Научная статья на тему 'ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ'

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формы контроля / органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации / передача полномочий / нормативные правовые акты / безопасность дорожного движения / forms of control / executive authorities of the subjects of the Russian Federation / transfer of powers / legal acts / road safety

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Обухов Сергей Игоревич

Действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут быть наделены отдельными государственными полномочиями, в том числе по обеспечению безопасности дорожного движения. В данной статье проведен анализ форм контроля со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации за переданными государственными полномочиями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Обухов Сергей Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms of control over the implementation by the executive authorities of the subjects of the Russian Federation of certain state powers in the field of road safety

The current regulatory legal acts of the Russian Federation provide that the executive authorities of the subjects of the Russian Federation may be endowed with separate state powers, including ensuring road safety. This article analyzes the forms of control by the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation over the transferred state powers to the executive authorities of the subjects of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 11(227)

DOI 10.47643/1815-1337_2023_11_170 УДК 342.9

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ПОЛНОМОЧИЙ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Forms of control over the implementation by the executive authorities of the subjects of the Russian Federation of certain state powers in the field of road safety

ОБУХОВ Сергей Игоревич,

адъюнкт III факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров, Академии управления МВД России.

125171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8. E-mail: mvd-osi@yandex.ru;

Obukhov Sergey Igorevich,

adjunct of the III Faculty training of scientific and scientific-pedagogical personnel, Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 125171, Russia, Moscow, Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., 8. E-mail: mvd-osi@yandex.ru

Краткая аннотация: Действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут быть наделены отдельными государственными полномочиями, в том числе по обеспечению безопасности дорожного движения. В данной статье проведен анализ форм контроля со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации за переданными государственными полномочиями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Abstract: The current regulatory legal acts of the Russian Federation provide that the executive authorities of the subjects of the Russian Federation may be endowed with separate state powers, including ensuring road safety. This article analyzes the forms of control by the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation over the transferred state powers to the executive authorities of the subjects of the Russian Federation.

Ключевые слова: формы контроля, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, передача полномочий, нормативные правовые акты, безопасность дорожного движения.

Keywords: forms of control, executive authorities of the subjects of the Russian Federation, transfer of powers, legal acts, road safety.

Для цитирования: Обухов С.И. Формы контроля за осуществлением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации отдельных государственных полномочий в области безопасности дорожного движения // Право и государство: теория и практика. 2023. № 11(227). С. 170-171. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_170.

For citation: Obukhov S.I. Forms of control over the implementation by the executive authorities of the subjects of the Russian Federation of certain state powers in the field of road safety // Law and state: theory and practice. 2023. No. 11(227). pp. 170-171. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_170.

Статья поступила в редакцию: 01.11.2023

При анализе специфики административно-правового регулирования контроля за передаваемыми полномочиями полиции в области дорожного движения значимым является вопрос выявления сущности и специфики форм контроля.

По мнению Ю.П. Анискина, контроль - это процесс обеспечения достижения целей организации посредством оценки и анализа результатов деятельности, оперативного вмешательства в процесс и принятия корректирующих действий [2, с. 36]. При этом, в контексте передаваемых (либо наделенных) полномочий контроль рассматривается как процесс достижения целей, задач определенного органа публичной власти (органа государственной власти - в анализируемом случае речь идет об Министерстве внутренних дел Российской Федерации - далее МВД РФ) за счет непосредственной деятельности другого органа публичной власти (в анализируемых правоотношениях - органе исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которому переданы полномочия в области дорожного движения), являющейся необходимой для полного обеспечения эффективного осуществления переданных полномочий на определенной территории.

Контроль в таком случае будет выступать как деятельность по оперативному вмешательству передающего органа - МВД РФ - в продолжающийся процесс в области дорожного движения с его осуществлением принимающим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах, очерченных на основе Соглашения1, при условии принятия соответствующих корректирующих действий, исходящих от контролирующего субъекта, передавшего полномочия.

Следует отметить, что форма (лат. forma) - это внешнее отображение содержания или чего-либо иного. Обращение к философской сущности приведенного определения связано с дальнейшим анализом означенных элементов контроля, поскольку в юридической литературе доминирует существенный разнобой во взглядах на составляющие форм и методов контроля [5].

В научной литературе доминирует позиция, согласно которой контроль преимущественно осуществляется в форме проверок (обследование и изучение отдельных направлений деятельности подконтрольного субъекта, по результатам которых составляется справка или докладная записка), ревизий (документальный контроль деятельности подконтрольного субъекта, по результатам которой составляется акт), затребования отчетов, проведения рейдов, осмотров и прочее [4, с. 65]. Соответственно, классификация по форме деятельности является типич-

1 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ).

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

ной для выявления сущности контрольных мероприятий и особенностей их осуществления.

Кроме того, в литературе распространены и другие виды классификации, например, по органам, осуществляющим контроль. При таком варианте выделяются парламентский, судебный, контроль со стороны федеральных органов исполнительной власти и другие его разновидности. Однако в отношении передаваемых полномочий такая классификация представляется не вполне применимой, поскольку форма контроля в силу особенностей наличествующих между контролирующим и подконтрольным лицом определяется их взаимоотношениями. Поскольку первично совокупность полномочий принадлежит первому из субъектов, то, становясь контролирующим лицом, он осуществляет контрольную деятельность в качестве первичного обладателя определенного функционала.

