Научная статья на тему 'Формы легитимации королевской власти в средневековой германской истории'

Формы легитимации королевской власти в средневековой германской истории Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
1274
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГИТИМАЦИЯ (ЛИЧНАЯ / LEGITIMATION / СПОСОБЫ И ФОРМЫ ЛЕГИТИМАЦИИ / METHODS AND FORMS OF LEGITIMATION / CEREMONY OF CONSECRATION AND CROWNING / РОДОВАЯ / САКРАЛЬНО-СИМВОЛИЧЕСКАЯ / ПРАВОВАЯ) / ОБРЯДЫ ПОМАЗАНИЯ И КОРОНАЦИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Турыгин Александр Александрович

Статья посвящена проблеме анализа и определения форм легитимации королевской власти в средневековой германской истории. Автор раскрывает способы обеспечения процесса восприятия и признания королевской власти в Германии, с помощью которых поддерживался и сохранялся институт монархии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms of the royal authority legitimation in the medieval German history

The article is devoted to the problem of the analysis and definition of forms of the legitimation of the royal authority in the medieval German history. The author opens ways of maintenance of the process of perception and recognition of the royal authority, making conditional during the long period upon the preservation of the institute of the monarchy in Germany that allows to define also specific features of the medieval German statehood. The legitimation of the royal authority in the article is understood as the process of the maintenance and the recognition of the exclusive opportunities and the rights of the monarch which has been connected with "the selection" of the forms, methods and means which were giving the chance to monarchs to underline and represent constantly the especial status of the royal authority.

Текст научной работы на тему «Формы легитимации королевской власти в средневековой германской истории»

А.А. Турыгин

ФОРМЫ ЛЕГИТИМАЦИИ КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГЕРМАНСКОЙ ИСТОРИИ

Статья посвящена проблеме анализа и определения форм легитимации королевской власти в средневековой германской истории. Автор раскрывает способы обеспечения процесса восприятия и признания королевской власти в Германии, с помощью которых поддерживался и сохранялся институт монархии.

Ключевые слова: легитимация (личная, родовая, сакрально-символическая, правовая), способы и формы легитимации, обряды помазания и коронации.

Проблема легитимности королевской власти в эпоху раннего Средневековья стала актуальной сравнительно недавно и первоначально являлась предметом особенного интереса философов и историков1. Намерения исследователей преимущественно были связаны с изучением института монархии в целом, причинами ее формирования и продолжительного существования в Европе, типами господства и формами влияния монархии на население и массовое сознание европейских народов. Более того, в начале ХХ в. в трудах ученых делалась попытка научного осмысления форм и способов легитимации королевской власти, обеспечивавших ее сохранность и продолжительное существование. В связи с этим под легитимацией королевской власти понимался процесс обеспечения и признания исключительных возможностей и прав монарха2. Этот процесс был связан с «отбором» форм, методов и средств, дававших возможность монархам постоянно подчеркивать и репрезентировать особенный статус королевской власти.

В настоящей статье речь пойдет не о самом процессе легитимации королевской власти, предполагающем последовательность эта-

© Турыгин А.А., 2010

пов становления, утверждения, принятия и восприятия средневековым человеком королевской власти, а о тех формах, которые обеспечивали его в разное историческое время и в силу определенных обстоятельств имели первостепенное значение.

Во второй половине ХХ в. историки европейского Средневековья обратили внимание на факторы, обеспечивавшие процесс легитимации королевской власти, ее ритуально-символический характер, влияние на сознание и ментальность средневекового человека, механизмы принятия института монархии в целом3.

У современных исследователей появилась возможность обратиться к особенностям процесса легитимации королевской власти в отдельных европейских странах.

Как представляется, изучение специфически национальных особенностей легитимации власти монархов в Европе проясняет некоторые аспекты из истории государственности европейских стран эпохи Средневековья. Некоторые из этих особенностей можно раскрыть через формы легитимации королевской власти. Для раннего Средневековья гипотетически их можно представитель через совокупность личных, родовых, сакрально-символических и правовых форм легитимации. Их можно проследить на примерах «классических» стран средневековой европейской истории -Франции, Англии и Германии. Во Франции и Англии легитимация королевской власти преимущественно была связана с ее освящением через обряд помазания, совершавшийся священнослужителями, «королевским чудом»4. На механизмы восприятия королевской власти в Германии также оказали большое влияние христианские обряды и таинства, связанные с ее освящением, как, впрочем, для всех стран раннесредневековой Европы, но приоритетными стали иные формы легитимации, обусловленные спецификой исторического развития страны.

