирующими организациями. (Исследователь относит сюда также дачу взятки.)

Политолог А.П. Толстых разделяет методы лоббизма с точки зрения законности [11]:

1) «Цивилизованная форма лоббизма», или легальный лоббизм - входит в область правового соблюдения

2) «Теневой» или «околозаконный» лоббизм - с учетом использования определенных лазеек в законодательстве государства.

3) Криминальный лоббизм - при злостном нарушении законов страны. К данным методам политолог относит коррупционные преступления, рэкет, шантаж и т.д.

Также П.А. Толстых выделяет два различных подхода к осуществлению лоббистской деятельности: реактивный и проактивный.

Так, в ряде юго-восточных компании" характерна реактивная позиция, которая заключается в отслеживании потенциальных угроз и приспоса-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

бливании к меняющейся конъюнктуре - уже принятым решениям и законам. В США, напротив, лоббисты действуют проактивно, форсировано оказывая давление на власть, создавая тактические коалиции и союзы, используя методы закулисного давления. Проактивный лоббизм отличается своей эффективностью: представители власти прислушиваются к мнению бизнес-сообществ [10].

Российский исследователь Павлюк А.Н. предлагает разделить технологии и модели лоббизма в несколько условных блоков, определяя их как проактивный блок, информационный, а также блок латентной работы.

Совокупность технологии" и инструментов первого блока включает в себя активные публичные действия (активное сотрудничество с общественными движениями, союзами и ассоциациями на федеральном и региональном уровне; организация публичных кампаний - митингов, демонстраций, протестных движений и т.д.; участие в публичных дискуссиях по злободневным вопросам, в том числе в СМИ; участие в судебных заседаниях) - и относится к технологиям внешнего лоббирования. Информационный блок включает в себя изучение политической, экономической конъюнктуры - внешней среды, внутренние потребности организации, сбор и анализ данных - и является необходимым для выбора стратегий поведения и принятия каких-либо значимых действий. Внутренним лоббизмом непосредственно является блок латентной работы. Здесь используются такие технологии, как [12]:

1) Внедрение лоббистов - «агентов влияния» - в аппарат профильных ведомств (например, за счет вхождения в наблюдательные и экспертные советы);

2) Заключение отношений партнерства с должностными лицами и представителями бюрократии;

3) Предложение - за счет внедрения лоббистов в структуры конкурирующих субъектов - заведомо неэффективных, но внешне перспективных стратегий поведений.

И.Е. Минтусов предлагает выделять следующие доступные бизнесу техники внутреннего лоббирования [2]:

1) Разработка проектов НПА и организация их обсуждения,

2) Профессиональное консультирование, проведение экспертиз,

3) Сбор и предоставление необходимых данных,

4) Участие в работе органов государственной власти, органах местного самоуправления, образованных ими структур,

5) Работа в консультативных (совещательных органах), рабочих группах по выработке решений,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

6) Участие в слушаниях и заседаниях парламента,

7) Помощь в организации публичных мероприятий.

Все эти формы взаимодействия основаны на личном контакте с лицами, принимающими решения. Контакты могут быть как формальные, так и неформальные. Существует мнение, что «навести мосты» с политиками сложно [7]. Однако большинство чиновников свободно взаимодействуют с представителями бизнеса. Депутаты регионального и местного уровня не обладают большим количеством политических ресурсов в виде связей, финансирования, информации, поэтому вполне охотно идут на контакт. Чиновники - в связи с включенностью в иерархию исполнительной власти - зависят от принятия решений даже в большей степени, чем парламентарии. Для лоббиста, таким образом, важно понимать, на какого чиновника можно и нужно воздействовать. Так, например, рядовые чиновники вряд ли способны повлиять на лоббирование продвижение тех или иных интересов, замедлить или ускорить принятие какого-нибудь законопроекта и т.д.

Таким образом, что личная заинтересованность и неформальные связи и договоренности решают многое. Способы влияния на политиков при неформальном контакте не отличаются от тех, которые применяются в обычной жизни для налаживания приятельских и дружественных связей: лоббисты могут организовывать обеды, обеспечивать транспортом, предоставлять билеты на мероприятия. Одновременно значительные секторы экономики требуют применения и формальных форм контакта.

Список литературы:

[1] Florian Weiler, Matthias Brändli. Inside vs. Outside Lobbying: How the Institutional Framework Shapes the Lobbying Behavior of Interest Groups/ Weiler - http: https://ejpr.onlinelibrary.wiley.com/ doi/10.1111/1475-6765.12106 (дата обращения: 03.05.2021)

[2] GR и лоббизм: теория и технологии: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. А. Ачкасова [и др.] ; под редакцией В. А. Ачкасовой, И. Е. Минтусова, О. Г. Филатовой. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 315 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02436-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait. ru/bcode/433020 (дата обращения: 04.05.2021)

[3] Interest Groups and Public Policy: The Insider/Outsider Model Revisited / William A. Maloney, Grantjordan, Andrew M. Mclaughlin // Jnl Publ. Pol., 1994, №14 - 17-38.

[4] Iskander De Bruycker. Lobbying strategies and success: Inside and outside lobbying in European Union legislative politics/ Iskander De Bruycker and

Jan Beyers - Cambridge University Press, 2018 -1-18.

[5] Lobbying in the European Union. Interest groups, lobbuing coalition and policy change/ Heike Kluver- Oxford University Press, 2013 - 297 р.