По сфере деятельности выделяют такие формы контроля, как внутренний, внешний и прочее [3, с. 744]. Применительно к исследуемым отношениям, контроль следует определить как внешний, характеризующийся особенностями межведомственного взаимодействия и отсутствием отношений власти-подчинения, обычно присущих контролю.

Однако здесь следует сделать небольшую оговорку. Преимущественно именно ведомственный контроль как форма реализации государственной власти возникает вместе с появлением в государстве самостоятельных государственных институтов, которые отличаются таким важным признаком, как единство (однородность) целей, полномочий и интересов, что позволяет отделять эти структуры от иных. Причем имеются в виду преимущественно соответствующие структуры (прообразы министерств, ведомств), а не просто определенные силы, классы, слои или группы населения или что-то подобное. Со временем контроль становится одним из принципов организации процесса государственного управления.

Ведомственный контроль, осуществляемый сегодня государством, может рассматриваться как явление, которому присущи различные аспекты осуществления. Его назначение заключается в:

- наблюдении за функционированием соответствующего подконтрольного объекта ведомственной принадлежности;

- получении объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины на нем;

- принятии мер по предупреждению и устранению нарушений законности и дисциплины;

- установлении причин и условий, способствующих отклонению от требований правовых норм, правил организации процесса производства, предоставления услуг и т.п.;

- принятии мер по исправлению ситуации на объекте (возобновлении законности и дисциплины);

- привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении установленного порядка [1, с. 211].

Если обратиться к сущности взаимодействия полиции МВД РФ, передающей полномочия в области дорожного движения органам исполнительной власти субъектов РФ, можно констатировать, что все указанные направления реализации контроля (с ограничением, разве что, привлечения к ответственности) присущи исследуемым правоотношениям. На наш взгляд, указанное обосновывается специфическим содержанием и особенностями реализации полномочий, которые передаются реципиенту, однако остаются типично свойственными первичному субъекту - органам полиции.

Помимо указанного, следует отметить, что типично ведомственный контроль позволяет получить необходимый объем информации, анализ которой позволяет наиболее целесообразно и рационально решить вопросы дальнейшего развития различных сфер управления и способов достижения оптимизации работы управленческих структур в этих сферах.

Указанный аспект также следует признать типичным для взаимодействия между полицией МВД РФ и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части реализации контроля за переданными полномочиями в области дорожного движения. В частности, особенностями такой формы является получение исчерпывающей информации относительно особенностей функционирования автоматических и передвижных средств видеофиксации нарушений ПДД, согласование размещения приборов учета с исходным субъектов - первичным владельцем переданных полномочий, вынесение именно органами полиции постановлений о привлечении к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, на основе материалов, полученных реципиентом - подконтрольным субъектом.

Формы осуществления контроля в указанном случае могут быть представлены как ревизии; плановые и внеплановые проверки; востребование документов, отчетов; обследование; предварительный анализ управленческих решений, готовящихся для принятия, и тому подобное. Указанное типично как для ведомственного, так и для вневедомственного контроля.

Осуществление контрольных мероприятий в исследуемой сфере осуществляется, как правило, лицами, хорошо осведомленными в сути дела, причем не всегда это - профессиональные контролеры. Более того, именно профессиональное владение функцией контроля представляется необязательным. Первичная принадлежность передаваемых полномочий органам полиции предполагает, что они, как никто иной, максимально полно представляют себе все положение дел, проблемные стороны деятельности объекта контроля. Их знание характера работы подконтрольного субъекта - следствие того, что задачи, цели (частично и функции) контролирующего субъекта и подконтрольного объекта совпадают.

Библиография:

1. Абузярова Н.К. и др. Правовое регулирование государственного контроля: монография / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; «Анкил», 2012. C. 480.

2. Анискин Ю.П., Павлова А.М. Планирование и контроллинг: учебник. 2-е изд. М.: ОМЕГА-Л, 2005. С. 280.

3. Бахрах Д. Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н. БЗО Административное право: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2005. С. 800.

4. Жилик А.И. Формы и методы контроля и надзора в государственном управлении // Крымский академический вестник. 2017. № 4. С. 65-68.

5. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: https://gufo.me/d¡ct/bse/Форма?yscl¡d=lnn6cg2yqa207576452/

References:

1. Abuzyarova N.K. et al. Legal regulation of state control: monograph / ed. Dr. jurid. Professor, Honored Scientist of the Russian Federation / A.F. Nozdrachev. M.: Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation; "Ankil", 2012 - C. 480.

2. Aniskin Yu.P. Pavlova A.M. Planning and controlling: textbook / - 2nd ed. - M.: OMEGA-L, 2005. - p. 280.

3. Bakhrah D. N., Russian B. V., Starilov Yu. N. BZO Administrative law: Textbook for universities. — 2nd ed., ed. and add. — M.: Norm, 2005. — p. 800.

4. Zhilin A.I. Forms and methods of control and supervision in public administration. // Crimean Academic Bulletin. - 2017. - No. 4. - pp. 65-68.

5. The Great Soviet Encyclopedia [Electronic resource]. - URL: https://gufo.me/dict/bse/$opMa?ysdid=lnn6cg2yqa207576452/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.