Для западноевропейских стран эпохи Средневековья, как справедливо заметил Э. Канторович, политическое мышление представляло собой не что иное, как секуляризированную теологию, а представления о верности и преданности - скорее всего завуалированную христианским учением концепцию средневековой королевской власти5.

Сакрализация верховной власти - широкое явление в средневековой эпохе. К изучению феномена сакрализации обращались ведущие западные историки и антропологи (М. Вебер, М. Блок, Э. Сервис, Р. Карнейро, Р. Салинс и другие).

Сакрально-символическая форма легитимации королевской власти в эпоху раннего Средневековья для стран Западной Европы имела большое значение. Безусловно, что корона, скипетр, держа-

ва, жезл правосудия и т. д. наполняют содержанием контекст королевской власти и не могут быть изучены в отрыве от ритуалов и церемоний, в которых они использовались. Символизм, приобретший сакральный характер, отражал в этом случае не только внешние очертания королевской власти, но и формировал ее должное восприятие. Источником сакрально-символической формы легитимации королевской власти в раннем Средневековье выступала религия. В странах рано начавших культивировать христианство, символы королевской власти приобрели специфически религиозное значение. Историк средневековой Европы Жорж Дюби в одной из своих работ делает вывод о связи символики королевской короны с терновым венцом Христа6. Однако христианский символизм королевских регалий существовал наряду с традиционным, основанным на языческих верованиях и античных представлениях о власти.

О традиционном для германских племен обычае возложения короны на голову правителя пишет немецкий историк Дитрих Клау-де. Он отмечает, что еще до появления христианской веры символами правителя были «металлический обруч и роскошно отделанные шлемы»7.

Оттон I, которого в историографии называют создателем Германской империи, предпочел быть коронованным как император8. Церемония была совершена в Риме в 962 г. Эта процедура иллюстрирует скорее необходимость преемственности античной Римской империи с империей наследников Карла Великого и, если точнее, легитимирует имперские (территориальные) амбиции германских правителей. Более того, германский император самым ярким способом подчеркнул свою независимость и самостоятельность от прямых потомков Карла Великого, правивших во Франции. Эта форма легитимации власти была направлена прежде всего вовне, для обеспечения статуса нового государственного института власти -империи. Как подчеркнул французский историк Ф. Рапп, «имперская корона была лишь украшением, выставленным напоказ мелкопоместными князьками»9.

Для большинства западноевропейских стран обряд помазания короля совершался в присутствии и при непосредственном участии представителей духовенства. Потребность в освящении королевской власти испытывали правители из династии Каролингов, независимо от времени пребывания на троне. Так, спустя только лишь десять лет после вступления на престол был помазан и коронован Карл Лысый (838-877). Потребность в этой процедуре монархи испытывали, чтобы обеспечить престиж и признание своей власти христианами. Процедуру освящения своей личной власти исполь-

зовали в равной степени монархи Франции, Англии и Италии. В Восточной Франконии (германские земли) отношения монархов к ней было весьма неоднозначным. Довольно часто монарх занимал свой трон, избегая ритуалов помазания и коронации священнослужителями. В отношении первых независимых правителей Восточной Франконии, ставших ее монархами практически сразу после распада империи Карла Великого (монархи из династии Каролин-гов - Людовик Немецкий и его сыновья), мы не располагаем ни одним источником, подтверждающим проведение обряда помазания. Лишь после прекращения правления Каролингов в немецких землях новый правитель, выбранный из дальних родственников Каро-лингов, франконец Конрад (911-918) был помазан и коронован. При этом первоочередным актом коронации Конрада стали его выборы влиятельными князьями, которые пожелали продемонстрировать, что «их общность (в деле избрания. - А. Т.) была для них важнее, чем подчиненность каролингской династии, которая еще продолжала существовать в Западной Франконии»10. Акт освящения, последовавший за избранием короля, демонстрировал и легитимировал эту независимость, но был ориентирован скорее вовне, в сторону соседних королевств.