Левин, М.И., Шилова, Н.В. Рентоориентиро-ванное поведение в системах со сложной структурой / Левин, М.И. URL: ftp://w82.ranepa.ru/rnp/ wpaper/2272.pdf (дата обращения 15.03.2020)

[6] Павроз А.В. Институт лоббизма в современных демократических обществах // ПОЛИТЭКС. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ institut-lobbizma-v-sovremennyh-demokraticheskih-obschestvah (дата обращения: 05.06.2021).

[7] Павроз А.В. Government relations как институт социально-политического взаимодействия // ПОЛИТЭКС. 2005. №2. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/government-relations-kak-institut-sotsialno-politicheskogo-vzaimodeystviya (дата обращения: 05.06.2021).

[8] Толстых П. А. GR. Практикум по лоббизму в России [монография]/ Толстых П. А. - Москва, Альпина Бизнес Бук, 2007 - 379 с.

[9] Толстых П.А. Лоббизм как коррупционная технология/ А.П.Толстых // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. No 6-2. С. 205-214.

[10] Толстых П.А. Субъектный статус лоббизма и Government Relations [Электронный ресурс] / П. А. Толстых. URL: http://lobbying.ru/ Dokuments/VAKTolstykh.pdf. (дата обращения: 03.05.2021)

[11] Толстых. П.А. Практика лоббизма в Государственной Думе ФС РФ: структура, технологии, перспективы легитимизации. Диссертация - Высшая школа экономики, Москва, 2006 - 221 с.

[12] Чирочкин А.И., Поддубный С.И., Кокша-ров. И.П. Формы и методы лоббизма // Вопросы науки и образования. 2018. №3 (15). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/formy-i-metody-lobbizma (дата обращения: 05.06.2021).

[13] Экспертный опрос по теме; «Отношение к лоббизму в российском обществе» под руководством Павлюка А.Н., 2011 / hUp;//inexo. гu/d/297441/d/otnoshenie_k_lobbizmu_v_гossii.doc

Spisok literatury:

[1] Florian Weiler, Matthias Brandli. Inside vs. Outside Lobbying: How the Institutional Framework Shapes the Lobbying Behavior of Interest Groups/ Weiler - http: https://ejpr.onlinelibrary.wiley.com/ doi/10.1111/1475-6765.12106 (data obrashcheniya: 03.05.2021)

[2] GR i lobbizm: teoriya i tekhnologii: uchebnik i praktikum dlya bakalavriata i magistratury / V. A. Achkasova [i dr.] ; pod redakciej V. A. Achkasovoj, I. E. Mintusova, O. G. Filatovoj. — Moskva: Izdatel'stvo

Yurajt, 2019. — 315 s. — (Bakalavr i magistr. Akademicheskij kurs). — ISBN 978-5-534-02436-4.

— Tekst : elektronnyj // EBS YUrajt [sajt]. — URL: https://urait.ru/bcode/433020 (data obrashcheniya: 04.05.2021)

[3] Interest Groups and Public Policy: The Insider/Outsider Model Revisited / William A. Maloney, Grantjordan, Andrew M. Mclaughlin // Jnl Publ. Pol., 1994, №14 - 17-38.

[4] Iskander De Bruycker. Lobbying strategies and success: Inside and outside lobbying in European Union legislative politics/ Iskander De Bruycker and Jan Beyers - Cambridge University Press, 2018

- 1-18.

[5] Lobbying in the European Union. Interest groups, lobbuing coalition and policy change/ Heike Kluver- Oxford University Press, 2013 -297 r.

Levin, M.I., Shilova, N.V. Rentoorientirovannoe povedenie v sistemah so slozhnoj strukturoj / Levin, M.I. URL: ftp://w82.ranepa.ru/rnp/wpaper/2272.pdf (data obrashcheniya 15.03.2020)

[6] Pavroz A.V. Institut lobbizma v sovremennyh demokraticheskih obshchestvah // POLITEKS. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institut-lob-bizma-v-sovremennyh-demokraticheskih-obschest-vah (data obrashcheniya: 05.06.2021).

[7] Pavroz A.V. Government relations kak institut social'no-politicheskogo vzaimodejstviya // POLITEKS. 2005. №2. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/government-relations-kak-institut-sotsial-no-politicheskogo-vzaimodeystviya (data obrash-cheniya: 05.06.2021).

[8] Tolstyh P. A. GR. Praktikum po lobbizmu v Rossii [monografiya]/ Tolstyh P. A. - Moskva, Al'pina Biznes Buk, 2007 - 379 s.

[9] Tolstyh P.A. Lobbizm kak korrupcionnaya tekhnologiya/ A.P.Tolstyh // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i isk-usstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2012. No 6-2. S.205-214.

[10] Tolstyh P.A. Sub"ektnyj status lobbizma i Government Relations [Elektronnyj resurs] / P. A. Tolstyh. URL: http://lobbying.ru/Dokuments/VAKTol-stykh.pdf. (data obrashcheniya: 03.05.2021)

[11] Tolstyh. P.A. Praktika lobbizma v Gosu-darstvennoj Dume FS RF: struktura, tekhnologii, per-spektivy legitimizacii. Dissertaciya - Vysshaya shkola ekonomiki, Moskva, 2006 - 221 s.

[12] Chirochkin A.I., Poddubnyj S.I., Koksharov I.P. Formy i metody lobbizma // Voprosy nauki i obra-zovaniya. 2018. №3 (15). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/formy-i-metody-lobbizma (data obrash-cheniya: 05.06.2021).

[13] Ekspertnyj opros po teme; «Otnoshenie k lobbizmu v rossijskom obshchestve» pod rukovodst-vom Pavlyuka A.N., 2011 / hUp;//inexo.gu/d/297441/d/ otnoshenie_k_lobbizmu_v_gossii.doc

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.