В отношении легитимации собственной власти внутри государства и, по необходимости, ввиду сохранявшейся конкуренции со стороны таких же знатных и авторитетных родов Баварии и Саксонии, Конрад воспользовался процедурой освящения собственной власти по уже имевшимся у Каролингов правилам.

Преемник Конрада Генрих отказал архиепископу Майнцкому в совершении обряда помазания, опасаясь «как бы подданные не подумали, будто он обязан своим королевским саном исключительно духовенству»11.

В соответствии с традицией императором был избран и преемник Генриха - его сын Оттон (936-973). Видукинд, монах Ново-корвейского монастыря (ок. 950-1004), в хронике о правлении Саксонской династии отмечает, что обряд коронации над Оттоном совершили не представители духовенства, что к тому времени уже вошло в традицию во Франции, а герцоги, которые «посадили нового герцога на сооруженный там трон, протянув к нему руки и торжественно обещав ему свою верность и помощь против всех врагов и так по своему обычаю сделали его королем. В то время как герцоги и остальные должностные лица все это совершали, архиепископ со всем духовенством и всем остальным народом ожидал выхода нового короля в базилике»12.

Можно предположить, что влияние духовенства в Германии в раннее Средневековье было меньше, чем во Франции или Англии.

Тем не менее нельзя утверждать, что королевская власть у германцев не была священной. Сакральность королевской власти у древних германцев берет свое начало в дохристианской эпохе.

Таким образом, способы легитимации королевской власти у германских племен формировались в соответствии с традициями. В связи с этим интерес представляет вопрос о том, как долго традиционное освящение королевской власти продолжало оказывать влияние на процесс ее легитимации уже на этапе относительной независимости и целостности Германского (Восточнофранконского) королевства? Для ответа на него целесообразно было бы обратиться к проблеме возникновения королевской власти у древних германцев.

Одной из самых дискуссионных проблем в истории древних германцев является вопрос о происхождении власти, обозначаемой обычно в качестве королевской. Существует несколько версий о происхождении термина, который по-русски часто передается как «король». Самой распространенной из них является версия Тацита. Согласно версии этого историка, «король» (rex) - высший знатный в племени. Реальное древнегерманское наполнение функций kuning (в будущих огласовках «конунг», König) соотносится отнюдь не с должностью (полнота власти в военных и гражданских делах, высшие почести и знатность), а с личными заслугами.

Первыми стадиями становления королевской власти в германской историографии обычно признаются Sakralkönigtum (сакральная, религиозная в своей основе королевская власть) и Heerkönigtum (военная королевская власть)13. Носителями сакральной королевской власти были жрецы, особенно жрецы Одина, вследствие признанного соплеменниками за ними права гаданий и общения с богами. К «военным» королям могли относиться в рамках латинской терминологии princeps, dux, rex. Различия между рексами (rex) и дуксами (dux) - не более чем риторическая антитеза. Знатность (rex) и доблесть (dux) - неотъемлемые качества как рексов, так и дуксов.

Необходимо отличать частную власть над небольшой свитой временного вождя от командной власти публично-правового характера дуксов и рексов, поскольку это было делом всего племени. Нам известны многие имена германских дуксов, но лишь немногие из них становились рексами. Превращение дуксов в рексов связано с завоеванием под их руководством племенем или союзом племен новых территорий и закрепления их (хотя бы временно) за собой.

Претенденты на королевскую власть хорошо осознавали наличие главного препятствия на пути к установлению своего единовластия. Им была оппозиция знати, обладавшей своими вооруженными свитами. Поэтому, стремясь увеличить собственные дружины,

претенденты на королевскую власть охотно принимали в них негерманцев. Прогрессирующее «слияние народов» приводило к тому, что дружины «военных королей» представляли собой не этнические, а политические формирования. Это, в свою очередь, стало важнейшей предпосылкой генезиса государственности у древних германцев.

Ни одному из военных вождей I в. н. э. не удалось самостоятельно учредить на длительную перспективу третью, высшую стадию личной публичной власти - Stammeskдmgtum (королевскую власть над всем племенем и от имени всего племени с основанием своей династии).

На основании вышеизложенной гипотезы о происхождении королевской власти у древних германцев можно предположить, что традиционными для них были формы личной и родовой легитимации. Поскольку христианизация Западной Европы началась и распространялась преимущественно из западнофранконских земель, за Рейном христианские традиции и таинства стали культивироваться позже и в меньшей степени повлияли на формирование институтов власти, чем на территориях бывшей Римской империи. Более того, в землях к востоку от Рейна довольно долго сохранялось язычество, которое напрямую связывает традицию легитимации священной власти правителя либо с его исключительными качествами, прежде всего воинскими качествами и организаторскими способностями, либо с представлениями о сакральном могуществе рода. Род, из которого на протяжении нескольких поколений выходили талантливые полководцы, первоначально многочисленный, со временем наделялся соплеменниками сакральным могуществом, передающимся по наследству. На этой почве возникали легенды о том, что род ведет свое начало от языческих богов. «Готы (германское племя. - А. Т.), - по свидетельству остготского историка Иордана, объясняя победы свои счастливым влиянием своих предводителей, не желали видеть в этих последних простых смертных; они нарекли их асами, то есть полубогами»14. Это дает нам некоторые основания утверждать, что у германцев существовал обычай мифологизировать происхождение своих правителей (сам миф мог возникать позднее).

У германцев преобладали личная и родовая формы легитимации королевской власти. Подтверждением этого является сохранение на протяжении всего Средневековья могущества и фактической самостоятельности отдельных родов, первоначально представлявших собой роды вождей, правителей. Их главы в дальнейшем, покорив остальные роды, становились племенными герцогами. Речь идет о формировании союза племенных герцогств, составивших ее основу, и усилении власти магнатов (племенных вождей).

Немецкая государственность в эпоху раннего Средневековья создавалась на фоне слабости королевской власти, при сохранении влиятельных и авторитетных позиций племенной знати и под влиянием внешней угрозы, обусловившей сплочение германских племен. Другой особенностью древнегерманской государственности стало то, что вожди племен и представители племенной знати почти сразу после распада империи Карла Великого начали проявлять большую самостоятельность в отношении расширения своих владений и своего влияния за счет слабеющей в эпоху поздних Каролингов королевской власти. Племенные герцогства (Stammesherzogtuemer) стали представлять собой крупные территориально-этнические образования, в которых власть герцогов стала продолжением власти вождей этнических групп. Их союз составил основу германской государственности в эпоху раннего Средневековья.

С завершением эпохи Штауфенов, давшей Германии немало «сильных» императоров, начинается период ослабления монархической власти. Это привело к необходимости вновь обратиться к традиции «коллективного» участия могущественных князей в деле управления империей. Так возникает правовая форма легитимации верховной власти, которую М. Вебер называл «рациональной». В ее основе лежит оформление прав участия во власти, гарантий и сферы компетенции власти императора и имперских князей. Ее форма начинает выражаться через «понятия», которые фиксируются, в том числе, в правовых памятниках15. В широкое употребление входит формула «regem etenium jura faciunt, non persona» («король занимает свое положение на основании права, а не на основании своей личности»)16.

Рациональная легитимация власти монарха в Германии находит свое блестящее оформление в «Золотой булле» 1356 г. Ее подписание императором Карлом IV узаконило и определило на будущее порядок управления империей фактически коллегией курфюр-стов17. Курфюрсты имели право заявить императору: «Помни, что этот трон дан тебе не по праву рождения и не по наследству, а по воле князей и курфюрстов Германии»18.

Таким образом, мы приходим к пониманию специфически германской эволюции форм легитимации королевской власти, определявшей особенности ее государственности, прежде всего в эпоху раннего Средневековья. Их значение в историографии нельзя недооценивать, поскольку оно не позволяет полностью транслировать общенаучные схемы и теории процесса феодализации, зачастую стирающие или ретуширующие его национальные особенности. Институт королевской власти - для Германии в большей степени власти императорской - представляется одним из важных

элементов средневекового общественного устройства. Эволюция форм его легитимации от личной и родовой до сакрально-символической и правовой является важным условием понимания особенностей развития германской государственности. Это вовсе не означает, что помимо этих, основных форм не существовали другие. Так, можно вести речь о лингвистической легитимации, которая распространяется на семантическом уровне. С одной стороны, она могла быть внешней. Ее смысл состоит в применении по отношению к королевской власти у германцев лексики других народов, что обеспечивало ее формальное признание. Иллюстрацией этого может стать общение императоров Византийской империи с варварскими королями. Из труда Григория Турского мы узнаем, что император Валентиниан, общаясь с правителями франков, называл их «царственными особами»19.

Распространенной у германцев была также формально-символическая легитимация королевской власти. Ее смысл выражается в традиционной атрибутике королевской власти. Например, можно обратиться к обычаю носить бороду и длинные волосы20.

На основании вышеизложенного можно предположить, что формы легитимации королевской власти у германцев отличались своим разнообразием и специфически национальными особенностями. Для всех западноевропейских королевств они были характерны в равной степени. Но важно иметь в виду, что для каждого из них в разные периоды времени приоритетными становились лишь некоторые. Для королевств, ставших прямыми наследниками античных традиций власти и в большей степени подверженных романизации (Англия, Франция), актуальными стали сакрально-символические формы легитимации. Для раннесредневековой Германии значимыми и преобладающими оказались ее традиционные формы (личная и родовая). Как представляется, приоритетность форм легитимации королевской власти в эпоху раннего Средневековья определила специфику национальной государственности.

Примечания

1 Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990; Блок М. Короли-чудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии. М.: Языки русской культуры, 1998; Kantorowicz E. The King~s Two Bodies: A Study in Medieval Political Theology. Princeton, 1957.

2 На основе изучения трудов французских историков школы «Анналов» автор

позволил себе сформулировать понятие «легитимация», которое он не ограничивает нормативно-правовой традицией оформления королевской власти, а рассматривает шире, в контексте ее восприятия и формирования легитимного отношения к ней.

3 Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с франц. Е.И. Лебедевой, Ю.П. Малинина, В.И. Райцеса, П.Ю. Уварова. М., 1992; Он же. Средневековый мир воображаемого. М., 2001.

4 Под «королевским чудом» понимается вера в возможность наложением длани монарха исцелять больных золотухой. Об этом: Блок М. Указ. соч. С. 112.

5 Цит. по: Patterson O. Freiheit, Sklaverei und die modern Konstruktion der Rechte // Die kulturellen Werte Europas / Hrsg. von H. Joas und K. Wiegandt. Frankfurt а/М, 2005. S. 173.

6 Дюби Ж. История Франции: Средние века (967-1460): от Гуго Капета до Жанны д'Арк. М.: Международные отношения, 2001.

7 Клауде Д. История вестготов. М.: Barbaricum, 2001.

8 Дирльмайер У. Раннее и высокое средневековье (VI-XIII) // Краткая история Германии. СПб: Евразия, 2008; Озмент С. Могучая крепость: Новая история германского народа. М: АСТ, 2007.

9 Рапп Ф. Священная Римская империя германской нации. СПб.: Евразия, 2009. C. 10.

10 Флекенштейн Й. Империя Оттонов в X столетии // Священная Римская империя: Эпоха становления. СПб.: Евразия, 2008. С. 18.

11 См.: Блок М. Указ. соч. С. 268.

12 Видукинд Корвейский. Деяния саксов // История Германии: Учеб. пособие: В 3 т. / Под ред. Б. Бонвенча, Ю.В. Галактионова. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. Т. 3. Документы и материалы.

13 Там же. (Т. 1. С древнейших времен до создания Германской империи (1870 г.)).

14 Иордан. О происхождении и деяниях гетов. СПб, 1997. С. 122.

15 См.: Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. С. 409.

16 См.: Клауде Д. Указ. соч. С. 39.

17 Курфюрст - князь, имевший право голоса на выборах императора Священной Римской империи (Kur - выбор, Frnrst - князь). Избирательным правом наделялось не конкретное лицо или династия, а территория - субъект империи.

18 Ивонин Ю.Е. Имперская идея и проблема государственности в Западной Европе XVI века // Вопросы истории. 1993. № 6.

19 Григорий Турский. История франков. М., 1987. С. 37.

20 Хроника Фредегара // Хроники длинноволосых королей. СПб., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.